Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Социальные условия формирования одиночества в современном обществе. Одиночество среди людей или полная изоляция — что страшнее? В работе Слободчикова И

Социальные условия формирования одиночества в современном обществе. Одиночество среди людей или полная изоляция — что страшнее? В работе Слободчикова И

Отличительной особенностью современного человека от остального животного мира является проблема одиночества и отсутствие близких людей.

Одиночество – это состояние одинокого человека. Возникает чувство, что нет близкого друга, которому можно доверить свои мысли и который тебя поймёт. «Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других», – писал немецкий философ и психолог . Как правило, состояние одиночества приносит страдания.
Перед тем как перейти непосредственно к теме разговора, необходимо сделать небольшое отступление.
Человек – существо общественное. Только ведя общественный образ жизни, он смог выжить в дикой природе. Только общими усилиями он достиг своего исключительного положения в животном мире. Лишь благодаря накоплению и передаче от поколения к поколению своих знаний и опыта современные люди могут пользоваться достижениями всего человечества. Я неслучайно упомянул эти, на первый взгляд банальные вещи, поскольку они иногда умалчиваются либо вообще игнорируются при разборе такой проблемы, как одиночество.
Человек – существо биосоциальное. Врождённые формы поведения, например инстинкт продолжения рода и групповой образ жизни, сформировавшиеся в результате естественного отбора, органично вплетаются в современный культурный и общественный уклад.

Одинокость души. Один среди людей.

Живя в обществе, невозможно быть одиноким в прямом смысле этого слова. Мы всегда находимся среди людей. Нас окружают люди, живущие с нами в одно время, общей культуре и социуме. Уровень развития, менталитет и интересы соответствуют при этом определённому социальному слою и возрасту.
Проблема одиночества – это, прежде всего, проблема отсутствия пары, и не просто пары, а отсутствие любимого человека. Сам факт наличия любимого человека на какое-то время наполнит вашу жизнь смыслом. Потом всё будет зависеть от того, как будут развиваться отношения, но проблема одиночества будет закрыта. Теме поиска и выбору партнёра будет посвящена отдельная статья.

Что же касается общения с окружающими, то здесь можно отметить два момента, которые могут препятствовать образованию новых отношений и которые связаны с особенностями характера, а точнее, с отношением к себе (Я – плохой) и к другим людям (Они – плохие).
Позиция: Я – плохой. Нередко возникает в результате незнания существующих в определённой социальной среде принятых ритуалов поведения и неумения поддерживать беседу. В итоге самооценка падает, появляется ощущение собственной неполноценности.
Позиция: Они – плохие. Иногда, попадая в неблагоприятную или недостаточно доброжелательную среду в сравнении с тем, что было раньше, человек может оказаться один против общества. Срабатывает инстинкт самосохранения, появляется отрицательное отношение к окружению и настороженность к любым активным контактам с внешним миром. Пропадает желание что-либо делать самому. Впоследствии окружение или ситуация может измениться, а установка остаться.

Проблема одиночества. Один среди себя.

Тот уклад жизни, который заложен в нас природой и обществом, предполагает общение и взаимодействие, он не предусматривает одиночное существование. , ведущих групповой образ жизни, и человека включает в себя потребность в принадлежности. Состояние одиночества может носить лишь объективный временный характер либо быть выбранным по собственному желанию (уединение).
Кто-то придаёт первостепенное значение чувству уверенности и защищённости, которое даёт группа, а кто-то предпочитает более уединённый образ жизни, довольствуясь лишь узким кругом общения. При уединённости не тревожат мысли об одиночестве, но это совсем другая тема для совсем другого разговора.
Фридрих Ницше по этому поводу иронично заметил: «Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных».


Лишь физическая и духовная активность способна вырвать человека из состояния одиночества. Надо идти в общество, к людям, принимать те правила игры, по которым они живут, и участвовать в совместной деятельности. Лишь общение в объединенной общим интересом группе (учебой, работой или хобби), в которой человек чувствует себя своим , может изменить положение.
Проблему одиночества из плоскости общих понятий и рассуждений необходимо перевести в плоскость конкретных действий. Тогда выяснится, что сильнее: либо желание найти выход из сложившейся проблемы, либо нежелание сделать необходимые усилия для того, чтобы найти.

Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский Государственный Горный Университет


Одиночество


Философия Студентки 1 курса

Маровой Екатерины Евгеньевны

Проверила Гурецкая Е.М.


Санкт-Петербург 2012


Введение

1. Философия одиночества

Заключение

Список литературы

Введение


В современном обществе практически отсутствует позитивное отношение к одиночеству.

Современное общество стремится контролировать не только социальное поведение человека, но и его внутреннюю жизнь. Осуществляется это, в частности, с помощью ограничения возможности мыслить в одиночестве. Принятые способы поведения, готовые нравственные оценки, а, по сути - отсутствие всяких нравственных ограничений, социальные стереотипы, транслируемые современным обществом, привели к формированию огромной массы людей одинаковых и легко управляемых в своей "одинаковости".

Пребывание с самим собой для многих представителей современного поколения не имеет смысла, а одиночество пугает. В результате индивидуальности стираются, снижается возможность "обмена" как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

1. Философия одиночества


О феномене одиночества написано и сказано много: философы, писатели, поэты - все исследовали его, чтобы прояснить его суть.

Одиночество преследует человека на протяжении всей его истории. В наши дни оно стало социальным бедствием, настоящей болезнью современного общества. Попытки философского осмысления этого феномена также имеют очень давние традиции. Но только в XX веке, по словам Н.А. Бердяева проблема одиночества стала "основной философской проблемой, с ней связаны проблемы "я", личности, общества, общения, познания. Среди существующих философских школ наибольшее внимание этому вопросу уделяется в экзистенциальном и феноменологическом направлениях. В работах Сартра, Гуссерля, Камю, Бубера, Хайдеггера и других одиночество человека в мире (вброшенность в мир) занимает одно из центральных мест.

Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Но эта интуитивная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, подчас противоречивое философское содержание понятия, ускользающее от рационального описания.

Одиночество часто рассматривается как нечто деструктивное по отношению к личности, мешающее ей жить, ставящее преграды и ломающее ее. И часто одиночество рассматривается как следствие давления внешнего мира на личность, которое и вынуждает ее отгораживаться от него, бежать, одновременно страдая от этого.

Одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Одиночество - это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него.

Одиночество есть прозрение. В его безжалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.

Бегство от одиночества есть бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, наедине с женой и детьми. Бегство от одиночества - это приближение к космическому одиночеству старости.

Как избежать этого одиночества? Ответить на этот вопрос можно только через появление нового более глубокого вопроса: "В чем смысл одиночества?" Ответом же на него может быть только философия одиночества.

Мышление одиночества всегда распахивает перед нами бездну. В одиночестве мы встречаемся с Богом или дьяволом, обретаем себя или падаем ниц. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания.

Одиночество можно рассматривать как фундаментальный антипод самим основам человеческого общежития, гуманным межличностным отношениям и, в конечном счете, самой сущности человека. Еще Аристотель заметил, что человек вне общества либо бог, либо зверь. Разумеется, центробежные силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста и ставящие ее в положение "бога" или "зверя", связаны и с такими феноменами, как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение и т.д. Но в итоге все эти разнопорядковые факторы, отражающие сложные процессы социального развития общества, приводят к единому результату - к устойчивому состоянию одиночества, связанному с переживанием личностью своей трагической "атомарности", затерянности и заброшенности в безбрежные и теряющие для нее смысл просторы социума. В отличие от объективно возникшей изолированности, которая субъективно может и не восприниматься таковой, одиночество фиксирует внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром "других" людей.

Одиночество относится к тем проблемам, которые преследуют человека на протяжении всей его истории. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием и в настоящее время - это уже опасная болезнь, болезнь многоликая и коварная, вызывающая одновременно сострадание и протест.

Бесправие, нищета, голод, угнетение, войны - беды человечества. Их проявления, как правило, очевидны, а потому и борьба с ними принимает характер мощных движений протеста, объединяющих людей общей целью, возвышающих в человеке человеческое.

Иное дело одиночество. Чаще всего оно не афиширует свое наступление на личность. Однако, как замечают американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон, "одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе. Ярко выраженное одиночество - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного духовного благополучия".

Чего же больше в одиночестве беды или вины человека? Кто он, жертва внешних обстоятельств, вызывающая искреннее сострадание, или эгоцентрик, совершивший преступление прежде всего по отношению к самому себе? Дать однозначный ответ на эти вопросы не просто, тем более что они не исчерпывают всех возможных альтернатив.

Тяжкий недуг одиночества всепроникающ и многолик. Наивно полагать, что ему подвержены лишь рефлектирующие субъекты, склонные к философствованию. Одиночество подчас обрушивается на вполне "благополучных" людей. Ни материальные блага, ни причастность к истеблишменту, ни внешне благополучное существование личности, воспринимающей западный образ жизни как данность, не в силах отвратить от нее рано или поздно наступающее одиночество, подводящее печальный итог всей прожитой жизни. Авторы сборника "Анатомия одиночества" справедливо отмечают, что многие люди испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи, и даже в обществе близких друзей.

Все исследователи сходятся в том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности. Естественно, что под "оторванностью" понимается не физическая изолированность, а скорее нарушение контекста многогранных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть добровольной и исполненной внутреннего смысла, отражает его тягостный разлад с обществом и самим собой, дисгармонию, страдание, кризис "Я".

Теоретическое и художественное осмысление одиночества имеет давние традиции. И было бы неверно связывать его исключительно с XX в, или с развитием капиталистического производства. Еще в ветхозаветной книге Екклезиаста приводятся слова, подтверждающие, что одиночество воспринималось людьми той эпохи как трагедия: "Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством" (4: 8). Драматизм утраты человеком связи с миром других людей пронизывает этот библейский текст, ставший практически первым отдаленным отголоском экзистенциалистского пессимизма.

Глубокие корни философии одиночества во многом пронизывают современное видение человека и межличностных отношений. Речь идет не только о собственно философской рефлексии в узком смысле слова, но и о широком распространении устойчивых мотивов одиночества во всей современной западной культуре.

"Для художника драма одиночества представляет собой эпизод трагедии, в котором мы все играем и представление которой заканчивается только с нашим уходом в вечность", - пишет известный французский кинорежиссер Жан Ренуар. Именно искусство, с его повышенной восприимчивостью к социально-этическим и психологическим вопросам, остро реагирует на умерщвляющее гуманистические ценности влияние индивидуалистической философской позиции, приводящей художника к драме одиночества.

"Одиночество это столь же богатая, сколь и несуществующая тема, - продолжает Ж. Ренуар. Ведь одиночество - это пустота, населенная призраками, которые приходят из нашего прошлого". "Призрачное" прошлое исподволь, но властно начинает формировать видение настоящего, причем в качестве отчужденной реальности. Эта иллюзорная реальность превращается в доминанту развития творческой индивидуальности художника. Воистину "мертвый тащит живого".

Если бы мы захотели получить самую утонченную трактовку чувства одиночества, то не нашлось бы ничего лучшего, чем обратиться к таким авторам, как Паскаль и Ницше. Согласно Паскалю, совершенно одинокий человек заброшен в бессмысленное бытие. На лоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собственным одиночеством. Чувство глубокой изоляции и покинутости, которое мы обнаруживаем в определенных патологических состояниях, - это рана для каждого из нас с того момента, как только мы осознаем крайнюю условность нашего бытия и метафизическую изгнанность.

"Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти. меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности" [Паскаль].

Также и у Ницше мы находим утверждение, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в положении окончательного одиночества. "Последний человек" в сочинении Ницше "Так говорил Заратустра" фактически осознает, что все мы и каждый из нас в отдельности приговорены к метафизическому одиночеству. Ужасающе одиночество последнего философа!

"Я называю себя последним философом, ибо я есть последний человек. Никто, кроме меня самого, не обращается ко мне, и мой голос долетает до меня, как голос умирающего!. Вы помогаете мне прятать мое одиночество от себя самого и направлять мой путь ко многим и к любви через ложь, ибо сердце мое не в силах вынести ужас самого одинокого одиночества, оно заставляет меня говорить так, как если бы я раздвоился". Как отмечает Ясперс, Ницше написал это в 1876 г., будучи молодым профессором, окруженным, вероятно, друзьями. Работа "Так говорил Заратустра" еще даже не появлялась на литературном горизонте. Но и сам Ницше рассматривает свое сочинение и высказанные в нем положения скорее как личный факт, нежели как представление об универсальном положении человечества.

Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. Лучше всего, наверное, это положение человека выразил Томас Вулф, описывая в своем первом большом романе зарождение самосознания у Юджина Ганта:

"А когда его оставляли спать одного в комнате с закрытыми ставнями, где на пол ложились полоски густого солнечного света, им овладевало неизбывное одиночество и печаль: он видел свою жизнь, теряющуюся в сумрачных лесных колоннадах, и понимал, что ему навсегда суждена грусть - запертая в этом круглом маленьком черепе, заточенная в этом бьющемся, укрытом от всех сердце, его жизнь была обречена бродить по пустынным дорогам. Затерянный! Он понимал, что люди вечно остаются чужими друг другу, что никто не способен по-настоящему понять другого, что, заточенные в темной утробе матери, мы появляемся на свет, не зная ее лица, что нас вкладывают в ее объятия чужими и что, попав в безвыходную тюрьму существования, мы никогда уже из нее не вырвемся, чьи бы руки нас ни обнимали, чей бы рот нас ни целовал, чье бы сердце нас ни согревало. Никогда, никогда, никогда, никогда" [Вулф Т.]


2. Николай Бердяев об одиночестве


Одиночество - это противоречие". "Одиночество - это трагическое". Но. "через одиночество рождается личность", - пишет русский философ Николай Бердяев. Подобно ученому-химику, он рассматривает одиночество человека через увеличительное стекло микроскопа, доходит до атомарного строения чувства, объясняет, где искать выход.

Сам философ говорит, что "я" - изначально, ни из чего не выводимо и ни к чему не сводимо. Основная проблема "я", которая бросает свет на все его существование, есть проблема одиночества, которая так мало исследована философски".

Мир, по мнению Бердяева, можно разделить на объектный и субъектный. Объекты - это все, что нас окружает. Не жалует этот мир философ из-за его определенности, из-за привязанности человека к конкретным вещам, если говорить уж совсем просто. Стремление к этой объектности порождает в душе человека чувство одиночества.

Человек погружен в существование, в объектность. И здесь важным событием в судьбе "я" становится рождение сознания. Оно во многом делает человека одиноким, но оно же и делает усилие соединить и преодолеть одиночество.

"Пространство и время нашего объективированного мира есть источник одиночества и вместе с тем призрачного преодоления одиночества. Люди разъединяются между собой пространством и временем и они соединяются в пространстве и времени не в подлинном существовании, не в подлинном общении, а в объектности, в социальной обыденности. Передвижение в пространстве и времени имеет для "я" основное значение. Выход из данного пространства и времени есть как бы выход из зафиксированного, стабилизированного одиночества. Но одиночество всегда предполагает потребность в общении, тоску по общению. Одиночество в известном смысле слова есть явление социальное".

Одиночество начинается с выброшенности человека в мир вещей. Раньше в маленькой общине каждый чувствовал себя уютно, сейчас же индивид один на один со Вселенной. "Я" в мире, подвергается его влиянию, но при этом принадлежит не только миру. Но и себе самому. "Нет ничего противнее и разрушительнее, чем когда "я" эгоцентрически погружено в себя и свои состояния, забыв о других, о мире, о множественном и целом". Тут философ позволяет себе шутку, когда говорит об эгоистичности некоторых истеричных женщин, которые замыкаются только на себе.

В современном мире одиночество имеет свои цвета и оттенки. По мысли Бердяева, философ и пророк одиноки по-разному.

"Поистине трагично положение философа, - пишет Бердяев. - Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем".

Но человек, как и философ, пытается преодолеть свое одиночество через познание. И через взаимодействие с такими же другими, как "я". "Чтобы не быть одиноким, нужно сказать "мы", а не "я". Одиночество - это тоска по общению. Его преодоление заключается во встрече с другим. Но человек часто воспринимает это событие как встречу с объектом, телом, а не душой и личностью. И здесь происходит столкновение, если хотите, конфликт, который философ именует "неверной отраженностью в другом".

Николай Бердяев рассуждает о значимости социального "я", о разновидностях человека социального, о его взаимодействии с окружающими. Истинная любовь и дружба, которая осознается ученым, как встреча личности с личностью, может спасти. Но не до конца, потому что во всех влюбленных есть не только соединение, но и противоборство. Может прийти на помощь в борьбе с одиночеством и коллектив, если жизнь будет подчинена социальному строительству. Религия и Бог - как средство и способ избавления от гнетущего чувства. Но Бердяев, называя религию воплощением объектного мира, утверждает, что только Бог может помочь. "Бог и есть преодоление моего одиночества, обретение полноты и осмысленности моего существования".


3. Одиночество - это естественное состояние человека


Одиночество. Сколько негатива вложено обществом в это слово. Как результат - каждый человек панически - до душевных судорог, до букета неврозов, до спазмов сознания - боится остаться один, не найти своего высосанного из пальца круга общения, надуманных друзей и никчемных знакомых. И человеку плевать, что "друзья" открестятся и предадут при первой возможности. Что знакомые - в большей половине своей типы, от которых просто тошнит. Что группка, в которой еще вчера был своим "в доску", сегодня отвернется от него только потому, что человек совершил что-то не запланированное вложенной программой поведения. Это все неважно, ведь он - часть общества. Часть социума. Он - не неудачник, потому что неудачники одиноки. Он - как все. Клетка громадного организма, именуемого "толпой".

одиночество феномен философия бердяев

Жить в толпе очень просто. "Давай, это так удобно. Попробуй! Тебе, как малой частице целого, везде найдется место, ты всегда будешь чувствовать себя в своей тарелке. Тебе даже думать не обязательно. Почувствуй себя нейроном коллективного разума!" Да, частью огромного людского муравейника. Ощути неприкрытую никакими высокоморальными покровами человеческую натуру. Интеллект скопища - это интеллект самого недалекого человека в нем. Почему в толпе личность превращается в стадное животное, способное на все самое низкое и подлое? На марадерство, на убийство, на бессмысленную жестокость? Не потому ли, что в неистовом реве этого многорукого и многоногого чудовища очень просто не расслышать захлебывающиеся панические крики совести?

"Ты с нами? Чудно! Готовься к жизни в Эдеме!" НО. Не дай тебе Бог начать выделяться. Не дай Бог. Внешность. Поведение. Речь. Что угодно. Даже мысли. Только помысли о том, что выше окружающих - и ты собственной рукой скомкаешь свою жизнь и вышвырнешь в мусорное ведро. Кем ты будешь, когда лишишься поддержки общества? Никем. Нематериальной точкой. Нулевым коэффициентом. Асоциальным типом. Это философия толпы, вбитая в головы всех и каждого. "ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН". Потому - живи и не рыпайся. Плыви по течению. Ты ничего не сможешь изменить.

А на самом деле? Представь себе толпу гениев. Не получается? А толпу идиотов? Легко? Потому что у слова "гений" - только единственное число. Множественное - либо насмешка, либо нонсенс. А вот идиоты обожают сбиваться в стаи (зачастую эти стаи носят красивые название, вроде - "кабинет министров". Или - "государственная дума").

Одиночество - это естественное состояние человека. Если бы Ее величеству Природе было угодно, чтобы высшие формы разумной жизни на нашей планете были связаны по рукам и ногам таким явлением, как "коллектив", то мы были бы не млекопитающими, а насекомыми, наподобие пчел и их упорядоченного роя. А у человека - на удивление свободные сознание и мышление. Природа не ошибается. Точнее - её ошибки существуют недолго, не строят цивилизаций и не путешествуют за пределы атмосферы своей планеты. Но человечество пошло по неверному пути, когда из пещер каменного века прихватило с собой не только огонь и инструменты, но и пещерный стиль жизни. Столько тысячелетий минуло - а все осталось по-прежнему. Все та же пещера (только более комфортная), и жмущиеся друг к другу люди (только лучше одетые). Кто знает, если бы развитие цивилизации пошло по пути индивидуализма, не жили бы мы сейчас при социальном строе намного более совершенном, чем эта колченогая "угождаю-всем-подряд" демократия?

Если вокруг нет суетящихся людей, в гомоне которых невозможно услышать свой собственный внутренний голос - человек перестает быть просто организмом с базовым набором функций. Он становится Личностью. Творцом. Мыслителем. Ему открываются новые горизонты, а разум готов принять вселенские откровения. Вы ведь замечали что в одиночестве и спокойствии легко думается? Только в тишине, наедине с самим собой, можно продумать серьезные вещи и принять правильные решения. Если же вам кажется, что обо всем лучше советоваться со знающими людьми (из толпы… из муравейника…) - так это не житейская мудрость. Это примитивное стремление иметь под рукой кого-то, на кого можно было бы свалить всю ответственность.

Любой человек из толпы тоже чувствует необходимость побыть одному. Но он насоздавал в жизни столько ненужных связей, мертвых, вытягивающих жизненную силу "линков", что в тишине одиночества ему начинает лезть в голову разная ерунда. "Что он/она скажет? Что подумает? Правильно ли я поступил с ним/ней? Хорошо ли… Надо ли… Не сходить ли… Не сказать ли…" Естественно, он бежит от одиночества. Лишний раз убеждаясь, что толпа права и одиночество - это зло.

Творчество - тоже не коллективный процесс, потому как творчество толпой - это ремесленничество. Поэты не сбиваются в кучи, чтобы писать стихи. Сотня скульпторов не водят хороводы вокруг глыбы мрамора, отсекая по кусочку. Художники не собираются у одного холста, рисуя каждый свою часть картины. Во всех людях есть частицы хаоса. Ты спокоен, сосредоточен, тебя окружает бархатная тишина - и хаос меняет свою сущность, устремляясь в русло креативности. В гвалте и потоке отрицательных эмоций, в режущей душу тесноте, зерна хаоса всходят сорной травой деструкции и саморазрушения.

Ты одинок? Не ной и не умоляй тебя понять. Не жди, что к тебе побегут с предложениями любви и всемерной дружбы. Лучше оцени - насколько тебе нужна их дружба и понимание. И нужны ли вообще. Не можешь выносить одиночества? Все, ты больше не боец. Ты сломался, а будущему человечеству не нужны надломленные, согнутые судьбой люди. Иди же, стань еще одним бесцветным термитом. Каплей в море. Песчинкой в пустыне. Займи свое законное место, пока его не захватила другая разорванная общественным мнением душа.

Многие с упорством, достойным лучшего применения, ищут свою вторую половину, а точнее - гарантированное спасение от "постыдного" одиночества, этакую индульгенцию "высшего" биологического порядка. Последующие отношения двух "половинок" - океаны душевной боли, ненависти и ревности, злобы и раздражения, порожденные непониманием друг друга. Так стоило ли?

Заключение


Одиночество - это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее социальное явление, требующее регулярного социально-философского, психологического и антропологического осмысления.

Современного человека глубоко волнуют проблемы, касающиеся его индивидуальности, его уникальности; он отчаянно ищет свою "тождественность" и боится ее потерять. Кроме того, мы стремимся быть самими собой, боремся за уникальную целостность сознания, против случайности преходящего, изменчивого бытия, против всеобщего небытия разрозненного сознания; и если нам это в какой-то степени удается, тогда нас ужасает абсолютное одиночество нашей позиции. И тогда нас опять тянет назад, к толпе, к друзьям, к политическим, социальным, моральным поступкам, к написанию книг, к погоне за славой - все эти занятия и каждое из них в отдельности представляют собой попытку заручиться признанием других в том, что мы существуем - отдельно, но не в одиночку.

В своей наименее ярко выраженной форме мы все переживаем одиночество как скуку; мы постоянно чувствуем, что должны занять себя, чтобы не оказаться лицом к лицу с "небытием", которое есть наше собственное сознание.

Список литературы


1. #"justify">. #"justify">. Бердяев Н.А. Я и мир объектов.

Мазуренко Е.А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни. - Архангельск - 2006

Матеев Д.А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект. - Новосибирск - 2008

Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа - Москва

Хамитов Н. Философия одиночества. - Киев - 1995


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология и социология / 12. Социальная психология

К.пс.н. Рогова Е.Е.

Южный Федеральный университет, Россия

Социальные факторы и аспекты одиночества в современном мире

Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Одиночество бывает культурным, космическим, межличностным и социальным видами и типами.

Межличностный тип одиночества является эпизодическим обостренным чувством напряжения и беспокойства, связанным с необходимостью иметь дружеские или интимные связи и отношения. Он может быть вызван отсутствием желаемого круга общения и характеризуется ощущениями социальной и эмоциональной изоляции. Межличностный вид одиночества может перейти в безнадёжную апатию, если станет хроническим. Космический тип одиночества охарактеризован чувством утраты связи с бытием, личностной обособленностью во всем мире. Культурный вид одиночества часто испытывают эмигранты и переселенцы, переживающие изменение привычной для них социальной среды, либо же люди, убежденные, что общепринятые культурные нормы и ценности не могут быть приемлемыми для их внутреннего мира. Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Холостые люди более подвержены испытывать чувство социального одиночества, чем семьянины, а среди холостых быстрее ощутит на себе все социальные аспекты одиночества тот, кто был женат ранее. Решающим моментом социального типа одиночества здесь является отсутствие всяческой любовной привязанности. Одиночество сильнее распространено в юном возрасте, чем в зрелом, и более остро ощущается молодыми людьми. Разведённые и овдовевшие люди старшей возрастной группы реже ощущают себя одинокими, чем подверженные одиночеству молодые люди в подобной ситуации. Исследование поведения и поступков разведённых людей выявило, что социальное вид одиночества заставляет их заниматься поисками кого-то большего, чем просто собеседника или партнёра для секса . Одиночество, как социальная проблема исчезает только тогда, когда появляется уверенность в надёжности и доверии к партнеру, в стабильности отношений.

Современные общества способствуют распространению социального одиночества. В различных демографических группах количество и соотношение страдающих от одиночества мужчин и женщин постоянно меняется, причем с возрастом число одиноких женщин увеличивается. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины, однако есть женщины, которые не страдают от социального вида одиночества, не имея при этом семьи. Такой тип женщин легко меняет одного партнёра за другим, ни к кому при этом не привязываясь и не желая узаконивать свои отношения. В результате длительного приспособления к самой себе и постоянного прислушивания к собственному состоянию, социальный тип одиночества часто способен порождать эгоизм у таких женщин.

В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм. Или, точнее, новый национализм, этот идеологический конструкт, гибрид истории, созданный в результате социального и сексуального смешения различных групп и замаскировавшийся под мультикультурализм, «основной темой которого является не биологическая наследственность, а непреодолимость культурных различий; расизм, который вроде не утверждает верховенство одних групп или народов над другими, а только указывает на то, что плохо упразднять границы, на то, что разные образ жизни и традиции несовместимы.

Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества, часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались также конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее глубокого социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Человек XXI века чувствует себя все более оторванным от себе подобных. Он ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным в чуждом ему мире. В сфере глобальных политических и экономических взаимоотношений отдельный индивид и его внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с интересами государства, региона, организации или коллектива.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек. Характер изменений, происходящих в современном обществе, например, в интерпретации Д.Белла, выглядит как переход от производства вещей к производству услуг. Ученый называет такое общество постиндустриальным обществом, в котором разворачивается информационная революция.

Другие исследователи дают ему различные определения: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество», и список этот можно продолжать дальше. Однако перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в этом обществе одновременно.

В связи с этим особо актуальным становится сопоставление с позиций социальной философии феноменов одиночества и коммуникации в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь очень неоднозначно влияет на проблемы одиночества конкретного индивида.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно, поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа. Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального.

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Степень научной разработанности темы исследования. Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает, что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Дж. Манетти. Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля, кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, имели большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева и др.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма.

Следующая группа источников - это работы, отражающие трансформацию социально-философской и культурологической мысли, оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе данного диссертационного исследования. К ним относятся научные воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса, Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина.

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С. Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии. Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома и др.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость Г.Д. Левин; через аномию как следствие изменения социальной структуры Ж.В. Пузанова и В.И. Курашов.

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия». И сследования психодинамического направления нашли отражение в работах Дж. Зилбурга, Г. Салливана; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К. Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л. Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

Хотя изучение процессов, связанных с трансформацией современного общества, началось сравнительно недавно, можно отметить, что определенные аспекты жизни личности, в том числе и ее одиночество уже нашли отражение в исследованиях З. Баумана, У. Бека, А. Брюса, А.Д. Елякова, В.Л Иноземцева, Н.В. Корытниковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др. Из этих работ можно сделать вывод, что наиболее важными аспектами современного общества являются быстрая смена социальных структур и несовпадение характеристик институциональных структур и личных ситуаций. Итогом жизни в таком обществе является нарастающее одиночество.

Кроме того, в указанных работах отмечено усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, что ведет к нарастанию неуверенности, неопределенности и становится серьезным препятствием для личностного творчества в условиях социального хаоса, являющегося следствием процессов индивидуализации общества. Этот аспект тоже требует дальнейшего изучения.

Исходя из анализа содержания степени разработанности темы исследования, можно сделать вывод, что существует достаточно большой пласт разнообразной (социологической, психологической и социально-философской) литературы, дающей определенные теоретические представления и большую фактологическую базу о трансформациях современного общества и конкретно о феномене одиночества в таком обществе. Однако эта информация в существующем виде фрагментарна и несоизмерима по целому ряду параметров.

Из вышеизложенного следует, что проблема социально-философского анализа одиночества в условиях социальной трансформации современного общества хоть и находится в поле зрения отечественных и зарубежных ученых, но ее решение еще далеко не завершено, что позволяет говорить о наличии обширной исследовательской лакуны. Этими соображениями и определяется наше обращение к данной тематике.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи :

– определить проблемную область одиночества в современном обществе;

– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;

– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе;

– показать разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации;

– описать социальную индивидуализацию как фактор формирования одиночества;

– систематизировать методологию социально-философского исследования одиночества в условиях социальной трансформации современного общества;

– проанализировать социальные факторы одиночества в современном мире;

– изучить преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе;

– показать синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе;

– исследовать одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества;

– описать информатизацию общества как условие влияющее на состояние одиночества;

– проанализировать глобальную сеть Интернет как инструмент преодоления одиночества в условиях современности.

Объектом исследования является феномен одиночества в современном трансформирующемся обществе.

Предметом исследования являются социально-философский анализ формирования и преодоления одиночества в условиях социальной трансформации.

Теоретические и методологические основы исследования. Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире поставила задачу его целостного изучения как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе системный подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить понимание исследуемого феномена в зависимости от трансформации социальных и культурных факторов в современном обществе.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– определена проблемная область одиночества в современном обществе как определенная форма самосознания, и показывающая раскол отношений и связей внутреннего мира личности;

– концептуализирован социально-философский категориальный аппарат теории одиночества как вневременного и универсального феномена общественного бытия;

– представлены типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе в контексте психологического, космического, культурного и социального аспектов;

– показано разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации, связанное с увеличением количества общих для человечества проблем, а так же расширением числа и типов интегрирующихся субъектов;

– рассмотрена социальная индивидуализация как фактор формирования одиночества являющегося следствием не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе;

– систематизирована методология социально-философского исследования одиночества в условиях современного общества базирующаяся на синтезе различных дискурсивных практик и основанная на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию;

– определены социальные факторы одиночества в современном мире, которые не обязательно отождествляются с состоянием физической изолированности человека;

– выявлено преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе связанных с осознанием неполноценности отношений с личностно значимыми людьми, возникновением острого дефицита удовлетворения потребности в общении;

– доказано, что синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе зависит от породивших их причин и интенсивности перемен в самосознании людей, вызывающих потерю ощущения постоянства образа мира;

– концептуализировано одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества, приводящих к разрушению иерархических структур, замене пространства мест пространством потоков;

–информатизация общества определена как условие, влияющее на состояние одиночества путем легитимации наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности;

– доказано, что глобальная сеть Интернет является инструментом преодоления одиночества в условиях современности, когда количественные характеристики Интернент перешли в качественные связанные с возновением большого числа самоорганизующихся интернет-сообщества носящих конструктивный характер и нацеленных на освоение интернет-пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, не только как единственно возможную основу человеческого бытия, но и как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Если проанализировать состояние человека, переживающего одиночество в современном мире, то для него характерен элемент неожиданности его проявления. Существуют различные типы и степени одиночества. Теории одиночества, как правило, игнорировали ситуацию, при которой оно возникает, и, таким образом, не учитывали множество динамических факторов, непосредственно связанных с его сущностью. Понятийная модель одиночества объяснит специфические черты одиночества как универсального, всеобщего явления, а также основные пути его возможного изменения. Для решения этой задачи применен междисциплинарный метод, сочетающий социальную философию, психологию и социологию с экзистенциальной феноменологией.

2. В современной философии сложилось две позиции, отвечающих на вопрос, является ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже. Первая позиция связывает одиночество, прежде всего с возникновением индустриального общества и процессом урбанизации. Вторая позиция рассматривает его как вневременный и универсальный феномен общественного бытия. Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество является базовым универсальным феноменом, лишь видоизменяющимся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.

3. На основе обзора важнейших взглядов об одиночестве и их анализа выстраивается следующая типология одиночества. Что касается психологических представлений, то в их рамках одиночество расценивается в психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Однако, в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Кроме психологического типа одиночества можно выделить космический, пожалуй, наиболее сложный. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Следующий тип одиночества можно трактовать как одиночество культурное. В социальных науках понятие культурного одиночества употребляется в конвенциональном смысле, представляя унаследованную систему нормативных значений и ценностей, которая определяет решающие элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. И наконец - последний это социальный тип одиночества. Понятие «социальное» имеет здесь значение, часто подразумевающееся в американской социологии. Это построение или разрушение организованных связей, отношений, образовывающих структуру, внутри которой взаимодействуют индивиды и группы.

4. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной и. Основным следствием этого является мировое, миграция в масштабах всей планеты, человеческих и производственных ресурсов, законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для человечества проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Современный процесс глобализации ведет к генерации не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового креативного типа личности, способному к самостоятельному преодолению одиночества. В этих условиях личность подпадает под прессинг новых, никогда прежде не возникавших, условий - неизбежных тенденций глобализации, а также теоретических амбиций некоторой категории современных аналитиков и практических притязаний политиков на интегративное влияние элитных цивилизаций на весь остальной мир. Все эти процессы сопровождаются усиление индивидуального одиночества. Человек, всегда стремящийся, пусть и не всегда осознанно, к освобождению от давления внешнего мира, не предвидел и не мог предвидеть, что тип свободы, о которой он мечтал, окажется имеющей цену, и ценой этой является неуверенность, включающая в себе неопределенность, незащищенность и одиночество.

5. Общество начала XXI в. характеризуется стремительным усложнением процессов в социальной, экономической и культурной сферах, что приводит к все более явной фрагментированности человеческого существования, что тоже является причиной его индивидуализации. Исходя из этого, индивидуализация может пониматься как общественно-историческая категория, относящаяся к жизненным ситуациям и биографиям людей. В таком обществе очень часто общественные проблемы проявляются как индивидуальные. Индивидуализация ведет к размыванию и разрушению не только больших социальных групп – классов, сословий, слоев и даже семьи. Нарастание индивидуализации общества характеризуется двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, имеет место рост экономической эффективности и расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных. С другой стороны, наблюдается резкое падение уровня жизни для непривилегированного большинства и ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Что касается влияния индивидуализации общественных отношений на проблему одиночества индивида, живущего в таком обществе, то острота проблемы одиночества сегодня обусловлена тем, что процесс становления человеческой автономности не только не завершён – он едва начался. Обострение проблем одиночества и даже ощущения одиночества как тотального есть следствие не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе. Многоуровневость и незаконченность социальных процессов в современном мире является главной причиной нарастания одиночества отдельного человека.

6. В силу многоаспектного, противоречивого характера проблемы одиночества каждая из наук (философия, социология, психология и др.) имеет предметом исследования «свое» одиночество, редуцированное к явлениям биологического, социального, этического, культурного и т.д. порядка, следствием чего становится отсутствие целостности знания, невозможность «договориться о терминах» между специалистами разных областей знания и даже отказ от всяких дефиниций. Гносеологический потенциал междисциплинарного подхода может быть оптимально реализован при условии структурирования совокупности разного рода данных на фундаменте социально-философского осмысления проблемы. Отведение роли теоретического стержня в исследовании феномена одиночества именно социальной философии обусловлено, во-первых, принадлежностью проблемы одиночества преимущественно предметной области социальной философии, а, во-вторых, – специфическими возможностями социально-философского исследования проблемы. В целях воссоздания целостного образа феномена одиночества методологической доминантой исследования был избран синтез различных дискурсивных практик, основанный на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию.

7. Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

8. Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Под одиночеством мы понимаем субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, при котором отсутствует тесная эмоциональная привязанность к отдельному человеку или отсутствует доступный круг социального общения. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

9. Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной российской действительности. Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. С психологической точки зрения интенсивные перемены во всем, в том числе и в самосознании людей, вызывают ощущение нестабильности, неопределенности, иногда потерянности, брошенности, бессмысленности какой-либо активности у достаточно большого количества людей. Теряется ощущение постоянства образа мира, «обжитости» окружения.

10. Жизненное пространство в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием развития высоких технологий. Фактически все материально-технические достижения современной цивилизации являются своеобразной манифестацией «души» общества постмодерна, которая использует их для упорядочивания объективной реальности в соответствии со своей сущностью, приспосабливает ее под свои потребности. Постмодерн это единственно возможная форма объективации абстрактной идеи «абсолютной свободы» человека, это отсутствие любых норм и правил, это полный отказ от любого стиля, который замещается вульгарной, дисгармоничной эклектикой. Существенным социокультурным каналом распространения постмодернизма в современном мире является утверждение сетевого принципа общественной жизни и разрушение иерархических структур. Разрушение иерархических структур происходит под действием принципов ризомы. В современном мире на смену пространству мест приходит пространство потоков. Одним из существенных каналов воздействия информационных технологий на повседневность является виртуальная реальность. Следствием чрезмерной увлечённости виртуальными средами может стать изменяется отношение человека к реальности как таковой, в том числе и к реальности повседневной жизни. Поэтому постмодерн можно рассматривать как общество тотального, непреодолимого одиночества, принимающего вычурные формы. Как это ни парадоксально, но современный человек стремится в мегаполисы, с их предельным скоплением населения, лишь только для того, чтобы надежней отгородиться от таких же, как он, одиночек.

11. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. Развитие информационных технологий трансформирует всю структуру коммуникативного опыта человека. Анонимность, обусловленная развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию объектов общения. С развитием информационных технологий значительно уменьшается число живых межличностных контактов. Меж тем, как отмечают психологи, для нормального самочувствия человеку необходим постоянный контакт с другими представителями близкой по духу социальной среды. Человек, проводящий много времени в киберпространстве, отвыкает от реальной действительности и начинает бояться непосредственного общения с себе подобными. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой легитимации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности. Под влиянием информационных технологий возникает «интерактивное» одиночество, складывающееся на базе повышенной включённости индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении живых социальных контактов контактами виртуальными.

12. Интернет образует глобальное, служит физической основой для. В настоящее время Интернет превратился в существенный фактор, влияющий на повседневность значительного числа людей. Интернет полифункционален – это не просто среда личностного и делового общения, но и во всё большей степени среда купли-продажи (электронной коммерции), а также развлечений. В начале появление Интернета способствовало увеличению одиноких. создало иллюзию насыщенной жизни, позволило реализовать себя в разных ипостасях, при этом отменив такой необходимый атрибут существования в обществе, как обязательство перед другими. Но в дальнейшем ситуация стала меняться в противоположную сторону. Количественные характеристики Интернент перешли в качественные. В Интернете в настоящее время возникает большое число самоорганизующихся сообществ. Многие интернет-сообщества носят конструктивный характер и нацелены на «обживание» интернет-пространства, его опривычнивание. Социокультурным следствием распространения информационных технологий становится возрастающее значение коммуникативности при изменении её форм, опривычнивание новых способов трудовой деятельности, досуга и новых методов поиска информации. Преодолеть одиночество помогают специальные клубы для общения, функционирующие в Интернете. Люди с разнообразными интересами могут воспользоваться большим выбором порталов, например, . Благодаря интернету гораздо проще отыскать приятного собеседника для переписки, настоящую любовь или верного друга.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.

Данная диссертация может служить основой дальнейших разработок социально-философской проблематики одиночества и его преодоления. Результаты исследования могут быть положены в основу построения концепций социальной работы, социологических и социально-психологических исследований, внедрены в практику научно-педагогической деятельности, воспитательной работы как части развития культурной программы современного российского общества, а также использоваться при преподавании общей, социальной философии, спецкурсов по философии, социологии и психологии личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование – основной фактор развития человека и общества» (г. Волгодонск, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Профессиональная культура учителя экономики и права» (г. Ростов-на-Дону, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ставрополь, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Психологические исследования в образовании» (г. Ростов-на-Дону, 2001г.), межвузовская научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2002г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: Личность и социальная реальность» (г.Краснодар, 2003г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), ежегодные заседания Южного отделения Российской Академии Образования: г.Сочи (2003г.), г.Нальчик (2004г.), г.Волгоград (2005г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: современное состояние и перспективы» (г. Славянск-на-Кубани, 2007 г.), международная научно-практическая конференция «Динамика изследвания» (г. София, 2008 г.), научно-практическая конференция «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы» (г. Ростов-на-Дону, 2008г.), международная научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (г. Самара, 2009г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Новини от научния напредък» (г. София, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология профессионально-образовательного пространства человека» (г. Екатеринбург, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Vdeck pokrok na rozmez tiscilet – 2010» (г. Прага, 2010 г.), международная научно-практическая Интернет-конференция «Преподаватель высшей школы в ХХI веке» (г. Ростов-на-Дону, 2011 г.), международная научно-практическая конференция «» (г. София, 2011 г.), международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ростов-на-Дону, 2007-2011 гг.).