Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Виды групп социальной психологии. Критерии определения группы в социальной психологии

Виды групп социальной психологии. Критерии определения группы в социальной психологии

В социальной психологии, изучающей общество в целом, есть отдельные направления. Социальная психология групп - это отрасль науки, изучающая развитие и классификацию малых общностей. Она рассматривает личность как часть формирования, которая оказывает и подвергается влиянию внутри общности.

Понятие и задачи

В современной психологии понятие «социальная группа» - совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:

  • обязательное взаимодействие между участниками;
  • единство целей, ради которых создавалась группа;
  • у всех членов есть признак, присущий только этой общности.

Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли - оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий - пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп - классификация по определенным критериям.

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения - социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

Основные формы и признаки сообществ

Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.

По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:

  • первичную - относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
  • вторичную - многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.

По типу взаимодействия общности бывают:

  • формальными - есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
  • неформальными - появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.

Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.

По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:

  • высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
  • участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
  • межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
  • чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
  • четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.

Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.

Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.

Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:

  • гендер - мужчина или женщина;
  • этнос - европеец, азиат, латиноамериканец;
  • возраст - ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
  • профессия - учитель, врач, бизнесмен;
  • семейное положение - замужем, разведен, холостяк;
  • место жительства - город, поселок, деревня;
  • уровень дохода - обеспеченный, бедный, богатый.

К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.

Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:

Наличие этих качеств отличает группу от толпы - стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:


Задача руководителя - следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Функции и условия для нормального развития

Общность имеет ряд функции, которые влияют на каждого члена:


Если функции не выполняются, сообщество не может функционировать, быстро распадается. В норме она должна развиваться как общность, предоставлять условия для развития личностей.

Межличностные отношения индивидов внутри общности

Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:

  • официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
  • неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
  • деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
  • рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
  • эмоциональные – субъективная оценка решает все.

Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной - склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.

Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?

В социальной психологии проблема исследования связана с отсутствием возможности выделить четкие критерии, характеристики. Часто приходится выбирать в качестве объекта изучения только один тип общностей - малые. Изучение внутренних процессов затруднено, они рассматриваются в отрыве от характера совместной деятельности.

Классифицировать малые сообщества затруднительно, они слишком многочисленны. Это не позволяет выделить схожие, различные черты.

Методы исследования формирований

Для изучения общностей используют преимущественно метод социометрии. Его придумал и разработал психолог Д. Морено. Основная задача социометрии - выявление статуса участника, изучение формальных и неформальных отношений. Также для изучения сообществ используют опросы, наблюдение, эксперимент. Результаты исследований объединяются для получения более объективной картины.

Полезное видео

Более подробно социальная психология групп описана в видео:

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

§ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

§ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

§ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

§ возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующиеразновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули,является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленнуюцель, нормативно закрепленнуюиерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).


Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов -ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой«шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации;сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшимимолекулами малой группы.Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, втриаде активно взаимодействуюттри человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

§ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

§ пространственная близость членов группы;

§ устойчивость и длительность существования:

§ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

§ интенсивность межличностных отношений;

§ развитое чувство принадлежности к группе;

§ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

§ сочетание интересов индивида и общества;

§ общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

§ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

§ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

§ пол - мужчины и женщины;

§ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

§ доход - богатые, бедные, зажиточные;

§ национальность - русские, французы, американцы;

§ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

§ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

§ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

§ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

§ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

§ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

§ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

§ случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

§ конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

§ экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

§ действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде:сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, ивосставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов:контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.);профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку;статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.);дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

· Группа – это…

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

· Какие углы зрения относительно изучения понятия «группа» характерны для таких подходов как социологический и социально-психологический?

Социологический подход Социально-психологический подход
При социологическом подходе основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

· Схематически изобразите классификацию групп.

Тема 11. Большая группа

· Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

· Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета.

Менталитет [от лат. mens, mentis - ум и alis - другие] - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности.

Черты русского менталитета:

Огромная сила воли, упорство, привычка к патернализму, неприхотливость, гостеприимство, терпеливым и послушным, практическая направленность их ума, ловкость и рациональность, дразнить счастье, играть в удачу, оптимизм, постоянство, предпочтение стабильности, способность к напряженному труду, Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность, чувством мощного единения друг с другом, примирительным отношением к народам-соседям; лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту, упорство и основательность.

· Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить.

1. Группы, функционирующие в масштабах общества:

Социальные классы и слои + социо-профессиональные группы, этнические группы и нации, социально-демографические группы (половозрастные, территориальные), массовые общественные организации, большие группы – организации.

2. Специфически большие группы:

Аудитория (локальные, рассредоточенные), публика, стихийное массовое образование по типу толпы.

· Опишите особенности, присущие этим группам.

· Расшифруйте понятие «этноцентризм».

Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

· Выделите виды и особенности, присущие толпе.

Виды толпы:

Экспрессивная толпа

Конвенциональная толпа

Действующая толпа

Агрессивная толпа

Паническая толпа

Мятежная(или повстанческая)толпа

Особенности толпы:

Неспособность к осознанию, категоричность, консерватизм, внушаемость, заражаемость, эмоциональность, высокая чувственность, экстремизм, безответственность, физическая активность, диффузность, моральность, религиозность.

· Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.

· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений.

Проблемы:

1.каковы источники межгрупповой враждебности;
2.всегда ли позитивное отношение к своей группе сопровождается негативным отношением к чужой;
3.насколько воспринимаемые различия между своей и чужой группой соответствуют действительности;
4.каким образом межгрупповое взаимодействие влияет на межгрупповые отношения и внутригрупповые процессы.

ТЕМА 12 Малая группа

· Дайте определение малой группы. Каковы основные характеристики малых групп?

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основными параметрами малой группы, важнейшими социально-психологическими характеристиками, всесторонне раскрывающими ее сущность являются:
- Тип группы (название, предназначение, место в системе других групп).
- Композиция (состав) группы
- Групповые процессы (динамика групповой жизни

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
а) функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
б) коммуникации (коммуникативное измерение);
в) эмоциональные межличностные предпочтения (социометрическое измерение);
- Групповые образования.

· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь.

Композиция группы может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Композиция группы раскрывается посредством количественных, возрастных, профессиональных, социальных, образовательных, этнических хаpактеpистик.

Группа, в которой я учусь, состоит из 20 человек. В нашей группе одни девочки, т.е. группа однородная.

· Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему?

Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «У»; г – колесо; д – сложный круг.

Точки – члены группы; линии – каналы коммуникаций.

Наиболее благоприятны для межличностных отношений сети типа колесо и сложный круг, т.к. в этих сетях все члены группы могут взаимодействовать между собой.

· Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие?

Групповые процессы (динамика групповой жизни) – процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности. Групповые процессы приводят не только к решению профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции группы (образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).
Групповые процессы приводят к формированию структурных компонентов группы – многоуровневой динамической структуры и групповых социально-психологических образований, которые, в свою очередь, регулируют эти процессы, побуждая, направляя и корректируя их.

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
- функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
- коммуникации (коммуникативное измерение);
- эмоциональные межличностные пpедпочтения (социометpическое измерение).

· В чем заключается феномен группового давления?

С точки зрения личности, включенной в группу, этот феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы и после того, как группа перестает оказывать на него давление.

· Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (Левин, Картрайт, Петровский). Выделите основные доминанты.

«Тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях.

Д.Картрайт отмечал, что групповая сплоченность характеризует ту степень, в которой члены группы желают оставаться в ней. Силы сплочения группы имеют две образующие: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, силу притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

А.В.Петровский:

«Сплоченность как ценностно-ориентационное единство -- это характеристика системы внутри: групповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицами,. задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом».

· Внесите в таблицу данные, свидетельствующие об отличиях таких понятий, как лидерство и руководство, опираясь на высказывания Б.Д. Парыгина.

Руководитель Лидер
1.Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2.Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3.Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4.Руководство - явление более стабильное; 5.Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций; 6.Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе; 7.Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. 1.Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2.Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа); 3.Лидерство возникает стихийно; 4.Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5.Лидерство не обладает определенной системой различных санкций; 6.Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7.Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером.

· Какие существуют показатели эффективности групповой деятельности?

Цели. Они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все члены группы.

Коммуникация. Она эффективна и включает в себя как чувства, так и содержательные моменты, например, информацию, связанную с задачей.

Лидерство. Оно не принадлежит формальному лидеру, а широко разделяется и осуществляется всеми членами группы. Группа придерживается участвующего стиля.

Влияние. Влияние в группе смещается на рациональной основе, такой как информация или компетентность.

Конфликт. Конфликт рассматривается как естественное следствие увлеченности делом. Отсутствие конфликта породит тревогу, поскольку будет означать недостаточную степень участия. Конфликт открыто выражается и разрешается, он рассматривается как позитивный источник более высококачественных решений.

Принятие решений. В целом решения принимаются на основе открытых дебатов, хотя процессы корректируются в соответствии с характером решения и его последствиями или важностью для членов группы.

Межличностные отношения. Подчеркивается их важность для группового единства. Каждый отдельный член группы одинаково ценен своим уникальным вкладом в общее дело.

Мониторинг и обзор. Групповая работа и процессы подвергаются непрерывному мониторингу и регулярному обзору. Оценка эффективности является показателем работы группы.

К элементарным параметрам любой группы относятся:

Композиция группы (или ее состав),

Структура группы,

Групповые процессы,

Групповые нормы и ценности,

Система санкций.

Состав группы: может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

Структура группы:Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений

Групповые процессы: перечень групповых процессов зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Групповые нормы и ценности: Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С.З). В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.