Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Историческо географические регионы. Мастер-класс: Политическая география и геополитика

Историческо географические регионы. Мастер-класс: Политическая география и геополитика

Как лучше изучать современный мир? На какие крупные территориальные единицы его можно «поделить»? От каких факторов зависит степень внут­реннего единства территорий, населенных разными народами?

Что такое регион и региональная география. Слово «регион» чаще все­го используется для обозначения об­ширных территорий, охватываю­щих континенты, их целостные ча­сти или страны 1 . Именно от него и происходит выражение региональ­ная география. Она рассматривает все многообразие современного мира под региональным углом зрения, т. е. с учетом индивидуальности его крупных составных частей.

Поделить земной шар на регио­ны можно по-разному. Любое такое деление будет представлять продукт нашего мышления и носить услов­ный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир под­разделялся просто – на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света – Европа, Азия и Африка, а название Новый Свет обозначало неизвестную вплоть доXVI в. четвертую часть света – Америку. Таким же чрезвычайно общим делением территории плане­ты на регионы могла бы явиться се­годня ее «разбивка» на освоенные и обжитые человеком регионы (Ойку­мена), с одной стороны, и неосвоен­ные (Неойкумена), с другой.

Другое родственное слово «район» обычно связано с территориями конкрет­ной страны.

В качестве особых регионов мож­но рассматривать также компакт­ные территории проживания этни­чески родственных народов, конфес­сиональных (исповедующих одну религию) групп и даже отдельные страны. Еще совсем недавно широко практиковался метод изучения совре­менного мира по общественно-эконо­мическим регионам, т. е. раздельно­го изучения социалистических и ка­питалистических государств.

Можно предложить и другие признаки для выделения регионов.

Историко-географические реги­оны мира. Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с упоминанием своеобразных историко-географических регионов, таких как Тропиче­ская Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Индокитай, За­падная Европа и др. Такие регионы представляют собой либо целые кон­тиненты, либо их части, характери­зующиеся, как правило, определен­ной схожестью исторических судеб населяющих их народов.

Историко-географические регио­ны отличаются различной степенью внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа) давно уже представляют собой более или менее целостные в политическом, культурном и хозяйственном отно­шении организмы, в то время как другие (например, Африка) из-за огромных различий в путях куль­турного и социально-экономическо­го развития между странами (Север­ной Африки и государствами южнее Сахары) таковыми не являются.



От чего же зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов? От мно­жества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и даже распо­ложения природных барьеров (высо­ких гор, морей и т. д.).

Особо важное значение для внут­реннего «цементирования» таких регионов имеет внутренний рынок. Его формирование способствует активизации территориального раз­деления труда между странами ре­гиона и представляет собой яркий пример экономико-географического процесса. Важно знать, в каких тер­риториальных рамках складывается внутренний рынок, какие страны и территории охвачены товарными связями. Например, отсутствие об­щего внутреннего рынка в той же Африке лишний раз подтверждает географическую разобщенность на­родов этого континента.

Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более регионам. Так, широко изве­стным историко-географическим ре­гионом мира является Ближний Восток, расположенный на стыке Юго-Западной Азии, Северной Аф­рики и Европы. Традиционно к нему относят Египет, Судан, Изра­иль и Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Кипр, а также стра­ны Аравийского полуострова и не­большие государства в зоне Персидского залива. Страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афгани­станом входят в иногда употребляе­мое более широкое понятие «Сред­ний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет одновременно се­вероафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.

Среди других широко упоминае­мых в литературе регионов назовем Скандинавский регион в Европе (Дания, Норвегия, Швеция и Ис­ландия); регион Большого Магриба (или Арабский Запад) в Африке, охватывающий Тунис, Алжир, Ма­рокко, Ливию, Мавританию и За­падную Сахару; Туркестан – слож­ное историко-географическое обра­зование в центре Азии и др.



Многие историко-географические регионы отличаются сложной многоступенчатой структурой, что хорошо видно на примере Западной Европы.

По каким регионам лучше изучать мир. При изучении регио­нальной географии неизбежно воз­никает вопрос: по каким регионам следует изучать современный мир – историко-географическим или об­щественно-экономическим?

Думается, что в наше сложное время, когда общечеловеческие ин­тересы стали цениться выше классо­вых, наиболее подходящей основой для изучения мира являются историко-географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики ре­гионов с учетом их природной, ис­торической, культурной и иной спе­цифики.

В зарубежной Европе до послед­него времени выделяли два крупных региона: Западную Европу и Восточ­ную Европу. В связи с распадом СССР контуры Восточно-Европейского региона подверглись коррек­ции: присоединились традиционно тяготевшие к нему государства Бал­тии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белорус­сии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.

Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее сла­гающих историко-географических регионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтегра­ция Советского Союза закономерно привела к «появлению» (в учебниках) и Центральной Азии – давно извест­ного историко-географического ре­гиона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Кирги­зия, Казахстан и Туркменистан.

Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных ре­гионов, как англоязычная Америка (США и Канада) и Латинская Аме­рика (в составе Мексики, Централь­ной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазон­ки и Ла-Платской низменности).

Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Северо­африканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Саха­ры (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки).

Итак, всю сушу планеты мы мо­жем представить в виде крупных ис­торико-географических регионов – тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более по­дробное представление о мире.

Вопросы и задания. 1. В чем различие между региональной физической гео­графией и региональной экономической географией? 2. Почему историко-географические регионы мира могут служить основой для изучения мира? 3. Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить? 4. Назовите и покажите на карте: а) страны Средиземноморского региона; б) страны Балканского региона; в) государства Карибского региона; г) государства Персидского залива; д) страны Гвинейского залива; е) страны Тропической Африки. 5. Каким образом историко-географические (или культур­но-исторические) регионы соотносятся с мировыми цивилизациями?

Развитые страны

Есть ли четкая грань между развитыми и развивающимися странами? Где в современном мире находятся «полюсы» бедности и богатства? Каково место государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в миро­вом хозяйстве? Что представляют собой так называемые новые индустриальные страны?

Социально-экономические конт­расты в современном мире. Мир по

своей социально-экономической при­роде крайне неоднороден. С одной стороны, это сравнительно неболь­шая группа высокоразвитых госу­дарств, образующих как бы «каркас» мирового хозяйства, с дру­гой – это большое число развиваю­щихся стран Азии, Африки, Латин­ской Америки и Океании, уровень социально-экономического развития которых в большинстве случаев очень низок.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между раз­витыми и развивающимися страна­ми. Наиболее богатые (США, Япо­ния, страны Западной Европы, Ка­нада и др.) и наиболее бедные страны (Буркина-Фасо, Централь­но-Африканская Республика, Чад и др.) – это всего лишь своеобразные социально-экономические «полю­сы», которые окружены «переход­ным» фоном из десятков других стран. Уже сегодня целую группу развивающихся стран (особенно ла­тиноамериканских) по целому ряду экономических показателей логич­но отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако из-за ряда других важных показате­лей (глубина социальных контра­стов, неравномерность регионально­го развития и др.) их чаще относят к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы опазды­вает с качественным преобразовани­ем национальных производитель­ных сил, что тормозит рост обще­ственной производительности труда (в странах Восточной Европы и рес­публиках бывшего СССР она состав­ляет лишь около 50% к уровню стран Западной Европы).

В соответствии с методологией ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны является произведенный ею валовой внутрен­ний продукт (ВВП), и в первую оче­редь в расчете на душу населения.

Различия между странами мира в ВВП на душу населения весьма ве­лики. Так, разрыв между США, за­нимающими первое место в мире по абсолютному объему ВВП, и Бурки­на-Фасо достигает почти 80-кратной величины. Имеются и другие показатели уровня социально-экономи­ческого развития государств (доля в производстве промышленной и сель­скохозяйственной продукции и в мировой торговле, уровень образова­ния населения и т. п.).

Государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, в миро­вом хозяйстве. По абсолютным раз­мерам ВВП СССР был одним из ми­ровых лидеров. Однако в расчете на душу населения он «пропустил» вперед себя практически все основ­ные развитые государства, а также такие страны, как Кувейт, Синга­пур, Объединенные Арабские Эми­раты, Оман, Бахрейн и др.

Сильной стороной СССР на про­тяжении многих лет были более вы­сокие, чем на Западе, темпы эконо­мического роста. К сожалению, они во многом достигались за счет экс­тенсивного вовлечения в производ­ство растущих объемов сырья, мате­риалов, земли, рабочей силы. Это способствовало отставанию в тем­пах научно-технического прогресса и роста общественной производитель­ности труда.

Производя 1/7 часть мировой промышленной продукции, СССР в то же время занимал слишком скромное место в международном разделении труда, в мировой торгов­ле (3–4%). Таким образом, высокий удельный вес страны в мировом хо­зяйстве не всегда свидетельствовал о высокой степени ее влияния на общемировые экономические про­цессы. Развитие центробежных тен­денций в Союзе и последовавший за этим его распад привели к тому, что большинство новых государств как бы потускнели на мировом экономи­ческом фоне, не идя ни в какое срав­нение с гигантами современного мира. Только отбросив изжившие


себя формы хозяйствования, осуще­ствив технологическую и структур­ную перестройку промышленности, приняв законы о свободе предпри­нимательства и частной собствен­ности, новые государства смогут за­нять достойные места в мировой экономике, повысить жизненный уровень населения.

США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в «треуголь­нике силы». США, страны Западной Европы и Япония составляют свое­образный «треугольник» в современ­ном зарубежном мире. Соотношение между этими центрами в послевоен­ный период отличалось непостоян­ством. В первые послевоенные годы превосходство США над Западной Европой и Японией было явным: их доля в промышленном производстве капиталистических стран в 1946 г. составляла 56% (упав до 22% в кон­це 90-х гг.). Однако затем произошло заметное усиление позиции западно­европейского и японского центров.

И хотя впоследствии США уда­лось несколько упрочить свои пози­ции (путем глубокой перестройки на-

Циональной экономики, выдвижения на первый план науко- и техноемких отраслей), их экономическое, фи­нансовое и технологическое превос­ходство оказалось поколебленным. И все-таки географическим центром «номер один» зару­бежного мира по-прежнему остаются США (рис. 65). Это государство оста­ется своего рода «генератором» но­вых веяний в современном процессе интернационализации экономиче­ской жизни в зарубежном мире. Утратив прежние позиции в миро­вой торговле, США остаются безу­словным лидером в области вывоза за границу капитала. Передовые по­зиции они занимают и во многих других областях, в частности в осу­ществлении НТР. Так, расходы США на научные исследования составля­ют около половины всех затрат на эти цели в странах Запада. По про­изводству электроэнергии они пре­восходят все остальные страны, вхо­дящие в «большую семерку», а по стоимости выпускаемого электрон­ного оборудования опережают Япо­нию, Германию, Великобританию,


Францию, вместе взятые. Эта страна не имеет себе равных по техниче­ской оснащенности научных лабора­торий и исследовательских центров, многообразию форм соединения на­уки с производством и т. д.

Второй географический центр экономического соперниче­ства – Западная Европа. В отличие от США и Японии Западно-Евро­пейский регион имеет многонацио­нальный характер. Положение его в мировом хозяйстве двойственное. С одной стороны – это крупней­ший центр мировой торговли: его удельный вес в мировом экспорте более чем в 2 раза превышает уро­вень США. С другой – позиции Западной Европы ослабевают в ми­ровом промышленном экспорте науко- и техноемкой продукции. Здесь преобладает продукция «среднетехнологического» уровня, тогда как промышленность США и Японии господствует на рынках роботостро­ения, гибких автоматизированных систем, новых материалов, биотех­нологии и т. д. Наряду со странами «большой семерки» Германией, Францией, Ве­ликобританией и Италией важную роль в Западно-Европейском регио­не играют малые страны: Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидер­ланды, Швейцария и др. В конку­рентной борьбе на мировом рынке сложился особый тип их участия в международном разделении тру­да – специализация на немногих видах продукции. Ряд этих стран, не обладая крупными минераль­ными ресурсами, были вынуждены искать свободные «ниши» на миро­вом рынке, еще не захваченные мо­нополиями более мощных стран. Они создавали такие отрасли, кото­рые требовали больших затрат на науку, высококвалифицированных кадров, давали бы дорогостоящую продукцию. При узости внутреннего рынка каждой из стран эти отрасли, естественно, должны были работать на «весь мир». Не случайно доля экспорта в некоторых из них до­стигает 40–50% производимой про­дукции. Такими отраслями стали фармацевтическая промышленность в Ни­дерландах и Швейцарии, производство оборудования для молочной про­мышленности и пивоварения в Дании (она – крупнейший экспортер пива в мире), всемирно известное производство часов и пищевых концен­тратов в Швейцарии и т.д.Характерна также специализация малых стран на различного рода услугах. Это услуги в финансовой сфере (знаменитые швейцарские банки), транспортной (один из крупнейших портов мира – Роттердам – обслужи­вает внешние связи внутренних районов Европы). Это также предоставле­ние места международным организациям (в Женеве находится ряд комис­сий ООН и проходят международные переговоры по разоружению и т. д.). Удельный вес Японии – треть­его центра экономической мо­щи – в сравнении с США и Запад­ной Европой более скромен. Однако экономический скачок Японии в пер­вые послевоенные десятилетия ока­зался поистине головокружительным. Она стала мировым банкиром, финансовой супердержавой. По вы­пуску целого ряда важнейших ви­дов продукции (стали, чугуна, су­дов, синтетических волокон, телеви­зоров, видеомагнитофонов и др.) Япония превзошла США. Эти успехи кажутся еще более поразитель­ными с учетом ее колоссальной за­висимости от импорта сырья.

Наряду с соперничеством три центра экономической мощи прила­гают усилия и по координации дей­ствий на международной арене.

Общей чертой хозяйства трех центров экономической мощи явля­ется господство в их экономике мо­нополий, особенно транснациональ­ных корпораций (ТНК) – крупней­ших промышленных монополий мира, имеющих филиалы за преде­лами своих стран.

Другие страны и регионы. К про-мышленно развитым странам отно­сятся бывшие британские доминио­ны х Канада, Австралия, Но­вая Зеландия, ЮАР, а также Израиль. Эти государства отлича­ются высоким уровнем социально-экономического развития, заметной ролью в мировой торговле. Хозяйство каждого из них имеет свою специа­лизацию. Канада – самый крупный в мире экспортер минерального сырья. Австралия также выступает в каче­стве крупного поставщика на миро­вой рынок минерального сырья (же­лезной руды, бокситов, угля) и, как Новая Зеландия, шерсти, мяса и зерна, ЮАР – золота и алмазов, Израиль – текстиля.

Примечательным событием конца XX в. стал стремительный взлет эко­номики Китая. Годовой прирост его ВВП в 90-е гг. достигал 10–12%, т. е. был выше, чем у лидировав­ших ранее по темпам новых индуст­риальных стран. Китай стал круп­нейшим магнитом для иностранных инвестиций, привлеченных сюда гигантскими масштабами рынка и льготными условиями свободных экономических зон на всем морском побережье страны.

Выйдя еще в 80-е гг. на первое место по многим «рядовым» отраслям (добыча угля, выплавка чугуна, про­изводство минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей), к кон­цу XX века КНР вышла в космос, за­воевала лидерство в производстве те­левизоров и стиральных машин, а по улову рыбы в 3 раза превзошла не­давних лидеров рыболовства – Япо­нию и Перу. При этом в экспорте страны явно доминирует (80%) про­дукция обрабатывающей промыш­ленности. В 1997 г. произошло важ­ное событие, усилившее вес Китая в мировой экономике и финансах, – присоединение Гонконга (его ВВП – около 150 млрд. долл. – больше, чем у Финляндии); в 1999 г. частью КНР стала и португальская колония Макао. Есть все основания говорить о трансформации «треугольника си­лы» (США – Западная Европа – Япония) в «четырехугольник» с уче­том возросшей мощи Китая.

Мир начала XXI в. сложен и мно­гогранен. Все более активно заявля­ют о себе на мировой арене новые индустриальные страны. К ним относят прежде всего азиатские го­сударства: Республику Корею, Тай­вань, Сингапур, Малайзию и Таи­ланд. Почти все они – бывшие ко­лониальные владения. Еще совсем недавно они имели экономику, ти­пичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладав сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны им мизерный доход на душу населения. неразвитый внутренний рынок, стал­кивались с острыми валютно-финансовыми проблемами. К концу 80-х гг. картина резко изменилась.

Доминион – самоуправляющаяся ко­лония в составе Британской империи.

Новые индустриальные страны Азии по среднегодовым темпам при­роста ВВП стали опережать веду­щие державы мира. Стремительно развивается их внешняя торговля.

При этом около 80% экспорта этих стран приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (особенно продукцию электронной промышленности).

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту обуви, мо­ниторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, кон­тейнеров, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная про­дукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью, которая достигается за счет высокой производительности труда и сравнительно низкой заработной платы рабочих.

В последние годы термин «новые индустриальные страны» все чаще используется и по отношению к Аргентине, Бразилии, Мексике.

Итак, четкой грани между разви­тыми и развивающимися странами не существует. Можно лишь гово­рить о своеобразных «полюсах» богатства и бедности в современном мире. В числе наиболее преуспеваю­щих в социально-экономическом раз­витии такие страны и регионы, как США, Западная Европа, Япония, Ка­нада, Австралия, Китай и др. О раз­вивающихся странах и регионах речь пойдет ниже.

Вопросы и задания. 1. Почему нельзя провести четкую границу между разви­тыми и развивающимися странами? 2. По каким показателям можно судить об уровне социально-экономического развития страны в первую очередь? 3. Чем характеризуется экономика стран «большой семерки»? 4. Какие исторические факторы сказались на успехах малых стран Западной Европы в их социаль­но-экономическом развитии? 5. Совместимы ли такие две точки зрения: а) геге­монии США в мировой экономике больше не существует; б) географическим центром «номер один» современного капитализма по-прежнему остаются США? Свой ответ аргументируйте.

Развивающиеся страны

Что объединяет эту группу стран? Какие внутренние и внешние причины тор­мозят их социально-экономическое развитие? Чем характеризуются особен­ности географии их хозяйства? Как можно сгруппировать эти государства?

Сходство и различие. Большин­ство стран Азии, Африки и Латин­ской Америки – это развивающие­ся страны 1 . Они представляют со бой особую группу государств, отли­чающихся своеобразием истори­ческого развития, социально-эко­номической и политической специ­фикой.

В качестве синонимов термина «развивающиеся страны» используются также выражения «слаборазвитые страны», «осво­бодившиеся страны» и др.

Говоря об их сходстве, ученые чаще всего отмечают их колониаль­ное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Подчеркивают также аграрно-минераль­но-сырьевую специализацию эконо­мики и, соответственно, слабое развитие обрабатывающей промыш­ленности, узость внутреннего рын­ка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.

Вместе с тем страны эти очень разные. Так, среди них есть страны-гиганты, на долю которых прихо­дится свыше 40% населения разви­вающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия), и небольшие государ­ства, насчитывающие от силы не­сколько десятков и сотен тысяч жи­телей (Багамские острова, Гренада, Сент-Люсия и др.)- Государства, в ко­торых среднедушевой уровень нацио­нального дохода сопоставим с разме­рами доходов в США (Кувейт, Катар и др.), и страны, где соотношение таких уровней примерно 1: 100 (Бе­нин, Чад, Эфиопия, Непал и др.). Страны, обладающие крупными за­пасами ископаемых ресурсов экс­портного значения (Индонезия, Зам­бия, Заир и др.) и бедные ими (Па­рагвай, Судан, Шри-Ланка и др.). Развивающиеся страны сильно различаются также по своим историческим судьбам, культуре и нацио­нальным традициям, языку и т. д. В целом среди развивающихся стран более ощутимых успехов в социально-экономическом развитии добились государства Азии (рис. 66). Общепризнанным «полюсом» бед­ности остается Африканский ре­гион.

Корни отсталости. Одна из при­чин социально-экономической от­сталости развивающихся стран кро­ется в историческом запаздывании их развития.

Другая причина связана с их ко­лониальным прошлым.

Хотя колониализм и ускорил развитие товарно-денежных отно­шений в этих странах, заложил в них материальные основы капита­листического общества и вовлек в орбиту мировых экономических от­ношений, вместе с тем он затормо­зил на многие десятилетия развитие прогрессивных форм общественной организации, удушил местные ре­месла, подверг население жестокой эксплуатации, лишив его традици­онных средств существования. При­были текли в карманы колонизато­ров, а не шли на развитие нацио­нальной экономики.

Характер и результаты воздей­ствия колонизации на развитие раз­личных стран зависели от многих факторов: и от стадии развития ка­питализма в метрополии, типа ци­вилизации, существовавшей на за­хваченной территории, и даже от природных условий той или иной колонии. Но ответственность коло­ниализма за нынешние трудности стран третьего мира бесспорна.

Однако, получив политическую независимость несколько десятиле­тий назад, многие из развивающих­ся стран (прежде всего африканских)

добились слишком малых успехов в своем развитии. Что этому мешало?

Преград экономическому и соци­альному прогрессу освободившихся стран все еще много. Одни из них – внутренние, другие – внешние. Пер­вые из них связаны с недостатком средств, отсутствием должного опы­та ведения хозяйства и кадров нуж­ной квалификации. Вторые обуслов­лены сильной экономической зави­симостью этих стран от Запада, основными элементами которой яв­ляются неравноправная торговля, их долговая «петля», вовлечение в гонку вооружений и т. д.

Население. На долю развиваю­щихся стран приходится около 3/4 на­селения земного шара (см. раздел «Население»), и оно продолжает быст­ро расти. В условиях слаборазвитости такая ситуация влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Во-первых, ухудшается социальное положение многодетных семей из-за роста числа иждивенцев и недостат­ка товаров широкого потребления, школ и больниц. Во-вторых, прояв­ляется избыток трудовых ресурсов, который приводит к хронической безработице и недоиспользованию рабочей силы. В-третьих, обостряет­ся продовольственная проблема.

Большинство развивающихся стран еще слабо урбанизировано: здесь преобладает сельское населе­ние. В то же время городское насе­ление растет быстрее, чем про­мышленность. Особенно «разбуха­ют» столичные города и порты, которые не в состоянии обеспечить растущее население ни жильем, ни работой. Как правило, половина прироста городского населения при­ходится на выходцев из деревни.

Для социально-классовой струк­туры населения развивающихся

стран характерен высокий удельный вес крестьянства (60% и более), ко­торое состоит из владельцев нату­ральных хозяйств, мелких товарных производителей, капиталистических фермеров, крестьян-кооператоров.

Развивающиеся страны (в част­ности, Индия, Индонезия, Нигерия, Камерун и др.) отличаются большой сложностью этнического состава на­селения.

Хозяйство. Развивающиеся стра­ны Азии, Африки и Латинской Аме­рики обладают огромными трудовы­ми и природными ресурсами. Так, на их долю приходится не менее 50% мировых запасов минерального сырья. Но, несмотря на такой высо­кий производственный потенциал, для них характерны: 1) низкий уровень развития производитель­ных сил, в структуре которых резко преобладают сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, в то время как обрабатывающая промышленность представлена пре­имущественно легкой и пищевой отраслями; 2) сосуществование не­скольких социально-экономических укладов (т. е. общественных форм производства), часто относящихся к различным общественно-экономиче­ским формациям; 3) типичный то­варообмен на мировом рынке – сельскохозяйственное и минераль­ное сырье на промышленные изде­лия; 4) острый недостаток финансо­вых средств.

География хозяйства развиваю­щихся стран формировалась в про­цессе неравноправного международ­ного разделения труда, определяв­шегося интересами колониальных держав. Отрасли колониальной эко­номики были больше связаны с ми­ровым капиталистическим рынком, чем с национальным хозяйством.

Поэтому возникавшие изолирован­ные очаги горнодобывающей про­мышленности и товарного сельского хозяйства часто образовывали как бы инородные тела в хозяйственном организме колониальных стран.

Типичное проявление колониаль­ной географии – чрезмерный рост одного порта в странах, имеющих выход к морю (рис. 67). Чаще всего таким портом являлась столица страны (Дакар в Сенегале, Лагос в Нигерии и т. д.). Обширные внут­ренние территории многих молодых суверенных государств до настояще­го времени остаются крайне отста­лыми или неосвоенными вовсе. Об этом свидетельствует конфигурация автодорожной и особенно железно­дорожной сети, для которой харак­терны дороги, связывающие районы добычи полезных ископаемых и плантационного сельского хозяй­ства с портами вывоза.

Сегодня развивающиеся страны переживают сложный этап своего раз­вития. Одним из них удалось упро­чить политическую и экономическу самостоятельность, добиться ощути­мых успехов в социальном обеспече­нии своих граждан. Другие пока не преодолели трудности, поскольку слишком тяжел груз отсталости.

Типология развивающихся стран. Обычно развивающиеся страны под­разделяют по историко-географическим регионам, например страны Африки, Латинской Америки, Ближ­него Востока и т. д. Такой подход дает возможность изучения социаль­но-экономического развития круп­ных массивов развивающихся стран. Однако подобная классификация нередко дает искаженную картину подлинных контрастов в развиваю­щемся мире. Возьмем, к примеру, такие пары государств в названных регионах, как Индия и Бутан, Сау­довская Аравия и Ливан, Сингапур и Мьянма. Так ли уж много общего между ними? При внимательном знакомстве с этими странами выяс­няется, что, несмотря на географи­ческое соседство, социально-эконо­мического сходства между ними действительно мало.

Поэтому при типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил молодых государств и те черты со­циально-экономической действитель­ности, которые наиболее точно отра­жают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Ис­пользуя эти показатели, можно вы­делить четыре группы среди разви­вающихся стран.

Первую группу образуют преимущественно нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникаль­ными ресурсами и, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолла­рами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Сау­довская Аравия, ОАЭ и др.). Их ха­рактерные признаки: исключительно высокии доход на душу населения, солидный природно-ресурсный по­тенциал развития, крупная роль на западном рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгод­ное экономико-географическое по­ложение. К этой же группе можно

отнести небольшие (с числом жите­лей 0,5 млн. человек) государства, отличающиеся также высоким до­ходом на душу населения (Багамские острова, Фиджи и др.). По типу социального развития многие из них тяготеют к странам средне­развитого капитализма. Им удалось глубоко «вмонтироваться» в между­народное разделение труда благода­ря развитию плантационного хозяй­ства, туризма, транзита и т. д. Отда­вая должное успехам этих стран в росте их благосостояния, отметим со­циальную отсталость некоторых из них и наличие феодальных пережит­ков, особенно в сельском хозяйстве. Вторая группа, наиболее мно­гочисленная, объединяет страны со средним для развивающегося мира уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на ду­шу населения (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.). В сельском хозяйстве этих стран преобладают ^индустриальные формы труда, а предприятия обрабатывающей про­мышленности хотя и существуют, но немногочисленны и технически осна­щены очень слабо. В социальном отношении страны, составляющие данную группу, очень неоднородны.

В особую, третью группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и воз­можностями экономического разви­тия. Эти государства заняли видное место в системе международных эко­номических связей, вызвали мощ­ный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капи­тала. Но низкие величины произ­водства и потребления на душу на­селения заметно тормозят их соци­ально-экономический прогресс.

И наконец, последняя, четвер­тая группа – наименее разви­тые страны мира (Афганистан, Бан­гладеш, Бенин, Нигер, Сомали, Центрально-Африканская Респуб­лика, Чад, Экваториальная Гвинея, Бурунди и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения, повсеместно преобладают доиндустриальные фор­мы труда, а в экономике господству­ющие позиции занимает сельское хозяйство. Именно страны этой группы составляют основу утверж­денного ООН списка наименее раз­витых стран мира.

Итак, развивающиеся страны – наиболее многочисленная группа стран мира; она отличается геогра­фическим своеобразием и ярко вы­раженными тенденциями к поляри­зации; от темпов и результатов со­циально-экономического прогресса в развивающихся странах во многом зависит благополучие всего челове­чества.

Вопросы и задания. 1. Какие из характерных черт развивающихся стран явля­ются, по-вашему, наиболее важными? 2. Вспомните материал § 10 «Численность населения и его воспроизводство». Какими особенностями характеризуется про­цесс воспроизводства населения в развивающихся странах? Чем их можно объ­яснить? 3. Какие графические и картографические источники можно привлечь для раскрытия выделенных в тексте особенностей географии населения развивающихся стран? 4. Какие черты присущи географии хозяйства большинства развивающихся стран? Составьте логическую схему ответа. 5. Охарактеризуйте четыре наиболее ярко выраженные группы развивающихся стран по уровню развития и структуре производительных сил. Если бы возникла необходимость в учебных целях упростить данную типологию стран, какую бы схему вы предложил?

Соединенные Штаты Америки

Какова роль этой страны в мире? Чем можно объяснить ее могущество? Как и почему меняется вес США в мировом хозяйстве?

Географическое положение. При­родные ресурсы. Соединенные Шта­ты Америки по многим экономиче­ским показателям ведущая держава мира. Это, как известно, федератив­ная республика, состоящая из 50 шта­тов и федерального округа Колумбия (территории столицы Вашингтон). 48 штатов располагаются компакт­но, два – отдельно от основной тер­ритории: Аляска (купленная у цар­ского правительства России в 1867 г.) и Гавайские острова (рис. 68).

«Заокеанское» положение и отда­ленность от вспыхивавших в Европе и Азии очагов войны гарантировали этой стране в прошлом надежную безопасность, облегчали широкие тор­говые связи с государствами, распо­ложенными как в зоне Атлантиче­ского, так и Тихого океанов.

Важную роль в нынешнем про­цветании Соединенных Штатов сыг­рало освоение их огромных при­родных богатств. Сегодня США занимают первое место в западном мире по запасам каменного и бурого угля, второе – по запасам меди, цинка, шестое – по запасам нефти, железной руды и т. д. В то же время многие разрабатываемые месторож­дения истощены (особенно газа, железной руды). Не хватает (или нет совсем) никеля, марганца, хроми­тов, кобальта и т. д.

Обильны и разнообразны водные ресурсы. Но они концентрируются преимущественно на Востоке стра­ны. Здесь протекает главная речная артерия США – Миссисипи, кото­рая вместе со своими притоками имеет крупное хозяйственное значе­ние (транспортное, энергетическое, оросительное). На границе с Кана­дой находится самая большая озер­ная система в мире – Великие аме­риканские озера.

Большим естественным плодоро­дием обладают почвы США, особен­но черноземовидные почвы прерий и черноземы центральных частей стра­ны, которые распаханы и превраще­ны в главную житницу страны. Леса сильно вырублены и покрывают се­годня примерно четверть террито­рии США, причем это преимуще­ственно вторичные леса. Наиболее богаты лесами Аляска и Кордильеры.

    Шида Картли (груз. შიდა ქართლი) историко географический край в восточной Грузии (Картли). Прежнее название Шида Картли Зена Сопели. Исторически Шида Картли занимала территорию, ограниченную с востока рекой Арагви, с севера Большим Кавказским… … Википедия

    Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия

    В Викисловаре есть статья «область» Область некоторая часть большей структуры. Термин область может означать: В географии Административная область Область (административная единица) единица федерального деления в России или… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Македония. Македония Македония географическая и истори … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Арран. История Азербайджана … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Побужье … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разлог (значения). Вид на долину и город Разлог Разлог … Википедия

    Нахождение Валуа на карте Франции У этого термина существуют и другие значения, см. Валуа (значения). Валуа (фр. … Википедия

Книги

  • Ярославль. Ярославская область. Автомобильная карта , . Двусторонняя полноцветная карта. Содержит подробный план города со всеми улицами, номерами угловых домов. Указано расположение административных зданий и социально-культурных объектов. Дана…
  • Карта автоиобильная: Владимир. Владимирская область , . Двусторонняя полноцветная карта Владимирской области (масштаб 1: 300 000) и г. Владимира (1: 25 000) - это подробная карта всей области с указанием класса дорог и расстояниймежду пунктами в…

Древними цивилизованными районами мира были , Тигра и , Инда, Ганга, и , а впоследствии территории Древнего Рима и Древней . Здесь получили развитие сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Однако на остальных пространствах планеты люди жили по-прежнему на первобытном уровне.

В средневековье в хозяйство более широко, чем прежде, начали вовлекаться минеральные, лесные ресурсы и выделялись высокой освоенностью лишь в Восточной и Южной Азии, Западной и . Обширные территории Северной и , были слабо освоены и редко заселены.

Великие способствовали вовлечению в хозяйственный оборот открытых земель в Америке, Австралии и Океании. Англией, были созданы колониальные империи, население которых безжалостно истреблялось.

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение и проникновение в недоступные ранее районы с неблагоприятными для людей природными условиями. В последнее время началось интенсивное размещение производительных сил мира на пустынных и территориях Азии, Америки, Австралии. Благодаря достижениям НТП к освоению таких территорий, кроме высокоразвитых стран, приступили и многие . Даже в появляются новые города-оазисы с промышленными предприятиями, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются автодороги.

В экстремальных северных широтах также происходит хозяйственное строительство. Это полярные и заполярные районы России, (Аляска). Разрабатываются там руды, уголь, нефть, золото, платина, олово, слюда и т. д.

Осваиваются человеком и горные территории. Как сельхозугодья используются горные склоны, но для этого нужна специальная техника.

Осваиваются глубинные территории Южной Америки -влажные тропические леса, где строятся дороги, заводы.

Все больше начинает использоваться человеком , его минеральные, биологические, химические, энергетические и другие богатства. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые места Земли антарктических . Однако полное и еще проблематично, как и освоение Космоса.

Эпоха экстенсивного освоения планеты за счет вовлечения в хозяйство новых пространств заканчивается. Развитие экономики будет происходить не «вширь», а «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии. Экстенсивный тип освоения территорий сохраняется в некоторых , где производство еще эксплуатирует природные ресурсы.

Итак, освоение планеты — сложный, растянутый во времени процесс, в котором сливаются экономические, политические, социальные и экологические проблемы.

Цель:

  • Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
  • Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.

Ход урока

I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока

II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"

  1. :. (Старый Свет- Новый Свет)
  2. :. (Ойкумена-Неойкумена)
  3. :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
  4. :.(Исповедующих одну религию)
  5. :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)

III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)

Заполнить пропуски (запись на доске):

  1. :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
  2. Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
  3. Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)

(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)

IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:

  1. :. (Капиталистические страны)
  2. :. (Социалистические страны)
  3. :. (Развивающиеся страны).

Каков подход для такого деления? : (классовый)

V. А сейчас основа для деления?

Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)

ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.

Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)

Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов

VI. Некоторые историко-географические регионы мира:

Применить знания темы "Политическая карта мира"

Работа с атласом. Найти и назвать.

На каждом столе лист с вопросами.

Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.

  1. Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
  2. Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
  3. Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
    Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир.
  4. Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
  5. Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
  6. Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
  7. Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)

8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:

1) Турции;

4) Пакистан;

5) Шри-Ланка;

6) Малави;

7) Бахрейн;

8) Израиль;

9) Саудовская Аравия.

Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.

Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.

Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.

VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:

VIII. Домашнее задание.

В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".

Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)

Подробное решение параграф 28 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016

Стр. 10

Вспомните

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. Регион (лат. regio страна, область) - термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.

Регион, как и страна - многозначный термин. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.

Соответственно, если говорить о классификации регионов, то можно выделить «географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы». В целом же, ученые подразделяют регионы на две большие группы: однородные и функциональные.

Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России - как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.

Вопрос 2. Какие существуют виды регионов?

Ответ. В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.

1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам.

2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.).

3. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен, воеводство и др.).

4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.).

5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д.

6. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности.

7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений.

Как вы думаете

Вопрос. Почему возникла необходимость создания Организации Объединенных Наций?

Ответ. Организация Объединенных Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». С началом Второй мировой войны Лига Наций фактически перестала функционировать.

Возникла необходимость в создании новой международной организации, направленной на обеспечение "мирового порядка".

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что "Мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека".

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. В географии регионом (от англ. region) называют территорию, выделяющуюся по какому-либо признаку - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.

Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Вопрос 2. Какие существуют историко-географические регионы мира?

Ответ. Историко-географические регионы - это территории, образованные вследствие общности исторического развития народов, проживающих в их пределах. Общности географического положения приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения стран, образующих этот регион. Важно помнить, что историко-географические регионы не создаются, они складываются исторически.

Названия двух регионов планеты всем известны с детства: Европа и Азия, составляющие материк Евразия. Таким образом, наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы.

Так, Зарубежную Европу традиционно делят на Западную, Центральную и Восточную. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. При этом в самой Западной Европе можно выделить Северную, Среднюю и Южную Европу. Центральная, или Восточная, Европа представляет собой группу бывших социалистических стран, по современной классификации относимых к странам с переходной экономикой.

Зарубежную Азию принято подразделять на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную. Регион Юго-Западная Азия расположен между Аравийским и Средиземным морями. Южную Азию образуют Индия и прилегающие к ней страны. Юго-Восточная Азия охватывает страны, тяготеющие к полуострову Индокитай. К Центральной Азии относят страны, не располагающие выходом ни к одному из омывающих материк океанов: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Кореи, Китая, Монголии.

В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку. В свою очередь, в состав Латинской Америки входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия. Африку делят на Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.

И последний регион - Австралия и Океания, к которому относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.

Вопрос 3. Какие существуют виды международных организаций?

Ответ. При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.

Вопрос 4. Как называется международная организация, объединяющая около 200 суверенных стран мира?

Ответ. Крупнейшее мировое международное объединение государств - Организация Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все независимые государства мира (около 200). Созданная сразу по окончании Второй мировой войны, эта организация объявила своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Вопрос 5. Как называется экологическая неправительственная организация?

Ответ. Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. В чем отличие неправительственных организаций от правительственных?

Ответ. Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами международного права, неправительственные - субъектами национального права.

Неправительственные организации - организация, учрежденная частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства.

Вопрос 2. Содружество Независимых Государств является регионом или международной организацией? Почему?

Ответ. Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Вопрос 3. Почему количество регионов в различных частях света неодинаково?

Ответ. Это вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально-экономическими.

Природные. Являлись определяющими в расселении людей до перехода человечества к земледелию и животноводству. Из наиболее важных здесь можно выделить абсолютную высоту, рельеф, климат, наличие водных объектов, природную зональность как комплексный фактор.

Исторические. Исторически сложилось так, что большая часть населения проживает в Азии. В настоящее время в этой части света насчитывается более 3,8 млрд. человек (2003 г.), что составляет свыше 60,6% населения нашей планеты. Практически сравнялись по численности населения Америка и Африка (приблизительно по 860 млн. человек, или по 13,7%), существенно отстают от остальных Австралия с Океанией (32 млн. человек, 0,5% от численности населения мира.

Демографические. В Азии в основном находится большинство стран, имеющих самую большую численность населения. Среди них по этому показателю уже давно лидером является Китай (1289млн. человек, 2003 г.), далее идут Индия (1069 млн. чел.), США (291,5 млн.чел.), Индонезия (220,5 млн. чел.). Население свыше 100 млн. человек имеют еще семь государств: Бразилия (176,5 млн. чел.), Пакистан (149,1 млн. чел.),Бангладеш (146,7 млн. чел.), Россия (144,5 млн. чел.), Нигерия (133,8 млн.чел.), Япония (127,5 млн. чел.) и Мексика (104,9 млн. чел.). В то же время население Гренады, Доминики, Тонга, Кирибати, Маршалловых островов составляет всего было 0,1 млн. человек.

Социально-экономические. Эти факторы непосредственно связаны с развитием человеческой цивилизации и их влияние на размещение населения усиливалось по мере развития производительных сил. Несмотря на то, что человеческое общество никогда в полной мере не приобретет независимость от природы, в настоящее время именно факторы, относящиеся к этой группе, являются определяющими в формировании системы расселения Земли. К ним относится освоение новых территорий, разработка природных ресурсов, сооружение различных хозяйственных объектов, миграции населения и др.

Вопрос 4. Какова цель создания экономических международных организаций?

Ответ. Международные экономические организации - это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации - Международная торговая палата, а региональной - АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

Основные цели международных экономических организаций - содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других - рекомендационный. В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Вопрос 5. Почему одна и та же страна может входить в состав разных международных организаций?

Ответ. Одна страна может входить в состав различных организаций, поскольку цели организаций различны. Вхождение в состав организаций расширяет интеграционные связи с другими государствами. Это позволяет решать вопросы безопасности, выхода на международные рынки, обеспечивает транспортные коридоры и пр.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Вопрос 1. Составьте схему классификации историко-географических регионов мира.

Вопрос 2. Обозначьте на контурной карте историко-географические регионы мира, перечисленные в тексте параграфа.

Вопрос 3. Используя дополнительные источники информации, составьте список стран, входящих в состав ЕС, НАТО. Выпишите те государства, которые одновременно являются участниками обеих международных организаций.

Вопрос 4. Определите города, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, перечисленных в тексте параграфа. Для выполнения работы используйте официальные сайты данных организаций. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетради)

1. Территориальными водами является

А – 12-мильная зона

2. Вторым названием колониального этапа формирования политической карты является

Б – средневековый

3. К какому этапу формирования политической карты относится образо¬вание и распад СССР?

Г – новейший

4. Какая из перечисленных стран входит в состав Западной Европы?

А – Нидерланды

5. Штаб-квартира ООН расположена в

В – Нью-Йорке

6. Выберите страны мира, появившиеся на политической карте в XXI в. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

Б, Д, Е – Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия

7. Какие из перечисленных стран входят в состав Латинской Америки? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

А, Б, Г – Аргентина, Парагвай, Чили

8. Расставьте регионы мира в порядке возрастания количества входящих в них стран, начиная с региона с наименьшим значением указанного показателя.

Б, В, Г, А, Д – Африка, Азия, Америка, Европа, Австралия и Окания

9. Установите соответствие между регионом и государством, входящим в его состав.

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А

10. Установите соответствие между аббревиатурой международной правительственной организации и ее полным названием.