Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Социально экономическое развитие при первых романовых. Политический строй первых романовых

Социально экономическое развитие при первых романовых. Политический строй первых романовых

Политическое развитие страны при первых Романовых

Цели урока: проследить общее направление политического развития России в XVII в.; показать учащимся причины усиления самодержавного характера власти и его последствия.

Основные знания: усиление самодержавной власти при первых Романовых; изменение роли и значения Земских соборов; причины утраты властных функций Боярской думой; предпосылки и последствия роста численности приказов; перемены в системе местного управления; основные положения Соборного уложения 1649 г.

Образовательная среда : учебник, рабочая тетрадь, отрывки из сочинения Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (полная версия сочинения представлена на сайте http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/kotoshih.htm#723) и Соборного уложения 1649 г., настенная карта «Территориальный рост России в XVII в.», репродукции картин К. В. Лебедева «В Боярской думе», А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», С. В. Иванова «В приказной избе» и «Суд в Московском государстве».

Внутрипредметные связи: Новая история: Английская революция XVII в., становление абсолютизма во Франции в XVII в.; история России: внутренняя политика Ивана Грозного. Персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

Ключевые понятия: самодержавие, абсолютизм, волость, стан, крепостничество.

Даты и события: 1613-1645 гг. - правление Михаила Фёдоровича Романова; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича Романова; 1649 г. - принятие Соборного уложения; 1653 г. - последний Земский собор.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории), самодержавие, волость, стан, крепостничество; анализировать отрывки из Соборного уложения

1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России; разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

Основные сведения

При первых Романовых роль и значение царской власти неизмеримо выросли, а роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах ослабла.

Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царём проектов, а не для обсуждения путей развития страны, как бывало прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоёв населения в Земских соборах стало минимальным.

Последний Земский собор был созван в 1653 г., он принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева.

С тех пор главной опорой самодержавия стали дворяне, служившие в приказах и армии.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Увеличение численности Думы сделало её слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из доверенных лиц, - «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать всё реже и реже. «Ближняя» же Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России существовало около ста приказов.

В XVII в. территория России делилась на уезды, станы и волости.

С самого начала XVII столетия во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод. Они руководили местными войсковыми отрядами, возглавляли управление, суд, сбор налогов. Можно сказать, что воеводы олицетворяли всю власть на местах. Органы, выбираемые населением (земские и губные избы), утратили значительную часть своих полномочий.

Появление многих новых законов в первой половине XVII в. наряду с применением законов более раннего времени потребовало их упорядочения, сведения в единый документ - свод законов. Составление такого свода царь Алексей Михайлович поручил своим приближённым во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 г., использовались не только российские законы, но и зарубежные.

План изучения нового материала:

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

2. Земские соборы.

3. Боярская дума.

4. Приказы.

5. Местное управление.

6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Ход урока

Рассмотрение нового материала предваряет повторительная беседа учителя с классом. Актуализация знаний учащихся позволит им лучше понять, в чём заключалось укрепление самодержавия в XVII в.

Вопросы и задания для учащихся: 1. К какому времени относится установление в России самодержавия? 2. Назовите органы управления в России XVI в.

1. Изучение данного пункта плана можно провести в форме лабораторной работы. Основными источниками для анализа здесь могут выступить отрывки из Соборного уложения 1649 г.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать

1. Будет кто каким умышлением учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Так же будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнёт рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнёт дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию…

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взятии на государя.

6. А жёны будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию...

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиняя им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить…

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заго-вор, или иной какой злой умысел, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Руси, или его государевым бояром и ближним людям, или в городех воеводам и приказным людем…

21. А кто учнёт к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех, и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады…

Вопросы для учащихся : 1. Какие поступки Соборное уложение рассматривало как государственное преступление? 2. Какие наказания назначались за эти поступки? Почему наказания были столь жестокими?

По итогам работы учащихся с документом учитель делает вывод о том, что царь защищал интересы феодалов, сам являясь крупнейшим из них (ему принадлежало свыше 80 тыс. крестьянских дворов).

Вопросы для учащихся: 1. Почему Михаил Фёдорович вошёл в историю как Кроткий, а Алексей Михайлович - как Тишайший? 2. Какую роль при дворе Михаила Фёдоровича играл патриарх Филарет? Можно ли назвать его «вторым великим государем»? 3. Чем можно объяснить особую роль патриарха Филарета в системе управления государственными делами?

Этот этап урока можно начать с повторения ранее пройденного материала.

Вопросы для учащихся: 1. Что такое Земские соборы? 2. Когда и почему они начали созываться? 3. Кто и как становился участниками Земских соборов? 4. Чем можно объяснить усиление роли Земских соборов в конце XVI - начале XVII в.?

Отталкиваясь от ответа на последний вопрос, учитель приступает к изложению нового материала, объясняя учащимся, почему происходило постоянное уменьшение роли Земских соборов после Смуты. При рассмотрении этого и двух последующих пунктов плана урока можно предложить учащимся заполнить таблицу:

Органы управления в Российском государстве в XVI-XVII вв.

Государственные учреждения XVI в. XVII в.

Земские соборы Боярская дума Приказы

При объяснении материала о Боярской думе учителю важно показать динамику её развития. В этом ему поможет беседа с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему появилась Боярская дума? 2. Какие функции она имела? Как изменились эти функции в период

опричнины? 3. Что нового появилось в работе Думы в Смутное время?

При изложении материала учитель может использовать репродукции картин художников К. В. Лебедева «В Боярской думе» и А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», а также отрывок из сочинения подьячего (помощника дьяка) Григория Котошихина «О сидении царя с боярами».

Полученные данные можно свести в таблицу

При объяснении материала о приказах учителю целесообразно иллюстрировать свой рассказ репродукцией картины С. В. Иванова «В приказной избе».

На этой картине показана приказная изба XVII в. в разгар работы. В небольшой комнате - «казёнке» (где хранились казна и наиболее важные документы приказа) - за столом сидят: глава приказа - «судья» из бояр, его товарищи, дьяк - главный секретарь приказа - и подьячие.

У двери, опершись о притолоку, в красном кафтане стоит пристав. От него зависит, кого пропустить к судье и дьяку, а кого нет. Перед дверью теснятся просители. У каждого в руках «приношение»: у одного - гусь, у другого - рыба, у третьего - лукошко с яйцами, у следующего - бублики, кто-то положил на скамейку мешок с мукой. Без взятки в приказ не ходили. Даже в приговорке того времени говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом».

В центре картины большой стол, на нём чернильницы, горшок с клеем, бумаги, горшочки с киноварью (чтобы красной краской писать первую строку в жалованных грамотах или заглавную букву в рукописях). Подьячие пишут гусиными перьями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматывая на палочке в длинный свиток. Чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток. До нашего времени дошли свитки по 50-80 м длины. Чтобы найти нужную строку, надо было перематывать весь свиток. Лента волочилась, отсюда пошло название «бумажная волокита».

Другим вариантом изучения этого пункта плана является беседа с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «В приказной избе».

Вопросы для учащихся: 1. Как на картине показано взяточничество в приказах? 2. Что было предметом взяток? 3. Что можно сказать по картине о ведении дел в приказах, о работавших в них людях?

Изучение этого пункта можно построить в виде беседы с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «Суд в Московском государстве», на которой изображён суд на воеводском дворе в уездном городе. Завершает разговор о государственном аппарате обсуждение сущности законодательной базы Российского государства в XVII в. Учитель, подводя итог, делает вывод о том, что жестокими пытками, суровыми приговорами (ученики должны уточнить, какие виды приговоров существовали по Соборному уложению 1649 г.) царский суд поддерживал господство феодалов, охранял их жизнь и имущество.

Выводы. В течение XVII столетия значительно укрепилась царская власть. Российские самодержцы перестали созывать Земские соборы и считаться с мнением Боярской думы. Усиливалось крепостное право. Законы прикрепили крестьян к земле.

Домашнее задание: § 6, вопросы и задания к нему.

В 1613 г. на самом представительном и многочисленном из всех Земском соборе в Москве встал вопрос о выборе нового русского царя. Претендентами были королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван, а также представители знатнейших боярских фамилий. Земский собор избрал на царство представителя почтенного старомосковского бояр­ского рода 16-летнего Михаила Романова, сына Федора Никитича Романова. Права Романовых на престол обосновывались в одном из последних летописных сочинений - «Новом летописце», созданном в 30-е гг. XVII в.

Отец Михаила Ф.Н. Романов, племянник первой жены Ивана Гроз­ного Анастасии Романовой (его отец Никита Романов - брат Анас­тасии), в 1601 г. был насильно пострижен в монахи под именем Фи­ларета, а в 1619 г. избран патриархом. Человек властный и решитель­ный, он по сути дела до самой смерти в 1633 г. держал в своих руках управление страной. Началась трехсотлетняя история правления но­вой российской династии.

Избрание царем Михаила Романова не прекратило претензий по­ляков утвердиться на российском престоле, И они искали возможно­сти устра-йить молодото иаря. Широко известен подвит костромского крестьянина Ивана Сусанина, ценой собственной жизни спасшего отправившегося на богомолье Михаила от польской расправы. М.И. Глинка увековечил его подвиг в опере «Жизнь за царя». Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев посвятил ему возвышенные строки:

«Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит».

«Злодей! - закричали враги, закипев, - Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

…Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

Перед правительством Михаила Романова стояла задача прекраще­ния интервенции и восстановления внутреннего порядка. По Столбов-скому миру со Швецией в 1617 г. Россия вернула себе Новгород, но оставляла Швеции побережье Финского залива и Корелу; в 1618 г.

по Деулинскому перемирию с Польшей Россия оставляла за ней Смо­ленские, Северские и Черниговские земли. Но в целом территориаль­ное единство России оказалось восстановленным. Лишь в 1634 г., по Поляновскому договору после Смоленской войны (1632-1634), Речь Посполитая признала Михаила Федоровича царем.

Смута упрочила идею самодержавия, а монархия Романовых вос­принималась как символ внутреннего мира и стабильности. Умерен­ность и традиционализм первого Романова послужили консолидации общества. По мере упрочения царской власти правительство все реже прибегало к Земским соборам. Внутренняя политика пошла по пути дальнейшего укрепления феодально-крепостнических порядков и со­словного строя. С целью упорядочения налогообложения в 20-е гг. XVII в. стали составляться новые писцовые книги, прикрепляющие население к месту жительства. Возрождалась практика «урочных лет».

В годы правления сына Михаила Алексея Михайловича (1645- 1676) государственный строй России эволюционировал от сословно-представительной монархии к абсолютизму, т.е. неограниченной и бесконтрольной власти монарха. Угроза со стороны более развитых стран Запада и систематические набеги с юга форсировали этот про­цесс и вынуждали государство держать в постоянной готовности зна­чительные вооруженные силы, расходы на содержание которых пре­восходили материальные ресурсы населения. Имели значение и.дру­гие факторы, такие как огромная территория страны с дальнейшим освоением новых земель, соперничество боярства с дворянством, по­зволявшее монарху лавировать между ними, крестьянские и городские выступления.

Алексею Михайловичу, получившему прозвание «Тишайший» за умение доверять решение государственных вопросов подходящим ис­полнителям из числа своих приближенных, предстояло сделать важ­ные шаги на пути России к абсолютизму. По выражению В.О. Клю­чевского, он создал вокруг «преобразовательное настроение», окружив себя думающими людьми. Именно при Алексее Михайловиче произош­ли самые драматические события столетия и одержаны самые значи­тельные победы - над Швецией и Польшей.

Необходимым шагом в преодолении последствий Смуты и укреп­лении государственности стало принятие в 1649 г. Соборного уложе­ния. Со времени Судебника 1550 г. прошло сто лет, и он не учитывал новые потребности общества. Соборное уложение 1649 г. - универ­сальный кодекс феодального права, не имевший аналогов в предшество­вавшем законодательстве. Он устанавливал нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семей­ной, духовной, военной и др., и оставался действующим вплоть до 1832 г. Первые главы Уложения предусматривали строгие наказания за пре­ступления против церкви и царской власти. Власть и личность царя все больше отождествлялась с государством.

Важнейшим разделом был «Суд о крестьянах», который ввел бес­срочный сыск беглых крестьян, окончательно отменил переход крес­тьян к новым владельцам в Юрьев день. Сыск беглых крестьян пра­вительство взяло на себя. Это означало юридическое оформление общегосударственной системы крепостного права, при котором феодал имел право распоряжаться личностью, трудом и имуществом своих кре­стьян. Это позволило максимально сконцентрировать силы на реше­нии задач внутренней и внешней политики на феодальной основе.

Все сословия общества обязаны были служить государству и от­личались одно от другого лишь характером возложенных на них по­винностей: служилые люди несли военную службу, а тяглые люди несли «тягло» в пользу государства и служилых людей. Владельче­ские крестьяне не были освобождены от государственных податей и платили их наравне с черносошными крестьянами, а значит, тянули двойное «тягло» - государственное и помещичье. Государство не толь­ко предоставляло помещику судебную и административную власть над крестьянами, но и сделало его ответственным сборщиком казенных податей со своих крестьян. Таким образом, феодалы стали отвечать за уплату крепостными «тягла» и получили власть над хозяйственной жизнью своих крепостных.

Государство прикрепляло также черносошных (государственных) крестьян и посадских людей к земле. Им запрещалась перемена мес­та жительства под страхом жестокого наказания и назначалось несе­ние государственного «тягла». И все же в положении владельческих (принадлежавших светским и духовным владельцам) и черносошных (государственных) крестьян оставались некоторые различия. Феодал получил право фактически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Государство передало ему значительную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций. Черносошные же крестьяне, живя на государственной земле, имели право ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Они располагали личной свободой. Жизнью общины руководил мирской сход и выборные старосты, производившие раскладку повинностей, отвечавшие за их своевременную уплату, чинившие суд и защищав­шие права общины.

Уложение 1649 г. ликвидировало «белые слободы», принадлежав­шие в городах крупным светским и духовным феодалам, население которых прежде было свободно от повинностей. Государство, ограничив иммунитет феодалов в свою пользу, подчинило себе городское населе­ние и стало его феодальным собственником в городе. Посадское насе­ление обязывалось заниматься торговлей и промыслами, так как и то и другое служило источником финансовых поступлений в казну. Разви­тие городов, ремесел, торговли велось в рамках крепостнической систе­мы, что подрывало развитие капитализма. Монополия посадских людей на торговлю в городах и разрешение крестьянам торговать лишь «с возов» стесняли возможности развития товарно-денежных отношений в деревне и ставили под контроль государства внутреннюю торговлю с целью извлечения прибыли в пользу государства (а не с целью избав­ления посадских людей от конкуренции).

Закрепостительная политика XVI-XVII вв., завершившаяся приня­тием Соборного уложения, была направлена на все тяглое население, так как владельческие и государственные земли были лишь разновид­ностями феодальной собственности. В России сложилась система так называемого «государственного феодализма», когда государство высту­пало как феодальный собственник по отношению ко всему населению, в то время как в ведущих странах Западной Европы происходило ос­лабление крепостной зависимости. В России крепостное право, при отсутствии у непосредственного производителя стимула для развития производства, обусловило нарастание экономической отсталости, осо­бенно разительное на фоне прогресса в Западной Европе, ставшей на путь капитализма.

Соборное уложение отразило процесс стирания различий между наследственной вотчиной и пожизненным владением - поместьем, предусматривая их обмен. Правительство уже в начале XVII в. стало продавать поместья в вотчины. В дворянской среде стала утрачивать­ся прямая связь между службой и ее земельным вознаграждением: поместья оставались за родом даже в том случае, если его представи­тели прекращали службу. Таким образом, расширялись права распо­ряжения поместьями, и они приближались к вотчине. Происходило стирание граней между отдельными категориями господствующего класса феодалов. К концу столетия между ними сохранились лишь формальные различия, а удельный вес дворянского землевладения значительно вырос.

Государство стремилось поставить под контроль церковное земле­владение. Соборное уложение ограничивало рост церковного земле­владения запретом на покупку земли и передачу вотчин церкви по духовному завещанию.

Внешняя торговля в этот период почти полностью находилась в руках иностранных купцов, наделенных привилегиями. Русские куп­цы, слабо организованные и менее богатые, не могли конкурировать с ними. Казенная монополия на экспорт ряда товаров, пользовавшихся спросом за границей, существенно ограничивала возможности русских купцов для накопления капиталов. Засилье иноземного торгового ка­питала на внутреннем рынке России вызывало острое недовольство. Торговый-устав 1653 г. вместо множества торговых пошлин устано­вил единую пошлину и повысил размер пошлины с иностранных куп­цов. Таким образом, устав носил покровительственный характер и отвечал требованиям русского купечества.

В духе политики протекционизма был составлен Новоторговый устав 1667 г., резко ограничивший торговлю иностранцев на внутрен­нем рынке и избавлявший русских купцов и производителей от кон­куренции путем повышения таможенных пошлин на ввоз иностран­ной продукции. Его составитель Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, происходивший из незнатной дворянской семьи, стал видным государственным деятелем XVII в. Полагаясь в основном на собствен­ный опыт и знания, он активно занимался внешней политикой, и во многом благодаря его усилиям были заключены выгодные для.России договоры со Швецией и Польшей. Ордин-Нащокин был сторонником использования экономического и культурного западного опыта, но при этом хорошо знал разумную меру заимствования. Многие его идеи в отношении реформ государственного управления и городского само­управления были реализованы в эпоху Петра I.

Бояре Б.И. Морозов, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев, В.В. Голицын также стремились к разрешению проблем в экономической жизни страны, понимали всю важность развития торговли и промышленно­сти и необходимость поддержки купечества для усиления государства. Эволюция правительственной политики в сторону меркантилизма - поддержания государством активного баланса внешней торговли - содействовала интересам зарождающегося абсолютизма.

XVII в. завершает эпоху Средневековья и знаменует начало Ново­го времени. Накопление светского знания постепенно разрушает сред­невековое мировоззрение, в котором господствующую роль играли религиозные представления. Особенностью культуры этого периода становится ее «обмирщение», т.е. освобождение общественного созна­ния из-под влияния религии и церкви, падение их авторитета в духов­ной жизни общества. Возрастает внимание к человеку, его роли в происходящих событиях и определении собственной судьбы.

Растущие связи с зарубежными странами порождали государствен­ную потребность в ознакомлении с достижениями светских наук. Хотя власти селили иностранцев подальше от центра Москвы, в Немецкой слободе (современный район Лефортово), и стремились изолировать их от общения с русскими, новое знание об окружающем мире неиз­бежно проникало в умы россиян. Вхождение в 1654 г. в состав Рос­сии Левобережной Украины, испытавшей культурное воздействие стран Центральной и Восточной Европы, способствовало углублению этих связей. Наибольшую заинтересованность в осмыслении новой культурной ситуации проявляли городские торгово-ремесленные слои, род деятельности которых неизбежно ориентировал их на изучение всего современного, передового, но интерес к светской культуре про­являлся в самых различных группах общества. Монополия церкви на образование и грамотность начинала уходить в прошлое.

Серьезные перемены начинают происходить в сфере просвещения. Страна нуждалась в образованных, квалифицированных специалистах во всех областях точных, естественнонаучных, гуманитарных знаний, что отвечало внутренним и внешним потребностям формировавшего­ся абсолютизма.

Присоединение Поволжья и Сибири открыло простор для геогра­фических исследований, организации экспедиций в ранее неизведан­ные земли. Путешествия в дальние страны и раньше совершались русскими первопроходцами. За 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама тверской купец Афанасий Никитин со­вершил свое путешествие (1466-1472) и оставил увлекательные вос­поминания «Хожение за три моря». В 1648 г. экспедиция Семена Дежнёва за 80 лет до В. Беринга вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Именем Дежнёва названа самая восточная точ­ка России. Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Куриль­ские острова. В Сибирском приказе обобщались все полученные све­дения и материалы, на которые затем долгое время опирались запад­ноевропейские ученые.

Важным событием стало появление первых печатных учебников: «Букваря» Василия Бурцова и иллюстрированного «Букваря» Карио-на Истомина, «Грамматики» М. Смотрицкого, а в начале XVIII в. - «Арифметики» Л. Магницкого, названных М.В. Ломоносовым «врата­ми учености». Книгопечатание было сосредоточено на государевом Печатном дворе.

Парадоксальность ситуации заключалась в том, что со времени Стоглавого собора (1551) в России существовали только низшие бо­гословские школы. Светское образование отсутствовало. Решение вопроса о сущности и задачах образования отразилось в спорах «ла-тинствующих» и «грекофилов». Для русских западников - «латинству-ющих» - Польша долгое время оставалась образцом, посредником, из которого Россия могла заимствовать западный опыт. Сторонники же греческой ориентации «грекофилы» стремились к сохранению тради­ций русской духовной жизни, не без основания опасаясь вторжения светского европейского знания.

Реформация и протестантская этика в Европе изменили ценност­ные ориентации общества. Это сложное и противоречивое время рас­пада привычного жизненного пространства в культуре Европы пере­дается стилем барокко. Западноевропейское барокко стало той фор­мой, через которую в русскую культуру проникали просветительские черты, яркое личностное начало. Проводниками «латинской» культу­ры, западного влияния были выходцы из Польши, Белоруссии и Укра­ины. При Алексее Михайловиче сложился достаточно влиятельный кружок любителей западноевропейской учености, образования, литера­туры, предметов быта и комфорта. Эта придворная среда стала мос­том к Новому времени и выдвинула многих реформаторов. К их чис­лу относился воспитатель царских детей, белорус по происхождению Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович из Полоцка, или Симе­он Полоцкий.

В XVII в. появляются два высших учебных заведения для духовен­ства: в 1632 г. Киево-Могилянская академия на Украине, названная по имени ее основателя Петра Могилы, а в 1687 г. ученые-греки Со-фроний и Иоанникий Лихуды из Падуи (Италия) возглавили первое высшее учебное заведение в Москве - Славяно-греко-латинскую ака­демию, где впоследствии учился Ломоносов. В подготовке проекта устава академии принял самое деятельное участие Симеон Полоцкий. Здание Славяно-греко-латинской академии находилось на Никольской улице вблизи Кремля. Она положила начало будущему высшему об­разованию в России; выпускники академии могли поступать на госу­дарственную службу. Однако при ее создании победили сторонники греческой ориентации. Еще раньше Симеон Полоцкий основал школу в Заиконоспасском монастыре при Печатном дворе (1665), которая готовила приказных подьячих.

В сфере духовного образования первым пытался переориентировать на западный лад организацию и содержание учебного процесса при разумном взаимодействии традиций и новаций боярин Ф.М. Ртищев - влиятельный человек из окружения Алексея Михайловича. Образцом ему служили украинские и белорусские училища при монастырях. В 1649 г. Ртищев открывает в Москве школу при Андреевском монасты­ре, куда и приглашает ученых монахов из Киева. Проникновение свет­ских начал в литературу выразилось в появлении новых жанров лите­ратуры - поэмы и романа. Создателем русской поэзии XVII в. был Симеон Полоцкий, энциклопедически образованный человек, сторонник просвещения и сближения с Западом. С. Полоцкий ввел в литератур­ный обиход едва ли не все известные тогда поэтические жанры - от эпиграммы до торжественной оды. Его перу принадлежат два поэтиче­ских сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион».

Ярким новатором в литературе был идейный глава раскола протопоп Аввакум (Петров). «Житие протопопа Аввакума, им самим напи­санное» открывает жанр автобиографии и повествует о собственных грехах и подвигах с лиризмом и иронией, сочетающимися с гневным пафосом. Первым русским романом была «Повесть о Савве Грудцы-не» - рассказ о молодом купеческом сыне и его похождениях. По-но­вому звучала и сатира, обличавшая человеческие слабости и пороки («Служба кабаку», «Повесть о Горе-Злочастии»). Первым историческим произведением, изданным печатным способом, стал «Синопсис» киев­ского монаха Иннокентия Гизеля, который повествовал о совместной истории украинского и русского народов со времен Киевской Руси.

В русской живописи XVII в. «обмирщение» искусства особенно ярко представлено творчеством Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живо­писи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспекти­вы. Тенденция к реалистическому изображению человека, характерная для школы Ушакова, воплотилась в «парсуне» (от «персона» - чело­век) - портрете, выполненном по законам иконографического искус­ства. Наиболее известны из них изображения царя Федора Иоанно-вича, князя М.В. Скопина-Шуйского, царя Алексея Михайловича.

В архитектуре заявило о себе декоративное начало, нашедшее вы­ражение в двух новых стилях. Московское, или «нарышкинское» (по имени заказчиков бояр Нарышкиных), барокко отличали яркость фа­сада, контрастное сочетание в нем красного и белого цветов, обилие раковин, колонн и капителей, украшавших стены, видимая «этажность» построек, заимствованные из светской архитектуры. Примерами мос­ковского барокко служат церковь Покрова Богородицы в Филях и трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря. Широкое распро­странение получил стиль «каменного узорочья», изобиловавший раз­ноцветными рельефами, наличниками, изразцами из камня и кирпича. Типичные его образцы - церкви Николы в Хамовниках и Троицы в Никитниках в Москве.

. «Обмирщение» сознания оказывалось в явном противоречии с тра­диционным мышлением. В среде церковников открыто заговорили об «оскудении веры». Страны Западной Европы к XVII в. пережили Ре­формацию и победу светского мировоззрения над религиозным, Рос­сия же была отгорожена от Запада на два с лишним столетия вслед­ствие ордынского ига. Московская Русь нуждалась в новых знаниях, отвечавших насущным задачам развития просвещения. Все более оче­видным становился разрыв с Западом в культурном и духовном раз­витии, преодоление которого требовало освобождения от непосред­ственного участия церкви в данном процессе. В русском обществе нарастает интерес к светским знаниям, все более ощущается потреб­ность свободно мыслить, все яснее проявляется недостаточность ста­рых источников и приемов просвещения.

Само церковное мировоззрение переживало кризис. Утрата церко­вью духовной монополии диктовала необходимость перемен, и это как нельзя лучше осознал умный и беспредельно честолюбивый по нату­ре сподвижник Алексея Михайловича патриарх Никон (в миру Ни­кита Минов). Сын мордовского крестьянина и черемиски (марийки), он прошел все ступени церковной иерархии от сельского священника до всевластного главы русской церкви.

Стремление углубить церковное влияние во всем славянском и православном мире порождало различные точки зрения по вопросу о том, какими путями этого можно добиться. В 40-е гг. XVII в. в Моск­ве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, членами кото­рого были будущие непримиримые противники - Никон и протопоп Аввакум. Деятели Кружка сделали попытку поднять авторитет церк­ви упорядочением богослужения, ни в коей мере не поколебав при этом самих церковных устоев и стремясь оградить духовную жизнь обще­ства от проникновения в нее светских начал. Алексей Михайлович поддержал их программу, так как она соответствовала интересам са­модержавия, шедшего к абсолютизму.

Единство взглядов в Кружке было нарушено при решении вопроса о выборе образцов для исправления богослужебных текстов. Прото­поп Аввакум и его сторонники принимали за основу древнерусские рукописные тексты, переведенные с греческого до падения Византии (старогреческие). Оказалось, впрочем, что они полны расхождений, поскольку до появления книгопечатания церковные книги переписы­вались от руки, и в них вкрались ошибки. Приезжавшие на Русь гре­ческие монахи обращали внимание русской высшей иерархии на эти расхождения.

Став патриархом в 1652 г., Никон решил преодолеть кризис церк­ви путем церковной реформы, усилить ее роль как мирового центра православия и укрепить связи с южнославянскими странами. Рефор­ма должна была унифицировать церковную жизнь ввиду намечавше­гося воссоединения Украины с Россией и объединения русской и ук­раинской церквей, между которыми существовали различия в церков-но-обрядовом отношении. Содержание реформы внешне совпадало со стремлением «ревнителей древнего благочестия» восстановить единство содержания богослужебных книг, утраченное за долгие века пос­ле принятия христианства.

Но Никону нужна была не просто унификация церковной жизни, а приведение ее в соответствие с современными нормами греческой (новогреческой) и других православных церквей. Его поддержали при­ехавшие с Украины ученые монахи, в числе которых был Епифаний Славинецкий, получивший на родине серьезное богословское образо­вание. Никон поручил исправление церковных книг приезжим киев­ским ученым монахам и грекам. Они стали руководствоваться в ис­правлении текстов современными печатными изданиями, греческими и южнорусскими. Однако не следует думать, что введение обрядов по образцу Украины и Белоруссии означало сближение официальной идеологии с Западной Европой.

При подготовке реформы явно ощущалась слабость богословского слоя религии, отсутствие системы духовного образования и самих образованных кадров. Поэтому естественным было обращение к опы­ту украинской православной церкви, не имевшей поддержки государ­ства и в идейной борьбе с униатством и католицизмом взявшей на вооружение основной метод противника - схоластику. В противовес католическим школам на Украине возникли уже упоминавшаяся Ки-ево-Могилянская духовная академия (1632), в стенах которой была создана богатая полемическая литература, и православные «братства». Признание авторитета украинских и греческих богословов в вопросах вероучения было болезненно воспринято церковными консерватора­ми как отступление к «латинству».

Новый служебник был исправлен в результате не по старым гре­ческим книгам, а по изданному в 1602 г. в Венеции греческому ориги­налу. Кроме того, церковная реформа коснулась-служебных обрядов: двуперстное крестное знамение заменили троеперстием, «аллилуйя» стала оглашаться не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу («посолонь»), а против него. В богослужебных текстах некоторые слова были заменены равнозначными (имя Спасителя «Исус» на «Иисус»), а из «Символа веры» в строке «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящего» изъяли слово «истиннаго». Вме­сто многогласия, когда одновременно читали и пели для сокращения службы, ввели единогласие, облегчавшее прихожанам понимание про­исходящего, земные поклоны на богослужении заменили поясными. Изменения коснулись и одежды священников.

Таким образом, реформа затронула лишь внешнюю сторону бого­служения, оставив без внимания идеи просвещения и образования, идущие с Запада, их светское содержание. Ни Никон, ни верхи духо­венства не принимали этих проникавших в Россию элементов запад­ноевропейской культуры и образованности. Однако реформа откры­вала путь к объединению всех православных церквей, подтверждая лидерство России, и открывала путь для культурного диалога со всей Европой.

В своей деятельности Никон не просто защищал независимость церкви от государства и выступал против вмешательства власти в ее дела. Его претензии шли еще дальше: он выдвинул католический по существу тезис - «священство царства преболе есть» и потребовал подчинения ему светской власти. Положение Никона до его разрыва с царем было близко к положению главы церкви, неподвластного царю - носителю полной и единоличной власти. Торжественная об­становка его патриаршего «выхода» ни в чем не уступала царской: голову украшала митра, подобная царскому венцу, под ноги ему стлал­ся ковер с вышитым двуглавым орлом. При этом Никон подчеркивал, что свою опору видит не в царской милости, а в правах своего сана. Такая трактовка патриаршей власти не замедлила отразиться на вза­имоотношениях Никона с царем.

Конфликт «тишайшего» царя и властного патриарха закончился поражением Никона. Церковный собор 1666 г. лишил его патриарше­го сана, но признал произведенные им церковные исправления. Цер­ковь становилась одним из важнейших препятствий на пути готовя­щихся преобразований, успешное осуществление которых требовало ее полного подчинения государству, что и произошло в XVIII в.

Сторонники непримиримого Аввакума не приняли нововведений и были отлучены от церкви. Они преследовались как церковными, так и государственными властями. Это повело к расколу в русской церкви и возникновению движения старообрядчества. Защитники «старой веры» получили поддержку в самых различных слоях русского обще­ства. Всех их объединяла борьба за идеализированную национальную старину. Раскол явился одной из форм социального протеста, но его нельзя отнести к числу прогрессивных движений, ибо идеал устрой­ства жизни был обращен в прошлое. Его идеология препятствовала развитию светского, рационалистического, антифеодального мировоззре­ния. Отстаивая национальную замкнутость, враждебность ко всему новому, иноземному, движение раскола смотрело не вперед, а назад.

Однако роль старообрядцев в русской истории не столь однознач­на, как может показаться на первый взгляд. Гонения на их веру, эко­номические притеснения (они должны были платить двойную подуш­ную подать) не помешали им максимально реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их связь с российским предпринима­тельством очевидна: старообрядцы Гучковы, Морозовы, Рязановы, Зо­товы, Рябушинские основали первые в стране купеческие и промыш­ленные династии. Старообрядцам принадлежит особая заслуга в со­здании кожевенной и салотопенной мануфактуры, добыче золота, они преуспели в создании системы кредитования на Урале и в Сибири. Создание уральских мануфактур при Петре I и высочайшие в Европе качество железа и уровень литья во многом были результатами их деятельности. На заводах Демидова в металлургии большинство рабочих были старообрядцами, а сами заводы были плотно окружены скитами.

Укрепление самодержавия в правление первых Романовых прояви­лось в разных сферах политической жизни страны. Утратили значе­ние сословно-представительные Земские соборы, которые окончатель­но перестали созываться в 80-х гг. XVII в., изменились состав и чис­ленность Боярской думы за счет привлечения дворян, централизована приказная система и возросла роль приказных чиновников в управ­лении государством, светской властью была одержана победа в сопер­ничестве с властью церкви. Изменения в местном управлении также отражали тенденцию к централизации и падение выборного начала. Власть в объединенных уездах сосредоточилась в руках воевод, заме­нивших всех должностных лиц земских выборных органов.

Изменился титул московского царя: из «государя всея Руси» в 1654 г. он превращается в «Божией милостью… всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца». Статьи Соборного уложения поставили на недосягаемую высоту престиж царской.власти и определили жест­кие меры наказания за урон «государевой чести». В повседневном обиходе величие самодержавия подчеркивали пышный и торжествен­ный ритуал чествования царя, роскошь двора. Помпезность ритуалов приобрела характер священнодействия. Использовались все внешние средства для внушения идеи о божественном происхождении царской власти. К концу XVII в. эволюция государственного управления, суда, военного дела отразила переход от сословно-представительной монар­хии к абсолютизму.

После смерти Алексея Михайловича на русский престол вступил его сын Федор Алексеевич (1676-1682), не принимавший активного участия в государственных делах. Ведущее место при дворе заняли родственники его матери Милославские.

В правление Федора Алексеевича возросла политическая роль дво­рянства. Важной вехой в его консолидации послужила отмена в 1682 г. важнейшего боярского института - местничества, так как местниче­ский обычай стал серьезным препятствием в решении задач внутрен­ней и внешней политики. Древние аристократические фамилии име­ли все меньше возможностей соперничать с восходившими к власти слоями менее знатных служилых людей. В 1679-1681 гг. вместо посошного было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор.

После смерти бездетного царя к власти пришли малолетние сыно­вья Алексея Михайловича Иван (от брака с М.И. Милославской) и Петр (от брака с Н.К. Нарышкиной), а при поддержке стрельцов ре­гентшей до их совершеннолетия была назначена царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака. Фактическим правителем при Софье (1682-1689) стал ее фаворит князь Василий Голицын. Он соединил в себе черты «государственного человека» и интеллектуа­ла. С его именем связаны многие административные и экономические реформы, в том числе проект реформы образования, вплоть до созда­ния первого университета в России, но по характеру Голицын скорее был философом, чем энергичным практиком.

В 1689 г. Петр, достигнув совершеннолетия, женился на Евдокии Лопухиной и формально получил все права на престол. Столкновение с Софьей стало неизбежным и закончилось победой Петра при под­держке московского патриарха. Софья была заключена в Новодеви­чий монастырь в Москве, Голицын отправлен в ссылку, а со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.

Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  3. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  4. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви

Правление Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645 гг.)

11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович - венчался на царство. В условиях разоренной страны молодому и неопытному царю требовалась поддержка. Первые десять лет его правления почти беспрерывно заседали Земские Соборы, где решающую роль играли мать царя и его родственники по материнской линии - бояре Салтыковы. С 1619 г. фактическим правителем России с титулом «великий государь» стал отец царя - вернувшийся из польского плена патриарх Филарет. Основным содержанием внутренней политики этих лет было укрепление принципов самодержавия. С этой целью властью были предприняты следующие меры:

Широко практиковалась передача крупных угодий и городов во владение светским и церковным землевладельцам.

Дворянство за службу получало в награду земли и привилегии.

Шёл процесс дальнейшего закрепления крестьян за их владельцами.

Расширился социальный состав Боярской думы: увеличилось представительство в ней дворян за счет пожалования им чинов думных дворян и дьяков.

В то же время круг лиц, имевших реальные властные полномочия, сужался: была создана Ближняя дума из четырех бояр - родственников царя.

Происходил рост числа приказов.

Усилению централизации государства служили и изменения в системе местного управления - постепенно власть сосредотачивалась в руках воевод. Повышению авторитета центральной власти должны были служить введение новой государственной печати и включение понятия «самодержец» (1625 г.) в царский титул. После поражения русских войск под Смоленском (1634 г.) правительство Михаила Федоровича задумало военную реформу. Началось формирование пехотных и кавалерийских соединений по западноевропейскому образцу. Эти части - «полки нового строя» - вооружались западным оружием и действовали согласно принятым в то время в западноевропейских странах тактическим приемам. В Москве значительно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу: офицеров-наемников, ремесленников, лекарей; за городской чертой возникла особая Немецкая слобода.

Признаки абсолютной монархии.

Основной тенденцией внутриполитического развития России XVII в. являлось формирование абсолютизма - формы правления, при которой власть всецело принадлежит монарху; участие общества в законодательстве и контроль над управлением страной минимален или отсутствует вообще.



Признаки начала формирования абсолютизма в России:

Падение роли Земских соборов.

Падение роли Боярской думы и расширение ее социального состава за счет дворянства, купечества.

Рост государственного аппарата и чиновничества.

Замена на местах выборных земских органов назначаемыми воеводами.

Увеличение числа постоянной армии («полков нового строя»).

По мнению многих историков, XVII век - первый этап формирования абсолютизма в России. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию, ему подчиняется церковь как идеологическая сила. Однако абсолютная монархия, сложившаяся в России, в силу конкретно-исторических условий была достаточно эффективной. Поэтому уже в конце XVII в. появилась острая необходимость в реформировании институтов государственного управления.

Система управления

По инициативе царя Алексея Михайловича продолжались изменения в системе управления:

Были созданы приказ Тайных дел, лично подчиненный царю, и объединивший финансовое управление страной Счетный приказ;



С сер. 50-х г. XVII в. путем набора крестьян и посадских людей формировались «полки нового строя» (по западноевропейскому образцу), при этом снижалось значение и численность дворянской конницы.

В XVII в. усилились власть и влияние приказов - учреждений, занимавшихся решением военных, финансовых, земельных и внешнеполитических проблем.

Царствование Алексея Михайловича. (1645-1678 гг.)

Алексей Михайлович взошел на престол шестнадцатилетним юношей. Он был человеком довольно хорошо образованным, начитанным, отличался крепким здоровьем, негневливым, веселым характером и непритворной набожностью. За кроткий нрав его прозвали Тишайшим.

ЛЕКЦИЯ 4. РОССИЯ В XVII веке.

На прошлой лекции мы говорили о Великой Смуте, которой начался новый XVII век, и в результате которой на российском престоле оказалась новая династия Романовых. Они оказались избранными по ряду причин:

1. это были родственники первой царицы Анастасии, жены Ивана Грозного;

2. отец Михаила был пострижен в монахи и отправлен в монастырь Борисом Годуновым, мать также была пострижена в монахини и сын ее находился при ней в монастыре;

3. эта семья не участвовала в боярских разборках и во времена самозванчества;

4. Михаилу было 17 лет и бояре считали, что по его младенчеству они будут править Московским государством.

Поэтому был созван Земский собор из представителей всех сословий, вплоть до крестьянства. Собору были предложены кандидаты в цари. В том числе выдвинул свою кандидатуру и князь Пожарский. Однако основная масса участников Земского собора выкрикнула имя Михаила Романова. Таким образом, с 1613 г. считается на престоле династия Романовых, но насколько это верно, мы поговорим несколько позже.

Вопросы лекции;

1. Первые Романовы. События, происшедшие в России в течение XVII века.

2. Политический строй России при первых Романовых.

3. Внешняя политика России в XVII веке.

4. Русская культура и быт в XVII веке.

1. Первые Романовы. События, происшедшие в России в течение XVII века.

К первым Романовым относят Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг. правления). К этому времени еще добавляют правление царевны Софьи как регентши своих младших братьев Ивана и Петра.

К основным событиям времени первых Романовых относят:

1.стабилизацию внутренней жизни страны, установления относительного порядка, оформление правового статуса дворянства, Боярской думы, Земских соборов и соответственно укрепление самодержавия;

2.церковную реформу, расколовшую общество на принявших и не принявших новую трактовку церковного богослужения;

3.формирование более крупных военно-административных единиц – разрядов в приграничных районах страны;

4.во внешней политике это был век вхождения Украины в состав России;

5. в культуре и быту – распространение образования, рост выпуска печатных книг, в основном религиозного содержания и учебников.

В первые годы своего правления Михаил по своей молодости, болезненности и душевной мягкости не мог обойтись без помощи и руководства более старших Эту помощь ему оказали родственники со стороны матери – бояре Салтыковы, пока его отец в монашестве Филарет не вернулся из ссылки в Москву. Большинство историков сходятся на том, что Михаил выполнял формальную функцию царя, а фактическими правителями были его родители.



Однако важнейшим фактором его управления стали Земские соборы, которые оказывали значительную моральную поддержку молодому царю. Приехав из Костромы в Москву после своего избрания, Михаил не распустил выборных земских людей, а оставил их при себе. Выборные время от времени менялись, но собор действовал в Москве постоянно в течение 10 лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Личный состав Земского собора был важен своей осведомленностью, знанием дел в стране и ее областях, давал советы по различным отраслям хозяйствования.

На протяжении всего царствования Михаила Федоровича главной чертой Земских соборов был значительный рост представительства низших сословий. В отличие от времени Ивана Грозного и Бориса Годунова в Земских соборах при Михаиле Федоровиче играли представители дворян и посадского населения. После смерти патриарха Филарета (отца царя) некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Но это не устраивало самодержавную власть и со временем Земские соборы сначала собирались реже, а затем их деятельность вообще была прекращена. Одним из последних был созван Земский собор в 1653 г. и принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева. С тех пор власть стала опираться не на представительство населения, а на бюрократию и армию. Но самым последним созывался собор 1683 г., главным вопросом на котором должно было быть обсуждение условий Вечного мира с Речью Посполитой, но его открытие так и не состоялось из-за военных действий.

Органами центральной власти оставались по-прежнему Боярская дума и приказы, но с новым составом. Поначалу был расширен состав думы. Так Михаил Федорович отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило десятка два бояр, то к концу правления Алексея Михайловича ее численность выросла до 100 человек. Причем там были не только родовитые бояре, но и представители незнатных родов или даже из княжеских родов иноверцев.

Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законопроектов, введения новых налогов, решения спорных вопросов и т.д. Руководил заседаниями Боярской думы либо сам царь, либо назначенный им боярин.

Постепенно эта большая дума стала громоздкой и не очень удобоваримой для царя. Поэтому была создана так называемая «ближняя», «малая» или еще «тайная» дума, которая со временем сосредоточила всю власть в своих руках, а Большая дума потихоньку отмирала.

Тенденция к усилению власти и большей централизации была естественным последствием сложившихся условий после Смуты. Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному росту приказов. В разное время в стране существовало до 100 приказов. Приказы стремились усилить свое влияние и на местах. Особенно важными были: Посольский, Казенный, Поместный, Ямской, Челобитный приказы, было несколько приказов, ведавших военными делами – Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский и т.д.

В XVII в. главной административной единицей оставался уезд, численность которых в концу века была 250. Уезды в свою очередь делились на станы и волости. Со второй половины века Алексей Михайлович ввел новые военно-административные единицы – разряды, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений.

Широкое развитие получила должность воеводы и не только в приграничных городах, но и повсеместно. В функции воеводы входило:

1.быть исполнителем подробных наказов и частых отдельных предписаний столичных органов – приказов;

2.он являлся представителем административной центральной власти;

3.он был сборщиком налогов, которые все до последнего должен был поставлять в царскую казну;

4.вместе со своими приказными людьми воевода не получал ни жалования от царя, не был и «кормленщиком». Он мог пользоваться только добровольными дарами от населения, что приводило к произволу, казнокрадству, вымогательствам; Получение таких «даров» не осуждалось ни правительством, ни нравами. Считалось это все в порядке вещей. Нравственный уровень администрации был невысок. При отсутствии контроля и ответственности не было вообще никаких сдерживающих начал во вздоимстве. Это приводило к использованию своим положением в личных, корыстных целях, что вызывало ропот населения, его недовольство

Вторым по значимости нововведением Михаила Федоровича была раздача земель ближайшим сподвижникам царя. По рукам новой придворной знати разошлось вскоре до 50 тыс. десятин земли.

Таким образом, можно сказать, что усилиями первого царствования новой династии государство было восстановлено на старых основаниях, на которых держалась политика Ивана Грозного и Бориса Годунова. Но при этом следует знать, что период действия Земского собора принято в истории России называть не только периодом становления самодержавия, но и сословно-представительной монархией.

Царствование Алексея Михайловича можно назвать эволюционным по ряду аспектов внутренней политики. В этот период Россия приступила к формированию абсолютной монархии на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Это выразилось в отмирании Земских соборов, в эволюции приказной системы, состава Боярской думы, а повышении значения во власти непородных людей, победном исходе для светской власти в ее соперничестве с властью церковной.

Важнейшими событиями периода царствования сына Михаила Федоровича Алексея Михайловича было принятие Земским собором Соборного уложения в 1649 г. Составление его было поручено приближенным царя во главе с князем Одоевским. Интересно, что при его составлении использовались не только имевшиеся на Руси своды законов, но и зарубежные. К тому же в разработке законов участвовал и сам молодой царь. По этому Соборному уложению Россия жила около 200 лет.

Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые было введено понятие «государственное преступление» (против чести царя, его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание.

Уложение впервые утвердило в законе полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

Изменения произошли и в военной системе. До этого времени русское государство опиралось на ополчения, поставлявшиеся боярами по призыву царя и приговору Боярской думы. Это было конное ополчение землевладельцев, вотчинников и помещиков, обязанных являться в случае надобности «конны, людны и оружны». В столкновении с западными соседями обнаружилась военно-техническая отсталость московских «ратных» людей и это заставило московское правительство организовать у себя полки «иноземного строя»: солдатские (пехота), рейтарские (конные) и драгунские (смешанные), которые набирались из русских вольных людей и обучались приглашенными наемными иностранными офицерами. Однако эти полки формировались лишь в случае войны, а в мирное время распускались по домам. Это была еще не регулярная армия.

Особое значение в XVII в. приобрела церковная реформа. Инициатором ее проведения стал патриарх Никон, бывший митрополит Новгородский. Он пришел на пост патриарха по предложению Алексея Михайловича. Но реформа не началась ни с того, ни с сего. Многими десятилетиями среди церковников шел спор о том, что в переписывавшихся от руки книгах имелось много искажений и ошибок по сравнению с оригиналом. Так, немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время службы, когда все присутствующие использовали разные молитвы, или крестились двоеперстием, когда все шло от троицы, троеручия Небесного владыки. После смерти патриарха Иосифа мнения разделились: одни считали, что надо вернуться к изначальным, древнерусским образцам, а другие – к самим греческим источникам, с которых старые книги переписывались. Поэтому Алексей Михайлович поручил Никону провести такую реформу по греческому образцу. Она была проведена в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя перстами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и русской традицией.

Никон был человеком своенравным, волевым, фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над светской властью, над царской. По существу он предложил разделить власть с Алексеем Михайловичем. Однако тот просто перестал бывать на богослужениях Никона, приглашать его на государственные приемы, на что Никон обиделся и однажды на проповеди в Успенском соборе заявил, что он слагает с себя обязанности патриарха и уходит в Воскресенский Новоерусалимский монастырь. Там он стал ждать раскаяния Алексея и зова снова в Москву. Однако Алексей поступил вопреки ожиданиям Никона. Он пригласил в Москву патриархов из других стран, созвал в 1666 г. церковный собор, на него под стражей привезли Никона, над которым был устроен суд за то, что он оставил церковь и отрекся от патриаршества без согласия на то царя. Присутствовавшие на соборе иерархи осудили Никона, благословили лишение его сана и заточение в монастырь. Собор поддержал реформу и проклял ее противников, старообрядцев передать для суда светской власти. По Соборному уложению 1649 г. им всем грозила смертная казнь. Но Алексей Михайлович заменил ее заточением в монастыри. Собор 1666-1667 гг. положил начало раскола в русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682).

Таким образом, XVII век стал во внутренней жизни страны веком разных направлений: от Смуты к стабилизации, затем к эволюции структур и системы власти, появления законов, проведения церковной реформы, стал временем упадка земского, коллегиального начала, и растущей бюрократизации как в центральном, так и в местном управлении Московского государства.

Михаил Федорович Романов стал русским царем в сложное время (схема 82). Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами молодого царя было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. Последние фактически не прекращали работу с 1613 по 1619 г. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет фактически управлял страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (схема 83).

К середине столетия хозяйственная разруха была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни (схема 84). Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка. Происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи. Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия создавались в Новгороде, Тихвине и Москве. В эту же эпоху начали возникать центры художественного промысла (Хохлома, Палех и др.).

Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т.е. принадлежащие государству (например, Оружейная палата), и частновладельческие. Последние возникали в основном в металлургии. Такие предприятия находились в Туле, Кашире и на Урале.

Схема 82

Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки: Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.

В XVII в. в России произошло окончательное юридическое оформление крепостного права. Под этим термином историки понимают наиболее тяжелую форму зависимости крестьян от помещика, власть которого распространялась на личность, труд и имущество принадлежащих ему крестьян. Насильственное прикрепление крестьян к земле практиковалось в ряде европейских стран в Средние века. Однако в Западной Европе крепостное право было сравнительно недолгим и не существовало повсеместно. В России оно окончательно установилось на рубеже XVII в., существовало в самой жесткой форме и было отменено лишь в 1861 г.

Схема 83

Чем можно объяснить подобный феномен русской истории? В литературе одной из причин закрепощения крестьян называется малая производительность крестьянских хозяйств. Другими причинами становления крепостного права историки считают суровые природно-климатические условия и экономическую зависимость крестьян от феодалов. На положение русского крестьянства повлияли и особенности политического развития русской государственности. Основу вооруженных сил России XVII в. составляло служилое сословие помещиков – землевладельцев. Постоянно возникавшие расходы на поддержание обороноспособности страны требовали укрепления этого сословия и обеспечения его бесплатной рабочей силой (схема 85).

Схема 84

Этапы юридического оформления крепостного права проследить несложно. В 1581 г. Иван Грозный ввел "Заповедные лета", до отмены которых крестьянам запрещалось покидать своих владельцев. В реальности это означало, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину, хотя формально закона о его отмене, вероятно, не было. В продолжение политики закрепощения крестьян правительство Бориса Годунова приняло в 1597 г. указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Указами царя Михаила Федоровича от 1637 и 1641 г. государственный сыск был увеличен соответственно до 9 и 15 лет. Датой окончательного оформления крепостного права принято считать 1649 г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича установило бессрочный сыск беглых крестьян.

Схема 85

В исторической литературе существуют две основные концепции закрепощения русского крестьянства. Согласно концепции "указного" закрепощения крепостное право было введено по инициативе государственной власти для поддержания обороноспособности страны и обеспечения служилого сословия. Такой точки зрения придерживались историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, С.Б. Веселовский и Б.Д. Греков, а также современный историк Р.Г Скрынников. В трудах В.О. Ключевского, М.П. Погодина и М.А. Дьяконова отстаивается "безуказная" концепция, согласно которой крепостное право было следствием реальных жизненных условий страны, лишь юридически оформленное государством (схема 86).

В 1649 г. было принято Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества (схема 87). В июле 1648 г. Земский собор рассмотрел челобитье служилых и торговых людей о принятии нового кодекса законов. Для его разработки была создана специальная комиссия во главе с боярином Н.И. Одоевским. Уже осенью того же года проект Уложения был представлен царю. В начале 1649 г. Уложение было утверждено Земским собором. Вскоре оно было издано тиражом 1200 экземпляров. Уложение разделено на главы, а главы – на статьи. Всего в Соборном уложении 25 глав и 967 статей.

Свод законов начинается главой "О богохульниках и церковных мятежниках", в которой предписывается наказывать всякое богохульство, ересь или выступление против церковных властей сожжением на костре. Следующие две главы регламентируют статус царя. Показательно само название одной из них: "О государьской чести и как его государьское здравие оберегать". Соборное уложение предписывает жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление абсолютной монархии.


Схема 86


Схема 87

В Соборном уложении оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий. Наиболее важное значение имела глава 11 "Суд о крестьянах". Именно в ней указан бессрочный розыск беглых крестьян, что окончательно закрепило крепостное право. Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и "тяглу", т.е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. Историки права насчитали 60 преступлений, за которые в Соборном уложении предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентирует также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т.д.

Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы (схема 88). В состав Земского собора входили высшее духовенство ("освященный собор"), Боярская дума и выборная часть ("курия"). Выборные делегаты Собора представляли московских дворян, администрацию приказов, уездное дворянство, верхи "тягловых" слобод московского посада, а также казаков и стрельцов ("служилых людей по прибору"). Черносошные крестьяне были представлены лишь однажды – на Земском соборе 1613 г.

Схема 88

Как уже указывалось, первый в истории России Земский собор был созван Иваном IV в 1549 г. (Собор примирения) (схема 89). Соборы XVI в. решали вопросы о продолжении Ливонской войны и избрании царя. Особую роль в русской истории сыграл Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Романова. В первые годы правления молодого царя Земские соборы работали почти непрерывно и помогали Михаилу в управлении государством. После возвращения из польского плена отца Михаила Федоровича Филарета Романова деятельность Соборов становится менее активной. В основном они решали вопросы войны и мира. В 1649 г. Земский собор принял Соборное уложение. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660-1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Схема 89

В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает. Из состава Думы выделяется так называемая Ближняя дума, состоящая из особо преданных царю лиц.

Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления (схема 90). Постоянные приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Обороной страны и делами служилого сословия ведали разрядный, стрелецкий, пушкарский, иноземный и рейтарский приказы. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Наряду с постоянными создавались и временные приказы. Одним из них был приказ тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем. Приказ занимался надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц.

Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления в XVII в. строилась не на основе выборных органов, а на власти назначаемых из центра воевод. Им подчинялись земские и губные старосты.

Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной (схема 91). Термин "сословие" означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы. Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли "детьми боярскими".

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т.е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались "гостями". К числу зависимых сословий относились и "служилые люди по прибору": стрельцы, пушкари и казаки.

Схема 90