Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Любовная лирика толстого алексея константиновича. Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К

Любовная лирика толстого алексея константиновича. Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Тема любви

2. Тема природы

3. Сатира и юмор

4. Тема истории России

Заключение

Библиография

Введение

Алексей Константинович Толстой (1817?1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт-Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и решил занять должность распорядителя придворной охоты. Писатель известен балладами на темы русской истории, историческим романом «Князь Серебряный» (1863) из времен Ивана Грозного и драматической трилогией (1866?1870) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Две последние пьесы были долгое время запрещены цензурой, так как в драме «Царь Федор Иоаннович» Толстой изобразил трагическую судьбу простодушного царя: желая творить добро, но неспособный разобраться в путаной политике своего времени, он навлекает беду на всех, кому хотел бы помочь.

Толстой был убежденным западником и противопоставил свободное и цивилизованное существование Киевской Руси как части западного мира жестокой тирании Ивана Грозного и Московской Руси, которая дошла до его дней. Среди его главнейших поэм -- «Иоанн Дамаскин», где утверждается свобода искусства, и «Дракон», из жизни возрожденной Италии. Толстой -- автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку, и поэмы «Поток-Богатырь», бичующей как Московскую тиранию, так и радикальную нелепицу новейших дней. В том же насмешливом роде Толстой и его двоюродные братья, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, писали под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков». Прутков изображался чрезвычайно ограниченным бюрократом, возомнившим себя писателем; безвкусица его стихотворений и общая непроходимая глупость должны были стать сатирическим заслоном литературным притязаниям многочисленных мелких писателей, превозносимых современниками.

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

1. Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.

С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А. К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшим, нуждающимся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта.

Стихотворение «Средь шумного бала», благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках. литература толстой писатель

Произведение представляет собой стихотворную новеллу, в которой «с почти летописной точностью» воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала. Автор не видит её лица, но успевает заметить «печальные очи» под маской, услышать голос, в котором парадоксальным образом соединены «и звук нежной свирели, и рокот морского вала». Портрет дамы выглядит столь же неопределённым, как и чувства, которые внезапно овладевают лирическим героем: с одной стороны, его волнует её загадочность, с другой -- он встревожен и растерян перед напором одолевающих его «неясных грёз»

2. Тема природы

А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма.

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

3. Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова - самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством. Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. Алексей Константинович дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

4. Тема истории России

Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому и современные российские порядки подвергались критике со стороны поэта.

Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ - это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Заключение

Алексей Константинович Толстой по сей день остается великим русским писателем «Золотого века» русской литературы. Естественно, писатель вложил значимый, огромный вклад в развитие отечественной литературы. Он разносторонний поэт, так как писал свои произведения, отталкиваясь от любых тем, в которых писал то, что он думает, выражая свою точку зрения через художественные образы, приемы и др. Некоторые из этих тем лирики Толстого, притом немало важных, мы уже изучили.

Ретроград, монархист, реакционер - такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература - стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр - трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись - картины, философия - взгляды Толстого стали основой для философской концепции В. Соловьева).

«Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному…» (А. К. Толстой).

Библиография

1. «Алексей Константинович Толстой» http://www.allsoch.ru

2. «Толстой Алексей Константинович» http://mylektsii.ru

3. «Русская любовная лирика» http://www.lovelegends.ru

4. «Природа в творчестве А. К. Толстого» http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого. Юмористически-сатирические стихотворения Толстого против течений ХІХ в. Киевская Русь в его поезии. Пьеса-трилогия "Царь Борис" - психологическое исследование личностей русских царей и народа.

    реферат , добавлен 18.01.2008

    Граф А.К. Толстой - русский писатель, поэт, драматург; член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Биография: университеты, дипломатический опыт, творчество: романтическая фантастика баллад, сатирические стихотворения, историческая проза.

    презентация , добавлен 18.02.2013

    Историческая тема в творчестве А. Толстого в узком и широком смысле. Усложнение материала в творческом процессе Толстого. Влияние политической системы времени на отображение исторической действительности в прозе и драме. Тема Петра в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2009

    Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов второй половины XIX века. Пейзажная лирика в стихотворениях Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова. Сочетание внутреннего мира человека и красоты природы.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Список произведений писателя В. Суворова, посвященные событиям Второй мировой войны. Тема романа "Контроль" и его достоинства. Произведения "заволжского цикла" А.Н. Толстого, принесшие ему известность. Сюжетные линии романа "Хождение по мукам".

    презентация , добавлен 28.02.2014

    Основные процессы архаизации и обновления русской лексики. Повесть "Детство" Л.Н. Толстого: история создания, её место в русской литературе. Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании. Семантическая классификация историзмов.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2010

    Сравнительный подход к изучению русской и татарской литературы ХІХ-ХХ в. Анализ влияния творческой деятельности Толстого на становление татарской культуры. Рассмотрение темы трагического в романах Толстого "Анна Каренина" и Ибрагимова "Молодые сердца".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.


Алексей Константинович Толстой – величайший писатель и поэт 19 века. Любовная лирика занимает огромное место в его творчестве. В его сборниках более 20 стихотворений, посвящённых этому чувству. Толстой ставит человеческие переживания и мысли на первый план, показывая всю глубину души влюбленного человека. Рассмотрим этот факт на примере одного известного стихотворения: >, написанное автором в 50 годы 19 века.

Стихотворение написано автором в 33 года, будучи малоизвестным начинающим писателем и ловеласом он был влюблен в замужнюю Софью Алексеевну Миллер, но общественная критика не смогла омрачить счастье возлюбленных. Поэт посвящает данное стихотворение именно ей, выражая тайну своих искренних чувств, которые переполняют его душу с первой встречи.

Название лирического произведения характеризует эмоциональное состояние лирического героя, который в суете светского визита польщён красотой и голосом молодой особы.

Он считает, что именно ему под силу оценить талант девушки, которая умна и очень эрудированна для своего возраста.

Гениальность поэта позволяет нам представить более полную картину действий. Автор описывает обстановку шумного бала, которая затихает после появления великолепной девушки, красота которой очаровывает всех окружающих.

Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор произведения. Алексей Константинович использует различные средства выразительности, которые помогают читателю получить очень яркую и чувственную картину происходящего. В стихотворении поэтом используется сравнение:>, >.

Это факт очень свойствен поэту и предаёт лирическому произведению особую художественную нагрузку. Также автор использует инверсию. Неправильный порядок слов позволяет автору сделать больший акцент на отдельные отрезки и предать тексту особую ритмику. Многоточия, употребляемые Толстым, выражают недосказанность, которая символизирует непередаваемые чувства поэта.

Данное лирическое произведение оказало на меня огромное влияние. Чувства, переданные автором, очень близки мне. Я считаю, что автор мастерски передал всю глубину любви и нежности между мужчиной и женщиной.

Цель урока: познакомить учащихся с лирическими стихотворениями А. К Толстого на тему любви с ярко выраженным музыкальным началом.

Задачи урока:

  • Проанализировать историю создания стихотворений А. К. Толстого "Средь шумного бала:", "То было раннею весной:" и написанных на данные стихи романсов П. И. Чайковского.
  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря, умение работать с текстом художественного произведения, анализировать стихотворения, умение работать в малых группах.
  • Воспитание у детей чувства прекрасного, любви к классической музыке, уважения к творчеству великих художников.

Оборудование урока: портреты: А. К. Толстого, С. А. Миллер, П.И.Чайковского; иллюстрации на тему бала; компьютер, два фильма на романсы П. И. Чайковского с репродукциями картин И. П. Глазунова, К. Брюллова, В. Э Борисова - Мусатова; стихи А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова; карточки - задания для индивидуальной работы и для работы в малых группах; словарь эмоциональных терминов.

Эпиграф к уроку:
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь
Великим слогом русского романса.
И. Кохановский.

"Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов". П. И. Чайковский.

"Какое русское сердце не дрогнет, не встрепенётся, слушая романс П. И. Чайковского "Средь шумного бала:" Вл. Стасов.

Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока; запись в тетради. Урок по поэзии А.К.Толстого посвящается Всемирному дню поэзии - 21 марта.

2. Проверка домашнего задания.

А. Карточка для индивидуальной работы на месте по домашнему заданию.

Б. Беседа по вопросам.

Каков круг основных тем в лирике А. К. Толстого?

Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?

В каком стихотворении это ярко выражено? (Коль любить, так без рассудку:")

Вывод, сделанный учащимися. Автор любит людей и жизнь, ценит каждое её мгновение и с удовольствием пишет такие произведения. Его лирический герой - сильный, здоровый, весёлый человек, любящий природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово и в своей цельности являющийся чисто русским, национальным характером. Поэтому ему так удавались живые образы древнерусских богатырей и песни в народном вкусе, поэтому он так знал и ценил отечественную историю и литературу, их красивый выразительный язык.

А в стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " - это чисто народная присказка, очень тонко, размашисто и весело перечисляющая сильные привлекательные черты цельного характера. Мы видим человека искреннего, горячего, но отходчивого, справедливого, чуждого мстительности и злопамятности, готового биться за правое дело и пировать с друзьями. Конечно, это не сам поэт, а его лирический герой, но в нем - вся поэзия А. К. Толстого и личность его добродушного и рыцарственного творца.

3. Слово учителя . Главное, нужно отметить, что поэзия А. К. Толстого отличается проникновенным лиризмом с ярко выраженным музыкальным началом.

- "Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)". И. Бунин.

- "Широкого он сердца человек:." С. Есенин.

Да, мы сегодня и будем говорить об удивительном человеке, особенном, так как именно он является для великого композитора П. И. Чайковского неисчерпаемым источником для текстов под музыку. Лирик А. К. Толстой умел глубоко чувствовать, его поэтические мысли глубокие и сильные. Попробуем проникнуться музыкой замечательного жанра - романса на стихи удивительного человека - А. К. Толстого. (Более ста романсов на его стихи написано разными композиторами).

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И просто хочется "объясниться в любви высоким слогом русского романса".

А почему высоким слогом? (беседа с учащимися на фоне романса Ф.Глинки)

Романс передает тончайшие оттенки психики - личных душевных настроений, и потому тесно спаявшийся с лирической поэзией. Они пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.

Вспомните, какие романсы мы с вами слушали? (на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета).

Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно!

4. Работа с текстом стихотворения "Средь шумного бала:"

Ребята, посмотрев на название данного стихотворения, мы, конечно же, вспоминаем замечательные страницы произведений, где звучит тема бала. Представляем шикарные залы, красивые бальные наряды дам и кавалеров. "Кружится вальса вихорь шумный:", полонез, мазурка, котильон. "Мелькают ножки милых дам:". Знакомая фраза: "Маска, я тебя знаю:", случайные знакомства - соединение судеб на всю жизнь. (А. С. Пушкин - Наталья Гончарова, Ф. И. Тютчев - Елена Денисьева, А. Фет - Мария Лазич и др.)

Рассказ ученицы о встрече А. К. Толстого с С. А. Миллер на бале - маскараде.

Впервые они повстречались на бале - маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра Второго. С детских лет он был избран товарищем игр цесаревича. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться.

В светской толпе он почему - то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали её голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала - маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.

Она, конечно, узнала его.

Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску: Но его визитную карточку она взяла. Пройдет совсем немного времени, и он напишет ей о другом бале - маскараде, на котором снова был в свите наследника. Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты:

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. А вскоре после этой встречи на бале - маскараде он получил приглашение от неё.

На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер.

В ней нашел он не только единственную свою женщину, но и умного друга.

(Чтение наизусть стихотворения и прослушивание романса в исполнении Юрия Гуляева, просмотр слайда - фильма)

5. Аналитическая беседа по тексту.

Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?

Как вы почувствовали, чем явилась для поэта данная встреча: открытием, сильным потрясением или внезапным пониманием близости долгожданного счастья?

Что он видит в незнакомой женщине - маске, отбросив "тревоги мирской суеты"? (ТАЙНУ)

А В ЧЁМ ЭТА ТАЙНА? (ответы учащихся)

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: весёлая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то как звук отдалённой свирели, то как моря играющий вал. Контрастен не только женский образ, всё стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Здесь как бы сочетается проза и поэзия. Будничное - люблю я усталый прилечь соединяется с возвышенно - поэтическим - печальные очи, моря играющий вал. Романтическое - грёзы неведомые с прозаическим - грустно я так засыпаю. Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни.

Как построено стихотворение? (противопоставление - контраст)

Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее, как автор об этом говорит? (надежда есть - слово "люблю" (Недоговорённость финала, установка автора на читательские раздумья, ассоциации за пределами текста).

Стихотворение построено и разворачивается по всем правилам романса. Назовите эти правила. (У него своя мелодия, яркие образы выражают сильные чувства и следуют один за другим, случайная встреча порождает воспоминания, становится судьбой).

Толстой жил своей жизнью. "И даже среди мирской суеты мы можем быть одни и быть счастливыми", - писал он своей будущей жене Софье Андреевне, рисуя силой поэтического воображения этот иной мир (" : мне видится домик, полураскрытый деревьями, видится деревня, слышатся звуки твоего рояля и этот голос, от которого я сразу же встрепенулся").

Сравните это стихотворение со столь же известным стихотворением М. Ю. Лермонтова "Из - под таинственной холодной полумаски: (1841), и вы увидите совершенно разные поэтические и психологические решения одной биографической темы. (Чтение стихотворения учеником, работа с текстом)

6. Ребята, не забываем, что угадал эти волшебные ноты в стихотворении великий композитор, и для него он много значит. Шли годы. Дети Чайковского подрастали, превращались в юношей и девушек. Вместе с ними композитор переживал тревоги их молодости. Он радовался, когда музыка вносила красоту в их увлечения. И особенно музыка романсов "Средь шумного бала:" и "То было раннею весной:" снова и снова передавала пробуждение души, трепет первого чувства.

Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад" и романс, написанный Толстым и Чайковским через 20 лет - "То было раннею весной:" (1871)

7. Работа с текстом. Чтение наизусть стихотворения. Прослушивание романса Чайковского в исполнении М. Магомаева, просмотр слайда - фильма.

Грустит романс тревожно и светло.
И к вам непостижимо в слове каждом
Приходит откровение само
Как вы в сою судьбу вошли однажды. (И. Кохановский).

Аналитическая беседа по тексту.

Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Через все стихотворение лейтмотивом проходит тема стремительного бега времени: "То было раннею весной, "то было в утро наших лет", "среди берёз то было". Это воспоминание о далёких, безвозвратно ушедших мгновениях первой юношеской влюбленности. Радость у поэта просквожена чувством печали, ощущением утраты - неумолимой, безвозвратной. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.

У Чайковского красота природы, мирный пейзаж, тонкое опевание утра, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.

Любовная лирика Толстого чужда трагических колебаний, мужского эгоизма, каких - либо обвинений и претензий к женщине, признания своей вины; автор уверен в своих чувствах и высказывает их прямо. Само его отношение к любимой рыцарски почтительное, великодушное и бережное.

8. Работа в группах.

1 группа. Задание 1. Определить характер звучания романса на стихи Толстого, выбрав верное, на ваш взгляд, определение при помощи словарика эстетических эмоций, составить небольшой связный рассказ.

2 группа. Задание 1. Творчество А. Толстого прошло завистливую даль времени. Определите близость любовной лирики Толстого и других поэтов 19 века. Подберите стихотворения поэтов, чьи поэтические традиции он унаследовал, на ваш взгляд.

3 группа. Задание 1 . П. И. Чайковский. Почему романс стал для него одним из главных жанров в музыке? По материалам высказываний композитора и критиков составьте связный рассказ.

(Выступления учащихся групп)

Вывод. Толстой верен самому себе. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатство своей души, а его лира органически не способна издавать фальшивые звуки - слишком верном камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше, чище:

9. Подведение итогов. Отметки. Задание на дом: по учебнику - стр. 120 - 122; стр. 119 - письменный анализ стихотворения: 1 гр. - "Не ветер, вея с высоты:"; 2 гр. - "Не верь мне, друг, : "; 3 гр. - "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре.."; подобрать стихотворения к картине В.Э. Борисова-Мусатова "Дама в голубом "; выучить наизусть.

10. Вывод по уроку. Обобщение.

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Карл Брюллов. Портрет графа Алексея Константиновича Толстого. 1836

Алексей Константинович Толстой - русский граф, писатель, драматург, исторический романист, переводчик, один из отцов прославленного Козьмы Пруткова, автор замечательных лирических стихотворений, поэм и баллад. Поэт, около 150 произведений которого было положено на музыку самыми прославленными русскими композиторами.
Хватило бы и Козьмы Пртуткова, или "Средь шумного бала случайно", положенного на музыку Чайковским. Но ему было доступно все. Собственные иронические и лирические стихотворения, драмы - историческая трилогия ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис"), исторические романы, замечательные переводы, такие как "Вересковый мед" Стивенсовна. И все это до сих пор живо и современно, нет в его творчестве архаических произведений. Получалось все. Находясь в Париже, написал несколько мистико-роматических произведений "Встреча через триста лет", "Упырь", Семья вурдалака" (после нее до сих пор боюсь темных окон на первых этажах). К этому же Толстой обладал смелостью и огромной физической силой: заламывал на охоте медведя, перебрасывал двухпудовую гирю через флигель, гнул подковы.

С Софьей Андреевной Миллер он встретился в январе 1851, ему было 33, а ей чуть меньше. Не слишком красивая, но невероятно обаятельная, и Толстой полюбил сразу и на всю жизнь.


Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Ей, ставшей его женой, его "артистическим эхом", его вдохновительницей и самым строгим критиком. Но пожениться они смогли лишь через 12 лет. Властная мать писателя категорически воспротивилась этому браку.

Любопытно, что на том же балу с Софьей Миллер познакомился и другой наш классик — Тургенев, но не нашел в ней ничего примечательного ("Лицо чухонского солдата в юбке"). Но они долго переписывались, и Иван Сергеевич позже признавался: "Из числа счастливых случаев, которые я десятками выпускал из своих рук, особенно мне памятен тот, который свел меня с Вами и которым я так дурно воспользовался".


С началом Крымской войны А. К.Толстой, являясь государственным чиновником, отправился на театр военных действий. В войсках свирепствовал тиф, и он опасно заболел. Софья Андреевна тут же приехала и буквально вытащила его с того света.

Выздоровление еще более укрепило любовь Толстого, а смерть матери устранила главное препятствие к их союзу. Это был почти идеальный брак. Софья Андреевна энциклопедически образованная, знала более десяти языков, легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Через годы совместной жизни он признавался жене:

"Не могу лечь, не сказав тебе, что говорю тебе уже 20 лет, — что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад. Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять&quoНо потерял не он ее, а она его. В последние годы жизни Алексея Константиновича, возможно как последствия перенесенного тяжелейшего тифа, мучили болезни, бессонница, головные боли. Ему приходилось прибегать к морфию. Он и умер от передозировки: заснул и не проснулся. Было ли это случайностью, или сильный человек не смог смириться со своей беспомощностью. Когда тяжело больной, задыхающийся от астмы, он не мог уже больше бродить по лесам, лес "приходил" к нему домой: в его комнатах в кадках с водой стояли свежесрубленные сосенки. Среди них он и умер 58 лет от роду в 1875 году...


Его лучшие стихи стали хрестоматийными и вошли в золотой фонд русской поэзии. В его исторических драмах, поставленных в русских театрах, играли самые именитые актеры разных времен — от Станиславского до Смоктуновского.
Словно предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Алексей Констанстинович Толстой написал: "Всему настал конец, прими ж его и ты, Певец, державший стяг во имя красоты..."



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

«Вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет.»
Нестор, летопись, стр. 8.

Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

2
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.

3
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.

4
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».

5
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!

6
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».



Раньше:

Лучшие лирические стихотворения Толстого психологически конкретны и точны. Поэт избегает романтического гиперболизма, форсированной напряженности речи, он тяготеет к простоте выражения чувств, хотя не всегда чужд декларативности. В некоторых лирических стихотворениях Толстой передает столкновение противоречивых чувств, тревогу, раздвоенность («Залегло глубоко смутное сомненье,/И душа собою вечно недовольна...»). Выражая искренние, живые чувства, его лирика лишается «гладкости», завершенности и как бы получает право на небрежность языка и на «дурные рифмы».

Отличительная особенность поэзии А. Толстого - искренний, интимный тон, открытость лирического голоса, за которым угадывается сильная и незаурядная, но исключительно скромная натура. С какой-то деликатной нежностью поэт касается интимных сторон души или переживаний другого человека. Эти черты во многом определили успех его любовной лирики, где душевная чуткость и утонченный артистизм соединились с глубиной страсти и робкой застенчивостью.

Толстой умел передать самую атмосферу нежной влюбленности, едва уловимого интереса, который внезапно проявляют друг к другу совсем незнакомые и до тех пор чужие люди.

Любовь, как и природа, противостояли у Толстого тусклой, прозаической обыденности. В этих переживаниях цельно и полно выражалась его душа. Но была у поэта еще одна заветная тема - русская история, где дорогие для него черты национального характера воплощались в объективных образах. В свернутом виде эпический элемент присущ и лирическим стихотворениям поэта. Уже самый ввод в лирическое стихотворение не только носителя эмоции («я»), но и другого сознания (лирического персонажа) предполагал сюжетность и отчасти драматизацию лирических жанров.

В русской любовной лирике Толстой занимает уникальное место. Его любовная лирика, особенно 1850-х годов, рисует образ человека исключительной нравственной цельности. Его здоровой и сильной натуре чужды появляющиеся позднее паралич воли, сомнение, ему присущи крепость души, надежность и прочность. «Я стою надежно и прочно!» - писал поэт. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Эта жизненная сила любви, свойственная всему бытию, придавала любовной лирике поэта светлый, победительный тон и оптимистические интонации, которые сам Толстой считал отличительным признаком своей поэзии. Примером тому служит стихотворение «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (1858).

Стихотворение примечательно тем, что, написанное строфами, состоящими из пятистиший, оно обнимает собою все основные стихии жизни - природу, любовь, красоту. В ответ на молчаливую жалобу любящей женщины, недовольной холодностью мужчины («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»), ее возлюбленный объясняет отношение к ней не изменой («О, не грусти, ты все мне дорога...»), а состоянием души, не удовлетворенной ограниченностью земной любви и жаждущей неземных просторов:

    Но я любить могу лишь на просторе,
    Мою любовь, широкую, как море,
    Вместить не могут жизни берега.

Сравнение любви с морем, с его безбрежностью и неисчерпаемостью проходит через всю лирику Толстого. Для поэта любовь - это радостное и добровольное ограничение своей свободы. В горькие минуты, когда он заявляет о своей «особенности», когда он отделяется от любимой, он воспринимает это как «измену». В стихотворении «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...» он пишет о временном состоянии души, сравнивая свою «измену» с «изменой моря» «в отлива час». Новый порыв любви воспринимается как общий закон жизни, как природное свойство морской стихии:

    И уж бегут с обратным шумом волны
    Издалека к любимым берегам.

Божественный замысел создания мира включал любовь как всеобъединяющую и всетворящую силу, но ограничивал всемогущее действие любви на земле:

    Когда Глагола творческая сила
    Толпы миров воззвала из ночи,
    Любовь их все, как солнце, озарила...

Держась «романтического двоемирия», Толстой, в отличие от Фета, полагал, что человек воспринимает природу не целостно, а отдельными картинами или отблесками неземных картин, которые не создают красоты в ее совокупности и единстве:

    И, порознь их отыскивая жадно,
    Мы ловим отблеск вечной красоты...

Не только красота, но и все другие начала бытия, в том числе любовь, на земле «раздроблены» и не могут слиться вместе:

    И любим мы любовью раздробленной...
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    И ничего мы вместе не сольем.

Такая ограниченная, узкая любовь не удовлетворяет поэта, потому что он чувствует в своей душе иную любовь, превышающую земную, которая не отменяет чувственную, плотскую любовь, а включает ее во всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенный Богом в основание мироздания. Именно такой безбрежной, необъятной любовью, невозможной на земле, но возможной в будущем, преодолевающем земное «горе», поэт и любит свою возлюбленную, не отделяя любовь к ней от любви ко всему сущему:

    Но не грусти, земное минет горе,
    Пожди еще, неволя недолга -
    В одну любовь мы все сольемся вскоре,
    В одну любовь, широкую, как море,
    Что не вместят земные берега!

Эти неограниченные романтические желания, превозмогающие и законы земли, и силы земного человека, выдают в Толстом поэта, не удовлетворенного настоящим, презирающего посредственное, стандартное и всегда в своем порыве обращенного к идеальному в человеке и в жизни.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого.
  2. Назовите главные темы творчества поэта.
  3. В чем состоят отличительные особенности его поэзии?
  4. Какие жанры культивировал А. К. Толстой? Кратко расскажите о каждом из них.
  5. Сравните лирику А. К. Толстого и А. А. Фета. Как понимали они главные начала жизни - красоту, любовь, свободу? Как воплощалась в их стихотворениях природа? Найдите общие и различные черты, сравнив отдельные известные вам стихотворения.
  6. Каково отношение А. К. Толстого к Древней Руси? Как выразилось оно в ранее прочитанных вами балладах? В каких жанрах была воплощена А. К. Толстым историческая тема?
  7. Дайте анализ одного из стихотворений о природе и о любви.
  8. Расскажите о сатирических произведениях А. К. Толстого.