Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Английская журналистика 19 века. Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты

Английская журналистика 19 века. Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты

38. Общая характеристика английской журналистики первой половины XIX века. Основные представители.
Первая половина 19 века отличаются в Англии бурным развитием капиталистического производства. Близится к завершению аграрный переворот. Быстрыми темпами развивается сельское хозяйство, легкая промышленность, торговля. Массовое внедрение машин в производство приводит к сокращению ручного труда, происходит рост безработицы, сокращение оплаты труда и вследствие этого рост преступности. Среди рабочих получает распространение протест против машин. В 1832 г. «Ежемесяный политический журнал Карпентера» выражал взгляды передовых рабочих, писал, что виновников надо искать не среди машин, а способы их применения. К вопросу о влиянии машин на положение рабочих, газета говорила, что это открывает возможность для улучшения труда, на производительность, сокращение рабочего дня. «Чартистский циркуляр» (с 1848), «Северная звезда» - против уродования машин. Официальный орган «Эдинбург Ревью» категорически против, призывает правительство быть беспощадным к подобным преступлениям.
На первом месте «Северная звезда», на втором «Народная газета», ее программа: в целях сохранения чартистской партии и выражения широкого народного движения стало жизненно необходимо организовать издание еженедельного подлинно демократического печатного органа чартистов. Идейная направленность и тематическое содержание: одна из главных задач - пропаганда идей революции, большое внимание уделено освещению вопроса колониальной политики Англии. Издавать предполагалось как частный орган. Газета не могла быть официальных органов, т.к. чартистская партия была нелегальной. Предполагалось издавать газету на средства рабочих и других сторон чартистского движения. Объем одного номера - 12 страниц, цена 3,5 пенса, тираж 5 тыс. Редактор Джонс. Редакторская статья публикуется в каждом номере на первой странице в разделе текущие заметки. Затрагиваются разнообразные проблемы (внешняя и внутренняя политика, чартистское движение, борьба колониальных народов, борьба пролетариата). Наиболее примечательные - иностранный раздел и наши колонии. Большое влияние оказал К. Маркс. «Рейнская газета» считалась за образец.
Кроме чартистской печати: консервативная, либеральная, оппозиционная, радикальная, религиозная, рабочая, профессиональная, биржевая и другие. Периодичность: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, утренние выпуски, дневные, вечерние.
Диккенс. 1833-35 гг. - зарисовки быта различных слоев мещанства, перемежаются юмором, шутками. Манера карикатуриста. Сначала публиквоал статьи без подписей. Газета «Зеркало парламента», «Морнинг хроникал». Очерки вышли, когда ему был 21 год. «Ивнинг хроникл» - знакомитсяся с семьей редактора «Стоянки наемных карет». С 1836 г. - редактор «Альманаха» и прекращает работать в «Морнинг хроникал» Газета «Экзаменер». В 1842 г. печатает письма, где пытается добиться международного авторского права в Америке, появляются «Американские заметки». Статьи о сельском хозяйстве, сатирические статьи. С 1850 - еженедельник «Домашнее чтение». Осуждает пороки общества, но щадит чувства читателей. Свои произведения публикует в своих журналах «Дэвид Коперфилд», «Тяжелые времена». 1859 г. - журнал «Круглый год», оставляет его старшему сыну.
Уильям Теккерей (1811-1863), Кембриджский университет. Жур¬налистский дебют Теккерея состоялся еще в годы учебы в Кембридже: он писал для рукописных студенческих журналов «Сноб» и «Химера». Его кисти принадлжеит также 2000 рисунков: иллюст¬рации к литературным произведениям, политические карикатуры, гротеск. Статья «Картинки жизни и нравов (Худ Джон Лич)», 1854 г., дает представление о характере английской иллюстративной прессы, о популярных художниках-карикатуристах, работающих в периодической печати. Статья - образец художественной критики Теккерея. Сфера интересов - политика, республиканские взгляды. Не является сторонником революционных методов общественного переустройства, возлагал надежды на парламентские способы борьбы. В 1833 г. - соредактор и иностранный корреспондент газеты «Нэшнэл стендэд» («Национальное знамя»). На 1830-х гг. приходится начало активной журналистской деятельности Теккерея. Он сотрудничал в газетах «Таймс», «Морнинг кроникл», в журналах «Куотэрли ревью», «Фрэзере мэгэзин», «Панч». Теккрей - журналист работает в жанрах пародии, очерка, сатирической заметки, статьи, писал тексты к рисункам.
В «Парижских письмах» (1833) наблюдения над различными явлениями французской жизни: высмеивает нелепость названий парижских газет. Заметки ироничны: насмешка над французскими нравами и вкусами. В очерке «Как из казни устроили зрелище» (1840) выступает против публичной смертной казни, рассматри¬вая ее как узаконенное убийство, несовместимое с христианскими ценностями. Демократические симпатии. Статья «Модная сочинительница» (1841) - перваая из се¬рии против ро¬манов, идеализирует жизнь высшего общества. Он высмеял повествовательные приемы их авторов. Теккерей основную вину за распространение второсортной литературы возлагает на льстивых и продажных журналистов, которые создавали имя бездарным сочинителям.
Статья «Диккенс во Франции» (1842). Первая часть статьи - рецензия Теккерея на инсценировку диккенсовского романа «Жизнь и приключения Николаса Никльби» - язвительная отповедь. Разоблачает невежество, цинизм, нравственную нечистоплотность и лицемерие критиков. Статья язвительная, остроумная. Блестящий сатирик и полемист.
Мастерсттво паро¬диста: «Рейнская легенда» (1845), «Романы прославленного сочинителя» (1847), «Лекции мисс Тиклтоби по истории Англии» (1842) и книга «История оче¬редной французской революции» (1844). Вершина мастерства - «Книга снобов» (1846-1847), в которой писатель создал сатирическую портретную галерею снобов, представл различные слои и институты английского общества (аристократия, буржуазия, политические, литературные и военные круги, церковь, универ¬ситет, пресса и т. д.).
С 1860 по 1862 г. - редактор журнала «Корнхилл мэгэзин». Писатель привлек многих известных литераторов: А. Теннисона, Г. Бичер-Стоу, Э. Троллопа, Э. Гаскелл, М. Арнольда. Журнал пользуется большим успехом.

В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет.

В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания.

Первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спор­том и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа.

У многих партий были свои газеты.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации. Для жителей объединенной Европы предназначал Р. Максвелл свою новую воскресную газету, вышедшую в мае 1990 г. и ставшую региональным изданием. Качественная, богато иллюстрированная (в газете используется цветная печать) «Юэропиэн» («Европеец») вышла тиражом 300 тыс. экземпляров.



Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи. «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т. е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств». Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т. е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности.



В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно. В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров (эту газету контролировала компания «Манчестер Гардиан энд Ивнинг Ньюс Лтд.»). Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файнэншл Таймс» – 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.).

В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, – «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет.

В 1966 г. «Дейли Уоркер» была заменена газетой «Морнинг Стар», которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж «Морнинг Стар» значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.

Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“Le Figaro”).

Закон об обязательном начальном бесплатном образовании –> увеличение числа читающих людей.

«Большая четверка франц. Прессы»

- «Птижурналь»: 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене – 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Птижурналь», основанная Моизом-ПолидоромМийо.Олицетворяя народ в «маленьких людях» – консьержках, ремесленниках, рабочих и землепашцах, – «Птижурналь» пыталась беззастенчиво им льстить, превознося их добродетели, реальные и мнимые. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, она быстро увеличивает свой тираж. К 1865 г. – 260 тыс., затем роман-фельетон Эмиля Габорье доводит его до 300 тысяч. Подробное изложение «дела Тропмана» (об убийстве семьи из 8-ми человек) поднимает тираж до 410 тысяч и лишь установка новых печатных машин Марннонн, появившихся в 1867 г., позволяет ей справиться с техническими проблемами. По словам Золя, в те годы в самом глухом уголке Франции можно было встретить пастуха, отдыхающего вместе со своим стадом и листающего при этом

- «Птижурналь»

- «Птипаризьен»

- «Матен»

- «Журналь».

В 60е гг «Птижурналь» превращается в акционерное общество (тираж мог достигать пол млн экз.)

Развлекательные материалы,

Попытка наладить обратную связь.

«Фигаро» 1825г. основал Морис Алуа. (и по сей день издается).

Расцвет газеты связан с именем крупного парижского издателя Ж.-И. Вильмессана. Вильмессан купил «Фигаро» в 1854 г. и за короткое время превратил ее в одну из самых популярных французских газет.

Сначала газета позиционировала себя как неполитическое издание. Она привлекла читателей разнообразием информации, остроумием, интонацией непосредственной беседы. С 1856 г. «Фигаро» выходит дважды в неделю. С 1866 г. становится ежедневным изданием.

С 1867 г. издание приобретает все более определенную антибонапартистскую политическую окраску. В 1880 г. руководителем издания стал ФрансисМаньяр. Тональность газеты стала более серьезной, улучшилось качество информации и литературных материалов. Именно «Фигаро» в 1885 г. опубликовала «Манифест символизма» Жана Мореаса. С газетой сотрудничали А. Франс, Э. Золя, М. Баррес, М. Пруст и другие крупные писатели и ученые. Пик популярности и влиятельности «Фигаро» пришелся на рубеж ХIX–ХХ веков. Тираж газеты достиг 80 тысяч экземпляров.

Ф. Маньяр (до 1880г ) – с его приходом в журнале появляется сильный литературный раздел (на его страницах печатаются Эмиль Золя и др.)

ü Широкая сеть корреспондентов в провинции и заграницей.

ü LeFigaro (Лё Фигаро́) - ежедневная французская газета. Название получила в честь Фигаро - героя пьес Бомарше. Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты, напечатанный прямо под её названием: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» (фр. «Sans la liberté de blâmer, iln’est point d"élogeflatteur»).

ü С 1866 года газета выходит ежедневно. В 2005 году тираж составлял около 340 тыс. экземпляров.

ü В 1975 году газета была приобретена РоберомЭрсаном. В 1999 году американский инвестиционный фонд CarlyleGroup приобрёл 40 % акций газеты, которые были проданы им в 2003 году. По состоянию на 2004 год газета находится под контролем консервативного политика имиллиардера Сержа Дассо, известного как глава французской аэрокосмической группы DassaultAviation. В одном из радиоинтервью Дассо заявил, что «газеты должны пропагандировать здоровые идеи».

ü Считается, что газета отражает официальную точку зрения нынешнего французского правительства и вообще умеренно правых партий. За это «Фигаро» регулярно подвергается критике со стороны «левых» изданий, таких как «Liberation», «Marianne» и других.

Всплеск реваншистских националистических настроений во Франции того времени отразились в прессе, как и крупные скандалы того времени, например,

«ДЕЛО ДРЕЙФУСА» - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в историиФранции и Европы конца XIX века.

Лекция : Общество разделилось на два лагеря: за и против Дрейфуса.

Альфред Дрейфус – еврей, мог ли он служить Франции на 100%? Обвинили, оказался не виновным, вышел на свободу.

Эмиль Золя – писатель-натуралист, журналист.

Сотрудничал со многими франц.изданиями.

Расследовал самостоятельно «дело Дрейфуса», публикация письма «Я обвиняю». Его осудили, штраф и тюрьма. Покинул Францию, чтобы избежать тюремного заключения и пережить вне страны общую ненависть по отношению к нему (по улице ходили толпы людей и кричали «Смерть Золя!», публичное сожжение его книг и публикаций в библиотеке).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Дрейфуса

Полковником Анри и майором Пати де Кламом, решительно высказался за предание Дрейфуса Обвинение. Процесс 1894 года

В конце 1894 г., когда у власти стоял кабинет Дюпюи, с генералом Мерсье в должности военного министра, в генеральном штабе была обнаружена пропажа нескольких секретных документов . Через некоторое время начальник бюро разведки полковник Анри представил в военное министерство бордеро, то есть препроводительную бумагу, без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов. Бордеро это было, будто бы, найдено в выброшенных бумагах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Дрейфуса . Альфред Дрейфус был арестован 15 октября 1894 года. Министр иностранных дел Ганото на основании каких-то данных не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, но не решился настаивать на своем и впоследствии играл двусмысленную роль человека, убежденного в невиновности, но не заявлявшего о том публично и поддержавшего министерства, враждебные Дрейфусу. Военный министр Мерсье, побуждаемый военному суду.

Суд происходил в Париже в декабре 1894 г., при закрытых дверях. На виновности Дрейфуса решительно настаивали начальник генерального штаба генерал Буадеффр, его помощник генерал Гонз, Пати де Клам, Анри и другие. Судьи колебались - улик было недостаточно. Тогда с согласия военного министра следователь изготовил фальшивый документ - записку, якобы написанную германским послом и изобличавшую Дрейфуса в сотрудничестве с немцами. Дрейфус был приговорен за шпионаж и государственную измену к разжалованию и пожизненной ссылке в Кайенну, и в январе 1895 г. препровожден на Чёртов остров.

Историю на википедии, если что, там немного, но суть не в том, вот больше про вмешательство Золя в дело

http://ru.wikipedia.org/wiki/Я_обвиняю_(статья) :

«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse» ) - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore» ) 13 января 1898 года.

Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство вантисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.

Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.

Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

Немецкая пресса во 2-й пол. XIX – нач. XX века. Место печати в государственной жизни. Политическая дифференциация газет. Содержание журнальной периодики.

Развитие печати в Германии шло медленее, чем в передовых западноевропейских странах. Причина - раздробленность Германии, суровая цензура. В 1749 г. - ограничения для политической прессы. В 1788 г. цензуре подлежат научные периодические издания. В начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов, скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма. В середине 90-х гг. XVIII века необходимость реформ. Выразителями «эстетической» программы стали литературные журналы «Оры» Шиллера и «Пропилеи» Гёте (эстетические вопросы, проблемы состояния современной культуры и литературы). Журнал «Атеней» братьев Шлегелей. Толчок развитию политической прессы - Великая французская революция. Не все немецкие периодические издания в поддержку Франции («Берлинские вечерние листки» - орган консерваторов). Но французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. Появились новые газеты и журналы, на левобережных территориях - свобода печати. С 1798 г. - «Всеобщая газета» Котта. Бастионами немецкого романтизма - «Газета для отшельников», литературно-художественный журнал «Феб», «Европа» - обращалась к немецкой истории, пыталась пробудить национальное самосознание немцев. В 1810 г. - строгая цензура для немецких газет.

К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов - журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». Все венские демократические газеты выступали за проведение избирательной и судебной реформы, за отделение церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. Другая важная тема немецкой прессы: объединение Германии (либеральные «Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета»).

Наиболее влиятельные из немецких провинциальных газет в XIX веке - «Франкфурте цайтунг», «Магдебурге цайтунг» и особенно «Кёльнская газета». Главным оппонентом демократической и либеральной прессы - «Новая прусская газета».Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Новая Рейнская газета».

В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. С 1852 г. К. Гуцков издавал журнал «Развлечения у домашнего очага», большой популярностью пользовались «Родной дом», «Друг семьи», «Беседка». 6 июля 1854 г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова. Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом «железного канцлера» стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг». Курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70-80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.

В Англии появилась массовая дешевая пресса. На рубеже 19-20 веков, когда в Англии началось разделение на качественную и массовую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием . Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймс», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф», 1855), «Гардиан» («Страж», 1821), «Файненшл таймс» («Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» – 1,3 млн. экз.). «Индепендент» начала выходить в свет в 1986 и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам – «одна полоса – одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста.Массовая (или популярная) печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигается 5 млн. экз. - «Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903 –1 в мире таблоид ), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дейли мейл»(1896) и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, прежде всего молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. Присутствовали и развлекательные издания – «Пэл-мэл газет» (У.Стед)

Но все же противостояние элитарной и массовой прессы не вылилось в полное исчезновение качественных изданий. Они продолжали ориентироваться на своих читателей, делая ставку на “высокую марку”, и продолжали существовать в своей, пусть даже притесненной нише на газетном рынке. Таковой остается структура британской прессы и сегодня.

18. Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“ Le Figaro ”).

С 1851 во Франции начинается история второй империи. Во главе император – Наполеон 3. 1871 в Париже началось восстание в ходе кот. Власть перешла в руки гвардии, была выбрана Парижская коммуна из 86 человек. У Парижской Коммуны стояли две задачи: освобождение Франции от немцев и классовая задача – вся власть рабочим и тд. Ошибка П.К. в том, что они:1) не имели программы, что делать, если все получиться (ни экономической, ни политической программы); 2) они не стали наступать на Версаль – центр контрреволюции, поэтому потеряли время и погибли. 21 мая 1871 года при помощи Бисмарка – П.К. была уничтожена. Во время Коммуны наблюдалась большая политизированность прессы. Воскрес “Папаша Дюшен”. Политика коммуны в отношении оппозиционной прессы заключалась в том, что она её не запрещала.

После Парижской коммуны происходит становление третьей республики.

26 июля 1830 г. была принята хартия, основные законы которой, говорили о том, что (№1) преступления печати могут решаться только судом присяжных), (№8) цензура никогда не может быть восстановлена.

9 сентября 1835 года король публикует указ. 12 статей посвящены преступлениям в сфере печати: копо которому нельзя:

1) оскорблять короля

2)нападать на принципы управления страной

3) приписывать кому-нибудь из изгнанных Бурбонов права на престол.

После этого Луи Филипп начал бороться против прессы. Он сам установил большие налоги, которые ранее отменил. Короче, печать погубил.

1. 23 февраля 1848 года – февральская революция. Луи Филипп отрекается. Общество требует реформ.

2. Парижская коммуна и печать

Прессу политической сложно назвать. Издания были разные, но ни одно не подходило под понятие политической прессы.

1830 июльская революция, 1848 февральская революция => была либеральная пресса. Появилось более 700 изданий в период июльской револ-и. «Трибнн», «Насьональ»

Наиболее известные газеты во Франции: «Журналь де деба» (журнал дебатов, газета споров; Луи Франсуа Бертен, присутствовал жанр фельетона); «Монитёр» (Вестник; официальная газета, особо информированная, близкая к правительственным кругам); «Фигаро» (1825 ), в 1854 приобрел его Жан Вильмессан, эт массовое популярное издание в Париже. С 1866 «Ф» становится ежедневным изданием. После смерти Вильмессана редактором стал Маньяр. Газета приобрела серьезный характер. Тираж ок.80 000 экз. Только у «Ф» была развлекательная сеть журналистов. Всё это золотой век печати. 1871 г.-Парижская коммуна, множество новых газет,но среди газет,стоящих на позициях ПК не было единства мыслей и действия, 3 тенденции-1)прудонизм,2)-бланизм-3)неоякобинство (не спрашивайте, че это..)

“Золотой век”до 1914 гг.,бурное развитие капиталистической печати; газеты и журналы стали торг.-промышл.предприятиями,общее кол-во периодики 1870-80 увеличилось с 900 до 2500 наименований.Коммерциализация прессы преобрела всеобъемлющий х-р.Деление прессы на массовую/качеств. Важнейшим компонентом стала «кровь на 1-ой полосе». 1903г.-газета Жака Дюпона «Маленький парижанин»(«Пети паризьен»)достигла рекордного тира в 1,3млн.экз.,стала выходит с подзаголовком «самый крупный газетный тираж всего мира».

Газета «Пти журналь» (маленькая газета) выходит в половинном формате. В 1863 появилась в Париже и продавалась по очь маленькой цене, эт ежедневная газета, издатель – Мийо (или Милло), обращ-я в своей газете к «маленькому» человеку. Тираж возрастает после публик-ии фельетонов.

Пресса превращается в 4 власть. 1892 выходило 79 ежедневников. Газеты во многом формируют общественное мнение.

А.Дрейфус – офицер фр.армии, в дек.1894 был обвинен в гос. Измене,приговорен к пожизнен.заключ-ю. Франция раскололась на 2 лагеря: Дрейфусары и Антидрейфусары.

1898 г., в газете «L’Aurore» появилось письмо знаменитого писателя Эмиля Золя к президенту республики, в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстергази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстергази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление. С этого момента дело Дрейфуса захватывает общественное внимание Франции и всего мира и приобретает громадное общественное значение.

Вследствие того, что в 19 веке у периодических изданий появилась массовая аудитория, при этом возрастала конкуренция между различными газетами и журналами, каждому изданию, в особенности коммерческому, необходимо было привлечь к себе как можно больше читателей. В результате сознательно упор делался на самые широкие слои населения, которые не были ни достаточно образованы, ни должным образом эрудированны. То есть, информация, подаваемая в печати, должна была быть написана простым, зачастую даже примитивным языком и содержать только факты, действительно интересные читателю, при этом далеко не всегда достоверные.

В 1881 году произошло следующее: была упразднена ответственность за содержание газетных статей, сообщение неточных сведений, домыслы и догадки в прессе. Это в значительной мере развязало руки авторам так называемой «желтой прессы» (термин этот зародился в США и обозначал издания, зачастую очень недорогие по стоимости, содержащие исключительно развлекательную информацию, базирующуюся на непроверенных источниках, призванную вызвать у читателя как можно больше эмоций, а не научить чему-либо полезному и расширить кругозор).


Фрагмент газеты 19 в.

Полупенсовые листки и другие дешевые издания

До середины 19 века большинство налогов препятствовало появлению недорогих газет. Но позднее многие из пошлин были отменены, что и привело к большому росту количества различных изданий. Кроме того, появилась возможность сделать их крайне дешевыми для потребителя, что значительно расширяло целевую аудиторию.

Сильный удар крупным издательствам нанесло появление в конце 19 века так называемых полупенсовых листков. Мало того, что они очень дешево стоили (отсюда и название), содержание их было таким, чтобы максимально раскачать в эмоциональном плане падкую до сенсаций простую аудиторию. Тон статей был примитивным и вульгарным, никакой серьезной и полезной информации там не предоставлялось, зато скандалов, интриг и непроверенной информации было с избытком. Цель - развлечь скучающую публику самым примитивным образом. Получается, какая-то действительно важная новость могла и не дойти до читателя, но создателям подобных дешевых газет это было и неважно - чем больше сенсаций и слухов содержали статьи, тем охотнее их читала широкая публика. Даже факты, действительно имевшие место, в этом случае могли быть искажены до неузнаваемости.

Распространение таких листков нанесло значительный вред репутации прессы вообще, и понадобилось время, чтобы рейтинг доверия к ней вновь поднялся. Однако так называемые бульварные издания, привлекающие своей сенсационностью, зачастую пользуются спросом и в наше время.