Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Духовная жизнь ссср в 20 годы таблица. Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века

Духовная жизнь ссср в 20 годы таблица. Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век - это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни - недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Духовная жизнь в 20-е гг.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий.Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле - мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра - В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) - новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. Соменкова Екатерина Владимировнаучитель истории МБОУ СОШ № 1О г. Арзамас Определите цели «культурной революции» А.В.Луначарский - нарком просвещения: Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории». Определите цели «культурной революции» Л.Д.Троцкий- член Политбюро В ближайшие 20 – 50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появиться «новый человек». Декрет Совета Народных Комиссаров. 26 декабря 1919 г. В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне 1921-1922 проводились субботники помощи школам(добровольное собирание средств)1923 г. организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», возглавлял М.И.Калинин Итоги мероприятий по ликвидации безграмотности введение всеобщего обучения с 8-50 лет, создаются при университетах и институтах рабочие факультеты (рабфаки),открывались школы, ликвидировалась безграмотность. Высказывание Н.И.Бухарина в 1924 г. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике».Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определенный манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике». Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Эмигра́ция (от лат. emigro - «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам Духовная оппозиция М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. В.В.Маяковский А.А.Блок Автор К.С.Петров-Водкин Приветствовали революцию «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).Август 19221922г. –1922г. – учреждение Главлита.1925г. Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы«1918 г. декрет об отделение церкви от государства Расстреляны деятели культуры и наукиВыдворение из страны 160 крупных ученых и философов.Контроль за все печатной продукциейУпразнения художественного разномыслияПроизвол на местах по отношению к церкви и ее служителей Классовой подход к культуре Большевики и церковь. Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком, сопротивлении они не смели и думать. - С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей? На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. Основные направления духовной жизни советского общества появились новые кадры советской интеллигенции, борьба с неграмотностью, возникло «новое искусство», установился партийный контроль над духовной жизнью страны, борьба с религией. Домашнее задание параграф 22, рубрика «Расширяем словарный запас», ответить на вопрос письменно: Определите достижения и потери духовной жизни страны.

Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»

1. Борьба с неграмотностью
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)

30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.

Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.

В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.

Сельская школа для взрослых.

2. Власть и интеллигенция

События 1917-1922 гг. разделили
деятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культуры

Большевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.

3. Партийный контроль над духовной жизнью

Начался с 1921 г. или после гражданской
войны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.

До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.

4. «Сменовеховство»

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник
статей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы: