Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Финансовые реформы александра 2. Время Великих реформ

Финансовые реформы александра 2. Время Великих реформ

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
краткое содержание других презентаций

«Судебная реформа Александра II» - Какой суд был до Александра II. История суда в России. Урочные лета. Процесс Веры Засулич. Документы. Положительное значение судебной реформы. Недостатки суда присяжных. Суд присяжных в России. Сильные стороны суда присяжных. Судебная реформа Александра II. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Судебники Ивана III и Ивана IV. Судья Кони. Сравнение суда в России. Суд по Соборному уложению 1649 г.

«Значение либеральных реформ Александра 2» - Военно-окружное управление. Покушение. Четыре факультета. Продолжительность действительной службы. Начальное образование. Вопрос о новом законе. Реформы в области образования. Представители от губернских земств. Сенат. Палочная дисциплина. Изучение древних языков. Закон божий. Направление деятельности. Судебная реформа. Характеристика внутренней политики. Городская дума. Характеристика внутренней политики российского правительства.

«Военная реформа Александра II» - Сроки мобилизации армии были сокращены. Офицеры Генерального штаба. Положение о военно-окружных управлениях. Реорганизация центрального военного управления. Военная реформа Александра II. Реорганизация местного военного управления. Штаб округа. Важные реформы. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Реорганизация департамента Генерального штаба. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным.

«Либеральные реформы Александра 2» - Либеральные реформы. Сперанский. Царь – освободитель. В.М. Маковский. Что такое модернизация. Всеобщая воинская повинность. Либерализм. Суд присяжных. Панорама. Александр II и российские либералы. Военная реформа. Реформа образования. Б.М. Кустодиев. Дмитрий Милютин. Храм Воскресения Христова. Памятник Александру II. Реформы Александра II. Прочитайте отрывок. Новый университетский устав. Судебная реформа.

«Великие реформы Александра 2» - Предпосылки реформ. Подготовка реформ. Городская реформа. Манифест. Крестьяне. Термины. Значение отмены крепостного права. Документы по реформе. Основные положения манифеста. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Реформы Александра II. Военная реформа. Финансовая реформа. Первые мероприятия Александра II. Реформа цензуры. Гимназический устав. Выкупная операция.

«Реформы Александра Второго» - Создание массовой армии современного типа. Значение реформы. Создание военных гимназий. Недостатки. Судебная система России. Военная реформа. Отмена рекрутских наборов. Расширение и совершенствование образования. Гладкоствольное оружие. Значение. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Судебная реформа. Реформы. Домашнее задание. Историческое значение реформ. Историки. Реформы в области просвещения.

Реформы Александра 2:

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);
  • Финансовые реформы (с 1863 года);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа;
  • Городская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного управления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год).

· Суть реформ Александра 2 заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения – это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

40. Освобождение крестьян и осуществление земельной реформы.

19 февраля 1861 Г., в пятую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне из разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться промыслами Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости, признавало право собственности помещика на все земли. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле­вой землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае не возможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные рефор­маторами. В течение первых двух лет должны были быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными поло­жениями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем­ная, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой местности были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре­стьянину надел был больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать «излишек » до этой нормы. И наоборот, если фак­тический надел крестьянина был меньше низшей нормы, то по­мещику приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе­мель. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен­ных данных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспе­чения прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях - от 6 до 8 десятин



Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи положенной, в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, помещик получал в год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества , права и обязан­ности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

Подготовкареформ
Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861 Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин Основные принципы земельной реформы - выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд - были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев(оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.
Формированиеместныхорганов
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России - Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий - купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. - в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно - 38,5% и 10,6%, купцы - 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских - в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть - губернские и уездные земские управы (три, пять человек).
Праваземств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего - на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа существенно ограничившая права земств.
Значениеземскойреформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент - врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции

См № 39 и 40

4. Земская и городская реформы , проведенные, соответственно, в 1864 г. и 1870 г., сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы , исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской голова , а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания (или попросту земства) с исполнительными органами в лице земских управ .

Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации . В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.

5. Образовательные реформы заключались во введении выборного самоуправления вузов (1863), равенства сословий при приеме в учебные заведения (за исключением отдельных элитных) – при сохранении, однако, высокой платы за обучение. Основными типами средних школ были гимназии с гуманитарным уклоном и реальные училища , дававшие преимущественно техническое образование. Были созданы первые женские гимназии и высшие женские курсы, что положило начало женскому образованию в России.

6. В рядувоенных реформ главной стала замена петровской рекрутской системы комплектования армии всеобщей воинской повинностью (1874), позволявшей развернуть из обученного запаса массовую армию во время войны (по примеру передовых европейских стран). Отныне призыву в армию подлежали всесословия (кроме духовенства), не исключая и дворян. Имевшие среднее или высшее образование призывались на льготных условиях и с сокращением срока службы в качестве вольноопределяющихся . Условиями освобождения от военной службы отныне стали не сословное происхождение, а семейное положение (единственный кормилец в семье) или общественно значимая профессия (педагоги, врачи и др.).

Кроме того, были сокращены сроки службы солдат и матросов с 25 до 6 лет (позднее – 3 года в армии и 5 лет на флоте), отменены телесные наказания для них, широко применявшиеся раньше (1863). Территория страны была разбита на военные округа . Армия была оснащена нарезным оружием, флот – паровыми, а затем и броненосными судами.

Значительно повысился уровень военного образования: была основана сеть военных академий (до этого существовала одна Академия Генерального штаба, основанная при Николае I) и училищ, выделенных из старших классов кадетских корпусов. Доступ в военные учебные заведения (кроме наиболее элитных, вроде Пажеского корпуса) был открыт опять же для всех сословий . Благодаря этому, если в эпоху крепостного права офицеры русской армии были почти сплошь выходцами из дворян, теперь доступ к офицерскому званию был открыт практически всем, и уже к началу Первой мировой войны больше половины офицеров (за исключением гвардии) не имели дворянского происхождения.

Общее значение Великих реформ как второй модернизации России можно сформулировать в трех главных направлениях:

1. Переход на либеральный, гуманистический путь политического развития без революции (характерное отличие от большинства стран Запада ).

2. Переход на более эффективный, рыночно-капиталистический путь развития экономики , основанный не на принуждении, а на таких стимулах, как свобода наемного труда, конкуренция и безработица.

3. В социальных отношениях – ослабление сословного строя, являвшегося пережитком феодального общества.

42. Рост общественного движения и оппозиции самодержавию. Деятельность подпольных и террористических организаций («Земля и Воля», «Народная Воля», «Черный передел»).

“Земля и воля ”, общество (первое) зародилось в конце 1861 г. В нем участвовали Н. Г. Чернышевский, Н. Н. Обручев (автор революционных прокламаций, при Александре III - начальник генерального штаба). А. А. Слепцов, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, П. И. Боков, Н. И. Утин и др. М. И. Михайлов в “Земле и воле” не участвовал: он был арестован до ее возникновения. Общество было связано с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В конце 1863 г. после подавления польского восстания и торжества реакции “Земля и воля” была ликвидирована ее участниками.

Партия ставила основной задачей работу среди народных масс для подготовки восстания. Внутри партии "Земля и воля" образовалось два течения: землевольцев-"деревенщиков" и зeмлeвольцeв-"гopoжaн". Первые работали среди крестьянства, подготавливая почву для будущей революционной деятельности в деревне, вторые же собирались в городах, обращая свое внимание на рабочих, как на самый революционный слой населения. Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".

Народная воля - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году после раскола организации «Земля и воля» поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II. От названия организации образовано наименование её участников - народовольцы . Небольшая по численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа М. Т. Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность.

Чёрный Переде́л - тайное общество, связанное с одноимённым журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям - общество «Чёрный Передел». Чернопередельцы своей ближайшей задачей ставили организацию широкой народной боевой партии, но условия и обстановка революционной деятельности в России к концу 1879 г. настолько изменились, что выполнение этой задачи при данных политических условиях стало совершенно невозможным. Прежние землевольческие поселения в деревнях совершенно распались; попытки к их восстановлению потерпели неудачу, и всю свою деятельность чернопередельцам пришлось сосредоточить в городах на пропаганде народнических идей среди интеллигенции и рабочих. Но и тут они не имели успеха; призыв к деятельности в народе утратил к этому времени свое прежнее обаяние. Партийно-организационная работа "Черного передела" шла также крайне неудачно. Среди лиц, вошедших в "Черный передел" (в типографскую группу), был рабочий Жирнов, который оказался предателем и вскоре выдал всех членов группы. Организации был нанесен непоправимый удар. В начале 1880 г. главные члены "Черного передела" - Плеханов, Засудит Стефанович, Дейч - выехали за границу и там образовали в 1883 г. с-д. группу "Освобождение труда".

43. Правление Александра III: состояние экономики, развитие капиталистических отношений. Внешняя политика.

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец - Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.

Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.

Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов.

Политика в рабочем вопросе. Законами 1882- 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.

Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях.

Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания.

Контрреформы. 1889-1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.

Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.

Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.

В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60-70-е гг.

Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.

Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

44. Россия в начале ХХ в.: характеристика экономического потенциала. Кризис политической системы самодержавия. Образование нелегальных политических партий. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Спокойная, по определению министра иностранных дел Н. К. Гирса, политика Александра III была продолжена и в первое десятилетие царствования Николая II (1894-1917). «Спокойствие» состояло в поддержании дружественных отношений с Францией, уважительных, но лишенных доверия - с Германией, нацеленных на сохранение сложившегося положения в балканских делах - с Австро-Венгрией, доброжелательных и не слишком теплых - с Великобританией.

«Спокойная политика» Николая II в европейских делах определялась необходимостью обеспечить благоприятные внешние условия для экономического развития России, решавшей болезненные задачи модернизации, с одной стороны, и для усиления российского влияния на Дальнем Востоке - с другой. Именно на Дальнем Востоке произошло важнейшее внешнеполитическое событие российской истории начала XX в. - русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины русско-японской войны. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в 1898 г. добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению.

В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, а также на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Война началась.

Ход военных действий. На суше русские войска (главнокомандующим был назначен А. Н. Куропат-кин, лишенный сколько-нибудь значительных воинских талантов) потерпели поражение в сражениях у Лаояна (август 1904), у реки Шахэ (октябрь 1904), под Мукденом (февраль 1905). Во всех сражениях численное превосходство было за русскими армиями. Японцы оказывались сильнее в военно-техническом отношении, их генералы лучше владели искусством ведения современной войны. В декабре пал Порт-Артур, осажденный в июле, - он был сдан невежественным и трусливым генералом А. М. Стесселем.

Причины поражения России. Неподготовленность высшего руководства к войне; военно-техническое отставание; бездарное командование; растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало ни одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке).

Итоги и последствия войны. Мирный договор был подписан в Портсмуте, в США, которые выступили посредниками на переговорах. Несмотря на крайне неудачный ход войны, С. Ю. Витте удалось заключить выгодный (с учетом сложившейся ситуации) мир: Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, но избежала уплаты контрибуций. Обе страны обязывались вывести войска из Маньчжурии.

Последствия военного поражения для России были значительными: авторитет власти в глазах общества был подорван катастрофически; усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905-1907 гг.

В результате Русско-японской войны 1904–1905 Япония превратилась в ведущую державу Дальнего Востока. Внешнеполитические позиции России были серьезно подорваны. Поражение также обнажило пороки ее военной организации (техническая отсталость флота, слабость высшего командного состава, недостатки системы управления и снабжения) и способствовало углублению кризиса монархического строя.

Политические партии в России в начале XX в. (консервативные, либеральные, радикальные)

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий - как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консерватив­но-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

В ходе революции возникают монархические и националисти­ческие партии - «Русская монархическая партия» (весна 1905 г.), «Союз русского народа» (ноябрь 1905 г.) и др. Лидерами правых были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков 2-й, И. И. Восторгов, Г. Г. Розен и др. Социальную основу этих партий составляли аристократия, чиновники, православное духовенство, мелкие купцы и мещане, часть монархически настроенных крестьян и интеллигенции. «

В октябре 1905 г. возникли либеральные партии. 12-18 ок­тября прошел I съезд Конституционно-демократической партии (кадетов), которая с 1906 г. именовалась также «Партией народ­ной свободы».

Второй крупной либеральной партией стал «Союз 17 октяб­ря» (октябристы), возникший в октябре 1905 г. - феврале 1906 г. Лидерами партии были известные предприниматели и фи­нансисты А.И. Гучков, М.В. Родзянко, братья П.П. и В.П. Рябушинские, Н.С Авдаков, а также представители интеллигенции Л.Н. Бенуа, проф. В.И. Герье. Октябристы были партией крупно­го капитала. Они выступали за укрепление конституционной мо­нархии непарламентского типа, их программа предполагала осуществление гражданских свобод, но при сохранении «единой и неделимой России». В программе провозглашалась необходи­мость социальных реформ - социального страхования рабочих и ограничения рабочего дня, передачи крестьянам государственных земель и земель императорской фамилии. Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали «Партия мирного обновления» и ее преемница «Пар­тия прогрессистов».

Эсеровская партия в период революции достигла максималь­ной численности - 50-60 тыс. человек, причем большинство ее членов составляли крестьяне, хотя в руководстве преобладала интеллигенция. Главной целью эсеров в революции было сверже­ние самодержавия и установление демократической республики, поэтому они бойкотировали выборы в I Государственную думу. Эсеры принимали участие практически во всех вооруженных вы­ступлениях и восстаниях, проводили акты террора. 4 февраля 1905 г. И.П. Каляев убил дядю императора, великого князя Сер­гея Александровича (генерал-губернатор Москвы).

Неонароднической идеологии придерживались и представите­ли «Трудовой народно-социалистической партии» (энесы), со­зданной в сентябре-ноябре 1906 г

Энесы и эсеры оказывали большое влияние на крестьянство и на его представителей в Государственной думе, образовавших «Трудовую группу». Кроме того, в 1905 г. возникли и крестьян­ские организации, крупнейшим из которых был Всероссийский крестьянский союз, насчитывавший до 200 тыс. членов (лиде­ры - С.В. Курнин, В.Ф. Краснов, СП. и В.П. Мазуренко).

Социал-демократы в период революции оставались разделен­ными на большевиков и меньшевиков, что сильно осложняло их действия.

Крупнейшие политические партии России приняли участие в основных событиях революции, в том числе и деятельности I и II Государственных дум. Но не стоит преувеличивать степень их влияния на население империи: в 1906-1907 гг. совокупная чис­ленность членов всех партий составляла лишь около 0,5% общей численности населения России.

45. Революция 1905–1907 гг.: причины, ход протестного движения, нарастание политического кризиса. Манифест 17 октября 1905 г. и его влияние на революционное движение.

(финансовые реформы 1860-х гг.) - комплекс мер, направленных на реформирование существующей финансовой системы, чтобы сделать ее более эффективной и соответствующей новому типу экономики.

Предпосылки проведения финансовых реформ

Проведенная в 1861 г. крестьянская реформа освободила крестьян от зависимости и создала новый тип экономики, который остро нуждался в финансовой поддержке со стороны государства. Прежде всего необходимо было огромное количество средств на обеспечение выкупных операций (крестьяне при раскрепощении получали землю, которую необходимо выкупить у помещиков). Для того чтобы обеспечить бесперебойное проведение выкупов земли, нужны были огромные кредиты, а Россия не обладала достаточными запасами золота и валюты, чтобы все это обеспечить. Страна находилась в состоянии кризиса. Кроме того, в деньгах постоянно нуждалась транспортная система, так как индустриализация шла очень быстро и нужно было создавать пути сообщения между регионами. Дефицит бюджета рос с каждым днем, выпуск новых банкнот привел лишь к тому, что произошло серьезное ослабление валюты. Кризис развивался.

В 1860 г. для проведения крестьянской реформы был создан Государственный банк, который осуществлял выкупные операции благодаря огромному государственному займу. Крестьянин получал от банка крупную ссуду на 49 лет, чтобы выкупиться у помещика. Возврат полученных денег шел слишком медленно, чтобы поддержать экономику. Возрос еще и внутренний долг страны.

Государство и император понимали, что без срочного проведения финансовых реформ страна может надолго увязнуть в серьезном экономическом кризисе.

Главным идеологом новых реформ стал В.А. Татаринов, который и создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект.

Проведение реформы началось 22 мая 1862 г., когда были введены новые правила о составлении финансовых государственных смет. Чтобы избежать хищений и контролировать расход средств, все государственные ведомства отныне должны были составлять сметы, в которых подробно расписывали, на что расходуются поступающие деньги. Общая же смета государственных расходов составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась государственным советом и императором. После утверждения смета принимала статус государственного закона и публиковалась для общего обозрения.

В 1864-1868 гг. все доходы государства сосредоточились в новом органе - государственном казначействе, которое подчинялось Министерству финансов. Из касс казначейства средства поступали в различные государственные учреждения согласно заранее прописанным сметам и кассовым расписаниям.

Благодаря новой системе удалось навести порядок в работе финансовых организаций, полностью контролировать передвижение средств - деньги больше не терялись в недрах министерств и не попадали в карманы чиновников. Отчет обо всех операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 г. были созданы органы местного финансового самоуправления - контрольные палаты.

Изменилась и торговля. Были введены акцизные марки сначала на алкоголь, а затем и на табак, заменяющие использовавшиеся ранее откупы. Для выдачи акциз были созданы специальные акцизные управления. Это также помогло снизить коррупцию.

Система налогообложения делилась на две части - косвенные налоги (неокладные сборы) и прямые налоги (окладные сборы).

Созданная Татариновым система дала отличные результаты, однако немаловажным было и то, что во время проведения реформы были уволены многие министры и чиновники. Император заменил их новыми, более лояльными и честными, по его мнению, людьми, которые могли бы существовать в новой системе.

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

Кафедра Экономики и Финансов

Специальность Экономика и управление на предприятии

по дисциплине «Отечественная История»

Реформы Александра Второго

Выполнил:

студент 1 курса

Проверил:

Доцент кафедры истории и культурологи, кандидат исторических

Каменчук Николай Иосифович

Иваново, 2010

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ……………..…………………………..…………4

Биография Александра………………………………………………………4

Первые годы царствования………...………………………………………..5

ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ……………………………….……....6

Необходимость реформ………………………………………………………6

Земская реформа………………………………………………………………7

Городская реформа…………………………………………………………..11

Судебная реформа………………………………………………………...…12

Военная реформа…………………………………………………………….17

Реформы в области просвещения, печати и церкви……..……………..…33

Финансовая реформа……..………………………………………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…46

Введение.

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство. От царя ждали ответа. Александр дал его.

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.

В первой главе я обратила внимание на личность Александра Николаевича и первые годы его правления. Без биографии и понимания личности человека судить о его поступках невозвозможно.

Вторая глава посвящена «Великим реформам» 1863-1874 годов. Предпосылки их создания, развитие и взгляд.

И, наконец, в заключение я подвела итоги реформ Александра II.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ.

Биография Александра II.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы

Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт

В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными

делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19

февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было

освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок

общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года

судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и

законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала

гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году

вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной

службы с низших сословий. В это время были созданы высшие

общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и

Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский

(1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об

освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а

также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и

ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после

подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно

перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских

циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в

стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил

своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и

подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено

покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен

Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864

году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были

захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую

область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин

Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США

Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике

России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878

гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось

провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила

часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и

денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были

присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в

Петропавловском соборе.

Первые годы царствования.

предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации,

три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки,

начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание

разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим

заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам

польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и

набор между последними приказано производить на общих основаниях; был

разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь

преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование

Александра II.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать

последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении

внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза",

руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом

приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать

войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он

продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем

политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось

впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на

практике это оказалось не так:"повеяло мягкостью и терпимостью,

характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные

стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. . . ", говорили, что

"государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "В

действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом

бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения

всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах

программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему

сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания

фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и

совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует

в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и

всякой полезной деятельности. "

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера - доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса». Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.

ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ГОДОВ.

Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки

Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением