Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Сергей николаев: математические критерии красоты лица человека. Критерии красоты мужчин Существуют ли общие критерии красоты в искусстве

Сергей николаев: математические критерии красоты лица человека. Критерии красоты мужчин Существуют ли общие критерии красоты в искусстве

Существуют не только прагматические, но и эстетические критерии оценки научных теорий...

Иными словами, к научной теории можно подходить не только как к инструменту для объяснения явлений природы, но и как к произведению искусства. Эта мысль вряд ли удивит кого-нибудь из ученых - каждый из них за время своей работы не раз сталкивался с подобными рассуждениями, а иногда и сам принимал в них участие. Зато широкую публику тот факт, что ученые не безнадежные практики и рационалисты, какими их принято изображать, а такие же, как и все, ценители красоты и изящества, может даже шокировать.

Существует множество примеров того, как этот критерий работает в науке. Так, общая теория относительности благодаря своему изяществу была почти сразу принята учеными, хотя потребовались десятилетия, чтобы экспериментально подтвердить ее предсказания. Этот пример показывает - я хочу это специально подчеркнуть, - что, хотя красота и изящество и могут склонить ученых в пользу той или иной теории, они все же не могут изменить экспериментальные данные на противоположные. Если бы теория относительности не нашла экспериментального подтверждения, ее бы изменили или отвергли, несмотря на всю ее красоту. Таким образом, критерий красоты может повышать или понижать вес той или иной теории, но не является сам по себе решающим фактором в принятии этой теории.

Однако критерий красоты - вещь довольно расплывчатая и субъективная. Он определен не так четко, как другие понятия, которые мы используем в этой книге. Например, нет ясного толкования слова «красота» в контексте научных теорий. Тем не менее существуют некоторые общепринятые положения. Например, чем универсальнее теория, тем больше шансов, что она будет признана красивой. Чем менее случайные и наскоро сколоченные данные использовались при построении теории, тем меньше шансов, что ее сочтут просто подогнанной под конкретный набор фактов, и тем более изящной покажется эта теория. И конечно же, не последнюю роль в признании теории изящной играет ее простота (см. бритва оккама). Надо думать, что хотя бы в отношении этих трех положений среди ученых существует определенное единодушие.

Естественно, возникает вопрос: можно ли сформулировать критерий научной красоты - более объективный, чем тот, который мы применяем, скажем, в живописи или в музыке? Когда я читаю чужие рассуждения о научной красоте, я часто ловлю себя на том, что не согласен с автором в его оценке той или иной научной идеи. Например, некоторые находят идею плоской Вселенной - где пространство-время выглядят координатной сеткой на поверхности стола - красивой. Мне же эта идея не кажется ни красивой, ни безобразной. Другие считают, что Вселенная, в которой ускорение вызывает космологическая постоянная, прекрасна, однако мой друг Роки Колб, известный астрофизик, находит такую Вселенную «невыразимо уродливой». В науке, как и в искусстве, у каждого свое представление о красоте.

Существуют не только прагматические, но и эстетические критерии оценки научных теорий...

Иными словами, к научной теории можно подходить не только как к инструменту для объяснения явлений природы, но и как к произведению искусства. Эта мысль вряд ли удивит кого-нибудь из ученых — каждый из них за время своей работы не раз сталкивался с подобными рассуждениями, а иногда и сам принимал в них участие. Зато широкую публику тот факт, что ученые — не безнадежные практики и рационалисты, какими их принято изображать, а такие же, как и все, ценители красоты и изящества, может даже шокировать.

Существует множество примеров того, как этот критерий работает в науке. Так, общая теория относительности благодаря своему изяществу была почти сразу принята учеными, хотя потребовались десятилетия, чтобы экспериментально подтвердить ее предсказания. Этот пример показывает — я хочу это специально подчеркнуть, — что, хотя красота и изящество и могут склонить ученых в пользу той или иной теории, они все же не могут изменить экспериментальные данные на противоположные. Если бы теория относительности не нашла экспериментального подтверждения, ее бы изменили или отвергли, несмотря на всю ее красоту. Таким образом, критерий красоты может повышать или понижать вес той или иной теории, но не является сам по себе решающим фактором в принятии этой теории.

Однако критерий красоты — вещь довольно расплывчатая и субъективная. Он определен не так четко, как другие понятия, которые мы используем в этой книге. Например, нет ясного толкования слова «красота» в контексте научных теорий. Тем не менее существуют некоторые общепринятые положения. Например, чем универсальнее теория, тем больше шансов, что она будет признана красивой. Чем менее случайные и наскоро сколоченные данные использовались при построении теории, тем меньше шансов, что ее сочтут просто подогнанной под конкретный набор фактов, и тем более изящной покажется эта теория. И конечно же, не последнюю роль в признании теории изящной играет ее простота (см. Бритва Оккама). Надо думать, что хотя бы в отношении этих трех положений среди ученых существует определенное единодушие.

Естественно, возникает вопрос: можно ли сформулировать критерий научной красоты — более объективный, чем тот, который мы применяем, скажем, в живописи или в музыке? Когда я читаю чужие рассуждения о научной красоте, я часто ловлю себя на том, что не согласен с автором в его оценке той или иной научной идеи. Например, некоторые находят идею плоской вселенной — где пространство-время выглядят координатной сеткой на поверхности стола — красивой. Мне же эта идея не кажется ни красивой, ни безобразной. Другие считают, что вселенная, в которой ускорение вызывает космологическая постоянная, прекрасна, однако мой друг Роки Колб, известный астрофизик, находит такую вселенную «невыразимо уродливой». В науке, как и в искусстве, у каждого свое представление о красоте.

Критерии красоты раскрыты

Так же выяснилось, что детские пропорции (кожа взрослых не менялась) прибавляют привлекательности. В ходе эксперимента фото взрослых дам изменяли с помощью компьютерной графики - добавляли детские черты. В частности, увеличивали голову, большую часть лица отводили выпуклому лбу, остальные черты смещали несколько вниз, нос уменьшали и укорачивали, щеки округляли, глаза делали большими и круглыми. Большинство опрошенных предпочли лица, где детские черты составляли от 10 до 50 процентов.

Привлекательность сочетания детскости и зрелости в женщине имеет биологическое обоснование считают психологи: мужчины на подсознательном уровне предпочитают юных девушек, так как они более способны к деторождению, дольше остаются в детородном возрасте, соответственно, могут родить больше детей, которым мужчина передаст дальше свои гены. При этом зрелые черты сигнализируют мужчине о том, что женщина уже не ребенок и может стать матерью.

Второй вывод, которые смогли сделать ученые из университета Регенсбурга, - существует стереотип восприятия красивого человека. На завершающем этапе эксперимента подопытных персон попросили оценить характер людей, чьи лица были признаны красивыми и, наоборот, отталкивающими. Чем эффектнее было лицо, тем успешнее, благополучнее, приятнее, одухотвореннее, интеллигентнее, прилежнее считался его обладатель.

Красивым людям приписывают большой творческий , трогательность, способность позитивно влиять на окружающих. Обладателям менее симпатичных или вовсе некрасивых лиц при исключительно визуальном контакте отказывают в этих положительных качествах, их классифицируют как людей недовольных, заносчивых, глупых или уставших от жизни.

Таким образом, социальные следствия внешней привлекательности огромны. Красивым людям живется легче. Они определенно имеют преимущества при завязывании контактов, поиске работы, в личной жизни, в повседневной жизни, в общем - везде.

Ну а кому не повезло с природной привлекательностью, на помощь придет пластическая хирургия. Тем более что, по словам одного из исследователей Мартина Грюндля, результатами исследования уже заинтересовались институты красоты и пластической хирургии.

Вопросы и задания.

1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию – широкому или узкому – они относятся?

Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.

Альбом с картинами Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянский художник, 1571 - 1610) и его последователей. Данный альбом будет относится к искусству в узком смысле, т. к. в нем содержатся произведения изобразительного искусства. Но его можно отнести и к искусству в широком смысле, т. к. данный альбом относится к живописи.

2. * Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура – это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве – эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.

Различие заключается в следующем. Искусство – всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий для художественной культуры – это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им (мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.).

Таким образом, понятие художественная культура более широкое, чем искусство. Последнее включает только профессиональную деятельность и подготовленных людей в данной области. Искусство – это только или преимущественно элитарная культура, художественная культура включает народную и элитарную культуру.

3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?

Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Понятие художественное творчество более широкое. Оно включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художественное творчество – это синоним понятия «художественная культура».

Их различие состоит в том, что изобразительное искусство это вид художественного творчества.

Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей - любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры).

4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка, театр?

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п., включая продукт и процесс этой деятельности: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.

Литература, музыка, театр – это элементы художественной культура.

5. Опишите основные субъекты художественной культуры.

Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:

Создает новые произведения и идеи;

Распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;

Финансирует новые произведения и идеи;

Знакомит с новыми произведениями и идеями;

Обучает новым произведениям и идеям;

Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;

Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;

Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;

Осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;

Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;

Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.

6. * Какую роль в культуре играют Красота, Добро, Истина?

Истина, Красота, Добро – это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы – научную теорию, педагогический прием или религиозное учение – они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в сфере образования – то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств?

Да, живопись, скульптуру и архитектуру можно отнести к изящным искусствам, потому что они соответствуют критериям Истина, Добро, Красота.

Литература, театр, танец – примеры изящных искусств.

?Проблема. Подумайте над проблемой – существуют ли общие критерии красоты?

Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Общих критериев красоты не существует. В разные периоды времени красота понималась по-разному: «В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). Даже в рамках одной эпохи представления о красоте отличались у разных людей. Критерии красоты более или менее общими были характерны для отдельных обществ.

Например, в Древней Греции был культ спортивного телосложения, у индейцев майя красивым считалось тело, расписанное татуировками. В Древнем Китае ценилась хрупкость и миниатюрность женщины. В возрасте пяти лет ножки девочки туго перебинтовывали, и они прекращали свой рост. По канонам красоты женщины белили лица, наращивали ресницы, вместо сбритых бровей рисовали тоненькие черточки. В Древнем Египте в женщинах ценилась грациозность. Женщина должна была быть стройной. Красивой считалась обладательница узких бедер, небольшой груди. Из всех цветов Египтяне предпочитали изумрудный. Самой прекрасной считалась девушка с зеленым цветом глаз. Стрелки на глазах подводились зеленой краской. Точно та же и сегодня красота в Африканских странах, Индии, Японии, США будут отличаться.

Не следует забывать и о красоте души. Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна.

Можно услышать о красоте музыки, красоте здания, красоте города, красоте парка, красоте картины, красоте вазы. На Востоке в XI веке при дворе некоторых правителей было популярным воспевать красоту обычных вещей в стихах. Это могли быть и столовые приборы, и оружие, обувь, одежда, да все что угодно.

Однако, понятие красоты у разных людей будет зависеть от их предпочтений, сформировавшихся у них в процессе социализации. Что красиво для одного, может быть безобразно для другого.

Практикум. Объясните, почему к искусству можно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз – «искусство для искусства». В любом сообществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шенберга, трудна для понимания (например, в отличие от граффити) неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КРАСОТЫ
ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Сергей НИКОЛАЕВ

Красота человеческого лица обычно считается вещью достаточно субъективной, но, как известно, не бывает на свете субъективности, способной изменить реальное положение вещей. Меня давно занимала идея математически рассчитать правильные пропорции лица на примере человека, относительно которого будет тяжело найти противоположное мнение.

И вот, решившись написать о математических критериях красоты, я начал лопатить коллекцию фотографий в поисках примеров. И столкнулся с непредвиденными сложностями - строго анфас у меня фотографий просто нет, а если и случается такое, то сфотографированный человек вдобавок принимается демонстрировать широченную улыбку, которая в данном случае только мешает. Схожим образом обстоят дела с фотографиями голливудских звезд, моделей и прочих уже замыленных красавиц. Когда я уже находился в состоянии перманентного отчаяния, выручила меня, как всегда, Юльча. :)

Из всех фотографий я выбрал две:


При всем многообразии форм можно выделить четыре основных типа лиц - круглое, треугольное, квадратное и овальное. Чтобы изучить необходимую пропорциональность черт лица, проведем следующие опорные линии.

Красивое лицо должно быть симметричным. Вертикальная линия А являет собой ось симметрии и пересекает линию 3 ; их точка пересечения находится на кончике носа. В точке пересечения чертим окружность, радиус которой равен расстоянию между кончиком носа и кончиком подбородка, находящимся на линии 5 - нижней границе лица. Начертив ее, понимаем, что при эталонной симметрии Юльчиного лица фотография не идеальный анфас: лицо слегка повернуто направо. :)

Верхняя часть круга соприкасается с линией бровей 1 . Примерно на расстоянии одной трети радиуса, равного отрезку между кончиком носа и кончиком подбородка, проходит средняя линия рта 4 . Линия глаз 2 находится на расстоянии примерно 1/3-1/4 от линии бровей. Линии B проводятся перпендикулярно линии глаз через центры зрачков, а отрезок между линиями B – это межцентровое расстояние. Оно нам пригодится в дальнейшем.

Прямые С касаются окружности, линии висков D проходят близко к линиям С , а очертания подбородка находятся внутри окружности, что позволяет отнести Юльчино лицо к треугольному типу.


Теперь на этой же фотографии определяем вертикальные пропорции. Для этого проводим четыре линии по уголкам глаз - на красивом лице расстояния А ,В и С между этими линиями должны быть равными. Границы носа не должны выступать за внутренние границы глаз, а ширина рта, выделенная белыми линиями, должна составлять примерно полторы ширины носа.

Для обладателей овального лица вертикальные линии, проведенные через зрачки, должны проходить и через уголки рта, т.е. ширина рта должен быть примерно равна межцентровому расстоянию. Для треугольного лица такой рот будет чрезмерно широким, поэтому линии Z рисуются параллельно линиям K , проведенным через среднюю точку виска и правый угол челюсти. В общем случае рот не должен быть больше половины ширины лица. Обратное явление можно легко отлицезреть в любом фильме с Джулией Робертс.


Теперь обратим внимание на Юльчину фотографию в профиль. Эти размеры надо было показывать на предыдущей фотографии, но она была урезана сверху, увы.

Идеальная длина носа равна высоте лба и расстоянию от носа до подбородка. A =B =C . Это, а также правильные вертикальные пропорции, были вычислены еще Леонардо да Винчи, в попытке найти идеальное соотношение частей женского лица. Сейчас это правило используют пластические хирурги и художники во всем мире.


Переходим на следующую. Идеальный женский профиль также образует форма носа. Угол S , который я нарисовал немного неправильно (но не критически), а перерисовывать поленился, называют носогубным. Для женщин предпочтительно, чтобы носогубной угол был больше 90 градусов. Если точнее - в районе 100-105, как у Юльчи, потому что слишком большие углы уже вызывают курносость. Что, в принципе, тоже не критично. :)


Поехали дальше. Угол F , указанный ниже, проведен линией носа и линией лба и губ. В идеальном варианте он находится между 30 и 40 градусами. Слишком большой угол очерчивает чрезмерно высокую спинку носа, слишком маленький - низкую, лицо визуально становится плоским и неприятным.


Продолжая тему носа, отметим еще несколько вещей. Колонка 2 , или, по-другому, колумелла - перемычка между ноздрями. Считается красивым, когда колонка опущена чуть ниже уровня крыльев носа.

То, что спинка носа должна быть прямой, знают, пожалуй, все. Никаких горбов, акульих плавников и жертв атаки кирпичом. В профильной линии носа возможен легкий изгиб 3 вовнутрь, который придает женскому профилю чуть-чуть больше шарма. Мне пришлось рисовать окружность огромного радиуса, чтобы повторить этот изгиб.


Изгиб бровей должен повторять линию, образуемую крыльями и спинкой носа. Из геометрии нам известно, что перегиб это место, где вогнутость меняется на выпуклость. Так вот - никаких перегибов: чем проще, плавней и органичней линия, тем лучше. Следует отметить и еще одну немаловажную деталь. Бровь должна начинаться в точке, указанной линией, которая проходит через краешек крыла носа и внутренний угол глаза, а заканчиваться, соответственно, на линии, проведенной через край носа и вершину внешнего угла. Форма бровей, подобранная для конкретного обладателя профессиональным косметологом, всегда выполняет это нехитрое правило.

По вопросу толщины губ особенных правил не существует. Лично мое мнение - губы должны быть средней толщины. Гипертрофированно толстые губы не придают облику сексуальности, но зато вызывают ощущение силиконности и порочного характера их обладательницы. Очень тонкие губы, особенно в сочетании с тонким аристократическим носом, делают облик крысиным.

В завершение, предвосхищая возражения на тему индивидуальности, обязательно надо сказать, что озвученные основы красоты не являются абсолютом, а речь не идёт об эталоне, который по определению может быть только один и обязан лежать в парижской палате мер и весов. Напротив, критерии эти весьма гибкие, т.е. люди с такими пропорциями лица могут быть весьма разными по причине вариативности мелочей, но ни одна сколь угодно милая родинка и ни один необычный разлет бровей не спасет лицо, слишком сильно не вписывающееся в указанные выше рамки.