Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Военные реформы 70 годов 19 века. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

Военные реформы 70 годов 19 века. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

История России с начала XVIII до конца XIX века Боханов Александр Николаевич

§ 4. Либеральные реформы 60-70- х годов

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200–800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации. Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60-70-х годов.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте - в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

автора Ясин Евгений Григорьевич

4. 4. Либеральные реформы Александра II Царь и народное представительство Другие эпизоды развития российской демократической традиции, если говорить не об отдельных мыслителях и несостоявшихся проектах, но о движении и волеизъявлении достаточно широких слоев населения,

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

6. 2. Либеральные реформы в экономике И действительно, с самого начала новый президент заявил, что курс экономических реформ будет продолжен, более того, получит новый энергичный импульс. Экономическому развитию благоприятствовал и тот факт, что – впервые с 1992 года –

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков,

Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной

Судебная реформа . При подготовке Крестьянской реформы ее авторы понимали неизбежность всесторонних преобразований. Поэтому практически одновременно с подготовкой освобождения крестьян разрабатываются проекты других преобразований, в том числе и судебной реформы. Необходимость преобразования всей судебной системы была очевидна как для либералов, так и для консерваторов. Структура судебных органов была чрезвычайно громоздка. Помимо сословных судов для мещан, дворян и государственных крестьян существовали военные, коммерческие, совестные и другие. Множественность судебных органов сочеталась с отсутствием четкости при определении их компетенции. Бывали случаи, когда начатое дело из одного суда передавали в другой, где разбирательство начиналось вновь. При сложности процессуальных требований некоторые дела решались не годами, а десятилетиями. Судопроизводство было письменным. Предполагалось, что суд выносит решение, ознакомившись с доказательствами. Но не члены суда, а закон определял, каким доказательствам следует отдавать предпочтение, а каким не доверять вовсе (система формальных доказательств). Одинаковые процессуальные требования следовало соблюдать как в делах по тяжелым преступлениям, так и при рассмотрении проступка. В этих условиях процветало взяточничество.

Таким образом, реформе должна была подвергнуться вся система судопроизводства. Первоначально реформа готовилась во II отделении собственной е. и. в. канцелярии под руководством гр. Д.Н. Блудова. Сам граф не принадлежал к числу либералов. Но царь Александр II и его младший брат вел. кн. Константин Николаевич хорошо понимали необходимость проведения реформы. И дело подготовки реформы было перенесено в Государственную канцелярию.

Фактическим руководителем работ на этом этапе стал С.И. Зарудный. Разработкой проекта занимались не только чиновники. В качестве консультантов приглашались специалисты – как ученые-теоретики, так и практики, вплоть до чинов полиции. В результате работы к апрелю 1862 г. проект реформы был готов. Вернее, это было три проекта. Отдельно рассматривались изменения в уголовном и гражданском судопроизводствах, а также реорганизация судебных органов. Примерно тогда же был готов и проект II отделения об организации мирового суда. Все четыре документа после обсуждения в Государственном совете были подписаны Александром II 20 ноября 1864 г., положив начало проведению судебной реформы.

Судопроизводство делилось на две стадии: следствие и судебное разбирательство. Следствие оставалось письменным. Судебное разбирательство становилось устным. Вводился принцип состязательности сторон. Подсудимый получал право на защиту. Отменялась система формальных доказательств. Теперь судьи на основании внутреннего убеждения выносили решение о виновности или невиновности подсудимого (больше нельзя было "оставить в подозрении"). Суд становился гласным. Двери зала суда открывались для публики, а в газетах стали печатать отчеты о судебных заседаниях. Все нововведения неизбежно должны были упростить и ускорить прохождение дела через суд. Однако применение новых принципов судопроизводства было невозможно в рамках старой системы судебных учреждений.

Основополагающими принципами нового судоустройства были независимость суда от администрации и всесословность. Независимость суда обеспечивалась путем изъятия судебных дел из ведения полиции и других административных органов. Кроме того, коронные судьи назначались на должности пожизненно. Отстранение судей от должности допускалось лишь по решению уголовного суда. Таким образом, был осуществлен принцип несменяемости судей. Вместе с коронными судьями уголовные дела в окружных судах рассматривали присяжные заседатели. Очень часто присяжными становились крестьяне.

В подавляющем большинстве юридически неграмотные присяжные выносили решение лишь о виновности или невиновности подсудимого. Если подсудимый признавался невиновным, решение приводилось в исполнение в зале суда. Пожалуй, самым ярким примером тому служит оправдательный приговор В.И. Засулич. Член народнической группы Вера Засулич ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, желая отомстить за расправу над товарищем, и была оправдана судом присяжных.

Помимо суда присяжных состязательность процесса обеспечивали институты прокуратуры и адвокатуры. Институт прокуратуры существовал в России и прежде. Однако прокуратура осуществляла надзор за деятельностью административного аппарата. Авторы судебной реформы отказались от общего надзора, чтобы сосредоточить силы прокуратуры для надзора за судом и следствием и поддержания государственного обвинения.

Институт адвокатуры был абсолютно новым для России. Осознавая необходимость грамотной защиты интересов подданных в суде, Николай I все же был категорически против введения адвокатуры: "Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем". Столь резкое отрицание адвокатуры объясняется той ролью, которую сыграли адвокаты в революции во Франции.

Иначе подходили к вопросу об адвокатуре авторы реформы. Коль скоро процесс становился состязательным, а тяжущиеся получали право на защиту, следовало создать специальные институты для реализации новых норм ведения процесса. Адвокат (присяжный поверенный) являлся представителем, защитником интересов одной из сторон в судебном процессе. Для клиента одной из гарантий соблюдения его интересов в суде являлась относительная независимость адвокатуры, другой – высокие профессиональные и моральные требования к претенденту на должность присяжного поверенного.

Одним из достоинств новой судебной системы было значительное сокращение числа судебных инстанций. Судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел. Для малозначительных дел учреждалась мировая юстиция. Все остальные дела, не ограничиваемые ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска, разбирались в общих судебных учреждениях.

Мировой суд был тоже нововведением. Мировыми судами рассматривались дела, которые могли завершиться примирением сторон или наложением небольшого штрафа. Мировые судьи были выборными. Выборность судей, простота судебного разбирательства, отсутствие волокиты – все это вызывало доверие населения. Остававшиеся прежде безнаказанными проступки (мелкие притеснения, мошенничества, кражи) стали рассматриваться мировой юстицией.

Говоря о достоинствах реформы, следует отметить и ее недостатки. Одним из серьезных недостатков реформы была поэтапность ее проведения. В результате реализация реформы растянулась на 35 лет, официально завершившись в 1899 г. Реформа, создавая всесословный суд, не ликвидировала волостной суд, являвшийся низшей инстанцией для крестьян. И все же, несмотря на ряд недостатков, судебная реформа была самой последовательной из всех проведенных в 60–70-х гг. XIX в. преобразований.

Вместе с уголовным и гражданским судопроизводством реформируется и военное. Военно-судебный устав 1867 г. стал частью как судебной, так и военной реформы.

Военная реформа. Начало военной реформы 60–70-х гг. XIX в. обычно связывают со всеподданнейшим докладом военного министра Д.А. Милютина 15 января 1862 г. Недостатки существовавшей в России системы комплектования, обучения, материально-технического снабжения войск со всей остротой проявились в годы Крымской войны. Необходимо было преодолеть отсталость военной системы страны. При этом ставилась задача сократить военные расходы. Поэтому одной из главных задач военной реформы стало уменьшение численности армии в мирное время при возможности значительного ее увеличения во время войны. Решением вопроса явилось введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Все мужчины в возрасте 21–40 лет должны были пройти действительную военную службу. Срок службы в армии устанавливался в шесть лет, на флоте – семь лет. Этого времени было достаточно, чтобы выработать у солдат навыки обращения с оружием и поведения в условиях военных действий. После окончания срока действительной военной службы военнослужащий зачислялся в запас (в армии – девять лет, во флоте – три года). Законом предусматривалась возможность сокращения срока службы.

Помимо изменения сроков службы в армии и даже ранее этого изменения была перестроена система подготовки личного состава. В 1863–1866 гг. закрытые кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии. С учреждением юнкерских училищ доступ к офицерским чинам был открыт недворянам. Что касается работы с рядовыми, обучение грамоте стало обязательным. Запрещалось рукоприкладство. Отменялись жестокие телесные наказания плетьми, шпицрутенами, клеймение и др. Параллельно с изменением методов обучения солдат шло и перевооружение армии. С 1867 г. принимаются на вооружение нарезные орудия. Несколько позднее пехота, кавалерия и казачьи войска оснащаются винтовкой Бердана.

Проводившиеся под руководством Д.А. Милютина преобразования встретили оппозицию в определенной части генералитета. Однако их эффективность была доказана в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Земская реформа . 1 января 1864 г. Александром II было подписано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Началось проведение земской реформы. Согласно "Положению" в 1865–1876 гг. земства были созданы в 34 губерниях европейской России. Вопрос о необходимости реформы был возбужден самим императором еще в марте 1859 г. Было очевидно, что Крестьянская реформа вызовет изменения аппарата управления. В связи с подготовкой преобразований местных органов власти император повелел обсудить необходимость предоставления хозяйственному управлению в уезде большей самостоятельности.

Проект реформы был разработан образованной в МВД комиссией под председательством Н.А. Милютина. Проект исходил из мысли, что если всякий человек волен распоряжаться в своем хозяйстве, то и обществу следует предоставить возможность распоряжаться общественным хозяйством. Хозяйственными вопросами прежде всего и ограничивался круг дел земских учреждений. Причем земствам запрещалось вторгаться в компетенцию правительственных органов.

По закону земские учреждения строились на принципах выборности и бессословности. Однако выборы членов земских учреждений (земских гласных) осуществлялись по трем куриям: землевладельцев, городских жителей, сельских обывателей. По закону половина земских гласных избиралась первой (дворянской) курией. Распорядительным органом местного самоуправления являлось земское собрание, избиравшее на три года членов земской управы (исполнительный орган). Контроль администрации за деятельностью земских учреждений осуществлялся при помощи процедуры утверждения в должности членов управ. Бюджет формировался за счет устанавливавшихся самим земством налогов. При этом земские гласные не получали вознаграждения за службу.

Городская реформа . Городская реформа была проведена в 1870 г. Шестигласную городскую думу заменила городская управа. В ее ведении находились административно-хозяйственные дела города: благоустройство, народное образование (преимущественно в "хозяйственном" отношении), здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности, кредит и др. Городские органы самоуправления, как и земские учреждения, строились на принципах выборности и бессословности.

Помимо сбора казенных повинностей (эту обязанность на земские учреждения возложило правительство) местное самоуправление занималось решением широкого круга вопросов. Земские учреждения занимались изучением имущественного положения населения и уровня хозяйственного развития отдельных регионов. Земства строили дороги и мосты. Большое внимание уделялось вопросам ветеринарии и агрономии. Огромная работа по помощи голодающим крестьянам ложилась на земства в неурожайные годы. Но, пожалуй, главными направлениями деятельности земств были народное здравоохранение и просвещение.

Реформы коснулись также образования и печати. Были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (в основе – гуманитарные дисциплины) и реальные (преобладали «естественные» предметы). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Появились новые университетские уставы, вернувшие автономию университетам, ликвидированную Николаем I.

«Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Эти реформы, по сути, приближали Россию к европейской социально-политической модели буржуазной монархии. Инициаторами реформ были некоторые государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов даже разработал конституционные предложения. Но убийство народовольцами императора Александра II развенчало либеральные иллюзии в обществе и изменило общее направление правительственного курса.

Обязанные заниматься хозяйственными делами на местах, земства нередко вторгались в компетенцию правительственных органов. В основанных земствами школах учителей не хватало. С целью подготовки кадров организовывались учительские семинарии. И конечно же, земства вторгались в прерогативу Министерства народного просвещения. Примеров такого рода много. Это приводило к конфронтации правительственных органов и местного самоуправления. Дело осложнялось и тем, что земства стали базой либеральной оппозиции самодержавию. Поэтому в 80–90-х гг. XIX в. правительство вводит ряд ограничений деятельности земского и городского самоуправления.

Народническое движение. Летом 1861 г. в Петербурге сформировалась тайная организация "Земля и воля". В ее состав входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, В.С. Курочкин и др. Ее программным документом являлась прокламация "Что нужно народу". Уточняя понимание целей борьбы, члены организации выдвигали требования: наделение крестьян необходимым количеством земли при уменьшении выкупных платежей, сохранение общинного землевладения, введение местного самоуправления и общегосударственного народного представительства. Петербургский кружок установил связи со студенческими землячествами высших учебных заведений столицы и других городов. Высылки участников студенческих волнений осенью 1861 г. способствовали расширению связей с провинцией. Связан был кружок и с русскими политическими эмигрантами (редакция "Колокола" в Лондоне).

В 1862 г. изменяется состав центрального петербургского кружка. В него вошли Н.И. Утин, Н.С. Курочкин и др. В это же время утверждается название кружка ("Земля и воля"). Ожидая нового подъема крестьянского движения в 1863 г. (окончательный срок введения уставных грамот), землевольцы разрабатывали планы военно-крестьянской революции. Победа крестьянского восстания казалась несомненной, если армия поддержит повстанцев. Серьезной переработке подверглась программа организации. Предполагалось, что в результате революции вся земля будет передана крестьянству, общинные принципы самоуправления распространятся и на города. Выборными должны были стать как местные, так и центральные органы управления. В России должны быть установлены республиканская форма правления, уничтожены сословные преимущества, введено равноправие женщин и мужчин.

В 1863 г. организация располагала четырнадцатью отделениями. Одно только московское отделение насчитывало около 400 человек. Была создана подпольная типография, где было отпечатано два номера "Свободы". Однако вместо ожидавшегося подъема крестьянское движение идет на спад. В конце года "Земля и воля" вступает в полосу идейного кризиса. И в марте 1864 г. организация самоликвидировалась.

"Земля и воля" была не единственной подпольной организацией. Независимо от нее действовало множество мелких кружков, участники которых также выступали за социалистическое будущее России. Однако некоторые из подобных кружков первоочередными считали не политические, а экономические преобразования. Таким был возникший в 1863 г. в Москве кружок Н.В. Ишутина. Считалось вполне возможным убедить народ в преимуществах социалистических методов хозяйствования. Но даже в рамках кружка подобные взгляды не у всех находили поддержку. И в 1865 г. была организована группа "Ад". Один из членов этой группы Д.В. Каракозов под влиянием разговоров о цареубийстве в 1866 г. совершает неудачное покушение на Александра II. Террорист был казнен, а кружок – разгромлен.

Таким образом, при всех оттенках в понимании цели борьбы представители радикального направления соглашались в главном – необходима социальная революция. Признавалось также и то, что крестьянство является основной движущей силой революции, а община – готовой ячейкой будущего общества. Эти идеи будут унаследованы и народниками. В то же время выявились разногласия по вопросу о путях достижения поставленной цели. В спорах о методах подготовки и проведения "социальной революции" в конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. оформляется несколько направлений революционного народничества.

В середине 60-х гг. XIX в. складывается теория анархизма М.А. Бакунина. Безгосударственное устройство общества после революции мыслилось автору анархизма не как отсутствие всякой власти. На месте государства возникала федерация самоуправляющихся общин. Революцию в России, по мнению М.А. Бакунина, разжечь нетрудно. Ведь русский мужик – в душе революционер. Долг революционера – лишь оповестить народ о начале бунта.

Несколько иную тактику борьбы предлагал П.Л. Лавров. По его мнению, интеллигенция является руководителем масс в борьбе за социальную справедливость. Не считая народ готовым к бунту, он предлагал подготовить его для восприятия идей социализма. Средством такой подготовки должна была служить систематическая пропаганда.

Идеологом третьего направления обычно называют П.Н. Ткачева. Он считал, что царизм не имеет корней в экономической жизни народа, не воплощает в себе интересов ни одного сословия, "висит в воздухе". Поэтому противником интеллигенции является лишь государственная власть. Следовательно, необходимо свергнуть эту власть. Однако начать социальную революцию, по его мнению, должна была предварительно созданная организация заговорщиков. Далее все "произойдет само собою", поскольку народ является "революционером по инстинкту".

Идеи М.А. Бакунина получили широкое распространение в кружках интеллигенции начала 1870-х гг. Под влиянием этих идей летом 1874 г. началось массовое "хождение в народ" (отсюда название народников). Сотни людей направились в деревню, чтобы войти в крестьянскую массу и подготовить всеобщее восстание в кратчайшие сроки. Но крестьяне оказались не готовыми к немедленному бунту и нередко выдавали народников властям.

Опыт "хождения в народ" значительно подорвал веру в теорию о готовности крестьянства к революции. Другой вывод также напрашивался сам собой: мол, энтузиазм участников первой волны "хождения в народ" не принес положительных результатов еще и потому, что деятельность их никем не координировалась, следовательно, необходима организация, способная возглавить движение. Такой организацией с 1876 г. становится "Земля и воля". Для подготовки всеобщего народного восстания землевольцы перешли к организации постоянных поселений в деревне. Чтобы вести пропаганду своих идей словом и делом, они устраивались фельдшерами, учителями, земскими служащими и т.д. И вновь народники убеждаются в неготовности народа к революции. В их среде все шире распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы. Разногласия по поводу тактики приводят в августе 1879 г. к расколу "Земли и воли" на две самостоятельные организации. "Черный передел" пыталась продолжать пропаганду в деревне. "Народная воля" стала террористической организацией.

Террор как метод борьбы с правительством применялся и землевольцами. Первыми жертвами террора были правительственные чиновники (петербургский градоначальник, шеф жандармов и т.п.). В апреле 1879 г. было совершено очередное покушение на императора. В Александра II стрелял А.К. Соловьев. Ни одна из пяти пуль даже не ранила царя.

Это покушение открывает "охоту" народовольцев на царя, длившуюся почти два года. Дело в том, что покушение предшествовало появлению "смертного приговора" Александру II, вынесенного Исполнительным комитетом "Народной воли". Неудачные покушения следовали одно за другим. Некоторые из них стоили жизни десяткам людей (взрыв в Зимнем дворце, произведенный С.Н. Халтуриным). Приговор удалось привести в исполнение лишь с пятой попытки 1 марта 1881 г.

Аресты главных деятелей "Народной воли" начались еще накануне цареубийства. После 1 марта основные силы организации были разгромлены. Шестеро первомартовцев (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов, Н.И. Рысаков, Г.М. Гельфман) были приговорены к смертной казни. 3 апреля пятеро народовольцев были повешены (Г.М. Гельфман была беременна, и смертная казнь ей была заменена тюремным заключением).

Прежде ни массовые аресты, ни громкие процессы не являлись препятствием расширению деятельности народников. Однако 1 марта еще раз показало неготовность крестьян к революции. Идеи народников о социальном перевороте, основной движущей силой которого являлось бы крестьянство, потерпели крах. В результате народничество из революционного превращается в либеральное движение.

60-70-е гг. - это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком - в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.


Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне. В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции. Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.


Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.- в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия


Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист


Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856-1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей - «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,- отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности - платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.


Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов : устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.


В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления - городские думы, которые выбирали исполнительные органы - городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа - имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения - прокурор и защитник подсудимого - присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» - так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием - 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,- 3 года и начальные училища - 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861-1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства. Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях. Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг. в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Александр II в юности, еще до того как стал царем, был страстным охотником и, разумеется, не мог пройти мимо вышедших в 1846 г. «Записок охотника» И. Тургенева. Впоследствии он говорил, что именно эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии" продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. "Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.



Судебная реформа. "Новые судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса." | Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.

Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте до 7 лет.. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии Генерального штаба. Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе и тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы "Устав гимназий" и "Положение о народных училищах", регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены "Временные правила" о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радикалам (шестидесятники и революционные народники) не хватало сил коренным образом переустроить общество. Их выступления лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, "либеральная бюрократия". Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. молю бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

Государственный строй

В пореформенный период в России сохраняется абсолютная монархия, император

пользуется неограниченной властью.

Высшим совещательным органом оставался Государственный совет,

осуществлявший рассмотрение законопроектов и кодификацию законов. При нем

действовали различные комиссии и комитеты.

Сенат оставался высшим органом судебного надзора. Накануне реформ был

учрежден высший государственный орган – Совет Министров, в составе председателя

Государственного Совета, членов Комитета министров, главноуправляющих.

Председателем в нем император.

В структуре министерств и ведомств в этот период произошли серьезные

изменения, некоторые министерства образовали свои органы на местах созданы новые

министерства. В период нарастающего развития капитализма в России резко повысилась

роль и значение таких государственных органов, как Министерство государственных

имуществ, Министерство финансов, Министерство путей сообщения.

Совершенствовалась работа Министерства внутренних дели его органов на местах

Губернских правлений, губернских присутствий, уездных полицейских управлений и т.д.

В дальнейшем происходит усиление репрессивных функций государственного аппарата, в

отношении прежде всего политических противников режима. По закону 1871 г.

политические дела стали изыматься из ведения судебных следователей и передаваться

жандармерии. В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре.

В 1866-1867 гг. в целях укрепления самодержавной власти резко усилилась власть

губернаторов. Им теперь подчинялись все местные учреждения и чиновники,

представлено было право закрывать земские собрания в случае нарушения ими правил, а

земствам было запрещено поддерживать между собой связи и публиковать без

разрешения губернатора свои постановления и отчеты.

Министерство юстиции осуществляло контроль за судебной системой страны,

министр юстиции ведал подбором судебных кадров и выполнял надзорные функции.

России, обострившийся в результате поражения в Крымской войне, мог быть преодолен

лишь проведением коренных реформ, основной из которых является отмена крепостного

права, которое служило главным тормозом развития рыночных отношений в стране. 52

Александр II, выступал в 1856 г. перед московским дворянством, убедил их в

необходимости отмены крепостного права, указав, что лучше его уничтожить сверху,

нежели дождаться, когда оно начнет уничтожаться снизу.

В 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, который



впоследствии был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся

в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых поступали предложения и

проекты по проведению реформы.

Во время подготовки реформы шла острая борьба между различными

группировками дворянства, которые делились на либералов и консерваторов.

Консерваторы выступали за сохранение всей земельной собственности в руках помещиков

и безземельное освобождение крестьян, а либералы – за освобождение крестьян с землей

и наделение их гражданскими правами.

В результате подготовленная реформа носила компромиссный характер и была

направлена, с одной стороны, на сохранение помещичьего землевладения, а с другой –

обеспечивала в целом сохранение за крестьянами их дореформенных наделов земли за

утвердил "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". В

соответствие с новыми законами крепостное право помещиков на крестьян отменялось

навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими жителями с наделением их

гражданскими правами и свободами – свободой вступления в брак, самостоятельного

заключения договоров, правом обращаться в суд, заниматься предпринимательством и

торговлей, сменой места жительства, перехода в другое сословие и др.

Вместе с тем реформа не уравняла крестьян с помещиками в их гражданских

правах. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в

сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость. В селах и

волостях крестьянам было предоставлено самоуправление. Органом самоуправления

сельского общества был сход, на котором крестьяне выбирали на 3 года сельского

старосту и сборщика податей. Органом самоуправления волости также был сход, на

котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостным

судьей для решения дел о маловажных проступках и тяжбах крестьян.

Крестьянин был закреплен общиной и круговой порукой в общине. Уйти из

общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при условии, что

другую половину выплатит община.

положение, титулы, звания сословные организации – губернские и уездные дворянские

собрания, Политическая власть и после реформы 1861 г. остается в руках дворянства.

Отмена крепостного права потребовала кардинального обновления

государственного аппарата России в направлении постепенного реформирования

абсолютной монархии в конституционную. Это привело к принятию ряда

государственных реформ, среди которых были:

Финансовая реформа 1862-1868 гг. Финансовая реформа заключалась прежде

всего в централизации финансового хозяйства России в руках министра финансов и

финансировании всех государственных расходов через Министерство финансов.

Государственный бюджет составлялся Министерством финансов, а рассматривался и

утверждался Государственным советом.

Старые подати – подушная и винные откупа были заменены поземельным налогом

и акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар), что привело к росту доходной части

государственного бюджета. Вместе с тем росли и государственные расходы.

В 1860 году был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих

банков. Выкупные операции осуществлялись учрежденными для этих целей крестьянским53

и дворянским банками. На Государственный банк была возложена также функция по

финансированию торгово-промышленных предприятий. Произошла централизация учета

и контроля средств государственного бюджета.

Военная реформа 1864-1874 гг. Поражение в Крымской войне показало всю

отсталость военной машины России. Встал вопрос о проведении коренных

преобразований в военной сфере. В 1874 году был утвержден "Устав о воинской

повинности", вводивший для всего мужского населения всеобщую воинскую повинность.

Лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, призывались на военную службу по

жребию. Не попавшие на службу зачислялись в ополчение. Сроки службы в армии –

шесть лет с последующим зачислением в запас на 9 лет и на флоте, соответственно, семь

лет службы, 3 года в запасе.

Для лиц, закончивших высшие учебные заведения, срок службы сокращался до 6

месяцев, гимназии – до полутора лет, городские училища – до 3 лет и начальные школы

Офицерские кадры готовились в юнкерских училищах, военных гимназиях и

военных академиях, предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству.

Военная реформа имела прогрессивное значение. Она избавила население от

рекрутчины, ускорила ломку сословного строя, способствовала развитию

железнодорожной сети, поскольку без железных дорог не возможно было проведение

широкой мобилизации уволенных в запас.

Судебная реформа 1864 г. Дореформенная система судопроизводства была

архаична и запутанна. Исторически сложились сословные суды для дворян, горожан,

крестьян, существовали военные, духовные, коммерческие, межевые суды. Рассмотрение

дел в судах происходило при закрытых дверях. Судебные функции часто выполняли

административные органы. В крепостной России суд и расправу над крепостными часто

вершил сам помещик. С падением крепостного права судебная реформа стала

неизбежной.

В 1864 г. были утверждены основные акты судебной реформы: Учреждение

судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского

судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В соответствии с

этими актами были созданы две системы судов – местные и общие. К местным

относились:

1. Мировые судьи;

2. Съезды мировых судей.

К общим судам относились:

1. Окружные суды для нескольких уездов;

2. Судебные палаты по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом

округе, состоящем из нескольких губерний или областей;

3. Кассационные департаменты Сената.

Новые судебные органы были всесословными, т.е. они рассматривали уголовные и

гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали.

Реформа судебной системы базировалась на новых принципах: равенство всех

перед законом и судом, отделение суда от администрации и осуществление правосудия

только судом, создание всесословного суда, гласность судебного разбирательства,

состязательность сторон, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

выборность мировых судей и присяжных заседателей.

В ходе судебной реформы были созданы такие новые институты, как выборный

мировой суд, институты судебных следователей, присяжных заседателей, адвокатуры,

учреждены при судах прокуроры с одним или несколькими товарищами (заместителями).

Судебная реформа была самая радикальная из всех проводимых в стране

буржуазных реформ. Благодаря ей российская юстиция стала вровень с юстицией самых54

передовых стран. В результате произошло отделение судебной власти от других властей,

предварительного следствия от полиции и суда, был создан самый демократичный суд

присяжных заседателей.

К недостаткам судебной реформы можно отнести: ограничение роли суда

присяжных, отсутствие единства судебной системы, недопущение защиты на стадии

предварительного следствия и т.д.

В ходе полицейской реформы 1862 г. городская и уездная полиция были

объединены в единую полицейскую систему, включающую урядника в волости и

пристава в городе, а на уровне уезда – исправника. В губернских городах во главе

полиции стоял полицмейстер, который подчинялся губернатору, а руководил всей

полицейской системой страны министр внутренних дел. В 1880 г. в полицейскую систему

были включены губернские жандармские управления. Были созданы также сыскные и

охранные отделения.

Тюремная реформа. В 1879 г. руководство тюремными заведениями было

возложено на Главное тюремное управление. Положение заключенных в некоторых

отношениях улучшилось, была создана система медицинского обслуживания. Однако к

заключенным могли применить и специальные меры наказания: телесные наказания,

помещение в карцер. Лишь в 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин и

клеймение, но розги в местах лишения свободы применялись вплоть до Февральской

революции 1917 г. Применялись различные виды заключения – в крепость, в

исправительный дом, арест, наказание в виде ссылки на Сахалин. Отбывшие каторгу

переводились в состав ссыльнопоселенцев.

Земская реформа. Земства создавались для руководства местным хозяйством,

торговлей, народным образованием, медицинским обслуживанием, общественным

Положение о губернских и уездных земских учреждениях, по которому создавались

органы всесословного самоуправления – земские собрания. Выборы депутатов в земское

собрание осуществлялись по 3-м куриям, были неравными и непрямыми:

1. Курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200-800 десятин земли (в

основном это была курия помещиков);

2. Городская курия, участники которой должны были иметь высокий

имущественный ценз, что отсекало малоимущие слои населения. Рабочие и

ремесленники также отстранялись от выборов.

3. Сельская курия имела систему трехступенчатых выборов: крестьяне,

выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание,

которое избирало депутатов (гласных) земства.

Уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2-3 недели для

решения возложенных на них задач – а это утверждение смет расходов и доходов, выборы

исполнительных органов.

В отличие от земских собраний земские управы были постоянно действующими

органами, которые ведали всеми земскими делами. Учреждение земств было большим

шагом вперед в демократизации всей системы управления России, за исторически

короткий срок их существования была проделана огромная работа по повышению

благосостояния народа, развитию предпринимательства, торговли, просвещения,

здравоохранения. Земства воспитали целую плеяду политиков либерального и

демократического направления, сыгравших большую роль во всех сферах жизни

общества.

К недостаткам реформ можно отнести ее неполноту - отсутствовали низшее

(волостное) и высшее (всероссийское) звенья земской системы. Руководство и контроль за

земствами осуществляло дворянство. Земства были ограничены в материальных

средствах, хотя имели право облагать население сборами и повинностями на земские55

нужды, а также не имели своего исполнительного аппарата, что снижало их

эффективность и усиливало зависимость от государственных органов.

Городская реформа. В 1870 г. было утверждено "Городовое положение", которым

система всесословного самоуправления была распространена и на города. Всякий

городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при

избрании депутатов (гласных) при следующих условиях:

1) Русское подданство;

2) Возраст не менее 25 лет;

3) Соответствие имущественному цензу;

4) Отсутствие недоимок по городским сборам.

Женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было

тайным. Все избиратели в соответствии с имущественным цензом избирали треть

депутатов в городскую думу. Благодаря этому большинство гласных было избрано от

зажиточных слоев населения.

Дума и управа избирались на 4 года,. Половина управы должна была обновляться

каждые два года. Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова,

который утверждался губернатором или министром внутренних дел. Деятельность

городских органов была направлена на решение городских дел к прежде всего в сфере

городского имущества и различных сборов, развитие культуры, образования,

здравоохранения и т.д.

Таким образом, учреждение городского самоуправления дало толчок развитию

российских городов, способствовало становлению политических социальных и

культурных организаций, становлению предпринимательства и торговли. Недостатком

реформы являлось то, что органы городского самоуправления контролировались и

подчинялись царской администрации, их самостоятельность была строго ограничена,

материальная база недостаточна.