Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Реформы середины 16 в. Государственные реформы середины XVI в

Реформы середины 16 в. Государственные реформы середины XVI в


Земский собор - высший совещательный сословно - представительный орган

Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов ХVI в. являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно со “священным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах.

Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если всё это будет иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля.

Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона, и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Совещание 27 февраля 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно - представтельного учреждения.

С тех пор Земские соборы стали созывать для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики государства. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами.

Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль.

В то же время Земские соборы - это орган, пришедший на смену вече, воспринявший “традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменивший присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства”, - писал Л. В. Черепнин.

Наименование, некоторые организационные и процедурные формы Земские соборы получили от церковных, которые появились раньше их.

В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI-XVII вв. В памятниках XVI в. термин “земский собор” не встречается.

Крупнейший специалист по истории ХVI в. Л. В. Черепнин считает, что для современников Земский собор являлся совещанием представителей “земли”, посвященным государственному строительству: “советом” “о устроении земском”, “отчинах, судах и управах земских”. Л. В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того:

1) кто и с какой целью собрал собор;

2) характера представительства.

а) созванные царем - большинство соборов;

б) созванные царем по инициативе сословий - ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.;

в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя - соборы 1565, 1611 - 1613 гг.;

г) избирательные на царство - соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.

Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора:

а) по общественно-политическому положению (освященный собор и боярская Дума);

б) по назначению (по приглашению) - представители феодальных и изредка “третьего” сословий;

в) по выбору - представители сословий.

Состав большинства общегосударственных Земских соборов, прежде всего в XVI в., определяли первые два фактора. Ко второй, небольшой по численности группе соборов, относятся те, в работе которых принимали участие выборные от “своих” земель, регионов, территорий.

Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это были: духовенство; боярство; дворянство; дьячество и приказный аппарат; иногда купечество (верхушка посада).

Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение вопросов нередко проходило раздельно - по чинам или сословиям.

Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы.

Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган (соответственным образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом и являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что “правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников”. Однако соборы XVI в. - это не представительные учреждения в обычном понимании, так как: власть царя они не ограничивали; не было выборных представителей.

Это скорее бюрократические учреждения; как выразился дореволюционный исследователь А. И. Заозерский, это - “парламент чиновников”.

Судебник 1550 г. и реформы управления

На первом Земском соборе Иван IV принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника, который был принят в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.

В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда.

В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.

Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника - обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников.

Издание Судебника 1550 года было актом огромного политического значения.

Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также примечательное для того времени разделение властей, т.е. двоевластие и двоесудие: дела могут быть государственные и земские. Так поход на Казань- земское дело, а женитьба царя - государское. Служба может быть государева (охрана), а может быть и земская.

Государственное правосудие и управление сосредотачивались в Москве, где существовали чети и приказы к которым приписаны были русские земли. В них судили бояре и окольничьи, дьяки вели дела, а у последних были подъячие. Приказы заменили действовавшие ранее Дворец, ведавший землей, и Казну, являвшуюся финансовым центром.

В областях судебное и административное деление осуществлялось на города и волости. Города (посады) имели особое управление, и посадские ремесленники отличались от волостных. Волость представляла собой несколько земледельческих сел. Город с волостями составлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уезд заменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели, которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Они состояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не могли управлять, туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовали дьяки и приставы.

Наряду с этим государственным судебным механизмом существовал выборный народный. Его представителями в городах были приказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были 2-х типов: выборные полицейские и выборные судебные. Общество было поделено на сотни и десятки и выбирало себе старост, сотских и десятских. Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты и целовальники, которые должны были присутствовать на судах наместников и волостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников и волостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиеся письмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные дела (о разбое) передавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских. В некоторых уездах было даже 2 губных старосты из-за разгула разбоя, и их суду равно подчинялись все. Народ тем самым ограждался от произвола местных, и в случае жалоб на наместников или волостелей те подвергались суду.

В судебнике планировалось постепенно устранить земство от суда наместников и волостелей, в также заменить отдачу им городов и волостей в кормление.

Уставные грамоты того времени доканчивали дело Судебника и давали перевес в суде выборному началу. Если прежде наместники и волостели судили произвольно, то при Иване IV появляется ряд грамот в которых обязанности волостелей определяются иначе, как и их доходы, а в 1551г., согласно Судебнику, волостелям запрещалось судить без присутствия старосты и целовальников.

Выборное право суда развивало общественное движение, т.е. сходбища, на которые присылали своих представителей все сословия, а председателем на сходбищах был губной староста. Каждый мог и должен был высказаться, указывая на “лихих людей” и предлагая меры.

Реорганизация центральных и местных органов управления

В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая -либо одна отрасль управления: Разрядный приказ - центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением, Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов, а Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей» и т. д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим А. Адашевым. Этот приказ, разбиравший “челобития” (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (Казанский, Сибирский).

В работе приказов вырабатывался бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Во главе каждого приказа стоял начальник (боярин), который назначался из состава Боярской думы. Делопроизводством ведали дьяки, происходившие из рядов духовенства, мелкого дворянства и купечества. Дьяки вместе с начальниками рассматривали дела и принимали решения.

Документы, издаваемые приказами, были разнообразны. Это жалованные грамоты (содержали различные пожалования), указы от имени царя в форме решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти (документе, исходящем от другого приказа) или челобитной. Также издавались наказы - инструкции должностным лицам, доклады - проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты

Создание приказов представляло собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Порой отсутствовало четкое разграничение функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Но в целом разветвленная приказная система с ее бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства.

В 1552 г. была создана дворцовая тетрадь в которой содержались данные о 4000 служащих государственного двора; из них черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562 г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированной части общества, служащих по дворовому списку.

Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550 г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели каких - либо массовых земельных пожалований.

Значительные изменения произошли в системе местных органов власти. Институт кормлений постепенно был ликвидирован. К этому результату привели следующие шаги. В ходе губной реформы 1539-1541 гг. важнейшие уголовные дела (в то время это борьба с разбойниками и антифеодальными выступлениями) были изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Но реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитью местного дворянства и верхушки посада. В 1549 г. из компетенции наместнического суда исключены были дворяне. По Судебнику 1550 г., как уже говорилось выше, суд наместников вообще был ограничен участием на нем выборных представителей местного населения. В 1555- 1556 гг. происходит широкое осуществление губной реформы.

Наконец, в начале 50-х гг. в отдельных посадах, волостях и уездах началась, а в 1555-1556 гг. приняла широкий размах земская реформа. Суть ее состояла в том, что власть наместников заменялась земскими старостами, выборными из зажиточных посадских людей и черносошных крестьян.

Губная реформа проводилась на территории, где было развито феодальное землевладение. Земская реформа осуществлялась в районах, где вотчинное и поместное землевладение, как правило, отсутствовало. Вводимое в городах выборное самоуправление не распространялось на Москву (столица), Псков и Новгород (исконные вольности которых традиционно внушали царю опасения), Казань (в только что завоеванном крае было еще неспокойно) и пограничные города-крепости. В перечисленных городах власть находилась в руках назначаемых государством воевод.

Местное управление, таким образом, не представляло собой единообразия а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности. В центральных уездах где было развито частное землевладение вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с тоже выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию.

Выборные власти стали появляться и в тех уездах где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты. Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборные мирские власти в лице старост, сотских, пятидесятских, десятских и т.д. Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям старинной сотенной общинной организации Киевской Руси. Они традиционно осуществляли надзор за общинными землями, распределяли и собирали налоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другие вопросы, затрагивающие интересы общины в целом. И раньше мирские власти состояли из представителей наиболее зажиточного крестьянства: «лучших» и «средних» людей. Кстати сказать, черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления. Земская реформа, наряду с черносошными землями, затронула и города, где тоже (но из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты, в отличие от кормленщиков, пришлых людей, действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин.

Справедливости ради, необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.

Считается что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время.

Губная и земская реформы, а также введение воеводского управления ослабляли власть феодальной знати и усиливали позиции дворянства. Созданное выборное губное управление стало сословно-представительным органом дворянства. Местное земское управление было органом верхов посада и зажиточного черносошного крестьянства, низовым звеном правительственного аппарата.

Изменения в системе управления дополнялись преобразованиями в судебной сфере. Наиболее значимым было категорическое требование Судебника 1550 г. об участии “судных мужей” - своеобразных присяжных заседателей - при каждом судебном разбирательстве. “Судные мужи” - выборные представители в наместничьем суде - существовали и в XV в. Однако их участие в суде представлялось великим князем как пожалование, как привилегия. Ни всеобщего характера, ни серьезного значения прежние “судные мужи”, по мнению некоторых исследователей, не имели. Введение на местах в середине XVI в. “праведного”, т.е. справедливого, суда, контролируемого “лучшими людьми” из данного сословия, было важным шагом в направлении создания сословно-представительной государственной системы.

Проведение реформы управления, введение единого законодательства (Судебник 1550 г.) не могло быть осуществлено при сохранении прежней системы феодальных иммунитетов - системы исключительных прав тех или иных светских и церковных феодалов, освобождавшей их от подчинения общим нормам закона, прежде всего от уплаты налогов. Несмотря на колебания в этом вопросе, общая политика государства в первой половине, и особенно в середине XVI в., была направлена на уничтожение феодального иммунитета.

Укреплению власти царя способствовали ограничение с 1550 г. на время военных походов местничества и, особенно, создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) определялся “Уложением о службе”, принятым в 1555-1556 гг.

Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Сильвестр и его единомышленники - нестяжатели - идеологически обосновали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот вопрос среди других важных проблем обсуждался на церковном соборе, проходившем в январе-феврале 1551 г. и получившем название Стоглавый. Иосифлянское большинство собора во главе с митрополитом Макарием не приняло правительственную программу секуляризации церковных земель. Это вызвало открытое недовольство Ивана Грозного. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными феодалами вотчинных земель без “доклада” Ивану IV запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. На царя отписывались поместные и черные земли, которые были захвачены монастырями у дворян и крестьян “насильством” за долги, а также все владения бояр, переданные монастырям в малолетство Ивана IV. Этот шаг укрепил центральную власть и ограничил возможности церкви. В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она прекратила свое существование.

«…Реформы не оправдали надежд царя, и он порвал с вождями правительства. Главный инициатор реформ А. Адашев кончил жизнь в тюрьме. Придворный проповедник Сильвестр попал в один из глухих северных монастырей. "Великие" бояре, помогавшие реформаторам, оказались отстранены от власти…» - пишет Р. Г. Скрынников.



После того как в июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар (в результате которого почти весь город выгорел, пострадало множество людей), разъяренная толпа ворвалась в Кремль и разграбила дворы Глинских (которых обвинила в поджоге). Был убит дядя царя Ю.В. Глинский. Царь укрылся в селе Воробьеве и с трудом уговорил толпу разойтись.

События убедили царя в необходимости проведения реформ.

Приблизил к себе группу советников, называемую (она возглавлялась окольничим А.Ф. Адашевым и неофициальным духовником царя Сильвестром).

Избранной раде приписывают проведение реформы середины 16-го в. (есть мнение, что Избранной рады могло и вовсе не существовать, а речь идет лишь о выдвижении тех или иных советников).

Был принят ряд мер по ограничению местничества. Церковного землевладения тоже коснулись изменения: часть земель под разными предлогами была изъята, а также появился запрет на приобретение земли церковью без доклада правительству. В результате налоговой реформы некоторые налоговые привилегии церкви были отменены. В ходе реформы была введена единая податная единица - соха.

Начались военные реформы середины 16-го в. Было создано:

  • стрелецкое войско;
  • «избранная тысяча».

Стрелецкое войско не распускалось в мирное время и состояло, как и пушкари, из горожан и «черных» крестьян. Вследствие военной реформы 16-го в. потребовалось перераспределение вотчин и поместий, так как они являлись оплатой за службу (для обязанных к ней дворян и бояр).

«Избранная тысяча» - особенно надежная часть войска, состоящая из 1078 дворян, которых царь поселил в Московском уезде и обеспечил поместьями.

В 1549 г. был созван первый орган сословного представительства страны - . По его решению был составлен и утвержден (в 1550 г.) новый , который закрепил результаты проведенных реформ.

В 1551 г. состоялся . Свое название он получил по количеству глав, в которые были сведены его решения.

В середине 50-х гг. Иван Грозный проводит серию новых реформ 16-го в. Окончательно оформляется система приказов. Приказом назывался государственный административный орган центрального управления, отвечавший за определенную сферу (Посольский приказ занимался вопросами дипломатии, Разрядный – служилых людей и т.д.).

Проведена земская реформа 16-го в. В 1555 г. произошла отмена «кормления». Судом, сбором налогов стали заниматься должностные лица, «излюбленные головы», земские старосты.

В 1556 г. принимается «Уложение о службе», по которому служилые люди выставляли со 150 десятин земли одного боевого холопа (специально обученный слуга, идущий в поход вместе с господином).

В итоге военных реформ 16-го в. военная сила России, столь значимая во , существенно укрепилась.

Земский собор

Возник новый орган власти - Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ.

Судебник 1550г.

В 1550г. был введен в действие новый, усовершенствованный Судебник. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Сложилась система приказов - органов управления по отраслям. Отменено кормление (плата населения наместнику), упорядочены налоги, единой для всех единицей взимания налогов стала большая соха (400 - 600 га земли), введена тягловая подать (денежные и натуральные повинности в пользу государства).

Приказная система

Ещё до реформ середины 16в. Отдельные отрасли государственного управления, а также управление различными территориями поручаются боярам. Так возникли приказы-учереждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А.Адашев. Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, а Разбойный разыскивал и судил "лихих людей". Первый приказ военного ведомства - Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк И.Г.Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца.

Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земский старост - из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Стоглавый собор

По инициативе митрополита Макария в 1551 г. проведен Стоглавый церковный собор. Который обсудил меры к устранению церковных беспорядков и к улучшению народной нравственности. Собор получил название Стоглавого, так как на нем утвердили «Стоглав» - свод канонических (церковных) законов. На нем было решено унифицировать церковные обряды, передать церковные земли под контроль царя, укрепить порядок среди служителей церкви, ввести церковный суд. Был также создан единый общерусский список святых. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Военная реформа

Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя должны были стать его опорой.

Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры «конно, людно и оружино».

Кроме них, существовали служилые люди "по прибору" (набору): городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан - посоха, несшая вспомогательную службу.

В 1550 году была предпринята попытка организации под Москвой трехтысячного корпуса "выборных стрельцов из пищали", обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. В него вошли представители знатнейших родов и верхи Государева Двора. Стрельцы представляли собой уже регулярное - войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Организационное строение стрелецкого войска было позднее распространено на все войска.

Управление дворянским войском чрезвычайно усложнялось обычаем местничества. Перед каждым походом (а иногда и в походе) происходили затяжные споры. "С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается", - отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы "без мест". Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатами и боярами тем самым нарушался.

Формирование финансовой системы московского государства продолжил Иван 4, который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стало производиться по "животам и промыслам". Кроме прямых подати и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги.

Нововведения:

Приказ Большого Прихода

Создано центральное финансовое ведомство - Казну (Казенный Приказ) и Четверти, ведавшие финансами местными, а также Разряд, ведавший денежными сборами, введёнными взамен кормлений.

В конце 16-го века работа новых финансовых учреждений позволило централизовать финансовые ресурсы: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.

Введение земского самоуправления (создание губных и земских учреждений), В их ведении помимо различных вопросов местного управления был сбор налогов с тяглого населения.

Был произведён перевод большинства государственных повинностей в денежную форму.

В период царствования Алексея Михайловича (1613-1645) взимание подати стало основываться на писцовых книгах.

1623 год впервые была составлена "годовая большая система" – первый российский бюджет.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, судебные пошлины, таможенные пошлины.

1653 год - принят Таможенный устав, Введена чёткая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Система государственных финансов начала формироваться при образовании централизованного государства. Основными принципами финансовой политики на стыке 15-го – 16-го веков были ликвидации феодальной раздробленности, образование государственного аппарата управления финансами, дальнейшее развития финансовой системы.
Земская реформа, перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили к середине 16-го столетия создание государственных финансов страны. В Целом был определен состав податного сословия и организовано его обложение С учётом податной способности плательщиков. Был создан налоговый кадастр – писцовые книги, использовалось финансовое планирование – оклад. Действенность системы поддерживали элементы финансового контроля. В целом финансовая система позволяла концентрировать значительные финансовые ресурсы в общегосударственных целях.

Основные мероприятия административно-финансовой реформы Ивана IV

Для решения важнейших вопросов в жизни страны созывались Земские соборы,состоявшие из бояр (Боярская дума), высших иерархов русской церкви и выборных представителей от разных сословий: дворян, посада и черносошных, т. е. некрепостных крестьян. Соборы должны были помогать царю в решении важнейших вопросов: новые законы, налоги, война, мир.

Роль Земского собора в системе власти была противоречива. С одной стороны, они помогали царю управлять страной, с другой - ограничивали царскую власть. Но обойтись без поддержки бояр и иных сословий в то время она еще не могла.

Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение "посошной" системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.).

В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц ("сох"). Вводился целый ряд прямых ("кормленный откуп", "пятина" с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина - 5% к цене товара

Вопросы регулирования финансовых отношений, получившие отражение в Соборном Уложении 1649 г

В соборном уложении – своде законов русского государства – была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения. При определении окладов подойти и их раскладки, согласно соборном уложении использовались различные единицу обложения. Среди них можно выделить три 1) выти, обжи,луки 2)местные сошки различных размеров 3) большая (московская) соха.

В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, не переставали быть тяглыми и способными к государственному тяглу. За беглых крестьян владелец платил подати до новой переписи. Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку. В них указывается, что владельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частности крестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброке государственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платить государев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не должен сопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчными угодьями.

29. Финансовые преобразования Петра I

Петр 1, первый введший в России систему централизации власти, подчинил многосложное управление податями одному правительственному учреждению – Камер – коллеги.

1672-1683 На Стрелецкий приказ – одно из центральных государственных учреждений России – был возложен сбор стрелецких денег, основного прямого налога. Царским указом и Боярским приговором 5 сентября 1679 г введена Подворная подать.

1679-1681- Во главе финансовых учреждений Московского государства находится приказ Большой Казны.

30 января 1699 г вместо приказа Большой казны учреждена Бурмистерская палата (Ратуша)- Центральный финансовый орган России.

Пётр 1 усиленно эксплуатирует новый источник доходов – регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие права частной собственности.

1704 год - учреждена Ближняя Канцелярия (Орган административного финансового контроля за деятельностью государственных учреждений России)

1708-1711 - Реформа налоговой системы России, реформа местного управления (реорганизация налоговых органов и частичное совершенствование процедура сбора податей)

1708 - Финансовое хозяйство, включая налоговую систему передано губернаторам

С целью повышения сбора налогов вся территория России была разделена на 8 губерний (позже 10), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов.

1710 и 1711 Созыв съезда губернаторов, воевод и бургомистров – разработаны основы нового финансового устройства страны – распределение содержания армейских полков по губерниям.

1711- Создан Правительствующий Сенат на него были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым

12 декабря 1715 Образовано 9 коллегий, денежными делами ведала Камер – коллегия, счёт и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион – коллегию, Штат – контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт.

1719 -Реформы в местном управлении, губернии делились на провинции.

упраздняется Ближняя канцелярия, ее функции переходят Ревизион- коллегии. Центральным государственным финансовым учреждением стала созданная в 1718 г. Камер-коллегия, находившаяся в подчинении Сената. Она организовывала сбор государственных походов и руководила местными финансовыми учреждениями

1722 г- введена подушная подать, которой облагалось всё мужское население податных сословий.

1724- - таможенный тариф

Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемый с "души" в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

В последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, в самом конце правления Петра 1 с введением подушной подати формируется финансовая система Российской империи

Реформы Петра I (1700-1718) -Нужда в денежных средствах (так как велись войны)

Желание ввести новую ден.систему, которая бы отвечала требованиям развивающейся экономики и торговли => За время реформы были -введены в обращение золотые монеты – червонец (3 рубля), равный по весу западноевропейскому дукату (3,4 г), двойной червонец (6 рублей) и двойной рубль (около 4 г)

В 1704 году был осуществлен переход на десятичную систему (ранее была алтынная-кратная 3)

В обращении появилась медная копейка = 1/100 части серебряного рубля

К 1549 г. вокруг царя сложился круг преданных ему лиц. Они образовали особый совет, получивший позднее название Избранная рада. Фактически Рада являлась неофициальным правительством России. Она формировала новый государственный аппарат и руководила им. Наиболее авторитетными членами Рады были: царский духовник протопоп Сильвестр, князь Андрей Курбский, дьяк. Посольского приказа Иван Висковатый, и дворянин, царский окольничий 2-й после боярина придворный чин Алексей Адашев. Он являлся фактическим главой Избранной рады и с его именем связаны реформы 50-х гг. XVI в.

1 Судебник.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он включал около 100 статей, большая часть которых посвящена вопросам управления и суда. В целом сохранялись старые органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Судебник ставил действенные преграды произволу наместников. Они могли теперь вести судебные разбирательства только при участии выборных лиц от сословий, т.н. судных мужей. Выборным вменялось в обязанность следить, чтобы представители не брали взяток от судящихся. Судебник требовал, для исключения произвола, обязательно протоколировать заседания суда и один экземпляр отдавать судным мужам. Все это означало контроль выборных от населения лиц за деятельностью наместников.

Характерная особенность Судебника - под преступлением понимается не только конкретное лихое дело, но и всякое деяние, нарушающее волю монарха. Вместе с тем, Судебник зафиксировал состояние компромисса между феодальной знатью и царем, типичное для сословно-представительной монархии, когда ни одна из сторон не могла одолеть другую. Выражением компромисса явились изменения в законодательной деятельности. Отныне законы только докладывались царю, но окончательное решение он принимал лишь вместе с Боярской думой.

2 Реформы органов власти.

Была осуществлена реформа местного управления: наместничество ликвидировано и заменено выборной администрацией - земским самоуправлением. Вместо кормленщиков в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды губных старост, в уездах с крестьянским землевладением - земских старост из зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались целовальники целовали крест перед вступлением в должность.

Реформы затронули и центральные органы управления. Приказы становятся основными органами центрального управления, полностью заменяя прежнюю систему дворцов. Это было связано с тем, что развивающееся государство требовало специализации государственных органов, четкого оформления их компетенции. Наиболее важными были приказы: Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого высшего органа государственного контроля стоял Адашев. Посольский приказ - его возглавлял дьяк Висковатый. Поместный приказ - ведал делами поместного землевладения, Разбойный - уголовный розыск, Разрядный - ведал дворянским ополчением и назначал воевод, Приказ большой казны - ведал финансами. Окончательно система приказов формируется в 17 веке.

3 Социально-экономические реформы.

Главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян. Иван IV заявляет о необходимости перераспределения земель между землевладельцами в пользу служилых людей и проводит всеобщую перепись земли. Часть церковных, монастырских и княжеских земель переходят в поместный фонд.

Интересам помещиков отвечало положение нового Судебника, увеличивавшее плату за уход в Юрьев день.

4 Военные преобразования.

Вопросы, касавшиеся формирования русской армии, рассматривались в Уложении о службе, принятом в 1556 г. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики. Военная служба начиналась с 15 лет. Определялось, с какого количества земли бояре и дворяне должны были выставить одного конного воина 150 десятин, то есть 170 га.

Всадники поместной конницы тегиляях и воеода в зерцале. XV - XVI вв.

В 1550 г. был создан корпус стрельцов. Стрельцы представляли постоянное войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Однако основной военной силой оставалось дворянское ополчение.

Управление войском осложнял обычай местничества. Поэтому Иван IV запретил в армии местничество и предписал несение воинской службы без мест.

5 Стоглав.

Процесс усиления государственной власти вновь выдвинул вопрос о положении церкви в государстве. В 1551 г. был созван церковный собор, на котором были зачитаны вопросы царя. Ответы на них составили сто глав приговора собора Стоглав. Стоглав запретил монастырям давать деньги и хлеб под проценты, прекратил царскую помощь монастырям, имеющим владения, были унифицированы церковные пошлины по всей России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни.

Важное национально-духовное значение имело утверждение собором пантеона общерусских святых.

Однако расчеты Ивана IV на то, что удастся получить в государственный фонд монастырские земли, не осуществились. Раздраженный этим, Иван сразу после завершения собора своим указом запретил покупку монастырями вотчинных земель без доклада царю. У монастырей отбирались все земли, переданные им боярами с 1533 г. Тем самым, не получив сами церковные земли, Иван IV установил свой контроль над их движением.

Реформы Избранной рады охватили все основные сферы общества и государства. Они значительно укрепили русское государство, хотя еще и не закончили его централизацию. Реформы положили начало складыванию на Руси сословно-представительной монархии. Это отвечало интересам всех слоев общества. Особенно много получило в результате реформ дворянство, существенно укрепившее свое социальное положение. Реформы привели также к крупным военным и внешнеполитическим успехам.