Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, рассказали в понедельник сайт в пресс-службе Центра.
Индекс, по словам авторов исследования, отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.
По 100-бальной шкале интервал показателей индекса «Цифровая Россия» в первом полугодии 2018 сузился и находится в интервале от 37,2 до 75,14 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26,06–70,01). Данный результат говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ.
В десятку регионов-лидеров вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область.
Рейтинг замыкают Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия - Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.
Лидерство Москвы, сказано в исследовании, базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Помимо этого, Москва активно работает с федеральным центром, её представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика». Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике.
Среднее медианное значение индекса в первом полугодии 2018 составило 56,22 балла (в 2017 – 45,57 балла).
Авторы рейтинга особо выделили Республику Дагестан, Костромскую область, Чеченскую Республику, Чукотский автономный округ, Рязанскую, Тверскую, Брянскую и Орловскую области. Темпы их роста за первое полугодие 2018 года составили 61,1%, при том, что средний темп роста по стране равен 26,4%.
Индекс «Цифровая Россия», по словам авторов исследования, отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес эффекты, она получает 100 баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.
Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.
Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:
Субиндексы в свою очередь оцениваются через субфакторы, которыми в настоящем исследовании выступают события, факты и иная информация, полученная из открытых источников. Экспертная оценка для каждого факта выставляется исходя из формализованных критериев, которые можно агрегировать в три ключевых блока:
Результаты остальных регионов с динамикой относительно второго полугодия 2017 года:
Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов РФ. При этом на уровне федеральных округов данный процесс идёт динамичнее, а разрыв значений индекса «Цифровая Россия» между лидерами и замыкающими меньше, чем по субъектам РФ. Снижение стандартного отклонения индекса в разрезе по федеральным округам составило 3,4% соответственно.
Лидером по итогам первого полугодия 2018 года, с отрывом от второго места почти в 6 баллов, стал Уральский федеральный округ (УФО).
Четыре из шести субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов и входят в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает ему первое место (Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО – Югра (74.24) и ЯНАО (72,43)). Второе и третье место заняли Центральный и Приволжский федеральные округа.
Тренды в информационном освещении процессов цифровизации субъектов РФ
Исследование позволило выделить две группы трендов отражения развития цифровой экономики России для субъектов РФ: на уровне государства и бизнеса.
К выявленным «государственным» тенденциям авторы отнесли особый интерес к цифровизации государственных услуг. Лидерство по публикациям здесь имеет федеральный портал госуслуг и региональные порталы госуслуг субъектов РФ.
Вторым важным трендом стала мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии, считают авторы исследования.
Значительное возрос объём данных о создании «Умных городов» (smart-городов).
Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и Ростов-на-Дону. Социально-экономический эффект от применения и развития цифровых технологий при создании «Умного города» заключается, по данным открытых источников, в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин», «Добродел», «Решаем вместе» и др.).
Внедрение цифровизации для «Умных городов» планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.
Существенно увеличилось число нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития (ТОСЭР), технопарков, в том числе детских.
В бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Например, в субъектах-лидерах - это масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т.п.), в уступающих субъектах РФ, как правило, - это региональные акты о создании рабочих групп по развитию цифровизации, указы глав регионов о создании технопарков, о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению, в том числе госуслуг в электронном виде. В целом, в замыкающих рейтинг субъектах РФ взят курс на устранение цифрового неравенства.
Работа с информацией оценивается как один из главных ресурсов бизнес-успеха, констатировано, что в 2017 году Россия потратила 55 миллиардов рублей на защиту цифровых данных. Исследование показало, что особо заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. Например, от внешних атак в 2017 году российская банковская сфера понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда рублей. В исследовании выявлено, что по направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи.
Дополнительным фактором развития цифровизации стало наличие и успешная работа ТОСЭР, особых экономических зон ( – ред.), индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, а также активность институттов развития России.
Факторы, влияющие на темпы развития цифровизации в субъектах РФ
По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются:
1. Недостаток квалифицированных кадров и необходимость корректировок в образовательных программах.
2. Недостаток финансирования. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем субъектам РФ, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.
3. Наличие цифрового неравенства. Без доступа к Интернету невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами «Умных городов». Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета — 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года.
4. Постепенное формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Этот процесс еще не закончился в большинстве регионов.
вестник 07.04.2016
Россия крайне неоднородная страна: по какому бы параметру не проводилось сравнение ее регионов, они все будут отличаться друг от друга. Территория, природно-климатические условия, национальный состав, экономический потенциал и уровень социального развития - везде эти параметры разные.
Однако существует потребность в понимании того, чем живет каждый субъект федерации, в определении величины инвестиционного, демографического и потребительского потенциала, степени представленности бизнеса. Для этих целей Информационное агентство Credinform составило «Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.» .
Собранные нами статистические данные существенно отличаются в каждом регионе, что объясняется разнородностью территорий. Приведение их к унифицированным индикаторам (баллам) помогает получить обобщенный результат, который даст объективную картину регионального развития и позволит сравнить республики, края, области, автономные округа и города федерального значения между собой.
Основу рейтинга составляют 15 показателей, которые наиболее полно отражают текущее социально-экономическое положение каждого из 85 субъектов России. Это сведения по демографии, уровню заработных плат, доходам региональных бюджетов и размеру ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, инфляции, инвестициям, обороту розничной торговли, количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Показатели, используемые для составления рейтинга регионов; минимальные и максимальные значения.
№ | Показатель | Минимальный балл (1) | Максимальный балл (85) |
---|---|---|---|
1 | Численность населения на 1 января 2016 г. | Наименьшая численность | Наибольшая численность |
2 | Коэффициент естественного прироста населения, 2015 г. | Наименьше значение коэффициента | Наибольшее значение коэффициента |
3 | Относительный прирост (убыль) населения, 2015 г. | Наименьший относительный прирост/убыль населения | Наибольший относительный прирост населения |
4 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола, все население), 2014 г. | Наименьшая ожидаемая продолжительность жизни | Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни |
5 | Уровень безработицы в среднем за год, 2015 г. | Наименьший уровень безработицы | Наибольший уровень безработицы |
6 | Объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на одного жителя субъекта РФ, 2014 г. | Наименьший объем ВРП на душу населения | Наибольший объем ВРП на душу населения |
7 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, январь-декабрь 2015 г. | Наименьшая заработная плата | Наибольшая заработная плата |
8 | Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2014 г. | Наименьшие инвестиции на душу | Наибольшие инвестиции на душу населения |
9 | Оборот розничной торговли на душу населения, 2014 г. | Наименьший оборот розничной торговли на душу населения | Наибольший оборот розничной торговли на душу населения |
10 | Доходы бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений) на душу населения субъекта РФ, 2014 г. | Наименьшие доходы бюджета на душу населения | Наибольшие доходы бюджета на душу населения |
11 | Оборот общественного питания на душу населения, 2014 г. | Наименьший оборот общественного питания на душу населения | Наибольший оборот общественного питания на душу населения |
12 | Базовый индекс потребительских цен в декабре 2015 г., к декабрю 2014 г. | Наибольший индекс цен (уровень инфляции) | Наименьший индекс цен (уровень инфляции) |
13 | Индекс промышленного производства, 2015 г. | Наименьший прирост индекса промышленного производства | Наибольший прирост индекса промышленного производства |
14 | Количество индивидуальных предпринимателей на 1 марта 2016 | Наименьшее количество ИП | Наибольшее количество ИП |
15 | Количество юридических лиц на 1 марта 2016 | Наименьше количество ЮЛ | Наибольшее количество ЮЛ |
Для присвоения региону балльной оценки по каждому из 15 показателей, данные ранжировались по убыванию/возрастанию их числовых значений. Например, показатель инфляции ранжировался от наименьшего значения к наибольшему, а индекс промышленного производства - от наибольшего к наименьшему.
Вывод общего индекса социально-экономического развития субъекта РФ производился путем сложения баллов по всем показателям.
В конечном итоге были составлены три группы территорий, получивших условные наименования: «Регионы первой группы» (с 1-ое по 30-ое места), «Регионы второй группы» (с 31-ое по 60-ое места) и «Регионы третьей группы» (с 61-ое по 85-ое места).
В «Регионы первой группы» ожидаемо попали территории, где сосредоточены ведущие отрасли российской экономики: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, а также столичные города (Москва и Санкт-Петербург), уровень социально-экономического развития которых выше, чем в среднем по стране.
Первое место в национальном рейтинге занимает Москва (1091 балл). За исключением высокой инфляции и снижения индекса промышленного производства, столица демонстрирует большой потенциал как в демографии (непрекращающийся прирост населения, высокая продолжительность жизни), так и в развитии региональной экономики в целом. В столице зарегистрировано наибольшее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наибольшие доходы бюджета в расчете на душу населения, наименьший в стране уровень безработицы.
На втором месте с небольшим отставанием следует Республика Татарстан (1046 балла), которая показывает высокие значения по всем 15 показателям оценки.
Санкт-Петербург, находящийся на третьем месте (1027 балла), также как и Москва, отстает по показателю высокой инфляции и снижению индекса промышленного производства.
Таблица 2. «Регионы первой группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших лучший уровень социально-экономического развития
Место в рейтинге | Субъект Российской Федерации | Общий балл |
---|---|---|
1 | г. Москва | 1091 |
2 | Республика Татарстан | 1046 |
3 | г. Санкт-Петербург | 1027 |
4 | Ханты-Мансийский авт.округ-Югра | 993 |
5 | Московская область | 987 |
6 | Тюменская область (без АО) | 986 |
7 | Краснодарский край | 961 |
8 | Ямало-Ненецкий авт.округ | 932 |
9 | Республика Саха (Якутия) | 929 |
10 | Красноярский край | 910 |
В «Регионы второй группы» вошли субъекты, одновременно демонстрирующие лучшие значения по одним показателям и неудовлетворительные по другим.
Так, например, в Чукотском автономном округе (595 баллов) наблюдается один из самых низких уровней инфляции в стране, самый высокий уровень начисленных заработных плат, высокие доходы бюджета и объем ВРП на душу населения при одновременном действии «катастрофических» демографических процессов: в автономном округе фиксируются одни из худших показателей по ожидаемой продолжительности жизни, общей численности населения и относительной убыли населения. Таким образом, высокие доходы сегодня не делают привлекательной эту суровую землю для жизни, как это было во времена СССР, романтика освоения северных территорий ушла.
Республика Дагестан (697 баллов), напротив, при относительно низком уровне экономического развития, демонстрирует хорошие демографические данные, в том числе, по ожидаемой продолжительности жизни, что характерно в целом для Кавказа.
В «Регионы третьей группы» вошли субъекты России с наихудшими значениями общего индекса социально-экономического развития. Сюда же попали и новые регионы: Республика Крым (468 балла) и г. Севастополь (390 баллов).
Что интересно, Севастополь в минувшем году показал наибольший относительный прирост населения среди всех регионов России, однако низкие экономические показатели пока не позволили ему подняться выше 75 места в рейтинге.
Республика Крым демонстрирует низкие значения по размеру ВРП и доходам бюджета на душу населения, кроме того, здесь отмечено самое большое значение динамики базовой инфляции, что ставит Республику на 69-ое место в национальном рейтинге.
Курганская область (298 баллов) замыкает итоговую таблицу с наименьшим сводным индексом. Регион набрал минимум баллов по всем ключевым показателям оценки.
Таблица 3. «Регионы третьей группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших худший уровень социально-эконмического развития
Место в рейтинге | Субъект Российской Федерации | Общий балл |
---|---|---|
75 | г. Севастополь | 390 |
76 | Орловская область | 379 |
77 | 378 | |
78 | Костромская область | 367 |
79 | Еврейская автономная область | 364 |
80 | Ивановская область | 357 |
81 | Республика Ингушетия | 343 |
82 | Республика Калмыкия | 339 |
83 | Псковская область | 321 |
84 | 309 | |
85 | Курганская область | 298 |
Представленный нами рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, во многом поясняет присвоенный им имидж («плохой» - «хороший») среди населения. В условно «перспективные» территории устремляются миграционные и финансовые потоки в ущерб развитию остальных субъектов РФ.
Подобная ситуация связана с проводимой государством политикой выравнивания уровня бюджетного финансирования через межбюджетные трансферты, субсидии, дотации. Такие действия приводят к двум парадоксальным результатам: федерация аккумулирует налоговые поступления в едином центре, а регионы, в свою очередь, ждут вливаний бюджетных средств, не прилагая усилий к собственному социально-экономическому развитию. Отсюда и значительное преобладание регионов-реципиентов над регионами-донорами. Это же касается и местного самоуправления, которое на бумаге наделено широким списком полномочий, но экономических ресурсов на их осуществление подчас не имеет. Чрезмерная централизация приводит к очевидным перекосам в развитии страны в целом.
Таблица 4. «Регионы - первой группы». Первые 30 субъектов РФ по уровню социально-эконмического развития
№ | Субъект РФ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Общий балл |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | г. Москва | 85 | 65 | 79 | 84 | 85 | 80 | 81 | 73 | 85 | 81 | 81 | 26 | 16 | 85 | 85 | 1091 |
2 | Республика Татарстан | 78 | 69 | 67 | 72 | 80 | 72 | 56 | 76 | 78 | 66 | 66 | 69 | 39 | 79 | 79 | 1046 |
3 | г. Санкт-Петербург | 82 | 64 | 73 | 82 | 84 | 75 | 75 | 67 | 77 | 76 | 72 | 24 | 11 | 81 | 84 | 1027 |
4 | Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 58 | 80 | 77 | 74 | 70 | 83 | 79 | 83 | 81 | 80 | 82 | 8 | 21 | 61 | 56 | 993 |
5 | Московская область | 84 | 45 | 81 | 62 | 83 | 65 | 73 | 59 | 80 | 70 | 71 | 6 | 42 | 83 | 83 | 987 |
6 | Тюменская область (без АО) | 54 | 74 | 83 | 50 | 38 | 76 | 71 | 78 | 79 | 79 | 79 | 31 | 79 | 53 | 62 | 986 |
7 | Краснодарский край | 83 | 50 | 80 | 75 | 44 | 57 | 44 | 75 | 75 | 45 | 74 | 50 | 44 | 84 | 81 | 961 |
8 | Ямало-Ненецкий авт.округ | 14 | 81 | 4 | 69 | 81 | 84 | 84 | 84 | 83 | 83 | 84 | 80 | 64 | 21 | 16 | 932 |
9 | Республика Саха (Якутия) | 30 | 79 | 66 | 36 | 24 | 79 | 77 | 79 | 63 | 78 | 80 | 82 | 63 | 55 | 38 | 929 |
10 | Красноярский край | 73 | 61 | 65 | 23 | 41 | 74 | 70 | 74 | 62 | 68 | 42 | 83 | 28 | 74 | 72 | 910 |
11 | Свердловская область | 81 | 46 | 55 | 34 | 35 | 66 | 63 | 57 | 82 | 59 | 77 | 16 | 19 | 80 | 82 | 852 |
12 | Новосибирская область | 71 | 55 | 70 | 47 | 31 | 56 | 50 | 47 | 59 | 48 | 46 | 67 | 46 | 72 | 80 | 845 |
13 | Самарская область | 75 | 34 | 43 | 31 | 82 | 61 | 47 | 66 | 74 | 61 | 62 | 30 | 30 | 71 | 77 | 844 |
14 | Сахалинская область | 13 | 47 | 39 | 10 | 36 | 82 | 80 | 82 | 84 | 84 | 73 | 75 | 83 | 23 | 25 | 836 |
15 | Республика Башкортостан | 79 | 56 | 51 | 35 | 43 | 50 | 41 | 46 | 73 | 38 | 55 | 66 | 47 | 77 | 75 | 832 |
16 | Белгородская область | 57 | 28 | 59 | 73 | 78 | 68 | 38 | 51 | 56 | 41 | 14 | 77 | 68 | 59 | 53 | 820 |
17 | Пермский край | 69 | 49 | 48 | 21 | 37 | 63 | 52 | 52 | 71 | 49 | 68 | 58 | 35 | 73 | 73 | 818 |
18 | Нижегородская область | 76 | 20 | 32 | 29 | 71 | 51 | 45 | 55 | 72 | 51 | 41 | 62 | 56 | 75 | 76 | 812 |
19 | Ненецкий авт.округ | 1 | 78 | 78 | 56 | 17 | 85 | 83 | 85 | 67 | 85 | 85 | 4 | 76 | 1 | 1 | 802 |
20 | Ростовская область | 80 | 31 | 46 | 65 | 42 | 32 | 33 | 32 | 66 | 29 | 56 | 46 | 85 | 82 | 74 | 799 |
21 | Хабаровский край | 50 | 53 | 33 | 11 | 53 | 70 | 72 | 62 | 68 | 69 | 69 | 29 | 38 | 48 | 59 | 784 |
22 | Мурманская область | 23 | 48 | 17 | 40 | 19 | 71 | 76 | 71 | 76 | 72 | 75 | 42 | 75 | 22 | 33 | 760 |
23 | Челябинская область | 77 | 42 | 57 | 32 | 27 | 42 | 58 | 36 | 47 | 39 | 40 | 81 | 24 | 76 | 78 | 756 |
24 | Воронежская область | 64 | 15 | 58 | 61 | 69 | 48 | 36 | 69 | 69 | 33 | 16 | 20 | 60 | 66 | 69 | 753 |
25 | Ленинградская область | 59 | 8 | 62 | 48 | 57 | 69 | 66 | 63 | 49 | 71 | 44 | 18 | 29 | 57 | 48 | 748 |
26 | Иркутская область | 66 | 63 | 49 | 4 | 15 | 64 | 65 | 58 | 18 | 62 | 22 | 53 | 67 | 70 | 70 | 746 |
27 | Томская область | 37 | 66 | 63 | 57 | 20 | 67 | 68 | 68 | 14 | 63 | 58 | 47 | 33 | 35 | 50 | 746 |
28 | Ставропольский край | 72 | 59 | 56 | 77 | 49 | 20 | 27 | 18 | 58 | 16 | 70 | 13 | 71 | 78 | 61 | 745 |
29 | Магаданская область | 3 | 43 | 2 | 6 | 72 | 78 | 82 | 81 | 64 | 77 | 78 | 64 | 74 | 5 | 5 | 734 |
30 | Омская область | 62 | 54 | 53 | 45 | 32 | 47 | 49 | 17 | 52 | 43 | 39 | 73 | 41 | 60 | 64 | 731 |
Таблица 5. «Регионы - второй группы». Субъекты РФ с 31-ое по 60-ое места по уровню социально-экономического развития
№ | Субъект РФ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Общий балл |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
31 | Республика Коми | 26 | 58 | 6 | 22 | 28 | 77 | 74 | 80 | 70 | 74 | 67 | 32 | 48 | 29 | 31 | 722 |
32 | Удмуртская Республика | 56 | 60 | 52 | 42 | 59 | 44 | 37 | 27 | 29 | 44 | 65 | 71 | 22 | 52 | 57 | 717 |
33 | Оренбургская область | 63 | 44 | 31 | 17 | 61 | 62 | 35 | 50 | 33 | 56 | 60 | 78 | 9 | 58 | 55 | 712 |
34 | Ярославская область | 47 | 19 | 54 | 55 | 52 | 49 | 43 | 45 | 42 | 65 | 47 | 14 | 70 | 46 | 60 | 708 |
35 | Калининградская область | 31 | 41 | 75 | 49 | 47 | 53 | 53 | 39 | 34 | 55 | 52 | 54 | 13 | 41 | 67 | 704 |
36 | Приморский край | 61 | 38 | 40 | 18 | 30 | 59 | 67 | 44 | 41 | 57 | 54 | 57 | 2 | 64 | 71 | 703 |
37 | Астраханская область | 34 | 67 | 37 | 59 | 23 | 41 | 40 | 72 | 54 | 35 | 53 | 44 | 72 | 38 | 29 | 698 |
38 | Республика Дагестан | 74 | 82 | 76 | 83 | 5 | 12 | 1 | 41 | 60 | 4 | 83 | 15 | 52 | 62 | 47 | 697 |
39 | Липецкая область | 42 | 17 | 45 | 53 | 77 | 60 | 32 | 60 | 61 | 52 | 28 | 49 | 43 | 40 | 32 | 691 |
40 | Камчатский край | 8 | 62 | 29 | 12 | 68 | 73 | 78 | 53 | 38 | 73 | 76 | 43 | 53 | 9 | 15 | 690 |
41 | Кемеровская область | 70 | 30 | 35 | 9 | 21 | 39 | 51 | 56 | 20 | 46 | 36 | 60 | 54 | 63 | 65 | 655 |
42 | Саратовская область | 67 | 24 | 41 | 63 | 62 | 28 | 22 | 23 | 19 | 23 | 20 | 63 | 58 | 67 | 63 | 643 |
43 | Архангельская область (без АО) | 41 | 36 | 7 | 46 | 34 | 52 | 69 | 43 | 65 | 67 | 61 | 19 | 12 | 45 | 37 | 634 |
44 | Вологодская область | 43 | 37 | 34 | 33 | 33 | 55 | 48 | 40 | 23 | 54 | 23 | 52 | 51 | 47 | 58 | 631 |
45 | Тульская область | 55 | 2 | 22 | 30 | 76 | 38 | 46 | 33 | 44 | 60 | 6 | 34 | 80 | 54 | 51 | 631 |
46 | Калужская область | 33 | 27 | 50 | 39 | 73 | 54 | 57 | 65 | 53 | 58 | 25 | 7 | 4 | 42 | 42 | 629 |
47 | Пензенская область | 51 | 16 | 20 | 68 | 64 | 25 | 26 | 28 | 32 | 21 | 38 | 72 | 73 | 51 | 41 | 626 |
48 | Волгоградская область | 68 | 29 | 25 | 67 | 26 | 40 | 30 | 48 | 25 | 30 | 11 | 38 | 32 | 69 | 66 | 604 |
49 | Кировская область | 48 | 26 | 18 | 52 | 56 | 18 | 17 | 15 | 24 | 24 | 63 | 74 | 62 | 50 | 54 | 601 |
50 | Чукотский авт.округ | 2 | 72 | 9 | 2 | 79 | 81 | 85 | 77 | 10 | 82 | 7 | 84 | 1 | 2 | 2 | 595 |
51 | Республика Хакасия | 15 | 57 | 61 | 20 | 45 | 46 | 59 | 49 | 21 | 34 | 43 | 85 | 23 | 17 | 14 | 589 |
52 | Республика Бурятия | 32 | 76 | 68 | 16 | 11 | 16 | 55 | 7 | 37 | 20 | 64 | 70 | 55 | 27 | 30 | 584 |
53 | Курская область | 39 | 12 | 64 | 44 | 75 | 37 | 28 | 38 | 40 | 37 | 17 | 10 | 65 | 37 | 36 | 579 |
54 | Новгородская область | 16 | 6 | 21 | 14 | 66 | 58 | 42 | 64 | 48 | 50 | 51 | 40 | 57 | 16 | 19 | 568 |
55 | Амурская область | 24 | 39 | 19 | 5 | 46 | 43 | 64 | 61 | 55 | 64 | 49 | 22 | 5 | 26 | 24 | 546 |
56 | Брянская область | 44 | 14 | 16 | 27 | 67 | 21 | 10 | 22 | 51 | 13 | 59 | 35 | 82 | 44 | 34 | 539 |
57 | Тамбовская область | 36 | 4 | 3 | 64 | 65 | 35 | 12 | 70 | 50 | 17 | 13 | 45 | 66 | 31 | 28 | 539 |
58 | Чувашская Республика | 45 | 51 | 47 | 54 | 58 | 17 | 8 | 12 | 12 | 18 | 48 | 61 | 17 | 49 | 39 | 536 |
59 | Рязанская область | 40 | 10 | 23 | 60 | 63 | 36 | 39 | 21 | 36 | 36 | 26 | 36 | 18 | 36 | 45 | 525 |
60 | Владимирская область | 53 | 9 | 15 | 24 | 51 | 29 | 29 | 19 | 28 | 31 | 34 | 41 | 50 | 56 | 46 | 515 |
Таблица 6. «Регионы третьей группы». Субъекты РФ с 61-ое по 85-ое места по уровню социально-экономического развития
№ | Субъект РФ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Общий балл |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
61 | Тверская область | 49 | 3 | 8 | 15 | 48 | 30 | 34 | 34 | 45 | 47 | 32 | 51 | 14 | 43 | 49 | 502 |
62 | Ульяновская область | 46 | 22 | 28 | 51 | 60 | 26 | 24 | 30 | 27 | 25 | 15 | 21 | 45 | 39 | 43 | 502 |
63 | Чеченская Республика | 52 | 85 | 82 | 78 | 3 | 3 | 20 | 11 | 6 | 3 | 57 | 11 | 40 | 28 | 12 | 491 |
64 | Смоленская область | 29 | 5 | 14 | 28 | 39 | 33 | 25 | 25 | 43 | 32 | 45 | 65 | 34 | 30 | 40 | 487 |
65 | Республика Карелия | 17 | 21 | 26 | 25 | 12 | 45 | 60 | 20 | 46 | 40 | 33 | 59 | 31 | 13 | 35 | 483 |
66 | Алтайский край | 65 | 32 | 30 | 41 | 16 | 15 | 2 | 9 | 26 | 14 | 8 | 55 | 36 | 65 | 68 | 482 |
67 | Республика Мордовия | 25 | 13 | 44 | 66 | 74 | 24 | 19 | 26 | 7 | 53 | 9 | 68 | 15 | 19 | 18 | 480 |
68 | Республика Марий Эл | 20 | 52 | 38 | 26 | 54 | 23 | 18 | 42 | 11 | 15 | 35 | 27 | 78 | 11 | 21 | 471 |
69 | Республика Крым | 60 | 25 | 71 | 58 | 25 | 1 | 21 | 2 | 5 | 1 | 5 | 1 | 81 | 68 | 44 | 468 |
70 | Забайкальский край | 38 | 68 | 27 | 7 | 7 | 22 | 62 | 35 | 22 | 28 | 50 | 12 | 27 | 34 | 20 | 459 |
71 | Республика Адыгея | 10 | 40 | 69 | 70 | 13 | 10 | 15 | 8 | 57 | 11 | 19 | 48 | 61 | 14 | 10 | 455 |
72 | Республика Тыва | 7 | 83 | 72 | 1 | 2 | 8 | 54 | 24 | 2 | 8 | 4 | 76 | 77 | 7 | 4 | 429 |
73 | Кабардино-Балкарская Республика | 28 | 75 | 60 | 81 | 8 | 5 | 5 | 3 | 15 | 7 | 12 | 5 | 69 | 33 | 17 | 423 |
74 | Республика Алтай | 5 | 77 | 74 | 8 | 9 | 13 | 23 | 37 | 9 | 10 | 10 | 39 | 84 | 6 | 8 | 412 |
75 | г. Севастополь | 9 | 33 | 85 | 76 | 14 | 2 | 31 | 1 | 8 | 75 | 21 | 2 | 7 | 15 | 11 | 390 |
76 | Орловская область | 22 | 7 | 11 | 37 | 40 | 31 | 11 | 31 | 30 | 22 | 27 | 37 | 25 | 25 | 23 | 379 |
77 | Республика Северная Осетия-Алания | 21 | 73 | 42 | 79 | 10 | 11 | 6 | 13 | 31 | 6 | 24 | 28 | 3 | 18 | 13 | 378 |
78 | Костромская область | 19 | 18 | 24 | 43 | 55 | 27 | 13 | 10 | 13 | 26 | 31 | 33 | 8 | 20 | 27 | 367 |
79 | Еврейская автономная область | 4 | 35 | 1 | 3 | 18 | 34 | 61 | 29 | 17 | 42 | 29 | 79 | 6 | 3 | 3 | 364 |
80 | Ивановская область | 35 | 11 | 12 | 38 | 50 | 6 | 7 | 4 | 35 | 12 | 30 | 23 | 10 | 32 | 52 | 357 |
81 | Республика Ингушетия | 12 | 84 | 84 | 85 | 1 | 4 | 14 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 37 | 4 | 6 | 343 |
82 | Республика Калмыкия | 6 | 71 | 13 | 71 | 6 | 9 | 3 | 54 | 3 | 9 | 3 | 56 | 20 | 8 | 7 | 339 |
83 | Псковская область | 18 | 1 | 10 | 13 | 29 | 14 | 9 | 14 | 39 | 27 | 37 | 17 | 59 | 12 | 22 | 321 |
84 | Карачаево-Черкесская Республика | 11 | 70 | 36 | 80 | 4 | 7 | 4 | 16 | 4 | 5 | 2 | 25 | 26 | 10 | 9 | 309 |
85 | Курганская область | 27 | 23 | 5 | 19 | 22 | 19 | 16 | 6 | 16 | 19 | 18 | 9 | 49 | 24 | 26 | 298 |
Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье - эти три территории заняли первые строчки рейтинга регионов по качеству жизни-2017, подготовленного "РИА Рейтинг". Чтобы определить, где лучше всего жить, использовались 72 индикатора, среди которых уровень доходов, занятость населения, жилищные условия, обеспеченность детскими садами.
Рейтинг не стал неожиданным, столицы - традиционные лидеры, - прокомментировал "РГ" результаты исследования директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Четвертая позиция Татарстана тоже вполне оправдана, так как в городах и селах республики очень высокие показатели как по доходам населения, так и по качеству инфраструктуры. В топ регионов-лидеров попали сразу три территории Черноземья (Белгородская, Воронежская и Липецкая области), где всегда уровень жизни людей будет выше, чем в Сибири или на Дальнем Востоке.
По словам эксперта, Краснодарский край всегда был магнитом для приезжих, поэтому по объемам строительства в последние годы занимал лидирующие места среди российских регионов.
Замыкает десятку регионов-лидеров по качеству жизни Калининградская область, которая заметно улучшила свои позиции. По доле современных торговых площадей регион переместился с 48-го на 12-е место. Во многом это связано с приходом в регион строительного ритейлера. Открываются в регионе и новые заведения общепита - по этому показателю регион перепрыгнул с 17-й строчки рейтинга на 13-ю.
Калининградскую область многие эксперты давно называют "страной малого бизнеса". Однако на практике это не означает, что "малышам" в регионе живется вольготно. Они сталкиваются и с исключительной проблемой экслава - необходимостью везти свой товар в другие российские регионы через несколько границ.
Самый резкий скачок по итогам прошлого года показал Крым, который переместился с 66-го на 55-е место. Эксперты объясняют это в том числе снижением безработицы. Да и зарплаты у бюджетников заметно подросли. По данным Крымстата, педагоги в среднем получают 24 153 рубля в месяц.
Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье заняли первые строчки рейтинга
Директор региональной программы НИСП Наталья Зубаревич объясняет это солидными безвозмездными вливаниями в прошлом году. Для сравнения, Крым через трансферты получил за 10 месяцев 2017 года 80 миллиардов рублей, а весь Дальний Восток - 176 миллиардов рублей.
Последние строчки рейтинга занимают КЧР, Ингушетия и Тыва. "В Туве всегда были крайне скромные бюджетные расходы на социалку, - говорит Владимир Климанов. И добавил, что территории Северного Кавказа относятся к высокодотационным, отсюда и такие низкие показатели качества жизни. "Не удивлюсь, если в следующем году в этом рейтинге регионов-аутсайдеров окажется и Дагестан, - полагает эксперт.
Самая большая проблема в Ингушетии - дефицит детских садов. Большинство дошколят вынуждены сидеть дома.
Помочь в строительстве детских садов и школ просим многих, не стесняемся обращаться в крупные структуры, - рассказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
К Петербургскому международному экономическому форуму-2018, который стартует в Санкт-Петербурге 24 мая, рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», подготовило очередной, восьмой по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости, построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2017 год. Результаты рейтинга позволяют судить о позициях того или иного региона на экономической карте России, которая как и ранее весьма неоднородна, а также определить динамику их развития.
РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.
МИА «Россия сегодня» выступает международным информационным партнером ПМЭФ-2018 .