Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Высшее библиотечное образование. Университетские библиотеки

Высшее библиотечное образование. Университетские библиотеки

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Увидев список литературы, положенный для изучения любой учебной дисциплины, студенты начинают икать ее в библиотеке ВУЗа в самую последнюю очередь. Это ведь так несовременно - классическая библиотека, в век информационных технологий и глобальных сетей. Пусть библиотекари сами читают свои бумажные книги, а продвинутые студенты скачают все в Интернете, экономя время.

Но так ли это? Действительно ли вузовская библиотека сегодня является бесполезным анахронизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем рассмотреть все плюсы и минусы этого подразделения, которое имеется в любом ВУЗе. А заодно разобраться некоторыми ложными представлениями о могуществе глобальной паутины.

Почему библиотека занимает так много места

В любом учебном заведении для библиотеки отводится несколько огромных помещений. Это связано с тем, что книжный фонд имеет большой объем. Учебники, практикумы, справочники, законы и кодексы, журналы и другие издания занимают очень много места. Ведь их количества должно хватить на всех студентов, даже если они считают, что найти нужные сведения в Интернете будет проще.

Каждый преподаватель внимательно следит за всеми выходящими книжными новинками в своей области, это входит в его работу. По преподавательским запросам формируется книжный фонд. Причем на полки попадают и пособия, написанные самими преподавателями для своих студентов. Устаревшая морально и материально литература списывается, но все равно, библиотечные фонды год от года растут, требуя новых помещений.

Уже один этот факт говорит о том, что классическая библиотека не собирается сдавать позиции под натиском современных технологий и успешно конкурирует с другими источниками информации. Главная ее цель - помочь студентам получить необходимые знания, не покидая стен ВУЗа. Причем наименее трудоемким способом. Не согласны? Убедимся, что это соответствует действительности.

Достоверность информации

Итак, распространенная ситуация: нужно подготовить доклад, написать реферат или курсовую работу. Открываем любой поисковик, вбиваем запрос, получаем кучу сайтов, выбираем и копируем информацию. Готово всего за несколько минут, а в библиотеке придется потратить не один час. Можно расслабиться и отдохнуть.

Вот только потом, на занятии, может выясниться, что найденная информация уже давно устарела. Особенно это актуально для студентов-юристов, которые должны быть в курсе самых последних изменений в законах. Или же окажется, что текст, соответствующий запросу, написан лишь для привлечения внимания к сайту, и имеет к действительности весьма отдаленное отношение.

Результат - впустую потраченное время и неудовлетворительная оценка. Потому что преподаватель, если он добросовестно относится к своей работе, сразу поймет, что знание студентом темы стремится к нулю, и прореагирует соответственно. Так что изучать рекомендованные источники все же придется, но уже в ущерб другим заданиям.

Кто-то может возразить, что в Интернете можно найти книги, вполне заслуживающие доверия. И выполнить работу, используя информацию из них. Это действительно так. Но для этого нужно иметь собственные знания, которых может просто не хватить, чтобы распознать недобросовестность автора или недостоверность приведенных сведений.

В вузовской библиотеке шансов наткнуться на подобный источник значительно меньше. Хотя бы потому, что книги, туда поступающие проходят проверку не только у преподавателей, которые рекомендуют их приобрести, но и в Министерстве образования. Гриф «Рекомендовано МО РФ» является гарантией достоверности информации.

Удобство и быстрота поиска нужных сведений

Быстрота поиска нужных данных в Интернете весьма относительна. Первая страница в выдаче по нужному запросу будет содержать предложения данную книгу купить. А уж чтобы найти действительно полезную информацию, придется потратить немало времени, отсеивая продвигающие тексты.

Воспользовавшись тематическим или алфавитным каталогом в библиотеке, найти нужную информацию получится гораздо быстрее. Технология проста: выписать шифр книги и предъявить его библиотекарю. Поскольку наплыва студентов в библиотеки практически не наблюдается, то сотрудник книгохранилища будет рад помочь. В том числе и определится с направлением поиска, если возникнут затруднения.

И, кстати, многие библиотеки сегодня располагают электронными каталогами. Доступ к которым возможен и с домашнего компьютера. Так что можно убедиться в наличии нужной книги или журнала, не заходя в библиотеку. А подойти к библиотекарю, уже имея нужную информацию для поиска необходимого издания.

Новинки и раритеты

Библиотека - это уже давно не только бумажные книги. Это возможность бесплатного доступа к электронным библиотечным системам, где отыщутся самые последние учебники по всем дисциплинам. А также различные справочные пособия, научные статьи и многие другие книги, которые еще не появились в продаже. Некоторые ВУЗы дают возможность пользоваться такими библиотеками не только с компьютеров читального зала, но и удаленно.

Возвращаясь к студентам юридических специальностей, хочется отметить большой объем принимаемых в последнее время законов и поправок к ним. Напечатанные на бумаге, они иногда успевают устареть раньше, чем достигнут прилавков магазинов. Можно, конечно, найти такие документы на официальных сайтах госорганов, но для этого нужно знать, где искать.

И вот тут опять на помощь придет вузовская библиотека. Потому что в ней, как правило, имеются компьютеры, с которых можно войти в полные версии справочно-правовых систем, таких как «Гарант» или «Консультант». Именно в них наиболее оперативно отражаются все изменения, и есть возможность сравнения с предыдущей версией. Такие программы стоят дорого, но ВУЗы приобретают их для своих студентов и преподавателей.

Если же необходима информация из книги, изданной в докомпьютерное время, то библиотека становится и вовсе единственным источником ее получения. Редкие и старые книги в библиотеках-то представлены в единичных экземплярах, что уж говорить про Интернет.

Подводя итоги

Библиотека ориентирована, прежде всего, на получение студентами знаний, которые необходимы для получения профессии. С этой целью она выписывает не только учебники, но и многие научные и популярные журналы, позволяющие быть в курсе последних новостей и актуальных разработок в выбранной сфере.

А еще библиотека - это место, где можно заниматься собственной учебной или научной работой в тишине и покое. Читальный зал - такое специальное место, где можно посидеть с книгой или планшетом, занимаясь своими делами. И никто не прогонит, пока библиотеке не придет время закрываться.

Материалы к лекции

Вопросы.

1. Система непрерывного библиотечного образования.

2. Начальная профессиональная подготовка.

3. Среднее специальное образование в РБ.

4. Высшее образование.

5. Подготовка научных кадров

6. Повышение квалификации библиотекарей.

Литература.

1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

2) Материалы к СРС.

Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

Повышение квалификации библиотекарей;

Самообразование библиотекарей.

Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

Работу по ПК организуют6

Минск – Республиканский институт проблем культуры;

Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

Формы ПК:

Семинары;

Стажировки;

Практикумы;

Школы передового библиотечного опыта;

Научно-практические конференции и др.

Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.

1 сентября — начало учебного года. Студенты и школьники в поисках необходимой литературы отправляются в библиотеки. А библиотекари, в свою очередь, спешат на занятия. Все потому, что в российские библиотеки часто приходят работать люди, не имеющие профильного образования, движимые одним чувством — любовью к книгам. Но на одних только чувствах долго не продержишься, поэтому приходится идти учиться. Те сотрудники РГБ, кто решил всерьёз и надолго связать свою жизнь с библиотекой, приходят на Высшие библиотечные курсы в Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ. И у каждого из них своя история вхождения в профессию.

Три года назад Высшие библиотечные курсы при РГБ закончила кандидат филологических наук Смита Сенгупта. «В библиотеке я работаю более 15 лет. А попала я сюда следующим образом. В Центре Восточной литературы была выставка, организованная посольством Бангладеш. Я работала на ней в качестве переводчика Посла. И в этот день мне рассказали, что в фондах хранятся книги на бенгальском языке (это мой родной язык), а специалиста для работы с ним — нет. Предложили ими заняться. Я согласилась и вот, до сих пор здесь работаю». С тех пор Смита успела получить вид на жительство в России и профильное библиотечное образование. «Моя начальница, Мария Емельяновна, которая всегда мне помогала и направляла, сказала: „Смита, если ты хочешь продолжать работать в библиотеке — иди учиться“. И я вместе с моей коллегой пошла». Полученные знания пригодились при выполнении нестандартных запросов читателей, когда нужно найти какую-нибудь редкую книгу или произведение малоизвестного автора. «Если раньше я полагалась на своё логическое мышление, то сейчас я точно знаю методологию поиска — как и что быстрее и легче найти. Спасибо курсам за это».

Оля Ижбулатова, сотрудник Центра Восточной литературы РГБ, пришла в библиотеку из любви к китайскому языку и китайской литературе.

«Я недавно спустилась в наше хранение, посмотрела какие горы китайских книг там лежат. Чтобы это разобрать потребуется по крайней мере год или два. Скажу честно — руки чешутся». Оля закончила ИССА (Институт стран Азии и Африке при МГУ им. Ломоносова), в РГБ работает уже полтора года, каталогизатором ЦВЛ — полтора месяца. В этом году поступила на Высшие библиотечные курсы. От обучения хочет получить знания о сохранности документов, реставрации и о таблицах ББК. «У нас хранятся очень ценные издания и нужно понимать, как с ними обращаться и содержать в надлежавших условиях. В будущем мне бы хотелось углублять знания китайского языка и изучать другие родственные языки. Хочу стать первоклассным специалистом».

Специфика библиотечной деятельности такова, что здесь без профильного образования довольно сложно работать, а тем более продвигаться по карьерной лестнице. Именно поэтому в Российской государственной библиотеке создан учебный центр, в котором все желающие могут изучить тонкости библиотечной профессии, повысить свою квалификацию или даже продвинуть науку, поступив в аспирантуру и защитив кандидатскую или даже докторскую диссертацию. Именно в этот центр 6 сентября Оля пойдёт учиться. Компанию ей составят ещё порядка двадцати человек — сотрудники РГБ и других московских библиотек.

Интересный факт — первоначально профессии библиотекаря обучали только в РГБ. В 1920-х годах начали возникать и применяться на практике различные идеи по обучению сотрудников тогда ещё Государственного Румянцевского музея библиотечной специальности, закладывались основы курсовой подготовки и переподготовки, нарабатывались методики обучения. Уже в 1924 году были созданы Высшие библиотечные курсы. А в 1930 — Московский библиотечный институт (в дальнейшем был переименован в Московский университет культуры и искусства).

«В библиотеку я попала случайно. Ясным октябрьским днём, прогуливаясь по Моховой, я увидела на доме вывеску журнала „Библиотечное дело“. Так как на тот момент я была без работы, решила просто заглянуть в отдел кадров РГБ и узнать, есть ли у них какие-нибудь вакансии. Предложили пойти в отдел библиотечного обслуживания читального зала новых поступлений. Я с лёгкостью согласилась. И вот работаю в нём уже пять лет». Это история Валентины Коренок, которая после своей случайной встречи с библиотекой решила не просто остаться, но ещё и освоить профессию. Высшие библиотечные курсы она закончила два года назад. «Благодаря учёбе я более грамотно стала относиться к работе и лучше понимать специфику деятельности нашей библиотеке в целом».

Диплом о высшем библиотечном образовании можно получить, если пойти учиться в профильный ВУЗ. Вот история заместителя заведующей Учебным центром послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ Лидии Сергеевны Мартыновой. «Мой родственник, Василий Васильевич Серов, видный ученый, был заместителем министра Культуры при Демичеве. Он закончил Московский библиотечный институт. И, когда я училась в 10 классе, привёл меня в этот ВУЗ, провёл по аудиториям. Так я стала учиться библиотечному делу. Закончила аспирантуру. И, далее, пошла работать в Патентно-техническую библиотеку. В 1968 году, когда открылся научно-исследовательский отдел, пришла в РГБ».

Сейчас наибольшей популярностью среди сотрудников библиотек пользуются краткосрочные курсы по информационно-компьютерным технологиям (специализации «Microsoft Office XP», « Библиотечно-информационные технологии», « Библиотечно-информационная деятельность»). В 2010 году их посетили порядка 220 человек. Учитывая взятый Правительством РФ курс на компьютеризацию библиотечной среды, библиотекари просто обязаны освоить основные программы и сервисы.

В тоже время есть и обратная тенденция. Для работы в РГБ привлекаются IT-специалисты без библиотечного образования. И им, в свою очередь, необходимо прослушать специализированные курсы. Только таким образом у этих двух групп, иногда больше похожих на два воюющих лагеря, получится построить конструктивный диалог и продуктивную совместную работу над развитием библиотечной системы России.

Полный текст статьи размещён на http://pnu.edu.ru/ru/library/news_library/
  • Научная библиотека Тамбовского государственного технического университета

    http://www.lib.tstu.ru/
  • Научная библиотека Ижевского государственного технического университета

    http://www.istu.ru/2012-09-06-10-46-30
  • Научная библиотека Удмуртского государственного университета

    http://lib.udsu.ru/
  • Научная библиотека Оренбургского государственного университета

    http://artlib.osu.ru/site_new/
  • Научная библиотека Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

    http://www.lib.uniyar.ac.ru/index.php
  • Научная библиотека Челябинского государственного университета

    http://www.lib.csu.ru/
  • Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета

    http://library.syktsu.ru/
  • Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

    http://kpfu.ru/library
  • Научная библиотека Ивановского государственного университета

    http://lib.ivanovo.ac.ru/
  • Научная библиотека Дальневосточного федерального университета

    https://www.dvfu.ru/library/
  • Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

    http://www.lib.vsu.ru/
  • Библиотека Башкирского государственного университета

    http://www.bashlib.ru/
  • Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета

    http://lib.susu.ac.ru/
  • Научно-техническая библиотека Национального исследовательского Томского политехнического университета

    http://www.lib.tpu.ru/index.html
  • Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

    http://www.spbstu.ru/structure/fundamentalnaya_biblioteka/?sphrase_id=203516
  • Фундаментальная библиотека Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

    http://www.lib.unn.ru/
  • Библиотека Национального исследовательского университета "МИЭТ"

    http://www.miet.ru/structure/s/322/e/3273/102/
  • Научно-техническая библиотека Московского авиационного института (Государственный технический университет)

    http://ntb.mai.ru/
  • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

    http://www.library.mrsu.ru/
  • Научно-техническая библиотека Иркутского государственного технического университета

    http://library.istu.edu/
  • Научная библиотека Пермского национального исследовательского политехнического университета

    http://lib.pstu.ru/readers/
  • Библиотечный комплекс Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

    http://library.oreluniver.ru/
  • Научно-техническая библиотека Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

    http://www.nntu.ru/lib
  • Научно-техническая библиотека Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина

    http://lib.gubkin.ru/
  • Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В. Г. Распутина

    http://library.isu.ru/ru
  • Научная библиотека Тверского государственного университета

    http://library.tversu.ru/
  • Зональная научная библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    http://lib.urfu.ru/
  • Научная библиотека Самарского государственного университета

    http://weblib.ssu.samara.ru/
  • Научная библиотека Сибирского федерального университета

    http://bik.sfu-kras.ru/
  • Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

    http://library.sgu.ru/
  • Научная библиотека Новосибирского гуманитарного университета

    http://libra.nsu.ru/
  • Библиотека Мурманского арктического государственного университета

    http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=6&id=33&Itemid=118
  • Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина

    http://lib.sstu.ru/
  •