Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Что библия говорит о последнем времени. Мир сошел с ума - или как выжить в эти последние времена

Что библия говорит о последнем времени. Мир сошел с ума - или как выжить в эти последние времена

«Последнее время» — это часто встречаемое словосочетание мы слышим в проповедях и т.д. Время, которое приближает нас к определенному концу. Когда нам говорят до отправления поезда осталось пять минут, то это значит, что через пять минут поезд отправиться в пункт назначение, и если ты не поторопишься, ты можешь опоздать на этот поезд. Не секрет и Библия говорит нам об этом, что скоро придет конец.
Конец года – это подвидение итога нашей деятельности в течении года. Конец жизни – это подвидение итога жизни человека. Именно у гроба говорят о достижениях человека: кем он был, что он сделал…
Священное Писание говорит нам о том, что в «последнее время» что-то ужасное будет происходить с самим человеком.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2Тимоф. 3:1-5)

Вот они признаки «последнего времени». Современное общество обращает внимание на что угодно: на катастрофы, на глобальные климатические изменения, на модные тенденции года, на новые нано-технологии, но к большому сожалению сегодня так мало тех, кто обращает внимание на человеческую внутренность. Именно с ней будут происходить очень сильные изменения не в положительную сторону. Именно человеку дана власть обладать землей, наполнять ее. Вся наша земная природа зависит от состояния человека, близкие отношения зависят от состояния человека, счастье женщины зависит от внутреннего состояния ее мужа, и счастье мужа зависит от внутреннего состояния жены…
Давайте не будем забывать, что «земля была проклята из-за Адама», и с ней произошли большые изменения: Земля стала произрастать тернии, сорняки, траву отравленную.
Именно человек имеет на земле власть благословить и проклинать. Сколько людей проклинают друг друга злыми словами, клеветой. Скольких хитростью и лукавством затягивают в сети обольщения. Идет медленное разложение человека изнутри. Печально, что даже христиане могут себе позволить грубость, хамство и ненависть в соц.сетях. Именно они имея вид благочестия, на деле оказываются «волками в овечьей шкуре».
Давайте примем за основу советы Священного Писания, которое говорит нам:

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16)

Если бы мы каждый наблюдали за собой, за своими слова, поступками, за своим состоянием сердца, то на Земле было бы больше счастья, больше счастливых и радостных людей. Да! Это факт, что счастье зависит от нас с вами. Бог нам дал все необходимое и потребное для жизни, и для хорошего поведения, но пользуемся ли мы источником любви, милости, добра. Из какого колодца мы пьем воду жизни: из грязного, или из чистого?
Иисус сказал:

«…неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.» (Мф.15:12-20)

Уста человека оскверняют самого человека и загрязняют окружающий его мир.
Берегите свое сердце, ибо из него исходят слова. Злые слова и злые поступки причиняют большие катастрофы, чем пожары, цунами и вулканы.

Берегите свое сердце

Берегите близких, берегите Землю, сдерживайте свои злые речи, давайте сделаем все, чтобы было больше счастья и благополучия в этой земной, временно-короткой жизни.

. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.

. Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра.

. Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы.

. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

«Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» . Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол, и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям, одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол. Избегать же общения с сими людьми вверенным попечению Тимофееву повелел Апостол в следующих словах. Ибо говорит:

«И сих отвращайся» . И продолжая, к обвинению присовокупляет и сие.

. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями.

. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

«От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущыя» . Сего пророчества и исполнение видим, ибо весьма многие, не подозревая, что есть апостольское предречение, явно осмеливаются на сие именно беззаконие.

Потом Апостол из древних сказаний предлагает утешение тем, кого опечалили слова его.

. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

«Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере» . В пшенице, говорит Апостол, обыкновенно произрастают плевелы. Проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину. Впрочем, имена их божественный Апостол дознал не из Божественного Писания, но из неписанного учения иудеев. Естественно же ему было открыть и благодать Духа.

. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

«Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех быст» . Ибо лицемерия невозможно скрыть надолго. А сие не противоречит сказанному прежде. Ибо там Апостол говорит о них: «наипаче бо преспеют в нечестие» (), а здесь об обмане, на какой осмеливаются они, сказал: «не преуспеют» , то есть, принимая на себя наружность благочестия, ненадолго останутся скрытными, но вскоре обнаружатся. Так, предвозвестив это, ставит себя в образец ученику.

. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении.

«Ты же последовал еси моему учению» , то есть истине, сообщенной тебе в проповеди .

"Житию" – тому образу жизни, какой показан в делах.

"Привету" – ты в точности дознал и цель мою.

"Вере" – знаешь и то расположение, какое имею ко Владыке.

«Долготерпению» – знаешь, как переношу прегрешения братии.

"Любви" – знаешь, с каким сердоболием расположен я ко всем.

"Терпению" – знаешь, как мужественно переношу нападения противников.

. В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

«Изгнанием, страданием» . Потом о некоторых из них напоминает Тимофею.

«Якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех, якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь» . Апостол, оставив прочие, упомянул об опасностях, постигших его в Писидии и Ликаонии; ибо из Ликаонии был тот, к кому писал, и ему было это известнее прочего. Указал же и на Божие попечение, ободряя тем ученика. Потом сказует и как бы определяет, ято сопровождает питомцев благочестия.

. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

«И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» , потому что общий всех зложелатель ведет брань с людьми или посредством людей, или посредством собственных их помыслов.

. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

«Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» . Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку.

. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

«Ты же пребывай в нихже научен еси и яже вверена суть тебе» . Твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словами: «яже вверена суть» . Тимофей был самовидцем апостольских чудес и сам много творил таковых. Потом Апостол указывает и на достоверность учителя, и сим делая учение более твердым.

«Ведый, от кого научился еси» ; напоминает, что и сам Тимофей воспитан в благочестии.

. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

«И яко измлада священная писания умевши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе» . И Поелику Апостол засвидетельствовал, что такова сила священных писмен, то учит, какая проистекает от них польза.

. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

«Всяко писание богодухновенно и полезно есть» . И, точнее определяя, Апостол отличил от писаний человеческой мудрости, именно же духовное писание назвал богодухновенным, потому что Божия благодать изглаголала чрез пророков и апостолов. А посему Дух Святой есть Бог, если писание Духа, по слову Апостола, действительно богодухновенно. Но Апостол дает знать и виды пользы.

"Ко учению" . Ибо, чего не знаем, научаемся тому из Писания.

«Ко обличению» . Писание обличает нашу беззаконную жизнь.

«Ко исправлению» . Оно и совратившихся призывает на правый путь.

«К наказанию, еже в правде» . Оно обучает нас видам добродетели.

. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

«Да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» . Все сие ведет к совершенству и делает нас своими Богу всяческих. Показав таким образом пользу богодухновенного Писания, Апостол повелевает предлагать его всем и устрашает своим засвидетельствованием.

Мы слышим споры на тему того, что будет предшествовать приходу Иисуса. Это будет тьма или свет? Это будет отступление христиан или пробуждение в церкви? От этой неразберихи появились разделения. Чего ожидать и к чему быть готовыми?

В последние времена во время жатвы, одновременно будет происходить несколько совершенно противоположных событий. Если мы не разберемся в них хорошо, то окажемся в хаосе.

Что же будет происходить в церкви последнего времени?

  • Великое отступничество
  • Великое разделение
  • Великое пробуждение

И наша задача вместить все эти разные события иначе мы не поймем, что же нам делать. Все это будет происходить одновременно, поэтому нам нужен здравый баланс в это последнее время и бдительность.

1. Великое отступничество в церкви последнего времени

Во втором послании к Тимофею, Господь детально перечисляет пороки последнего времени. Он не обобщает их, но раскрывает каждый в отдельности, чтобы мы могли проверять себя. Многие из нас привыкли читать писание, но не применяют его к себе и это плохо.

Если Господь так детально говорит об этих вещах, то нам нельзя просто прочитать этот список бегло не исследуя себя лично. Это один из важных тестов последнего времени. Это то, чем мы должны себя проверять.

Давайте внимательно изучим эти слова согласно оригинальному тексту писания и историческому значению.

2Тим.3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (трудные, опасные).
2Тим.3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
2Тим.3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
2Тим.3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
2Тим.3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

Ибо люди будут:

  • Самолюбивы себялюбивы, эгоисты – люди будут требовать внимания к ним, чтобы с ними считались, они заслуживают большего …
  • Сребролюбивы любящие деньги – люди будут утверждать, что им нужны деньги, что без денег не прожить в эти времена, денег не хватает. Люди будут находить разнообразные причины, почему они не могут давать Богу, но за этим будут стоять сребролюбие.
  • Горды болтун, хвастун – Кто хвалится своими достижениями, преувеличивает факты, говорит о притеснении других ради удовлетворения собственных интересов.
  • Надменны высокомерный, считает себя выше других – люди будут мерить себя не по библейским стандартам, а по человеческим или по мирским. Я имею больше власти, потому что … Я больше понимаю, потому что я …
  • Злоречивы злословящий, хулитель – люди будут жаловаться на страну, на экологию, на коммунальные службы, на подорожания, но других в церкви и на все что угодно.
  • Родителям непокорны непослушный, упрямый – люди будут находить любые причины, оправдывающие их непослушание и непокорность перед родителями. Они будут приходить к пасторам, и жаловаться на своих родителей. Они будут обвинять родителей в своих неудачах.
  • Неблагодарны непризнательный – люди будут воспринимать многие вещи обыденно, даже не поблагодарив за это Бога. «Я жив сегодня, да я рад, но я не один такой, и другие тоже живут. Но у меня мало денег. Что мне делать?»
  • Нечестивы порочный, нечистый – человек, кому не достает внутренней чистоты. Человек не плохой на вид, но у него имеется порок, о котором он знает, но с которым он живет. «Я курю, но зато я много молюсь»
  • Недружелюбны сухой, жесткий, не любящий – это противоположное слово любви «сторге». Люди не способные любить супругов или детей. Они сами в себе. Их чувства не понятны. Они не эмоциональны. Он зарабатывает деньги, а она варит ему пищу, и нет никаких чувств. Она ложится в постель и просто терпит. Он просто идет домой, потому что это дом.
  • Непримирительны – это слово обозначает человека неспособного найти общий язык с другими.
  • Клеветники – люди способствующие возникновению споров между другими. Они рассказывают другим о проступках других. Они приходят к руководителям церкви и говорят о том, как некто поступают, требуя при этом наказания виновных. Точно так поступает диавол, обвиняя пред Богом людей.
  • невоздержны слабый, не умеющий владеть собой – люди не способные сдерживать свой язык или эмоции.
  • жестоки невоспитанный, дикий, грубый – люди будут ранить других своими поступками или словами.
  • не любящие добра – люди будут критиковать доброе. Чтобы не делали другие, они найдут моменты, как указать на подвох или недоделку. «Да я вижу, что у тебя получилось, но ты должен знать … Это все хорошо, но вы не забывайте …»
  • предатели тот, кто бросает других в беде – людям будет безразлично, что происходит с другими, они будут думать только о своей шкуре.
  • наглы торопливый, беспечный – Это слово означало недостаток самоконтроля, поспешность. Это слово относилось к импульсивным людям, отдающимся своим порывам, подобно норовистому коню. Из-за того, что они несдержанны, эти люди принесут много вреда и себе и другим.
  • напыщенны самонадеянный – люди будут надеяться на себя и они не захотят принимать советы и помощь от других.
  • более сластолюбивы , нежели боголюбивы любящие удовольствия более, нежели Бога - люди будут пренебрегать христианскими нормами и принципами ради своего счастья и обустройства.
  • имеющие вид благочестия ,
  • силы же его отрекшиеся – люди будут удовлетворены что они ходят в церковь и им будет все равно действует через них Бог или нет.
  • Таковых удаляйся - отвращайся, убегай, удаляй от себя. Сильный глагол указывающий, что от таких людей нужно буквально бежать и не иметь с ними ничего общего.

Павел приводит приговор для тех людей, кто подпадает под этот список. Это звучит весьма строго учитывая то, что мы привыкли «нести» людей попускать им и жалеть их. Но придут дни, когда нам придется буквально следовать этому повелению Павла. И будет много обид... но увы... Павел не ошибся... так будет безопаснее для церкви.

Итак мы видим, что в последние дни, в церкви будет много нечистоты и греха. И это не грехи типа убийства или воровства но замаскированные так, что можно жить в них и даже не понимать что это грех. Многие люди думают и будут думать, что это их характер или привычки, но то есть грех по словам Павла и то есть признак тяжких времен церкви последнего времени.

2. Великое разделение в церкви последнего времени

(Матф.13:40-42) Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут (выберут, вырвать с корнем) из Царства Его все соблазны (преткновение) и делающих (живущих в грехе) беззаконие (грехи), и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

соберут из Царства Его все соблазны

В церквях произойдет резкий отказ от определенных христианских принципов, традиций, правил, постановлений и взглядов, которые порождали споры, соблазны и преткновения в Царстве Божьем. Это вызовет в свою очередь, соответствующую реакцию - будет разделение.

Те, кто верил в эти идеи, взгляды и откровения станут перед выбором или они изменят свое мнение и попрощаются с прошлыми пониманиями или они войдут в противление руководству церкви и рано или поздно выйдут из ее состава.

соберут...делающих беззаконие

Ангелы начнут выводить из Царства Божьего сынов Диавола. Будет движение из церквей, центров, миссий, служений, христианского бизнеса и др.

Люди начнут находить всевозможные причины, появятся обиды, конфликты и тому подобное, что вынудит их оставить это общество. За этим передвижением будут стоять ангелы Божьи.

Церковь буквально разделится на две половины перед пришествием Господа. Половина войдет на пир, половина останется у дверей.

(Матф.25:1-2) Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
(Матф.25:10-12) Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Немудрые девы попросят масла у мудрых, но те им откажут и это принесет разделение. Немудрые уйдут искать масло. Таким образом, эти две группы отделятся одни от других. Точно не известно кто есть «девы» - церкви, деноминации, союзы, помазанники... но ясно то, что одни уйдут от других - они разделятся.

Итак мы видим, что в последние дни в церкви будет не только отступление но и разделение. За этим будут стоять и держать все под контролем Божьи ангелы. Ангелы будут посланы, чтобы убрать причины разделений и соблазнов в церквях и тех людей, кто делают грех и все эти соблазны и разделения.

Мы должны быть готовы к этому и не бегать за каждым кто хлопнул дверью церкви и покинул наше собрание. Бог будет выводить одних людей в другие церкви, чтобы соединить с живым телом, но других будет отделять от здоровой церкви. Это Божье дело а не наше.

3. Великое пробуждение в церкви последнего времени

Это проповедь Евангелия всеми существующими в мире способами и средствами. Все технические открытия и изобретения мира будут использованы для проповеди Евангелия. Церковь не будет сидеть в подвалах и читать библию при свечке. По местам будут гонения но это не будет касаться всей церкви. Сказано, что все услышать и тогда придет конец.

(Матф.24:14) И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Многие люди, которые будут каяться в результате этого придут в Царство Божье в Его церковь.

(Ис.2:2-3) И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

Что же нам делать?

Мы не сможем быть в чем-то одном и не замечать или игнорировать что-то другое. Нам нужно знать, что все эти вещи будут происходить явно и одновременно в церкви последнего времени.

Будет великое отступничество – значит мы должны постоянно проверять свою жизнь и сердце по писанию, чтобы не оказаться в рядах этих отступников. Во втором послании к Тимофею есть список этих характеристик и руководство для пасторов в последние дни.

Будет великое разделение – мы должны правильно на это реагировать и быть в покое. Некоторые люди будут приводимы в церкви ангелами Бога, чтобы занять свое правильное место и жить. Другие люди будут выводимы из церквей ангелами и нам не нужно этому препятствовать - пусть идут. Будут также пересмотрены многие доктрины, понимания, откровения церкви и признаны не верными. Ангелы удалят это из церкви.

Будет великое пробуждение – мы должны принимать в нем участие и быть частью его.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» 2 Тим. 3:1-5.

Через Своего слугу, через Апостола Павла, Бог говорит Свое Слово к Церкви о последних днях. Нам всем известно, что эти «последние дни» – это наше время, в которое мы сегодня живем. И прямо к нам Бог сегодня говорит, предупреждая Свою Церковь: «Народ Мой возлюбленный! Это будут трудные, тяжкие времена. Тяжело будет в последнее время».

Когда говорят, что наступят тяжелые жизненные обстоятельства, будет тяжело, то человеку сразу представляются проблемы в материальной сфере. Он представляет, как приходят различные болезни, катастрофы, проблемы с финансами, голод и т.п. Да, Бог говорит, что будет тяжело в последнее время. Это нам известно. Написано, что будут глады и моры, землетрясения по местам. Эти обстоятельства перечисляются в Евангелии от Матфея: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» Мф. 24:21-23 . Также написано и то, что Бог защитит Свой народ от всех катаклизмов, от всех этих неприятностей. Мы будем сохранены. Это – милость и чудо Божье!

Но обратите здесь внимание на нечто другое и неожиданное. Бог говорит: «Будет тяжело вам, народ Мой, возлюбленный». Но тяжело будет не из-за материальных вещей и природных катаклизмов, а из-за того, что Бог изменил нас, изменил нашу сущность. И, будучи Божьими, мы более сориентированы на взаимоотношения друг с другом: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» Пс. 132:1 . Для нас имеет ценность общение друг с другом, когда мы – семья. Бог предупреждает нас о том, что в последние времена не материальные, не физические проблемы будут приносить нам боль, а взаимоотношения между людьми. Именно это будет подвергнуто серьезнейшим испытаниям. Из-за этого нам будет тяжело.

Обратите внимание на те отрицательные человеческие качества, человеческие характеристики, которые перечисляет Павел в своем послании. В последние дни положительные личностные качества человека, такие как: верность , доверие , любовь , преданность , милосердие , поддержка друг друга , будут поражаемы. Они перестанут цениться и начнут деградировать. Их место займут все эти неприятные слова, которые перечисляет Павел. И Бог говорит: «Вот это, братья и сестры, вы будете иметь в последние дни. И из-за этого вам будет тяжело».

Поэтому сегодня всем нам следует дорожить отношениями в Церкви, дорожить миром, доверием, любовью. Несомненно, каждого из нас сегодня в церковь влечет Господь, Его слово, но не только это. Нас также влечет в собрание необходимость друг в друге, так как всех нас объединил Дух Божий в единое Тело, где мы дополняем друг друга. Некогда чужие люди, разных наций, разных родов и разного возраста теперь объединены Святым Духом и нам приятно и хорошо быть вместе. Но чтобы это не было повреждено и не разрушилось, это необходимо ценить, защищать, охранять, над этим надо бодрствовать. Если же позволить врагу разрушить наши взаимоотношения, разрушить доверие, любовь, милосердие, взаимопомощь, то станет безусловно тяжело. Если взаимоотношения между людьми в церкви будут разрушены, то какое бы ни звучало чудесное слово из-за кафедры, все равно все будут смотреть друг на друга как волки, так как более не будет доверия, которое заменят клевета и ропот. В отношениях важны и драгоценны доверие и любовь. Тогда даже самое простое слово, переданное пастором, усиливается и умножается. Когда эти вещи присутствуют среди нас это хорошо, а если нет – плохо. Для того чтобы все это сохранить, мы должны быть верующими, то есть должны доверять Богу.

Все, о чем мы до этого говорили – это лишь база, необходимая для того, чтобы лучше понять и усвоить основное послание.

Откроем послание Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» Иак. 1:2 . Итак, все эти искаженные проявления качества личности, о которых пишет Павел – это есть ни что иное, как искушения . Таким образом, когда в церкви начинает проявляться что-либо подобное, то, как же нам не попасть в эти искушения и не стать клеветниками, ропотниками, переносчиками, недовольными, самолюбивыми и т.д.? Без сомнений, каждая церковь будет испытана в этом, так как враг желает разрушить Божью Церковь и стремится к этому.

Посмотрим следующий стих: «зная, что испытание вашей веры производит терпение» Иак. 1:3 . Когда нечто подобное начинает происходить в церкви, знайте, что на самом деле это не какие-то плохие и страшные обстоятельства обрушились, это Бог начинает испытывать твою веру, твое доверие. Когда что-либо подобное допускается, то испытывается твоя вера. А, как написано: « испытание вашей веры производит терпение» .

Терпение – это акцент сегодняшнего послания. Всем нам необходимо иметь терпение. Без терпения не может быть проявлена твоя вера. Без терпения вера не может возрастать, не может работать. Терпение – это проявление внутреннего стержня, внутренней силы, внутреннего могущества твоей личности . Терпеливый человек не может быть раздражительным. Если человек имеет в себе внутреннее терпение, то о таких говорят, что он – фундаментальный , надежный . Он не подвержен эмоциональной, мгновенной как всплеск реакции, он стабилен, надежен. И это самое терпение производит в нас вера, будучи испытана.

Порой, чтобы обстоятельства не разрастались, не процветали и не разрушали все в церкви, мы, проявляя веру, говорим: «Стоп! Терпение!» Но, если в такой момент ты ропщешь на что-то, болтаешь об этом, переносишь это, то ты не терпишь. Терпение имеет достоинство, чтобы не опускаться на уровень ропота и сплетен. Потому что в терпении проявляется доверие Богу и упование на Господа. Претерпевая человек не паникует, не отчаивается, не допускает каких-либо плохих мыслей, ропота и других тому подобных вещей. Вера производит терпение. Иными словами, мы не можем быть хорошими верующими и угодить Богу если у нас не сформировано терпение, если в нас отсутствует это качество. Поэтому, прежде, чем быть движимым эмоциями, следует остановиться и обо всем спокойно рассудить. Не стоит проявлять и безразличия, так как безразличие – это не есть доверие Богу, и не упование на Бога. Только в терпении проявляется доверие Богу.

Далее написано: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» Иак. 1:4 . Это относится к каждому из нас. Это Божий план для каждого верующего – чтобы мы, каждый из нас, были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Бог говорит, что ты сможешь быть без всякого недостатка тогда, когда научишься терпеть. Если только ты поймешь насколько ценно терпение, то гигантское количество всяких согрешений отпадут от тебя.

Причина не в том, что ты где-то что-то делаешь плохое. Причина только в одном – тебе не хватает терпения. Терпение будет иметь действие тогда, когда ты поймешь насколько в Божьем проекте для Его народа важно терпение. Даже если несовершенно, но ты будешь проявлять совершенное терпение в вере, то ты будешь без всякого недостатка. Так или иначе, в любом случае этого недостатка в тебе станет меньше. Каким образом, нам как христианам изменяться, чтобы в нас было меньше недостатков? Это изменение связано не с раздражительностью, не с каким-то эмоциональным порывом, а именно с проявлением терпения.

В Библии также встречаются такие слова как «долготерпение» и «претерпел» . Попробуйте проанализировать значение слова «претерпел» . Слово «претерпел» означает, что человек все-таки победил. Ему хотелось как-то отреагировать, что-то сделать или ответить, но он не сделал то, что хотел, а претерпел это, то есть прошел через это, преодолел.

К примеру, в послании к Евреям написано: Евр. 2:18 . Посмотрите, что сказано об Иисусе и как в Нем проявилось это качество. Господь был искушаем отношением к Нему людей, их неприятием, их неповиновением, их нежеланием слушать, вникать, нежеланием понять, предательством, ложью, которая на Него обрушилась. Он ни в чем не был виновен, но Его столько поносили, столько лжесвидетельств было произнесено в Его адрес. Но Иисус не просто терпел. Написано: «Он претерпел» . Возможно, как человеку, Ему хотелось ответить, оправдаться и это естественно. Но, слово «претерпел» говорит о том, что Он не отвечал, не злословил в ответ тех, кто злословили Его. «Он претерпел» и это было проявлением веры Отцу, которая проявилась в терпении.

В другом месте написано: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» 1 Пет. 2:23 . Иисус не злословил взаимно. Вера проявилась в терпении. Претерпел – значит победил, значит это уже совершилось. Когда человек терпит, это еще не значит, что его терпению не придет конец и он не взорвется. А вот когда говорится «претерпел», то это значит, что он прошел через это: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» Евр. 2:18 . Христос победил, проявив терпение до конца, тем самым Он исполнил волю Отца. И теперь Он может помочь нам, тем, кто подвергается подобным вещам. Бог допускает это испытание в нашей жизни. Ты можешь быть героем веры, потому что тебя это касается, как коснулось Христа. Но Христос претерпел, сумел через это пройти.

Бог никогда не допускает сверх сил. И если тебя это касается, то значит, Бог видит, что ты именно тот человек, который может победить. Бог воспитывает твою веру, хочет проявить ее в тебе, чтобы ты, исполнив волю Божью, получил от Него обещанное. Бог видит твою верность, весь твой потенциал, Он знает все и взвешивает на Своих весах. Возможно, ты сам этого не знаешь, но Бог знает о том, что ты силен пройти испытание и выйти победителем. Поэтому не переживай, доверься Господу. Бог желает, чтобы и ты был победителем.

Уж точно никому не следует входить в ряды клеветников, надменных, напыщенных, сластолюбивых и так далее. Написано: «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» 1 Фес. 2:14 . Это говорится о нас, о тебе и обо мне, так как мы «сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее » . А почему мы стали подражателями, почему мы сопричислены к Божьей Церкви? «потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» 1 Фес. 2:14 .

И здесь то же самое слово: «претерпели» . Вера производит терпение. Физическая, материальная практика проявления веры – это терпение . Слово «вера» люди часто не понимают, а что такое терпение людям в общем-то понятно. Так вот, мы – Церковь Божья, мы – победители тогда, когда мы тоже претерпели. А претерпели от кого? « от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» . Претерпели от своих. Терпеть от других, от чужих – легко. Но самую большую боль нам причиняют близкие люди. Когда какая-то гадость исходит от близких людей, от тех, кого любишь, кому доверяешь, с кем столько лет вместе – это причиняет нестерпимую боль. Или, когда с близким что-то не так. Но ты в терпении уповаешь на Бога, и Он говорит: «тогда вы действительно делаетесь подражателями Божьей Церкви» .

Иисуса предали свои, Его народ, к которому Он пришел. Их науськали и все они, не вникая ни во что кричали: «Распни Его!» И Он претерпел. Хотя, как написано: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Мф. 26:53-54 . Такова воля Отца. Он претерпел, то есть совершил до конца. Иисус говорит: «Вы достигаете совершенства, когда терпите, потому что это больно».

Бог допускает это не для того, чтобы мы роптали, а для того чтобы, во-первых, показать нам, тебе и мне, наше несовершенство, а во-вторых, чтобы мы учились побеждать, доверяя Богу, постепенно приобретая качество терпения. Чтобы дорожили атмосферой радушия, единства, любви, взаимопонимания. Поэтому бодрствуйте, дорожите ценностью взаимоотношений, постоянно помня о том, что в последние дни на нас обрушится тяжесть не из-за катастроф, не из-за чего-либо материального, а из-за разрушения наших взаимоотношений.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Священномученик Марк (М.А. Новоселов). Письма друзьям.

Письмо восьмое

О знамениях последних времен

б августа 1923 г.
Преображение Господне

Дорогие друзья мои!

Всегда было и есть теперь не мало людей, которые, стремясь проникнуть в будущее, пытаются определять точные сроки грядущих событий. И как ни многочисленны были самообманы и разочарования искателей сроков, жажда этого искания продолжает жить во многих человеческих душах, которые ни опытом прошлого, ни собственными пережитыми ошибками в этой области не вразумляются и не отрезвляются. Мне совершенно чужда потребность знать времена и сроки. Чужда, так сказать, органически. Я не имею вкуса к этим изысканиям. Но относительно этого предмета мы имеем авторитетнейшие наставления и в Слове Божием: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти", – сказал Господь Иисус апостолам пред Своим Вознесением, в ответ на их вопрос: "не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю" (Деян. 1,6-7).

"О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1 Фес. 5,1-3).

Но Тот же Господь, Который воспретил апостолам интересоваться "временами и сроками", сказал однажды фарисеям и саддукеям: "Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете" (Мф. 16,3).

Значит, одно дело стремиться к определению "сроков", другое – различать "знамения времен". Если первое воспрещается, то второе заповедуется: не внимающие знамениям времен заслуживают суровый упрек от Господа.

И вот, во исполнение заповеди Господней о знамениях, я хочу привести вам ряд пророческих новозаветных глаголов, которые, выявляя "знамения времен", должны заставить нас серьезнее и глубже вдумываться в нашу современную действительность.

Начну с глаголов Господних.

"Когда же сидел Он (Иисус) на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24,3-14).

Итак, ПРЕД КОНЦОМ Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, "Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле" (Лк. 18,8).

На этот вопрос дает ответ боговдохновенный "апостол языков" в первом и втором посланиях своих к Тимофею: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1 Тим. 4,1-2).

"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим. 3,1-7).

По поводу этих слов апостола один современный писатель замечает: "Женщин, "утопающих в грехах, водимых различными похотями", во все времена было много, но женщин, "всегда учащихся", не было ни в одно время видимого торжества греха – этот признак есть исключительный признак одной нашей эпохи".

Не следует забывать характерного для нашей эпохи и второго признака, указанного апостолом в словах: "никогда не могущих дойти до познания истины". Излишне говорить, что апостол под словом "истина" разумеет не научные гипотезы, поспешно выдаваемые за бесспорные истины, быстро сменяющие одна другую, а абсолютную, непреходящую истину Христова благовестия.

Желая "возбудить" в современных ему христианах "чистый смысл", ап. Петр напоминает "слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами... Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие; где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет. 3,1-4).

Вразумив затем своих читателей относительно этих нечестивых, скептических мыслей, св. апостол предостерегает их: "Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет. 3,17-18).

Едва ли можно сомневаться в том, что это предостережение и увещание апостольское гораздо пригоднее для современных христиан, чем для тех, к которым оно направлялось непосредственно.

Как бы повторяя и восполняя вышеприведенные слова ап. Петра, св. ап. Иуда так заключает свое краткое послание: "вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа – они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа" (Иуд. 17-19).

Из века апостольского продвинемся к началу эпохи святоотеческой и прислушаемся к некоторым пророчественным голосам великих подвижников этой эпохи, начиная со святого основателя пустынного подвижничества Антония Великого.

Св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет монашество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче, долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все это множество монахов?"

Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им:

"придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания, умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно "уединенник"). Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1,12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как Иудеи -- отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31,11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании".

"Настанет некогда время, и человеки вознедугуют, – изрек тот же Антоний Великий. -- Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам"

Несколько веков спустя после Антония Великого раздается пророчественный глагол о грядущих судьбах христианства блаженного Нифонта Цареградского. Некоторый брат попросил его: "Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего". Блаженный сказал ему:

"Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в царствии небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго... Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути".

Из отдаленных времен христианского Востока перенесемся мыслию к последним векам нашей эры и прислушаемся к духовным глаголам, звучавшим в эти века на Святой Руси.

Великий угодник Божий – святитель Тихон Задонский, смотря проницательно на направление, принимаемое современниками его, сказал: "Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий"

Мягко высказывая это жуткое опасение относительно русского общества, св. Тихон обнаруживает как будто некоторую нерешительность, словно боится испугать своими опасениями русскою православного человека. Но, несколько десятилетий спустя, в начале следующего столетия другой великий святой русской церкви ясно и определенно, как откровение Божие, возвещает печальное будущее этой церкви.

"Господь открыл мне, – сказал однажды в глубокой скорби преп. Серафим, – что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их, и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить "учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Это грозное пророческое слово "убогого Серафима" начало сбываться давно, а в последнее время правда его сказалась с потрясающей очевидностью. Следует ожидать, что впоследствии печальное предсказание преподобного будет находить для себя еще большее оправдание в событиях церковных.

От святых Божиих, духоносность которых во всеуслышание засвидетельствована в единой, святой, соборной и апостольской Церкви, обратимся к людям, хотя и не имеющим такого свидетельства, однако несомненно причастным помазанию свыше.

Вот пред вами богатый "внешним любомудрием" и в то же время прошедший строгую школу православною подвижничества, проникновенный епископ Игнатий Брянчанинов (1807-1867), с жизнью и богомудрыми писаниями которого вы, дорогие мои, надеюсь, более или менее знакомы. Недавно я прочитал более трехсот его писем, изданных (в качестве приложения к обширному исследованию о нем) в 1915 г. У меня до пятидесяти выписок из этих назидательных писем. Главные предметы этих выписок – современное еп. Игнатию и прозреваемое им в недалеком будущем состояние Церкви, христианства, монашества и монастырей.

Как бы в подтверждение того, что печальное пророчество преп. Серафима о духовном падении русского пастырства начинает сбываться, подвижник-епископ пишет своему брату:

"Знакомство с пр. И. показало и тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание <христианства> по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство... И. откровеннее других – только. Искать ни в ком нечего!"

В письме к другому лицу еп. Игнатий говорит:

"Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение".

"Весьма благоразумно делаешь, – пишет еп. Игнатий тому же брату, – что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и <...> весьма редко к пользе. Советуйся, с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, из древних – Златоуста; говори духовнику грехи твои – и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность".

"В религиозном отношении, – читаем мы в другом письме пр. Игнатия, – наше время – очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою".

"Отступничество, -- заключает одно письмо преосвященный, – предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании".

"Ах, Преосвященнейший! Как время наше походит на последнее! "Соль обуявает", камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я в нынешнюю бытность мою в Синоде на изобилие людей, заслуживающих – лишения сана".

"Видно, грехи паши велицы пред Богом. Не от дома ли Божия начинается суд? Не пора ли от служащих в доме сем начаться покаянию? Между степеньми олтаря воскланяться священникам?"

"Что за время, Преосвященнейший? Не то ли, в которое ведомо стало диаволу, яко время мало имать? Ибо по людям искушаемым видно, что он имеет ярость великую".

"Вообще дни сии кажутся мне днями искушений, и я боюсь еще искушений впереди, потому что люди не хотят видеть искушений окружающих, и ходят между ими, как будто в безопасности".

Перехожу к другому, младшему современнику еп. Игнатия и почти нам современному еп. Феофану Затворнику (1815-1894), хорошо нам известному.

"Вот мы часто хвалим себя: святая Русь, православная Русь, – пишет еп. Феофан в 1863 г. -- О когда бы навсегда остаться нам святыми и православными, – по крайней мере любящими святость и православие! – Какой верный залог несокрушимости имели б мы в титлах сих. Но осмотритесь кругом! Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. – Слышана ли была когда – на русском языке – хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного. – Думаете, что это останется даром? – Нет, –

Живый на небесех ответит нам гневом Своим, и яростию Своею смятет нас".

Следующие мысли высказаны святителем Феофаном в 1871 году:

"Господь много знамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содоме и Гоморре, нежели городам тем". По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россиею, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако ж, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся?.. Господи! спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и надлежащего прошения!"

"В школьное воспитание, – пишет в том же 1871 г. еп. Феофан, – <у нас> допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его, по выходе из школы. И не дивно, что если, по Слову Божию, и всегда мало избранных, то а наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира".

А вот и дальнейшие плоды отступления от пути Христова, усматриваемые и предусматриваемые в будущем еп. Феофаном:

"И будете ненавидими от всех имене Моего ради" (Лк. 21,17). Кто вдохнет в себя, хоть мало, духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются, не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть антихристов; расширение его есть расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни.

Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только глухое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: возложат на вы руки... и ижденут – преданы будете... и умертвят вас (Лк. 21, 12-16). Дух антихристовский всегда один: что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении".

Заслуживают внимания мысли знаменитого оптинского старца Амвросия (1812-1891), высказанные им по поводу одного знаменательного сна. Я затрудняюсь приводить целиком и этот интересный, но слишком сложный сон, и пространную попытку разъяснения его, предложенную старцем по просьбе лица, видевшего сон. Я приведу только немногие отрывочные мысли старца, идущие к теме настоящего письма.

"Обширная пещера, слабо освещенная одною лампадою, может означать настоящее положение нашей церкви, в которой свет веры едва светится; а мрак неверия, дерзко-хульного вольнодумства и нового язычества <...> всюду распространяется, всюду проникает. Истину эту подтверждают слышанные слова: "мы переживаем страшное время" <...> Слова "мы доживаем седьмое лето" могут означать время последнее, близкое ко времени антихриста, когда верные чада Единой Святой Церкви должны будут укрываться в пещерах <...> Настоящему времени особенно приличны апостольские слова: "Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Ин. 2,18)".

Продолжая высказывать свои мысли по поводу сновидения, старец Амвросий говорит:

"Если и в России, ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин, оскудевает благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова".

Таково мнение о современном состоянии христианского мира одного из величайших столпов Православной Церкви, и, как нетрудно видеть, мнение, свидетельствующее о близости "исполнения времен", угрожающего миру пришествием антихриста в не столь уже отдаленном времени.

Как ни отлично "помазание" Владимира Соловьева от духовного устроения предшествующих лиц, тем не менее и его голос, присоединенный к голосам Игнатия, Филарета, Феофана и Амвросия, не расстроит их гармонического хора, а, напротив, усилит его звучность и придаст ему своеобразный колорит. В своем ответе князю С. Н. Трубецкому на его критику "Повести об антихристе" Владимир Сергеевич говорит, между прочим, следующее:

"Что современное человечество есть больной старик, и что всемирная история внутренне кончилась – это была любимая мысль моего отца, и когда я, по молодости лет, ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще выступить на всемирную сцену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал:

"Да в этом-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому его сменить, было кому продолжать делать историю: германцы, славяне. А теперь где ты новые народы отыщешь? Те островитяне, что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невозможно, как отмыть их черноту".

А когда я, с увлечением читавший тогда Лассаля, стал говорить, что человечество может обновиться лучшим экономическим строем, что вместо новых народов могут выступить новые общественные классы, четвертое сословие и т. д., то мой отец возражал с особым движением носа, как бы ощутив какое-то крайнее зловоние. Слова его по этому предмету стерлись в моей памяти, но, очевидно, они соответствовали этому жесту, который вижу как сейчас".

"Историческая драма, – заключает свой ответ князю Трубецкому Владимир Сергеевич, – сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может сам растянуться на пять актов. Но содержание их в существе дела заранее известно".

В. Л. Величко в своей монографии "Владимир Соловьев – жизнь и творения" пишет следующее:

"Приблизительно за месяц до смерти, во второй половине июня 1900 года, сидя вечером у меня, он <Соловьев> вдруг отвел меня в сторону и высказал, что в последнее время он охвачен особенно напряженным религиозным настроением; что ему хотелось бы при этом помолиться не в одиночестве, а присутствовать с другими людьми на богослужении. Я ему ответил, конечно, что надо радоваться этому приливу высокого чувства – и пойти в церковь. Ответ его мне показался странным в ту минуту:

"Боюсь, что я вынес бы из здешней церкви некоторую нежелательную неудовлетворенность. Мне было бы даже странно видеть беспрепятственный, торжественный чин богослужения. Я чую близость времен, когда христиане будут опять собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима, – быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой, подделками, – да мало ли еще чем! Разве ты не видишь, кто надвигается? Я вижу, давно вижу!.."

Еще лет восемь тому назад он говорил о предстоящем пришествии антихриста , -- сперва коллективного, а затем воплощенного в отдельном лице, – с тем чисто научным спокойствием, с каким геолог говорил бы о смене формаций, или метеоролог о неизбежных климатических переменах. Он об этом не только говорил, но и писал, причем сперва у него проскальзывали указания на факты, которых он открыто не называл еще антихристовыми; затем он употреблял это слово, как нарицательное для группы характерных явлений, и, наконец, написал в известных "Трех разговорах" прямо уже "Повесть об антихристе"...

Для характеристики почившего мыслителя вопрос о конце мира представляет особый интерес. Уже несколько лет тому назад, он высказывал мне глубокое убеждение в том, что последние времена близки. Главным признаком этого он считал современный фазис философской мысли, которой, будто бы, мудрено сказать что-либо действительно новое. В остальном, – в головокружительном техническом прогрессе, наряду с успехами анархии и буржуазным очерствением человечества, он усматривал признаки, предсказанные Апокалипсисом.

Ему возражали, что Евангелие еще не принято всеми народами, а потому человечество, очевидно, не созрело до конца времен. Он отвечал, что условием этого последнего, согласно Писанию, будет не принятие, а лишь проповедание Евангелия всем народам, -- а это, мол, уже почти завершено, так как нет неизведанных уголков земного шара, где бы не побывали миссионеры. <...>

Мысль о близости всеобщего конца с каждым годом все более охватывала почившего мыслителя, и высказывал он ее все более резко и нервно".

Заканчивая письмо это, друзья мои, несколькими мыслями величайшего светильника наших дней о. Иоанна Кронштадтского; который, подобно орлу, парил по поднебесью, уходя в непроглядную заоблачную высь, и, подобно кроту, опускался в земные недра человеческих душ, полных немощей, страстей и пороков. Вот что говорит нам он, созерцавший и горняя и дольняя:

"Талант вселенского Православия мы приняли от Бога для славы Божией и нашего спасения. Как мы этот талант употребляем и умножаем? Как благодарим Господа? Каково наше покаяние? Какие добрые дела творим? Нет делающего добро, нет на одного. Все уклонились и сделались непотребными (Пс. 13,1-3). Не относятся ли эти слова Писания и к нам?"

"Ужасно, невообразимо растлена природа человеческая всякими грехами, такими, о которых и говорить стыдно, и больно, в страшно. Мы, священники-духовники, знаем это больше, чем кто-либо другой, особенно те из нас, которые своею близостию и духовною ласковостью и сочувствием, своею горячей верою и искренностью отношений к духовным болячкам своих духовных чад заслужили их доверие... Нет такой греховной нелепости и мерзости греха, в какую бы не впал человек. Иной или иная грешница смесились со всякими близкими, самыми родственными людьми, со своими домашними скотами и животными, с птицами, с кошками, собаками, свиньями, лошадьми, коровами, тельцами. Боже мой! Что же это такое? До чего упал человек!.."

"Люди в смятении, стихии в смятении, воздух, вода, земля, огонь в смятении – по грехам людей стихии сжигаемые разорятся, земля и вся еже на ней сгорят. Грехи умножились до края. Нет больше возможности жить спокойно. Церковь Божия, Невеста Христова, – украшайся, что­бы предстать светло Жениху Твоему прекрасному, нетленному, вечному".

Пусть это чудное, трогательное, душу пронизывающее обращение боговдохновенного пастыря к Невесте Христовой, которую он возлюбил от юности и которой с изумительным самоотвержением служил до последних дней многолетней (1829-1908) жизни своей, – будет заключительным словом нынешней моей беседы с вами, мои дорогие.

Усердно, как и всегда, прошу молитв ваших, в коих весьма нуждаюсь и пользу которых ощущаю.

Ваш брат о Господе...

Р.S.
Думаю, что разъяснять связь настоящего письма с предыдущим нет надобности: она очевидна или, по крайней мере, легко усматривается при некотором размышлении. Для внимательного очевидна и связь его с современностью.

Письмо это, начатое а августе; пролежало неоконченным вследствие моей болезни, до ноября, и только сегодня, в день св. великомученицы Екатерины, были написаны последние его строки.

[*] К этим словам св. Антония Великого еп. Игнатий Брянчанинов делает такое примечание; "Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками – орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: "неужели ты один – прав, а все или большая часть людей ошибаются!" Возражение -- не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет".

Это разъяснение и предостережение еп. Игнатия следует очень запомнить нам. Разве не испытали мы на себе правды его слов в период недавнего распространения дерзкого живоцерковничества? В будущем несомненно предстоят еще большие искушения подобного рода (прим. М. Новоселова).

[**] Почти современный нам писатель-подвижник еп. Игнатий Брянчанинов, из печатных писем которого я заимствовал эти строки святителя Тихона, сам пишет в одном из своих писем: "Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его" (прим. М. Новоселова).