Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Периодичность аттестации стропальщиков. Кого включают в комиссию для повторной проверки знаний стропальщиков? Порядок обучения и аттестации стропальщиков и

Периодичность аттестации стропальщиков. Кого включают в комиссию для повторной проверки знаний стропальщиков? Порядок обучения и аттестации стропальщиков и

основные требования производственной инструкции для

стропальщиков

Повторная проверка знаний стропальщиков квалификационной комиссией

должна проводиться:

 периодически, не реже одного раза в год;

 при переходе работника с одного предприятия на другое;

 по требованию инспектора Госгортехнадзора России или инженерно-

технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией

грузоподъемных машин.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме произ-

водственной инструкции. Участие инспектора Госгортехнадзора России в

повторной проверке знаний стропальщика не обязательна.

На предприятии должна быть разработана производственная инструкция для

работника данной профессии, которая составляется на основании типовой

инструкции с учетом местных условий производства работ - типов кранов,

климатических особенностей и т.д.

Производственная инструкция (с дополнениями или без них) должна

вводиться в действие приказом по предприятию и регулярно пересматриваться.

Инструкция выдается (под роспись) каждому работнику перед допуском к

Контрольные вопросы

1. Каков порядок подготовки и допуска к работе стропальщика и таке-

2. Каков порядок проведения повторной проверки знаний стропальщика?

3. Каков порядок разработки и утверждения производственных инструкций?

Г л а в а 4 . ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

НАДЗОРА

4.1. Технический надзор за безопасной эксплуатацией

грузоподъемных кранов

Госгортехнадзор

осуществляет

государственный

соблюдением требований безопасности при проектировании, изготовлении,

монтаже, ремонте и эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников

(вышек), лифтов, эскалаторов, фуникулеров, подвесных пассажирских и

грузовых канатных дорог.

Госгортехнадзор России направляет свою деятельность на выявление и

устранение причин и условий, способствующих возникновению аварий и

производственному

травматизму,

совершенствование

обеспечение

выполнения требований нормативной документации по безопасному ведению

работ и с этой целью контролирует соблюдение норм, правил и инструкций при

изготовлении и эксплуатации грузоподъемных кранов.

Составной частью технического надзора является профилактическая работа

контролю

соблюдением

безопасности

выполнением

противоаварийных указаний, предписаний, организация мероприятий по охране

Профилактическая работа включает в себя:

 обследование и целевые проверки;

 техническое освидетельствование;

 осмотры и ремонт;

 оформление технической документации по надзору;

 аттестацию персонала;

 составление актов, предписаний;

 проведение семинаров, совещаний, собраний и т.д. Технический надзор

подразделяется на два вида: государственный и ведомственный.

Основные задачи государственного технического надзора:

 организация

регулирование

промышленной

безопасности

государственного надзора по безопасному ведению работ, устройству

и безопасной эксплуатации оборудования;

 организация и осуществление по предупреждению и устранению их

вредного влияния на население, окружающую природную среду,

объекты народного хозяйства, а также по охране недр;

 разработка

осуществление

профилактике

производственного травматизма;

 установление требований по безопасному ведению работ, устройству,

изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, а также по

охране недр и переработке минерального сырья;

 лицензирование отдельных видов деятельности;

 участие в разработке и контроль за реализацией научно-технических

программ.

Ведомственный технический надзор обязан:

 осуществлять надзор за техническим состоянием

безопасной

эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных

устройств, тары, крановых путей и принимать меры по пре-

дупреждению нарушений правил безопасности;

 проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать

разрешение на их эксплуатацию, а также вести учет и проводить

освидетельствование нерегулируемых в органах Госгортехнадзора

России грузовых машин;

 контролировать выполнение предписаний Госгортехнадзора России и

соблюдение графиков осмотра и ремонта грузоподъемных машин и

сроков осмотра грузозахватных устройств и тары;

 проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению

грузоподъемными

машинами

обслуживанию,

участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке

знаний по обслуживанию у ремонтного персонала, по проверке

знаний инженерно-технических работников (ответственных за со-

держание грузоподъемных машин в исправном состоянии и лиц,

ответственных за безопасное производство работ кранами);

 контролировать наличие и выполнение производственных инструкций

обслуживающим персоналом, ИТР и лицами, ответственными за

безопасное производство работ кранами;

 проверять выполнение правил безопасности, ППР и технологических

регламентов при ППР, обращая особое внимание на правильность

применяемых способов строповки грузов, соблюдение габаритов

складирования грузов, правильность установки кранов, применение

правильных приемов работы и мер личной безопасности, соблюдение

системы нарядов-допусков.

грузозахватных устройств, крановых путей, обеспечения безопасных условий

работы владелец крана или руководитель организации, эксплуатирующей

краны, должен:

 назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной

эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных

устройств и тары, инженерно-технического работника, ответственного

лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

 создать

ремонтную

установить

технического

обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний персонала,

обслуживающего

грузоподъемные

обеспечить

необходимыми инструкциями и правилами.

Эксплуатация кранов должна осуществляться строго в соответствии с

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и

другими нормативными документами.

Правила распространяются на большинство грузоподъемных механизмов,

тару и съемные грузозахватные устройства.

Грузоподъемные

подлежащие

регистрации

Госгортехнадзора России, учитываются службой надзора предприятия и

проходят

необходимое

техническое

обслуживание

соответствии

требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных

кранов. Машины передаются на участок в исправном состоянии по

специальному акту-передаче.

Дополнено 22.04.2019

Работа стропальщика, который выполняет обвязку грузов для последующей транспортировки, относится к категории профессий с повышенным уровнем опасности. Нарушение требований к выполнению рабочих задач может привести к причинению вреда здоровью - как самого работника, так и его коллег. Поэтому для данной категории сотрудников предусмотрен специальный порядок проведения обучения. Его основной целью является освоение правильной техники выполнения задач.

Порядок обучения

Общие правила обеспечения безопасности предприятий, на которых используются промышленные подъемные механизмы, определены специальным документом. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Согласно этому документу, особые требования распространяются на предприятия, которые относятся к категории опасных объектов производства. Данная категория организаций обязана проводить подготовку своих сотрудников по правилам, предусмотренным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37. Алгоритм обучения работников в соответствии с этим нормативным документом выглядит следующим образом:

  • проведение учебных мероприятий. Теоретические занятия следует дополнять практической стажировкой, в ходе которой работник сможет в реальных условиях попрактиковать полученные навыки;
  • аттестация сотрудников, в процессе которой сдают экзамен, подтверждая наличие у них навыков, необходимых для безопасного выполнения стропальных работ;
  • оформление документов по результатам аттестации и выдача удостоверения. Наличие такого удостоверения является обязательным в процессе выполнения работ и может быть проверено сотрудниками контролирующих органов.

Периодичность обучения стропальщиков согласно новым правилам, действующим в настоящий момент, зависит от категории предприятия. В компаниях, которые относятся к опасным объектам промышленности, обучение и последующая аттестация должны проводиться каждые 12 месяцев. Перечень таких объектов определяется в соответствии с п. 3 приказа Ростехнадзора № 533. В организациях, которые не входят в эту группу, периодичность аттестации определяется работодателем самостоятельно с учетом специфики деятельности организации.

Периодичность: изменения

После прохождения обучения в аккредитованном учебном центре, работник получает квалификационное свидетельство, которое не продлевается. Удостоверение выдается раз и на всю жизнь. Проверка знаний стропальщиков регламентирована в Положении РД-03-20-2007, утв. приказом от 29.01.2007 № 37. Документ указывает, что работник должен пройти аттестацию после приема на работу, а повторная проверка знаний должна проводиться ежегодно.

Обучение проводится в учебном комбинате или технических училищах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Первичная аттестация проводится комиссией, назначенной приказом по учебному заведению, при обязательном участии инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний проводится не реже одного раза в 12 месяцев

на предприятии комиссией предприятия, участие инспектора при этом не обязательно.

Кроме этого, внеочередная проверка знаний у стропальщиков проводится:

а) при поступлении на новое место работы;

в) при требовании инспектора Госгортехнадзора;

г) при требовании ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

Требования к площадкам для складирования груза.

а) площадка должна быть выровнена и иметь уклон не более 5°;

б) свеженасыпной грунт должен быть утрамбован;

г) иметь безопасные подъездные дороги и проходы для обслуживающего персонала;

д) в зимнее время очищена от снега и наледи и посыпана песком в местах прохода и подхода стропальщиков.

7.Как определяется вылет стрелы крана?

Для этого опускают крюк без груза на землю и замеряют расстояние от оси крана до опущенного крюка.

Правила складирования груза.

Грузы складируются на площадках, предусмотренных проектом производства работ или технологическими картами. Место складирования груза указывает лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Площадка должна быть выровнена, очищена от мусора и иметь уклон не более 5°. Под нижнюю часть груза укладываются подкладки , а между штабелями строго по одной линии, по центру подкладки укладываются прокладки .

9.Как изменяется грузоподъемность крана с изменением вылета стрелы?



Минимальный вылет соответствует максимальной грузоподъемности крана. Максимальный вылет соответствует минимальной грузоподъемности крана.

Грузоподъемность такого крана определяется с помощью указателя грузоподъемности.

10.Габариты складирования грузов.

а) плиты перекрытий - в штабеля на подкладках и прокладках не выше 2,5 м;

б) фундаментные блоки - в штабеля на подкладках и прокладках не выше 2 м;

г) трубы диаметром более 300 мм – в штабели высотой до 3 м в седло без прокладок;

д) стеновые блоки – вертикально в кассетах в один ряд;

е) пиломатериалы - в штабеля на подкладках и прокладках высотой в половину ширины, ширина не более 4 м;

ж) кирпич на поддонах – не более 2 ярусов, максимальная высота складируемого кирпича в клетку не более 1,7 м;

з) трубы диаметром менее 300 мм - в штабеля на подкладках и прокладках высотой не более 3 м с концевыми упорами;

Минимальное расстояние между складируемым грузом и краем траншеи, котлована не менее 1 м;

Подкладки и прокладки должны иметь прямоугольную форму размером выше такелажных петель груза;

Складирование груза на площадку с сильным обледенением не допускается;

Ширина проходов между штабелями грузов не менее 1 м.

Понятие о коэффициенте запаса прочности стропов.

Это абсолютная величина, показывающая во сколько раз разрывное усилие каната больше допустимой максимальной рабочей нагрузки, возникающей в одной ветви стропов. Для стропов стальных канатных коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6.

Для цепных стропов - не менее 4.

Для пеньковых синтетических хлопчатобумажных - не менее 8 .

12.Обязанности стропальщика перед началом работы:

а) получить задание от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

б) подобрать грузозахватные приспособления;

в) проверить наличие бирок или клейма;

г) проверить освещенность рабочей площадки.

13. Перечислите основные приборы безопасности, устанавливаемые на грузоподъемных кранах.

а) ограничители рабочих движений:

1. ограничитель подъема крюковой подвески;

2. ограничитель поворота крана;

3. ограничитель передвижения крана;

4. ограничитель передвижения каретки крана;

5. ограничитель подъема стрелы.

б) ограничитель грузоподъемности крана;

в) указатель грузоподъемности;

г) анемометр- прибор, определяющий силу ветра;

д) креномер- прибор, определяющий угол наклона крана;

е) сигнализатор опасного напряжения;

ж) звуковой сигнал.

Требования безопасности при работе грузоподъемных кранов вблизи ЛЭП.

При работе стрелового самоходного крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередач напряжением свыше 42 В оформляется наряд-допуск, определяющий безопасное производство работ (в двух экземплярах, один из которых выдается крановщику). Место установки крана указывает лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, с записью в вахтенном журнале крановщика. Работы в охранной зоне ЛЭП производятся только с письменного согласования с организацией, эксплуатирующей ЛЭП. Работы в опасной зоне разрешаются только при отключенной и заземленной ЛЭП. Величина опасной зоны и охранной зоны зависит от напряжения ЛЭП.

Назначение и принцип работы ОГП (ограничителя грузоподъемности).

Предназначен для отключения механизмов крана при перегрузке более 10%, срабатывает звуковой сигнал и при этом происходит отключение механизмов грузовой лебедки на подъем, а стреловой лебедки на опускание.

Порядок браковки стальных канатов.

1.Нарушен органический сердечник (обмятие, разрыв и т.д., визуально приводит к уменьшению диаметра каната);

2.Коррозия и износ каната, при которых уменьшается диаметр каната на 7%;

3. Коррозия и износ поверхностных проволочек каната уменьшающих диаметр проволочек на 40%;

4.Деформации: корзинообразная, выдавливание сердечника, прядей или проволочек каната, раздавливание каната, местное увеличение диаметра каната, залом или перегиб;

5.Канат попал под напряжение;

6.Потеря металла в сечении более 17,5%.

Порядок подъема груза.

а) осмотреть груз и убедиться, что он не примерз, не завален, не закреплен;

б) убедиться в том, что на грузе нет незакрепленных деталей;

в) произвести строповку;

г) дать команду крановщику натянуть стропы и при этом убедиться, что груз зацеплен правильно и около груза отсутствуют люди;

д) поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения ветвей каната, тормозов крана и его устойчивости.

е) дать команду на подъем груза, предварительно убедившись, что груз готов к приему, подготовлено место для его установки и отсутствуют люди на пути следования груза.

18.Общие требования к площадкам для установки кранов.

Площадка должна быть выровнена (спланирована), утрамбована с углом наклона не более 3° или менее в зависимости от паспортных данных крана. Установка крана на свеженасыпной грунт запрещается, должна быть произведена предварительная утрамбовка.

19.Правило работы крана под неотключенными контактными проводами городского транспорта.

Работа крана может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

20.Обязанности стропальщика перед горизонтальным перемещением груза.

Необходимо предварительно поднять груз на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов, а также убедиться в отсутствии людей на пути следования груза.

21.Определение грузоподъемности крана по указателю грузоподъемности.

Для этого необходимо опустить стрелу без груза в то место, откуда должен быть поднят груз и сравнить показания указателя шкалы грузоподъемности с истинным весом поднимаемого груза. В случае если поднимаемый груз будет больше для данного вылета, чем указано на шкале указателей, то подъем такого груза запрещается.

22.Браковка цепей.

Цепи бракуются при износе звена на 10% и при его удлинении на 3% от первоначального габарита.

23.Опасная зона работы крана.

Опасная зона зависит от габаритов груза и высоты его подъема и складывается из: вылета стрелы плюс полтора габарита груза плюс расстояние возможного отлета груза (при высоте поднятия груза равного 10 м горизонтальное расстояние возможного отлета груза равна 4 м; при подъеме на 20 м равно 7 м; от 20 м до 70 м равно 10 м).

2. Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

3.Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

4.Выбор стропов для подъема листового металла.

5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза


1. Сроки проведения повторной проверки знаний стропальщиков.

Периодически не реже раза в 12 месяцев;

Внеочередная проверка знаний проводится:

При переходе на другое место работы;

По требованию ИТР по надзору или должностного лица Ростехнадзора.

2. Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

Стропы бывают: канатные, цепные, синтетические (капроновые). По конструкции стропы подразделяются на: одноветвевые, универсальными, облегченные, групповые, комбинированные, бронированные. Стропы могут оканчиваться крюками, струбцинами, карабинами и другими захватами.

Траверса состоит из балки с закрепленной на ней ветвями строп. На крюк крана траверса навешивается при помощи косынки с проушиной, либо гибких или жестких тяг.

Захваты представляют собой рычаги шарнирно соединенные между собой. Подразделяют зажимные (концы рычагов сближаются при движении крюка крана), фрикционные (рабочие пов-ти рычагов взаимодействуют с поверхностью груза за счет сил трения), эксцентриковые (состоят из скобы и одного или двух шарнирно соединенных эксцентрика).

3.Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

Перед перемещением груза следует поднять его на высоту 200-300 мм и проверить надежность строповки. При необходимости её исправления груз должен быть опущен. При перемещении в горизонтальном направлении груз поднимают на высоту выше 0,5 м встречающихся предметов. При перемещении груза стропальщик сопровождает его на безопасном расстоянии. Следит за тем, чтобы груз не зацепился за что-либо и не перемещался над людьми. Если нет возможности сопровождать груз за ним следит крановщик.

4.Выбор стропов для подъема листового металла.

Стропальщик должен производить зацепку листового металла многоветвевым стропом со специальными устройствами в виде струбцин, эксцентриковых захватов. При перемещении пачки Ме под острые ребра подкладывают спец.подкладки (дерево, резина, разрезанная вдоль труба).

5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза

6.1 Укладку и разборку груза стропальщик должен производить согласно карт склади-рования грузов, равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и норм.

6.2 Перед опусканием груза стропальщик обязан:

1.Предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза.

2.На месте установки груза необходимо уложить прочные прокладки (одного размера по высоте), чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза.

3.Снимать стропы и другие грузозахватные приспособления с груза или крюка крана разрешается лишь после опускания и надежной установки груза.

6.3 Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели, крышки канализационных колодцев, на проходы, проезды, а также загромождать подходы к крановым рубильникам, посадочным площадкам кранов, пожарным электрощитам и другие места, не предназначенные для укладки груза.

6.4. Стропальщик не должен устанавливать груз наклонно к стенам зданий, заборам, оборудованию и т. д.

1.Порядок аттестации стропальщиков .

Первичная аттестация проводиться после обучения по соответствующей программе в квалификационной комиссии предприятия с участием инспектора Ростехнадзора. По билетам. Результаты оформляются протоколом с выдачей удостоверения.

2.Схемы строповки грузов (труб, строительных деталей и конструкций) .

На схемах строповки изображается груз, подвешенный с помощью съемного грузозахватного приспособления (строп, траверс и т.п.) к крюку крана. Особенно четко должен быть изображен узел сопряжения съемного грузозахватного приспособления с грузом. При необходимости этот узел изображается отдельно. При строповке груза стропами учитываются масса поднимаемого груза, его габариты, число ветвей стропов и угол их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90.

Схемы графического изображения строповки должны вывешиваться в местах производства работ или выдаваться на руки.

Способы строповки: за петли и отверстия, в обхват.

Многоветвевым стропом поднимают детали и конструкции с большой опорной поверхностью и имеющие несколько петель в ряду а также материалы уложенные в тару.

2-х ветвевым балки, ригели, сваи, блоки, стеновые панели.

4-х ветв. Лестничные марши, площадки, тару

Трубы и др длинномеры зацепляют в двух точках в обхват универсальным или облегченным стропом, либо применяют траверсу.

Объемные элементы траверсой.

3.Меры пожарной безопасности и средства тушения пожаров.

При возникновении пожара на участке, либо ГПМ стропальщик должен отключить источник питания, вызвать пожарную охрану и доложить администрации. Приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.

Углекислотные оу-2 для тушения жидких и твердых веществ а также для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением не более 1000 В.. Горящие смазочные материалы необходимо засыпать песком либо накрыть брезентом. Огнетушитель порошковый ОП-5 предназначен для тушения загораний при воспламенении различных предметов, веществ и оборудования транспортных средств, электроустановок и приборов, находящихся под напряжением до 1000В. Запрещается тушение горящей одежды на человеке всеми видами огнетушителей.. Не допускается струю воды для тушения эл.установок, находящихся под напряжением, т.к. это может привести к поражению эл.током

4.Порядок складирования грузов на открытых площадках баз и складов.

Согласно карте складирования. На предварительно подготовленную площадку (ровную, грунт утрамбован) в зимнее время очищена от снега. Площадка должна быть оснащена дополнительными приспособлениями (кассеты, стеллажами, если не предусмотрены такие приспособления, то груз следует укладывать на прочные подкладки одного размера по высоте.

При укладке груза в штабель между грузами применяться прокладки,чтобы свободно извлечь стропы из-под груза, либо наоборот застропить груз.

Должны быть предусмотрены проходы около 1 м и проезды в соответствии с габаритом транспорта. При складировании груза вблизи ж\д путей расстояние до рельса не менее 2 м при высоте штабеля до 1,2 м, при высоте штабеля более 1,2 метра расстояние должно быть увеличено до 2, 5 метров.В случае складирования груза около козлового крана расстояние по горизонтали от выступающих частей крана до штабелей грузов должно быть не менее 700 мм

Прислонять опирать материалы и изделия к заборам, деревьям, элементам временных и капитальных сооружениям не допускается.

5. Классификация грузов .

Все грузы делятся на группы:

По свойствам грузы делятся на штучные, насыпные или сыпучие, жидкие или наливные.

К насыпным грузам относятся гравий, уголь, песок, колотая стружка, глина, цемент, руда.

Жидкие грузы подразделяются на: опасные и неопасные.

К опасным грузам относятся расплавленный металл, шлак;

К неопасным грузам относятся масла, вода.

По размерам штучные грузы делятся на мелкоштучные, нормально - габаритные, длинномерные громоздкие.

По складированию штучные грузы делятся на штабелируемые и не штабелируемые.

К штабелируемым грузам относятся грузы в ящиках, прокат различного профиля, пиломатериалы, железобетонная продукция, строительные материалы.

К не штабелируемым грузам относятся узлы машин, оборудование.