Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Распространение христианства в мире. Православие по странам Места распространения христианства

Распространение христианства в мире. Православие по странам Места распространения христианства

В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные.

Наиболее распространенная из мировых религий – христианство , которое исповедуют примерно 2,4 млрд человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Второе место по числу верующих (1,3 млрд) занимает ислам (мусульманство ), который объявлен государственной религией во многих странах, расположенных, главным образом, в Азии и Африке. Третье место среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддизму (500 млн), распространённому в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах. Крупными по числу жителей являются исламские государства – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет. В России ислам исповедуют почти 20 млн человек; это вторая по значению и массовости после христианства религия в стране.

Таблица 1. Основные черты географии религий

Религии Главные районы и страны распространения
Христианство (католицизм) Страны Южной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Христианство (православие) Страны Восточной Европы (Россия, Беларусь, Болгария, Сербия, Украина)
Христианство (протестантизм) Страны Западной и Северной Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие колонии Великобритании)
Ислам Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тыва, Калмыкия)
Индуизм Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство Китай
Синтоизм Япония

Интерпретация данных таблицы в региональном плане свидетельствует о следующем: в Зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти в западной и восточной частях Европы, а протестантизм – в Северной, Центральной и Западной Европе. Православие распространено на востоке и юго-востоке Европы.

В Зарубежной Азии распространены все мировые и многие крупные национальные религии. Это, прежде всего, мусульманство, а также буддизм и христианство, которое получило распространение только на Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре. Национальной религией Израиля является иудаизм.

В Северной Африке, в ряде стран, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и, частично, в Эфиопии господствует ислам. В ЮАР среди белого населения преобладает протестантизм. Во всех остальных странах Африки, как правило, представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной и Южной Америках господствует христианство в двух его формах – протестантизм и католицизм. Например, в США большую часть верующих составляют протестанты и католики. В Латинской Америке преобладает католицизм. Благодаря этому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

Христианство и его

распространение в мире.


План.

Введение

1. Происхождение христианства

3. Борьба за образ Христа

4. Соперники христианства

5. Епископы и их власть

6. Император Константин

7. Православие.

8. Католицизм.

9. Протестантство.

10. Распространение христианства

11. Христианство в наши дни.

Заключение


Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от грече­ского Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Биб­лия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христиан­ской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объеди­няющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автоном­ных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, ме­тодисты, адвентисты и другие.).

Происхождение христианства

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. Его родство с иудаизмом, как уже говорилось, проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельст­вуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания ско­рого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Отно­сительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бес­перспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между рим­скими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обога­тившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обез­доленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда ис­купить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христи­анство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако ис­тория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшест­вующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную куль­турно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христи­анством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конг­ломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Фи­лона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Се­неки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматри­вающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фи­лона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не сущест­вует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о по­каянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взгля­дам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общитель­ности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаим­ную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое пра­вило морали, которое звучало следующим образом:

“Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше”

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

“И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуаль­ной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенст­вование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианство различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. Ока­залось, что даже сообщаемые ими сведения вызывают сомнения. Ведь установлено, что они не из первых рук, хотя лица, считающиеся их авторами, должны были все рассказанное там знать по личным наблюдениям. Между тем эти якобы очевидцы событий, а также их друг и летописец Лука - все они использовали чужие источника. Так, например, Матфей и Лука включили в свои Евангелия почти весь текст Марка и т.д.

Сегодня мы знаем уже, чем это объяснить. Евангелия написаны не Матфеем, не Марком, не Иоанном и, быть может, даже не Лукой. Их создали или собрали из разных письменных источни­ков и устных преданий другие, неизвестные нам авторы, чьи подлинные имена мы, должно быть, так никогда и не узнаем. Даже католическая церковь вынуждена была признать, что вопрос об авторстве Евангелий отнюдь не закрыт, и нельзя возражать против дальнейшего научного иссле­дования этой проблемы. Участники 2 Ватиканского собора, обсуждая “Конституцию об открове­нии”, отвергли большинством голосов следующий пункт: “Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн”. Вместо перечисления этих имен решили вписать - “свя­тые авторы”.

Распространение христианства в мире

христианство государственный религия


Зарождение христианства. Строй, развлетвение веры


Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи.


Укрепление веры в Римской Империи


Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249-251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253- 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284-305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви.

Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. На соборе был выработан «Символ веры» - краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убийством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством. Попытка при одном из преемников Константина - императоре Юлиане (361 - 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к язычеству успеха не имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло. Император Феодосии I (379-395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. 3.Распостронение веры в Мире.


Попытки принятия веры Готами и Вандалами


В 375 году готский король Винитарий неожиданно напал на славян-антов, казнил их вождя Буса с сыновьями и 70 старейшин. Мучительная казнь славян больше походила на жертвоприношение. Они были распяты. Что касается христиан-вандалов, то их религиозное изуверство вошло даже в обиходную речь - вандализм. Своё христианство они доказали безжалостным уничтожением римской языческой культуры. В 496 году франки обращаются в христианство по римскому образцу. Их король, Хлодвиг также с ним крестились и 3000 солдат. Принятие новой веры не укротило нравов франков. Хлодвиг тем не менее продолжал истреблять своих соперников. Долгие десятилетия братоубийственных войн между готами и франками изматывали эти родственные германские племена. Кагал подбросил настолько запутанную религию, что она словно бы специально была призвана плодить течения, борющиеся между собой, вовлекающие в кровопролитные войны другие народы.


Принятие Великой Арменией веры


В начале IV века <#"justify">Приход веры на территорию Северной Шотландии


В 560 году христианство пришло в Северную Шотландию. Примерно в то же время его принимают ломбарды-жители Северной Италии, а на берегах Лемана - Женевского озера - возникает христианское государство Бургундия.

В 598 году обращается в христианскую веру англосаксонский король Этельберт Кентский, своей столицей он избирает Кентербери.


Принятия веры в некоторых странах территории северной Европы


В 630 году к христианскому миру присоединяются Фландрия (старое название Бельгии) и Нидерланды, чуть позже - Бавария.

В VIII веке английские монастыри стали выпускать ревностных проповедников христианства, уезжавших на материк Европы. Одним из них стал епископ Бонифаций, основатель первых монастырей в Германии. В Гессене он лично срубил дуб бога Вотана, «чтобы показать безсилие демона». Большинство приняло христианского бога, но признало лишь его первенство над другими и втайне продолжало чтить своих богов. Увлекаясь своим рвением распространять христианскую веру, Бонифаций в итоге доигрался. В 75 лет он поехал проповедовать христианство в страну фризов (северо-восток Голландии). В палатке, где он ждал новообращённых, его настигли враждебные ему язычники и прикончили его в 755 году. Но в IX веке крещение распространяется на всю Германию.

Чуть раньше христианство утвердилось во Франконии (область восточных франков).

В 772 году король Карл приступил к обращению в христианство северногерманского племени саксов. Они стойко держались за язычество, оберегая в нем свою независимость. Какрл начал со сруба огромного дерева Ирменсуля, который язычники называли «опорой мироздания». Разрознённые по областям и деревням саксы не оказывали сопротивления, пока в их стране находилось франкское войско. Но как только Карл уходил, они разрушали церкви и изгоняли епископов.

Обе наследницы Рима - христианская империя Карла и Византия продолжали христианизацию вольнолюбивых народов. Король Карл был назван церковью "Великим" за то, что вторгаясь в чужие земли подунайских и прибалтийских славян, поголовно истреблял их, не щадя никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Сам характер нападения был похож на ветхозаветные карательные войны. За всю свою жизнь Карл совершил более 50 походов, из которых поражением закончились только 2.Особенно прославилось в борьбе с христианами племя велетов. Византийский император Юстиниан II уничтожил независимое славянское государство Склавинию на Балканах.


Попытка крещения первых русов


В 860 грек Аскольд крестит в Киеве первых руссов. Но широкого распространения христианство в Киеве и окрестностях еще не получило. В 882 году после «крещения Руси» произошло «раскрещивание Руси». Известно, что мать Святослава, княгиня Ольга, была христианкой. И Аскольд, и Дир, и Ольга - все приняли крещение в Византии. Однако новая вера еще не зарождалась Русь.


Распространение религии на территории Балкан


В 863 году крестился моравский князь Ростислав. Моравия наполнилась «просветителями». Вслед на Ростиславом христианство перекинулось на чешские земли, в которых княжил Борживой.

В 864 году в Болгарии выдался неурожай. К голоду добавились болезни, приводящие к мору. Услужливые византийцы убедили болгарского царя Бориса в том, что голодомор произошел «за грехи». А для подкрепления своих слов, чтобы еще пуще убедить царя принять «свет истинного учения», ввели в страну свои войска и силой заставили болгар креститься.

В конце 60-х годов IX века христианство распространилось в Сербии и Хорватии. К X веку в подчинении христианства оказались черные хорваты, хорутане (словенцы), таврические русы, а также донские славяне.


Утверждение веры в Польше


В Польше христианство утверждается в 966 году при князе Мешко I (963-992 гг). Пока Польша оставалась языческой страной, она процветала. Приняв христианство при папе Иоанне XIII (965-972 гг), она впала в нищету. Мешко приказал разрушить идолов, которым столь истово поклонялся прежде, конфисковал имущество подданных, продолжавших упорно отстаивать старую веру, и распорядился кое-кого из них отправить на костер. Этот фанатик, послушное орудие в руках первосвященника, подарил святому престолу немалые суммы на постройку новых церквей. Несчастную Польшу разграбили, расхитили, разорили во имя интересов римского двора. Князь Мешко разделил славян на западных и восточных. Польские земли оказались под покровительством папы римского.


Крещение Руси


В 988 году князь Владимир приступает к давно намеченной цели - крещению Руси. В четвертый раз, начиная с Аскольда. В «церковном уставе святого Владимира" от 989 года волхвам и ведуньям предусмотрено наказание - сожжение на костре. Сам характер христианизации и карательные походы Владимира опять-таки напоминали ветхозаветный геноцид.


Введение веры в Норвегии и Швеции


В Норвегии христианство распространяет король Трюггви. Его сын, а впоследствии король Олаф Трюгвессон (997-1000 гг) продолжит дело отца. Первая волна крещения результатов не дала. Повсюду попытки ввести новую религию решительно отвергались народом. Норвежский конунг Хакон Добрый, правивший в середине X века, предложил креститься и получил решительный отказ нами, откажемся от тебя и выберем себе другого вождя, который будет так править нами, что мы сможем свободно исповедовать ту веру, какую хотим».Олаф Трюгвессон силой оружия внедряет христианство и смиряет народ.

В Швеции христианство принял король Улоф Шётконунг в 1008 году, окончательно оно утвердилось лишь в 1248 году, а Великое княжество Литовское оставалось языческим вообще до конца ХIV века.

Западная и Восточная церкви действовали самостоятельно и независимо друг от друга. Западная втянула в круг своего влияния все романские и германские народности, из славян - хорватов, чехов и поляков. Восточная - болгар, сербов и русичей. Между этими большими районами оставалась маленькая область, не достигшие христианами - земли, лежащие к востоку от Балтийского моря, между низовьем Вислы и Финским заливом. Там были языческие финские племена эстов и литовско-латышские племена. Но после 1200 года христианизация настигла и их.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В большинстве стран современного мира государственной религии нет вообще: все религии (кроме запрещенных деструктивных культов) равны перед законом, государство не вмешивается в их дела. Такие государства светскими, или секулярными. Принадлежит к их числу и Российская Федерация. С этой точки зрения называть Россию «православной », а Италию – «католической» можно только с точки зрения исторически сложившихся религиозных традиций.

Но существуют и такие страны, в которых статус той или иной религии закреплен законодательно.

Самое первое христианское государство

Нередко самым первым государством, в котором христианство обрело статус государственно религии, называют Византию, но это неверно. Миланский эдикт императора Константина Великого, открывшего путь к становлению Византии как христианского государства, относится к 313 году. Но за 12 лет до этого события – в 301 году – христианство было официально признано в Великой Армении.

Данному событию способствовала позиция царя Трдата III. Согласно преданию, этот царь поначалу был настроен решительно против христианской веры. Своего приближенного св. Георгия Просветителя он посадил в тюрьму за отказ принести жертву богине Анаит. Впоследствии царь серьезно заболел. Во сне его сестре явился ангел и сказал, что исцелить Трдата может только Григорий, а царь должен стать христианином. Так оно и случилось, и Трдат III после этого случая начал по всей стране борьбу с язычеством.

В современной Армении сохраняется особый юридический статус Армянской Апостольской как национальной религии.

Христианские государства современного мира

Христианство существует в виде , католицизма и различных направлений протестантизма.

Католицизм имеет статус государственной религии в Аргентине, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Сальвадоре, а также в нескольких карликовых государствах Европы: Монако, Сан-Марино, Лихтейнштейне и, разумеется, в Ватикане, где находится резиденция Папы Римского.

Статус православия как «господствующей религии» обозначен в конституции Греции.

Лютеранство имеет официальный статус Дании и Исландии.

В ряде случаев та или иная христианская конфессия является государственной не для всей страны в целом, а для определенной ее части. Католицизм имеет статус официальной религии в некоторых кантонах Швейцарии, а англиканство – в Англии, но не в других частях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Некоторые страны формально являются светскими государствами, но фактически христианские конфессии имеет в них особый статус. Болгарская конституция определяет Православие как «традиционную религию» страны, а конституция Грузии подчеркивает «исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии».

В Норвегии и Швеции, несмотря на отделение церкви от государства, король остается главой церкви, а в Норвегии лютеранские священнослужители приравниваются к государственным служащим. В Финляндии ни одна религия государственной не является, но существуют особые законы, регулирующие деятельность лютеранской церкви. Аналогично обстоит дело и с Православной церковью в этой стране.

В Германии церковь отделена от государства, но финансовые управления федеральных земель взимают налог в пользу религиозных общин. Таким правом пользуются римско-католические и старокатолические общины, евангельские земельные церкви. Налог взимается на основании принадлежности к какой-либо религиозной общине, которую надлежит регистрировать в паспортном столе.

Которая является на сегодняшний день лидером по числу приверженцев. Его влияние колоссально. Территория распространения христианства охватывает весь мир: оно не оставило без внимания ни один уголок на земном шаре. Но как оно появилось и благодаря чему получило такой успех? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Мессианские чаяния древнего мира

Для начала обратимся к религиозной атмосфере мира на рубеже нашей эры. Речь идет, конечно же, об Ойкумене - греко-римской цивилизации, ставшей колыбелью современной Европы и человечества в целом. В то время наблюдались сильное напряжение и интенсивный религиозный поиск. Официальная религия Рима мало устраивала людей, которым хотелось глубины и мистерий. Поэтому они обращали свое внимание на восток, ища там каких-то особенных откровений. С другой стороны, расселившиеся по всему миру евреи несли всюду идею о скором пришествии мессии, который изменит лицо мира и перевернет историю. Он станет новым откровением Бога и спасителем человечества. В империи во всех отношениях зрел кризис, и людям как раз был нужен такой спаситель. Поэтому идея мессианства витала в воздухе.

Бродячие проповедники

Разумеется, в ответ на запрос эпохи появилось множество пророков и проповедников, которые объявляли себя сынами божьими и предлагали спасение и вечную жизнь своим последователям. Некоторые из них были откровенными мошенниками, другие искренне верили в свое призвание. Среди последних наблюдалось действительно немало великих людей, ярким примером которых может служить Аполлоний Тианский. Но все они организовывали свои локальные общины, школы, затем умирали, и память о них стиралась. Лишь одному такому странствующему учителю повезло больше других - еврею Иисусу.

Появление Иисуса

О том, где родился и какой образ жизни вел до своего выхода на проповедь Иисус, впоследствии известный как Христос, нет никаких достоверных данных. Библейские рассказы на этот счет христианами принимаются на веру, но степень их исторической достоверности не очень высока. Известно только, что родом он был из Палестины, принадлежал к еврейской семье и, возможно, к какой-то околоиудейской секте, вроде кумранитов или ессеев. Затем он вел странствующий образ жизни, проповедовал мир, любовь, скорое пришествие царства Божьего и, как это утверждается в Новом Завете, считал себя обещанным еврейскими пророками мессией. Впрочем, считал ли он таковым себя сам или эту роль ему навязали его последователи, - вопрос спорный. В конце концов, близ Иерусалима Иисуса распяли римские власти по настоянию иудейского духовенства. А дальше началось самое интересное.

Возникновение и распространение христианства

В отличие от его коллег по цеху - спасителей человечества, Иисуса не забыли. Ученики Христа провозгласили тезис о том, что он воскрес и был вознесен на небо. С этой вестью они обошли сначала Палестину, а затем сосредоточили свое внимание на других городах империи. Именно это учение о посмертном воскресении Иисуса стало предметом проповеди, которая в дальнейшем обеспечила столь устойчивую позицию в империи, которую имело христианство. Территория распространения его простиралась от Британских островов до Индии. И это только в первый век его существования.

Апостол Павел

Но особенно потрудился на поприще проповеди Именно он, что называется, доктринально «сделал» христианство. Территория распространения его влияния охватывала большую часть империи. Начав с Антиохии, он дошел впоследствии до Испании и Рима, где и был убит по приказу Нерона. Везде он основывал общины, которые росли, как грибы после дождя, множились и утверждались во всех провинциях и столице.

Официальная религия

Распространение христианства в мире проходило поэтапно. Если в первый период его существования христиан гнали и дело проповеди держалось на голом энтузиазме и глубоком религиозном рвении его адептов, то после 314 года, когда император сделал христианство государственной религией и идеологией, размах прозелитизма приобрел невиданные доселе масштабы. Христианство, территория распространения которого охватило всю империю, как губка, впитало в себя основную массу жителей - ради карьеры, налоговых льгот и т.д. люди принимали крещение десятками тысяч. Затем, вместе с торговцами оно стало распространяться и за пределы империи - в Персию и дальше.

Патриарх Несторий

Осужденный как еретик и изгнанный из Константинополя патриарх Несторий возглавил новую формацию в церкви, известную как несторианская церковь. На самом деле это были его последователи, которые, будучи изгнанными из империи, присоединились к сирийским верующим и в дальнейшем развернули грандиозную миссию, пройдя со своим учением практически весь Восток, проповедуя христианство. Территория распространения их влияния покрывает все восточные страны, включая Китай, вплоть до пограничных территорий Тибета.

Дальнейшее распространение

Со временем миссионерские очаги покрыли всю Африку, а после открытия Америки и Австралии - и их. Затем уже из Америки христианские проповедники отправились покорять Азию и территории Индостана, а также другие затерянные в дали от цивилизации уголки мира. На сегодняшний день в этих местах все еще ведется активная миссионерская работа. Впрочем, после значительные христианские территории были для церкви утрачены и глубоко арабизированы и исламизированы. Это касается огромных территорий Африки, Аравийского полуострова, Кавказа, Сирии и др.

Русь и христианство

Распространение христианства на Руси началось примерно в 8 веке, когда на славянских территориях были основаны первые общины. Их утверждали западные проповедники, и влияние последних было невелико. Обратить Русь по-настоящему впервые решил языческий князь Владимир, который искал надежную идеологическую скрепу для разобщенных племен, родное язычество которых не удовлетворяло его запросам. Впрочем, не исключено, что и сам он искренне обратился в новую веру. Но никаких миссионеров не было. Ему пришлось осадить Константинополь и попросить руки греческой принцессы, чтобы его окрестили. Только после этого в русские города были отправлены проповедники, которые крестили население, строили храмы и переводили книги. Некоторое время после этого наблюдалось языческое сопротивление, восстания волхвов и так далее. Но через пару сотен лет христианство, территория распространения которого охватила уже всю Русь, победило, и языческие традиции канули в лету.