МОУ « Поротниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята на методическом Утверждаю.
объеденении естественно - Директор школы________ ()
математического цикла. Приказ № ____ от «____» _______ 200__г.
Протокол №____
от «______» _______ 200___ г.
Руководитель МО:
Практикум по биологии
Программа по элективному курсу
« Практикум по биологии» (17 часов).
Пояснительная записка.
Программа предназначена для 8 класса.
В практикум включены разнообразные практические и лабораторные работы по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Работоспособность человека», «Обмен веществ и энергии», «Нервная система», «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность».
Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Цель: подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками.
Задачи:
1. научить планировать и проводить практические работы, наблюдать их результаты и фиксировать наблюдения;
2. сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
3. использовать анатомический материал в воспитании санитарно-гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с учетом особенностей детского организма.
Учащиеся должны знать:
1. основные методы изучения функций организма;
2. возрастные и половые особенности организма человека;
3. влияние вредных факторов и привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом;
4. термины: антропометрия, соматометрическое исследование, функциональная проба, дневник самоконтроля
Учащиеся должны уметь:
1. проводить исследования здоровья человека;
2. вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;
3. обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм;
4. использовать анатомические знания для формирования культуры ЗОЖ.
Тематический план курса
Тема | Практические работы | Количество часов |
Опорно-двигательный аппарат Сердечно-сосудистая система Система органов дыхания Работоспособность человека | « », |
Тема | Практические работы | Количество часов |
Обмен веществ и энергии Нервная система Анализаторы Высшая нервная деятельность |
Тема 1. Опорно-двигательный аппарат (2 часа)
Двигательная активность и физическое развитие человека. Взаимосвязь скелета и мышц для решения проблемы здоровья человека. Антропометрические исследования: соматометрические, физиометрические, соматоскопические.
Практические работы: « Соматометрические исследования», «Оценка гибкости тела», «Определение степени развития мускулатуры», «Пропорции телосложения», «Правильная осанка», «Определение плоскостопия», «Координация движений».
Тема 2. Сердечно-сосудистая система (2 часа)
Особенности кровообращения и работы сердца. Нервная и гуморальная регуляция кровообращения. Основные свойства сердечной мышцы. Дозированное воздействие на организм человека в стандартных условиях.
Практические работы: «Определение пульса», «Регуляция работы сердца», «Периферическое кровообращение», «Ортостатическая проба», «Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа».
Тема 3. Система органов дыхания (2 часа)
Дыхание – совокупность физиологических процессов. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Особенности внешнего дыхания. Влияние условий внешней и внутренней среды на дыхание человека.
Практические работы: «Дыхательные движения», «Жизненная емкость легких», «Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки».
Тема 4. Работоспособность человека (2 часа)
Физическая работоспособность человека. Простые и сложные методы определения работоспособности. Функциональные пробы на сердечно-сосудистую и дыхательные системы.
Практические работы: «Определение физической работоспособности по отдышке», «Проба Руфье-Диксона», «Гарвардский степ-тест».
Тема 5. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой – неотъемлемое свойство любого организма. Интенсивность обмена энергии в организме. Измерение энергетических затрат организма.
Практические работы: «Составление пищевого рациона», «Расчет энергозатрат», «Контроль температуры тела в течении дня».
Тема 6. Нервная система (3 часа)
Значение ЦНС в организме. Роль нервной системы в регуляции и координации жизнедеятельности. Свойство нервной системы – возбудимость. Рефлекторные реакции и сложные поведенческие акты.
Практические работы: «Исследование рефлекторных реакций человека», «Исследование состояния вегетативной нервной системы», «Вегетативная нервная система», «Продолговатый мозг», «Средний мозг», «Мозжечок», «Промежуточный мозг», «Большие полушария головного мозга», «Безусловное торможение».
Тема 7. Анализаторы (2 часа)
Роль анализаторов в восприятии внешней и внутренней информации и передачу ее и анализ в высшие отделы мозга. Строение анализаторов. Адекватные и неадекватные раздражители рецепторов.
Практические работы: «Глазные мышцы», «Изменение размера зрачка», «Строение сетчатки», Определение остроты зрения», «Функциональное состояние вестибулярного анализатора», «Исследование тактильной чувствительности».
Тема 8. Высшая нервная деятельность (2 часа)
Изучение психических функций у человека. Проявления психической деятельности: ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и воля.
Практические работы: «Выявление объема кратковременной памяти», «Образная память», «Внимание», «Внимание и работоспособность», «Объем внимания», «Логическое мышление», «Смысловая память», «Работоспособность», «Влияние позы на результат деятельности».
Литература
Маш проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.-160 с.
Лабораторные работы
к курсу «Биология 8 класс»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Каталитическая активность ферментов"
Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.
Оборудование: 1) 2 пробирки
2) флакон с водой
3) сырой и вареный картофель
4) перекись водорода (3%)
Ход работы:
1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.
2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую - столько же вареного.
3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.
Оформление результатов:
Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Схематично зарисуйте опыт.
Как называется вещество, ускоряющее химическую реакцию?
Что такое фермент? В каких условиях он действует?
Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме «Ткани человека под микроскопом"
Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности
Оборудование: 1) микроскоп
2) микропрепараты:
* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,
* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.
Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.
Сделайте вывод , перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Строение костной ткани"
Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей.
Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»
2) наборы позвонков
Ход работы:
1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?
Оформление результатов:
зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.
Сделайте вывод , сравнив плоские и трубчатые кости.
Как доказать, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани?
Сравните строение хрящевой и костной ткани.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение позвоночника"
Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.
Оборудование: 1) наборы позвонков человека
Ход работы:
Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.
Сколько позвонков в каждом отделе?
Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.
Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.
Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.
Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Строение позвоночника.
Отделы позвоночника | Количество позвонков | Особенности строения |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"
Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией
Оборудование: 1) микроскоп
2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь
лягушки»
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе .
2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.
Оформление результатов:
зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки
Сделайте вывод , сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"
Цель: выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Оборудование: 2 колбы с известковой водой
Ход работы:
Вспомните процентный состав воздуха. Каков % кислорода и углекислого газа в воздухе классного помещения?
Рассмотрите прибор. Прозрачна ли жидкость в обеих пробирках?
Сделайте несколько вдохов и выдохов через мундштук, определите в какую пробирку идет вдыхаемый и выдыхаемый воздух? В какой пробирке вода помутнела?
Сделайте вывод из опыта.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского
Лабораторные работы по биологии
8 класс
(углубленное изучение)
Пособие для учителя и учащихся
Составитель – Мажара Е.Г.,
учитель биологии
Аманкарагай
Лабораторная работа № 2.
Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.
Цель: изучить строение клетки и тканей организма человека под микроскопом.
Оборудование: таблица «Строение клетки и органоидов», учебник.
Ход работы.
1
. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:
2. Заполните таблицу:
Структурная система ядра
Структуры
3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?
Р
аспространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)
Оценка результатов В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы:
1. Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
2. Измерение окружности грудной клетки
Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.
3. Определение массы тела
Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Примечание : Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек).
Полученный результаты оформляются в следующей форме:
Испытуемый
4. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.
1. Письменно ответьте на следующие вопросы:
Что такое иммунитет, какие бывают виды иммунитета?
Какие клетки в организме отвечают за иммунные реакции?
Чем отличается иммунитет у детей?
Что такое иммунизация и для чего она проводится?
2.Заполните таблицу:
Виды иммунитета
3.Сделайте вывод.ЧСС в состоянии покоя
5. Сделайте вывод.
Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.
Оценка результатов Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.Лабораторная работа № 20.
Тема: Составление пищевого рациона подростка.
Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.
Ход работы:
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: – калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет
2. Результат расчетов занесите в таблицу.
3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.
Состав суточного пищевого рациона
Режим питания
Общие выводы:
Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.
При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.
Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.
Состав пищевых продуктов и их калорийность
Название продукта
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков
Возраст, лет
Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )
Возраст, лет
Выделительная система.
Органы
Этапы мочеобразования
Лабораторная работа №4 по биологии 8 класс (ответы) - Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб
Форма тела обтекающая. Тело покрыто тонкими костными пластинками, которые называются чешуя. Они расположены черепицообразно по ходу течения воды. Рыба на ощупь холодная, скользкая. В коже рыбы расположены пигментные клетки, придающие телу окраску. Обычно на спине окраска более насыщенная, а на брюшке светлее.
Голова соединяется с туловищем подвижно/неподвижно (нужное подчеркните). Это придает телу рыбы прочность и устойчивость. По бокам головы за парными глазами расположены периодически приоткрываемые жаберные пряники, которые создают ток воды через жабры.
Какие из них парные?
Грудные и брюшные.
Какие непарные?
Спинной, хвостовой и анальный.
Функции руля и поступательного движения вперед у рыб выполняет хвостовой плавник. Когда рыба стоит на месте, плавники подвижны /неподвижны (нужное подчеркните).
Что помогает рыбе держаться спиной вверх и придает ей устойчивость?
Спинной и анальный плавники.
С помощью чего рыбы осуществляют повороты, погружение в воду и всплытие?
Грудные и брюшные плавники.
Что помогает рыбе преодолевать сопротивление воды?
У окуня брюшко светлое, а спина темная. Чем это можно объяснить?
Разной пигментацией клеток, которая должна быть сходной со средой.
Органы зрения - глаза. Они снабжены/не снабжены веками (нужное подчеркните). Органы обоняния имеют вид парных мешочков, открывающихся наружу ноздрями. Осязательную функцию выполняют боковая линия, иногда губы, усики и плавники.
Своеобразный орган чувств рыбы - боковая линия, которая тянется вдоль тела и воспринимает направление и давление воды.
Рассмотрите при помощи лупы чешуи, идущие по средней линии вдоль боков тела. Обратите внимание на точки - отверстия, идущие в каналы органов боковой линии.
Сделайте вывод. В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:
После дождя клев рыбы заметно усиливается. Чем можно объяснить этот факт?
После дождя рыба активнее, т.к. в воде увеличивается количество пищи.
Какие приспособления сформировались у акул в процессе эволюции в связи с питанием крупной подвижной пищей?
Торпедообразная форма тела, острые зубы.
Каким образом связаны со средой обитания следующие особенности сазана: широкое тело, малая подвижность, наличие прочных глоточных зубов, способность выдвигать рот в виде трубочки?
Средой обитания являются водные заросли, где жертву нужно караулить.
Лабораторные работы по биологии человека 8 класс.
Лабораторная работа № 2
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления
Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других
предметов для раздражения кожи и век недопустимо.
Ход работы
1.Осторожно прикоснитесь рукой
а) к наружному углу глаза,
б) к внутреннему углу глаза,
В) к ресницам,
Г) к бровям,
Д) к коже век,
Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, знаком «+»
2.Результаты оформите в виде таблицы.
3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении некоторых областей?
4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?
5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
6. Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 3
Коленный рефлекс
Пояснение: (Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге.)
Ход работы
1.Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой.
2.Запишите свои наблюдения.
3.Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.
4. Укажите функцию каждого звена.
5. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №4
Микроскопическое строение кости.
Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».
Ход работы
1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань.
2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества.
5. Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости.
Лабораторная работа №5
Мышцы человеческого тела
Оборудование: учебник
Ход работы
1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68), определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.
2.Результаты оформите в таблице.
3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как синергисты и как антагонисты
Антагонисты | Синергисты |
4.Сделайте выводы.
Лабораторная работа №6
Выявление нарушения осанки
Ход работы.
1. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки
касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.
Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь-
осанка нормальная.
2. Сделайте вывод: Есть ли у вас нарушение осанки?
Если есть, предположите, каковы причины?
Лабораторная работа №7
Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.
Ход работы.
1. Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.
2. Соедините две найденные точки прямой линией. Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (стр.74,рис39).
3. Сделайте вывод: Есть ли у вас плоскостопие?
Если есть, предположите, каковы его причины?
Предложите упражнения, предупреждающие плоскостопие.
Лабораторная работа №8
Утомление при статической работе
Оборудование: секундомер, груз массой 4-5 кг.
Ход работы
1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. Включите секундомер.
2. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.
3. Результаты оформите в таблице.
Статистическая работа | Признаки утомления | Время |
Отсутствие утомления | Рука с грузом неподвижна | |
Первая фаза утомления | Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место | |
Вторая фаза утомления | Дрожание рук, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение | |
Предельное утомление | Рука с грузом опускается; опыт прекращается |
4. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №9
Микроскопическое строение крови человека и лягушки
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300х).
Цель: Изучить строение крови человека и лягушки.
2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Ход работы
1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2. Рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.
Задание:
1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
3. Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4. Запишите выводы:
Чья кровь- человека или лягушки - переносит больше кислорода. Почему?
В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
Лабораторная работа №10
Функция венозных клапанов
Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Ход работы.
1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту
Положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.
2.Сделайте выводы:
Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
В какой руке венозные клапаны были закрыты?
Лабораторная работа №11
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих
Кровообращение.
Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки. Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.
Ход работы.
1. Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой.
Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца.
2. Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Палей кажется каким-то ватным.
3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.
Что достигается этим приемом?
4. Сделайте выводы:
Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?
Почему ткани пальца уплотнены?
Как проявляются признаки кислородной недостаточности? -
Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?
Лабораторная работа №12
Определение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа Оборудование: линейка, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы
1. Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается (стр. 117, рис.56.А). Запишите результат.
2. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь.
3. Рассчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле
V=S/t , где
S- длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,
T- время, которое ей для этого потребуется.
4. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах.
5. Сделайте вывод:
Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?
Лабораторная работа № 13
Опыты, выясняющие природу пульса
Цель: доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Пояснение: Чтобы доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови, но так, чтобы стенки артерий продолжали колебаться.
Ход работы.
1.Найдите пульс на лучевой артерии. Наметьте точку a , ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет то точки b к точке a ( рис 56,Б, стр. 117). 2. Зажмите артерию в точке a . Движение крови на участке ba будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b , будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться.
3. Теперь зажмите артерию в точке b . Вы не только остановили кровь, но и прекратили распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти
Через участок b . В этом случае, в точке а пульс ощущаться не будет .
Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
Лабораторная работа №14
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
Оборудование:
Ход работы.
1. Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии, у основания большого пальца, для чего 2, 3и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. 2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите пульс за 1 минуту. Определите показания за 1 минуту. 4.Свои результаты оформите в виде таблицы.
Пояснение (Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, если больше, чем наполовину - результаты неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты).
6. Сделайте вывод :
Работа собственного сердца в состоянии покоя и при нагрузке. - почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?
Лабораторная работа №15 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха Оборудование: сантиметровая лента.
Ход работы 1.Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.
2.Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат. 3. Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат. 4.Оцените свои результаты.
5.Сделайте вывод.
Пояснение: (В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см).
Лабораторная работа № 16
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
Пояснение
(Проба проводится в положении сидя).
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4. Отдохните 5-7 минут.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
7. Оцените свои результаты.
Пояснение:
(Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие – хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек).
Лабораторная работа №17
Действие ферментов слюны на крахмал
Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.
Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички (ватные палочки), блюдце, вода, йод(5%).
Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.
Ход работы.
1.Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
2.Намотайте на спичку вату (можно взять ватную палочку), смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.
3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.
4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.
6. Сделайте вывод.
Объясните результаты опыта.
Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?
Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?
Лабораторная работа №20
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем
Энергетического обмена по результатам функциональной пробы с
Задержкой дыхания до и после нагрузки.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой .
Ход работы 1. В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыхание перед опытом не допускается!). 2.Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат (А). Отдохните 5 мин.
3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.
4.Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.
5.Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запишите результат(B).
6.Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).
7.Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100% 8.Оцените свои результаты (таблица стр.197 учебника).
9. Сделайте вывод. 10.Ответьте на вопросы.
Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? - Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?
Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?
Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?
Лабораторная работа №19
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Оборудование: калькулятор
Пояснения. При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
1) калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
2) необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
3) наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед-40 - 50% и ужин 15-20% от общей калорийности)
4) продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
5) в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
Потребность детей в калориях в зависимости от возраста
Калорийность пищевых продуктов.
Продукт | Калорийность, ккал |
ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КРУПЫ, СЛАСТИ Хлеб: ржаной Пшеничный Батон сухари печенье пирожные пирожки печеные макаронные изделия Крупы: овсяная гречневая, манная, рис Сахар Шоколад Халва Пастила, зефир Варенье МЯСО, РЫБА, ЯЙЦА Мясо Птица Ветчина Колбаса вареная Сосиски Судак, треска Окунь Икра Яйцо 1 шт. ЖИРОВЫЕ ПРОДУКТЫ Масло : сливочное растительное Маргарин МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ Молоко, простокваша, кефир Сметана Творог : жирный нежирный Сырки творожные сладкие Сыры : твердые плавленые Молоко сгущенное с сахаром ОВОЩИ, ФРУКТЫ ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ОРЕХИ Огурцы Картофель Морковь Свекла Капуста Лук репчатый Грибы Ягоды (вишня, земляника, малина, крыжовник, смородина и др.) Виноград Бананы Арбуз Абрикосы, апельсины, лимоны НАПИТКИ Сладкие фруктовые воды Хлебный квас Минеральная вода |
Ход работы
1 . Составьте суточный пищевой рацион для вашей возрастной группы, используя таблицу калорийности пищевых продуктов.
2. Результаты расчетов занесите в таблицу
3. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №20
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.
Ход работы
1). Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным указательным
пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Проделайте
то же самое с левой рукой.
Пояснение. (Чтобы совершить это движение и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность
и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение по заданной траектории. В этом движении участвуют 33
мышцы, каждая из которых должна в определенное время включиться
И выйти из работы).
2). Сделайте вывод:
Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?
Лабораторная работа №21
Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий
изменения тонуса симпатической и парасимпатической
автономной нервной системы при
раздражении.
Пояснение. (Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические нервы их расширяют.)
Ход работы.
1. Ногтем проведите по коже. Почему вначале появляется белая полоска, а спустя некоторое время - красная? Объясните, почему через некоторое время эта полоска исчезает и никаких следов от раздражения не остается.
2. Сделайте вывод.
Лабораторная работа №22
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с
бинокулярным зрением.
Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги .
Ход работы. Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия- «дырка в ладони» .
Лабораторная работа №23
Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения
Старого и образования нового динамического стереотипа.
Ход работы
1. Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
2. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах .
3. Постройте график. На оси X отложите порядковый номер попытки, на оси У - время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
4. Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.
5.Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др. 6. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.
7. Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Сделайте выводы:
Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
В чем выражалась «борьба» между стереотипами - вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
Лабораторная работа №24
Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис 119, стр. 293), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с. И результат удвоить.
Ход работы
Опыт №1 .
Определение устойчивости непроизвольного внимания
Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.
Опыт №2.
Удержание образа произвольным вниманием.
Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занесите в таблицу.
Опыт №3
Определение устойчивости внимания при активной работе
с объектом.
Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.
Сделайте выводы:
При каких условиях наблюдается наибольшее число колебаний внимания?