Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Определить физическое развитие по антропометрическим данным. Презентация на тему определение гармоничности и физического развития по антропометрическим данным

Определить физическое развитие по антропометрическим данным. Презентация на тему определение гармоничности и физического развития по антропометрическим данным

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу .

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.


Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным . Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений .

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

« Оценкагармоничностифизическогоразвитияучащихся 11- хклассовпоантропометрическимданным».

Выполнили: Вдовенко Дарья

учащаяся 8 А класса

Суслова Анжелика

Учащаяся 8 А класса

руководитель: Гордиенко Людмила

Викторовна учитель биологии

Лермонтовка - 2012

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.Физическое развитие……………………………………………….... ..3

Глава 2 Методика и проведение антропометрических измерений…………………………………………………………………………4Заключение……………………………………………………………………….6

Литература………………………………………………………………………..7

Приложение………………………………………………………………………8

Введение

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

При анализе амбулаторных поликлинических карт истории развития ребенка обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом как функционального состояния, так и уже имеющегося заболевания. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения. Детский организм в отличие от организма взрослого реагирует на воздействие внешней среды - биологической и социальной - в особенно резкой степени.

Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существенным изменениям.

- Цель и задачи работы.

Цель: Определить уровень физического развития мальчиков и девочек 11 классов.

Задачи: 1 .Провести антропометрические измерения учащихся 11 классов.

2 .Оценить полученные результаты и сравнить со среднестатистическими данными таблиц.

3. Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе, окружности грудной клетки,).

4. Сделать вывод о гармоничности физического развития учащихся 11 классов.

Глава 1 Физическое развитие

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.

В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле.

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.

Глава 2 Методика и проведение антропометрических исследований

Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:

Определяя длину тела;

Массу тела;

Обхват грудной клетки.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

1.Измерение роста Проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат зафиксируйте.

2. Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат зафиксируйте.

1). Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц.

2). Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

    Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого. При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента накладывается спереди по среднегрудинной точке).

    Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе измерения лента должна плотно прилегать к телу).

    Результат записать в таблицу.(приложение №1 таблица № 1)

    Оценка гармоничности физического развития

На основе полученных данных можно сделать вывод о гармоничности развития учащихся 11-х классов:

    Развитие умеренно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на две единицы;

    Развитие выраженно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на три единицы и более; в таких случаях желательно проконсультироваться у врача, который порекомендует соответствующий способ коррекции. (приложение № 2 таблица № 2)

21,4% учащихся имеют гармоничное развитие, 14,3 % учащихся имеют выраженно негармоничное развитие. Большинство, а это составляет 64,3 % имеют умеренно негармоничное развитие.

Чтобы определить сложения используем следующие показатели: окружность грудной клетки рост. Применив формулу можно рассчитать индекс пропорциональности –

Окружность грудной клетки х 100 %

И.п. = рост

По величине индекса пропорциональности можно сделать вывод о типе телосложения:

    52-54 % (для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - нормальный тип сложения (нормостенический);

    менее 52-54 % (для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - узкогрудый тип сложения (астенический);

    более 52-54 % (для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - широкогрудый тип сложения (гиперстенический).

Полученные результаты заносим в таблицу «Определение типа сложения по индексу пропорциональности». (приложение №3 таблица №3)

При анализировании данных мы получили следующие результаты: нормостенический тип сложения тела у 25% учащихся, астенический – у 67,8 %, гиперстенический – у 7,2 %.

Заключение

Физическое развитие – один из показателей здоровья человека. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поэтому я выработала следующие рекомендации для себя и своих одноклассников.

Для благополучия здоровья, правильного физического развития необходимы:

Ежедневные физические упражнения,

Длительные прогулки на свежем воздухе,

Соблюдение режима дня,

Рациональное питание,

Жизнь без вредных привычек

Физкультурные упражнения на уроках (на 2-3 минуты).

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. Проведём новые методики для оценки физического развития человека, организуем работу с учащимися в школе по пропаганде здорового образа жизни.

Литература

1. Биоэкологические исследования в школе.//.Биология в школе. - № 2, 2007 год, с. 63-66.

    Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Под редакцией Татьянкина Б. К. – М.,: 5 за знания, 2007. – 272 с. – (« Электив»).

    Колесов Д. В., Маш Р. Д.. Основы гигиены и санитарии: учебное пособие для 9 – 10 классов средней школы: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.

Приложение № 1

Таблица №1 Оценка гармоничности физического развития

Окружность груди (см)

11 А класс

Афанасьев Иван

Белоглазов Даниил

Бобрик Елена

Коваль Михаил

Ковалёва Александра

Логинов Николай

Малинина Анастасия

Новосёлова Виктория

Петрова Наталья

Плис Даниил

Радионова Вероника

Сотников Виталий

Сухарев Артём

Шестакова

Анастасия

Аунина Анжела

Барахтина Анастасия

Воронина Юлия

Горбачёва Яна

Демьяненко Валерий

Дунденкова Ольга

Ефременко Татьяна

Катухова Екатерина

Колесникова Кристина

Маркова Алла

Микрянова Александра

Пинчук Кристина

Пирогова Ольга

Украинский Владимир

Приложение №2

Таблица № 2 Оценка гармоничности физического развития

Афанасьев Иван

гармоничное

Белоглазов Даниил

умеренно негармоничное

Бобрик Елена

гармоничное

Коваль Михаил

умеренно негармоничное

Ковалёва Александра

умеренно негармоничное

Логинов Николай

умеренно негармоничное

Малинина Анастасия

умеренно негармоничное

Новосёлова Виктория

умеренно негармоничное

Петрова Наталья

умеренно негармоничное

Плис Даниил

Гармоничное

Радионова Вероника

Гармоничное

Сотников Виталий

умеренно негармоничное

Сухарев Артём

умеренно негармоничное

Шестакова Анастасия

умеренно негармоничное

Аунина Анжела

умеренно негармоничное

Барахтина Анастасия

выражено негармоничное

Воронина Юлия

умеренно негармоничное

Горбачёва Яна

умеренно негармоничное

Демьяненко Валерий

умеренно негармоничное

Дунденкова Ольга

умеренно негармоничное

Ефременко Татьяна

выражено негармоничное

Катухова Екатерина

выражено негармоничное

Колесникова Кристина

выражено негармоничное

Маркова Алла

умеренно негармоничное

Микрянова Александра

умеренно негармоничное

Пинчук Кристина

умеренно негармоничное

Пирогова Ольга

Гармоничное

Украинский Владимир

Гармоничное

Приложение № 3

Таблица № 2 Определение типа сложения по индексу пропорциональности

Окружность груди (см)

Индекс пропорци

ональности

Тип сложения

Афанасьев Иван

астенический

Белоглазов Даниил

астенический

Бобрик Елена

астенический

Коваль Михаил

нормостенический

Ковалёва Александра

астенический

Логинов Николай

астенический

Малинина Анастасия

астенический

Новосёлова

астенический

Петрова Наталья

астенический

Плис Даниил

нормостенический

Радионова Вероника

нормостенический

Сотников Виталий

нормостенический

Сухарев Артём

гирерстенический

Шестакова Анастасия

астенический

Аунина Анжела

астенический

Барахтина Анастасия

гиперстенический

Воронина Юлия

астенический

Горбачёва Яна

астенический

Демьяненко Валерий

астенический

Дунденкова Ольга

астенический

Ефременко Татьяна

астенический

Катухова Екатерина

астенический

Колесникова Кристина

нормостенический

Маркова Алла

астенический

Микрянова Александра

нормостенический

Пинчук Кристина

астенический

Пирогова Ольга

нормостенический

Украинский Владимир

астенический

В настоящее время государство уделяет большое внимание здоровью подрастающего поколения.В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие (дефицит или избыток массы тела, снижение показателей мышечной силы, жизненной ёмкости лёгких и др.), что создаёт проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия).

Показатели физического развития являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния различных факторов на рост и развитие организма. Физическое развитие детей и подростков является одним из самых важных показателей здоровья и благополучия. Систематическое наблюдение за физическим развитием одних и тех же детей необходимо для индивидуальной оценки их развития.

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют антропометрические исследования.

4-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России

Мастерская

« Определение гармоничности физического развития человека по антропометрическим данным »

Анжела Григорьевна Пинюкова – учитель химии СОШ № 2 г. Людиново Калужской области , победитель конкурса «Учитель года Калужской области – 2001»

Общие сведения

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного факторов внешней среды на рост и развитие организма человека. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы.

В возрастной физиологии и школьной гигиене выделяют понятия рост и развитие . Рост – это совокупность антропометрических и морфологических показателей, т. е. длина и масса тела. Он является одним из основных возрастно-половых признаков и характеризует количественные изменения в организме ребенка. Развитие – показатель качественных измерений, характеризующих физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определенный период времени.

Процесс роста и развития в детском организме находятся в определенной зависимости друг от друга, связаны с активно растущими и функционально изменяющимися тканями, протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. В нормальных условиях оба процесса идут непрерывно, но не всегда равномерно: периоды усиленного роста и развития сменяются периодами замедления и наоборот. Это так называемая гетерохронность (разновременность) двух фаз единого процесса. Она объяснима тем, что постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачку – организм переходит в качественно новое состояние. При этом наблюдается соответствие размеров одной части тела другим; мышечной силы и двигательной активности – умственной деятельности. Так достигается гармоничность роста и развития. Явления гетерохронности или гармоничности роста и развития ребенка зависят от многих факторов биологической и социальной среды. При этом биологические факторы роста и развития заложены в самом организме и проявляются в ярко выраженной изменчивости, поддаются количественному учету, а социальные факторы сконцентрированы в принципах общественного строя, в организации быта, обучения и воспитания.

Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и оценку гармоничности физического развития.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ – это максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть, сделав предварительно максимально глубокий вдох. Ее измеряют с помощью специального прибора - спирометра. Величина ЖЕЛ определяется дыхательным, а также резервным объемом вдоха и выдоха. Резервный объем вдоха – это количество воздуха, которое можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. Резервный объем выдоха – объем воздуха, который можно выдохнуть, продлив обычный выдох до максимального.

ЖЕЛ увеличивается с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц. Отмечено, что ЖЕЛ на каждые 5 см роста увеличивается в среднем на 400 мл и зависит от типа дыхания и степени тренированности организма.

Жизненная емкость легких особенно велика у людей, начавших заниматься спортом в подростковом возрасте – бег, плавание, лыжи, гребля и подводный спорт значительно увеличивают ее. В состоянии покоя дети используют только часть ЖЕЛ (от 13 до 19%), сохраняя при этом большие дыхательные резервы.

Гармоничность морфологического состояния ребенка . Морфофункциональный статус ребенка оценивается по шкалам регрессии массы тела по длине тела, и по соответствию массы тела и окружности грудной клетки ребенка. Морфологическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются в пределах одной разницы «коридоров» . Под «коридором» здесь понимается определенный диапазон значений измеряемого параметра в данной возрастной группе.

Цель работы : измерить основные антропометрические показатели (длина, масса тела, объем грудной клетки, жизненная емкость легких) каждого участника экспедиции, определить их соответствие «коридорам» и по полученным данным оценить уровень гармоничности физического развития ребенка.

Оборудование : ростомер, сантиметровая лента, весы напольные, спирометр.

Часть 1. Измерение роста (длины тела)

1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.

Часть 2. Измерение массы тела

1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные весы.

2. Произвести измерение массы тела.

3. Результат записать в таблицу 1.

Часть 3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого. При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента накладывается спереди по среднегрудинной точке).

2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе измерения лента должна плотно прилегать к телу).

3. Результат записать в таблицу 1.

Часть 4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый делает несколько спокойных дыхательных движений).

2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).

3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение ЖЕЛ.

4. Результат (среднее значение) записать в таблицу 1.

Часть 5. Определение уровня гармоничности физического развития

1. Сравнить данные таблицы 1 с таблицами возрастно-половых стандартов (Приложение 1).

2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора» значений.

3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим критериям:

§ развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между любыми двумя из показателей не превышает 1;

§ развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;

§ если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое внимание на физическое развитие – группа риска состояния здоровья.

Таблица 1

Результаты измерения антропометрических показателей

Фамилия, имя

(полных лет)

Длина тела, см

Масса тела, кг

Приложение 1

Таблица 2.1

Рост (длина тела) и соответствующие «коридоры» (возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

Таблица 2.2

Масса тела и соответствующие «коридоры» (возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

«Коридор» и соответствующие ему показатели (кг)

Таблица 2.3

Окружность грудной клетки (ОГК) и соответствующие «коридоры»

(возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

«Коридор» и соответствующие ему показатели (см)

Таблица 2.4

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (возрастно-половой стандарт)

Уровень показателя физического развития, л

Низкий/средний

Средний/высокий

1,83 и ниже

Результаты работы и выводы

За время экспедиции обследовано … учащихся, участвующих в экспедиции, в том числе девочек - …, мальчиков - …

Результаты измерения длины тела приведены на диаграмме 1 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Наибольшее число показателей соответствуют «коридору» 4 - это средний показатель роста. У мальчиков прослеживается большое число максимально высоких значений. Наименьшие показатели «коридоров» - 1,2,3 - практически отсутствуют.

Результаты измерения массы тела приведены на диаграмме 2 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Измерения показали, что чаще всего встречаются показатели со значениями «коридоров»-3,4,5, близким к средним возрастным показателям. Максимальные и минимальные показатели незначительны – детей с избыточным и недостаточным весом практически нет.

https://pandia.ru/text/79/539/images/image003_20.gif" width="620" height="266 src=">

Результаты измерения ЖЕЛ приведены на диаграмме 4 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Полученные значения жизненной емкости легких соответствуют более низким «коридорам»-2,3,4,5, хотя средние значения остаются наибольшими. Максимальные показатели, соответствующие «коридору»-7 крайне редки, что говорит о слабой физической тренированности испытуемых

https://pandia.ru/text/79/539/images/image005_10.gif" width="540 height=372" height="372">

При оценке уровня физического развития учащихся определялась принадлежность ребенка к одной из трех групп: гармоничное развитие (разность между номерами коридоров любых двух измеренных показателей не превышает единицы), дисгармоничное развитие (разность равна двум), группа риска по состоянию здоровья (разность равна трем и более). Результаты приведены на диаграммах 6 и 7. В каждом возрастной группе прослеживается одинаковая закономерность – присутствие всех уровней развития; максимальное число учащихся с гармоничным развитием; возможность увеличения группы риска за счет детей из группы дисгармоничного развития.

Выделенные таким образом группы детей нуждаются в различных лечебно - диагностических мероприятиях:

дисгармоничное развитие – углубленное обследование;

группа риска – углубленное обследование и диспансерное наблюдение.

Ларионова Валентина

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и антропометрические исследования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

" ПЛОТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БАЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

Номинация: медицина

Определение гармоничности физического развития учащихся 8 класса по антропометрическим показателям

Выполнила:

Ларионова Валентина,

Ученица 8 класса.

МКОУ «Плотавская СОШ»

Баевского района

Алтайского края

Руководители:

Абрамов Василий Иванович,

Учитель биологии.

Абрамова Лариса Леонидовна,

учитель биологии

С. ПЛОТАВА

2013г

Введение ......................................................................................................3

  1. Литературный обзор……………………………………...................5

1.1. Влияние экологических факторов на здоровье населения …………5

1.2. Исследование физического развития учащихся..................................6

1.3.Что такое норма роста и веса, и как ее определить..............................7

  1. Контингент и методы исследования……………………….….....8

2.1.Правила выполнения антропометрических измерений........................8

индекс массы тела )...............................8

2.3. Сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями используя(Антропометрические (центильные) таблицы).................8

III. Результаты исследований……………………………………......10

3.1. Антропометрические измерения........................................................10

3.2.Определить степень физического развития с помощью расчетных формул.........................................................................................................10

3.3. Результаты сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями....................................................13

Заключение..................................................................................................15

Литература...................................................................................................16

Приложение…………………………………………………………….....17

Введение

Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно – абсолютная ценность общества. А его здоровье – гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого – недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы.

Результаты диспансеризации школьников страны подтвердили тенденции ухудшения состояния здоровья детей. За прошедший десятилетний период в целом в стране произошло снижении доли здоровых детей с 45,5 до 33,9% с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела - акселерация, (или акцелерация это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания), все это влияет на состояние здоровья.

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и антропометрические исследования.

Исходя из выше указанного с целью разработки мер по улучшению здоровья в подростковом возрасте и устранения отрицательных факторов окружающей среды представляется актуальным изучение антропометрических данных учащихся и сравнение их со среднестатистическими для данного возраста.

Цель исследовательской работы:

оценить гармоничность физического развития учащихся 8 класса по антропометрическим показателям.

Исходя из поставленной цели, для решения были выдвинуты следующие

Задачи:

1. Провести антропометрические измерения.

2.Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе).

3. Проанализировать полученные результаты исследования и сравнить их соответствия возрастным нормам (антропометрические (центильные) таблицы).

4.Сделать вывод о гармоничности физического развития учащихся 8 класса.

Объект исследования : физическое развитие учащиеся 8 класса.

Предмет исследования: весо - ростовой показатель

Методы исследования:

1. Соматометрический метод нахождения индекса Кетле

(весо-ростовой показатель).

2. Метод сравнения соответствия возрастным нормам по антропометрическим (центильным) таблицам)

3. Статистическая обработка данных.

В основу исследований была положена следующая гипотеза: показатели телосложения подростков в возрасте 13-14 лет (учащихся 8 класса) не противоречат признакам процесса акселерации наблюдаемого в современном мире.

Гипотеза в ходе исследования подтвердилась.

Новизна исследования: я считаю, что тема моего исследования нова для нашей школы и района.

Практическая значимость работы: состоит в подготовке информации о некоторых антропометрических показателях учащихся 8 класса и их соответствии среднестатистическим данным, а также в разработке практических рекомендаций группе риска.

Ожидаемый результат: моя работа поможет обратить внимание учащихся, родителей на проблемы связанные с гармоничностью физического развития, как важного показателя здоровья и социального благополучия.

Данную работу можно использовать как дополнительный материал на уроках, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Влияние экологических факторов на здоровье населения

Мир находится в начале XXI века, имея как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (природные катаклизмы, смена политических и экономических режимов, смертоносные войны, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний и т. д.).

Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показа что влияние экологических факторов на здоровье человека оцениваем примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека .

В XX веке естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации.

Ежегодно в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.

Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т. е. более чем в 3 раза. Соответственно с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери - носительницы генофонда нации. За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 20%.

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.

Пренебрежительное отношение к здоровью, незнание и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о болезни общества, его экономики, экологии, производства, социального быта и здравоохранения. Чтобы сохранить главную ценность жизни - здоровье человека, его надо оберегать смолоду.

Исследования по оценке здоровья детей и подростков позволяет пони- мать и находить причины наступления болезней. Участие в исследовании поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение - детей, внуков и правнуков.

1.2. Исследование физического развития учащихся

Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность); уровень заболеваемости и травматизма; оценку функционально- состояния организма, соответствующую его возрасту и др.

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития.

В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследован к включают измерения длины тела (роста), массы, и определение антропометрических показателей физического развит. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.

Антропометрия (соматометрия)

Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. K первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Kроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. K дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером (см. рис. Измерение роста в положении стоя и сидя). При измерении роста стоя пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

1.3.Что такое норма роста и веса, и как ее определить

В настоящее время средним ростом мужчин считается 176 см, женщин - 164. Девушки растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10 до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от 10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет.

Известно, что колебания роста наблюдаются в течение дня. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1 - 2 см.

Основными факторами развития являются полноценное питание (для роста нужно питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8 часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму - чахлое тело).

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:

1. В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет) происходит скачок роста. Т.е. один человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки начинают расти раньше мальчиков.

2. Этот скачок роста обусловлен половым созреванием и напрямую зависит от него.

3. Часто в процессе роста организм не успевает набрать достаточные вес, или наоборот, сначала набирается вес, а потом тело вытягивается в рост. Это нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.

4. Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий организм, особенно мозг, нуждается в ресурсах для роста и развития. И недоразвитый мозг потом труднее вылечить, чем недоразвитое тело.

ДЛЯ ТОЛСТЫХ И ХУДЫХ

Прежде всего: ВЕС и ОБЪЕМ - не одно и тоже. Потому что МЫШЦЫ ВЕСЯТ 4 РАЗА БОЛЬШЕ ЖИРА при одинаковом объеме. К тому же мышц, как и жиров, существует несколько видов (курс биологии 8 класс). Поэтому, если вес вроде в норме или ниже нормы, а выглядит толстым - это потому что жира много, мышц мало. Тут понадобятся правильное питание и физические усилия, чтобы превратить жир в мышцы - вес не изменится, в пухлость исчезнет. Это же касается и тех, у кого вес ниже нормы - а выглядит это нормально, ну разве что мышц не видно.

Также, если вес ниже нормы и выглядит худым - это также недостаток мышечной массы. Такое часто бывает в период активного роста, когда скелет растет быстрее мышц. В общем, это нормально и пройдет само, если нормально питаться.

Особо хочу отметить подростков, юношей и девушек, страдающих от "пузика". Причина появления "пузика" - слабость мышц брюшины и неправильное питание. Помогают, как следствие, физические упражнения для мышц живота и установление режима питания, употребление питательных и полезных продуктов и потребление пищи небольшими порциями.

Глава2. Контингент и методы исследования

Мы провели исследования направленные на изучение гармоничности

физического развития учащихся, так как известно, что здоровье человека зависит от его физического развития.

Свои исследования мы провели среди учащихся 8 класса, которым соответствует возраст 13-14 лет, 5 мальчиков и 5 девочек 8 класса (всего в классе 10 учащихся).

Для своего исследования мы использовали соматометрическую методику индивидуальной оценки физического развития(длина и масса тела) методом индексов. Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических показателей, выраженное в математических формулах.

При выполнении и оформлении работы использовала методы исследования, предусмотренные в методическом пособии под редакцией Ашихминой Т.Я. Школьный экологический мониторинг

Время проведения: работу проводили в течение 2011-2012 учебного года.

2.1.Правила выполнения антропометрических измерений

  1. Измерения желательно проводить в утренние часы в одни и те же месяцы года. Учащиеся работают в парах. Исследуемый находится в верхней одежде (при подсчетах приблизительно вес ее отнимается) и без обуви.
  2. При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
  3. Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.

2.2. Определение индекса Кетле (индекс массы тела )

Для этого используйте формулу. Формула расчета индекса массы тела (ИМТ).

ИМТ = Масса / (рост )2

где:

Масса тела измеряется в кг, рост – в метрах.

Таблица 1

Величина индекса Кетле

2.3. сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями используя(см.Приложение 1)

(Антропометрические (центильные) таблицы)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

141,8-145,7

145,7-149,8

149,8-160,6

160,6-166,0

166,0-170,7

>170,7

148,3-152,3

152,3-156,2

156,2-167,7

167,7-172,0

172,0-176,7

>176,7

Рост девочек от 13 до 14 лет (см)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

143,0-148,3

148,3-151,8

151,8-159,8

159,8-163,7

163,7-168,0

>168,0

147,8-152,6

152,6-155,4

155,4-163,6

163,6-167,2

167,2-171,2

>171,2

Вес мальчиков от 13 до 14 лет (кг)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

30,9-33,8

33,8-38,0

38,0-50,6

50,6-56,8

56,8-66,0

>66,0

34,3-38,0

38,0-42,8

42,8-56,6

56,6-63,4

63,4-73,2

>73,2

Вес девочек от 13 до 14 лет (кг)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

32,0-38,7

38,7-43,0

43,0-52,5

52,5-59,0

59,0-69,0

>69,0

37,6-43,8

43,8-48,2

48,2-58,0

58,0-64,0

64,0-72,2

>72,2

Глава3. Результаты исследования

3.1. Антропометрические измерения проводили в утренние часы (на первом уроке) в медицинском кабинете школы. Исследуемый находится в верхней одежде (при подсчетах отнимали приблизительный вес одежды) и без обуви. При измерении роста использовала ростомер, массу тела определила с помощью напольных весов. Все данные занесла в таблицу 1 (Результаты антропометрических измерений учащихся)

Таблица 1

Результаты антропометрических измерений учащихся

Ф.И.учащихся

возраст

Рост, см

Вес, кг

Борзых М.

Борзых Д.

Гричаных П.

Дробышев Д.

Ларионова В.

Морозова Ю.

Непеин С.

Тепляков В.

Ткаченко Д.

Шаповалова В.

3.2.Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе):

  • индекс Кетле (весо-ростовой показатель ) и спользуя формулу расчета индекса массы тела- ИМТ = Масса / (рост )2

Сравнила полученную величину с должной величиной индекса Кетле

(Таблице 1). Данные занесла в таблицу 2.

Таблица 2

Величина индекса Кетле учащихся 8 класса

№ п\п

Ф.И.учащихся

Индекс Кетле

Должная величина

Индекс Кетле

Результат

Борзых М.

Дефицит массы тела

Борзых Д.

Дефицит массы тела

Гричаных П.

Дробышев Д.

Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

Ларионова В.

Избыток массы тела

Морозова Ю.

Избыток массы тела

Непеин С.

Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

Тепляков В.

Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

Ткаченко Д.

Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

Шаповалова В.

Избыток массы тела

Результат величиной индекса Кетле 8 класса

Результат величиной индекса Кетле 8 класса (мальчики-5уч-ся)

Результат величиной индекса Кетле 8 класса (девочки-5 уч-ся)

В результате с помощью индекс Кетле (весо-ростовой показатель ) выяснилось, что 100% мальчиков развиты гармонично, масса их тела соответствует росту , а у 100% девочек наблюдается отклонения в физическом развитии, так как 60% девочек с

3.3. Результаты сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями (см.Приложение 1).

Таблица изменения роста и веса учащихся от 13 до 14 лет

(Антропометрические (центильные) таблицы)

На основании сравнения данных, выявленных с помощью антропометрических измерений, с величинами, полученными с помощью расчетных формул и среднестатистическими данными таблиц, я установила, что у всех 5 (100%) мальчиков рост соответствует среднестатистическим данным, у 3 (60%) средний показатель, у 2 (30%) мальчиков выше нормы, у 1 (10%) ниже нормы. (Приложение1).

Рост у 4 (80%) девочек из 5 соответствует среднестатистическим данным, у 2 (40%) девочек выше нормы, у 2 (40%) средний показатель, а у 1(20%) девочки тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению в росте.

Рост мальчиков 8 класса (5уч-ся)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

Рост девочек 8 класса (5уч-ся)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

Расчёт индекса массы тела показал, что у 5 (100%) мальчиков нормальная масса тела.

Индекс массы тела у 3 (60%) девочек соответствует норме, а у 2 (40%) высокий показатель масса тела, это обусловленном заболеванием с нарушением гормонального фона (эндокринологического- по результатам мед.осмотра).

Вес мальчиков 8 класса (5уч-ся)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

100%

Вес девочек 8 класса (5уч-ся)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

На основе поставленных задач в соответствии с результатами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Степень физического развития с помощью индекс Кетле (весо-ростовой показатель ) у100% мальчиков соответствует норме гармоничного физического развитие, а у 100% девочек не соответствует норме, так как 60% девочек с избытком массы тела, 40% с недостатком массы тела.

2. Степень среднестатистических показателей роста и веса учащихся в соответствии возрастным нормам по антропометрическим (центильным) таблицам), у 100% мальчиков по росту и по весу, у девочек рост у 4 (80%) девочек из 5 соответствует среднестатистическим данным, у 2 (40%) девочек выше нормы, у 2 (40%) средний показатель, а у 1(20%) девочки тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению в росте. Индекс массы тела у 3 (60%) девочек соответствует норме, а у 2 (40%) высокий показатель масса тела, это обусловленном заболеванием с нарушением гормонального фона (эндокринологического- по результатам мед.осмотра).

3. Уровень гармоничности физического развития составил у мальчиков-100%, это связано с тем, что все мальчики с начальный классов активно занимаются спортом, особенно игровыми видами -футбол, баскетбол, являются постоянными участниками спортивных мероприятий, не склонны к вредным привычкам.

4. Уровень гармоничности физического развития у 100% девочек не соответствует норме. Основными причинами является недостаточная физическая активность, ограничение в пище.

Заключение

Антропометрические показатели отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет охарактеризовать гармоничность физического развития человека как основного показателя состояния здоровья.

Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако, каким бы благоприятным ни был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. В связи с этим актуальна проблема формирования физического здоровья.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого школьника отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Для определения путей ее решения, прежде всего, необходимо проанализировать представления и установки, уже сложившиеся у школьников в отношении своего здоровья и наметить дальнейшие шаги по формированию гармоничности физического развития.

  1. При обсуждении результатов измерений следует пояснить, что отличия их данных от приведенных в таблицах совершенно естественны и не всегда говорят об отклонениях в здоровье. Однако, зная средние величины, можно корректировать питание, интенсивность физических нагрузок. Человек может решить, что ему делать: худеть, поправляться, заниматься дыхательными упражнениями или чем-то другим.
  2. Объяснить необходимость формирования правильной осанки. Рекомендовать не поднимать тяжести, правильно сидеть за столом выполнять упражнения для формирования правильной осанки.
  3. Установлено, что растяжение зон роста вызывает их раздражение и усиление интенсивности деления клеток, образующих кость. Чем большее растяжение испытывает кость, тем быстрее растет она в длину. Зная это, можно определить, какие физические упражнения могут способствовать ускорению роста. Прыжки любого рода, упражнения на перекладине, занятия волейболом, баскетболом, плаванием ведут к раздражению точек и роста и к его ускорению. Зоны роста располагаются на концах длинных костей и суставных головок.

Литература

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.
  2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
  3. Колбанов В. В. Валеология. СПб., 1998.
  4. Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции. Ж.Биология в школе №2\1996
  5. Макеева А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. Ж.Биология в школе №1\2008
  6. Мирская Н.Б. Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Ж.Биология в школе 7\2002
  7. http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/zdorove/ocenka_sostojanija_zdorovja/55-1-0-287 -Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц
  8. http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm - Антропометрия (соматометрия)
  9. http://www.ourbaby.ru/img/article_top.gif- Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка
  10. http://smartnsmall.com/ves/Calculator_normalnogo_vesa_rebenka.php- Как определить норму веса ребенка?

Приложение 1

Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет (Антропометрические (центильные) таблицы)

В таблицах роста и веса деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.

Средний рост и вес должны находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту человека для указанного возраста.

Рост, величина которого находится в пределах желтой величины тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению (75-90 центилями) или к отставания (10 центилей) в росте, и может быть обусловленным как особенностями, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание педиатра.

Рост, величина которого находится в красной зоне (97 центиля) свидетельствует про патологию роста. В данной ситуации необходимо проконсультироваться с соответствующими специалистами: педиатром, терапевтом, эндокринологом.

Как пользоваться таблице?

Сначала в таблице Роста находим в левом столбике свой возраст и в найденной строке ищем соответствующий своему рост.

  • Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель роста в норме.
  • Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель веса в норме.
  • Если ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания" и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если - красная, просто необходимо сходить к эндокринологу.

ЕЩЕ НЕ ВСЕ. Теперь надо посмотреть соответствует ли показатель роста показателю веса. И привести Вес в соответствие.

Таблица изменения роста и веса ребенка от 13 до 14 лет

(Антропометрические (центильные) таблицы)

Рост мальчиков от 13 до 14 лет (см)

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

141,8-145,7

145,7-149,8

149,8-160,6

160,6-166,0

166,0-170,7

>170,7

148,3-152,3

152,3-156,2

156,2-167,7

167,7-172,0

172,0-176,7

>176,7

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

30,9-33,8

33,8-38,0

38,0-50,6

50,6-56,8

56,8-66,0

>66,0

34,3-38,0

38,0-42,8

42,8-56,6

56,6-63,4

32,0-38,7

38,7-43,0

43,0-52,5

52,5-59,0

59,0-69,0

>69,0

37,6-43,8

43,8-48,2

48,2-58,0

58,0-64,0

64,0-72,2

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).


Гармоничность физического развития

Процентные (Центильные) ряды
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
Масса тела по возрасту 97% Гармоничное развитие опережающее возраст
90%
75% Гармоничное развитие соответствующее возрасту
50%
25%
10% Гармоничное развитие ниже возрастных норм
3%
Длина тела по возрасту

Физическое развитие считается:

- Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.

Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.

Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля.

Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.

Методы оценки физического развития (метод стандартов, центильный метод)

На основании данных физического развития методом стандартов и индексов делают обобщенное заключение о физическом развитии испытуемого и дают соответствующие рекомендации по его совершенствованию. Для уточнения особенностей телосложения определяют состав тела и его удельный вес.



РЕЗУЛЬТАТЫ_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Цель: овладеть методикой функционального тестирования состояния систем организма и уровня физической работоспособности (тренированности).

Необходимое оборудование : велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном

Теоретическое обоснование работы:

Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.

Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы.

1. Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно-, двух-, трех- и четырехмоментные.
2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая.

3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы).

4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты, задержка дыхания и другие.



5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др.

Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности.

Физическая работоспособность - интегральный показатель, позволяющий судить о функциональном состоянии различных систем организма и, в первую очередь, о производительности аппарата кровообращения и дыхания. Она прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, выполняемой с высокой интенсивностью.

Для определения уровня физической работоспособности могут быть использованы тесты с максимальной и субмаксимальной нагрузкой: максимальное потребление кислорода (МПК), PWC 170 , Гарвардский степ-тест и др.

Методические указания

Алгоритм выполнения задания: студенты, объединившись попарно, выполняют нижеперечисленные методики, анализируют результаты, делают выводы по результатам тестирования и разрабатывают рекомендации по оптимизации работоспособности. Перед выполнением заданий проработать терминологию (см. словарь) по разделу "Функциональные пробы.".

План работы

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC 170
Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)
Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по ГСТ
Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба
Задание 5.Определение специальной работоспособности
Задание 6. Определение аэробных способностей организма (МАМ)

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC 170

Цель : освоение методики проведения теста и умение анализировать полученные данные.

Для работы необходимы : велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном.

Тест PWC 170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом и сотр.

ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.

Нагрузка может быть выполнена на велоэргометре, на ступеньке (степ-тест), а также в виде специфической для конкретного вида спорта.

Вариант № 1 (с велоэргометром).

Испытуемый последовательно выполняет две нагрузки в течение 5 мин. с 3-минутным интервалом отдыха между ними. В последние 30 сек. пятой минуты каждой нагрузки подсчитывается пульс (пальпаторно или электрокардиографическим методом).

Мощность первой нагрузки (N1) подбирается по таблице в зависимости от веса тела обследуемого с таким расчетом, чтобы в конце 5-й минуты пульс (f1) достигал 110...115 уд./мин.

Мощность второй (N2) нагрузки определяется по табл. 7 в зависимости от величины N1. Если величина N2 правильно подобрана, то в конце пятой минуты пульс (f2) должен составить 135...150 уд./мин.

Для точности определения N2 можно воспользоваться формулой:

N2 = N1 · ,

где N1 - мощность первой нагрузки, N2 - мощность второй нагрузки, f1 - ЧСС в конце первой нагрузки, f2 - ЧСС в конце второй нагрузки. Затем по формуле вычисляют PWC170:

PWC 170 = N1 + (N2 - N1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

Величину PWC 170 можно определить графически (рис.). Для увеличения объективности в оценке мощности выполненной работы при ЧСС, равной 170 уд/мин, следует исключить влияние весового показателя, что возможно путем определения относительного значения PWC 170 . Значение PWC 170 делят на вес испытуемого, сравнивают с аналогичным значением по виду спорта (табл. 8), дают рекомендации.

Вариант № 2. Определение величины PWC 170 с помощью степ-теста.

Ход работы. Принцип работы такой же как в работе № 1. Скорость восхождения на ступеньку при выполнении первой нагрузки составляет 3...12 подъемов в минуту, при второй - 20...25 подъемов в минуту. Каждое восхождение производится на 4 счета на ступеньку высотой 40-45 см: на 2 счета подъем и на следующие 2 счета - спуск. 1-я нагрузка - 40 шагов в минуту, 2-я нагрузка - 90 (на эти цифры устанавливают метроном).
Пульс подсчитывается за 10 сек, в конце каждой 5-минутной нагрузки.
Мощность выполняемых нагрузок определяется по формуле:

N = 1,3 h · n · P ,

где h - высота ступеньки в м, n - количество подъемов в мин,
P - вес тела. обследуемого в кг, 1,3 - коэффициент.
Затем по формуле вычисляют величину PWC 170 (см. вариант № 1).

Вариант № 3 . Определение величины PWC 170 с помещаю специфических нагрузок (например, бега).

Ход работы . Для определения физической работоспособности по тесту PWC 170 (V) со специфическими нагрузками необходима регистрация двух показателей: скорости движения (V) и частоты сердечных сокращений (f). Для определения скорости движения требуется по секундомеру точно зафиксировать длину дистанции (S в м) и длительность каждой физической нагрузки (f в сек.)

V = S / f ,

где V - скорость движения в м/с. Частота сердечных сокращений определяется в течение первых 5 сек. восстановительного периода после бега пальпаторным или аускультативным методом.

Первый забег выполняется в темпе "бега трусцой" со скоростью, равной 1/4 от максимально возможной для данного спортсмена (примерно каждые 100 м за 30-40 сек).

После 5-минутного отдыха выполняется вторая нагрузка со скоростью равной 3/4 от максимальной, т. е. за 20-30 сек. каждые 100 м. Длина дистанции 800-1500 м. Расчет PWC 170 производится по формуле:

PWC 170 (V) = V1 + (V2 - V1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

где V1 и V2 - скорость движения в м/с, f1 и f2 - частота.пульса после какого забега.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)

МПК выражает предельную для данного человека "пропускную" способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста, физической подготовленности и состояния организма. В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5...4,5 л/мин, в циклических видах спорта - 4,5...6,5 л/мин.

Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой равна или больше его критической мощности.

Он небезопасен для обследуемого, так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах, использовании небольшой мощности нагрузки.

К косвенным методам определения МПК относятся метод Астранда; определение по формуле Добельна; по величине PWC 170 и др.

Вариант № 1 . Определение МПК по методу Астранда.

Для работы необходимы: велоэргометр, ступеньки высотой 40 см и 33 см, метроном, секундомер, номограмма Астранда.

Ход работы: на велоэргометре обследуемый выполняет 5-минутную нагрузку определенной мощности. Величина нагрузки подбирается с таким расчетом, чтобы частота пульса в конце работы достигала 140-160 уд./мин (примерно 1000-1200 кгм/мин). Пульс подсчитывается в конце 5-й минуты в течение 10 сек. пальпаторным, аускультативным или электрокардиографическим методом. Затем по номограмме Астранда (рис.) определяют величину МПК, для чего, соединив линией ЧСС во время нагрузки (шкала слева) и вес тела обследуемого (шкала справа), находят в точке пересечения с центральной шкалой величину МПК.

Вариант № 2 . Определение МПК по степ-тесту.

Испытуемые выполняют тест попарно. Испытуемый в течение 5 минут производит восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин со скоростью 25,5 цикла, в 1 минуту. Метроном устанавливается на частоту 90. В конце 5-й минуты в течение 10 сек. регистрируется частота пульса. Величина МПК определяется по номограмме Астранда и сравнивается с нормативом со спортивной специализации (табл.). Учитывая, что МПК зависит от веса тела, вычислить относительную величину МПК (МПК/вес) и сравнить со средними данными, написать заключение и дать рекомендации.

Номограмма Астранда

Вариант № 3 . Определение МПК по величине PWC 170.

Ход работы : расчет МПК производится с помощью формул, предложенных В. Л. Карпманом:

МПК = 2,2 PWC 170 + 1240

Для спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта;

МПК = 2,2 PWC 170 + 1070

Для спортсменов, тренирующихся на выносливость.
Алгоритм выполнения: определить величину МПК по одному из вариантов и сравнить ее с данными в соответствии со спортивной специализацией по табл. 9, написать заключение и дать рекомендации.

Вариант № 4 . Определение работоспособности по тесту Купера

Тест Купера заключается в пробегании максимально возможного расстояния по ровной местности (стадион) за 12 мин.

При возникновении признаков переутомления (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боли в сердце и др.) тест прекращается. Результаты теста, соответствуют величине МПК, определяемой на беговой дорожке. Тест Купера можно использовать при отборе школьников в секции по циклическим видам спорта, в ходе тренировок для оценки состояния тренированности.

Вариант № 5 . Тест Новакки (максимальный тест).

Цель: определить время, в течение которого испытуемый способен выполнять работу с максимальным усилием.

Ход работы. Испытуемый выполняет нагрузку на велоэргометре из расчета 1 Вт/кг в течение 2-х минут. Каждые 2 минуты нагрузка возрастает на 1 Вт/кг до достижения предельной величины.

Оценка результата. Высокая работоспособность по этому тесту соответствует величине 6 Вт/кг, при выполнении ее в течение 1 мин. Хороший результат соответствует значению 4-5 Вт/кг в течение 1-2 мин. Данный тест может быть применен для тренированных лиц (в том числе в юношеском спорте), для нетренированных и лиц в периоде рековалесценции после болезни. В последнем случае начальная нагрузка устанавливается из расчета 0,25 Вт/кг.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ)

Оценка физической работоспособности производится по величине индекса ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения на ступеньку. Цель работы: ознакомить студентов с методикой определения физической работоспособности по ГСТ. Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер.

Ход работы . Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами, делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл.). Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на 2 удара - 2 шага подъем, на 2 удара - 2 шага спуск. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек., тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе.

Примечание. S обозначает поверхность тела обследуемого (м2) и определяется по формуле:

S = 1 + (Р ± DН) / 100,

где S - поверхность тела; Р - вес тела; DН - отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком.

После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Начиная со 2-й минуты восстановительного периода, за первые 30 сек. на 2, 3 и 4-й минутах измеряется пульс. ИГСТ вычисляется по формуле:

ИГСТ = (t · 100) / [(f1 + f2 + f3)· 2],

где t - длительность восхождения, в сек. f1, f2, f3 - частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно.

В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле:

ИГСТ = (t · 100) / (f1 · 5,5),

где t - время выполнения теста, в сек., f1 - частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода. При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать табл. 12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму трех подсчетов пульса (f1 + f2 + f3) в десятках, в верхней горизонтальной строке - последнюю цифру суммы и в месте пересечения - значение ИГСТ.

Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность (табл.). Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить ее с рекомендуемыми величинами.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба

Цель: оценить состояние ортостатической устойчивости организма. Теоретическое обоснование. Ортостатическая проба используется для выявления состояния скрытой ортостатической неустойчивости и в целях контроля за динамикой состояния тренированности в сложнокоординационных видах спорта.

Проба основана на. том, что при переходе из горизонтального положения в вертикальное в связи с изменением гидростатических условий уменьшается первичный венозный возврат крови к правому отделу сердца, вследствие чего возникает недогрузка сердца объемом и уменьшение систолического объема крови. Чтобы поддержать минутный объем крови на должном уровне рефлекторно учащается ЧСС (на 5-15 уд. в мин.).

При патологических состояниях, перетренированности, перенапряжении, после инфекционных заболеваний, либо при врожденной ортостатичес-кой неустойчивости депонирующая роль венозной системы оказывается столь значительной, что изменение положения тела приводит к головокружению, потемнению в глазах, вплоть до обморока. В этих условиях компенсаторного учащения ЧСС оказывается недостаточным, хотя оно значительно.

Для работы необходимы: кушетка, сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер.

Ход работы. Выполняется студентами попарно. Результаты сопоставить с рекомендуемыми, разработать способы оптимизации ортостатической устойчивости средствами физического воспитания. После предварительного отдыха в течение 5 мин. в положении лежа определяется ЧСС 2-3 раза и измеряется АД. Затем испытуемый медленно встает и находится в вертикальном положении в течение 10 мин. в ненапряженной позе. Для обеспечения наилучшего расслабления мышц ног необходимо, отступив от стены на расстояние одной ступни, прислониться к ней спиной, под крестец подкладывают валик. Сразу после перехода в вертикальное положение в течение всех 10 мин. на каждой минуте регистрируют ЧСС и АД (за первые 10 с - ЧСС, за оставшиеся 50 с - АД).

Оценка состояния ортостатической устойчивости производится по следующим показателям:
1. Разница пульса, на 1-й мин. и на 10-й мин. по отношению к исходной величине в положении лежа. АД увеличивается на 10-15 %.

2. Время стабилизации ЧСС.

3. Характер изменения АД в положении стоя.

4. Самочувствие и выраженность соматических расстройств (побледнение лица, потемнение в глазах и др.).

Удовлетворительная ортостатическая устойчивость:

1. Учащение пульса невелико и на 1-й мин. ортоположения колеблется в пределах от 5 до 15 уд./мин., на 10-й мин. не превышает 15-30 уд./мин.

2. Стабилизация пульса наступает на 4-5 мин.

3. Систолическое АД остается неизменным либо незначительно снижается, диастолическое АД увеличивается на 10-15 % по отношению к его величине в горизонтальном положении.

4. Самочувствие хорошее и нет каких-либо признаков соматического расстройства. Признаками ортостатической неустойчивости являются увеличение ЧСС более, чем на 15-30 уд./мин., выраженное падение АД и различной степени выраженности вегетосоматические расстройства.

Задание: провести исследование ортостатической устойчивости, используя методику модифицированной ортостатической пробы. Полученные результаты занести в протокол, дать заключение и рекомендации.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 5. Определение специальной работоспособности (по В.И. Дубровскому)

Вариант № 1 . Определение специальной работоспособности в плавании.

Проводится на пружинно-рычажном тренажере в положении лежа на животе в течение 50 сек. Тест выполняется по 50-секундным отрезкам в виде гребковых движений. Подсчитывается пульс, измеряется АД до и после теста.

Оценка результата: о хорошей функциональной подготовке пловца говорит увеличение количества гребков в динамике теста и времени восстановления ЧСС и АД.

Вариант № 2. Определение специальной работоспособности у хоккеистов.

Испытуемый выполняет бег на месте в максимальном темпе. Всего 55 сек. (15 сек. + 5 сек. + 15 сек. + 5 сек. + 15 сек.). 15-секундные отрезки выполняются с ускорением.

До и после теста определяются ЧСС, АД, ЧД. В ходе теста отмечаются внешние признаки утомления, определяется тип ответной реакции организма на. нагрузку и фиксируется время восстановления.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 6. Определение анаэробных возможностей организма по величине максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности (т. е. возможность проводить работу в бескислородных условиях) определяются энергией, образуемой при распаде АТФ, креатинфосфата и гликолиза (анаэробного расщепления углеводов). Степень адаптации организма к работе в бескислородных условиях определяют величину работы, которую человек может выполнить в этих условиях. Эта адаптация важна при развитии скоростных возможностей организма.

При массовых обследованиях для определения МАМ используется тест Р. Маргария (1956). Определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за небольшое время.

Методика. Лестница, длиной примерно 5 м, высотой подъёма - 2,6 м, наклоном - более 30° пробегается за 5-6 сек. (примерное время максимального бега). Испытуемый находится на 1-2 м от лестницы и по команде выполняет тест. Фиксируется время в сек. Измеряется высота ступеней, подсчитывается их количество, определяется общая высота подъёма:

МАМ = (P · h) / t кгм/с,

где Р - вес в кг, h - высота подъёма в м, t - время в сек.

Оценка результата: наибольшее значение МАМ отмечается в 19-25 лет, с 30-40 лет оно уменьшается. У детей оно имеет тенденцию к повышению.

Для нетренированных лиц МАМ составляет 60...80 кгм/с, у спортсменов - 80...100 кгм/с. Для перевода в ватты необходимо полученное значение умножить на 9,8, а для перевода в килокалории в минуту - на 0,14.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы по практической работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.