Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Описание картины а рылова голубом просторе. Сочинения по картине А.А

Описание картины а рылова голубом просторе. Сочинения по картине А.А

Особый вид школьного сочинения - описание картины. Синтез изобразительного искусства и литературы несет в себе некоторые трудности: как выразить средствами языка то, что воспринимается зрением? Научиться понимать и описывать произведение живописи - особый навык. Для овладения им существует набор правил, которые помогут грамотно написать сочинение по картине.

Рылов “В голубом просторе” создавал в очень неспокойное время, что и отражено на полотне. На примере данного произведения в статье будет рассмотрен жанр сочинения-описания картины.

Жанр картины

Для начала дети должны иметь представление о художественных жанрах в живописи. Предлагаемая для сочинения картина может быть портретом, пейзажем, бытовой зарисовкой или натюрмортом. Не стоит забывать и об особенностях каждого отдельного жанра при написании сочинения.

“В голубом просторе” по жанру - пейзаж, а точнее, изображение природного ландшафта. Пейзаж не обязательно представляет нерукотворную природу - вид города также будет относиться к данному жанру живописи. В любом случае его цель - показать взаимоотношения человека и мира, которые могут быть гармоничны либо находиться в оппозиции друг к другу. Чтобы это увидеть, следует определить общее настроение картины: оно выражено посредством цветовой палитры и сюжета.

Слово об авторе. История создания картины

Подготовительный этап перед началом работы над сочинением по картине - знакомство с личностью художника, его творческой позицией и особенностями.

Сочинение по картине Рылова в “Голубом просторе” стоит начать с информации об авторе. Аркадий Александрович - художник, пейзажист начала XX века, писавший в стиле символизма. Предлагаемая к рассмотрению картина - одна из двух наиболее известных, вышедших из-под его кисти.

“В голубом просторе” была создана в переломное для сознания русского народа время - в 1918 году. После переживаний и тревог 1917 года не могло не произойти своеобразного вздоха облегчения, о чем свидетельствует умиротворенная атмосфера светлой по своему настроению картины.

Излюбленным жанром Рылова является пейзаж, а изображает он в основном свою родную природу - север России, реку Вятку, на которой вырос. Излюбленные цвета художника - зеленый и синий - передают колорит знакомой и понятной автору природы вокруг.

Кто или что изображено

Рассмотрев внимательно картину, необходимо определиться с ее основным содержанием. Если это портрет, то главный объект картины - человек. При дальнейшем составлении плана будет полезным выяснить при возможности, кто изображен на полотне.

Поскольку картина Рылова - это пейзаж, то основным изображенным объектом будет природа. Это суровая северная природа: скалистые острова земли, покрытые тающим снегом, окружены холодным волнующимся морем. Большая часть холста отведена под изображение неба: синее, по-утреннему яркое, с кучевыми облаками, по-весеннему легкими.

Важные составляющие картины, помимо природы, - это стая белых птиц и парусник на горизонте, вслед которому они летят. Поэтому так много неба на полотне: основное действие сконцентрировано на полёте лебедей. Их движение направлено внутрь картины, к горизонту и бескрайним просторам, которые скрываются за изображаемым. Птицы как будто стремятся улететь за пределы полотна, о чём свидетельствуют композиционные особенности произведения.

Композиционные средства и цветовое решение

Для того чтобы понять настроение и внутренний замысел автора, необходимо взглянуть на цветовую палитру и композицию всей картины.

Композиция - это особое расположение элементов на холсте, соответствующее идее полотна в общем.

Сочинение по картине Рылова “В голубом просторе” будет содержать наблюдение о горизонтальной перспективе всей картины: это и линия горизонта, и вытянувшиеся над ней кучевые облака, и расположение земли, и движение волн. Поскольку в картину заложена динамика, то именно горизонтальное расположение объектов будет определять движение; стая птиц также движется вдоль линии, где соединяются море и небо.

Низкий горизонт, как и изображение скалистой земли и северной природы, придаёт эпичности картине, приковывая внимание к пространству неба, в котором парят птицы.

Композиция находится в неразрывной связи с цветовым решение картины, поскольку цвет не только передает общее задуманное настроение, но и выделяет главное. На картине Рылова белые птицы спокойно и целеустремленно летят по голубому небу в пронизывающих чистых, ярких лучах света. В целом цветовая гамма светлая, создающая приподнятое настроение. Движение объектов картины устремлено к некоторой цели, поэтому возникает ожидание светлого будущего, уверенность и целеустремленность.

Общее впечатление от картины, настроение и оценка

Если попробовать в общих чертах набросать план сочинения по картине Рылова «В голубом просторе», то он, как и план для любого другого произведения живописи, будет содержать три пункта:

  1. Введение - это первая часть, она не особо большая. Во вступлении содержится слово об авторе и история создания картины. При разговоре о Рылове можно упомянуть, что полотно «В голубом просторе» признано одним из первых образцов советского искусства. Однако не стоит связывать содержание полотна исключительно с идеологией социализма: охватившее многих воодушевление после революции явилось следствием перенесенных потрясений.
  2. Основная часть сочинения. В данном отрывке приводится описание картины: что изображено, какие детали присутствуют, какова их роль. Каким образом построена композиция и в чем смысл цветового решения художника - элементы главной части сочинения.
  3. Заключение. Последние строки сочинения обычно посвящены выводам и обобщениям, формулировке собственного отношения к картине. Главное, что позиция «нравится - не нравится» должна быть подкреплена рассуждением и доказательствами.

Сочинение и сочинение-описание

Стоит различать между собой два различных вида письменных работ: сочинение-описание картины Рылова «В голубом просторе» будет отличаться от простого сочинения по произведению того же Рылова.

Сочинение-описание акцентирует внимание на сюжете картины, его цели. В первую очередь нужно грамотно описать содержание полотна средствами литературного языка. Немного другая задача у сочинения по картине: тут уже в первую очередь важно сформулировать свое видение предмета. Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе» отразит светлый порыв вперед, выраженный посредством ясного утреннего неба с косяком величественных белых птиц.

Поскольку пишут подобные сочинения на уроках развития речи, то такая работа преимущественно будет походить на описание, однако с элементами субъективной оценки, что отмечено в общем плане для подобных работ.

Как же написать сочинение по картине Рылова «В голубом просторе»? Вначале предстоит подготовительная работа: знакомство с автором и его судьбой, внимательное изучение полотна и выявление перво- и второстепенных элементов. Ещё одно правило - перед написанием сочинения стоит проговорить основные мысли и положения. Также можно составить план: из основных пунктов и некоторого количества подпунктов. Грамотно составленный тезисный план очень часто становится залогом успешно написанной работы.


В голубом просторе
Холст, масло. 109x152 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» относится к числу тех произведений, с которых принято начинать историю советской живописи. И это совершенно правильно, так как она является одним из первых созданных в советские годы значительных в художественном отношении произведений и притом таких, которые не только сохранили свое историческое значение, но и сегодня привлекают нас непосредственно, доставляют нам живое эстетическое переживание. Ее историческое значение и высокое художественное качество признаются всеми. Вместе с тем она является итогом многих поисков и достижений Рылова. В ней соединяются жизнерадостная эпичность «Зеленого шума» с драматизмом «Лебедей над Камой» и лиричностью «Чаек». Символика полета могучих птиц над водой приобрела здесь новое звучание. Ее волевое, действенное начало дано не в борьбе, а в спокойной гармонии с морем и небом.



Чайки. Закат. 1922
Холст, масло. 83 x 131 см
Нижегородский государственный художественный музей

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями. И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии
перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.

Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое, плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.

Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку, находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется скалистый берег.

При этом как бы «плывущем» характере изображения оно смотрится весьма устойчивым, а потому само движение становится непрекращающимся, вечным. Композиционное расположение предметов и цветовых пятен создает равновесие композиции и утверждает передний план картины. Движение развивается справа налево, параллельно картинной плоскости. Она подчеркивается и цветом. Общая, голубая с зеленоватым, красочная гамма картины строится по классическому принципу ослабления и усветления цвета в глубину. Небо, синее наверху, держит передний план, и этому соответствует темно-голубой цвет воды внизу с зелеными тенями и белыми барашками. Небо становится голубым ниже и глубже, а к горизонту зеленеет, приобретая справа, над теплым коричневым цветом скал, уже совсем бирюзовый оттенок. Фиолетовые тени на облаках и нижних плоскостях крыльев птиц хорошо подчеркивают их освещенность. Этой, по существу пленерной, гамме придан декоративный характер путем сильной интенсификации цветов и окраски ими больших плоскостей.

Движение, начинаясь в полете лебедей у правого края картины, развивается по волнистой линии, но, доходя до левого края картины, как бы идет вниз в двух более малых по размерам птицах с тем, чтобы через белый парусник и пятна снега на скалистом берегу возвратиться снова к правому краю внизу картины. Мелкие белые облачка внизу, расположенные параллельно горизонту, как и белые буруны на волнах, связываясь с верхним рядом птиц, подчеркивают горизонтальность композиции.

Не выходящее за пределы картины движение по овалу переживается не столько в своей устремленности, что создавало бы драматичность, сколько в ритме подъемов и опусканий, как бы качания в воздухе, выражающего эту песню о безмятежной радости и гармонической свободе. В этом и выявляется тема как бы погружения в «голубой простор» и птиц, и корабля, и самого зрителя. Берег не просто обозначен силуэтом, но ясно виден – суровый, скалистый, покрытый вечными снегами, как бы указывающий на то, что местом действия является далекий Север. Парусник вызывает ассоциации, связанные с романтикой дальних плаваний, с морскими просторами сурового Севера. То, что именно эта, обычно столь мрачная и бурная, природа сейчас так безмятежно улыбается, еще усиливает чувство гармонии, радости и счастья, которым веет от картины. Так действенное, повествовательное начало, которое у Рылова, как правило, носило ранее драматическую трактовку, здесь приобрело светлую, спокойную радость. Гармоническое решение эпической темы композиционно выразилось в равновесии предметов и пространства, их равнозначности в картине.

Все это и делает полотно «В голубом просторе» классическим произведением. Замечательно, что при сильной декоративности оно не смотрится декоративным панно. Хотя его цветовое решение и характер живописи порою и напоминают майолику, все строение образа и изображения обладает чисто картинной, станковой углубленностью и сложностью. В нем есть та тонкость переходов тонов и освещения и образуемая этим возможность постепенного раскрытия изображения, углубления в него, которые делают это произведение Рылова подлинной картиной. «В голубом просторе» – синтетический «пейзаж воображения», сочиненный «от себя», не изображающий конкретного вида, хотя и очень реальный, убедительный. В нем есть даже черты некоторой экзотики, что является данью Рылова распространенному в те годы в литературе и искусстве увлечению. Но, показывая, с какой живостью откликался Рылов на все новое в искусстве, этот налет экзотики в своей незначительности, в том, что он никак не определяет содержания картины, свидетельствует, что при всех этих естественных откликах Рылов оставался всегда сам собою и шел своим путем, решая задачи и идеи, органично и медленно созревавшие в его творчестве.
Картина «В голубом просторе» явилась классическим результатом многолетней практики писания картин «от себя», она была как бы апофеозом этого завещанного Рылову его учителем Куинджи метода и вполне его оправдывала. Это была пейзажная композиция, реальная и вместе с тем символическая. В ней нашла свое синтетическое завершение та романтическая тема «ветровых песен», которая в столь различных вариациях и так долго развивалась в творчестве Рылова.
Картина «В голубом просторе», подводя итог пережитому и прочувствованному художником, стала вместе с тем его первым словом о новом, о тех впечатлениях и переживаниях, правда еще не очень конкретно им осознаваемых, которые принес новый мир, открывшийся Октябрьской революцией.

Картина эта очень характерна для своего времени и как показатель того, каким образом входили в новую культуру, в ее новые задачи деятели дореволюционного искусства.

Как всякое большое художественное произведение, картина «В голубом просторе» выразила какую-то часть духовной атмосферы своего времени. Своим мажорным, светлым строем она характерна для общих настроений, переживавшихся в это время теми художниками, которые приветствовали революцию, как Рылов, и с первых же дней стали работать с новой властью. Воспитанные в старом мире, они, разумеется, не представляли себе ясно ни задач, ни сути совершившегося переворота, ни его конкретного содержания. Но это была для них та очистительная буря, которой давно ждали лучшие люди России. Это было открытие дверей в царство справедливости, добра и света. Совершилось, наконец, то, о чем так долго мечтала передовая интеллигенция: «Пришло время, – говорил Тузенбах в «Трех сестрах», – надвигается на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Теперь это все совершилось, царство простых людей труда было душевно близко скромному и трудолюбивому Рылову, его демократическим художественным убеждениям. Это ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения нового, светлого мира и выразил Рылов в своем пейзаже, пронизанном светом и воздухом, с мотивом свободного полета лебедей над морскими просторами.

Не надо, однако, представлять себе создание этого полотна как сознательное, преднамеренное желание отобразить именно революцию или переработать старый, любимый Рыловым мотив в соответствии «новому строю чувств молодого советского общества», как полагают некоторые из писавших о Рылове. Сознательный аллегоризм был чужд художнику вообще, и в данной картине, в частности, Рылов не стремился «соответствовать» каким-то внешним по отношению к нему настроениям, а сам их в той или иной мере переживал. Дело было именно в том, что художник органично выражал свое личное жизнерадостное состояние, что ему самому улыбался мир и он хотел передать эту улыбку. Именно потому, что он сам испытывал от новой жизни, несмотря на все материальные, бытовые трудности, чувство подъема, потому, что естественные для 1917 года переживания тревоги, напряженного ожидания и нервозности разрешились как бы вздохом облегчения, он и смог в пейзажном образе так органично, подлинно поэтически, без навязчивых аллегорий выразить свою эпоху.

Другое дело, что здесь у художника могли быть, а у зрителя почти наверняка возникали известные ассоциации. Романтическая символика, свойственная Рылову, окрашивала собою и эту картину. Но именно символика, а не аллегория. Это было достаточно общо символизируемое рождение нового мира, что, как известно, являлось весьма характерным для многих поэтов и художников в первых их попытках отражения и воспевания революции. Но если в сюжетных произведениях, будь то «Двенадцать» А. А. Блока или «Петроград 1918 года» К. С. Петрова-Водкина, символика носила более ясный и определенный характер, то в пейзаже она, естественно, была более общей и расплывчатой. Она открывала большие возможности отвлеченного, малоконкретного, но в основном правильного воспевания революции. Это была традиция развитой в литературе и искусстве символики пейзажа настроения, передачи «духа эпохи» посредством пейзажных ассоциаций. И чем они были непосредственнее, чем более пейзажной, а не сюжетной была эта символика, тем она становилась реальнее.

Рылову на всем протяжении его творчества было свойственно стремление к пейзажу-картине «большого стиля», – так сказать, к «историческому пейзажу». Именно в этих целях он прибегает в картине «В голубом просторе» к развернутой повествовательности и к таким традиционно поэтическим мотивам, как грозные скалы в океане, бегущий по волнам парусник и т. д. Он трактует этот героический исторический пейзаж всеобще, чтобы иметь возможность свободно передавать свои мечты, выразить широкие общие чувства и переживания. Это пейзаж-симфония, симфония героическая и радостная, симфония света, голубой лазури.
Рылов ставил себе очень трудную задачу: создать героический пейзаж. В обстановке революционного подъема, в атмосфере рождения нового мира, даже не размышляя много о существе этого мира, а почувствовав это героическое, художник поднялся до подлинно патетических чувств. Природа раскрывалась ему как картина некоего мирового бытия, беспредельного и возвышенного в простоте своих явлений. Ее озаряло солнце и овевали ветры вольных просторов. Так смог Рылов в картине «В голубом просторе» создать новую пейзажную композицию, которую нельзя было бы создать в других условиях. Революционная эпоха дала художнику эту возможность, и именно потому сама получила здесь свое эстетическое выражение.

В этом заключается большое принципиальное значение и ценность картины Рылова. Эпоха, ее общественное содержание получили здесь то выражение, которое возможно для них в пейзажной живописи. Тем самым это полотно положило начало советской пейзажной живописи и осталось в известной мере до сих пор образцом пейзажа-картины, пейзажа, выражающего свою эпоху.

Холст, масло. 109x152 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» относится к числу тех произведений, с которых принято начинать историю советской живописи. И это совершенно правильно, так как она является одним из первых созданных в советские годы значительных в художественном отношении произведений и притом таких, которые не только сохранили свое историческое значение, но и сегодня привлекают нас непосредственно, доставляют нам живое эстетическое переживание. Ее историческое значение и высокое художественное качество признаются всеми. Вместе с тем она является итогом многих поисков и достижений Рылова. В ней соединяются жизнерадостная эпичность «Зеленого шума» с драматизмом «Лебедей над Камой» и лиричностью «Чаек». Символика полета могучих птиц над водой приобрела здесь новое звучание. Ее волевое, действенное начало дано не в борьбе, а в спокойной гармонии с морем и небом.

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями. И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии
перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.

Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое, плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.

Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку, находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется скалистый берег.

При этом как бы «плывущем» характере изображения оно смотрится весьма устойчивым, а потому само движение становится непрекращающимся, вечным. Композиционное расположение предметов и цветовых пятен создает равновесие композиции и утверждает передний план картины. Движение развивается справа налево, параллельно картинной плоскости. Она подчеркивается и цветом. Общая, голубая с зеленоватым, красочная гамма картины строится по классическому принципу ослабления и усветления цвета в глубину. Небо, синее наверху, держит передний план, и этому соответствует темно-голубой цвет воды внизу с зелеными тенями и белыми барашками. Небо становится голубым ниже и глубже, а к горизонту зеленеет, приобретая справа, над теплым коричневым цветом скал, уже совсем бирюзовый оттенок. Фиолетовые тени на облаках и нижних плоскостях крыльев птиц хорошо подчеркивают их освещенность. Этой, по существу пленерной, гамме придан декоративный характер путем сильной интенсификации цветов и окраски ими больших плоскостей.

Движение, начинаясь в полете лебедей у правого края картины, развивается по волнистой линии, но, доходя до левого края картины, как бы идет вниз в двух более малых по размерам птицах с тем, чтобы через белый парусник и пятна снега на скалистом берегу возвратиться снова к правому краю внизу картины. Мелкие белые облачка внизу, расположенные параллельно горизонту, как и белые буруны на волнах, связываясь с верхним рядом птиц, подчеркивают горизонтальность композиции.

Не выходящее за пределы картины движение по овалу переживается не столько в своей устремленности, что создавало бы драматичность, сколько в ритме подъемов и опусканий, как бы качания в воздухе, выражающего эту песню о безмятежной радости и гармонической свободе. В этом и выявляется тема как бы погружения в «голубой простор» и птиц, и корабля, и самого зрителя. Берег не просто обозначен силуэтом, но ясно виден – суровый, скалистый, покрытый вечными снегами, как бы указывающий на то, что местом действия является далекий Север. Парусник вызывает ассоциации, связанные с романтикой дальних плаваний, с морскими просторами сурового Севера. То, что именно эта, обычно столь мрачная и бурная, природа сейчас так безмятежно улыбается, еще усиливает чувство гармонии, радости и счастья, которым веет от картины. Так действенное, повествовательное начало, которое у Рылова, как правило, носило ранее драматическую трактовку, здесь приобрело светлую, спокойную радость. Гармоническое решение эпической темы композиционно выразилось в равновесии предметов и пространства, их равнозначности в картине.

Все это и делает полотно «В голубом просторе» классическим произведением. Замечательно, что при сильной декоративности оно не смотрится декоративным панно. Хотя его цветовое решение и характер живописи порою и напоминают майолику, все строение образа и изображения обладает чисто картинной, станковой углубленностью и сложностью. В нем есть та тонкость переходов тонов и освещения и образуемая этим возможность постепенного раскрытия изображения, углубления в него, которые делают это произведение Рылова подлинной картиной. «В голубом просторе» – синтетический «пейзаж воображения», сочиненный «от себя», не изображающий конкретного вида, хотя и очень реальный, убедительный. В нем есть даже черты некоторой экзотики, что является данью Рылова распространенному в те годы в литературе и искусстве увлечению. Но, показывая, с какой живостью откликался Рылов на все новое в искусстве, этот налет экзотики в своей незначительности, в том, что он никак не определяет содержания картины, свидетельствует, что при всех этих естественных откликах Рылов оставался всегда сам собою и шел своим путем, решая задачи и идеи, органично и медленно созревавшие в его творчестве.
Картина «В голубом просторе» явилась классическим результатом многолетней практики писания картин «от себя», она была как бы апофеозом этого завещанного Рылову его учителем Куинджи метода и вполне его оправдывала. Это была пейзажная композиция, реальная и вместе с тем символическая. В ней нашла свое синтетическое завершение та романтическая тема «ветровых песен», которая в столь различных вариациях и так долго развивалась в творчестве Рылова.
Картина «В голубом просторе», подводя итог пережитому и прочувствованному художником, стала вместе с тем его первым словом о новом, о тех впечатлениях и переживаниях, правда еще не очень конкретно им осознаваемых, которые принес новый мир, открывшийся Октябрьской революцией.

Картина эта очень характерна для своего времени и как показатель того, каким образом входили в новую культуру, в ее новые задачи деятели дореволюционного искусства.

Как всякое большое художественное произведение, картина «В голубом просторе» выразила какую-то часть духовной атмосферы своего времени. Своим мажорным, светлым строем она характерна для общих настроений, переживавшихся в это время теми художниками, которые приветствовали революцию, как Рылов, и с первых же дней стали работать с новой властью. Воспитанные в старом мире, они, разумеется, не представляли себе ясно ни задач, ни сути совершившегося переворота, ни его конкретного содержания. Но это была для них та очистительная буря, которой давно ждали лучшие люди России. Это было открытие дверей в царство справедливости, добра и света. Совершилось, наконец, то, о чем так долго мечтала передовая интеллигенция: «Пришло время, – говорил Тузенбах в «Трех сестрах», – надвигается на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Теперь это все совершилось, царство простых людей труда было душевно близко скромному и трудолюбивому Рылову, его демократическим художественным убеждениям. Это ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения нового, светлого мира и выразил Рылов в своем пейзаже, пронизанном светом и воздухом, с мотивом свободного полета лебедей над морскими просторами.

Не надо, однако, представлять себе создание этого полотна как сознательное, преднамеренное желание отобразить именно революцию или переработать старый, любимый Рыловым мотив в соответствии «новому строю чувств молодого советского общества», как полагают некоторые из писавших о Рылове. Сознательный аллегоризм был чужд художнику вообще, и в данной картине, в частности, Рылов не стремился «соответствовать» каким-то внешним по отношению к нему настроениям, а сам их в той или иной мере переживал. Дело было именно в том, что художник органично выражал свое личное жизнерадостное состояние, что ему самому улыбался мир и он хотел передать эту улыбку. Именно потому, что он сам испытывал от новой жизни, несмотря на все материальные, бытовые трудности, чувство подъема, потому, что естественные для 1917 года переживания тревоги, напряженного ожидания и нервозности разрешились как бы вздохом облегчения, он и смог в пейзажном образе так органично, подлинно поэтически, без навязчивых аллегорий выразить свою эпоху.

Другое дело, что здесь у художника могли быть, а у зрителя почти наверняка возникали известные ассоциации. Романтическая символика, свойственная Рылову, окрашивала собою и эту картину. Но именно символика, а не аллегория. Это было достаточно общо символизируемое рождение нового мира, что, как известно, являлось весьма характерным для многих поэтов и художников в первых их попытках отражения и воспевания революции. Но если в сюжетных произведениях, будь то «Двенадцать» А. А. Блока или «Петроград 1918 года» К. С. Петрова-Водкина, символика носила более ясный и определенный характер, то в пейзаже она, естественно, была более общей и расплывчатой. Она открывала большие возможности отвлеченного, малоконкретного, но в основном правильного воспевания революции. Это была традиция развитой в литературе и искусстве символики пейзажа настроения, передачи «духа эпохи» посредством пейзажных ассоциаций. И чем они были непосредственнее, чем более пейзажной, а не сюжетной была эта символика, тем она становилась реальнее.

Рылову на всем протяжении его творчества было свойственно стремление к пейзажу-картине «большого стиля», – так сказать, к «историческому пейзажу». Именно в этих целях он прибегает в картине «В голубом просторе» к развернутой повествовательности и к таким традиционно поэтическим мотивам, как грозные скалы в океане, бегущий по волнам парусник и т. д. Он трактует этот героический исторический пейзаж всеобще, чтобы иметь возможность свободно передавать свои мечты, выразить широкие общие чувства и переживания. Это пейзаж-симфония, симфония героическая и радостная, симфония света, голубой лазури.
Рылов ставил себе очень трудную задачу: создать героический пейзаж. В обстановке революционного подъема, в атмосфере рождения нового мира, даже не размышляя много о существе этого мира, а почувствовав это героическое, художник поднялся до подлинно патетических чувств. Природа раскрывалась ему как картина некоего мирового бытия, беспредельного и возвышенного в простоте своих явлений. Ее озаряло солнце и овевали ветры вольных просторов. Так смог Рылов в картине «В голубом просторе» создать новую пейзажную композицию, которую нельзя было бы создать в других условиях. Революционная эпоха дала художнику эту возможность, и именно потому сама получила здесь свое эстетическое выражение.

В этом заключается большое принципиальное значение и ценность картины Рылова. Эпоха, ее общественное содержание получили здесь то выражение, которое возможно для них в пейзажной живописи. Тем самым это полотно положило начало советской пейзажной живописи и осталось в известной мере до сих пор образцом пейзажа-картины, пейзажа, выражающего свою эпоху.

Вариант 1. 3 класс От картины А.А. Рылова "В голубом просторе" веет свежим морским воздухом. По ярко-синему небосводу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. У птиц красивые длинные шеи, могучий размах серебристых крыльев. Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. На горизонте зеленоватое небо сливается с лазурным морем. Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. Небольшие волны гуляют по темно-синему мрачному морю. По морскому простору мчится корабль с раздутыми белыми парусами. Мне нравится изображенные на картине морской простор и мощь моря. Хазиева Алина.

Вариант 2. 5 класс Лебеди движутся навстречу солнцу. Его лучи ярко освещает белых гордых красавцев, свободно и непринужденно парящих над синей гладью моря. Лебеди то парят в свободном полете, то рвутся вперед одним взмахом мощных крыльев. А над ними и под ними плывут в том же направлении легкие пушистые облака. В синем морском просторе движению птиц вторит парусник, летящий над волнами, почти не касаясь их. Такое впечатление, что он тоже парит, только в другом пространстве. Раздутые белоснежные паруса также ярко освещены солнцем, как и белые лебеди в небе, и облака. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами. На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.

Вариант 3. 7 класс В начале ХХ века в живописи появляется много морских пейзажей, одним из которых является полотно А. А. Рылова « В голубом просторе». Искусствоведческий анализ образной системы картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Картина А. А. Рылова «В голубом просторе», как бы принимая эстафету, передаёт романтическую взволнованность. По небу величаво плывут облака, и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы- лебеди. Они движутся навстречу весне, и ничто не остановит их могучий вольный полёт. Лаконичен и выразителен ритм картины, в данном случае – это мотив убегающих волн. Они всё уменьшаются, исчезая из нашего поля зрения у линии горизонта. Следует отметить волнообразный ритм полёта птиц над волнующимся океаном, летящие волнистые облака, волнистую гряду гор и наполненные ветром паруса шхуны. Именно эти образы помогли художнику создать романтическое, полное света и радости полотно.

Сочинение по картине выдающего советского пейзажиста А.А. Рылова «В голубом просторе» способствует обогащению словарного запаса учащихся, развивает выразительность речи.

Эта картина считается первым советским пейзажем. Сочинение пишется как в младших, так и старших классах.

Сочинение по картине «В голубом просторе» 3 класс

Над синим-синим морем летят красивые птицы. Это лебеди, они очень сильные и смелые. Мощные крылья поднимают их выше и выше. Кажется, что очень скоро лебеди достигнут белых, как и они, облаков и поднимутся к самому солнцу.

Вдалеке видна каменистая земля. Расположенные на ней горы цепляются за похожие на вату облака. Солнце ярко освещает и горы, и птиц, и облака. А еще парусный корабль, который отправился в дальнее плавание. На море видны волны с белыми барашками. Но кораблю они не страшны. Он гордо стремится вперед под всеми парусами.

Чувствуется, что дует сильный, свежий ветер. Море и небо встречаются у горизонта, и, кажется, они бесконечны. На картине нарисован суровый, но красивый край. Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть такое море и небо.

Сочинение по картине «В голубом просторе» 7 класс

Аркадий Александрович Рылов - замечательный советский художник-пейзажист. Он хорошо знал и любил природу, особенно северные края. Его самая известная картина «В голубом просторе» была написана в 1918 году, в тяжелые для нашей страны дни. Между тем картина полна силы и радости жизни, все в ней движется и стремится вперед.

Почти все полотно картины занимают кажущиеся бесконечными синее море и небо. Бескрайнее пространство пронизано лучами солнца, наполняющими сердце ликованием и восторгом. По небу летят огромные, восхитительные белоснежные лебеди. Они стремятся к пушистым облакам, таким же чистым и белым, как они.

По морю под всеми парусами мчится красавец корабль, рождая в зрителе самое романтическое настроение. Вся картина дышит свежестью и силой. И, хотя грозные скалы виднеются вдали, они не страшны ни гордым и смелым птицам, ни летящему по бушующим волнам паруснику. Художнику удалось передать многообразие оттенков белого и синего цветов.

Море на картине темно-синее, с изумрудными волнами. Небо, наверху ярко-синее, постепенно голубеет, а к горизонту приобретает зеленоватый оттенок. Белый цвет передан в великолепном оперении лебедей, в пене волн, раздутых парусах корабля. Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» является одной из лучших картин в пейзажной живописи. Она очень хорошо передает красоту северной природы, ее мощь и величие. Это радостная картина, наполняющая душу гармонией и счастьем. Хранится картина в Третьяковской галерее.