Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Лексическая тема осень деревья в средней группе. Лексическая тема "деревья и кустарники"

Лексическая тема осень деревья в средней группе. Лексическая тема "деревья и кустарники"

На прогулке Игры, наблюдения, представленные в этом разделе, вы можете проводить на улице, во время прогулки. Они направлены на обогащение и уточнение знаний и представлений детей о деревьях осенью, активизацию словаря, развитию наблюдательности, внимания, коррекцию мелкой моторики.


ГУЛЯЕМ ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ Гуляя по осеннему парку, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Остановитесь. Послушайте звуки осеннего парка. Какие звуки вы услышите? А ребенок? Походите по опавшей листве, послушайте, как шуршат листья. Создайте на прогулке свой ЛИСТОПАД. Объясните ребенку значение этого слова


ПОГОВОРИМ О ДЕРЕВЬЯХ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найдите по одному листу клена, дуба, рябины, иголку ели, сосны. ХОД БЕСЕДЫ: Расскажите (и покажите) ребенку о различных частях любого дерева (корни, ствол, ветви, листья). Поговорите о том, для чего предназначена каждая из них. Уточните, названия каких деревьев он знает. Покажите ребенку несколько разных листьев и спросите, с какого они дерева. Спросите, какие изменения происходят с деревьями осенью.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ХОД БЕСЕДЫ: Обратите внимание ребенка на стволы различных деревьев. Спросите у ребенка, какой ствол у дерева, какими словами его можно описать? Стволы бывают ТОЛСТЫМИ (попробуйте вместе обхватить его руками), ТОНКИМИ. ГЛАДКИМИ И ШЕРШАВЫМИ – предложите ребенку потрогать их руками.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ продолжение Взяв увеличительные стекла, подробно рассмотрите кору дерева. Предложите ребенку рассказать, что он видит. Если посмотреть на поперечный срез ствола или ветки дерева, то можно без особого труда разглядеть так называемые годичные кольца. Расскажите ребенку, что Вы знаете о них.




КАТАЕМ ШИШКИ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть на улице и дома. ЦЕЛЬ: Самомассаж ладоней для активизации речевых зон в коре головного мозга. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Постарайтесь найти сосновую и еловую шишки. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать сначала еловую шишку. Теперь предложите сосновую. Спросите у ребенка, какая шишка больше колется.


РАСКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть как на улице, так и дома за столом. ЦЕЛЬ: продолжать закреплять навык составления ряда предметов с учетом их величины ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Необходимо собрать несколько желудей, каштанов, листьев разных размеров. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку выложить сначала желуди от самого большого к самому маленькому, а потом – наоборот. Предложите проделать тоже самое с каштанами. Можно предложить так же выложить листья. Предложите посчитать все предметы.


ДУЕМ НА ЛИСТОК ЦЕЛЬ: Закрепление навыка целенаправленного плавного выдоха. ХОД ИГРЫ: Положите на ладонь ребенка листок. Попросите его подуть на листок так, что бы он слетел с руки. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не надувал щеки.


























ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: желтый круг – основа для солнца, треугольник – ствол дерева и т.д. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.


ЕЛОЧКИ НА ПОЛЯНЕ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрической фигуре «треугольник», развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте несколько зеленых треугольников разной величины. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка собрать елочку (или елочки)




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Сухие деревья горят, живые- плоды приносят. Без ветра деревья не качаются Высокие деревья больше страдают от ветра Деревья без плода садят, да после плод от них едят. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Каковы деревья – таковы и плоды. ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками.


ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: 1.Прочитайте загадку. 2.Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. 3.Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ– при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) 4.Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. 5.Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием («Мне все понятно»). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. 6.Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. 7.ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА






Стихотворения об осени для чтения и разучивания: 1.А. С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2.А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» 3.А. Плещеев «Осень наступила…» 4.Е. Благинина «Улетают, улетели…» 5.И. Токмакова. Осинка 6.С. Маршак. Октябрь. 7.А. Екимцев «Старый тополь у крылечка..» 8.И. Семенов. Березка




ГУЛЯЕМ ПО ЗАЛАМ Следующий слайд представляет собой видео ряд изображений картин осени. Для его активации достаточно нажать мышкой в любом месте слайда. По ходу фильма обратите внимание ребенка на то, как изменяется настроение, переданное в картинах (изображения ранней осени отражают приподнятое, радостное настроение, а поздняя осень вызывает грусть, уныние, печаль) Посмотри внимательно на картину: на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую траву… Какое это время года? Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какие приметы ранней осени можно увидеть на картине? Что изображёно на картине слева? Что виднеется вдали? Что в картине самое яркое? Какое настроение передал художник? Как ты догадался, что именно такое - настроение отражено? Как это удалось сделать художнику? О чём думается или вспоминается, когда смотришь на эту картину? Понравилась ли тебе картина? Чем она понравилась?
Посмотри внимательно на картину. Что ты видишь? Какие приметы осени можно увидеть на картине? Если бы ты оказался в картине тебе стало холодно или жарко? Почему ты так считаешь? Что изображёно на переднем плане картины? Что виднеется вдали? Как ты думаешь, почему из трубы идет дым? Обрати внимание на небо. Какими словами его можно описать? (большое, хмурое, холодное и т.д.) Видишь птиц на нем? Как ты думаешь, что это за птицы и куда они летят? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику Понравилась ли тебе картина?


УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ Попробуй вспомнить название и автора картин. О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная», «Хмурая, ветреная»? Назови цвет красок, которые используют художники для своих картин? Сравни то, как изменяется твое настроение, когда ты смотришь то на одну, то на другую картину. Источники информации: КНИГИ: БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь

    названия деревьев, кустарников;

    основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;

    что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:

Ветка - веточка Ель-ёлочка
Куст – кустик
Дерево - деревце и т.д.

СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:

1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.
1 маленькая веточка, 2 маленьких веточки, 3 маленьких веточки, 4 маленьких веточки,5 маленьких веточек.
и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    рассмотреть деревья и кустарники нашего города.

    рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.

    Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


















Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза,

почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки,

крона, верхушка, кора, корни, шишки .

Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие,

сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся,

опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит,

Поливать, удобрять, защищать.

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;
Грозди рябины растут на – рябине;
Яблоки растут на – яблоне;
Серёжки растут на – березе, ольхе;
Круглая шишка на – сосне;
Длинная шишка на – ели;

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА

«УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"


Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза);
Грустная, печальная, плакучая…(ива);
Стройная, зеленая, колючая…(ель);
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб);

Подбери признаки (не менее трех признаков):

  1. Береза (какая?) …
  2. Ель (какая?) …
  3. Осина (какая?) …
  4. Дуб (Какой?) …
  5. Ель (Какая?) …
  6. Рябина (Какая?) …
  7. Яблоня (Какая?) …

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

  1. Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает.
    (Дерево)
  1. С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают:
    Шкуру тонкую сдирают.
    (Липа)
  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке.
    (Сосна)
  1. Вроде сосен, вроде елок,
    А зимою без иголок.
    (Лиственница)

5. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

6. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

7. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

8. Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем . (Ель)

9. Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Какая ветка?

  1. У березы ветка – березовая;
  2. У осины – …
  3. У дуба - ...
  4. У ели - …
  5. У сосны - …
  6. У клена - …

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.