Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Почему важно ходить в церковь. Зачем ходить в церковь, Бог ведь в душе? Три причины

Почему важно ходить в церковь. Зачем ходить в церковь, Бог ведь в душе? Три причины

Недавно мы опубликовали статью под названием « ». В этой же статье мы разберем вопрос «Зачем ходить в церковь, если Бог в душе…». Если попытаться составить список самых популярных вопросов людей, не столь хорошо знакомых с Библией и церковью, то этот вопрос будет одним из самых популярных. Ну что, давайте искать ответ! Но прежде надо разобраться в формулировках. О чем человек думает, когда говорит, что Бог в душе? И о чем человек думает, когда говорит «ходить в церковь»?

Зачем ходить в церковь? Церковь - это люди, а не здание.

Одно из самых больших заблуждений многих верующих в том, что они считают церковь (о которой говорится в ) и храм (здание) одним и тем же. Другими словами, когда человеку говоришь про церковь, то он думает про храм, про здание. Он может вспомнить церквушку в своем селе. А может вспомнить храм в центре большого и шумного города. Но что говорит Библия о церкви?

Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её. (От Матфея 16:18)

Когда Иисус начинал Свое служение, в Израиле было много храмов. Там проходили службы, читались священные тексты. Священнослужители зажигали свечи и приносили жертвы. Но когда Иисус говорил апостолу Петру, что создаст церковь, которую не одолеют силы смертные, то о чем Он говорил? Мы знаем, что Иисус не заложил ни одного кирпича ни в одно основание храма. Он не построил ни одного здания. Но Он создал церковь.

Слово «церковь» в Библии означает «призванные» или «собрание». То есть, Иисус не говорил здесь о здании. И когда говорит Петру о том, что Он создаст церковь, Иисус говорит о людях, которые и будут составлять Его церковь. Церковь - это собрание людей. Вот еще один отрывок из Библии об этом.

Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. Через Него и вы вместе с остальными созидаете себя, образуя жилище, где Бог будет жить через Духа Святого. (К Ефесянам 2:20-22)

Внимательный читатель заметит, что храм - это люди. Основание - учение апостолов и пророков. Иисус - краеугольный и самый важный камень этого основания. И именно этот храм и есть церковь - жилище, где Бог живет через Духа Святого.

И чтобы еще больше убедить нашего читателя в том, что церковь, о которой говорил Иисус, не здание, мы приведем еще один отрывок из Библии:

Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. (Деяния 17:24-25)

Бог не живет в храмах, построенных руками человеческими. Это цитата из книги Деяний, автором которой является Лука. Но Бог живет в храме, который есть церковь - собрание . Бог живет в сердце преданного Богу христианина. Так что в этом отношении мы хотим поддержать говорящего, что «Бог у него в душе». При условии, конечно, что этот человек действительно живет по учению Христа (это отдельная тема для разговора). Но давайте продолжим нашу сегодняшнюю тему.

Бог в душе? Христианство - это «командная игра»

После того, как мы разобрались, что церковь это не здание и что настоящий храм, о котором говорит Библия, - это собрание верных Богу христиан, можно продолжить разговор. В течение последних 17 лет я почти каждый день читаю Библию. Если вы когда-либо читали целиком хотя бы один раз, то вы не могли не заметить, как много там говорится об отношениях одних христиан с другими (христиане в Библии назывались «ученики Христа»). За свою немалую христианскую жизнь я могу сказать, что быть христианином в одиночестве и «верить в душе» практически невозможно. Христианство - это командная игра. Тебе нужен кто-то, кому ты можешь . Библия говорит, чтобы мы исповедовались друг другу: один христианин другому. Нужен кто-то, кто поддержит твою веру в трудную минуту. Нужен кто-то, кто всегда тебя поймет и выслушает. Нужен кто-то, кто поможет пройти искушение и сделать следующий шаг в вере. Друзья и родственники, которые не живут согласно учению Христа, никогда не заменят в этом духовном плане братьев и сестер в церкви.

Я даю вам новую заповедь: возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас. И если у вас будет любовь друг к другу, то всякий будет знать, что вы Мои ученики». (От Иоанна 13:34,35)

Я не буду приводить бесчисленное количество отрывков из Библии об отношениях братьев и сестер в церкви. Если их все убрать из Библии - Евангелие потеряет смысл. Потому что именно братья и сестры и должны были стать, по задумке Иисуса Христа, церковью - храмом, где Бог собирался жить через Дух Святой. Убери людей из церкви - и не останется ничего. Не будет самой церкви. Церковь - это место, где люди учатся любить Бога и друг друга. А в этом и заключается все учение Библии:

«Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях». (От Матфея 22:36-40)

Поэтому даже в названии этой статьи мы намеренно допустили ошибку. «Ходить в церковь» нельзя, как нельзя «ходить» в семью. Можно лишь быть частью церкви или не быть ей, не ходить в нее. А это уже решать каждому.

Иисус отдал за церковь Свою жизнь

Вы когда-либо были на свадьбе? Я был много раз. Один раз я был на своей свадьбе и много раз был на свадьбах моих друзей. Жених и невеста - это хозяева любой свадьбы. Они центр празднества. Они те, ради кого все собрались.

Церковь - это невеста Христа. Вот, что говорит Библия об этом:

Мужья, любите жён ваших, как возлюбил Церковь. Христос отдал себя за неё в жертву, чтобы освятить её, очистив её омовением в воде и провозглашением благой вести, и чтобы взять Церковь в невесты себе, как сияющую, безупречную, без всякого изъяна, дабы она была свята и непорочна. Мужья так должны любить жён своих, как любят свою собственную плоть. Кто любит жену свою, любит и себя. Ибо нет таких, кто ненавидел бы плоть свою. Наоборот, он заботится о ней и кормит её так, как Христос заботится о Церкви, ибо мы — члены Тела Его. (К Ефесянам 5:25-30)

Церковь - это невеста Иисуса Христа. За церковь Свою Иисус Христос отдал жизнь на кресте. Не за здание. За людей. Нельзя любить Христа, следовать Его учению и пропустить учение о церкви. Нельзя говорить, что ты христианин и не быть частью церкви. Нельзя уважать и любить жениха, но полностью игнорировать невесту, за которую тот отдал свою жизнь. Это даже противоречит здравому смыслу.

Если ты говоришь, что ты христианин, то ты не можешь игнорировать учение Библии о церкви, ведь иначе ты будешь противоречить самому себе. Христианин не может быть отдельно от церкви и «верить только в душе». Церковь - это и есть собрание христиан. Церковь - это храм Божий, где живет Бог через Дух Святой. Церковь - это духовная семья. Без церкви мы сироты. Без церкви христианину почти нет шансов сохранить свою веру.

Возможно, что некоторые вещи вы услышали впервые. У меня тоже когда-то открылись глаза. Когда я начал лично , то все встало на свои места. Если вы хотите на самом деле разобраться, что говорит Библия о церкви и зачем она нужна, то начните читать Библию сами. Вы можете читать или слушать ее у нас на сайте в верхнем меню. Но помните, что без церкви у вас практически нет шансов прожить верную жизнь с Богом.

Если у вас остались вопросы, вы можете написать нам через .

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме


Христианские видео и ролики


Зачем ходить в церковь?

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Меня зовут Николай Филиппович, я из Минска. Я верующий, но не хожу в церковь каждое воскресенье. Мне сказали, что так я не получаю вечную жизнь и спасение, что это не есть настоящая вера. А я считаю, что если я читаю Библию и изредка хожу в церковь, то я тоже верующий и буду в раю.

Я читал Библию и нигде не встречал, чтобы Иисус кого-то заставлял ходить в храм. Да и Его первые ученики никого не заставляли. Я так понимаю: главное, чтобы я верил в Бога, а ходить в церковь можно как у кого получается, по возможности, без «обязаловки». Прав я или нет?»

На вопрос нашего читателя отвечает Петр Ашейчик, магистр богословия, ректор ДУЗ «Библейский колледж ХВЕ» ОЦХВЕ РБ .

Не вдаваясь в теологические объяснения, хочу сказать несколько слов о значении общения в собрании верующих людей.

Наша личная духовная жизнь, включающая в себя молитву, изучение Библии, благовестие, служение людям, безусловно, является фундаментом нашей жизни. Так установлено Создателем: наши духовные нужды первичны по отношению к душевным и физическим. «Не хлебом единым будет жить человек…» (Лук.4:4).

Однако хочу привести шесть пунктов, чего мы не можем делать одни, вне церковного общения.

1. Слышать проповедуемое Слово. Мы не можем сами себе проповедовать, нам необходимо слышать Слово Божие. Вера приходит от слышания. И самое главное - это не то, что воспринимают наши физические уши, но что попадает прямо в сердце. Это и есть тот хлеб духовный, о котором мы молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф.6:11) .

2. Поклоняться в духе и истине. Прославление и поклонение в единстве с братьями и сестрами приносит реальность присутствия Божьего в нашей жизни. Бог живет среди славословий Своего народа.

3. Молиться в согласии. «Если двое из вас согласятся… просить…» (Матф.18:19). Когда у нас есть нужда, молитва намного эффективнее, если мы молимся вместе! Молитва Церкви имеет огромную силу. Наша проблема становится нуждой многих братьев и сестер. Неудивительно, что Бог обращает внимание на это.

4. Принимать служение Духа Святого. Бог хочет служить нам не только через Свое Слово, но и через дары Духа Святого: пророческое слово, слово знания, слово мудрости, исцеление, чудотворение, освобождение. Нам нужно быть там и с теми, для кого они в первую очередь предназначены, - в Церкви.

5. Общение с братьями и сестрами. Библия говорит о жертве общительности (см. Евр.13:16). Это значит, что общение нам стоит отказа от чего-то: от своего комфорта, от планов провести время в свое удовольствие. Но именно в общении мы получаем радость от дружбы, именно друзья встанут в ходатайстве за нас, именно с другом мы можем поговорить, признаться в ошибках, молиться о прощении грехов. Друзья могут нас предостеречь и помочь справиться с опасными зависимостями.

6. Служить людям талантами и дарами от Господа. Каждый из нас имеет таланты и дары от Бога. И мы имеем в своей жизни огромную потребность - отдавать! Церковь - это то место, где мы нужны! Где наш труд и участие будут востребованы. Служа людям, мы служим Богу. «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).

И последнее. Все это важно постольку, поскольку мы осознаем реальность слов Иисуса: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20).

Мы приходим не на встречу с людьми. В церкви мы реально встречаемся с Богом!

Зачем ходить в церковь,

если можно молиться и дома?

«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней
укрывшиеся от шума и треволнений жизненного
моря люди наслаждались великим покоем».

Иоанн Златоуст

Многие современные люди считают себя верующими, но в церковной жизни не участвуют, рассуждая так: «Зачем ходить в храм, ведь можно молиться и дома». И все-таки дома молиться почему-то не получается, а в церкви - длинные службы, сложные и непонятные, как пел В.Высоцкий, «... нет, и в церкви все не так, все не так, ребята». Людям, которые не видят смысла в посещении храма, которые считают возможной веру без Церкви, и адресованы эти строки.

Без церкви выросло несколько поколений советских людей. Веру в Бога большевики пытались заменить верой в коммунизм. Храмы разрушали, верующих преследовали, над ними смеялись, но, тем не менее, веру в народе истребить так и не удалось. Церковь, пройдя тяжелейшие испытания, выстояла, и сейчас мы видим ее возрождение. Само по себе это уже величайшее чудо, над которым стоит задуматься. Людям, не знакомым с Православием, не получившим религиозного воспитания, трудно изменить свою жизнь, многое в церковной службе остается неясным. Литургия и все, что происходит в храме, кажется странным и словно происходящим на чужом языке. Поэтому для многих современных людей вся вера выражается в том, чтобы «зайти в церковь поставить свечку». И целый пласт культуры, уникального духовного опыта, спасительного для потерявшейся души, остается в стороне. Участие в церковной жизни требует усилий, это духовный труд, а трудиться не хочется. Более простые и доступные средства всегда под рукой: можно выпить, развлечься, сходить куда-нибудь - и человек забылся на время, а о смерти лучше вообще не задумываться. Но человеческая душа так устроена, что она все равно тянется вверх, ищет какой-то высшей справедливости, устав от обмана и суеты.

СВЯТЫЕ ДАРЫ

В храме время словно бы остановилось. Православная церковь, как величайшую святыню, сберегла накопленный столетиями духовный опыт. Весь порядок церковной службы, уклад, даже язык остались неизменными. Менялись времена, менялась власть, а в церквях по-прежнему шла Литургия. Не прекращалась она и несмотря на гонения советских властей на верующих. Потому что Божественная Литургия всегда имела и имеет для верующих не условный, а вполне реальный смысл. Во время Литургии человек не только вспоминает о земной жизни Христа, не только молится Богу о своих житейских нуждах, но, что самое главное - реально соединяется с Ним в Таинстве Причащения.

Это таинство установлено самим Господом во время Тайной Вечери. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 19-20.). Значение Евхаристии в том, что в ней человеку открывается доступ к Богу, дается возможность принести жертву своему Создателю, дается возможность соучастия в Голгофской жертве.

Таинство - важнейшее понятие в христианской жизни. Во время Евхаристии пресуществляется вино и хлеб в Кровь и Тело Господни. «Около Евхаристии совершает течение весь круг мирового бытия», - писал о. Павел Флоренский. Как телесные болезни нуждаются в лечении, так и наше духовное существо, поврежденное грехом, также нуждается в лекарстве. И такое «лекарство» - Причастие Святых Христовых Тайн. «Энергия тратится, все разрушается. Если не будет на земле Причастия, мир развалится» - так рассматривал Причастие Л.Н.Гумилев.

ОТГОВОРКИ

Современный человек, окруженный всеми «благами» цивилизации, привыкает к духовной лени, бездействию и сам себя лишает этого живого общения с Богом. Иногда в силу привычки или сложившегося жизненного уклада проходит мимо храма, оправдывая себя всевозможными отговорками. И лишь когда судьба преподносит ему неожиданный удар, он задумывается о Боге, о вечности, о своей душе и, уже не мудрствуя, идет в храм. Потому что «душа сама подсказывает», где искать спасения. Конечно, так бывает не всегда. Человек наделен свободной волей, у него всегда есть выбор: пойти в храм или не пойти. Именно свободный выбор нужен Богу. Сделать этот выбор порой бывает непросто. Иногда к этому шагу Господь ведет человека всю жизнь сквозь испытания, разочарования, сквозь успехи и провалы, счастье и болезнь, потери и обретения. В испытаниях душа человека или закаляется, или надламывается. Храм, помощь священника, молитва помогают противостоять жизненным трудностям, достойно переносить удары судьбы, слишком большие взлеты и падения, богатство и нищету. Церковь учит мудрости и терпению.

Церковь накопила драгоценный духовный опыт, мудрость. «Жития святых», предания, чудотворные образы, приносящие людям чудесную помощь и исцеления в болезнях, тысячи необъяснимых с точки зрения логики явлений постепенно открываются человеку, пришедшему в храм и обретшему веру. Православная церковь примером многочисленных своих подвижников показывает высокий идеал христианства, цель духовной жизни человека и его существования на Земле, учит достойно переносить трудности, закаляет душу, дает опору и защиту. Христианство учит настоящей, самоотверженной любви. Православие дает примеры такой любви. Достаточно вспомнить Преподобного Серафима Саровского, Иоанна Крондштадтского, старцев Оптиной пустыни, столь любимых в народе. Не зная Православной церкви, невозможно понять, в чем сила русского духа, невозможно до конца понять ни русскую историю, ни русскую литературу.

Иногда человек, впервые переступивший порог храма и пытающийся найти истину, надеется увидеть в храме святых и совершенных людей, а натыкается на какую-нибудь старушку, которая его одергивает и делает замечания. Человек сразу чувствует себя здесь чужаком. Его смущает то, что люди в храме, порой даже сами священники, имеют те же житейские недостатки. И тогда ставится под сомнение то самое важное, зачем он сюда пришел - а здесь ли нужно искать спасения? Но нужно помнить, что, приходя в храм, человек приходит к Богу, он приходит молиться, исповедоваться Самому Богу через посредство священника, облегчить свою душу. Заглянуть в себя, именно в себя, а не в душу другого человека. Священников, плохие они или хорошие, и других служителей храма судить может только Бог. И даже если у них есть человеческие недостатки, они поставлены Богом осуществлять свое служение.

Мы приводим ребенка в школу, несмотря на то, что некоторые учителя далеки от совершенства. Ведь мы должны дать своему ребенку образование. Или врач, выписывающий необходимое нам лекарство, может быть скупым, например. Нам это неважно. Мы думаем о том, чтобы избавиться от болезни, а не о том, какими качествами обладает этот врач, является ли он идеалом.

И все-таки, если в нашем несправедливом и жестоком мире и есть островки чистоты и добра, то где их искать как не в храме.

Николай Васильевич Гоголь в ответ на нападки на нашу Церковь западных католиков написал такие строки: «Как нам защитить нашу Церковь, и какой ответ мы можем дать им, если они зададут нам такие вопросы: «А сделала ли ваша Церковь вас лучшими? Исполняет ли всяк у вас как следует свой долг?» Что мы тогда станем отвечать им, почувствовавши вдруг в душе и в совести своей, что шли все время мимо нашей Церкви и едва знаем ее даже и теперь? Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина просят показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, - и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в свою жизнь!

Нет, храни нас Бог защищать теперь нашу Церковь! Это значит уронить ее. Только и есть для нас возможна одна пропаганда - жизнь наша. Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь...» (Н.В.Гоголь. Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве. (Из письма к гр. А.П.Т-му).

Иногда будничная рутина мешает человеку посвятить воскресение посещению храма. «Шесть дней работай, а седьмой - Господу Богу твоему», - гласит заповедь. Шести дней в неделю вполне достаточно для решения всех житейских проблем. В воскресный день не в магазин за покупками, не на концерт, а в храм должна стремиться душа.

МОЛИТЬСЯ МОЖНО И ДОМА?

Домашняя молитва отличается от молитвы общей, соборной. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», - так учил Господь. Если Он пребывает среди двоих или троих, то там, где десятки и сотни людей собраны во имя Его и молятся вместе, - Он несомненно должен присутствовать, и такая молитва имеет огромную силу.

Пребывая в храме, нужно понимать, что здесь происходит нечто очень важное, нужно заботиться о сохранении в своей душе благоговения. Иногда привычка убивает благоговение, приходит бесстрашие и ослабевает ощущение святости места. Это ведет к охлаждению веры и равнодушию к церковным таинствам. «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3.15,16) Эта так называемая «теплохладность», отсутствие горячей веры и истинной любви свойственна многим. Таковы сегодня и отношения между людьми - в семье между супругами, между родителями и детьми. Холод в душе становится привычным, и так постепенно проходит вся жизнь. Но не такой жизни ждет от нас Господь, не для того человеку дается жизнь, чтобы он провел ее в погоне за материальными благами, получив которые душа все равно не насытится, потому что она создана для более высокой цели.

Духовная лень обычно и есть причина того, что человек не идет в храм. Те, кто считают, что молиться можно и дома, обычно не молятся вообще. Телевизор сегодня для многих заглушает духовную потребность совершенствования живой души, общения с Богом.

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ

Примеры горячей веры, истинной любви и действенной молитвы дают православному человеку жития святых, которых в истории церкви было немало и которые, как светильники, освещают его путь. Тысячи случаев исцелений и помощи в духовных нуждах зафиксированы и описаны в православной литературе. Сейчас эти книги доступны, в каждом храме достаточно просветительской литературы для читателей разной подготовки, людей любого возраста и образования. Человек, получивший блестящее образование, в духовном смысле может быть ребенком. И наоборот, не слишком образованный человек может быть духовно мудрым, и даже прозорливым (как, например, святые старцы). Вот почему христиане, посещающие храм, имеют своего духовного наставника. Человеку, неопытному в духовной сфере, необходимы именно духовные советы. Верующему таинственным образом открывается, что только за одно послушание своему духовному отцу Бог являет человеку свою милость.

Через духовника исповедник приносит покаяние Богу в содеянных грехах. И только священник, как Божий помазанник на Земле, имеет власть прощать грехи. На это указывается в Евангелии. Иисус Христос, обращаясь к ученикам своим, сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,21-23). Апостолы передали эту власть преемникам своего служения - пастырям Церкви Христовой. Именно они, священники, и поставлены в храме принимать нашу исповедь.

Исповедь и подготовка к ней иногда бывают мучительны. На первую исповедь решиться страшно, человек испытывает стыд и неловкость. Но если вспомнить слова Спасителя, то ложный страх уступает место решимости отсечь от себя грех, отделить себя от него. Тайна исповеди непреложна. За разглашение тайны исповеди священника могут отлучить от служения.

Самим Богом человеку дарована возможность очистить свою душу от греха. Разве это не щедрый дар?

ДАРЫ ИСЦЕЛЕНИЯ

Профессор философии В.Н Лосский пишет о Церкви, что она есть «средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь <...> Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни <...> Церковь есть нечто более великое, чем земной рай». (В.Н Лосский. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»).

Существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Венчание, Евхаристия (причащение), Покаяние (исповедь), Священство (рукоположение) и Соборование (елеосвящение). Каждое таинство, совершаемое в церкви - это дар Бога человеку, важное событие в жизни, дающее благодать и духовные силы. Что дает человеку таинство Соборования?

Апостол Иаков говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и, если он сделал грехи, простятся ему (Иак.5,14 и 15). К таинству соборования (елеосвящения) прибегают болящие, так как иногда (учат святые отцы) болезнь посылается Богом за не исповеданные и забытые грехи. Это таинство имеет большую силу, поэтому во время Соборования в храме так много верующих.

В таинстве Елеосвящения человеку посылается свыше два Божьих дара: исцеление телесное и отпущение грехов. Разве не велики оба эти дара?

И теперь на вопрос «Зачем ходить в церковь, если можно молиться и дома?» - можно ответить: «Чтобы получить великие дары, которых мы, люди, может быть, и не заслуживаем за свои прегрешения, но которые Бог щедро дает каждому, искренне обращенному к Нему сердцем». В Церкви ищет человек спасения, исцеления, примирения с Богом - и находит его.

Говорят, что когда закрываются храмы, открываются тюрьмы. «Приходи в церковь, - учит Иоанн Златоуст, - чтобы в любых положениях оставаться невредимым, чтобы, вооружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу».

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.


Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Протоиерей Евгений Соколов

Читаю на 29.ru заметку Анны Морозовой «В Бога верю, в церковь не хожу». В статье – недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек столкнулся, придя в Церковь. Эти доводы и аргументы мне приходилось выслушивать много раз от людей, которые хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм.

А вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами. И, если исходить из такого понимания, то автор, безусловно, прав. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом. И, казалось бы, почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно идти в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в храм. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть. Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода». То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм. Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Автор спрашивает: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей. В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем. И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Теперь о главном: зачем люди приходят в Церковь. Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать. Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело. Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной. Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу. Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается. И среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти. Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем! Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос. Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный. Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Последнее. В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом. Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается. Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы. Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.