Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Теории происхождения славян. Прародина славян

Теории происхождения славян. Прародина славян

Введение в славянскую филологию.

Вопрос №9. Проблема прародины славян. Индоевропейцы и славяне.

Формирование славянских племен происходит в процессе выделения их из многочисленных племен крупной языковой семьи – индоевропейской. Но на вопрос о том, что представляла собой индоевропейская семья, ученые не могут дать однозначного ответа. Была высказана мысль о родстве индоевропейских языков с уральскими, алтайскими, хамитскими, иберитско-кавказскими и некоторыми другими языками. Традиционно считают, что все индоевропейские языки образовались в результате распада индоевропейского праязыка. Индоевропейская языковая общность к концу 4 – началу 3 тысячелетия до н.э. распадается. Племена-носители индоевропейских диалектов расселяются по огромной территории Европы и Азии. Предки будущих славян с предками других народов вычленяются из индоевропейского языкового единства, и к началу третьего тысячелетия до н.э. индоевропейской общности уже не существует.

Существует много гипотез о прародине индоевропейцев и славян.

Прародина индоевропейцев.

Существует традиционная точка зрения, согласно которой индоевропейцы размещались в центральной и юго-восточной Европе. Идут споры о том, включать ли туда Балканы и где проходит восточная граница – по Дону или по Волге. В 80-х годах 20 века написан монументальный труд Т.В. Ганкрелидзе и В.В. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы», в котором проведены реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры.

В 5-4 тысячелетиях до н.э. индоевропейцы проживали на территории от Балкан, включая Ближний Восток и Закавказье, вплоть до южной Туркмении.

Вопрос о прародине славян.

Не существует единого взгляда на локализацию праславянского языкового континуума из индоевропейского. Существует ряд гипотез, согласно которым о славянах можно говорить с определенного времени:

Начиная с 3 тысячелетия до н.э.

Начиная с середины (начала) 2 тысячелетия до н.э.



Начиная с 4 в. до н.э.

Первые свидетельства представлены в русской летописи – Повести временных лет.

Наиболее ранние научные гипотезы о славянах можно обнаружить в трудах русских историков: Карамзин, Соловьев, Ключевский, которые ссылаются на ПВЛ и считают прародиной славян Дунай и Балканы.

Уточнение этой гипотезы в конце 20 века в своих трудах внес О.Н. Трубачев, который является создателем Неодунайской гипотезы.

Большинство современных ученых считают прародиной славян территорию между реками Вислой, Одером и Днепром, различия выражаются в том, что некоторые ученые сдвигают территорию ближе к востоку, другие – ближе к западу. В настоящее время наиболее предпочтительны 2 гипотезы:

1) Висло-Одерская гипотеза. Между Вислой и Одером (северная граница – Балтийское море). Примерно соответствует современной Польше. Отсюда расселение к Дунаю и Днепру. Автор этой гипотезы – Т. Лер – Сплавинский («О происхождении и прародине славян»)

2) Висло-Днепровская (Среднеднепровская) теория . Наиболее предпочтительная сейчас гипотеза. Поддерживается современными учеными – Фасмер (Германия), С.Б. Бернштейн (СССР), Мушиньский (Польша). Прародина славян между средним течением Днепра и средним течением Вислы. На севере граница – Припять, на юге – правобережные лесостепные районы. Территория современной Украины (северо-запад), южная Белоруссия, юго-восточная Польша.

Гипотеза Шахматова. Шахматов А.А. указывает на 2 (а то и 3) прародины славян. Он был сторонником единого балто-славянского праязыка. Балты не меняли места своего проживания, поэтому некоторые ученые позиционируют прародину славян туда, где проживают современные балты. Шахматов отрицает в качестве первой прародины Дунай. Если это было бы так, то славяне появились на исторической арене раньше германцев, славяне не могли быть южнее германцев, иначе было бы больше античных черт. Праславяне локализовались между нижним течением Немана и западной Двины, побережье Балтийского моря. Второй прародиной славян Шахматов называет район реки Вислы. Движение славян в первые века н.э. было приостановлено нашествием гуннов. Часть славян осталась в районе Вислы, они дали начало для западной ветви славян, другая часть продвигалась на юг. Часть пошла более западным путем и достигла Дуная (впоследствии - южные славяне), 2 часть пошла восточным путем (впоследствии - восточные славяне), и те, и другие не миновали третьей прародины по Шахматову – Дуная.

Гипотеза Седова. Седов считал, что нет оснований помещать прародину славян между Неманом и западной Двиной (в районе Балтийского моря). Прародина славян – в районе реки Вислы. В 4 в.н.э. происходит изменение климата в восточной Европе, в результате чего происходит заболачивание традиционных мест проживаний славян. По этой причине славяне начинают передвигаться на другие территории из района р.Вислы по направлению на северо-восток, по направлению к балтам и финнам, другая часть – в сторону юга, по направлению к Дунаю.

Неодунайская гипотеза Трубачева. Трубачев активизировал теорию, связанную с Дунаем. Иной взгляд и на прародину индоевропейцев, чем в работах Ганкрелидзе и Иванова. Прародина индоевропейцев – центральная Европа и Балканы.

Прародина славян по Трубачеву. Среднее течение Дуная (современная Австрия, Чехия, южная германия и Паннония (современная Венгрия). В своей гипотезе Трубачев опирается на анализ гидронимики и на древние предания славян о Дунае.

Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»?

Показания историков варьируются. Доминиканский монах-историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство», ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…

Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Летописец Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

Древнейшие данные о славянах свидетельствуют, что ещё в начале І тысячелетия н.э. праславянский этнос был относительно цельным образованием. Сознание этнического родства не исчезает у славян и в последующие столетия.

По вопросу о прародине славян в современной науке существует две основные гипотезы: висло-одерская и висло-днепровская.

Висло-одерская гипотеза была выдвинута польскими учеными (археологами, лингвистами, этнографами, историками), поддерживается и развивается в Польше и в других странах. В Беларуси висло-одерскую теорию разрабатывает В.В.Мартынов.

Согласно этой гипотезе, славяне сформировались как самостоятельная этническая и языковая группа между Вислой и Одером, причем начало их формирования хронологически остается неопределенным (указываются различные приблизительные даты). Позже с этой территории славяне распространяются на юг через Карпаты и на восток. Однако новейшие исследования дают основания утверждать, что западная часть висло-одерского района была в начале новой эры занята восточногерманскими племенами и лишь затем колонизирована древними славянами.

Висло-одерская гипотеза , как показывает ее название, относит славянскую прародину к территории между Вислой и Одером; северной границей этой территории было Балтийское море, что примерно соответствует территории современной Польшы. В I веке нашей эры начинается расселение славянских племен на юг, через Карпаты и Венгерскую низменность к Дунаю и на Карпаты, - и на восток, к Днепру и далее. Широкое расселение славян вызвало распад их древних диалектов, сложившихся еще на прародине. Они распадаются на самостоятельные этно-языковые единства, что положило начало исторически известным славянским народам и языкам. Висло-одерская гипотеза была сформулирована польским ученым Т. Лер-Сплавинским в работе «О происхождении и прародине славян» (1946).

Однако, как отмечает С. Б. Бернштейн («Очерк сравнительной грамматики славянских языков»), у нас нет оснований считать, что в I веке нашей эры славяне жили на берегу Балтийского моря. Если бы великий путь за янтарем пролегал по славянским территориям, влияние античных языков и античной культуры у славян было бы гораздо глубже и древнее.

В конце XIX - начале ХХ вв. академик А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин : района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая - Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Вариантом решения проблемы славянского этногенеза стала Висло-Одерская концепция, обоснованная польскими учеными Ю. Косташевським, Я. Чекановским, Т. Лер-Сплавинский в 30-40 годах 20 века. Эта теория связывает славянские древности с лужицкой культурой, которая была распространена в период поздней бронзы и раннего железа и локализует славянскую прародину природными границами — реками Вислой и Одрой.

Широкое обоснование Висло-Одерской теории встречаем в трудах Т. Лер-Сплавинского. На основании лингвистических, антропологических, археологических, а также данных гидронимии Т. Лер-Сплавинский построил привлекательную концепцию славянского этногенеза. Согласно этой концепции большая часть Европы до 2000 г. н. н.э. была заселена финно-уграми. Археологическим эквивалентом этого этноса является культура гребенчато керамики. На рубеже III-II тыс. до н. н.э. из Центральной Европы на восток до Среднего Поволжья и Северного Кавказа продвинулась часть индоевропейцев — носители культуры шнуровой керамики. В результате их смешения с финно-уграми на просторах между Вислой и Одрой сформировались балто-славяне. Славяне видпочкувалися от балтов, по мнению исследователя, где-то около середины I тыс. до н. е., после расселения носителей поморской культуры из Нижнего Повислепня среди лужицких племен юга Польши. Так же как и Ю. Костшевський, этот ученый считал, что пшеворская, как оксывской культуры, является археологическим эквивалентом славян-венедов. Теория Т. Лер-Сплавинского до сегодняшнего дня имеет своих сторонников среди украинских и российских археологов.

Рыбаков Б. А.

Филин Ф. П.

Погодин А. Л.

Висло-днепровская концепция и ее висло-одерский вариант

«Среднеднепровская гипотеза… представляется наиболее вероятной. Древнеславянские племена… занимали территорию приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра» (Филин Ф. П.)

Погодин А. Л. размещал древних славян на территориях от низовий Одера до правобережья Днепра, куда они простираются узкой лентой, зажатые между балтами с северо-востока, германцами и кельтами с юго-запада.

Нидерле Л. настаивал на более северной прародине славян, размещая ее севернее Карпат и далее на восток до притоков левобережной части Поднепровья.

Рыбаков Б. А. помещал праславян на территории от Среднего Приднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере.

Итак, рассмотрев эти теории, мы убеждаемся что каждая из них имеет как свою правдивость так и свою проблематичность.

Историография о прародине славян

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»). Именно с Дуная и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой «миграционной» теории происхождения славян, известной в историографии как «дунайская». Она была весьма популярна в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII – XIV вв.

Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII – начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О. Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры). Отсюда восточные славяне в VII – VIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).

Большинство современных отечественных историков склонны искать славянскую прародину в гораздо более северных широтах (Шахматов, Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни полагают, что территория, на которой славяне сформировались в особую этническую общность, находилась в Среднем Поднепровье и Поприпятье, другие считают таковой междуречье Вислы и Одера.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одного варианта миграционной теории происхождения славян – «скифо-сарматской», впервые зафиксированной «Баварской хроникой» в XIII веке, воспринятой западными историками XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил российский историк А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой этнической предшественницей славян на территории Восточно-Европейской равнины была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтики, откуда затем славяне и расселились по исторической территории.

Иной вариант миграционной теории предложил выдающийся российский историк и языковед А. А. Шахматов. Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя венедов, продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла) была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья под давлением гуннов, то часть славян – восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. Таким образом, по этой «прибалтийской» теории славяне были пришлым населением на территории, на которой позднее образовали свои государства.

Согласно миграционным теориям славяне изображались как довольно-таки поздние пришельцы на своей исторической территории (VI – VIII вв.). В противоположность миграционным теориям существовали и автохтонные теории (М. В. Ломоносов).

Предыстория славян уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян в результате своего сближения и дали славянство, и корни этого процесса прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры. В славянской истории можно выделить три периода:

1. Протославянский период:

Предки протославян жили матриархатом, но уже владели навыками земледелия и скотоводства. Археологами установлено, что в рамках IV тысячелетия до нашей эры скотоводческо-земледельческие племена носителей Балкано-Дунайской культуры занимали области нижнего Днестра и Южного Буга. Следующим этапом славянской истории было расселение «трипольских» племен (III тысячелетие до нашей эры). Это были племена с развитой для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, представители которых обитали в больших глиняных поселках (археологи называют их городами). На рубеже III – II тысячелетия до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий каменного века к обработке бронзы и плужному земледелию. Развитие скотоводства у трипольских племен привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища и переходу к патриархату.

Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги, достигнув на севере берегов Балтийского моря. Движение их приостановилось в XV веке до нашей эры. В это время предки славян, балтов и германцев представляли собой этническое единство. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы (в эпоху бронзы), то восточный предел ее образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южный Буг. Эта праславянская земля совпадает с ареалом обитания тшинецкой культуры (XV – XII вв. до н. э.), которая в первом тысячелетии до нашей эры перешла к железу.

2. Праславянский период (конец I тысячелетия до н. э. – IV – V вв. н. э.) – это время установления культурной и языковой общности славян при известном племенном своеобразии.

С VIII века до нашей эры первые историографы обратили внимание на южные районы Восточной Европы (Причерноморье), где античный мир вошел в контакт со скифами. Восточная группировка праславян, обитавшие в междуречье Днепра, Днестра и Буга, оказалась оторванной от основной этнокультурной праславянской общности, и попала в середине I тысячелетия до н. э. в ареал скифской культуры. Это и были те самые геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты». Археологически их местопребывание соотносится с ареалом обитания подольской и милоградской археологическими культурами. Скифская культура разорвала непрерывность славянской тшинецкой культуры. Когда Скифская держава пала под ударами сарматов, менее всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Днепра и Днестра, которые быстро освободились от скифского господства, хотя влияние его на праславянскую культуру и было велико. Эта часть праславянства быстрее всех возродила традиции праславянской культуры и стадия праславянского единства продолжалась – пшеворская культура на западе и зарубинецкая культура на востоке (первая четверть первого тысячелетия нашей эры).

Племена зарубинецкой культуры сыграют важнейшую роль в восточнославянском этногенезе, но уже после Великого переселения народов IV – V вв., когда гуннское нашествие изменило политическую карту Европы. Если у кельтов, фракийцев, германцев складывается государственность, то славяне живут родовым строем. Славяне распадаются на локальные группировки (данные археологии). Выдвижение семьи и образование территориально-соседской общины, то есть появляется социальная организация характерная для распада первобытнообщинного строя и формирования новых предгосударственных образований.

Представляется возможным, что после падения под ударами гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры культуры славянской оседлости (черняховская культура), потомки носителей зарубинецкой культуры стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне объединившись с северянами, бужанами и уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых восточнославянских предгосударственных образований – «Русская земля», в которую вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировалась северная часть восточнославянского суперэтноса – вятичи, кривичи, словене новгородские – потомки носителей зарубинецкой культуры, которые включили в свой этногенез кроме славянского еще и балтийский и финно-угорский элементы. В VI – VII вв. завершается период праславянской истории. Широкое расселение славян по территории Восточной Европы привело к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка. Происходит складывание современных славянских народов.

3. Славянский период (расширение племенных союзов и образование славянских государств – период с VIII по IX вв.).

Академик Б. А. Рыбаков склонен, на основании новейших археологических данных, объединить оба варианта прародины славян. По мнению ученого праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

По мнению академика Б. А. Рыбакова славяне принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству. Геометрический центр первоначального индоевропейского единства 4 – 5 тысяч лет тому назад находился на северо-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии. В III – II тысячелетии до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. Борьба за пастбища в первой половине II тысячелетия до нашей эры приводит к широкому распространению по территории Восточной Европы пастушеских племен. К середине II тысячелетия до нашей эры расселение пастушеских племен прекращается. На первое место в экономике выходит земледелие, ведущее к оседлости. Осевшие племена образуют большие этнические массивы. Один из этих массивов – праславяне заселили территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере (тшинецко-комаровская культура XV – XII вв. до н. э.).

По мнению Б. А. Рыбакова задолго до Киевской Руси приднепровская часть славянского мира дважды была накануне перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образованию государства.

Первый культурный и политико-экономический взлет славянского мира соответствует чернолесной археологической культуре (X – VII вв. до н. э.). Этим, кстати сказать, и объясняется появление в общеславянском фольклоре легенд о Змее Горыныче, которых можно идентифицировать с киммерийцами и скифами. Наследниками носителей чернолесной культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей (сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них уже была и государственность, ибо они вели активную внешнюю торговлю и политику. Падение Скифии в III веке до нашей эры привело к падению и сколотских царств. На смену им пришла примитивная зарубинецкая культура.

Второй взлет славянского мира произошел в начале нашей эры в период со II по IV век, когда славяне Среднего Поднепровья и Причерноморья установили тесные экономические связи с Римской империей. Поступательное развитие славянского мира было нарушено вторжением гуннов.

Схема славянской истории

1. Балкано-Дунайская культура (Овчинникова) или Индоевропейская общность (Рыбаков) в период с V – IV тысячелетия до н. э. на территории северо-восточных Балкан. Основные занятия: скотоводство, мотыжное земледелие, рыболовство, охота. Социальная организация: матриархат. Индоевропейцы, по Рыбакову, уже занимали междуречье нижнего Днепра и нижнего Днестра.

2. Расселение племен трипольской культуры в III тысячелетии до н. э., которые жили в огромных поселках и имели развитое для своего земледелие и скотоводство. На рубеже III – II тыс. до н. э. у этих племен наблюдается переход от неолитических орудий к бронзе и началась борьба за стада и пастбища.

3. Представители археологической культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» расселились на огромной территории от Рейна до Днепра. Их расселение закончилось в XV веке до нашей эры. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы, то на востоке эта территория ограничивалась верховьями Днестра,. Южного Буга, Припятью и средним Днепром.

4.Описанный выше ареал обитания совпадает с границами распространения тшинецко-комаровской археологической культуры (XV – XII вв. до н. э.). Заслуга этой культуры заключается в переходе в начале I тысячелетия до нашей эры к железным орудиям труда.

5. Чернолесная археологическая культура (X – VII вв. до н. э.) по своей хронологии совпадает с первым взлетом славянского мира. В VIII веке до нашей эры «чернолесцы» вступили в контакт с киммерийцами, в VII веке до нашей эры со скифами.

6. Милоградская и подольская археологические культуры (геродотовы скифы-пахари или сколоты) являлись как бы восточной группировкой славянского мира, попавшей под сильное культурное влияние скифской цивилизации (V – III вв. до н. э.).

7. Восстановление общеславянского единства в последней четверти I тыс. до н. э. У большинства «варварских» народов Европы зарождаются первые предгосударственные образования, наблюдается переход к военной демократии и соседской общине, происходит выделение индивидуальной семьи. В рамках славянского мира формируются две, выделяемых археологами, культурных общности: на западе - пшеворская (III век до н. э. – IV – V н. э.), на востоке – зарубинецкая (II – IV вв. н. э.).

Прародиной славян являлась территория, которая... истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Проблему составляет не только определить прародину славян ... языка. Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. ...

Славяне, на заре Средневековья ступившие на земли будущей России, не были ни молодым, ни девственно-диким народом, вышедшим едва ли не нагишом из лесов и степей необозримой Сарматии, каким его порой изображали историки XVIII — начала XX вв. К тому времени за их плечами был уже немалый исторический и культурный опыт.

Славяне принадлежат к народам, которые изначально определяли этнокультурное лицо Европы.

История застаёт славян в центре европейского материка, в числе других индоевропейских племён* , которые на рубеже IV-III тыс. до н. э. заселили эти древние земли, хранящие в своих недрах человеческие останки и предметы быта многих эпох и культур.

* Индоевропейская языковая семья возникла в V-IV тыс. до н. э. (начало «медного века»). Часть входивших в неё языков исчезла ещё в античную эпоху — хетто-лувийские, италийские, тохарские, фракийский, фригийский, иллирийский и венетский; другие существуют и поныне — индийские, иранские, германские, романские, кельтские, славянские, балтские, греческий, армянский, албанский языки.

Хотя выделение славянского диалекта из индоевропейской языковой общности произошло не позднее III тыс. до н. э., кристаллизация племенных и языковых различий внутри индоевропейского населения Европы шла медленно. К середине II тыс. до н. э. на европейской этнической карте всё ещё не обозначилось чётких границ. Только на самом юге, в Греции, ахейский союз племён провёл первую пограничную черту в европейской истории, отделив эллинов от варваров.

Варварский мир, простиравшийся к северу от Дуная, объединяла поразительная близость религиозно-символических представлений о жизни, в основе которых лежал солнечный культ. Солнечная символика была чрезвычайно разнообразна. Бытовые изделия и предметы вооружения покрывались изображениями концентрических кругов, колёс, крестов, бычьих рогов, лебедей и других водоплавающих птиц. Смерть также являлась в виде очистительного огня погребального костра, и сосуд с горсткой человеческого пепла ставился в середину круга из камней — магического знака солнца.

Эта культурно-историческая общность, просуществовавшая в Средней Европе с XVI по VII вв. до н. э., известна под именем культуры полей погребальных урн. В её границах завершилось формирование основных этносов древней Европы. Отсюда в конце II тыс. до н. э. на Апеннинский полуостров проникают италики; Францию и Северную Италию в VIII-V вв. до н. э. заселяют кельты; примерно тогда же адриатическое побережье Балкан занимают иллирийцы; в VII в. до н. э. в Ютландии и примыкающих к ней землях по Нижнему течению Рейна и Одера появляются германцы.

На новых местах пришельцам пришлось столкнуться с доиндоевропейским населением. Следы одного такого побоища обнаружены сравнительно недавно в долине реки Толлензе (ныне Земля Мекленбург — Передняя Померания). Здесь приблизительно с 1700 г. до н. э. существовала хорошо укреплённая дамба, через которую пролегал оживлённый путь. Около 1250 г. до н. э. за обладание этим важный фортификационным объектом вступили в бой две противоборствующие группировки, насчитывавшие по 1,5-2 тыс. человек; несколько сотен из них нашли здесь свою смерть. Среди многочисленных человеческих останков были обнаружены кости не менее четырёх лошадей. На сегодняшний день — это первая известная битва на территории Европы.

Соперниками индоевропейцев были разные в языковом и племенном отношении народы — пеласги, баски, лигуры, лапоны и др. Некоторые из них были уничтожены в ходе расселения индоевропейцев, другие ассимилированы, третьи, жившие в основном на окраинах Европы, сумели сохранить свое этнографическое своеобразие до наших дней.

Около 1300-1100 гг. до н. э. из культуры полей погребальных урн выделилась лужицкая культура, охватившая бассейны Одера, Вислы и правобережье Эльбы. Своё название она получила по первым находкам в местечке Лужица, между Одером и Вислой. На её территории и сложился окончательно славянский этнос, хотя в периферийных районах лужицкой культуры присутствовали балтские* , кельтские, германские племена. Древнейшие славянские памятники датируются V в. до н. э.

* Балты — «кабинетный» термин XIX в., введённый в историческую науку для обозначения этнического и языкового сообщества некоторых племён Восточной Европы, — пруссов, куршей, жемайтов, ятвягов, земгалов, латгалов, голяди. Жемайты, земгалы, курши, латгалы признаются предками латышей и литовцев.

Лужицкие племена занимались скотоводством, земледелием и уже применяли для пахоты не только соху, но и плуг. Мужчины обладали высоким социальным статусом в качестве хозяев и воинов. Бронзовые мечи, топоры, серпы изготовлялись с высоким мастерством. Не позже IX в. до н. э. лужичане научились обрабатывать железо, и спустя столетие изготовление из него оружия и предметов хозяйственного обихода стало обычным делом. Жилищами служили так называемые «столбовые дома», стены которых воздвигали из вертикально вкопанных столбов с плетнём, обмазанным глиной; посёлок окружали земляным валом. Хоронить умерших лужичане продолжали в погребальных урнах.

Здесь, в Висло-Одерском междуречье, возникло племенное самоназвание славян в его древнейшей форме — «словене», то есть «люди слова», «владеющие речью», «внятно говорящие», в отличие от их западных соседей — «немцев» («немых»). Последний псевдоэтноним в дальнейшем закрепился только за германцами, так как другие, северо-восточные соседи древних славян, балтские племена, в языковом отношении — самый близкий славянам этнос: в славянских и балтских языках насчитывается около полутора тысяч родственных слов.

Приблизительно с этого времени можно говорить о начале эпохи общеславянского единства. Под ней понимается почти двухтысячелетний отрезок истории славянства (до рубежа IX-X вв.), когда формирующиеся славянские этносы объединяли сходные социальная организация, общественные институты, культура, мифология, а различия в языке носили диалектный характер. Эпоха общеславянского единства была также и временем догосударственного быта большинства славянских племён.