Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Круглый стол: "за" и "против" референдума о переименовании республики. Битва алан нарастает

Круглый стол: "за" и "против" референдума о переименовании республики. Битва алан нарастает

Президент Южной Осетии подписал указ о проведении референдума по переименованию республики в Южную Осетию-Аланию. Плебисцит пройдет в день выборов президента 9 апреля. Леонид Тибилов выступил с данной инициативой в декабре 2015 года.

В указе югоосетинского президента Леонида Тибилова говорится:

«Руководствуясь стремлением народа Республики Южная Осетия к восстановлению древнего названия своего государства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия и своей идентичности, основываясь на исторической и духовной преемственности между поколениями и отдавая дань благодарной памяти тем, кто героически защищал и сохранил земли предков для ныне живущих, обращаясь к историческим истокам возрожденной традиции аланской государственности, признавая ее преемственность и стремясь укрепить основы ее надежной будущности, в соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия я подписал Указ о назначении референдума Республики Южная Осетия. Референдум о восстановлении исторического названия нашего государства будет проведен на всей территории Республики Южная Осетия в воскресенье 9 апреля 2017 года».

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00

В отдельном окне

Идею переименования Южной Осетии в Южную Осетию-Аланию поддерживают многие как в Цхинвале, так и во Владикавказе. Впрочем, некоторые мои собеседники усмотрели в совмещении президентских выборов с референдумом грамотный предвыборный ход, способный принести дополнительные голоса действующему президенту.

В 1994 году первый президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов в сложных общественно-политических условиях принял принципиальное решение и переименовал республику в Северную Осетию-Аланию. Тогда в России был кризис, были остры последствия осетино-ингушского конфликта, и осетинский народ нуждался в объединяющей национальной идее.

Лидер фонда содействия межнациональным отношениям «Осетия» Лев Лалиев считает, что этот шаг необходимо было предпринять давно:

«Это надо было делать раньше. Не сейчас, перед выборами президента, а после его победы в 2012-м, когда Тибилов только стал президентом. Это большой шаг для сближения и объединения. Чтобы наш народ не оставался разделенным, нужно и название общее республикам установить. Каждый человек стремится оставить после себя что-то хорошее. Сохранит свой пост Леонид Тибилов – это для него плюс, но даже если его не выберут, все равно это для него плюс. Под именем Алании мы должны стремиться к объединению».

Лидер Компартии Южной Осетии Станислав Кочиев говорит, что идея переименования республики «витала в воздухе» и Леонид Тибилов предложил ее еще в 2015 году, «потому что процессы должны проходить параллельно с Северной Осетией». Говорит Станислав Кочиев:

«Осетины – прямые потомки и наследники алан. Сейчас много появилось претендентов на это наследство из наших соседей. Но мы – наследники и культурного, и нравственного, и материального богатства. Мы должны вернуть свое историческое название, но сохранить Осетию тоже должны, весь мир знает нас как осетин сейчас. Совмещение референдума с выборами президента – это экономия финансов, в материальном плане – наименее затратное дело. Уверен, что референдум привлечет избирателя к урнам, повысит явку 9 апреля».

Сторонник экс-президента Эдуарда Кокойты Таймураз Кокоев поддерживает инициативу президента, однако считает, что для укрепления национального самосознания одного переименования недостаточно:

«Я считаю, что нынешняя югоосетинская власть реагирует на попытки наших восточных соседей, настойчиво пытающихся претендовать на аланское наследие, однако одно переименование в Аланию социально-экономическое положение населения обеих осетинских республик не поменяет. Должна быть конкретная программа возрождения Алании, в том числе духовного и культурно-идеологического. Возрождение должно произойти в самосознании каждого из нас, кто считает себя аланом. Одного переименования недостаточно. Политики, которые берутся переименовывать республику в Аланию, ответственны за дальнейшее развитие этой идеи, за возрождение Алании».

Публицист и политолог Леонид Кочиев считает, что решение югоосетинского президента о проведении референдума в день президентских выборов служит повышению рейтинга Леонида Тибилова:

«Абсолютно убежден, что совмещение референдума о переименовании Южной Осетии с выборами президента – это пиар-ход. Не берусь утверждать, хорошо это или плохо. Зачем переименовывать в Аланию. Ирыстон изначально означает страна ариев, наших предков, и это доказано европейской и мировой наукой. Алания звучит, но тогда почему бы не назваться Скифией, Сарматией. Есть страна ариев – Ирыстон, я могу предложить варианты названия Аланская республика Ирыстон или Ас-Аланская республика Ирыстон, убежден, что название «Ирыстон» обязательно должно остаться в названии нашего государства».

Североосетинский общественный деятель Тамерлан Цомаев считает закономерным переименование Южной Осетии:

«В перспективе воссоединение юга и севера Осетии неизбежно, поэтому южную часть Осетии также надо переименовать. И тогда Осетия-Алания будет единой в составе России».

В соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции референдум состоится по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия, изложив ее в следующей редакции: 1. Республика Южная Осетия – Государство Алания – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Историческая конкуренция между народами Кавказа за аланское наследие выходит на новый уровень

В начале этого года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.

Инициатива Тибилова

Этот импульс связан с тем, что президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал указ о проведении референдума по переименованию Республики Южная Осетия в Республику Южная Осетия - Государство Алания. Референдум пройдет 9 апреля - одновременно с президентскими выборами.

Историки Южной Осетии неоднократно подчеркивали необходимость такого переименования. Поскольку в Южной и Северной Осетиях убеждены в неизбеножности объединения двух осетинских республик. И переименование в Аланию видится в Цхиванле и Владикавказе важным шагом в приближении к этой цели.

Однако мы ранее подробно писали о том, что данная инициатива не всеми однозначно воспринимается в самой Южной Осетии. Поскольку часть жителей считает, что таким образом Леонид Тибилов набирает себе политические очки перед выборами и отвлекает население от более реальных и тяжелых проблем республики.

Кроме того, подобные инициативы осетин встречают глухое неприятие у других народов Кавказа. Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.

Историческая конкуренция

Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.

Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.

Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.

Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.

Аланская эстафета Кавказа

Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.

Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает - благочестие».

Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.

Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.

Карачаевский протест

Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".

По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.

В Северной Осетии реакция на эти претензии ингушей и карачаево-балкарцев на аланское наследие неоднозначная: одни считают, что соседи осетинского народа предпринимают попытки переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин.

И тут, на фоне подготовки Цхинвала к историческому для Южной Осетии референдуму по переименованию республики в Аланию, с официальным протестом против такой инициативы выступили карачаевские общественники, которые направили письмо с предостережениями министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Руководство Конгресса карачаевского народа упирает на то, что само переименование Южной Осетии в Аланию противоречит историческим фактам, грозит тем, что эта инициатива вызовет напряжение на Кавказе в межнациональных отношениях и даже в международной сфере, как это случилось в случае с Республикой Македония.

При этом понятно и то, почему именно письмо протеста направлено в Москву, а не в Цхинвал. Поскольку все политические процессы в Южной Осетии плотно курируются из Кремля и российского Белого Дома. Этот факт еще раз подчеркнул недавний визит помощника президента России Владислава Суркова в Цхинвал.

Борис Семенов

Вместо Тибилова пришел Бибилов

На президентских выборах в Южной Осетии, по предварительным данным, уже в первом туре победил спикер парламента Анатолий Бибилов. Он набрал 57,98% голосов. Победу Бибилова предсказывали многие эксперты, однако большинство ожидало, что это произойдет все же во втором туре. Результат выборов в Южной Осетии показывает, что кремлевские политтехнологи научились грамотно проводить «работу над ошибками» и не готовы смиряться с поражениями.

Анатолий Бибилов. Фото: parliamentrso.org

Бибилов стал президентом Южной Осетии со второй попытки. Первые президентские выборы, в которых он принимал участие, проходили в 2011 году и сопровождались множеством скандалов. Тогда Бибилов, который практически официально считался «кандидатом Кремля», проиграл во втором туре лидеру оппозиции Алле Джиоевой, однако Верховный суд РЮО признал выборы недействительными. Это поставило республику на грань раскола и почти гражданской войны. Проигрыш кандидата, который накануне второго тура встречался с президентом Дмитрием Медведевым, был воспринят как фиаско кремлевской администрации, некоторые ее сотрудники, отвечающие за данное направление, лишились своих постов.

На повторных выборах весной 2012 года президентом был избран выходец из КГБ СССР Леонид Тибилов. Он воспринимался как компромиссная фигура, призванная снизить накал страстей в республике. С этой задачей Тибилов справился. Он сумел нейтрализовать оппозицию, предложив некоторым ее лидерам посты в структурах власти. В частности, Джиоевой - пост вице-премьера. В то же время Бибилов не смирился с поражением и все последние годы активно наращивал «политические мускулы». В 2014 году созданная им партия «Единая Осетия» победила на парламентских выборах, а сам Бибилов стал спикером парламента.

Большой разницы между программами двух главных соперников на выборах в Южной Осетии нет. Оба - и Бибилов, и Тибилов - настроены пророссийски и выступают за тесную интеграцию с РФ. Бибилов уже назвал главной своей стратегической целью вступление республики в состав России. Однако идею проведения референдума по этому вопросу инициировал президент Леонид Тибилов. Так что Москве по большому счету было все равно, кто победит. Ее устраивали оба кандидата.

Однако здесь есть нюансы. Победа Бибилова позволит кремлевским политтехнологам «отыграться» за позор 2011 года. Аналогичные ситуации мы наблюдаем в Абхазии и Приднестровье. В Абхазии «кандидат Кремля» 2004 года все же сумел занять высший пост в республике спустя 10 лет после проигрыша на выборах. В Приднестровье спустя 5 лет Евгений Шевчук, победивший в 2011 году «кандидата Кремля» и председателя партии «Обновление» Анатолия Каминского, проиграл новому председателю той же партии Вадиму Красносельскому. Вывод напрашивается такой: нынешние обитатели Кремля очень не любят проигрывать и всегда приходят за своими долгами.

Между тем в воскресенье народ Южной Осетии решал и еще один важный вопрос - о переименовании республики. 78% проголосовавших высказались за то, чтобы их страна теперь имела название «Государство Алания».

Что стоит за их желанием называться по-новому и станет ли это шагом к объединению с Россией, «МК» выяснил у экспертов.

Владимир НОВИКОВ, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований стран Черноморского региона:

Жители Южной Осетии предприняли попытку зафиксировать, что они, как и жители Северной Осетии, являются наследниками древних аланов. Это происходит на фоне попыток различных национально ориентированных элит, например ингушей и карачаево-балкарцев, присвоить себе их историческое прошлое. Вместе с тем вопрос об объединении Северной и Южной Осетий сейчас не стоит. В частности, Бибилов хочет ввести свою республику в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации, что, конечно, является сомнительной идеей. Новое название Южной Осетии станет еще одним раздражителем для Грузии, которая не может смириться с утратой региона.

Александр СКАКОВ, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН:

Важно не то, как называется Южная Осетия, а то, как, например, развивается ее экономика. Последнее обстоятельство является большой проблемой для республики. Там есть политики и определенные группы влияния, но ни у кого из них нет программы по выводу страны из кризиса. Что касается споров вокруг исторического наследия аланов, то все эти игры в историю не имеют ничего общего с реальностью, но ими занимаются, потому что не знают, что делать с действительностью. Сами осетины это прекрасно понимают. В то же время половина или большая часть Южной Осетии хочет стать частью России, но к этому не готова Москва, и торопиться с этим вопросом не нужно.

В Южной Осетии в воскресенье, 9 апреля, прошли выборы президента, которые были совмещены с референдумом о переименовании республики. Если смена названия является красивым символом, то борьба за пост президента оказалась настоящей.

На президентских выборах победил спикер местного парламента, лидер партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов (57,98%). Действующий глава государства Леонид Тибилов уступает ему в два раза (30%). Причем опубликованные сразу после завершения голосования данные экзит-полла говорили о том, что победил действующий президент. Третий кандидат, сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ) Алан Гаглоев набирает 11,01%. Против всех троих кандидатов проголосовали 5,7%, явка превысила 80%.

Для победы в первом туре выборов кандидату необходимо набрать более 50% голосов, так что Бибилов еще ночью объявил о своей победе. «У нас на руках все протоколы, по данным нашего штаба наша абсолютная победа составляет 54,9%. Второго тура не будет», — заявил Бибилов еще ночью, до публикации окончательных результатов голосования.

Инаугурация избранного президента согласно Конституции должна пройти через 10 дней после обнародования результатов выборов в СМИ.

Ранее Бибилов обратил на себя внимание, когда в январе 2015 года, накануне подписания нового договора о союзе с Россией, он предложил войти Южной Осетии в состав России. Обычно югоосетинские политики достаточно аккуратно высказываются на эту тему хотя бы потому, что она очень болезненна для Москвы.

Так что если новый президент Южной Осетии будет активно выступать за интеграцию республики в состав России, это может стать проблемой для официальной Москвы — явно включение нового региона в состав России не входит в ближайшие планы Кремля.

Также в воскресенье более 78% избирателей высказались за переименование Республики Южная Осетия в Государство Алания. Теперь, после внесения соответствующих изменений в конституцию страны, страна будет официально называться «Республика Южная Осетия — государство Алания».

История с референдумом о переименовании довольно интересная. С одной стороны можно считать, что при помощи принятия нового названия Южная Осетия хочет стать ближе к Северной — та присоединила к своему названию слово «Алания» в 1994 году, во время принятия действующей конституции.

Но, конечно, причина любви осетин к названию Алания имеет куда более глубокие корни. Аланы — это ираноязычный народ, который создал свое государство на Северном Кавказе в начале I тысячелетия — это было одно из первых государств в регионе, оно было окончательно разрушено во время нашествия монголов. Для Южной Осетии правопреемство от аланов важно еще тем, что древняя Алания имела, естественно, долгую историю отношений с Грузией, причем часто они были равными партнерами.

Однако, на право считаться наследниками аланов претендуют еще несколько наций — карачаевцы, балкарцы и ингуши. Новая столица Ингушетии, которая начала строиться в середине 1990-х годов, даже была названа Магас, в честь древней столицы аланов. Так что желание осетинов «застолбить» за собой древнее название понятно и, более того, приносит свои плоды, сейчас сложно найти сторонников версии о том, что преемниками аланов являются ингуши или балкарцы.

Власти Южной Осетии пытаются переименовать ее в Аланию, играя на пророссийских настроениях, хотя территория республики в исторические границы Алании не входила, рассказали "Кавказскому узлу" кавказоведы. Они считают, что прямыми потомками алан являются осетины, а претензии на аланское наследие со стороны ингушских и чеченских исследователей назвали малообоснованными.

Как писал "Кавказский узел" , 28 декабря 2015 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать ее в Аланию. В ноябре 2016 года в администрации Тибилова заявили о многочисленных обращениях местных жителей, выступающих в поддержку этой идеи. Референдум по вопросу переименования Южной Осетии в Государство Алания назначен на 9 апреля и состоится в один день с президентскими выборами.

О границах древней Алании

Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" кавказоведы и историки сошлись на том, что исторические границы Алании проходили по современным территориям юга России, не затрагивая Южную Осетию.

Исторический ареал расселения алан приходился на Центральный Кавказ, современные Карачаево-Черкесию и Северную Осетию, где "сохранились древние храмы и иные свидетельства присутствия алан", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов .

Доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов в свою очередь описал границы исторической Алании так: "они проходили по югу Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, югу Ставрополья, Северной Осетии и, вероятно, части Ингушетии".

Однако в точности настоящие границы исторической Алании отобразить невозможно, считает заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ Сергей Арутюнов .

"В труде "Осетины" (Б. Калоев, Наука, 2004) есть более или менее достоверные карты исторической Алании. Настоящей карты, которая была бы создана во времена, когда существовала Алания, никто не рисовал, а границы проводят по археологическим данным. Некоторые северную границу проводят по реке Дон, и для этого есть основания. В периоды наибольшего распространения аланы контролировали частично территорию в бассейне реки Дон. "Дон" – это и есть слово, обозначающее реку в современном осетинском языке и, безусловно, и в скифском, и в аланском языках река вообще звучала как "дон", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Арутюнов.

По мнению Ахмета Ярлыкапова, инициатива с переименованием Южной Осетии в Аланию связана с надеждами руководителей республики войти в состав России.

"Я думаю, что хочется унифицировать название двух осетинских республик и таким образом в очередной раз подчеркнуть, что это фактически одна республика, один народ, и они должны быть в составе России. Я не уверен, что в России от этой идеи в восторге, и не уверен, что есть прямые указания из Москвы. Скорее, это внутренние надежды, а настроения известны: большинство населения хотело бы быть в составе РФ", – констатировал ученый.

Андрей Виноградов в свою очередь связал эту инициативу с попыткой переформатировать границы исторической Алании.

"Не углубляюсь в южноосетинскую политику, но очевидной целью мне представляется желание отождествить эту территорию как издревле принадлежащую аланам, что не подтверждается источниками. Более того, южноосетинские исследователи, работавшие над этим вопросом, например, Тогошвили, прямо говорят о том, что осетины появляются на территории современной Южной Осетии не ранее XIII века", – отметил Виноградов.

5 марта владикавказская молодежь вышла на митинг против инициативы переименования Ингушетии . Это произошло после того, как н а платформе Change.org была опубликована петиция жителя Санкт-Петербурга Алихана Цороева с призывом "Переименовать нынешнюю Республику Ингушетия в Республику Алания", которая на данный момент собрала 2 018 подписей. Власти Ингушетии и Северной Осетии заявили, что никакой речи о переименовании не ведется. Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров потребовал найти организаторов митинга , при этом сам он присутствовал на акции - по официальной версии, чтобы не допустить эскалации.

Главным свидетельством принадлежности этноса к аланам является язык

Историческая наука в целом довольно однозначно относит осетин к потомкам алан, считают кавказоведы.

"Предположения, что осетины являются потомками алан, основаны на языке. Это восточно-иранский язык, а аланы были ираноязычными. Потому осетины являются их прямыми потомками", – сказал Ахмет Ярлыкапов.

Вместе с тем, по его словам, споров вокруг этого вопроса остается много, и "есть масса иных предположений".

Андрей Виноградов отнес южных осетин к "переселенцам с Северного Кавказа на территории Грузию", куда они прибыли "по приглашению грузинских царей в XIII веке, после монгольского нашествия".

"Что касается северных осетин, то они сближаются с аланами прежде всего по языку, потому что они сохранили иранский язык алан", – подтвердил он.

Об этом можно судить, в частности, по Надписи Зеленчукской (X век) и по пометам в одной рукописи, которая хранится в Санкт-Петербурге.

"Что касается религии, то часть осетин сохранила христианство, а часть перешла в ислам, как и другие кавказские народы. Что касается антропологии и генетики, то осетины являются такими же потомками алан, как балкарцы и карачаевцы", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Виноградов.

Вопрос языка, на котором говорили аланы, остается дискуссионным, подчеркнул Сергей Арутюнов.

"Конечно, бесспорно, что наибольшая часть алан говорила на языке восточно-иранской группы, хотя это и не восток, а, скорее, северо-запад по отношению к Ирану, и эти языки родственны нынешнему осетинскому. Они распространены на востоке иранского ареала, на этом языке говорят памирские народы, ягнобцы в Таджикистане; это и древний скифский язык. На них говорили скифы, сарматы, аланы и современные осетины. Можно считать, что современный осетинский язык, иронский и дигорский диалекты ближе всего к этим языкам древних народов, хотя не абсолютно идентичны, потому что со временем языки менялись, распадались на диалекты", – пояснил Арутюнов.

Ученый также допускает, что часть алан говорила на тюркском языке.

"Некоторые утверждают, что в основном скифы говорили на тюркском, но это преувеличение, однако часть могла говорить, это вполне возможно. Очень часто значение этого преувеличивается. Тюркские ученые, которые сами говорят на тюркском, в особенности балкарские, карачаевские ученые на Кавказе, склонны приписывать алан в основном к тюркам", – отметил исследователь.

После публикации петиции о переименовании Ингушетии в Аланию на платформе Change.org появилась еще одна п етиция – с требованием переименовать Республику Северная Осетия-Алания в Республику Алания. "Пора скинуть это чуждое имя – "осетины" и обрести свое истинное имя – "аланы". Попытки переименования Осетии в Аланию предпринимались с 1992 года, но мы должны стать тем поколением, которое завершит это святое дело и положит конец историческим недоразумениям", – написал автор петиции , собравшей на данный момент 6 337 подписей.

Ингуши стали одними из многочисленных наследников аланской культуры

В культурном плане ингуши безусловно унаследовали обычаи алан, считает Сергей Арутюнов.

"Культурное наследие алан ингуши в какой-то степени хранят и сегодня. Да, в культурном отношении все народы Северного Кавказа так или иначе унаследовали кое-что от алан", – рассказал он.

Вместе с тем, по его словам, не меньше унаследовали народы Западной Европы.

"Во Франции 30 городов имеют в своем названии корень "алан", самый крупный – Алансон. Слово "Каталония" хранит в себе название готов и алан. Аланское присутствие было и в Северной Африке. Есть ученые, которые видят аланское наследие наряду с кельтским в легенде о рыцарях круглого стола и короле Артуре, и это не фантазии, это серьезные научные изыскания. Аланы оставили свой след не только на Кавказе, где непосредственными их потомками являются осетины", – подчеркнул исследователь.

По оценке Арутюнова, название "Республика Северная Осетия-Алания" – это "не спекуляция, а действительное отражение исторического факта". После разгрома монголами "Великой Алании", единственно уцелевший ее осколок сохранился именно в Северной Осетии, пояснил он.

"Кроме того, аланы также были известны под именем "ассы" или "яссы". В древнерусских источниках вы найдете лишь слово "яссы, ясыня", имеются в виду, конечно, аланы. И "Ясшаг" – область, населенная аланами, до сих пор имеется в Венгрии, хотя языка там никто уже не помнит", – отметил он.

Арутюнов уточнил, что в эпоху позднего Средневековья близкий к осетинскому язык еще звучал среди части населения Венгрии.

"И я бы сказал, что вся европейская, рыцарская традиция вооружения и обычаи во многом восходят к аланским воинским традициям", – добавил он.

Что касается народов, населяющих Северный Кавказ и Закавказье, то, например, у абхазов осталась такая частица аланского наследия, как Нартский эпос.

"Это, скорее, сказки, чем эпос. Но то, что Нартский эпос был одним из столпов аланской культуры, – это несомненно. У черкесов, кабардинцев он сохранился не в меньшей мере, отчасти он есть даже у чеченцев. Северный Кавказ – это очень пестрая в отношении языков территория, но культура в общем – это национальные вариации в целом очень общей, мощной культуры, в значительной степени продолжающей аланский путь", – пояснил Арутюнов.

Притязание на аланское наследие для любого региона является вопросом причастности к великой истории, считает Андрей Виноградов.

"Аланы были одним из самых могущественных народов на Северном Кавказе в средние века, и их имя – это знак престижа, так как они оказали культурное воздействие на все народы Северного Кавказа, в том числе благодаря Нартскому эпосу, усвоенному не только аланскими народами Северного Кавказа", – отметил исследователь.

В ходе своего тысячелетнего обитания на Северном Кавказе, продолжил он, аланы неизбежно включили в себя и часть нахских племен: чеченцев, ингушей, кистинцев.

"Они их покорили, и нахская составляющая у них присутствовала. Мы знаем, что на территории Ингушетии встречаются погребения, приписываемые аланам, хотя материальная культура далеко не всегда связана с этнической идентичностью", – отметил Андрей Виноградов.

Он полагает, что в действиях ингушского руководства усматривается желание претендовать на престижное имя алан, как это случилось "со строительством нового города Магас, в то время когда месторасположение древнего Магаса неизвестно".

Современный Магас строился с 1996 по 1998 год. По решению первого президента республики Руслана Аушева город на месте столицы средневековой Алании был возведен специально для того, чтобы стать вместо Назрани новой столицей Ингушетии.

Язык и архитектура ингушей не имеют прямой связи с аланскими

Ингуши, по мнению Сергея Арутюнова, вряд ли могут претендовать на Северном Кавказе на наследие алан.

"Ингуши говорят на одном из нахско-дагестанских языков, а на этих языках говорят коренные народы Дагестана, кроме кумыков и ногайцев, чеченцы и ингуши. Очевидно, им родственны урарту-хурикские языки, и остались на нем клинописные надписи. Опять-таки, степень близости чеченского и урартского очень часто преувеличивается в политических целях, но близость, родство – несомненно есть. Однако это совсем другая группа языков, с другим строем, идеологией, с иной системой мышления, отражающейся в языке", – сказал Арутюнов.

Историк называет "околонаучными" попытки трактовать встречающиеся аланские надписи на одном из нахских языков.

"Есть некоторые чеченские ученые, которые пытаются дошедшие до нас от аланского языка малочисленные надписи трактовать как надписи на одном из нахских языков или языке, близком к нахским. Однако у этого нет научных оснований", – подчеркнул он.

При всей фрагментарности этих надписей нет сомнения, что они написаны на языке, близком к современному осетинскому и таким образом, относящимся к восточно-иранской группе языков, уверен Арутюнов.

"Серьезные лингвисты этим не занимаются. И здесь, скорее, речь об околонаучных авторах, пытающихся политические спекуляции обосновать лингвистическими данными. Так, скажем, с какими только языками не увязывали шумерский язык, но это не научные, а околонаучные спекуляции", – заключил Сергей Арутюнов.

Архитектурные свидетельства также говорят об ином, не аланском происхождении храмов на территории современной Ингушетии, считает Андрей Виноградов.

"Аланы вобрали в себя часть нахского населения, и на территории Ингушетии встречаются аланские могильники. Однако если мы посмотрим даже на христианство на территории Ингушетии, оно совсем не такое, какое у алан, принявших его от Византии через Абхазию, а совсем другого типа, что особенно проявляется в архитектуре, которая пришла с территории Грузии", – указал Виноградов.

Напомним, власти Грузии уже выступили против переименования Южной Осетии , расценив проведение референдума в республике как покушение на государственный суверенитет Грузии.