Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Образец возражения на акт налоговой инспекции. Возражение на акт камеральной налоговой проверки: образец

Образец возражения на акт налоговой инспекции. Возражение на акт камеральной налоговой проверки: образец

Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков - в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков - в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).

Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования актов выездной налоговых органов является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (решение АС Хабаровского края от 15.02.2016 г. №А73-17478/2015, определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).

Таким образом, перед судебными баталиями налогоплательщик должен пройти досудебную процедуру обжалования.

Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, то на первом этапе ему необходимо составить письменные возражения к указанному акту (п.6 ст.100 НК РФ, письмо ФНС РФ от 07.08.2015 г. №ЕД-4-2/13890).

Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Какие сроки есть у налогоплательщика для составления возражений на акт налоговой проверки?

Письменные возражения к акту налоговой проверки налогоплательщик должен представить (по акту в целом или по его отдельным положениям):

  • в течение одного месяца со дня получения акта;
  • в течение 30 дней со дня получения акта (по консолидированной группе налогоплательщиков).

ПРИМЕР №1

Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки 30 мая 2016 г. Предельный срок представления возражений по полученному акту - не позднее 30 июня 2016 г.

Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6 ст.100 НК РФ).

Письменные возражения и документы к ним направляются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку (п.6 ст.100 НК РФ).

Возражения можно вручить лично или отправить по почте. Тогда срок (месяц) будет отсчитываться с седьмого дня с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки

Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.

В письменных возражениях приводится общая часть:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.

После этого приводится содержательная часть:

  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.

Последний пункт содержательной части возражений является очень важным, поскольку налоговой службе при рассмотрении возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения, рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику по данной тематике (письмо ФНС РФ от 11.05.2007 г. №ШС-6-14/389@).

Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки

Письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (а не со дня фактического представления налогоплательщиком возражений по акту проверки).

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Получив , налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Это можно сделать в том случае, если:
- налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
- если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений - это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте. НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ):
- в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ);
- при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 - 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.
Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты. Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных "козырей", ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде.
Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.
Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы:
- на акт камеральной проверки в целом;
- на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Во вводной части указываются:
- дата представления возражений;
- наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
- адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица;
- ИНН, КПП;
- наименование налогового органа, в который представляются возражения;
- Ф.И.О. и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку;
- по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период);
- даты начала и окончания проверки.
Указываются:
- возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений;
- сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен;
- аргументы обеих сторон - налогоплательщика и инспектора.
Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.
Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут:
- судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ;
- письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.
Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы - регистры учета, "первичка" и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий.
Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.
Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие:
- нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов;
- нет доказательств надлежащего вручения требования;
- документы были изъяты;
- требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть.
Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.
Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах - один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), - у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика - вынесение решения до истечения срока подачи возражений.
Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик:
- не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и
- не участвовал при их рассмотрении.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):
- обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки.
Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов. Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки.
Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем.
Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение. Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ).
Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки. Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна:
- налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;
- руководитель инспекции (его заместитель), не "встретив" возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя. На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены:
- копией с отметкой о принятии ИФНС;
- почтовыми документами - квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.

Возражение на акт налоговой проверки – образец данного документа можно скачать по ссылке, которая содержится в статье. В возражении отражается несогласие лица, в отношении которого проводилась проверка, с ее результатами, оформленными в форме акта.

Должностные лица ФНС России вправе проводить проверки соблюдения юридическими лицами, ИП, физическими лицами требований действующего законодательства. В силу ст. 31 НК РФ целью проверок является установление правильности и своевременности уплаты налоговых платежей.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено два вида проверочных мероприятий: камеральные и выездные. При камеральной проверке предметом изучения налогового органа становятся представленные налогоплательщиком декларации. При выездной проверке сотрудники ФНС выезжают на территорию налогоплательщика и изучают документы, опрашивают свидетелей, производят выемки, запрашивают пояснения, проводят экспертизы и инвентаризации. Таким образом, несмотря на то, что цель у этих проверок одинакова, методы их проведения различны.

По результатам камеральных проверочных действий, если нарушения налогового законодательства не были обнаружены, какой-либо итоговый документ не составляется. Если же обнаружены нарушения, составляется итоговый акт.

При выездной проверке акт составляется во всех случаях. Важно отметить, что форма акта, и порядок его заполнения как при камеральной, так и при выездной проверках – одинаковые. Бланк данного документа содержится в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23).

Если налогоплательщик не соглашается с данными, указанными в акте, либо с выводами проверяющих, он вправе представить в налоговый орган возражения на него (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для направления возражений – 1 месяц. Допускается оспаривать как весь документ, так и его отдельные положения. Возможно также приложить подтверждающие возражения документы.

Требования к письменным возражениям по акту налоговой проверки, содержание возражений

Возражения подаются в территориальный орган ФНС, которым была осуществлена проверка. Закон не предусматривает формы возражений, а также не предъявляет императивных требований к содержанию документа.

При составлении возражений на акт проверки, можно использовать сведения, указанные в ст. 139.2 НК РФ. Данная норма регламентирует порядок составления жалобы на решение налоговых органов. Несмотря на то, что прямо к рассматриваемым правоотношениям ее применить нельзя, общие принципы составления документа становятся понятны.

Возражения должны быть составлены в письменной форме, подписаны заявителем. Если их подает представитель заявителя, необходимо оформить доверенность.

В документе следует указать следующие сведения:

  1. Ф.И.О. заявителя, либо наименование организации, оспаривающей акт.
  2. Адрес заявителя.
  3. Реквизиты акта (дата, номер).
  4. Указание на наименование ИФНС, в которую подаются возражения.
  5. Указание на допущенные при составлении акта нарушения.
  6. Требования заявителя.
  7. Указание на способ, которым будет направляться ответ на возражения (например, почтой, электронной почтой).
  8. Номер контактного телефона заявителя.

Возражения могут быть поданы лично, направлены по почте, либо через личный кабинет на сайте ФНС, а также через раздел «электронные сервисы/обратиться в ФНС России» на официальном сайте ФНС (ссылка на электронные сервисы содержится в нижней части сайта ФНС России по адресу nalog.ru).

Какова структура возражений на акт проверки ФНС?

Традиционно для официально-деловых писем и жалоб может быть использована трехступенчатая структура. Подходит она и для возражений на акт проверки.

Документ разделяется на три части:

  1. Вводную. В ней указывается общие сведения о проведенной проверке, ее период, предмет, и т.д.
  2. Описательную. В ней указываются нарушения, которые по мнению заявителя были допущены налоговым органом.
  3. Резолютивную. В данном разделе отражаются требования заявителя.

Перед разделами должна содержаться «шапка», в которой отражаются данные о заявителе, наименовании документа (возражения), указание на налоговый орган, принявший акт.

Указание в возражениях на нормы закона не обязательно, но желательно. Можно ссылаться на разъяснения государственных органов, самой ФНС, судебную практику.

Если документ подается от имени организации, его подписывает ее исполнительный орган (директор, ген. директор). Жалобы от ИП и граждан подписываются ими лично. Если имеется представитель с оформленной на него доверенностью, он вправе сам подписать возражения. В доверенности должно оговариваться полномочие на подачу возражений.

Таким образом, образец возражений на акт камеральной налоговой проверки можно скачать по ссылке в начале статьи. Образец возражений на акт выездной налоговой проверки составляется аналогичным образом, поэтому дублировать документ нет смысла, в обоих случаях подойдет представленный образец.

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.

От того, насколько правильно, развернуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, - о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.

Составление возражений на акт проверки

Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:

  • камеральных проверок;
  • выездных налоговых проверок.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п.6 статьи 100 НК РФ).

Причем, каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной налоговой проверки нет. Вместе с тем, в возражениях должны быть обязательно указаны:

  • наименование (для организации) или фамилия, имя и отчество (для физического лица);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
  • ИНН и КПП;
  • дата представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, куда представляются возражения;
  • фамилия, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Приведем пример возражений.

Руководителю
ИФНС России N 55 по г. Москве
173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 32

от ООО «Амир»,
ИНН 7755134420, КПП 775501001,
173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 30

Возражения
ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55

ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее - Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.

В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.

Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего.

Позиция налогового органа

В ходе выездной налоговой проверки за 2016 год установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2016 года.

В 2016 году общество приобрело недвижимое имущество на сумму 4 513 954 руб.:

  • дизель-генератор (акт приемки-передачи от 14.11.2016);
  • мобильный конвейер (договор поставки от 29.06.2016).

Общество приняло приобретенное оборудование к учету в состав ОС с 01 января 2017 года, до этого момента оборудование находилось на балансовом счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств».

Налоговый орган также указывает, что фактическое использование объектов началось в 2016 году при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В ходе допроса бухгалтер И.И.Иванова пояснила, что расхождения между данными по выездной налоговой проверке по налогу на имущество организаций и данными по сданной уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год произошли в связи с бухгалтерской ошибкой. Таким образом данные выездной налоговой проверки являются верными.

Позиция общества

Согласно статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Таким образом, выводы о том, что расхождения по налогу на имущество организаций произошли в связи с бухгалтерской ошибкой, не были подтверждены руководителем экономического субъекта, а следовательно, не являются верными.

Налоговый орган подтверждает, что постановка в Гостехнадзоре произведена в 2016 году, что подтверджает техническую возможность использования имущества.

Поскольку постановка в Гостехнадзоре предусмотрена законодательно, а техническое состояние техники не было проверено уполномоченным органом, использование вышеуказанной техники без соблюдения требований законодательства и ввод в эксплуатацию не возможны.

Кроме того, эксплуатация без регистрации в Гостехнадзоре является нарушением законодательства, предусматривающим административную ответственность.

Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (п. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 3 Правил, п. 6 Регламента).

Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Под данными требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и иные требования, содержащиеся, в частности, в Законе (п. 1 ст. 3 Закона). Одним из них является требование об обязательной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, установленное в п. 2 ст. 2 Закона. Из этого можно сделать вывод, что нарушение данного требования влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Это подтверждается следующими судебными актами:

  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2010 № А82-4734/2010;
  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 № А31-557/2010;
  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А17-1418/2008 (Определением ВАС РФ от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

Следовательно, общество правомерно ввело в эксплуатацию технику только после регистрации в уполномоченном органе.

Правомерность неначисления налога на имущество также подтверждается и Минфином.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 4 ст. 374 Кодекса дополнен пп. 8, на основании которого с 1 января 2013 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01, Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79).

Кроме того, налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
  • воздушные и морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические объекты;
  • предприятие (в целом как имущественный комплекс).

Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (Письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).

Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимости.

Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп.8 п.4 статьи 384 НК РФ.

Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку:

  • введена в эксплуатацию после постановки в Ростехнадзоре;
  • введена в эксплуатацию после 01.01.2017, что подтверждает право на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества.

Генеральный директор А.А.Бенедиктов

Здесь приведен пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?

Алгоритм написания возражений

Необходимо:

  • внимательно изучить акт налогового органа;
  • постараться найти ошибки, связанные с нарушением процессуального порядка проведения проверки;
  • найти ошибки, связанные с ошибками в применении налогового законодательства;
  • составить возражения на акт;
  • указать и сверить нужные реквизиты, которые являются обязательными;
  • в случае принятия решения не в пользу налогоплательщика подать жалобу и апелляционную жалобу любым удобным способом через налоговый орган, решение которого оспаривается.

Процессуальные нарушения и их обжалование

В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной налоговой проверки, то на этом основании возможно оспорить решение налогового органа. Приведем примеры таких ошибок.

Примеры ошибок

Пример
Несоблюдение крайней даты проведения проверки. Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А35-2160/2009.
Проведение проверки без декларации.

Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

(Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@.
Истребование излишних документов.

Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011.

Налогоплательщик может обжаловать неправомерное решение налогового органа по результатам налоговой проверки в случае следующих нарушений:

  • проведение камеральной налоговой проверки в срок более 3 месяцев;
  • истребование документов при отсутствии нарушений и ошибок в камеральной налоговой декларации;
  • истребование документов, не предусмотренных законодательно;
  • камеральная налоговая проверка проведена налоговым органом исключительно на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации.

К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условиий:

  • обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

Нарушения материального права и их обжалование

Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм налогового законодательства, он также может оспорить его решение.

Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию необходимо:

  • изучить норму законодательства, указанную в акте или решении налогового органа;
  • найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, поскольку существует множество позиций по применению одних и тех же норм налогового законодательства;
  • найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
  • указать в апелляционной жалобе позицию налогоплательщика, основанную на конкретных положениях законодательства.

Примеры мнений, на основании которых может быть основано обжалование решений ИФНС по НДС

Пример Разъяснение / судебное решение
НДС
В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010.
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2015 № Ф05-15817/2015 по делу № А40-128335/14.

Таким образом, для разработки позиции по написанию возражений на акт налоговой проверки могут послужить следующие доводы.

  1. Место реализации товаров, услуг можно подтвердить документально, например, договором. На этом основании можно обжаловать неправомерное решение налогового органа.
  2. Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган первичных документов вместе с декларацией по НДС в том случае, если в ней не отражена стоимость товаров, местом реализации которых территория РФ не признается.
  3. Операции по реализации доли морского судна, которое транспортировано через территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом налогообложения НДС.
  4. Территория РФ не признается местом реализации работ по ремонту экскаватора на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией. Следовательно, платить НДС не нужно.
  5. Территория РФ не является местом реализации услуг по организации автомобильных перевозок грузов, а также участию в расчетах за эти перевозки, оказанных иностранной компанией. Поэтому у российской организации-приобретателя данных услуг обязанностей налогового агента не возникает.
  6. Местом оказания инжиниринговых услуг, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи в аренду движимого имущества признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, выполнение обществом работ за пределами территории РФ по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения НДС независимо от гражданско-правовой квалификации договора.

Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина.

Представление пояснений и направление возражений в ИФНС

Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:

  • в электронной форме;
  • в виде бумажного документа.

Однако если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.

Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:

  • ошибки в проверяемой отчетности;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие представленных сведений данным документов, имеющихся у инспекции, а также полученным ею в ходе налогового контроля.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый не представленный документ. Но если бы были только штрафы. К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчетным путем.

В этой связи необходимо:

  • оценить объем запрашиваемой информации;
  • оценить возможность представить документы и пояснения.

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях.

Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.

Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь

В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст.88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.

Более того, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала текущего года введен специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.

И есть еще ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.

Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.

Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчетности.

В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.

В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечет представления «уточненки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.

Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей , где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдет для себя подходящий продукт.

Результаты налоговой проверки с доначислениями отражают в акте – документе, на основании которого руководитель ИФНС принимает решение о привлечении предприятия и должностного лица к налоговой ответственности. По окончании проверки экземпляр акта вручается налогоплательщику. Возражения на результат акта предприятия представляют в ИФНС в письменной форме. Факты, представленные в документе, могут повлиять на решение, принимаемое по акту. В статье расскажем про возражения на акт выездной налоговой проверки, дадим примеры документов.

Срок проверки и представления возражений

Операция Срок исполнения
Проведение налоговой проверки 2 месяца или 3 месяца для консолидированной группы. Срок может продлеваться по решению руководителя ИФНС
Составление акта 2 месяца
Вручение акта налогоплательщику 5 дней со дня регистрации акта при личном получении руководителем (доверенным лицом) предприятия либо по почте на 6 день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ )
Представление возражений В течение месяца от даты получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ )

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего после даты вручения акта лично или на седьмой день при получении по почте.

Основания несогласия с актом

Грамотно составленные возражения и обоснованные аргументы способствуют принятию решения об отмене или снижении санкций.Налогоплательщик может выразить несогласие с актом или его частью в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

Налогоплательщик не обязан подтверждать выдвинутые аргументы документами. В форме доказательств могут быть приложены восстановленные или полученные от контрагентов документы, подтверждающие сведения, указанные в возражениях.

Порядок представления возражений по акту

Возражения по акту представляются непосредственно в территориальное отделение ИФНС, осуществляющего проверку. Руководитель предприятия или его представитель имеют право подать документ лично через канцелярию или по почте. Читайте также статью: → “ ». При отправлении письма почтой учитывается срок пересылки (п. 5 ст. 100 НК РФ ). Особое внимание уделяется оформлению приложений, при подаче которыхсоблюдаются требования ст. 93 НК РФ:

  • Документы на бумажных носителях должны быть представлены в виде заверенных копий. Формы заверяются руководителем организации (ИП) с удостоверением подписи печатью.
  • Листы представляемых дубликатов подлежат нумерации и прошивке.
  • Документы в электронной форме заверяются ЭЦП.

Предприятие, не представившее возражения, имеет право принимать участие в обсуждении данных акта и вносить пояснения в устной форме с фиксацией в протоколе (п.4 ст. 101 НК РФ ).

Состав данных в составе возражений

Форма бланка для предъявления возражений отсутствует. В документе необходимо указать данные о получателе, заявителе и предмете несогласия. Допускается использование фирменных бланков предприятия.

Сведения Состав сведений Место расположения в тексте
Данные получателя Название ИФНС, должность, фамилия, инициалы руководителя, на имя которого представляются возражения Преамбула документа
Сведения о заявителе-организации Название организации, ИНН/КПП, ОГРН, адрес месторасположения, телефон Преамбула
Сведения о заявителе – ИП Фамилию, имя, отчество полностью, адрес регистрации, телефон Преамбула
Название «Возражения по акту налоговой проверки № __ от ____» Располагается по центру после преамбулы
Данные о проверке Кем проведена проверка, период, номер и дата акта Вводная часть
Предмет обращения Доводы, аргументы со ссылкой на нормы законодательства Описательная часть
Суть обращения Выводы и просьба о пересмотре позиции ИФНС Заключительная часть
Доказательства Перечень прилагаемых документов Приложения

При составлении документа необходимо руководствоваться правилами делового письма.

Образец заполнения возражений по акту

Руководителю ИФНС № 5529

Викторовой М.П.

От ООО «Стройтекс»,

ИНН 5529015690/552901001,

ОГРН 2135529170201,

г. Омск, ул. Павлова, д.8

тел. 237-15-12

Возражения

на акт выездной налоговой проверки

ООО «Стройтекс» № 325 от 09.07.2016

Налоговой Инспекцией № 5529 в период с 10.03.2016 по 10.05.2016 была проведена проверка выездного характера ООО «Стройтекс». Акт № 325 от 09.07.2016, составленный по результатам проверки, получен директором ООО «Стройтекс»10.07.2016.

В соответствии с правом, предоставленным ст. 100 НК РФ, представляем свои возражения по Акту№ 325 от 09.07.2016 (далее – Акт).

Согласно п. 3.5 Акта, в ходе проведения проверки Инспекцией обнаружен факт неправомочного применения вычета по НДС в 3 квартале 2014 года, повлекшего неуплату налога в размере 125 700 рублей. Сумма НДС была выставлена контрагентом ООО «Вести» в счет-фактуре № 266 от 12.08.2014 по поставке движимого оборудования«Погрузчик». Основанием неправомочности применения вычета Инспекция посчитала фактическоенеиспользование техники в указанном периоде в связи с отсутствием в штате водителя.

Мы считаем, чтонарушение налогового законодательства отсутствует. Правомочность включения в состав налогового вычета суммы налога в размере 125 700 рублей основана на позициях:

  1. Документы, полученные от поставщика, соответствуют требованиям применения вычета в соответствии со ст. 172 НК РФ.
  2. Основное средство поставлено на учет (акт ввода ОС-1 № 25 от 10.09.2014 прилагается).
  3. Приобретение техники осуществлено для использования в деятельности, облагаемой НДС. Приказ о приеме на работу водителя Владимирова П.П. и трудовой договор № 28 от 01.10.2014 года прилагаются.

Просим рассмотреть возражения и принять решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности по неправомочности применения вычета НДС в сумме 125 700 рублей по счет-фактуре № 266 от 12.08.2014.

Директор ООО «Стройтекс» Смирнов К.Н.

Срок рассмотрения возражений

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений налогоплательщика учитываются периоды:

  • Рассмотрение осуществляется в течение 10 дней со дня окончания срока, установленного для внесения возражений.
  • Срок исчисляется в рабочих днях.
  • При назначении углубленных мероприятий период 10 дней отсчитывается со дня окончания углубленных мероприятий.
  • Период может быть увеличен в пределах месяца.

Присутствие налогоплательщика на рассмотрении

Одним из важных условий законности проведения мероприятия контроля является приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства.

В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

Отличия возражений при различных видах налогов

При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.

Положение НДФЛ НДС Налог на прибыль
Налоговый период для определения санкций Год Квартал для обычных видов деятельности Год
Законодательная норма НК РФ Глава 23 Глава 21 Глава 25
Ссылка на документы от контрагентов Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников Приводятся ссылки на документы от каждого партнера Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки
Возможные нарушения Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета

В зависимости от вида налога отличается перечень представляемых оправдательных документов.

Ошибки при составлении возражения

В процессе предъявления аргументов о несогласии с актом проверки необходимо избегать ошибок составления:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика. Основания для возражений должны быть аргументированными.
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Предприятие, не успевающее представить претензии в установленный законодательством срок, должно обратиться в ИФНС с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. О намерении опротестовать результат необходимо уведомить заранее. Обращение производится до наступления предельного срока подачи возражений.

Ответы на распространенные вопросы по составлению возражению на акт налоговой проверки

Вопрос №1. Имеет ли значение подача возражений по акту, если предприятие намерено опротестовывать материалы акта в суде?

Подача возражений является частью процедуры досудебного разбирательства вопроса оспаривания положений акта проверки (ст. 148 АПК РФ ). Законодательство не запрещает оспаривание в суде без досудебных мероприятий. Однако, имеются прецедентные решения арбитражных судов не в пользу предприятий при отсутствии претензий на этапе досудебного разбирательства.

Вопрос №2. Можно ли в форме протеста отказаться от подписи акта проверки?

Отказ от подписи акта при явке в ИФНС не влечет для инспектора процессуальных последствий. В месте, предназначенном для подписи, производится запись: «От подписи акта _____ отказался.» Запись заверяется подписями свидетелей. Экземпляр направляется почтой, о чем делается запись на акте Инспекции.

Вопрос №3. Зависит ли право предприятия представить возражения по акту от факта его подписания?

Налогоплательщик имеет право представить возражения вне зависимости от подписания акта или отказа от подписи.

Вопрос №4. Можно ли просить об уменьшении санкций при рассмотрении материалов акта?

Суммы штрафов, налагаемых на предприятие, могут быть уменьшены при наличии смягчающих обстоятельств, о чем можно заявить на протокол. Среди смягчающих обстоятельств можно указать на отсутствие ранее нарушений, умысла, признание вины, добросовестность. Дополнительно может быть уменьшена величина административного штрафа на должностное лицо при наличии вилки в статье КоАП.

Вопрос №5. Можно ли указать в акте о намерении представления возражений?

Можно, в ряде налоговых инспекций предлагают указать на несогласие и намерение оспорить результат.