Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Что должен делать вожатый в летнем лагере. Как попасть вожатым в лагерь или аниматором на море? На самом деле существует две возможные системы: лагерь может привлекать отдельных вожатых или педагогический отряд

Что должен делать вожатый в летнем лагере. Как попасть вожатым в лагерь или аниматором на море? На самом деле существует две возможные системы: лагерь может привлекать отдельных вожатых или педагогический отряд

Поездка в лагерь - первая вылазка ребенка во взрослую жизнь: жесткого контроля нет, вокруг - такие же безбашенные ровесники и мир, полный страшного и веселого. Что творят дети вдали от родительских глаз, кто следит за их безопасностью и какие воспитательные меры принимает руководство - рассказывают вожатые самарских лагерей. Бонус - комментарий психолога: к чему может привести летний отдых и всем ли детям лагерь идет на пользу.

Татьяна Картошкина

Вожатая в лагере «Орленок»

Я откликнулась на вакансию вожатой за три дня до окончания набора сотрудников. Никакого собеседования со мной не проводили: пришла, заполнила документы и все - можешь работать.

Мне достались дети самого противного возраста: 11-12 лет. Как и в любом коллективе, без ссор не обходилось. Один мальчик довыпендривался и ему сломали ногу. В лагерях, когда что-то такое происходит, сразу вызывают скорую и полицию, чтобы зафиксировать, что это не нападение вожатого.

На следующий день по громкоговорителю меня и мальчика, который был инициатором драки, вызвали к директору. Он шел весь белый, перепуганный, дрожащим голосом шептал, что его посадят. Я чуть ли не смеюсь, успокаиваю его, а он уже все, думает, - прощай школа, суши сухари, маман. В кабинете директора парень разрыдался. И мне пришлось этого огромного бугая выше меня ростом обнимать, как котенка, и успокаивать на руках.

Самыми трудными детьми были не хулиганы, а те, кого притащили в лагерь насильно. Такие постоянно плачут, сидят одни. Сначала уговариваешь их что-то делать, а потом просто руки опускаются. Ну вот что сделаешь: сдашься и перестанешь уговаривать, скажут, что были плохие вожатые и неинтересная смена, продолжишь, - другие дети обидятся, что с кем-то носятся, а с ними нет.

Александр Шаров

(фамилия и имя изменены)

Вожатый лагеря «Колос»

В прошлом году в лагере была старшая воспитательница, которая считала нормой отнимать у ребенка телефон за непослушание и пугать байкой про пиковую даму, которая придет и накажет его. Спорить с этим маразмом было бесполезно, так как она была нашим начальником и считала, что лучше всех знает, как обращаться с детьми. Все остальные воспитатели были хорошими - мы вместе устраивали детям игры, потому что развлекательной программы практически не было. Иногда дети веселили себя сами - старшие отряды могли вечерами выпить и покурить.

Однажды я поймал ребенка из своего отряда на краже: пытался стащить телефон из чужой сумки. Начальству докладывать не стал, потому что их методы воспитания не разделял. Вместо этого попытался сам поговорить с мальчиком. Не знаю, помогла ли моя беседа, но после этого он мне больше на краже не попадался. Я довел смену до конца, потому что были дети и руководители, к которым я хорошо относился, не хотелось оставлять их одних.


Наталья Кириллина

Вожатая в лагере «Волжский Артек»

Я поехала в лагерь, чтобы пройти университетскую практику и поначалу была сильно запугана. Однокурсники рассказывали, что дети теряют контроль и могут сотворить что угодно: переспать друг с другом, напиться, подраться.

Мне попался один из старших отрядов: дети 12-14 лет. В первый же день двух мальчиков застукали с сигаретами. Пришлось вместо «свечки» проводить воспитательную беседу, которая, как ни странно, подействовала: до конца смены ребята больше не косячили. За три недели в лагере я поняла, что главное - поставить себя перед детьми, и дальше все пойдет как по маслу.

С детьми надо быть осторожными буквально до каждого слова. Один раз уговаривала девочку поесть известным способом «Ложечка за папу, ложечка за маму», а она мне в ответ: «У меня нет мамы».

Вообще, работа вожатого наполнена форс-мажорами. Один мальчик перепугал нас тем, что ушел гулять по лагерю, пока ребята уже готовились ко сну. Решил устроить «ночной дозор». Если ребенок потеряется или с ним что-то случится, вся ответственность ляжет на вожатых. К счастью, его быстро нашли - и ничего более серьезного в моей смене не происходило.


Кирилл Коваленко

Вожатый в лагере «Волжский Артек»

Я приехал в лагерь не по своему желанию, а на педагогическую практику. К практикантам начальство относилось хуже, чем к вожатым, которые ездили туда каждый год - если им многое прощалось, то нам за пьянку на «королевскую ночь» отказались подписывать дневники практики и оштрафовали. При этом условия жизни были так себе - тесная вожатская на четырех человек. Радовался только, что кормили вкусно и всегда предлагали добавку.

Среди вожатых не очень много парней, и от этого к тебе относятся с большим вниманием. Не всегда в хорошем смысле: в нашей смене был парень, который делал почти все - возился целый день с детьми, сам мыл полы, а его совожатые в это время филонили. Я же с криками, что не мужское это дело, уборкой корпуса не занимался никогда.

Дети мне попались в возрасте 11-13 лет. Спокойные ребята, практически не ссорились. Самой страшной бедой было потерять первую лагерную любовь, не больше. Ребята практически сразу разделились на два лагеря: социально активных и не очень, и всю смену особо не пересекались. Мне повезло, что конфликтов не было - вожатые уровня «практикант на одну смену» не способны предотвращать серьезные проблемы. Нам под силу разве что устранять последствия.

«Большая деревня» попросила семейного психолога внести ясность, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в лагерь и как понять, поможет ли эта поездка стать ребенку более общительным или навредит.

Важно учитывать, что отдых в летнем лагере будет ребенку в радость, если он умеет позаботиться о себе как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Он легко справляется с гигиеническими правилами, умеет обратиться за любой помощью ко взрослым, знает, как самого себя утешить или подбодрить, владеет несколькими способами разрешения конфликтов и споров со сверстниками. Возраст, в котором ребенок обретает такую самостоятельность. может быть очень разным - кто-то уже в восемь лет способен к этому, а кто-то и до пятнадцати не освоил эти умения.

Отмечу, что смена в детском лагере не изменит ребенка, но станет лакмусовой бумагой, которая покажет родительские «недоработки». Так, если ребенка направляют в лагерь потому, что он малообщительный и боится сверстников, то обрушившаяся на него необходимость круглосуточно общаться и дружить может травмировать. В условиях обычной жизни ребенок был необщительным не просто так, а по каким-то причинам: особенности внешности, личности, просто сниженная потребность в общении. Географическое перемещение в летний лагерь этих причин не устраняет. Родители, отправляющие таких детей социализироваться, могут только усугубить замкнутость и обязательно столкнутся с отрицательной эмоциональной реакцией, которую нельзя игнорировать.

Если ребенок плачет и просится домой, стоит посоветоваться с воспитателями и вожатыми, прислушаться не к его слезам и просьбам, а к тому, как он объясняет свое желание. Главное - при принятии решения думать о ребенке, а не о своих интересах.

Сначала нужно понимать, имеете ли Вы представление о том, кто такой "вожатый" и "аниматор". Это совершенно разные виды деятельности.

Вожатый - это почти родитель на всю смену (14, 18 или 21 день). Денно и нощно - пристальный и неусыпный контроль за группой детей по всем аспектам: сон, питание, досуг, внешний вид, экскурсии, конфликты, кто за кем ухлестывает, детские финансы, подготовка к выступлениям, их настроение, эмоции, их мысли и высказывания, их передвижения по территории.
Аниматор - это человек, увлекающий группу детей развлечениями на определенные часы.

Каждый вожатый может стать аниматором, но не каждый аниматор - вожатым.

И там и там нужно проходить обучение .

1) Вожатый.
1.1. Школа вожатых в вашем вузе/ссузе.
Обычно это региональные отделения движения "Российские Студенческие Отряды". Линейная единица - "студенческий педагогический отряд" - находится почти в каждом учебном заведении крупных городов и областных центров. Подробнее - на сайте РСО.
1.2. Школа вожатых городского уровня.
Школа, не относящаяся к РСО, которая обычно работает на покрытие кадровой потребности определенных лагерей.
1.3. Школа вожатых в лагере.
Действительно, как уже было отмечено, можно "вырасти" в лагере и перейти из ребенка в вожатые (пройдя минимальный инструктив), можно связаться с интересующим лагерем и пройти обучение непосредственно на их базе. Однако стоит учитывать, что в подавляющем большинстве лагерное обучение подходит только данному конкретному лагерю. Проще говоря - в ДОЛ "Березка" вас могут не взять, если вы учились и работали ранее в ДОЛ "Ромашка". Универсальные сертификаты только у детских центров федерального значения - МДЦ "Артек", ВДЦ "Орленок", ВДЦ "Океан", ВДЦ "Смена".
Обучение длится по-разному - от двух недель экспресс-курсов до года углубленного изучения. Средне статистически - начало школы вожатых дается в январе-феврале и заканчивается экзаменами в мае.
Сейчас к вожатским кадрам отношение строже, поэтому на официальную работу без сертификата о прохождении школы вожатых - в нормальный лагерь - вас не возьмут.
2) Аниматор.
Поскольку тут личного опыта нет, буду опираться на опыт знакомых. Это школа аниматоров и бесконечные часы практики. У аниматоров конкуренция будет похлеще чем у вожатых. Школы аниматоров в вашем городе легко находятся по запросу в вконтакте или поисковиках. Срок обучения - минимально два месяца (в нормальных школах, а не конторках).

Теперь - о том, как попасть в лагерь.

Должны быть следующие документы:
1. Паспорт (подтверждающий в частности, что вам 18+)
2. СНИЛС (это зеленая пенсионная карточка)
3. ИНН
4. Медицинская книжка (с пройденными анализами и отметкой о сан.минимуме)
5. Справка об отсутствии судимости (одного корешка о том, что вы ее заказали, недостаточно)
6. Трудовая книжка (при наличии)
У молодых людей - 7. Приписное свидетельство.

Если у вас все это есть и вы чувствуете, что готовы за малые деньги нести доброе и светлое подрастающему поколению (про зарплату сейчас на шучу), то тогда вы можете пойти следующими вариантами:

1. Сайты вакансий. Некоторые публикуют объявления о вакантных вожатских местах даже на Авито. Внимательно смотрите условия!
2. Сайты лагерей. Если вы уже сегментировали круг поиска по определенным факторам - регион, уровень з/п, бытовые условия, другое - то тогда ищите лагеря, находящиеся в данном сегменте, и связывайтесь с их отделами кадров.
3. Знакомства. Спросите у друзей, не нужны ли вожатые в лагерь на лето?..
4. Если вы проходите централизованную школу вожатых (РСО или город), то тогда на этот счет волноваться не нужно - организация сама направляет вас единым педсоставом в определенный лагерь.

Скажу одно - "по-быстрому" попасть в лагерь получается у единиц. В некоторых случаях вы можете попробовать опереться на опыт, в других - на знакомства. Но, повторюсь, сейчас надвигается волна активных проверок - особенно после инцидента на Сямозере, пожара в Витязевском лагере, других локальных случаев профессиональной некомпетентности.

Удачи вам в нелегком вожатском деле!

Как стать вожатым, какие подводные камни будут преследовать при становлении это трудной профессии..или не очень. Все это рассмотрим в статье и я попробую ответить, кто же такой настоящий вожатый и как им стать

На данный момент, май 2017 года — поехать в лагерь в качестве педагога(а именно так его квалифицирует закон)не представляет особого труда. Достаточно пройти школу вожатых, получить сертификат и все.

Ты готов ехать в лагерь если нет проблем со здоровьем и законом. И тут, конечно, можно завершать статью. Но нееет.

Это очень кратко и пишется легко — пройти какую-то школу вожатых, которая длиться от силы полгода 2-3 раза в неделю, медосмотр — беготня занимает день по больницам и справка о несудимости. Уж ее то можно заказать через госуслуги в 2 клика мыши.
Но, как писал выше, не все так легко и просто. Мы как в книге Сергея Лукьяненко «Черновик» выпадаем из реального мира и попадаем в другой. Мир сказки, сказочных существ, волшебства и магии. А попасть в эту загадочную страну под названием «лагерь» и остаться там не так просто.
Чтобы организовать эту сказку — нужно стать волшебником. Чтобы создать атмосферу уюта, атмосферу спокойствия, нужно эмоционального настроя в лагере — нужно стать волшебником . Стать другим, не тем, кто ты есть. Измениться в другую сторону, делать то, что никогда не делал.
За свои пять лет работы в лагерях всех типов я видел как меняются люди. Увы, совершенно не в лучшие стороны.
Многие вожатые(первогодки) приезжали в лагерь, откровенно говоря, потусить. Совершенно не понимая, что работа с детьми напрочь опровергает т. н. «тусню» и эта..хм.. «тусня», невнимательность и забивание на детей может обернуться им статьей за халатность. Или того похуже.
Реже я видел желание самоутвердиться за счет детей и других педагогов. Обычно это проявляется в тех, кто работает лишь второй, а корона иногда сверкает так, что сам коронованный слепнет в своих действиях и действует во вред окружающим.

Разные причины двигают людей становиться вожатыми. Это может быть действительно желание самоутвердиться и не чувствовать себя одиноким. Это может быть действительно интерес к детям, проявление материнских и отцовских амбиции. Может просто педагогическая практика от педколледжа и института.

Чтобы стать вожатым — нужно понять — зачем вам быть вожатым? С какой целью?

Сможете на него ответить и вам открыты все двери. На территории РФ открыто множество курсов вожатского мастерства. Называются они РШВ(Республиканская Школа Вожатых) или ШВМ(Школа Вожатского Мастерства) Занятия от бесплатных до трехсот рублей за курсы.
Есть и сайты посвященные вожатым и обсуждению их деятельности.

Еще реже когда в лагерь можно поехать не имея никаких навыков и образования. Увы, я встречал и такое. Увы, результат такой деятельности был совсем плачевным и ничем хорошим не заканчивался ни для кого.

Обратный результат когда понимают, что они будут вожатыми. Будут педагогами стоящими на отряде на протяжении 21 дня(уже 18 в некоторых регионах, например, Удмуртии) и на них будет очень высокая ответственность за жизнь и здоровье 50 детей. И понимание, что вожатый — это не просто человек, который развлекает детей, организует для них классные мероприятия, огоньки, собрания, устраивает иногда разнос в холле за их косяки, но и может поддержать! Чтобы они не сделали, чтобы не натворили. Всегда прийти на помощь и выслушать.

Я надеюсь, что начинающим вожатым, которые хотят стать вожатыми. Настоящими вожатыми — задумаются и станут потрясающими педагогами. Я это знаю. Я в это верю.

Многие хотя бы раз в детстве ездили в летний лагерь. У большинства, хотя и у не у всех, остались положительные впечатления. Поэтому неудивительно, что, став старше, некоторые стремятся вернуться в лагеря, но уже в качестве вожатых. Как же это сделать? Как стать вожатым в лагере? И какими качествами нужно обладать, чтобы справиться с этой работой?

Почему вожатый?

Работа с детьми может быть разной. Психолог, врач, воспитатель в садике, учитель в школе, спортивный тренер, аниматор. Все эти профессии имеют различные плюсы и минусы, свою специфику и, разумеется, они будут интересны разным людям. Но есть деятельность, в какой-то степени объединяющая все это - работа "вожатый в лагере". Она позволяет получить совершенно уникальный опыт неформального общения с детьми, научиться ладить с ними, понимать их и находить к каждому подход. На их примере можно изучить, как формируются отношения между людьми, и это будет полезно, к примеру, социологам. Кроме всего прочего, это очень интересное занятие, которое позволяет компенсировать отсутствие некоторых знаний огромным запасом энтузиазма. Но как стать вожатым в лагере?

Необходимые знания и качества

Прежде всего это, пожалуй, харизма. Невозможно хорошо выполнять обязанности вожатых, не умея заинтересовать детей, завоевать их расположение и любовь. Далее это ответственность. Работа "вожатый в лагере" предполагает постоянный контроль за детьми, что, однако, не означает жесткого ограничения в самовыражении.

Необходимо также обладать рядом качеств. Характеристика вожатого лагеря должна включать такие слова, как "стрессоустойчивость" и "умение находить подход к самым разным характерам". Необходимы и основные знания педагогики и конфликтологии. Стоит сказать, что при этом профильное образование желательно, но необязательно, ведь можно пройти специальные курсы, которые дадут все необходимые сведения.

Есть очень жесткое правило для тех, кого интересует, как стать вожатым в лагере. Претендент должен быть совершеннолетним и иметь санитарную книжку. Вряд ли найдутся родители, готовые доверить своего ребенка тому, кто сам еще не взрослый по закону. Утешением для тех, кто пока не дотянул до 18, но очень хочет получить подобный опыт, может служить возможность поработать помощником вожатого, к ним возрастные требования менее жесткие.

Как устроиться?

Как правило, задолго до начала в педагогических вузах распространяют все необходимую информацию о том, как стать вожатым в лагере. Тем же, кто никак не связан по специальности с детьми, придется находить контакты самостоятельно. Сделать это можно, связавшись с администрацией лагеря по телефону или найдя объявление о наборе на сайте. Разумеется, еще один способ - с указанием желаемой должности, но вероятность звонка от администрации детских комплексов отдыха минимальна.

Не стоит отчаиваться, если до начала лета устроиться не получилось. Достаточно часто вакансии открываются и в июле-августе, когда кто-то просто устает выполнять обязанности вожатых или покидает место работы по личным причинам. Поэтому стоит мониторить рынок труда в желаемом сегменте на протяжении всего сезона. Но, разумеется, лучше сделать все заранее и без спешки. Тогда, возможно, будет даже выбор, поехать к морю или остаться, например, в средней полосе.

Обязанности

До того как стать вожатым в лагере, нужно понять, что предполагает эта работа. Фактически это круглосуточное общение и поддержка детей. На самом деле это вряд ли можно назвать отдыхом, даже если лагерь расположен на берегу теплого моря. Это настоящая работа, к тому же непростая. Вожатые занимаются в основном воспитательной и организационной работой: следят за чистотой комнат и организуют уборку, помогают персоналу лагеря, принимают участие в планировании и реализации различных мероприятий как на уровне отряда, так и в по всему лагерю. Кроме того, именно вожатый несет ответственность за детей, когда они выходят за территорию. В общем и целом это связующее звено между администрацией и отдыхающими. Но это формально.

Карьера

Разумеется, работать только на опыт, зная, что никаких перспектив в этой области нет, совершенно неинтересно. Но это не совсем так. Даже у вожатых есть надежда на карьерный рост.

Для начала стоит сказать о том, что работа на этой должности может быть включена в что может быть существенным при расчете трудовой пенсии.

Кроме того, существует такая должность, как "старшая вожатая", как правило, в школах, а не в лагерях, что еще ближе к работе учителя. Преимуществом перед преподавательской деятельностью в данном случае является необязательность высшего профильного образования, а также опыта. Старший вожатый занимается общей организацией учебного процесса и всесторонним развитием воспитанников, а также контролем их безопасности.

Со временем, разумеется, можно выйти на еще более высокий уровень. Получив соответствующее образование, можно продолжить педагогическую деятельность, совмещая ее с воспитательной. Выбор профессии зависит от многих факторов, а вожатый - прекрасная попытка самоопределения, которая позволит оценить свои силы и умения в деле взращивания следующих поколений и развития их талантов.

Смежные профессии

Не стоит забывать, что работа "вожатый в лагере" - в первую очередь педагогическая, воспитательная. А выбор деятельности, предполагающей тесный контакт с детьми, достаточно широк. Поэтому даже если не удалось побывать вожатым, можно все равно найти способ заняться любимым делом. Воспитатель, репетитор, гувернер, няня - конечно, эти профессии не совсем похожи на то, чем занимаются педагоги в детских лагерях, все же не всегда предполагают специальное образование, но помогают найти свое призвание.

Вожатый в лагере - это наставник, присматривающий за детьми , организующий их быт и досуг в детском оздоровительном учреждении. Работа вожатым может стать хорошим началом для профессионального роста, если человек планирует связать свою будущую карьеру со сферой образования , так как вожатому приходится заниматься самыми разными делами – от организационных до творческих вопросов. Такая деятельность дает возможность почувствовать свою готовность к работе, проявить ответственность и самостоятельность. Профессия вожатого очень сложная, но нужная и интересная. Вожатское дело распространено в основном среди молодежи, особенно среди студентов гуманитарных и педагогических вузов.

Как стать вожатым?

Стать вожатым можно только по достижении возраста 18 лет. Чтобы стать вожатым, желательно иметь незаконченное или законченное социально-педагогическое образование. Однако это требование не является обязательным, так как перед работой вожатые в основном должны проходить курсы вожатского мастерства. На таких курсах их знакомят с особенностями работы в детском коллективе. После окончания курсов выпускники получают документы, дающие им право работать вожатыми в детских оздоровительных лагерях.

Чтобы стать вожатым, необходимо иметь хорошее здоровье, так как кандидаты должны предоставить работодателю личную медицинскую книжку с подтверждением, что они не имеют никаких серьезных заболеваний.

Характеристика вожатого детского лагеря

Профессию вожатого часто называют призванием. Работа с детьми требует много душевных сил и определенных личностных качеств. Вожатый должен обладать следующими характеристиками:

  • лидерство
  • магнетизм личности
  • умение общаться с детьми
  • любовь к детям
  • высокая организованность
  • активность
  • уверенность в своих силах
  • творческое начало
  • самоконтроль

Обязанности вожатого в детском оздоровительном лагере

Номинально обязанности вожатого заключаются в координировании действий воспитанников, контроле за соблюдением распорядка дня, поддержании дисциплины и т.д.

Однако, прежде всего вожатый должен наладить контакт с детьми и установить отношения взаимодоверия и взаимопонимания. Для этого вожатый имеет не так много времени, ведь обычно смена в лагере длится всего 21 день. Хороший вожатый должен сделать так, чтобы это время дети провели с пользой, и отдых стал для них незабываемым.

В обязанности вожатого входит организация распорядка дня и обеспечение досуга отдыхающих. При этом вожатый не просто дает детям задания, но и сам активно участвует во всех видах деятельности. В результате правильной работы вожатый становится не только наставником, но и настоящим другом своих подопечных.

Как правило, вожатые работают в паре, и делят все обязанности пополам. Для успешной работы важна дружная вожатская команда, в которой всегда можно положиться на напарника. Умение работать в команде крайне важно в этом деле.

В работе вожатый должен соблюдать множество формальностей и четко следовать правилам работы с детьми. При этом очень важно самому оставаться яркой индивидуальностью и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вожатское дело – это очень важное звено в работе сложного механизма детского оздоровительного лагеря, от которого в большой степени зависит качество детского отдыха.