Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Осушитель воздуха овд 125 схема подключения. Влагоотделитель для компрессора: советы, чертежи и видео

Осушитель воздуха овд 125 схема подключения. Влагоотделитель для компрессора: советы, чертежи и видео

На все грузовые автомобили Камского производства устанавливается компрессор. КамАЗ 5320 не исключение. Данный элемент не только качает воздух, но и является источником скопления масла и влаги в системе. Поэтому для его нормальной работы устанавливают дополнительно влагоотделитель (КамАЗ). Принцип работы, его устройство и разновидности - далее в нашей статье.

О тормозной системе

Во всех современных грузовиках сейчас используется система с Он также является источником для других технологических узлов. Использование пневматической системы обуславливается ее высокой надежностью, универсальностью применения и эффективностью.

Данная конструкция устроена одинаково. Она обязательно включает в себя компрессор. КамАЗ также комплектуется ресиверами, трубопроводами, исполнительными элементами и клапанами. Кроме этого, в устройство данной системы входит влагоотделитель. КамАЗ (Евро-3) оснащается им еще на заводе.

Назначение

Данный элемент выполняет функцию удаления масла и влаги, наличие которой может сильно повлиять на дальнейшую работу компрессора. Кстати, он является основой любой Именно через него происходит нагнетание воздуха под высоким давлением.

Однако в системе есть элементы, нуждающиеся в смазке. Поэтому во время работы в середине устройства скапливается воздух. А ввиду того, что кислород для системы забирается из атмосферы, он содержит в себе определенный процент влаги. Ее наличие в магистралях просто недопустимо. Малейшие капли воды, оседающие на поверхности клапанов, быстро выводят из строя компрессор. КамАЗ будет плохо тормозить. Также наличие влаги ускоряет коррозийные процессы. Внешне эти факторы заметить крайне сложно, это возможно лишь тогда, когда на панели приборов загорится лампа аварийного давления воздуха.

Поэтому в конструкции предусматривается влагомаслоотделитель. КамАЗ, укомплектованный таким устройством, работает в любых условиях, вне зависимости от влажности воздуха на улице. Он, проходя через данное устройство, очищается от масла и осушается от влаги. Только после этого проникает в ресиверы, где затем направляется на

Стоит отметить, что устройство не может на 100 процентов очистить воздух от воды и масла. Некоторый процент все-таки остается в нем. Дополнительным фильтром здесь служит сам ресивер. Попадая в них из трубопроводов, воздух расширяется. При этом его температура падает. А оставшаяся влага конденсируется, оседая на стенках бака. Однако при длительной эксплуатации специалисты рекомендуют производить профилактику системы - вручную открывать специальный стравливающий клапан.

Разновидности

На сегодняшний день влагоотделитель КамАЗа может быть двух типов: с РДВ - встроенным регулятором давления воздуха ли без него. Данные устройства имеют одинаковое назначение. Однако их конструкция отличается. Считается, что устройства с встроенным регулятором давления воздуха обеспечивают более надежную работу пневмосистемы. Кроме этого, в их конструкции может присутствовать радиатор. В таких элементах используется комбинированный тип фильтрации воздуха - термо- и просто динамический. Влагоотделитель КамАЗа без радиатора имеет только последний тип осушения. Сам элемент являет собой тонкостенную ребристую трубу, свернутую в 5-6 витков.

Способ подогрева

Фильтр-влагоотделитель различается и по способу подогрева. В зависимости от него он может быть электрическим или механическим. Конструкция устройств первого типа предусматривает наличие встроенного нагревательного элемента. Он растормаживает клапаны во время эксплуатации зимой. Что касается устройств с механическим подогревом, то они функционируют от энергии горячего воздуха. Также в их конструкции есть незамерзающие клапаны. Они обеспечивают слаженную работу системы до момента растормаживания.

Устройство

Вне зависимости от типа устройство данных элементов одинаковое. В основе фильтр-влагоотделитель имеет металлический корпус с направляющим аппаратом и клапаном сброса влаги. Также здесь имеются дополнительные клапаны: предохранительный, обеспечивающий бесперебойную работу устройства при замерзании влаги в радиаторе и обратный. Последний предотвращает поступление воздуха под давлением из системы обратно к компрессору.

Стоит отметить, что влагомаслоотделитель КамАЗа в зависимости от типа конструкции имеет разные клапана сбора конденсата. На устройствах без регулятора давления воздуха это мембранный золотниковый вариант. Он открывается благодаря разряжению воздуха при срабатывании регулятора. Что касается устройства с РДВ, то в их конструкции предусмотрен один клапан пружинного типа. Он открывается одновременно с регулятором давления.

Как работает влагоотделитель КамАЗа с регулятором?

Алгоритм работы устройства имеет некие особенности в механизме сбора влаги. Компрессор, качающий воздух, направляет его по трубопроводам в радиатор. Там он осушается и охлаждается. Затем воздух проникает в канал спиральной формы, расположенный между корпусом влагоотделителя и регулятора. Здесь он проходит процедуру очистки. Далее через обратный клапан он снова поступает в систему, но уже в пригодном для эксплуатации виде.

Сама влага в это время скапливается на дне корпуса аппарата. Достигнув крайнего значения, конденсат удаляется. Одновременно открывается клапан регулятора, который в свою очередь задействует клапан сброса влаги. В это время происходит продувка радиатора. Внутри него вычищается вся влага вод высоким давлением.

Проблемы в работе

Они могут возникнуть в зимний период. При отрицательной температуре, во время долгого простоя, клапан сброса может просто замерзнуть. Тогда регулятор давления работает как предохранительный элемент, обеспечивая сброс давления при достижении критического уровня. Однако при запуске компрессора горячий воздух поступает во влагоотделитель. КамАЗ, работая на холостых около 5-10 минут, будет пригоден к эксплуатации, так как этот воздух при своей температуре полностью отогревает клапан и восстанавливает его работу.

Преимущества

Что касается плюсов использования устройств с регулятором давления, то здесь нужно отметить высокую эффективность удаления влаги. Обычное устройство без регулятора, особенно в зимний период времени, не в состоянии полностью очистить воздух от масла и влаги из-за плохого срабатывания клапана. Это значительно снижает эффективность работы пневматической тормозной системы.

В устройстве с регулятором удаление влаги сопровождается продувкой радиатора и корпуса под давлением - влага испаряется и отлично сбрасывается в атмосферу. Поэтому, перед тем как установить влагоотделитель на КамАЗ, нужно разобраться в принципе работы обоих типов элементов. Как видите, наиболее подходящий вариант - с регулятором давления воздуха. Такой устанавливается на большинство грузовиков-иномарок. Поэтому его наличие на отечественном КамАЗе буде вовсе не лишним.

Правила эксплуатации

Во время использования данный элемент требует минимального обслуживания. Но мы отметим несколько особенностей, знание которых значительно продлит ресурс влагомаслоотделителя. Во-первых, нужно правильно установить его. Сливной шланг должен быть направлен прямо вниз. Так, собранный конденсат будет прямиком и беспрепятственно сбрасываться наружу. Если штуцер сдвинут вбок, даже при высоком давлении будет оставаться часть влаги, которая спровоцирует коррозионные процессы внутри элементов.

Также не забывайте про герметичность системы. Если ставится отделитель, бывший в использовании, желательно приобрести ремкомплект и поменять уплотнительные элементы. В остальном же данное устройство имеет высокую надежность и эффективность работы, защищая резиновые диафрагмы тормозных камер от пагубного влияния масла, а клапаны - от коррозии и замерзания зимой.

Неисправен он может быть только при разгерметизации. Например, если он начал часто «травить» воздух. В таком случае проблема решается покупкой ремкомплекта. Он включает в себя набор пружин, и манжеты. Кстати, при неисправности последней устройство постоянно «шипит», пропуская часть воздуха наружу под давлением.

Избыточная влажность в жилище негативно влияет на самочувствие человека, также она вредит мебели, вещам, ламинату и прочим предметам. В этих условиях распространяются грибки и плесень, которые пагубно воздействуют на органы дыхания, и аллергическую реакцию организма. Это также может провоцировать онкологические и другие серьезные заболевания. Для того чтобы поддерживать допустимый уровень влажности воздуха в своем жилище и в подсобных помещениях необходимо иметь осушитель воздуха. Покупной прибор довольно дорогой, но это устройство можно сделать собственноручно.

Как сделать осушитель воздуха своими руками

Устройства для осушения воздуха, продаваемые в торговых сетях, отличаются по функциональным возможностям, уровню эффективности и эксплуатационной надежностью. Основные детали таких устройств:

  • вентилятор;
  • испаритель;
  • емкость для сбора воды;
  • конденсатор;
  • панель управления.

Принцип работы таких приборов такой:

  1. Вентилятор втягивает в испаритель воздух помещения.
  2. Резкое понижение температуры внутри прибора приводит к тому, что влага, находящаяся в воздухе переходит в жидкообразное состояние и стекает в сборную емкость.
  3. После наполнения емкости для влаги она по дренажным трубкам выводится из прибора.
  4. Высушенный воздух проходит через радиатор и выводится из прибора, предварительно прогреваясь высокой температурой.

Казалось бы, что для снижения влажности в комнате достаточно лишь повысить температуру воздуха. Но это может сильно пересушить его, что также плохо, как и переувлажненный воздух.

Обратите внимание! Правильный прибор для иссушения воздуха не должен сильно пересушить его. Для контроля в самодельный прибор можно поставить приобретенный гигрометр.

Какие материалы и инструменты потребуются

Чтобы своими руками сделать абсорбционный осушитель понадобятся следующие инструменты и предметы:

  • двухлитровые бутылки из пластика – 2 штуки;
  • вязальная спица, игла или гвоздь;
  • коробка спичек или зажигалка;
  • ножницы или нож;
  • скотч;
  • герметик;
  • ножницы;
  • перчатки для работы;
  • вещество для абсорбции;
  • вентилятор.

В качестве вещества абсорбции приобретают силикагель. Его можно использовать многократно, достаточно только высушить после использования. При этом его свойства не утрачиваются. Для одного устройства достаточно 200 г абсорбента.

Можно использовать зарядное устройство к мобильному телефону, аккумулятор или обычные батарейки в качестве питания для вентилятора.

Важные моменты при сборке устройства

Выбирая модель осушителя, который предстоит собрать, следует учесть, что конденсационный осушитель воздуха не только убирает повышенную влажность, но также может снизить температуру воздуха примерно на 5 градусов. Поэтому при его использовании следует включать обогреватель. Установку следует проводить таким образом, чтобы воздушные потоки пересекались.

Важный момент! При организации осушения воздуха следует определить общую влажность помещения, чтобы не произошло слишком значительное осушение. В той комнате, в которой влажность превышает порог в 70%, следует обязательно проводить осушение.

Прибор, созданный своими руками, не всегда имеет красивый вид, поэтому обычно его применяют для помещений, предназначенных под хозяйственные цели.

Осушитель воздуха для квартиры самостоятельно: пошаговая инструкция

Есть несколько вариантов самостоятельного изготовления осушителей воздуха. Наиболее простой - сделать этот прибор из пластиковых бутылок.

Вариант 1

Понадобится 2 бутылки из пластика (объем каждой – 2 л.). В донышке одной из бутылок проделывают дырочки при помощи, нагретого на огне гвоздя или вязальной спицы. Затем ее разрезают ножницами поперек, примерно посередине.

Проделывают отверстия в верхней половине и закручивают ее крышкой. Затем переворачивают и помещают ее внутрь нижней половинки. В верхнюю часть насыпают абсорбент (можно использовать силикагель). Достаточно около 250 г этого средства.

У второй бутылки обрезают донышко, и прикрепляют вентилятор на высоте 10 см от края нижнего среза. Воздушную струю направляют в противоположном направлении от горлышка. Можно использовать обычный небольшой вентилятор или кулер для компьютера.

Затем другую бутылку с обрезанным дном вставляют в контейнер с абсорбентом. Стыки деталей обклеивают скотчем.

Хотя этот прибор довольно незамысловатое устройство, но он может помочь справиться с повышенной важностью. Причем затраты на его изготовление (временные, физические и финансовые) очень низкие.

Его можно поставить в детской комнате или в спальне. Если на бутылку надеть декоративный чехол или сделать декупаж, то может получиться оригинальный декоративный элемент.

Вариант 2

Осушитель можно сделать из холодильника. Главное условие, чтобы у него компрессор работал. С него следует скрутить все дверцы. По форме двери вырезается оргстекло. Посередине него вырезают отверстие по величине равной вентиляционной решетки. На следующем этапе проводится монтирование в него вентилятора, чтобы воздух поступал во внутреннюю часть холодильника. Это можно сделать, используя саморезы. Все стыки обязательно заделывают силиконовым герметиком.

Затем просверливают небольшие отверстия в верхней части оргстекла. Вместо этого можно приделать второй вентилятор, только поставить его наоборот, таким образом, чтобы воздух выдувался из холодильника.

Внутри прибора ставят небольшой контейнер для сбора конденсатной влаги. Для сбора конденсата соединяют при помощи шланга патрубок над компрессором с этой емкостью. Все соединения заделывают герметически при помощи силикона или обычного скотча.

Сейчас можно включить осушитель. Проводится одновременное включение вентилятора и холодильника. Этот осушитель может снизить влажность в помещении примерно на 10%. Основной недостаток - большой объем прибора.

Осушитель воздуха для подвала

Чтобы высушить воздух в подвале можно сделать устройство из материалов, продаваемых в сантехническом отделе магазина. Следует приобрести канализационный тройник диаметром 110 см.

Внизу тройника закручивается заглушка с проделанными в ней дырочками. В боковом отверстии крышке–ревизии заглушка должна быть с резьбой. В нем проделывается отверстие по величине вентилятора. Следует приобрести вентилятор производительностью около 95 кубометров в час. Его надежно устанавливает в проделанном отверстии заглушки, и вкручивают в тройник.

Затем по внутренней поверхности канализационного тройника устанавливают металлическую сетку с покрытием из мелкой тканевой сетки. После этого внутренность заполняют адсорбентом (силиконогелем). Такой адсорбент производят в виде гранул, внутри которых имеются поры. Влага собирается внутри гранул. В готовое устройство вмещается примерно 1 кг силиконогеля.

Готовый прибор для погреба крепят при помощи хомута к стене. После его установки можно включить в сеть. Достаточно одного часа работы, чтобы весь воздух в подвале прошел через это устройство.

Такое количество средства способно поглотить до 0,5 кг влаги из воздуха, которая оседает внутри адсорбента за 1 час работы. После этого гель можно просушить в микроволновой печи, включив ее на 10 минут, а затем средство можно использовать повторно.

Осушитель воздуха КамАЗа — это устройство, которое удаляет лишнюю масляную жидкость и влагу с поверхности компрессора.

Устройство осушки воздушного потока включает в себя такие элементы, как:

  • поршень управляющего типа;
  • выпускное устройство;
  • глушитель;
  • клапан выхлопа;
  • камера влагоотделителя;
  • клапан обратного типа;
  • жиклер;
  • кольцевой фильтрующий элемент;
  • регулятор давления и питающий подвод;
  • атмосферный вывод;
  • крепежные элементы для монтажа.

Осушение воздуха осуществляется за счет компрессора, через который проходит воздушный поток. Затем воздух проходит через фильтр кольцевого типа, где очищается от нагара и испарений масляной жидкости.

В кольцевом фильтрующем устройстве воздушный поток охлаждается, благодаря чему часть влаги остается в камере осушительного устройства.

После фильтров воздух переходит через гранулообразный порошок к клапану обратного типа. После него он попадает к воздушному ресиверу тормозного механизма, проходя через отводы.

В это же время через жиклер и отвод происходит наполнение воздушного ресивера, который используется для регенерации. Очистка воздушного потока и первоначальное удаление лишней влаги в кольцевом фильтрующем элементе способствует увеличению срока эксплуатации тормозных механизмов.


Как поставить осушитель

Для того чтобы установить этот прибор, понадобятся следующие инструменты:

  • гаечный ключ;
  • сварочный аппарат;
  • отвертка;
  • молоток.

Перед началом установки осушителя воздуха на КамАЗ рекомендуется надеть защитные очки и маску, чтобы избежать получения травм.

Схема подключения и порядок действий во время монтажа прибора:

  1. Установить транспорт на смотровую яму или платформу для проведения ремонтных работ.
  2. Открутить крепежные элементы и демонтировать кронштейн транспортного средства.
  3. Снять радиатор с корпуса автомобиля.
  4. Снять уплотнительные кольца и прокладку.
  5. Используя крепежные болты, прикрутить прибор для осушения воздуха к опорной раме.
  6. Подсоединить трубу, которая идет от корпуса компрессора, к осушительному прибору.
  7. Провести внешний осмотр плотности мембраны.
  8. Выполнить проверку обратного клапана.
  9. Проверить уровень давления в системе и степень сжатия воздуха.
  10. Проверить работоспособность крана слива конденсата.
  11. Установить уплотнительные кольца на фильтрующее устройство.
  12. Закрутить верхнюю крышку.
  13. Установить обратно радиатор и кронштейн.


Правила эксплуатации

Для того чтобы устройство регенерации воздуха функционировало без сбоев, необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание, согласно руководству пользователя. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр прибора на наличие повреждений и дефектов.

Для того чтобы проверить предохранительный клапан оборудования, нужно затянуть полый винт регулятора до упора. Если механизм исправен, то при давлении «А» откроется клапан выпускного типа, который в интервале переключения должен быть герметичным.

Обслуживание обратного клапана производится при помощи манометра. Если уровень давления падает до 0 Бар, необходимо разобрать механизм и проверить целостность деталей.


Для того чтобы провести диагностику осушительного прибора, следует понизить уровень давления и определить интервал переключения «С». Если показатели превышают норму, рекомендуется вывернуть винт в левую сторону, а если показатели ниже нормы — в правую сторону. После того как все контровые гайки будут затянуты, нужно снова проверить настройку регулирующего устройства.

Во время подачи воздушного потока на выводы допускается утечка в 10 см в минуту, а минимальный уровень давления в системе может упасть до 1 Бар.

Неисправности и ремонт

В некоторых случаях может потребоваться ремонт, неисправности могут быть вызваны негерметичностью тормозной системы. Прибор перестает в автоматическом режиме удалять влагу и конденсат. В этом случае может потребоваться замена уплотнительного кольца и пружин.


Компания StarKraft предлагает широкий ассортимент компрессоров и дополнительного оборудования, предоставляет услуги по монтажу, настройке и техническому обслуживанию эксплуатируемых установок. Прямо сейчас вы можете купить компрессор , воспользоваться квалифицированной помощью наших консультантов, вызвать специалиста для проведения пуско-наладочных работ или сервисного обслуживания. Опытные сотрудники нашей компании также расскажут вам, как правильно установить влагоотделитель на компрессор, и для чего он нужен.

Влагоотделитель является дополнительным оборудованием, задача которого заключается в повышении качества воздушного потока на выходе из компрессорной установки. Достигается это простым методом - удалением из него атмосферной влаги

Типы и виды влагоотделителей

Перед тем, как установить влагоотделитель на компрессор, нужно определиться с его типом и убедиться в совместимости с моделью используемого вами оборудования. Нужную информацию можно найти в технической документации. Чаще всего дополнительное оборудование можно установить, как перед ресивером, так и после его. Обязательно убедитесь в том, что мощности влагоотделителя будет достаточно для совместной работы с компрессором данной модели. По окончании монтажных работ необходимо проверить исправность каждого элемента системы и надежность всех соединений. Как правильно установить влагоотделитель на компрессор, также описано в инструкции к оборудованию.

Влагоотделители бывают нескольких типов:

  • Циклонные;
  • На основе силикагеля;
  • Холодильного типа.

Влагоотделители циклонного типа работают по следующему принципу. Воздушный поток от компрессора, попадая внутрь, закручивается по стенкам прибора. Это способствует отделению влаги от воздуха. Конденсат стекает в специальный отсек с блокирующей возможность попадания жидкости обратно системой. Такие системы предусматривают возможность периодического слива накопленного конденсата.

Другой тип влагоотделителя, на основе силикагеля, работает по другому принципу. В его основе лежит способность этого вещества поглощать влагу. Перед тем как установить влагоотделитель на компрессор, убедитесь, что этот тип дополнительного оборудования может эксплуатироваться с данной моделью установки. Чтобы подготовить влагоотделитель к работе, в него засыпается силикагель. Наибольшего эффекта удается добиться, когда конструкция устройства предполагает, что воздух будет проходить сквозь него, по пути преодолевая весь слой силикагеля.

Еще один тип влаготделителя, который можно встретить на рынке, основан на принципе работы холодильника. Сжатый воздух пропускается через охлаждающую установку, что высушивает его, освобождая от конденсата. Это наиболее эффективная система очистки воздуха, но и более дорогая, в сравнении с другими, описанными выше.

Основываясь на своем многолетнем опыте, специалисты компании StarKraft подготовили несколько общих рекомендаций, как правильно установить влагоотделитель. Компрессор и дополнительное оборудование может быть любых моделей, однако есть ряд общих требований и правил, которых стоит придерживаться.

  • Подключение и монтаж оборудования необходимо осуществлять так, чтобы поступающий в систему воздух был максимально низкой температуры, насколько это возможно. К примеру, в зимнее время, при подаче воздуха с улицы, можно добиться многократного (в 4-5 раз) снижения его влажности.
  • Необходимо периодически контролировать, чтобы в ресивере воздух находился под максимальным давлением.
  • При выборе помещения для монтажа компрессорной станции нужно отдать предпочтению наиболее прохладному месту. Также в обязательном порядке компрессорная должна иметь мощную и надежную вентиляционную систему.
  • Если идет речь об эксплуатации небольшого мобильного компрессора, перед его включением (особенно в зимний период) установку желательно вынести на улицу, чтобы максимально охладить ее корпус.
  • Также имеет значение то, где и как установить влагоотделитель на компрессор. Лучше всего это сделать в месте, которое воздушный поток проходит с минимальной температурой и при максимальном давлении.
  • Если, несмотря ни на что, вам не удается снизить температуру ресивера, можно прибегнуть к небольшой хитрости. Последовательно к основной станции подключите небольшой ресивер, установив его на улице. Это поможет дополнительно снизить температуру воздуха, который поступает на вход основной системы.
  • Чрезвычайно важны мероприятия по своевременному проведению технического обслуживания, проверке состояния фильтров, замене вышедших из строя элементов.

Чтобы добиться максимального эффекта от эксплуатируемого оборудования и повысить качество воздушного потока, доверьте монтаж самой установки и дополнительных элементов профессионалам. Специалисты компании StarKraft проведут все работы с гарантией, в короткие сроки, качественно и по доступным ценам.

Подготовлено: Елизавета Семёнова

В фазе наполнения системы нагнетаемый компрессором сжатый воздух попадает че-рез вход 1 в камеру А (рис. 6-9). Здесь конденсат, образовавшийся в результате понижения температуры, по каналу С попадает в выпускное отверстие (е).

Воздух через фильтр тонкой очистки (g) и кольцевую камеру (h), встроенные в кар-тридж, стремится к верхней части картриджа с гранулятом (Ь). При прохождении через гранулят (а) из воздуха выводится влага и осаждается в его поверхностном слое (а). Осушенный воздух через обратный клапан (с), вход 21 и подключаемые тормозные приборы попадает в ресиверы тормозной системы. Одновременно осушенный воздух через дроссельное отвер-стие и вход 22 попадает в ресивер регенерации.

Рис. 6-9. Осушитель воздуха 432 410...О

Воздух попадает через отверстие (i) в камеру D и давление отключения воздействует на мембрану (т). После преодоления усилия пружины открывается впускное отверстие (n), a затем поршень (d) под воздействием давления открывает выпускное отверстие (е).

Теперь воздух, нагнетаемый компрессором, стремится в атмосферу через камеру А, канал С и выпускное отверстие 3. Одновременно поршень (d) берет на себя функцию предо-хранительного клапана. При появлении избыточного давления поршень (d) автоматически открывает выпускное отверстие (е).

Если давление в устройстве падает вследствие расхода воздуха ниже величины давле-ния включения, то впускное отверстие (п) закрывается, и давление в камере В снижается пу-тем выпуска воздуха через регулятор. Выпускное отверстие (е) закрывается и процесс осуш-ки начинается снова.

Ресиверы предназначены для накопления сжатого воздуха, производимого компрес-сором , и для питания им приборов пневматического тормозного привода, а также для пита-ния других пневматических узлов и систем автомобиля.

На автомобилях КАМАЗ с колесной формулой 8x8 шесть ресиверов вместимостью по 20 л, причем два из них соединены, образуя резервуар вместимостью 40 л. Ресиверы закреп-лены хомутами на кронштейнах рамы автомобиля. Три ресивера объединены в блок и уста-новлены на едином кронштейне.

Четырехконтурный защитный клапан (рис. 6-10) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на четыре контура: для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при на-рушении герметичности питающей магистрали.

Четырехконтурный защитный клапан прикреплен к лонжерону каркаса основания шас-си автомобиля и соединен с питающей трубкой, идущей от регулятора давления через кон-денсационный ресивер. Сжатый воздух, поступающий в четырехконтурный защитный кла-пан из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавли-ваемого усилием пружин 9 клапанов, открывает клапаны 1, расположенные в верхней крыш-ке защитного клапана, и поступает через выводы в два основных контура. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на мембрану 8, поднимает её. После открытия обратных кла-панов 1 сжатый воздух по каналу поступает к клапанам 6, расположенным в нижней крышке защитного клапана, открывает их и через выводы проходит в дополнительный контур, одновременно поднимая нижнюю мембрану.


Рис. 6-10. Четырехконтурный защитный клапан:

1 - клапан; 2 - клапан; 3 - корпус; 4 - толка-тель; 5 - пружина; 6 - клапан; 8 - мембрана; 9 - пружина клапана; 10 - направляющая пружины клапана; 11 - тарелка пружины; 12 - седло; 13 - крышка; 14 - пружина; 15 - колпачок защитный; 17 — регулировоч-ный винт; 21, 23 - пробка транспортная; 25 - винт; 27 - клапан в сборе.

При нарушении герметичности одного из основных контуров давление в этом кон-туре, а также на входе в клапан и в исправном контуре падает до величины давления за-крытия клапана неисправного контура.

Вследствие этого клапан исправного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая уменьшение давления в этих контурах. Таким обра-зом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, излишнее количество сжатого воздуха при этом будет выходить через неисправный контур. При отказе в работе дополнительного контура давление падает во всех исправных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан неисправного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в четырехконтурный защитный клапан в контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана неисправного контура.

При выходе из строя магистрали, идущей от компрессора в четырехконтурный за-щитный клапан, клапаны основных контуров закрываются, предотвращая падение давления во всех контурах.

Крап слива конденсата (рис. 6-11) предназначен для принудительного слива конден-сата из ресивера пневматического тормозного привода, а также для выпуска из него сжатого воздуха при необходимости. Кран слива конденсата ввернут в резьбовую бобышку на ниж-ней части корпуса ресивера. Соединение между краном и бобышкой ресивера уплотнено прокладкой.

Рис. 6-11. Кран слива конденсата:

1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - пружина; 4, 5 - кольцо.

Двухсекционный тормозной кран (рис. 6-12) служит для управления исполнительны-ми механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.

Управление краном осуществляется педалью, непосредственно связанной с тормоз-ным краном.

Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной сис-темы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала за-крывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров.

Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создавае-мым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней сек-ции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозно-го крана. Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух через ввод I поступает к выво-ду IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы.

Рис. 6-12. Кран тормозной с приводом от педали:

1 - педаль;

2 - регулировочный болт;

3 - защитный чехол;

4 - ось ролика;

6 - толкатель;

7 - опорная плита;

9 - тарелка;

10, 16, 19, 27 - уплотнительные кольца;

11 — шпилька;

12 - пружина следящего поршня;

13, 24 - пружины клапанов;

14, 20 - тарелки пружин клапанов;
15 - малый поршень;

17 - клапан нижней секции;

18 - толкатель малого поршня;

21 - атмосферный клапан;

22 - упорное кольцо;

23 - корпус атмосферного клапана;

25 - нижний корпус;

26 - пружина малого поршня;

28 - большой поршень;

29 - клапан верхней секции;

30 - следящий поршень;

31 - упругий элемент;

32 - верхний корпус.
А - отверстие;

В - полость над большим поршнем; I, II - ввод от ресивера; III, IV - вывод к тормозным каме-рам соответственно задних и перед-них колес.

Одновременно с повышением давления на выводе IV «возрастает давление под порш-нями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормоз-ного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управ-ляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.

Кран управления стояночным тормозом (рис. 6-13) фирмы «WABCO» предназна-чен для приведения в действие вспомогательной тормозной системы, а также стояночной тормозной системы автомобиля без прицепа вместе с тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами.

Ручной тормозной кран 961 723 1 ..0 для вспомогательной и стояночной тормозных систем применяется вместе с тормозными камерами с пружинными аккумуляторами. Допол-нительное подключение к клапану управления тормозами прицепа обеспечивает передачу тормозного воздействия на прицеп. Имеется положение контроля для проверки эффективно-сти стояночного тормоза автомобиля.

Кран закреплен двумя винтами на дополнительном щитке приборов, справа от води-теля.

Рис. 6-13. Кран управления стояночным тормозом.

Рис. 6-14. Положения рукоятки крана:

А - положение расторможено;

В - промежуточное положение вспомогательное торможение;

С - точка наибольшего усилия на рукоятку;

Д - стояночное положение заторможено(рукоятка зафиксирована);

Е - снятие фиксируемого положения рукоятки;

К - автоматическое возвращение рукоятки в растор-моженное положение.

Принцип действия:

1. Вспомогательный тормоз

В положении «расторможено» клапан (с) удерживает открытым проход между каме-рами А и В и подаваемый через вывод 1 сжатый воздух проходит через вход 21 в камеры пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра. Одновременно сжатый воздух через контрольный клапан (b) и камеру С попадает к выводу 22 и выводу 43 клапана управления тор-мозами прицепа.

При повороте рукоятки (а) и срабатывании вспомогательной тормозной системы кла-пан (с) закрывает проход между камерами А и В. Сжатый воздух из камер пружинного энер-гоаккумулятора через открывшийся выпуск (d) на выводе 3 выходит в атмосферу. При этом давление в камере В снижается и поршень (е) перемещается вниз под воздействием пружины сжатия (i). После закрытия выпуска при всех положениях торможения достигается положе-ние закрытия, т.е. в камерах пружинного энергоаккумулятора всегда имеется давление, соот-ветствующее необходимому замедлению.

2. Положение парковки

При дальнейшем перемещении рукоятки (а) за подвижный упор достигается положе-ние парковки. Выпускное отверстие (d) остается открытым и сжатый воздух полностью вы-ходит из камер пружинного энергоаккумулятора. В области вспомогательного торможения (от положения «расторможено» до точки подвижного упора) после отпускания рукоятки она автоматически возвращается обратно в положение «расторможено». С помощью основного и дополнительного контрольного клапана, скомбинированных вместе, можно проверить, обес-печивают ли механические силы стояночной тормозной системы тягача удержание автопоез-да на спуске или подъеме при расторможенной тормозной системе прицепа.

3. Контрольное положение

В положении «расторможено» камеры А, В и С соединены между собой и подавае-мый через вывод 21 сжатый воздух проходит к камерам пружинного энерго аккумулятора, а также через вывод 22 к клапану управления тормозами прицепа. При перемещении рукоятки (а) давление в камерах В и С снижается до тех пор, пока не станет равным 0 при достижении подвижного упора. При перемещении за подвижный упор рукоятка (а) встает в промежуточ-ное положение (положение стояночного тормоза). При дальнейшем перемещении рукоятки в контрольное положение имеющийся в камере А сжатый воздух проходит через открытый клапан (Ь) в камеру С. При выпуске сжатого воздуха через вывод 22 происходит управление тормозным краном прицепа, который отменяет пневматическое торможение прицепа, осуще-ствляющееся во время торможения вспомогательным или стояночным тормозом. Теперь гру-зовой автопоезд удерживается только благодаря механической силе пневмокамер пружинно-го энергоаккумулятора тягача. Как только рукоятка (а) отпускается, она снова возвращается обратно в положение стояночного тормоза, при котором срабатывает тормозная система прицепа.

Кран пневматический с кнопочным управлением предназначен для подачи и отклю-чения сжатого воздуха. Он управляет пневмоцилиндрами вспомогательной тормозной сис-темы.

Устройство пневматического крана показано на рис. 6-15. В атмосферном выводе II пневматического крана установлен фильтр 20, предотвращающий проникновение в кран гря-зи и пыли. Сжатый воздух в пневматический кран поступает через вывод I. При нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и своим выпускным седлом давит на клапан 15, ра-зобщая вывод III с атмосферным выводом П. Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от впу-скного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому исполнительному механизму.

При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13 возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие в корпусе 2, прекращая даль-нейшее поступление сжатого воздуха в вывод III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым вывод III с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из вывода III через отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.

Рис. 6-15. Кран пневматический:

1, 11, 12 - кольца упорные; 2 - корпус; 3, 5, 10 - кольца уплотнительные; 4 - тарелка пружины штока; 6 - втулка; 7 - чехол защитный; 8 - кнопка; 9 - толкатель; 13 - пружина толкателя; 15 - клапан: 16 - пружина клапана; 17 - направляющая клапа-на; 18 - заклепка; 19 - пробка транспортная; 20 - фильтр. 1 - от питающей магистрали; II - в атмосферу; III - в управ-ляющую магистраль.

Клапаны ускорительные предназначены для уменьшения времени срабатывания привода запасной тормозной системы (клапан 25, рис.6-1) и привода рабочей тормозной сис-темы передних мостов (клапан 27, рис. 6-1) за счет сокращения длины магистрали впуска сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы и выпуска воздуха из них непосредст-венно через ускорительный клапан в атмосферу. Клапан 25 установлен на внутренней сторо-не лонжерона рамы автомобиля в зоне задней тележки. Клапан 27 установлен на кронштей-не, закрепленном на первой поперечине рамы.

Устройство ускорительного клапана показано на рис. 6-16. К выводу III подается сжа-тый воздух из ресивера. Вывод IV соединен с управляющим прибором — тормозным краном обратного действия с ручным управлением, а вывод I — с пружинным энергоаккумулятором. При отсутствии давления в выводе IV поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 4 закрыт под действием пружины 5, а выпускной клапан 1 открыт. Через открытый выпускной клапан 1 и вывод I пружинные энергоаккумуляторы сообщаются с атмосферным выводом И. Автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами.

При подаче сжатого воздуха к выводу IV от ручного тормозного крана он поступает в надпоршневое пространство. Поршень 3 под действием сжатого воздуха движется вниз, сна-чала закрывает выпускной клапан 1 и затем открывает впускной клапан 4. Заполнение ци-линдров пружинных энерго аккумуляторов, присоединенных к выводу I, производится сжа-тым воздухом от ресивера через вывод III и открытый впускной клапан 4.

Рис. 6-16. Клапан ускорительный:

1 - клапан выпускной; 2 - корпус верхний; 3 - пор-шень; 4 - клапан впускной; 5 - пружина; 6 - корпус клапанов; 7, 8, 9, 10 - О-образное кольцо; 11 - колпа-чок направляющий в сборе; 12 - пробка транспортная; 13 - корпус нижний; 14 - кольцо упорное; 15, 16 — колпачок; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - гайка. Выводы:

I - к двухмагистральному клапану;

II - атмосферный вывод;

III - от ресивера;

IV - от крана управления стояночной тормозной сис-темой.

Пропорциональность управляющего давления на выводе IV и выходного давления на выводе I осуществляется поршнем 3. При достижении в выводе I давления, соответствующе-го давлению на выводе IV, поршень 3 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (то есть на выводе IV) поршень 3 вследствие более высокого давления на выводе I перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 1. Сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов через открытый выпускной клапан I, полый корпус 6 клапанов и атмо-сферный клапан выходит в атмосферу, автомобиль затормаживается.

Клапан двухмагистральный (рис. 6-17) служит для питания пневмоаппаратов от од-ной из двух магистралей сжатого воздуха, подсоединенных к клапану.

При подаче воздуха от регулятора давления клапан 3 перемещается и закрывает ввод магистрали от ресиверов, сжатый воздух проходит к крану управления стояночной тормоз-ной системой. При использовании сжатого воздуха из ресиверов клапан закрывает ввод ма-гистрали со стороны регулятора давления. Сжатый воздух также проходит к крану управле-ния стояночной тормозной системой. К клапану с одной стороны подведена питающая маги-страль от регулятора давления, с другой — от ресиверов контура III. Третий вывод клапана соединен с вводом крана управления стояночной тормозной системой.

Таким образом, клапан обеспечивает подачу сжатого воздуха на ввод ускорительного клапана из ресиверов, а при отсутствии в них воздуха — из управляющей магистрали крана управления стоя-ночной тормозной системой.

Рис. 6-17. Двухмагистральный перепускной клапан:

1 - кольцо уплотнителыюе; 2 - корпус; 3 - клапан; 4 - встав-ка; 5 - пружина.

Тормозные камеры в рабочей тормозной системе являются исполнительными меха-низмами, которые преобразуют энергию сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозного механизма автомобиля. В зависимости от исполнения предназначается для меха-нической или гидравлической передачи усилия.

В первом контуре применяются тормозные камеры типа 30. Цифра 30 в обозначе-нии типа камеры указывает активную площадь мембраны камеры в квадратных дюймах при нормальном ходе штока тормозной камеры. Во втором контуре используются тормозные ка-меры типа 30/24 с пружинными энергоаккумуляторами. Тормозные камеры безфланцевые крепятся с помощью болтов, приваренных к корпусу камеры и гаек к кронштейну на пово-ротном кулаке (передние тормозные камеры) или на тормозном механизме.

Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 30/24 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и закреплены дву-мя гайками с болтами.

Цилиндры пневматические предназначены для приведения в действие механизмов вспомогательной тормозной системы. На автомобилях КАМАЗ установлено три пневматиче-ских цилиндра:

Два цилиндра диаметром 35 мм и ходом поршня 65 мм (рис. 6-18 а) для управления дроссельными заслонками, установленными в выпускных трубопроводах двигателя;

Один цилиндр диаметром 30 мм и ходом поршня 25 мм (рис. 6-18, б) для управле-ния рычагом регулятора топливного насоса высокого давления.

Пневматический цилиндр 35x65 шарнирно закреплен на кронштейне при помощи пальца. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединяется с рычагом управления заслонкой. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 (рис. 6-18, а) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, пре-одолевая силу возвратных пружин 3, перемещается и воздействует через шток 4 на рычаг управления заслонкой, переводя ее из положения «ОТКРЫТО» в положение «ЗАКРЫТО». При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружин 3 возвращается в исходное положение. При этом заслонка поворачивается в положение «ОТКРЫТО».

Рис. 6-18. Пневматические цилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы (а) и привода рычага остановки двигателя (б):

1 - цилиндр; 2 - поршень; 3 - втулка; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крышка цилиндра; 8 - О-образное кольцо; 9 - заклепка; 10 - пробка транспортная; 11 - пружина.

Пневматический цилиндр 30x25 шарнирно установлен на крышке регулятора топ-ливного насоса высокого давления. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединен с рычагом регулятора. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневма-тического крана через вывод в крышке 1 цилиндра (рис. 6-18, б) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратной пружины 3, перемещается и воздейст-вует через шток 4 на рычаг регулятора топливного насоса, переводя его в положение нулевой подачи. Система тяг педали управления подачей топлива связана со штоком цилиндра таким образом, что при включении вспомогательной тормозной системы педаль не перемещается. При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружины 3 возвращает-ся в исходное положение.

Клапан контрольного вывода (рис. 6-19) предназначен для присоединения к приво-ду контрольно-измерительных приборов с целью проверки давления, а также для отбора сжатого воздуха.

Таких клапанов на автомобилях КАМАЗ установлено пять — во всех контурах пнев-матического тормозного привода. Для присоединения к клапану следует применять шланги и измерительные приборы с накидной гайкой Ml6x1,5.

При измерении давления или для отбора сжатого воздуха отвернуть колпачок 4 кла-пана и навернуть на корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному ма-нометру или какому-либо потребителю. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном, и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе 5 поступает в шланг. После отсоединения шланга толкатель 5 с клапаном под действием пружины 6 прижимается к седлу в корпусе 2, закрывая выход сжатому воздуху из пневмопривода.

Рис. 6-19. Клапан контрольного вывода:

1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - гайка-барашек; 4 - лента; 5 - пружина; б, 7, 8 - кольцо.

Датчик падения давления (рис. 6-20) представляет собой пневматический выключа-тель, предназначенный для замыкания цепи электрических ламп и звукового сигнала (зумме-ра) аварийной сигнализации при падении давления в ресиверах пневматического тормозного привода. Датчики с помощью наружной резьбы на корпусе вворачиваются в ресиверы всех контуров тормозного привода, а также в арматуру контура привода стояночной и запасной тормозных систем и при их включении загораются красная контрольная лампочка на щитке приборов и лампы сигнала торможения.

Датчик имеет нормально замкнутые центральные контакты, которые размыкаются при повышении давления выше 441,3-539,4 кПа (4.5-5,5 кгс/см).

Рис. 6-20. Датчик падении давления:

1 - корпус: 2 - мембрана; 3 - контакт неподвижный:

4 - толкатель; 5 - контакт подвижный; 6 - пружина;

7 - винт регулировочный: 8 - изолятор.

Рис. 6-21. Датчик включения сигнала торможения:

1 - корпус; 2 - мембран а; 3 - контакт подвижный; 4 - пружина; 5 - вывод неподвижного контакта; 6 - кон-такт неподвижный; 7 - крышка.

При достижении в приводе указанного давления мембрана 2 под действием сжатого воздуха прогибается и через толкатель 4 воздействует на подвижный контакт 5. Последний. преодолев усилие пружины 6, отрывается от неподвижного контакта 3 и разрывает электри-ческую цепь датчика. Замыкание контакта, а следовательно, включение контрольных ламп и зуммера, происходит при снижении давления ниже указанной величины.

Датчик включения сигнала торможения (рис. 6-21) представляет собой пневмати-ческий выключатель, предназначенный для замыкания цепи электрических сигнальных ламп при торможении. Датчик имеет нормально разомкнутые контакты, которые замыкаются при давлении 78,5-49 кПа (0,8-0,5 кгс/см 2) и размыкаются при уменьшении давления ниже 49-78,5 кПа (0,8-0,5 кгс/см 2). Датчики установлены.в магистралях, подводящих сжатый воздух к исполнительным механизмам тормозных систем.

При подводе сжатого воздуха под мембрану последняя прогибается, и подвижный контакт 3 соединяет контакты 6 электрической цепи датчика.

Клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом (рис.6-22) предназначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полупри-цепа) при включении любого из раздельных контуров привода рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стоя-ночной тормозных систем тягача.

Клапан крепится на раме тягача двумя болтами.

Рис. 6-22. Клапан управления