Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Готовность человека получать образование. Нужно ли получать высшее образование? Умение искать и находить

Готовность человека получать образование. Нужно ли получать высшее образование? Умение искать и находить

бро 16 февраля 2017 в 18:11

Нужно ли получать высшее образование?

  • Учебный процесс в IT *

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет технологий и управления


Контрольная работа


по дисциплине: Психология и педагогика

тема: Образование человека


Рязань 2010

Введение


·системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

·опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

·опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

·опыта ценностного отношения к миру.

Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Образование выполняет социокультурные функции:

·является способом социализации личности и преемственности поколений;

·средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

·ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

·обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.

Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.

Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.

1. Образование как общечеловеческая ценность


Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

· развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

· формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

· обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

· овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.

Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала. образование социокультурный гманистический исторический

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс


Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

1.Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2.Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.

.Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

.Образование - процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

.Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.

.Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

.Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.


3. Единство образования и самообразования


Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:

Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.

В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

Список используемых источников


1.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3.Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Часто мы слышим, что для успешной жизни достаточно получить диплом, а дальше все сложится само собой. Однако, как показывает практика, только наличие диплома не обеспечивает молодому человеку успеха в жизни.
Так зачем нужно образование ? Как правило, во всех образовательных учреждениях учат одному и тому же – умению добывать информацию и потом эту информацию умело использовать в жизни. Полученные умения очень нужны человеку на каждом шагу, ведь жизнь вокруг нас меняется очень быстро, владение нужной информацией помогает сделать правильный выбор в разных ситуациях.

Выгоды образования:

  • шире возможности,
  • больше выбора в устройстве на работу,
  • больше уверенности в своих силах,
  • чувствуешь себя более защищенным,
  • можно развить свои способности,
  • разобраться, где могут пригодиться именно Ваши способности,
  • возможность выбрать лично свой путь в жизни,
  • уважение окружающих чувствуется значительней.

Как принять решение о получении образования?

Принимать самостоятельно решение, конечно, непросто. Особенно трудно приходится неуверенным, сомневающимся людям, мешает также и недостаток информации, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на приемлемом варианте. При этом нужно отказаться от других, тоже заманчивых вариантов.

Как же принять решение и не пожалеть об этом потом?

Для любой ситуации может подойти такая цепочка:

  1. Сориентируйся. Осознай, что выбирать образование все-равно нужно, важно самому быть активным, чтобы найти подходящий вариант.
  2. Определи, в чем трудность. Выбрать специальность? Выбрать учебное заведение? Выбрать профессию по интересам? Выбрать профессию с хорошим заработком? Выбрать профессию, которая позволит Вам развиваться?
  3. Найди альтернативы. Рассмотри как можно больше возможных вариантов.
  4. Выбери решения. Оцени каждый вариант, подходит ли, каковы последствия. Наверняка некоторые варианты сразу отпадут.
  5. Остановись на самом удачном решении.

Какие специальности предлагают в Ярославской области?

В Ярославской области обучают на разные специальности , из большого количества можно выбрать ту специальность , которая придется Вам по душе.

Основные наиболее востребованные направления:

  • Строительство,
  • Транспорт,
  • Металлообработка,
  • Сельское хозяйство,
  • Общественное питание и торговля,
  • Химическая и нефтехимическая промышленность.
  • Обслуживание.

Чем учеба в детском доме отличается от учебы в других образовательных учреждениях?

С одной стороны, учеба в других образовательных учреждениях (техникуме, колледже, профессиональном училище и др.) дает больше свободы в плане посещения занятий, подготовки. С другой стороны, такие условия потребуют большей ответственности, умения разумно спланировать самостоятельную подготовку к таким видам занятий, как семинары, зачеты, экзамены. Типичная ошибка, которую совершают поступившие: пока есть возможность не сдавать, отдыхают, занимаются своими делами, а потом пытаются догнать, выучить большой объем материала зараз. Гораздо проще учить и сдавать постепенно, не накапливая долги. Тогда учеба в других образовательных учреждениях будет более спокойной и принесет хороший результат.

Первый проректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения В.И. Хименко специально для ГлавСправ дал разъяснения о нынешнем положении дел в магистратуре с учетом пунктов нового закона «Об образовании».

Магистерская подготовка с прошлого года стала совершенно самостоятельной ступенью высшего профессионального образования. До этого рассматривалась непрерывная цепочка: бакалавриат или специалитет, затем магистратура.

Люди поступали на специальности, и после окончания специалитета (это традиционная, непрерывная подготовка в течение 5 лет) человек получал диплом специалиста по определенной специальности, например, инженер или экономист.

На направления поступали так, чтобы можно было непрерывно обучаться в течение 6 лет. Во многих вузах даже не было промежуточных выпускных квалификационных работ на уровне бакалавриата. Студенты продолжали непрерывную подготовку, заканчивали обучение по программе бакалавриата и 2 года после этого учились по программе магистратуры и получали диплом магистра.

С 2010 года появились немного другие правила и изменилось отношение к бакалавриату и магистратуре. Постановили, что бакалавриат - это совершенно самостоятельная ступень ВПО, и после получения соответствующего диплома у выпускника есть возможность либо работать, либо поступить на специалитет или в магистратуру.

Сразу посыпались вопросы: можно ли идти в другие вузы с дипломом бакалавра? Да, можно. Можно ли идти на какие-то другие направления (например, человек окончил бакалавриат по менеджменту, а хочет продолжить обучение по экономике)? Ответ снова положительный.

Однако здесь есть свои нюансы. Это касается лишь родственных направлений. Нельзя, например, получить диплом бакалавра по библиотечному делу в Университете культуры, а после этого прийти и получить диплом магистра по программному обеспечению в ГУАПе. Это невозможно, потому, что у бакалавра должна быть определенная база знаний, для того, чтобы завершить двухгодичное обучение на уровне магистерской подготовки.

Существует очень много родственных направлений, но они совсем неодинаковые. В них предусмотрено, что магистерскую подготовку лучше получать по какой-то другой образовательной программе, потому что так появляется возможность получить еще своеобразное второе высшее образование.

Ред.: Магистратура - это дополнительное высшее образование, второе высшее или самостоятельная ступень ВПО?

Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с категориями.

Магистратура - это ступень высшего образования, и ступень очень своеобразная. Если человек имеет склонность к тому, чтобы продолжить заниматься научной работой, после бакалавриата он этого не может сделать, потому что на законодательном уровне определено, что бакалавр не может поступать в аспирантуру. Здесь тоже возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, бакалавриат - это высшее образование, с другой стороны, после него ты не можешь поступить в аспирантуру. Чтобы поступать в аспирантуру, готовить и защищать диссертационные работы, нужен диплом магистра или специалиста.

Государственные вузы сейчас окажутся в неудобном положении. У них практически нет возможности реализовать магистерскую подготовку. Молодой человек может поступить в такой вуз, закончить его и получить диплом бакалавра, но потом ему надо куда-то двигаться - и здесь возникают проблемы. Приходится менять вуз на государственный, потому что магистерскую подготовку по законодательству могут давать только в таком учебном заведении.

Ред.: Магистратура позволяет принимать выпускников со степенью бакалавра не только своего, но и других вузов. Это касается только близких направлений? К примеру, вы можете взять в магистратуру медика?

Есть такое убеждение, что специалиста, который заканчивает вуз по программам бакалавриата или специалитета по техническим специальностям, обучить менеджменту в магистратуре легко, а вот менеджера обучить математике - это совсем другое дело.

Ред.: Заложено ли в законе, что у бакалавров должно быть определенное направление, чтобы поступать в ту или иную магистратуру?

Обычно в государственных образовательных стандартах программ бакалавриата прописывается сфера, в которой человек может продолжить образование. Это направления, которые могут быть согласованы по образовательному уровню с программами бакалавриата, для того чтобы был определенный спектр этих направлений и преемственность этапов обучения. Четко не прописано, что, например, после бакалавриата по приборостроению ты можешь поступить только на такую-то программу магистратуры, но сфера - оговорена.

Разумный человек, безусловно, пойдет в тот университет или в то образовательное учреждение, где есть магистерская подготовка и есть возможность продолжить обучение и профессионально расти.

Хочу подчеркнуть, что в Государственном университете аэрокосмического приборостроения реализация магистерских программ началась еще в 90-е годы.