Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии. Интерактивные технологии на уроках биологии

Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии. Интерактивные технологии на уроках биологии

Итак, мы раскрыли сущность обучения через участие и взаимодействие, дали характеристики его применения и использования интерактивных методик через психолого-педагогическое восприятие. Но это теория, а есть практика, есть знание, а есть умение, есть методические рекомендации к урокам, а есть конкретный опыт их проведения. О нем и пойдет речь далее.

У всех учителей общая цель одна, но каждый идет к ней своей дорогой. При этом попутчиками ему выступают 30 учеников, разных по способностям и интересам. А у многих интерес еще не сформировался вообще. Все, что их объединяет, - это район проживания да календарный возраст. И все. Как сделать так, чтобы в течение целых 45 минут они все одновременно работали?

Перед учителем на уроке стоят всего две задачи. Первая - дать небольшой объем информации, вторая задача - оценить знания детей и их умение размышлять.

Опыт преподавания биологии в самой обычной школе показывает, что урок целесообразно делить на две примерно равные части. Первая часть уделяется для новой информации, так как во второй половине урока внимание заметно слабеет. Конечно, дать надо самое-самое главное. Для этого очень полезно перечислять основные мысли по пунктам и записывать их на доске. Ученики материал переписывают с доски в тетради, и потом эти записи пригодятся благодаря их краткости. Тут нужны цифры, факты, гипотезы. Очень важно, чтобы информация была по возможности интересной, еще лучше - удивительной. Ведь именно с удивления, как считал еще Аристотель, начинается мышление. В школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия. Тут допустимы даже актерские преувеличения и нарушения научной строгости.

Через 20 минут урока нужно менять характер работы. Слушать вообще трудно, особенно если к данной теме не возник интерес. А он появляется, как правило, уже на первых минутах или не появляется совсем.. Вторую часть урока, на которой оцениваются знания, можно сделать интересной для всех. Для этого можно применить поурочные тесты, составленные к каждому параграфу учебника. Их можно использовать сразу в двух вариантах - устном (для 3-9 человек одновременно) и письменном (для всех остальных незанятых). Такое поголовное тестирование решает целый ряд проблем и является надежным методом контроля и одновременно методом обучения. Во-первых, с урока каждый ученик уходит с оценкой, а некоторые и не с одной. Следовательно, результат труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для детей - особенно. Во-вторых, тестирование интересно, поскольку представляется процессом заманчивым (варианты ответов даны, только выбирай).

Конечно, процесс составления поурочных тестов очень трудоемок, но он того стоит.

При таком способе ведения уроков недостатком можно считать лишь отсутствие у ребят возможности устно излагать свои мысли. Но с возрастом (с 9-го по 11-й класс) у детей в силу естественных причин это желание гаснет, о чем свидетельствует их выбор в пользу устного тестирования при оценке знаний.

Особая проблема - самостоятельные работы остальных учеников, пока примерно треть класса участвует в устном тестировании. Здесь ребятам остро не хватает продуманных заданий, составленных на базе учебника. Ведь задание нужно дать каждому (а это примерно 15-20 человек), лучше индивидуальное, чтобы исключить списывание. И проверка выполнения заданий должна быть легкой и быстрой.

Для тестов используются таблицы, которые надо просто заполнить краткими ответами, но они должны быть к каждому уроку. Здесь открывается необъятное поле для совместного творчества учителей, и учеников. Тесты можно поручить составлять как домашнее задание. При этом не ограничивается возможность поиска источников информации, задействованы воспитательные процессы: ученики идут в библиотеку за дополнительным материалом и творческая активность: тест можно красочно оформить, обыграть.

В течение года при работе таким методом, который можно кратко назвать «Один урок - одна оценка», удается оценить знания каждого учащегося от 60 до 120 раз и поставить такое же количество оценок. Со старинным методом (выслушивание устных ответов на поставленный вопрос) описанный метод сравниться не может в силу своей исключительно высокой производительности. При таком количестве текущих оценок итоговая оценка, разумеется, получается гораздо более объективной.

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. Использование ИКТ на уроке биологии имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Возможности мультимедийной приставки таковы, что она позволяет использовать видеофильмы, анимацию, музыку, и все это в сочетании с легким управлением. Главное, что при этом происходит экономия времени. Все это делает ИКТ незаменимым инструментом в преподавании всех дисциплин школьного курса.

В курсе биологии есть темы, к которым подобрать наглядный материал достаточно нелегко. Любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня у учителя есть возможность использовать электронные учебники, интернет - ресурсы.

Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит перед компьютером, и при использовании мультимедийной приставки. Так, например, был разработан урок по теме: «Развитие жизни на Земле». Тема выбрана именно потому, что проблема всегда была острой, долго вызывала споры ученых и не остыла и сейчас, что сказывается и на школьных программах. Усвоение этого материала всегда вызывало и сегодня вызывает трудности для понимания учеников, хотя и интереса у них из-за долетающих до них споров ученых вызывает не меньше. Представленный урок помогает систематизировать полученные знания и поддержать интерес учащихся к данному вопросу.

Наиболее насыщенным урок получается при использовании видеофрагментов или анимации. Урок сделанный в программе Microsoft Power Point позволяет повторить видеофрагмент с любого места, а также позволяет вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды. Демонстрационный материал с легкостью помогает в усвоении даже трудного материала. Урок сделан на базе программы Microsoft Power Point. Power Point позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно совмещать на одной странице фото и видео материал.

Очень важным этапом урока является повторение. В этой программе можно легко вернуться в начало и повторить. Такой урок поможет с легкостью усвоить даже очень сложный материал.

Шаг урока - слайд. Всего подготовлено на урок 24 слайда. Слайд чистая страница, которую можно заполнить различным материалом. Для работы необходимо создать базу данных демонстрационного материала. Его можно отыскать в интернет-ресурсах, позаимствовать в электронных учебниках, энциклопедиях, а можно приготовить самим. К последним можно отнести таблицы и простейшую анимацию. Под каждый слайд можно внести свои пояснения. Главное, на что нужно обращать внимание в своем уроке это развитие ароморфозов и идиоадаптаций у разных групп животных и растений. На рис.4 представлен слайд рассматриваемого урока.

Рис. 4

Цели этого урока следующие:

  • 1. Проследить, как происходило формирование климата и окружающей среды;
  • 2. Рассмотреть изменения растительного и животного мира в процессе исторического развития;
  • 3. Рассмотреть направления эволюции органического мира.

Урок начинается со слайда, поясняющий установление границ между крупными геологическими процессами. Знание курса географии поможет объяснить представленную анимацию. Историю Земли принято делить на длительные временные промежутки. Возникает вопрос, что является границами между эрами? На экране появляется анимационный фрагмент. Ученики без труда вспоминают основные геологические процессы. Учителю остается только подтвердить высказанное. А вот ранние этапы развития жизни в Архейскую эру уже более чем непонятны, и представить их практически невозможно. Опять на выручку приходит элементарная анимация, которую ученики могут сделать сами. В «меню» есть «панели инструментов», затем выделяется «рисование». Внизу экрана появляется активная строка. Последовательность появления рисунков, устанавливается порядком их изображения на слайде, или необходимо проделать следующую операцию. Для начала необходимо выделить нужный объект (часть объекта), далее в меню найти «показ слайдов» и выделить «настройку анимации». Здесь выбирается то действие, которое нужно применить к выделенному объекту. Такую операцию необходимо проделать с каждым объектом. Затем включается показ слайдов. Каждый щелчок «мышки» будет соответствовать появлению объекта. Уместно каждое такое появление комментировать. После чего можно легко вернуться в начало слайда, но теперь пояснять анимацию пусть должны учащиеся.

Четвертый слайд урока «Развитие жизни» показывает небольшую схему возникновения первых фотосинтезирующих организмов - цианей. А главное, здесь важно отметить, почему эти организмы оказались в более выгодном положении перед естественным отбором, чем первые гетеротрофы. Как оказалось, первые живые организмы - протобионты использовали в качестве пищи органические соединения. В конце концов «органики» становилось все меньше и меньше. Скорость ее пополнения была невелика, практически сводилась к нулю. Соответственно численность протобионтов стала падать. Возможно, среди них развивались организмы способные к фотосинтезу. Вот они-то и получили преимущество в борьбе за существование.

Продолжительность видео не должна превышать 1,5-2 минут. За это время должны прозвучать очень краткие и в тоже время емкие пояснения. По завершению объяснений слайда можно повторно включить просмотр, во время которого ученики пробуют самостоятельно озвучить видеофрагмент. Для того чтобы видео оказалось в нужном месте урока, его необходимо свернуть, перейти к документу из которого нужно извлечь видеофрагмент, копировать (при этом его можно не открывать). Вернуться в свой документ, выставить нужный слайд и щелкнуть по команде «вставить». Появившуюся картинку можно растянуть или сжать, поставить в нужном месте слайда.

Таковы главные моменты интерактивного урока, который состоит из наглядного материала: видео, анимации, фото, плюс заметки к слайду позволяющий прочно усвоить данный материал. При желании его можно отпечатать, или скопировать на электронный носитель. Как мы видим, программа Power Point открывает большие возможности перед учителем и учеником. Здесь компактно могут расположиться таблицы, картинки, видео. Можно быстро вернуться в любой этап урока и повторить наиболее трудные и важные моменты. Наличие цифровых фото- и видеокамер поможет в создании других уроков.

Выводы ко 2 главе: Итак, слово «интерактивный» буквально переводится как «взаимодействие». Между кем происходит взаимодействие на уроке: между учениками, между учителем и учениками?

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданы комфортные условия для обучения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В традиционном обучении ученик является объектом получения знаний, от них не требуется понимание и анализ получаемых знаний.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Итак, из практики педагогов-новаторов были представлены три метода интерактивного обучения: урок-тест, компьютерный урок и урок-дискуссия. Конкретные результаты использования метода участия и взаимодействия внедренного на преддипломной практике будут раскрыты далее в главе 3.

Выступление на заседании МО естественно-математического цикла по теме:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные формы и методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Цель биологического образования: повысить качество обучения биологии путем применения интерактивных средств, средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Изучение биологии направлено на формирование у учащихся биологической культуры.

Задачи курса с точки зрения компетентностного подхода:

    формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, общих закономерностях развития живой материи;

    изучение закономерностей организации, функционирования и развития живых систем разного уровня, формирование системы биологических знаний о живой природе;

    формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологических наук;

    приобретение навыков анализа учебной и научно-популярной литературы, работы с приборами, инструментами, справочниками, определителями, планирования и проведения опытов, наблюдений за биологическими объектами, состоянием окружающей среды, самонаблюдения за состоянием собственного организма;

    воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения в природе;

    использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для сохранения собственного здоровья (оказание первой помощи, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактика заболеваний, травматизма, вредных привычек);

    применение полученных знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, соблюдения правил личной гигиены, охраны объектов живой природы, рационального использования природных ресурсов.

Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки.

Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности учеников на уроке.

Самообразование на уроках естественнонаучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной.

Интерактивный метод обучения

В педагогике различают несколько методов обучения:

1) пассивный - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активный - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивный – взаимодействие.

(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Таблица 1. Структура интерактивного урока

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1 этап. Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Блиц-опрос»,

«Мозговой штурм», «Микрофон»

2 этап. Озвучивание темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

Через эпиграф, слово, название.

3 этап. Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.

Мини-лекция

4 этап. Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

«Аквариум», «Пресс»,

«Дебаты» ,«Семинар», «Снежный ком»,

«Микрофон»,

«Защита проекта», Работа в малых группах.

5этап. Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг»

«Неожиданное» предложение”

“Снежный ком”

“Творческое задание”

“Проект”

“Пресс”

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

- «Мозговой штурм» (атака)

Мини-лекция

Контрольный лист или тест

Ролевая игра

Игровые упражнения

Разработка проекта

Решение ситуационных задач

Приглашение визитера

Дискуссия группы экспертов

Интервью

Инсценировка

Проигрывание ситуаций

Выступление в роли обучающего

Обсуждение сюжетных рисунков и др. (Приложение 1)

Игровые технологии. Я согласна с мнением об игре В.Ф. Шаталова: «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».

Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.

О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Схема 1. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые формы


ролевые дидактические имитационные организационно

Деятельностные

Игры - упражнения могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных. (Приложение 2)

Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, хорошие результаты дает работа в малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. (Приложение 3).

Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

Организовать групповое взаимодействие можно на каждом этапе урока через учебную дискуссию. Наибольшую активность учащиеся проявляют, если и здесь используется элемент игры: «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), «заседание экспертной группы», «ролевая игра».

Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективным является метод «Карусели». Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

Учение с увлечением – это активные формы уроков. Вот некоторые из них:

Уроки - путешествия – это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.

Уроки – смотр знаний. На этих уроках развиваются умения коллективной работы, любознательность, творческие способности.

Урок – праздник. «Прощание с ботаникой».

Интегрированные уроки . Цель их с различных сторон раскрыть тему, углубить её понятия и экономия времени. Такие уроки можно проводить с учителями физики, геометрии, географии, литературы и др.

LearningApps.org- это прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разработки тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов,позволяющих создавать тестовые задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Сервис ориентирован на школьный возраст.

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования.

Можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их заданий прямо на этом сайте. У LearningApps.org предусмотрена возможность подключения к разработке заданий - приложений самих учеников.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).

Организуя процесс обучения, необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает индивидуальными особенностями и необходимо найти оптимальные варианты организации учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Дидактические основы активизации учения школьников

Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого-

педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии» .

По результату познавательной деятельности учащихся, мы можем судить о правильности выбранной методики организации этой деятельности.
Учение рассматривается как вид деятельности учащихся в процессе обучения, при взаимодействии двух субъектов – учителя (обучающая деятельность) и обучаемого (обучаемая деятельность). От того, как учитель организует в процессе обучения познавательную деятельность учащихся, зависит эффективность этого процесса. .

Задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства. Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся. О.В. Муртазина отмечает в своей работе: «Под активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем совокупность принимаемых преподавателем мер, которые направлены на формирование и использование в учебном процессе методов и средств обучения с целью повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях».

Методы активизации познавательной деятельности

Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным

можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Это возможно при использовании активных форм обучения.

Современная педагогика, ведущие учёные методисты И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова предлагают использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов. . Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объёма учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания. А, следовательно, повышает качество знаний.

Продуктивным приёмом являетсяхудожественное слово, классическая музыка, песни, репродукции картин.Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ученик испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса.

«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский.

Подводя итог, можно сказать, что задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства

Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.

Роль средств современных ИКТ для организации познавательной деятельности учащихся

Очевидно, что в настоящее время средства современных ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. По определению И.В.Роберт, ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных. К ним относятся телевидение, радиовещание, компьютеры, звуковая и видеотехника, электронные носители информации, программные комплексы, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы в цифровую и обратно. Многие учителя использует в обучении компьютеры последних поколений, интерактивные доски и современное программное обеспечение.

Информационные технологии предоставляют возможность :

1.Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

2.Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

3.Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.

На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность проблемы применения средств современных ИКТ в учебных целях. Е. А. Марон считает, что основная причина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения компьютеров в целях обучения и массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование икт на уроках биологии

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Они широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современной системе образования.

Важно донести до будущих и уже работающих педагогов, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей.

Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

С помощью методов и средств информатизации будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

В данной работе попытались обобщить работу по информатизации школы и сделать выводы по обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В работе рассмотрены общие вопросы информатизации образования, целесообразность и эффективность использования средств информатизации, технические аспекты их функционирования. При введении новых информационных технологий в начальную школу необходимо, на наш взгляд, поставить следующие задачи:

1. Ознакомление учителей с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в начальном и общем среднем образовании;

2. Формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;

3. Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ;

4. Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения в сфере начального образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;

5. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, вне учебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений системы общего среднего образования; 6. Формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам ИКТ; 7. Выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрении информационной образовательной среды; 8. Обучение формирующемуся языку информатизации образования; 9. Предоставление учителям дополнительной возможности пояснить школьникам роль и место информационных технологий в современном мире; 10. Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

С каждым годом развивается образовательный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей. В нем появляется все больше образовательных электронных ресурсов. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности, так или иначе, может столкнуться с разработкой небольших авторских или даже солидных профессиональных образовательных электронных изданий и ресурсов.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами (знания, умения, навыки) составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках биологии.

Приложение 1

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода:

* Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.

* Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

* Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления»
(методика Эдварда де Боно): - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.

Почему шляпы?

Во-первых , каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

- Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых , шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

В-третьих , «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.

Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Синквейн

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Практикуется использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Приложение 2

С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по систематике растений и животных можно использовать игру «Найди родственников». Вызванный ученик получает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик подбирает ряд других представителей семейства злаковых, и даёт общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу, он получает оценку.

При повторении пройденного материала, а также на обобщающих уроках целесообразно использовать ботаническое или зоологическое лото. В 7-ом классе занятие можно построить так: ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены пустые клетки. Отдельно нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий ученик должен выбрать те изображения, которые относятся к данному насекомому, и рассказать о его биологических особенностях, значение в природе и народном хозяйстве. Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатого на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.

Приложение 3

Дерево решений” - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Поиск информации” - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале и определяется время.

Прием “Ожидания” применим в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске надпись “Ожидания”. Детям предлагается после сообщения темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе: сформулировать цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываются на доске и сообщаются конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” учитель может:

Узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;

Выявить первоначальное представление ребенка по теме;

Получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;

Помочь детям понять свою мотивацию;

Почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;

Сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;

Разделить с детьми ответственность за результат.

Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

Приложение 4

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Учитель биологии И.В.Перепелица

ЗДУВР Ю.С.Твердун

Семенова Н.В. 1 , Рябцов С.Н. 2 ,Рябцова Ю.А. 3

1 К.п.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет, 2 К.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, магистрант 2 курса, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 Социальный педагог МОАУ «СОШ №69» г. Оренбург, магистрант 2 курса

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ

Аннотация

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний. Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный рабочий лист, показатель успешности.

Semenova N.V. 1 , Rabtsov S.N. 2 , Ryabtsova Y.A. 3

1 PhD in Pedagogy, Associate Professor of General biology, ecology and mob, Orenburg state pedagogical University, 2 PhD in Biology, Fssociate Professor of General biology, ecology and mob, the 2-year student, Orenburg state pedagogical University, 3 Social teacher MOAU SOSH №69, the 2-year student

THE USE OF ONLINE TESTING AND ELECTRONIC INTERACTIVE WORKSHEETS IN BIOLOGY LESSONS AND IN PREPARATION FOR OGE AND EGE

Abstract

The use of ICT at different stages of the lesson helps to deepen students knowledge and creates the optimal conditions for the acquisition and assimilation of knowledge. The use of ICT in teaching practice enables student self-development, which is one of the most important tasks in the educational process. The modern pace of life and workload of teachers, information and communication technologies would greatly relieve the teachers, and to increase the interest of pupils to the subject and to diversify forms of training.

Keywords: information technology, information worksheet, the rate of success.

Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.

При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний.

Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе.

Большое внимание применению ИКТ уделялось в ходе педагогической практики со студентами, проходившей на 3 и 4 курсах в МОБУ СОШ города Оренбурга №52. Уроки проводились в 8 «А» классе на 3 курсе и в 9 «А» классе на 4 курсе.

В ходе проведения уроков применялись как уже всем привычные и широко распространённые средства, как например презентации, так и малоиспользуемые в рамках урока – онлайн-тестирование.

На 3 курсе была проведена контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма», где ученикам предлагалось пройти её в форме онлайн-тестирования. Для работы использовалась платформа «Мастер-Тест», описание которой располагается ниже. Занятие проходило в компьютерном классе. Перед началом работы был проведён инструктаж. На выполнение контрольной работы было выделено 30 минут. Как только ученики завершали решение работы, они видели свой результат. Одновременно результат работы выводился и в профиле преподавателя, что позволило учителю сразу видеть проверенные работы учеников, и в оставшееся время на уроке провести анализ контрольной работы, указав и разъяснив наиболее часто допускаемые ошибки.

После окончания занятия ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольной работы, ответив на вопрос: «Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом» Для ответа было предложено четыре варианта ответов:

1) Всё понравилось;

2) Не увидел (а) разницы;

3) есть недостатки;

4) Не понравилась.

По результатам опроса было выявлено, что 16 учащимся 8 «А» класса такая форма тестирования показалась более удобной, 4 ответили, что в такой форме есть свои недостатки, 3 ученика не заметили разницы, и лишь 1 ученику не понравилось.

Таким образом, такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:

– автоматизированная проверка и выдача результатов

– экономия времени на уроке и использование оставшегося времени для анализа результатов

– экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.

На 4-м курсе в ходе педагогической практики было решено использовать положительный опыт применения онлайн-тестов и был разработан курс по подготовки к ОГЭ для 9-го класса.

На сегодняшний день подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – одна из важных задач школы, которая становится особенно актуальна в старших классах. Всем известны проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при непосредственной сдаче ЕГЭ и при подготовке к нему и одна из главных заключается в нехватки учебного времени. В связи с этим возникают проблемы с поиском альтернативных способов подготовки помимо уроков. Как показала практика, наиболее удобным способом является применение online-тестирования.

Существует два основных способа работы с онлайн-тестами.

Первый заключается в использование сайтов, где уже разработаны готовые онлайн-тесты и автоматизированная проверка. Наиболее популярными и надёжными являются такие, как:

– Решу ЕГЭ (reshuege.ru/)

– Открытый банк заданий ЕГЭ от ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)

– ЕГЭ-портал (http://4ege.ru/)

– ЕГЭ РУ (http://ege.ru/)

Данные сайты обладают целым рядом достоинств, среди которых можно выделить:

– Огромная база заданий, как по ЕГЭ, так и по ОГЭ

– Автоматизированная проверка

– Широкий выбор тем и параметров сложности

– Постоянно пополняющаяся база заданий

Однако, при использование этих сайтов учитель не может контролировать учеников, кроме как с его слов, что значительно затрудняет работу с этими источниками. Именно поэтому данные сайты лучше всего использовать для самопроверки.

Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Вот некоторые из них:

– Банк Тестов (http://www.banktestov.ru/)

– QUIZLET (https://quizlet.com/)

– Google формы (https://drive.google.com)

– Мастер-Тест (http://master-test.net/)

Для работы на практике были выбраны последние две платформы.

Мастер-Тест является наиболее удобным и больше остальных подходит для учебных целей.

Сайт позволяет возможность создания двух профилей – «учитель» и «студент».

Профиль учителя имеет возможность создания тестов для проверки знаний учащихся по своему предметы. На сайте есть возможность «привязки» учеников к определённому преподавателю, что позволяет давать доступ к заданию только необходимому кругу людей. Помимо этого есть обратная связь, что позволяет решить проблему связи с учеником и учителем. Также на сайте выводится статистика, которая показывает всех учеников и их результаты.

Профиль учащихся позволяет видеть доступные ему тесты и решать их, а также статистику и рейтинг по сравнению с другими учениками.

Мастер-Тест при создание тестов позволяет выбирать следующие параметры для создания тестов:

  1. Тип вопроса.

Выделяют такие типы, как:

– однозначный ответ – вопрос с несколькими вариантами ответа, на который есть только один верный вопрос

– множественный ответ – на один вопрос может быть два и более правильных ответов

– слово – используется при создание заданий, где требуется ответ в одно слово или вставить пропущенный фрагмент в предложение

– номер – применяется в заданиях, где ответ необходимо записать в числовом формате

– сопоставления – удобен при заданиях, в которых необходимо сопоставить какие-либо явления, процессы и объекты

  1. Добавление мультимедиа (добавление изображения)

Этот параметр особенно актуален в рамках предмета биологии, где наглядность является одной из главных задач

  1. Вес вопроса

Количество баллов за один вопрос от 1 до 10

  1. Время

Общее время на прохождение всего теста, а также начало прохождения теста.

  1. Результат

Позволяет выбрать какие параметры результата будет показываться при прохождение теста, можно выбрать следующее

– Задать текст, отображаемый, если будет получено определенное количество баллов

– Отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов

– Отображать количество набранных баллов

– Отображать правильные ответы после прохождения теста

– Отображать количество правильных ответов

После создания теста можно провести тестирование одного или нескольких студентов, опубликовать тест или скачать как текст, что бы использовать без доступа к интернету.

Для работы с учениками в рамках курса по подготовке к ОГЭ было разработано 10 тестов, вводный, 8 тематических и один итоговый:

  1. Вводное тестирование
  2. Клетка
  3. Бактерии
  4. Грибы и Лишайники
  5. Органы растений
  6. Многообразие растительных организмов
  7. Беспозвоночные и хоровые животные
  8. Человек и его здоровье
  9. Эволюционное учение
  10. Итоговое тестирование

Так, как приступать к прохождению тестирования нельзя без подготовки и разбора темы, перед тем, как проходить тесты с учениками проходило занятие по данной теме, где разбирались все необходимые аспекты данной темы. Также после каждого занятия ученикам в электронном виде на почту присылалась вся необходимая информация, необходимая для усвоения той или иной темы. Лишь после изучения теоретических аспектов, ученики проходили тестирование через приложение Мастер-Тест. Сразу после прохождения его результаты были доступны как ему самому, так и учителю.

После прохождения каждого теста, проводился его анализ, и в случае допущения ошибок на почту ученика отправлялся их разбор с указанием правильного решения ситуации.

По окончанию курса был проведён итоговый тест, для того, что бы оценить насколько был повышен уровень знаний по сравнению с вступительным. Данные представлены ниже в виде диаграммы:

Средний показатель успешности выполнения теста вводного тестирования 60,6 %, а уровень итогового тестирования 74,5 %. Таким образом, уровень знаний учеников повысился на 13,9 %, что говорит об успешности данной формы занятий.

Тесты это прекрасная удобная форма контроля, не требующая много затрат, однако она не всегда является удобной. Например, при помощи тестирования невозможно подготовиться к части С, им именно здесь нам поможет сервис Coogle Формы и Coogle Диск. Этот сервис удобно использовать для создания электронных дидактических материалов по биологии в виде так называемого интерактивного рабочего листа. Под электронным дидактическим материалом понимают документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствие с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.

Создание таких интерактивных рабочих листов удобно реализовывать через приложение Гугл Диск.

Гугл Диск – облачное хранение данные принадлежащие компании Google Inc., Позволяющее пользователям хранить свои данные на сервисах в облаке и делиться с ними с другими пользователями в интернета.

Разработанные идеи Интерактивно рабочего листа (ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем предназначен в большей степени не для повторения пройденного материала, а овладение новым способом действием, направленным на преобразование исходного листа, актинию работу ученика с ним. Как и любой дидактический материал, интерактивный рабочий лист должен содержать рабочую часть и инструкцию для работы с ним.

Учитель, работая с интерактивным листом, должен содержать инструкцию и рабочую часть.

Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом – анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.

В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн-консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.

Литература

  1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. – 2010. – №2.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 – 112 с.
  3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. – 2008. – №4.
  4. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. – 2010. – №4.

References

  1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interactive objects in e-learning resources in biology. // Biology at school. – 2010. – No. 2.
  2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M. 2011 – 112.
  3. Sumthin S. V. New information technologies in General biological education. // Biology at school. – 2008. – No. 4.
  4. Timofeev A.V. Information technology – friends or enemies? // Biology at school. – 2010. – No. 4.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.Выступление на городском методическом объединении биологов.

ТЕСТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Одна из важнейших проблем организации учебной деятельности является создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В процессе контроля выявляются достижения школьников в области ЗУН, знания закрепляются, уточняются, систематизируются, а на основе полученных знаний корректируется процесс изучения нового материала.

Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и приемы при этом использовать? Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем, особенно молодым, начинающим свою педагогическую деятельность.

Я считаю, что тестирование, как одна из форм программированного опроса поможет решить часть этих вопросов.

Преимущества тестирования в процессе обучения школьников очевидны:

· Тесты- это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

· Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования.

· Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

· Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ЕГЭ и централизованного тестирования.

· Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

· Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.

· Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.

· Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие вы методику работы.

Причиной низкого качества знаний учащихся является нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем и не остается времени на осмысление, применение на практике и проверку знаний, умений. Существует простая истина: все этапы усвоения знаний и умений должны выполняться каждым учеником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

Методы опроса и контроля знаний.

Основным этапом урока является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 15 минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика. Они вызываются одновременно, чтобы успели обдумать свой ответ и психологически подготовиться. Ведь неожиданный подъем ученика с места и вызов его к доске пугает детей, приводит к замешательству, вызываетвозбуждение нервной системы. Они теряются, не могут ясно выразить вою мысль. С этой целью отвечающим предварительно раздаю карточки с вопросами. Вопрос, произнесенный учителем вслух воспринимаются плохо, забывается, учащиеся переспрашивают вопрос заново. А видя конкретный вопрос на карточке с пояснительными рисунками, школьник имеет лучше подготовиться у доски.

К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить большое число учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, экспресс -проверка биологических терминов, законов, понятий.

Считаю, что знание биологических понятий и создает основной каркас, базис биологических знаний. Из урока в урок постоянное воспроизведение одних и тех же терминов помогает запомнить их даже слабым учащимся. После многократного повторения доверяю сильным ученикам проверить знания одноклассников и оценить их знания. Такой параллельный опрос помогает быстро опросить еще 2- 3 учеников. Использование поурочных тестов дополнительно помогает выставить оценки еще 2- 3. Таким образом, за 15 минуту меня есть возможность опросить 5- 7 человек.

При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся, что достигается посредством системы заданий, нацеленных наотделение знаний и незнания у каждого тестируемого. Учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

Применение тестов на уроках.

Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают. Учитывая это всегда использую карточки, листыс тестами. Их можно размножить в любом количестве, корректировать.

· Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тестывключают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу- ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопялемость оценок.

· Закрепление материала. Закрепление- обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном тапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

· Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» (9 класс) можно предложить карточку – задание:

Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 10) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы(А- Ж):

Вопросы:

А. Какие ткани образуют скелет, хрящи?

Б. Какой тканью образованы потовые железы?

В. Какими тканями образована кожа?

Г. Какой тканью выстлана ротовая полость?

Д. Какие свойства характерны для нервной ткани?

Е. Какие свойства характерны для мышечных тканей?

Ж. Какая ткань состоит из звездчатых клеток?

Ответы:

1. эпителиальная секреторная ткань.

2. Эпителиальная покровная ткань.

3. Мышечная ткань.

4. Нервная ткань

5. Возбудимость и сократимость.

6. Возбудимость и проводимость.

7. Упругая волокнистая соединительная ткань.

Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.

· Тематический контроль и итоговая аттестация.

Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний. Мною составлены контрольные работы по всем темам биологии за 6- 11 класс. Тесты включают варианты свопросами среднего и повышенного уровня. Эту работу я веду с 1999 года. Накоплен огромный материал. Контрольные работы расположены по папкам, темам, разделам. Каждая контрольная работа имеет 2 варианта, ключ к ответу.

Проверка и оценка тестов.

Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % - «4», 50- 70 % - «3», менее 40 %- «2».

Недостатки тестов.

Ни один из методов не является абсолютно универсальным.Любой методимеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

Работая с тестами я столкнулась и с недостатками тестов:

· В связи со спецификой биологии нередко трудно дать единственно правильный ответ. Такие вопросы с не однозначным ответом лучше исключить из тестирования.

· Большая возможность списывания, когда можно на пальцах показать ответ.

· Не отражает глубокие и объективные знания учащихся, не позволяет проследить логику и способность умозаключения ученика.

Список составленных мной

контрольных работ по биологии и экологии:

9 класс. « Биология. Человек»6 класс. «Биология. Растения»

«Ткани в организме человека»«Корень»

«Нервная система»«Побег»

«Кровь»« Цветок и соцветия»

«Кровообращение»«Плоды»

«Пищеварение»«Семейства цветковых растений»
«Обмен веществ»«Водоросли»

«Кожа»«Мхи»

«Выделительная система»«Папоротникообразные»

«Органы чувств»

«Опора и движение»7 класс. «Биология. Животные»

10 класс. « Общая биология. «Кишечнополостные»

«Эволюционное учение»

«Развитие органического мира»«Плоские, круглые и кольчатые черви»

«История развития жизни на Земле»«Членистоногие»

«Происхождение человека»«Класс рыбы»

Итоговая контрольная работа.«Класс земноводные»

«Класс пресмыкающиеся»

10 класс. Экология.« Класс птицы»

« Аутэкология»«Класс млекопитающие»

«Демэкология- экология популяций»

«Синэкология- экология сообществ»

итоговая контрольная работа по разделу «Экология»

11 класс. Биология.

«Учение о биосфере»

«Клеточная теория. Строение клетки»

«Химический состав клетки».

«Обмен веществ в клетке»

«Размножение и индивидуальное развитие организма».

« Основы генетики»

«Генетические задачи».

«Селекция растений и животных»

«Итоговая контрольная работа.

ВВЕДЕНИЕ

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях

Актуальность использования СНИТ в образовании

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе

Информатизация включает в себя:

  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
  • интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
  • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации

В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать:

1. ЭУП Биология. Живой организм 6 класс.

2. Электронные уроки и тесты "Биология в школе":

  1. Организация жизни
  2. Растительный мир
  3. Функции и среда обитания животных организмов
  4. Жизнедеятельность животных
  5. Наследование признаков
  6. Генетическая изменчивость и эволюция
  7. Взаимное влияние живых организмов
  8. Природа в состоянии динамического равновесия
  9. Влияние человека на природу

3. Океан знаний. Биология для поступающих в вузы

4. Биология. Решебник 6 - 11 классы.

5. Электронный атлас для школьника (зоология, ботаника, анатомия)

6. Биология. Интерактивные творческие задания 7 - 9 классы.

7. Биология. Экспресс - подготовка к экзамену.

8. Атлас морфологии человека.

9. 1С: Школа:

  1. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
  2. Биология, 7 класс. Животные.
  3. Биология 8 класс. Человек.
  4. Биология, 9 класс. Основы общей биологии.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 -11 классы.

В электронных мультимедийных изданиях по биологии предусмотрено расширение информационного блока за счет визуализации процессов и явлений; введение большого числа иллюстраций; анимированных объектов; виртуальных лабораторий для проведения практических и лабораторных работ, предусмотрена система генерации большого количества разноуровневых тестовых заданий, что позволит реализовать индивидуальные траектории обучения. Большое внимание авторы и разработчики уделяют педагогической составляющей, автоматизирующей труд учителя, например по ведению документации, облегчающей процесс подготовки урока, расширяющей горизонты обучения.
Использование таких изданий в учебном процессе позволит сделать процесс обучения современным в режимах изучения нового, проведения практических, лабораторных работ, интерактивного моделирования процессов, а также при проверке знаний и проведения аттестации. Введение в состав мультимедийных изданий по биологии готовых уроков, сопровождаемых дикторским текстом и визуальным рядом, позволит лучше усвоить новое при подготовке домашних заданий, а также при самостоятельном изучении материала. Учащиеся получат возможность построить собственное информационное пространство из объектов, входящих в программу, дополнить их, освоить материал в рамках образовательного минимума, а также изучить отдельные темы и раздела курса на углубленном уровне, используя интерактивные элементы, проверить знания через систему тестирования, провести различные эксперименты.
Мультимедийные электронные издания можно использовать при различной комплектации учебных заведений компьютерной техникой.
Основной особенностью виртуальных лабораторий, включенных в состав мультимедийных изданий, является работа в режиме конструирования лабораторной работы, практикума, возможность моделирования, интерактивного воздействия на модели и процессы, сопровождающие обучение.
Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обусловлена наличием избыточности информации, передаваемой посредством аудиовизуальных объектов. Изучив материал на базовом уровне, учащийся получает дополнительную информацию из справочников, энциклопедий, входящих в качестве информационных объектов в состав образовательной программы. Способ подачи нового материала в виде интерактивных объектов призван стимулировать интерес к изучению нового.
Наиболее важными свойствами мультимедийных приложений являются:
возможность интеграции в школьное образовательное пространство;
возможность построение индивидуального образовательного пространства;
возможность работы с программой при любой комплектации образовательного учреждения компьютерной техникой, при наличии одного компьютера, компьютерного класса, поддержка сетевой версии;
наличие готовых уроков, сопровождаемых аудио и видео рядом, полностью соответствующих содержанию УМК;
наличие большого блока контрольных и тестовых заданий, которые можно комбинировать, создавая задания, реализую индивидуальный подход в обучении;
контрольные и тестовые задания можно выполнять в режимах тренинга, контрольного выполнения, учащиеся получают индивидуальные комментарии при выполнения заданий;
учтены санитарные требования по работе с компьютерной техникой;
все видео, анимационные сюжеты максимально озвучены и визуализированы, таким образом сокращается зрительная нагрузка, возникающая при чтении текста с монитора, готовые уроки также сопровождаются дикторским текстом;
наличие ссылок в УМК между всеми его компонентами;
методическое и содержательное наполнение легко можно дополнять, использую при этом стандартное оборудование;
объекты легко интегрируются в другие документы.

В состав дисков различных программ входят информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимации, видео, виртуальные лаборатории и другие объекты.
Использование возможностей мультимедиа позволяет значительно расширить образовательное пространство, делает учебный процесс более интересным и увлекательным. Работа с виртуальными лабораториями способствует приобретению учащимися различных практических навыков.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой "Intel" в 2003 г. С этого момента mgjgsnrb использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться. Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. Учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

Вашему вниманию хочу представить два урока с использованием материалов образовательного комплекса 1С: Школа (