Главная » Дизайн » Привет студент. Взаимоотношения организма и среды Изучение планировки пришкольной территории

Привет студент. Взаимоотношения организма и среды Изучение планировки пришкольной территории

Описание.

1. Организм и среда обитания
2. Здоровье человека и экологическая безопасность
3. Качество продуктов питания
4. Экологические аспекты демографической ситуации в России
5. Человек и космос
Выводы и итоги
Список литературы

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Математических и естественнонаучных дисциплин»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Экология»

Тема «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

Выполнил:

Студент 1 курса 58у группы специальности 080109

Блинова Ольга Ивановна Ф.И.О. студента

№ зачетной книжки:___________

Проверил:

____________________________

Ф.И.О. преподавателя

Великий Новгород

2009

  1. Организм и среда обитания……………………….….3
  2. Здоровье человека и экологическая безопасность….3
  3. Качество продуктов питания…………………………6

4) Экологические аспекты демографической ситуации в России………………………………………………….…6

    5) Человек и космос………………………………………8

    Выводы и итоги……………………………………….10

    Список литературы…………………………………….11

1. Организм и среда обитания

Одним из главных выводов учения В.И. Вернадского о биосфере была мысль о взаимосвязи всех живых организмов между собой и со средой обитания. Элементарная единица эволюции - популяция - находится в динамическом равновесии с другими популяциями и со средой обитания. Такие динамические равновесия называются популяционными волнами. Человеку ни в коем случае нельзя вмешиваться в природные популяционные волны (4-й закон Б. Коммонера - природа знает лучше). Размер популяции - результат динамического равновесия между ее биологическим потенциалом и сопротивлением среды обитания. Когда сопротивление среды ослабевает, численность популяции взрывоопасно возрастает.

Человеческая популяция, как и всякая другая, подчиняется тем же законам. Но, в отличие от других живых организмов, человек резко снизил сопротивление среды, практически нарушив природные балансы, преодолел действие лимитирующих факторов. Как уже было сказано, человек выиграл в конкурентной борьбе с другими видами, научившись в изобилии производить продовольствие, орошать поля и благоустроив свои жилища, а также создав средства борьбы с болезнетворными микробами и, тем самым, отрубив себя от естественного отбора. С помощью техники ради удовлетворения своих потребностей человечество стало эксплуатировать природные ресурсы, доведя их почти до полного истощения, что привело к исчезновению целых экосистем (например, обезлесение планеты), т.е. в значительной степени мы поддерживаем собственное существование за счет исчерпания ресурсов и истребления других популяций.

Однако, чрезмерно развив производство, человек не только выиграл, но и проиграл, поскольку перечисленные выше факторы его «победы» над природой сильно и болезненно ударили и по человеческой популяции. Над человечеством нависла экологическая опасность, угрожающая прежде всего его здоровью.

2. Здоровье человека и экологическая безопасность

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (определение ВОЗ - Всемирной организации здравоохранения).

Рассмотрим более подробно, как загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы влияют на здоровье каждого человека, наций и всего человечества.

Загрязнение воздуха. Потенциально наиболее опасными для здоровья человека считаются атомные объекты, объекты химической промышленности, нефтепереработки, металлургии, трубопроводы, транспорт. В больших городах, однако, среди основных источников загрязнения воздуха лидирует не промышленность, а автотранспорт. В выбросах автомобилей содержатся токсичные угарный газ и соединения свинца, а также сажа, углеводороды, оксиды азота и т.д. (всего более 200 компонентов). Поскольку все эти выбросы тяжелее воздуха и скапливаются, в основном, у поверхности земли, дети, с которыми гуляют родители вдоль больших автомагистралей, отравляются больше, чем сопровождающие их взрослые. Результатом является резкое увеличение болезней органов дыхания у современных детей (даже по сравнению с предыдущим поколением).

От отравления воздуха вдоль автострад желтеют и осыпаются листья с деревьев. Кусты, листья и травы вдоль дорог накапливают значительные количества тяжелых металлов, поэтому в этих местах недопустим сбор грибов, ягод, лекарственных трав, заготовка сена, поскольку мясо и молоко домашних животных, которых кормят таким сеном, содержат токсины, опасные для здоровья людей. Тяжелые металлы концентрируются в почве и корнеплодах, грибах и ягодах, что не только снижает урожаи, но и несет угрозу здоровью.

Гидросферу отравляет сброс промышленных сточных вод. В настоящее время они загрязняют более трети мирового речного стока. Кроме нефти и нефтепродуктов, тяжелых металлов, токсичных пестицидов, диоксинов и радиоактивных отходов, весьма опасным является тепловое загрязнение вод, в результате которого «умирают» водоемы. Тепло является одним из видов загрязнений. Теплые сточные воды нагревают водоем, уменьшается растворимость в воде кислорода (который и так плохо в ней растворяется), начинается мор рыбы, резко возрастает заиливание водоема, что в конце концов приводит к его заболачиванию.

По данным российских природоохранных органов ежегодно растет число водных объектов с высоким уровнем загрязненности воды, предельно допустимые концентрации (ПДК) ряда вредных веществ в этих водоемах превышены в 10 и более раз (определение ПДК и других критериев качества окружающей среды будут рассмотрены в теме 3). К наиболее загрязненным морским районам РФ относятся Азово-Черноморский бассейн, Северный Каспий, Финский залив Балтийского моря, залив Петра Великого Японского моря, Баренцево море в районе архипелага Новая Земля.

Страдают не только моря, но и большие и малые реки России, во многих из них из-за чрезмерного загрязнения недопустимо купание и рыболовство.

Одним из самых загрязненных мест в России и, как полагают некоторые экологи, на всей планете, оказался городок Карабаш в Челябинской области, где работает медно-серный комбинат, сливающий свои неочищенные сточные воды в местные речку и озеро. В этом поселке зафиксирована самая высокая в стране смертность на тысячу жителей, что является результатом многократного превышения показателей экологических стандартов в этом районе.

Пресноводные объекты - это еще и источники питьевой воды, качество которой в России катастрофически упало за последнее десятилетие. Сырую воду «из-под крана» сейчас нельзя пить ни в одном из населенных пунктов РФ.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или природным воздействием на ОС. Экологическая безопасность является важнейшей естественной потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище. Вся жизнь человека направлена на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей, включая обеспечение экологической безопасности. Министерство природных ресурсов РФ в 1993 г. разработало программу «Экологическая безопасность России», Совет безопасности РФ в том же году обсудил вопрос состояния здоровья населения России (в том числе и в связи с экологической ситуацией в стране).

Россия, как и вся планета, находится в экологическом кризисе, к которому в конце минувшего столетия в связи с переходным периодом добавились еще экономический и технологический кризисы. О губительном воздействии на здоровье людей техногенных загрязнений ученые неоднократно предупреждали еще в 70-е годы прошлого века. В начале нынешнего столетия предостережения о возможности техногенных катастроф уже стали исходить от политиков. Возможность таких катастроф возникает в связи с износом оборудования, непрерывно работающего на некоторых промышленных объектах более 60 лет (аварии на шахтах, падающие самолеты и вертолеты и т.д.).

Одновременно каждый день происходят «тихие» катастрофы, поскольку сбросы и выбросы загрязнений обладают коварным свойством накапливаться, аккумулироваться в биосфере, и катастрофа надвигается без взрывов и пальбы, незаметно, но неотвратимо. При этом взрослое население страдает болезнями печени, почек, легких, вызванных выбросами свинца; некачественная вода является причиной заболеваний органов пищеварения и выделительной системы. Основными причинами детской инвалидности в зонах экологического неблагополучия являются поражения органов дыхания, центральной нервной системы и мозга.

Все сказанное свидетельствует о том, что в РФ экологическая опасность несет угрозу генофонду страны и мешает выходу России из социально-экономического кризиса.

3. Качество продуктов питания

Одним из видов экологической безопасности является продовольственная безопасность, поскольку она относится к основным факторам, определяющим здоровье населения страны. Положение дел в этой сфере в РФ сильно ухудшилось в начале 90-х годов прошлого века в связи с потоком неконтролируемых поставок некачественного продовольствия из-за рубежа, ослаблением контроля за производством и реализацией продуктов питания. Все это привело к массовым пищевым отравлениям, прежде всего, некачественными спиртными напитками.

Одной из причин такого ухудшения были слабая техническая оснащенность многих отечественных предприятий пищевой промышленности и торговли (большинство производственных мощностей в этой сфере не обновлялось от 30 до 50 лет!), низкий уровень санитарной культуры, использование некачественного сырья, отсутствие производственного контроля в связи с ликвидацией лабораторных служб в этой отрасли.

Ситуация начала постепенно выправляться в начале ХХI в. в связи с введением жесткого контроля за качеством продовольствия, ликвидацией многочисленных «точек», не имеющих лицензий на изготовление и торговлю продуктами питания, техническим обновлением производственных мощностей в пищевой промышленности.

4. Экологические аспекты демографической ситуации в России

С экологической безопасностью тесно связана демографическая ситуация в России. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. К началу ХХI в. Россия подошла, имея один из самых высоких темпов убыли населения (депопуляции). Причинами этого являются:

низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводство населения;

высокая смертность, уровень которой является одним из самых высоких в Европе (16,3 чел. на тысячу жителей);

огромные потери трудоспособных мужчин от несчастных случаев, отравлений и травм (около 30% по данным на 2002 г.), что во многом связано с ростом алкоголизма и низким качеством спиртных напитков;

кризис семьи, высокий уровень разводов;

значительные объемы вынужденной (часто нелегальной) миграции, в том числе, обусловленной экологическими причинами (проблема экологических беженцев).

Как видно, причины демографического кризиса в России лежат не только в социальной сфере, но во многом имеют и экологический характер. На начало 2003 г. в России проживало 143,1 млн человек. Прогнозы демографов неутешительны: к 2010 г. численность населения в РФ составит примерно 138-139 млн человек, и Россия переместится с седьмого на девятое место в мире по численности населения. Долгосрочные прогнозы говорят о том, что если современные тенденции сохранятся, то через 5-6 десятилетий, во второй половине ХХI в., население России сократится примерно вдвое.

Для преодоления в России негативных демографических тенденций необходимо:

улучшение состояния здоровья населения, что будет способствовать снижению предотвратимой смертности, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте;

стимулирование рождаемости и укрепление семьи на основе повышения качества уровня жизни и материального поощрения рождения детей;

формирование определенных социальных и духовно-нравственных установок в обществе.

В 2005 г. наметился некоторый демографический перелом: по сравнению с предыдущими годами возросла рождаемость. Вероятно, это связано с некоторой стабилизацией уровня жизни населения и проявлением социального оптимизма. На выправление депопуляционной ситуации в России направлена и принятая в 2006 г. Президентская программа, обеспечивающая как стимуляцию рождаемости в стране (материальная и социальная помощь матерям), так и сокращение смертности (поддержка пенсионеров и инвалидов). Если эта программа будет осуществлена и тенденция на рост рождаемости продолжится и усилится, то мрачные прогнозы отечественных и зарубежных демографов могут и не оправдаться.

5. Человек и Космос

До сих пор речь шла о влиянии (в основном, негативном) человека на природу. Но очевидно, что есть и обратное влияние: природные факторы (а в этой части речь пойдет о космических факторах), несомненно, влияют на физиологию и поведение человека.

Несколько десятилетий назад практически никому не приходило в голову связывать свою работоспособность, самочувствие и эмоциональное состояние с активностью Солнца, фазами Луны, магнитными бурями и другими космическими явлениями. Пионером в этой области был русский ученый Александр Леонидович Чижевский, создавший гелиобиологию - раздел биологии, изучающий влияние Солнца на физиологические и поведенческие механизмы человека. О том, что Солнце во многом определяет функционирование растений и животных, люди знали с древних времен (цветение и плодоношение у растений, брачные периоды у животных и т.д.). Ритмичность, свойственная космическим телам - движению Земли, Солнца, Луны и звезд, является также неотъемлемым свойством живых организмов, универсальным качеством всего живого, общим принципом организации мироздания. Это свойство проявляется на всех биологических уровнях: клеточном, тканевом, организменном, экосистемном и биосферном.

Несмотря на разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей. Эффект воздействия экологических факторов зависит не только от их характера, но и от дозы, воспринимаемой организмам. У всех организмов в процессе их эволюции выработались приспособления к восприятию факторов в определенных количественных пределах, которые являются пределами положительного влияния на организм, его жизнедеятельность. Однако для каждого организма, будь то растение, животное или микроорганизм, существует конкретное количество фактора, которое для него наиболее благоприятно. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или просто экологическим оптимумом для орга-низма данного вида. Оптимальными условиями следует считать те, при которых особи данного вида проявляют максимальную жизнедеятельность (растут и развиваются) и оставляют наибольшее число потомков, т.е. оказываются наиболее приспособленными к условиям среды обитания. Уменьшение или увеличение силы воздействия фактора относительно пределов оптимального диапазона снижает жизнеспособность организмов. И чем сильнее отклонение от
оптимума, тем больше выражено угнетающее действие данного фактора на организм. Максимальное и минимальное переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование организма уже невозможно, наступает смерть. Они называются верхним и нижним пределами или экологическим минимумом и экологическим максимумом. Диапазон силы фактора между экологическим минимумом и максимумом называется пределами выносливости или пределами толерантности. В пределах толерантности жизнедеятельность организма сильно варьирует в зависимости от степени выраженности фактора и графически описывается куполообразной кривой (рис.1)

Размножение
Рост особей
Выживание особей

Как видно на представленном рисунке, в пределах толерантности выделяют несколько зон в зависимости от степени проявления жизнедеятельности организма при разной силе фактора. Эти зоны следующие:
1(F - F) - зона оптимума - это диапазон силы фактора, в пределах которого организм проявляет максимальную жизнедеятельность и наблюдается его рост, развитие и размножение;
(C - F, F - C) - зона нормальной жизнедеятельности - это диапазоны силы фактора, в пределах которых организм проявляет нормальную жизнедеятельность и наблюдается его рост и развитие, но размножение уже невозможно;
(S - C, C - S) - зона выживания - это диапазоны силы фактора, в пределах которых организм проявляет сниженную жизнедеятельность, способную обеспечить только его существование, но недостаточную, чтобы обеспечить его рост, развитие и размножение;
(A - S, S - A) - зона угнетения или зона пессимума - это диапазоны силы фактора, в пределах которых фактор оказывает угнетающее действие на организм и жизнедеятельность его настолько снижена, что в конечном итоге может произойти гибель организма.
Кривая может быть симметричной или асимметричной, широкой или узкой. Форма ее зависит от видовой принадлежности организма, от характера фактора и от того, какая из реакций организма выбрана в качестве ответной и на какой стадии развития.
Представители разных видов сильно отличаются по зоне оптимума и пределам толерантности к одному и тому же фактору (например, рыбы теплых и холодных морей). Одна и та же сила фактора может быть оптимальной для одного вида, пессимальной для другого вида и выходить за пределы вы-носливости для третьего вида. В зависимости от положения зоны оптимума в пределах толерантности организмы бывают теплолюбивые и холодоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые и т.д. Зона оптимума может быть разной у организмов одного и того же вида на разных стадиях развития (например, у рыб при созревании половых клеток и икрометании) к одному и тому же фактору, разной по отношению к разным факторам.
Каждый вид специфичен по своим экологическим потребностям. Для каждого вида характерны свои пределы толерантности по отношению к одному и тому же фактору. Эта особенность видов была сформулирована в 1924 году русским ботаником Л.Г.Раменским как «правило экологической индивидуальности видов» применительно к растениям, а несколь-
ко позже это правило широко было подтверждено и в зоологических исследованиях.
Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием экологическая пластичность или экологическая валентность вида. Чем шире диапазон колебания фактора, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластич-ность и тем шире у него пределы толерантности. Организмы с широкими пределами толерантности являются более выносливыми и их называют эврибионтными. Виды, способные существовать при небольших отклонениях фактора от оптимальной величины, экологически непластичны и являются маловыносливыми. Они имеют узкие пределы толерантности и называются стенобионтными или узкоспециализированными. Виды, длительно существующие при относительно стабильных условиях среды, вырабатывают черты стенобион- тности, а те, которые существуют при значительных колебаниях факторов среды, становятся эврибионтными.
Бионтность организма к тому или иному фактору обозначается прибавлением к названию фактора приставки эври- или стено-. Например:
стенотермный или эвритермный (по отношению к температуре);
стеногидрический или эвригидрический (по отношению к влажности);
стеногалинный или эвригалинный (по отношению к солености воды);
стенофагный или эврифагный (по отношению к пище); стеноойкный или эвриойкный (по отношению к местообитанию).
Эврибионтных организмов по отношению ко всем факторам очень мало. Эврибионтность способствует широкому распространению видов (простейшие, бактерии, грибы и т.д.). Стенобионтность же обычно ограничивает ареалы. Однако из-за высокой специфичности стенобионты могут занимать обширные территории (птица скопа).
Таким образом, к каждому из факторов среды особи приспосабливаются относительно независимым путем, при этом
экологическая пластичность по отношению к различным факторам среды оказывается неодинаковой. Поэтому каждый вид обладает своим специфическим экологическим спектром, т.е. суммой экологических валентностей по отношению к факторам среды обитания.

Понятие о среде обитания и экологических факторах

Среда обитания организма - это совокупность абиотиче­ских и биотических условий его жизни. Свойства среды посто­янно меняются, и любое существо, чтобы выжить, приспосаб­ливается к этим изменениям.

Воздействие среды воспринимается организмами через по­средство факторов среды, называемых экологическими.

Экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздейст­вие на организм. Они подразделяются на абиотические, биоти­ческие и антропогенные (рис. 2.1).

Абиотические факторы - вся совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и рас­пространение животных и растений. Среди них различают фи­зические, химические и эдафические.

Физические факторы - это те, источником которых слу­жит физическое состояние или явление (механическое, волно­вое и др.). Например, температура, если она высокая - будет ожог, если очень низкая - обмораживание. На действие тем­пературы могут повлиять и другие факторы: в воде - течение, на суше - ветер и влажность, и т. п.

Химические факторы - это те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, если она высокая, жизнь в водоеме может вовсе отсутствовать (Мерт­вое море), но в то же время в пресной воде не могут жить боль­шинство морских организмов. От достаточности содержания кислорода зависит жизнь животных на суше и в воде, и т. п.

Эдафические факторы, т. е. почвенные, - это совокупность химических, физических и механических свойств почв и гор­ных пород, оказывающих воздействие как на организмы, жи­вущие в них, т. е. для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Хорошо известны влия­ния химических компонентов (биогенных элементов), темпе­ратуры, влажности, структуры почв, содержания гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Биотические факторы - совокупность влияний жизне­деятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания. В последнем случае речь идет о способности самих организмов в определенной степени влиять на условия обитания. Например, в лесу под влиянием растительного покрова создается особый микроклимат, или микросреда, где по сравнению с открытым местообитанием создается свой температурно-влажностной ре­жим: зимой здесь на несколько градусов теплее, летом - прох­ладнее и влажнее. Особая микросреда создается также в дуп­лах деревьев, в норах, в пещерах и т. п.

Особо следует отметить условия микросреды под снежным покровом, которая имеет уже чисто абиотическую природу. В результате отепляющего действия снега, которое наиболее эф­фективно при его толщине не менее 50-70 см, в его основа­нии, примерно в 5-сантиметровом слое, живут зимой мелкие животные-грызуны, так как температурные условия для них здесь благоприятны (от 0 до -2 °С). Благодаря этому же эф­фекту сохраняются под снегом всходы озимых злаков - ржи, пшеницы. В снегу от сильных морозов прячутся и крупные жи­вотные - олени, лоси, волки, лисицы, зайцы и др. - ложась в снег для отдыха.

Внутривидовые взаимодействия между особями одного и того же вида складываются из группового и массового эффек­тов и внутривидовой конкуренции. Групповой и массовый эф­фекты - термины, предложенные Грассе (1944), обозначают объединение животных одного вида в группы по две или более особей и эффект, вызванный перенаселением среды. В настоя­щее время чаще всего эти эффекты называются демографиче­скими факторами. Они характеризуют динамику численности и плотность групп организмов на популяционном уровне, в ос­нове которой лежит внутривидовая конкуренция, которая в кор­не отличается от межвидовой. Она проявляется в основном в территориальном поведении животных, которые защищают мес­та своих гнездовий и известную площадь в округе. Таковы мно­гие птицы и рыбы.

Межвидовые взаимоотношения значительно более разно­образны. Два живущие рядом вида могут вообще никак не влиять друг на друга, могут влиять благоприятно или неблагоприятно. Возможные типы комбинаций и отражают раз­личные виды взаимоотношений:

нейтрализм - оба вида независимы и не оказывают ни­какого действия друг на друга;

конкуренция - каждый из видов оказывает на другой не­благоприятное воздействие;

мутуализм - виды не могут существовать друг без дру­га;

протока операция (содружество) - оба вида образуют со­общество, но могут существовать и раздельно, хотя со­общество приносит им обоим пользу;

комменсализм - один вид, комменсал, извлекает поль­зу от сожительства, а другой вид - хозяин не имеет ни­какой выгоды (взаимная терпимость);

аменсализм - один вид, аменсал, испытывает от друго­го угнетение роста и размножения;

хищничество - хищный вид питается своей жертвой.

Межвидовые отношения лежат в основе существования био­тических сообществ (биоценозов).

Антропогенные факторы - факторы, порожденные чело­веком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.), рассматриваются в прикладной экологии.

Среди абиотических факторов довольно часто выделяют кли­матические (температура, влажность воздуха, ветер и др.) и гидрографические - факторы водной среды (вода, течение, со­леность и др.).

Большинство факторов качественно и количественно изме­няются во времени. Например, климатические - в течение су­ток, сезона, по годам (температура, освещенность и др.).

Факторы, изменение которых во времени повторяются ре­гулярно, называют периодическими. К ним относятся не толь­ко климатические, но и некоторые гидрографические.- при­ливы и отливы, некоторые океанские течения. Факторы, воз­никающие неожиданно (извержение вулкана, нападение хищ­ника и т. п.) называются непериодическими.

Подразделение факторов на периодические и непериодиче­ские (Мончадский, 1958) имеет очень важное значение при изу­чении приспособленности организмов к условиям жизни.


Лекция 9

Основные представления об адаптациях организмов

Адаптация (лат. «приспособление» ) - приспособление ор­ганизмов к среде. Этот процесс охватывает строение и функ­ции организмов (особей, видов, популяций) и их органов. Адаптация всегда развивается под воздействием трех основных фак­торов - изменчивости, наследственности и естественного от­бора (равно как и искусственного - осуществляемого челове­ком).

Основные адаптации организмов к факторам внешней сре­ды наследственно обусловлены. Они формировались на историко-эволюционном пути биоты и изменялись вместе с измен­чивостью экологических факторов. Организмы адаптированы к постоянно действующим периодическим факторам, но среди них важно различать первичные и вторичные.

Первичные - это те факторы, которые существовали на Зем­ле еще до возникновения жизни: температура, освещенность, приливы, отливы и др. Адаптация организмов к этим факто­рам наиболее древняя и наиболее совершенная.

Вторичные периодические факторы являются следствием изменения первичных: влажность воздуха, зависящая от тем­пературы; растительная пища, зависящая от цикличности в раз­витии растений; ряд биотических факторов внутривидового влияния и др. Они возникли позднее первичных и адаптация к ним не всегда четко выражена.

В нормальных условиях в местообитании должны действовать только периодические факторы, непериодические - отсут­ствовать.

Источником адаптации являются генетические изменения в организме - мутации, возникающие как под влиянием ес­тественных факторов на историко-эволюционном этапе, так и в результате искусственного влияния на организм. Мутации разнообразны и их накопление может даже привести к дезинтеграционным явлениям, но благодаря отбору мутации и их комбинирование приобретают значение «ведущего творческо­го фактора адаптивной организации живых форм» (БСЭ, т. 1, 1970).

На историко-эволюционном пути развития на организмы действуют абиотические и биотические факторы в комплексе. Известны как успешные адаптации организмов к этому ком­плексу факторов, так и «безуспешные», т. е. вместо адаптации вид вымирает.

Экология (от греч. «ойкос» - жилище и «логос» - наука) - наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, образ жизни животных и растений, их продуктивность, изменение численности, видовой состав.

Экологические факторы

Среда жизни - это часть природы, в которой живут организмы. Существуют три среды жизни - вода, воздух, почва. Вода - это первичная среда для живых существ, поскольку именно в ней зародилась жизнь. Организмы могут обитать в одной среде (рыбы - в воде), в двух (наземные растения в воздухе и почве) и даже в трех средах (прибрежные водные растения - в почве, воде и воздухе). Некоторые организмы периодически переходят из одной среды в другую (насекомые с водными личинками, земноводные). Отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами, называют экологическими факторами .

По своей природе различают две группы факторов:

  1. неорганические, или абиотические, факторы: температура, свет, вода, воздух, ветер, соленость и плотность среды, ионизирующие излучения;
  2. биотические факторы, связанные с совместным обитанием, взаимным влиянием животных и растений друг на друга.
  3. Выделяют еще и антропогенный фактор - воздействия человека на природу. Каждый из экологических факторов незаменим. Так, недостаток тепла нельзя заменить обилием света, минеральные элементы, необходимые для питания растений,- водой.

Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют оптимальной или оптимумом.

Границы, за которыми существование организма невозможно, называют нижним и верхним пределами выносливости .

Абиотические факторы

Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. Биологическое действие света разнообразно и обусловлено его спектральным составом, интенсивностью, периодичностью освещения.

В спектре солнечного излучения выделяют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 0,29 мкм губительны для всего живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. Более длинные ультрафиолетовые лучи (0,3-0,4 мкм) обладают высокой химической активностью. В небольших дозах ультрафиолетовые лучи полезны.

Видимые лучи (длина волны 0,4-0,75 мкм) имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения синтезируют органическое вещество. Для большинства животных видимый свет является одним из важных факторов внешней среды.

Инфракрасные лучи (длина волны более 0,75 мкм) - важный источник тепловой энергии.

Температура - важный фактор, влияющий на жизненно важные процессы организмов: рост, развитие, размножение, дыхание, синтез органических веществ и т. д. Оптимальная температура зависит от условий обитания вида; для большинства наземных животных и растений она колеблется в довольно узких пределах (15-30°С). Организмы с непостоянной температурой тела называют холоднокровными . У них повышение температуры вызывает ускорение физиологических процессов. Однако эти организмы имеют приспособления от перегрева (наличие устьиц у растений, испарение через кожные покровы у животных).

Наиболее совершенную терморегуляцию в процессе эволюции приобрели птицы и млекопитающие, т. е. теплокровные животные, за счет образования четырехкамерного сердца. Это обеспечило им существование независимо от температурных условий среды и позволило расселиться по всему земному шару.

Вода - непременный компонент живого, важный климатический фактор, так как служит главным средством регуляции температуры на поверхности Земли. Приспособленность к переживанию при недостатке влаги ярко выражена у обитателей засушливых степей и пустынь (видоизмененные листья-колючки, хорошо развитая корневая система, высокое осмотическое давление). Некоторые растения (агава, очиток, молодило) имеют мясистые листья и стебли и способны долго удерживать воду. Другие растения (тюльпаны, маки, гусиный лук и др.) успевают вырасти и отцвести за короткий весенний срок, когда в почве еще достаточно влаги. Большое приспособительное значение имеет способность этих растений погружаться в состояние глубокого физиологического покоя.

Сезонные изменения внешних условий связаны с изменением важнейших факторов жизни - температуры, освещения, влажности. Обитатели умеренных широт характеризуются проявлением сезонных циклов развития.

Весной при повышении температуры и освещения наблюдается активная жизнедеятельность организмов: растут и зацветают растения, прилетают птицы и т. д. Летом созревают семена растений, большинство животных дает потомство. Осенью начинается подготовка организмов к неблагоприятным зимним условиям: у растений откладываются питательные вещества, у животных происходит линька и т. д. Зимой при пониженной температуре наступает глубокий покой. Это явление особенно присуще растениям и некоторым животным.

Каждый организм имеет определенные приспособления к перенесению пониженных температур. Причем морозостойкость растений и насекомых усиливается в течение зимы. Это называют холодным закаливанием . Глубокое охлаждение вызывает временную обратимую остановку жизни. Такое состояние называют анабиозом . У птиц и млекопитающих состояние полного анабиоза не наступает, так как они не приспособлены к переохлаждению. У них выработались другие приспособления к перенесению зимнего времени года (сезонные миграции и др.).

В регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных главная роль принадлежит изменениям продолжительности дня и ночи. Реакция на продолжительность светового периода суток получила название фотопериодизма .

Фотопериодизм - это общее, важное приспособление, регулирующее сезонные явления у самых различных организмов. Изменение длины дня всегда тесно связано с годовым ходом температуры и предшествует ее изменению, вслед за укорочением дня понижается и температура. В течение года длина дня изменяется строго закономерно и не подвергается случайным колебаниям. Поэтому длина дня служит точным астрономическим предвестником сезонных изменений. Выяснение роли длины дня и регуляции сезонных явлений открывает большие возможности для научного понимания развития растений и животных.

МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

Итоговый проект на тему: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

Работу выполнил:

ученик 9 класса «А»

Сидоренков Егор

Учитель: Василенкова

Ольга Владимировна

пгт. Шумячи

Паспорт проекта

Название проекта

Закономерности взаимоотношений организмов и среды.

Образовательная организация

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

Разработчики

Учитель биологии МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»-Василенкова О.В.

Ученик 9 «А» класса МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»-Сидоренков Егор

Актуальность

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Цель проекта

Изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.

Задачи проекта

Методы

    анализ литературы,

    метод практических действий,

    индивидуальная работа.

Этапы работы над проектом

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе я изучил проблему, определил цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрал наиболее оптимальные диагностические способы оценки здоровья. На втором этапе на основе данных медицинского работника школы, изучил состояние здоровья учащихся по видам заболеваний и уровень физической подготовленности по отношению к группе здоровья. На третьем этапе исследования обработал данные, обобщил результаты и сделал выводы.

Реализация проекта

Для реализации проекта были определены следующие направления: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие с родителями.

Данный проект реализуется посредством внедрения в работу проектного метода обучения.

Предполагаемые результаты

Продукты проекта

Исследовательская работа, сопровождающаяся

презентацией.

Приложение

Фотографии.

Пояснительная записка

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Правительством Российской Федерации разработана и утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из направлений работы является сохранение и укрепление здоровья детей.

Концепция школьного образования гласит, в школьном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются привычки.представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Значимость данной проблемы рассматривается и в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации образования, в Конвенции о правах ребенка. В Законе «Об образовании» статья 51 п.1 говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В современномшкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

Школьники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы школьник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Гипотеза: Эффективность формирования основ здорового образа жизни у школьников обеспечивается следующими педагогическими условиями: информацией об основах здорового образа жизни; обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;

Обоснование актуальности проекта

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Предполагаемые результаты

    Развитие исследовательских умений и навыков;

    Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;

    Обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;

Цели:

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.

Изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.

Задачи:

Привлечь внимание к проблеме формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

Изучить вопрос влияния древесных пород на воздушную среду, опираясь на научную литературу; фитонцидные свойства древесных пород.

Осуществить отбор древесных пород, исходя из их фитонцидных

Введение

Литературный обзор

География Шумячского района

Результаты исследования

Изучение планировки пришкольной территории

Изучение видового состава древесных пород

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка

Санитарно – гигиеническая оценка древесных пород

Изучение лечебного действия деревьев и кустарников

Анализ состояния здоровья учащихся школы

Школьные болезни

Группы здоровья

Диагностика здоровья учащихся в режиме школы

Диагностика больных учащихся в режиме школы

Выводы и заключение

Список литературы

Приложение

1. Введение

Вопросам климата пришкольной территории (участка) в последние годы уделяется большое внимание, поскольку состояние учебных, воспитательно - образовательных, общественных и других типов учреждений напрямую связано со здоровьем человека.

Создание ограждений, визуально расширяющего границы участка и создающего эффект уединения является создание насаждений из деревьев и кустарников.

Характеризуя полезные функции насаждений, можно отметить их существенную роль в защите территории от пыли, вредных для человека газообразных соединений. Насаждения в значительной степени снижают концентрацию вредных газообразных веществ в атмосфере. В этом отношении эффективны кустарники, а именно кизильник, боярышник, калина, из деревьев – тополь. Это растения, имеющие опушенные или выделяющие клейкие вещества листья.

Всему растительному миру присущи фитонцидные свойства, однако степень антимикробной активности летучих выделений тех или иных видов различна. Так, фитонциды убивают вредные микроорганизмы у черемухи обыкновенной – за 15 минут, лимонного дерева – за 5 минут, у черной смородины – за 10 минут, но стоит помнить, что в воздухе микробы не размножаются, но могут сохранять свою жизнеспособность и болезнетворные свойства длительное время.

Актуальность проекта: в настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проект­ной деятельности.

Фитонциды убивают вредные микроорганизмы - это способствует улучшению здоровья человека.

Объектом исследования стала воздушная среда пришкольного участка и состояние здоровья учащихся школы.

Цель исследования:

- изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.

Задачи:

    Привлечь внимание к проблеме формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

    Изучить вопрос влияния древесных пород на воздушную среду, опираясь на научную литературу; фитонцидные свойства древесных пород.

    Осуществить отбор древесных пород, исходя из их фитонцидных свойств.

Методы исследования:

    анализ литературы,

    объяснительно-иллюстративный метод,

    метод практических действий,

    индивидуальная работа.

Методика исследования:

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе я изучил проблему, определил цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрал наиболее оптимальные диагностические способы оценки здоровья.

На втором этапе на основе данных медицинского работника школы, изучил состояние здоровья учащихся по видам заболеваний и уровень физической подготовленности по отношению к группе здоровья.

На третьем этапе исследования обработал данные, обобщил результаты и сделал выводы.

2.Литературный обзор

В этом проекте были использованы книги не только непосредственно по данной теме, но и дополнительные книги по географическому положению объекта исследования, природным условиям на данной территории.

Разные книги содержат различную информацию: одни делают упор на местообитания и область определения растений, другие – на биологические особенности вида. Поэтому в проекте я не выделял какую-либо одну книгу, на которую опиралась и полностью основывалась на ней; все имеющиеся книги были одинаково полезны.

В целом все книги помогли мне правильно исследовать территорию окрестностей школы. На основе данных из многих книг я смог правильно сформулировать цель и задачи исследования, а также четко сделать вывод.

3. География Шумячского района

    Растительность

Климат

Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января −9 C, июля +17 C. Относится к избыточно увлажняемым территориям, осадков от 630 до 730 мм в год, больше в северо-западной части - где чаще проходят циклоны, максимум летом . Среднегодовое количество дней с осадками от 170 до 190. Вегетационный период 129-143 дня. Период с положительной среднесуточной температурой воздуха продолжается 213-224 дня. Средняя продолжительность безморозного периода 125-148 дней. Для района характерна значительная изменчивость циркуляции атмосферы в течение года, что приводит к весьма заметным отклонениям температуры и осадков. Распределение осадков в течение года также неравномерно. Наибольшее количество их выпадает летом (порядка 225-250 мм). За год в целом преобладают ветры западного, юго-западного и южного направлений. Также Шумячский район характеризуется высокой облачностью (наибольшее количество ясных дней весной - до 10%)

    Почвы

Преобладающими типами почв являются дерново-подзолистые (78 % площади) и супесчаные. Реже встречаются типичные подзолы , дерновые, различные виды болотных и пойменных почв. Отмечается низкое содержание гумуса и деградация плодородия, а в результате прекращения мелиорации местами развивается водная эрозия почв.

4.Результаты исследований

4.1. Изучение планировки пришкольной территории

Школа является многофункциональным учреждением. В течение учебного года учащиеся не только обучаются, а также отдыхают, занимаются спортом и гуляют на территории пришкольного участка. Поэтому каждому ребенку на территории должно быть не только комфортно, но и безопасно.

Для этого была проведена оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон.

Таблица №1

Оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон

Измерения

Результаты

Расстояние от границ школы до предприятий быта, промышленного предприятия

не менее 50

Рядом со школой отсутствуют промышленные предприятия.

Расстояние до ближайшего жилого дома

не менее 10

Расстояние от школы до дороги с нерегулярным движением автотранспорта

Расстояние от школы до дороги с регулярным движением автотранспорта

Вывод: в расположении основных функциональных зон выдержаны все санитарно-гигиенические нормы.

4.2. Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Был определен основной видовой состав деревьев и кустарников. Всего 17 видов деревьев и 2 вида кустарников.

По результатам исследования было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, липа, рябина, сирень и т.д.) и они размещены со стороны автодороги, защищая школу от копоти, пыли и вредных микроорганизмов.

Вывод : большая часть древесных пород правильно высажена на территории участка с учетом главной цели защиты детей от пыли и вредных микроорганизмов.

4.3. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка

Озелененную часть пришкольной территории не зря называют «зеленой защитной полосой» Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, нормализует состав воздуха. Поэтому с помощью рулетки были произведены замеры основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону, и получены следующие данные

Таблица №2

Зеленая защитная полоса пришкольного участка

Измерения

Санитарно-гигиенические нормы, м

Полученные результаты

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

на границе территории

со стороны магистрали

не менее 1,5

не менее 6

Расстояние от школы до деревьев

не менее 15

Расстояние от школы до кустарников

не менее 5

Ширина между узколиственными деревьями

Ширина между широколиственными деревьями

Вывод : основные показатели, характеризующие зеленую защитную зону соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

4.4. Санитарно – гигиеническая оценка древесных пород

Произведена оценка жизненной устойчивости деревьев.

Результаты исследований сведены в таблицу.

Таблица №3

Санитарно-гигиеническая оценка древесных пород

Название дерева

Санитарно – гигиеническая оценка

Эстетическая оценка

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений

Снижение запыленности и загазованности воздуха

Клен, сирена, липа

Газозащитная роль зеленых насаждений

Клен, сирень, береза,липа, можжевельник

Ветрозащитная роль

Фитонцидное действие

Береза, сосна, сирень, черемуха, можжевельник и т. д.

4.5. Изучение лечебного действия деревьев и кустарников

Изучены фитонцидные свойства древесных пород и выявлено их влияние на организм человека.

Изучение производилось анализом научной литературы, результаты исследования сведены в таблицу.

Таблица №4

Деревья и кустарники, летучие выделения которых обладают лечебным действием

Семейство, вид

Лечебное действие

Степень антимикробной активности, мин

Береза

Выполняет роль санитара окружающей среды, расправляясь со многими болезнетворными организмами

Ива желтая

Выполняет роль санитара окружающей среды

Клен

Фитонциды увеличивают защитные силы организма

Липа

Вещества оказывают бронхолитическое воздействие

Сосна обыкновенная

Практически все виды, входящие в род сосновых, обладают антимикробными свойствами. Сосновые фитонциды увеличивают защитные силы организма и снижают риск простудных заболеваний

Сирень

Выделяемые вещества обладают антимикробными свойствами

Смородина черная

Фитонциды активны по отношению к золотистому стафилококку, микроскопическим грибам, возбудителям дизентерии, дифтерии

Черемуха

Исключительные антимикробные свойства фитонцидов

Яблоня

Выделяемые вещества активны по отношению к возбудителям дизентерии, золотистого стафилококка, протея, вирусов группы А

Из анализа результатов таблицы, видно, что наибольшими фитонцидными свойствами обладают береза, черная смородина, сирень, сосна – именно эти породы наиболее полезны для человека.

5. Анализ состояния здоровья учащихся школы

Исходя из санитарно - гигиенического состояния пришкольной территории, я решил сделать оценку здоровья учащихся нашей школы.

Школьные болезни

Результаты медосмотров показывают, что на первом месте стоят заболевания дыхательных путей, болезни желудка, нарушение осанки и зрения.

Большую часть времени дети проводят за партой, телевизором, компьютером. Причина нарушения зрения – переутомление глаз от чрезмерной нагрузки и несоблюдением правил ухода за глазами. Данные опроса свидетельствуют, что переутомление происходит не от школьной загруженности, а от образа жизни. Большую часть свободного времени подростки тратят на просмотр сериалов и компьютерные игры.

Группы здоровья

Таблица №5

Учебный год

Всего учащихся

Диагностика здоровья учащихся в режиме школы

Таблица №6

Учебный год

Всего учащихся

Всего здоровых, %

Прослеживается отрицательная динамика здоровья детей по сравнению с каждым предыдущим годом.

Диагностика больных учащихся в режиме школы

Таблица №7

Виды заболеваний

2014/15 уч. г.

2015/16 уч. г.

2016/17 уч. г.

Нарушение зрения

Сердечно-сосудистые заболевания

Нарушение осанки

Из таблиц видно, что здоровыми признаны чуть более 1/3 учащихся школы.

Выводы и заключение:

Говоря об эстетической оценке деревьев, можно сказать, что в основном деревья имеют высокие декоративные качества и проведение санитарных мероприятий не требуется. Но есть и деревья средней декоративности, которым требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения. Такая помощь нужна берёзе.

В ходе работы проанализировано достаточно много материала, проведены исследования, сделаны выводы. Во всех формах организации использовались следующие принципы:

    работа для школы должна быть полезной;

    работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;

    работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных знаний и умений в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.

Своим проектом я решил показать свое отношение и обратить внимание других ребят к здоровому образу жизни. Ведь забота о нашем здоровье – задача не только родителей, учителей, но и нас самих.

7. Литература

    Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. «Биология в школе» №8, 2010.

    Артюхова И.С. «Биология в школе» №7, 2008.

    Медведев В.А. «Тысяча забытых рецептов», 2005г.

Приложение

Можжевельник

Липы по периметру школы

Сирень

Клён

Волейбольная площадка

Детская площадка

Спортивная площадка





Предыдущая статья: Следующая статья:
 ≡  Материалы недели

  Пережившие клиническую смерть рассказывают, что видели свет в конце туннеля, прощались с родственниками, смотрели на свое тело со стороны и испытывали ощущение полета. Ученые не могут понять этого,...

  В Российской Федерации, как и в других странах, есть специальная военная полиция. Ее подразделения предназначены для защиты военнослужащих срочной и контрактной службы, а также всех гражданских...

  Значение имени Павел – обладатель противоречивого характера, который, сочетаясь с гибким умом, может как втянуть его в очередную авантюру, так и помочь выбраться из затруднительного положения....

 ≡ За месяц

  Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела...

  Имя Павел является очень распространенным мужским именем латинского происхождения. Женские аналоги этого имени - Павла, Паула, Полла. Свою популярность у христиан имя приобрело благодаря одному из...

  Кольцо Уробороса или же кусающий себя за хвост дракон – это один из самых древних мировых сакральных символов. Он несет в себе цикличность бытия – означает бесконечную смену одного жизненного цикла...

© 2024 - Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками.
О сайте | Контакты | Карта сайта