Главная » Декор » Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета. Учёт затрат и эксплуатации автомобильного транспорта Расходы на содержание транспортного средства

Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета. Учёт затрат и эксплуатации автомобильного транспорта Расходы на содержание транспортного средства

Наличие автомобиля подразумевает осуществление собственником дополнительных расходов, которые связаны с оформлением страховки по ОСАГО, прохождением технического обслуживания, приобретением ГСМ и запасных частей. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ специальные виды автомобилей должны быть оснащены дополнительным оборудованием (например, тахографами и системами спутниковой навигации). Об этих и других видах расходов пойдет речь в статье.

Оформление страховки по ОСАГО

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 №  40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным. В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1 , 2 ст. 426 ГК РФ ; ст. 1 , 5 , п. 1 , 2 ст. 8 , ст. 9 Федерального закона №  40-ФЗ ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона №  40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что согласно п. 302 Инструкции №  157н для учета таких расходов предназначен счет 401  50 «Расходы будущих периодов». В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции №  157н ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ , утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №  65н (далее - Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226

счете 302  26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции №  157н ).

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н :

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены денежные средства в страховую организацию 2 302 26 000 2 201 11 000 12 000
Отражены расходы на ОСАГО 2 401 50 226 2 302 26 000 12 000
В течение страхового года ежемесячно расходы будущих периодов относятся на текущий финансовый результат

(12 000 руб. / 12 мес.)

2 109 60 226 2 401 50 226 1 000

Проведение технического обслуживания

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона №  170-ФЗ под техническим обслуживанием (ТО) транспортных средств понимается проверка их технического состояния .

В ходе такой проверки выявляется соответствие автомобиля обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №  1008 . Согласно п. 6 данных правил, а также ст. 16 Федерального закона №  170-ФЗ ТО осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства (или его представителем) и оператором технического осмотра.

Предельный размер такой платы устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 18.10.2011 №  642-а .

В силу Указаний № 65н расходы на обследование технического состояния автомобиля, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности, следует относить на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302  25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции №  157н ).

Стоматологическая поликлиника, имеющая статус автономного учреждения, заключила договор о проведении ТО служебного легкового автомобиля с оператором технического осмотра. Согласно договору плата за проведение ТО составила 3 000 руб. Расходы по оплате указанной услуги осуществлены учреждением за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Легковой автомобиль относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем.

Приобретение тахографов

Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» . Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 №  36 .

В соответствии с Классификацией основных средств аппаратура и приборы для измерения параметров движения, включая тахометры и скоростемеры (код 14 3314020), относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждений на установку тахографов следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В случае если же тахограф приобретается в одной организации, а устанавливает его другая компания, расходы на его установку (монтаж) следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по приобретению тахографа ведется на счете 302  31 п. 256 Инструкции №  157н ). В случае если по условиям договора предусмотрены авансовые платежи, применяется счет 206  31 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств» (п. 204 Инструкции №  157н ).

Автономное учреждение «Дом престарелых» заключило договор на поставку технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (автомобильных тахографов) с последующей их установкой на автомобили учреждения на общую сумму 75 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости договора. Оплата по договору произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс в размере 30% стоимости договора 2 206 31 000 2 201 11 000 22 500
Отражена стоимость приобретенных тахографов 2 106 31 000 2 302 31 000 75 000
Произведен зачет ранее перечисленного аванса 2 302 31 000 2 206 31 000 22 500
Осуществлен окончательный расчет с поставщиком 2 302 31 000 2 201 11 000 52 500
Приняты к учету тахографы 2 101 34 000 2 106 31 000 75 000

Приобретение спутниковых систем

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 №  22-ФЗ «О навигационной деятельности» для повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами. Перечень таких транспортных средств определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, закрепленные в установленном порядке за органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований и подведомственными им учреждениями (п. 8 Постановления Правительства РФ №  641 ).

Расходы на приобретение спутниковых систем отражаются аналогично расходам по приобретению тахографов, то есть по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания №  65н ) и с применением счетов 206  31 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 302  31 «Расчеты по приобретению основных средств» (п. 204 , 256 Инструкции №  157н ).

Приобретение запасных частей и шин

Собственник, владея автомобилем, должен поддерживать его в состоянии, пригодном для эксплуатации. Вернуть первоначальные характеристики можно посредством ремонта.

Различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный (п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта , утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 ).

Как правило, капитальный ремонт проводится специализированной организацией. Текущий ремонт учреждение осуществляет своими силами.

Ремонт всех видов нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывается на основании технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и др. В плане указывается, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, прописывается общая сумма расходов. Надо учитывать, что план составляется исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя учреждения. Данная система должна определять порядок обслуживания транспортного средства, проведения его текущего или среднего ремонта, а также капитального и особо сложного ремонта отдельного объекта. Руководитель организации утверждает план ремонта приказом или распоряжением.

В соответствии с п. 99 , 117 Инструкции №  157н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 105  06 «Прочие материальные запасы». Поэтому их приобретение в силу Указаний № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Далее необходимо отметить, что отдельные виды материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля над их использованием учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции №  157н ).

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Далее запасные части, установленные на автомобиль, списываются с забалансового учета.

Если при проведении ремонтных работ транспортного средства заменяются номерные запасные части, то согласно п. 3 Постановления Правительства РФ №  938 организация обязана в установленном порядке изменить регистрационные данные автомобиля в ГИБДД или органах Гостехнадзора в течение десяти суток после замены номерных агрегатов.

Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с отражением производственных номеров при их наличии) и их количеству.

Колледж, имеющий статус автономного учреждения, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрел зимние шины (четыре штуки) для легкового автомобиля. Стоимость одной шины составляет 8 500 руб. Общая стоимость покупки - 34 тыс. руб. Расходы на приобретение шин отражаются учреждением в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили от поставщика шины для автомобиля 4 105 36 000 4 302 34 000 34 000
Перечислена плата поставщику за поставленные материальные ценности 4 302 34 000 4 201 11 000 34 000
Выданы в эксплуатацию шины, установленные на автомобиль 4 109 70 272 4 105 36 000 34 000
Приняты на забалансовый учет шины, установленные на автомобиль* 09 34 000

Автошины списываются с забалансового учета по причине их непригодности к дальнейшему использованию, в случае хищения либо реализации. Рекомендуем прописать в учетной политике, что нормы эксплуатации для шин определяются по правилам, установленным во Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02 ), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее - Временные нормы). Согласно п. 3.1 данного документа нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категории М1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), автобусов и троллейбусов (категорий М2, М3) представлен в таблицах 1 - 3 Временных норм. Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также для каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Так как на автомобилях используются зимние и летние шины, для удобства контроля над их учетом можно ввести и утвердить в учетной политике аналитику к забалансовому счету 09: летние шины отразить на субсчете 09-1, зимние шины - на субсчете 09-2.

Приобретение ГСМ

Наличие автотранспорта заставляет автономные учреждения приобретать ГСМ. Это постоянная и самая затратная статья расходов. В силу п. 118 Инструкции №  157н для учета ГСМ предусмотрен счет 105  03 «Горюче-смазочные материалы», на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. д. Расходы на приобретение ГСМ (аналогично расходам на приобретение запасных частей) отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (Указания № 65н).

Расходы на приобретение ГСМ при составлении плана ФХД автономное учреждение может осуществлять в соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте , утвержденными Распоряжением Минтранса РФ №  АМ-23-р (далее - Нормы расхода топлива).

Как отмечает Минфин в письмах от 13.12.2013 № 02-10-010/55111, от 08.07.2011 №  02-06-10/3056 , нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в документе Минтранса, носят рекомендательный характер. Несоблюдение установленного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и вынесения предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. Если учреждение использует в своей деятельности вышеназванные нормы, оно отмечает это в своей учетной политике.

Нередко на практике возникают ситуации, когда в Нормах расходы топлива, утвержденных Минтрансом, отсутствуют нормы на отдельные виды автомобилей. При возникновении таких ситуаций Минфин в Письме от 11.07.2012 №  03-03-06/4/71 рекомендует руководителю организации ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, автономное учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Вместе с тем ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией № 183н порядок отражения операций с применением топливных карт не разъяснен. Однако ранее Минфином в Письме от 03.06.2008 №  02-14-10а/1611 были даны рекомендации, что приобретенные карты по предварительно оплаченным товарам рассматриваются в целях бухгалтерского учета в качестве бланков строгой отчетности. Таким образом, карты на приобретение ГСМ следует учитывать в соответствии с Инструкцией № 157н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и месту их хранения в книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) (п. 338 Инструкции №  157н ). В ней указываются виды, серии и номера бланков, даты их получения (выдачи), цена, количество и подписи лиц, их получивших.

Рассмотрим на примере приобретение ГСМ с использованием топливной карты.

Автономное учреждение осуществляет заправку автомобилей ГСМ с использованием пластиковой топливной карты на сумму 100 000 руб. Стоимость услуг топливной организации по изготовлению одной пластиковой карты, которая переходит в собственность учреждения, - 500 руб. (в том числе НДС - 76,27 руб.). Для заправки автомобиля топливная карта выдана под отчет водителю легкового автомобиля.

В течение месяца водитель представлял авансовые отчеты, подтверждающие оплату заправки пластиковой картой на сумму 100 000 руб. Расходы произведены за счет средств субсидии, выделенной для выполнения государственного задания.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
Оплачена стоимость услуг по изготовлению карты 4 302 26 000 4 201 11 000 500
Оказана услуга по изготовлению карты 4 109 60 226 4 302 26 000 500
Принята на учет топливная карта* 03 1
Перечислены денежные средства на приобретение ГСМ 4 302 34 000 4 201 11 000 100 000
Выдана из кассы учреждения топливная карта водителю** 03 1
На основании авансовых отчетов произведено оприходование ГСМ*** 4 105 33 000** 4 302 34 000 100 000
*

Поступление бланков строгой отчетности отражается записью на забалансовом счете 03 в условной оценке (1 бланк - 1 рубль) или по стоимости приобретения бланков (порядок оценки устанавливается учреждением в учетной политике). Учет бланков строгой отчетности ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения (п. 337 Инструкции №  157н ).

Внутреннее перемещение бланков строгой отчетности в учреждении отражается путем изменения ответственного лица и (или) места хранения на основании оправдательных первичных документов (п. 337 Инструкции №  157н ).

Количество заправленного бензина и его стоимость подтверждаются документами, выданными водителю на заправочной станции. В конце месяца количество и стоимость ГСМ сверяется со счетом-фактурой и накладной, выданной топливной компанией.

В силу п. 108 Инструкции №  157н выбытие (отпуск) ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы (литра, килограмма и т. д.) либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по их группе (виду) закрепляется в учетной политике автономного учреждения и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Бензин (дизельное топливо) списывается на основании правильно оформленных путевых листов (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) водителей автотранспортных средств автономного учреждения, отражающих его использование (п. 36 Инструкции №  183н ). Иные горюче-смазочные материалы (масла, тосол, охлаждающая жидкость и т. п.) списываются согласно акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Расходование масел, указанное в акте, должно соответствовать количеству использованного бензина, отраженному в путевых листах.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Экономическая целесообразность совершения тех или иных расходов по содержанию автомобилей следует из норм, закрепленных в правовых актах РФ. Оформление страховки по ОСАГО, проведение ТО обязательны, следовательно, соответствующие затраты заблаговременно включаются в план ФХД автономного учреждения.
  2. Учет рассматриваемых в статье расходов осуществляется в соответствии с нормами Указаний № 65н в зависимости от содержания заключенного договора и экономической сущности операции.
  3. Операции отражаются согласно положениям, приведенным в инструкциях № 157н, 183н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В том числе их частей, предметов дополнительного оборудования.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте».

    С. Валова , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Для сравнения взяли и Kia Rio в скромной комплектации Comfort, а Гранте, напротив, придали веса, выбрав наиболее богатый вариант Luxe, оставив, правда, за бортом штатную навигацию и автоматическую коробку передач. Это наиболее востребованные на рынке версии. Все три одноклассника фактически одной мощности - 107 (в случае с корейскими автомобилями) и 106 л.с. (у Лады), с 5-ступенчатыми механическими коробками передач. По рабочему объему двигатели собираемых на питерском заводе Hyundai Solaris и Kia Rio оказались чуть меньше, чем у Лады: 1,4 л против 1,6 л. В частности, этим объясняется большая прожорливость автомобиля с берегов Волги.

Как уже говорилось, для сравнения были взяты не омраченные проблемами первые три года эксплуатации, когда еще действует заводская гарантия. Постановка на учет не зависит от марки машины и не столь затратна в общем списке расходов. Налоги для машин этой мощности тоже разумны: 25 рублей с лошадиной силы дают в сумме 2650–2675 рублей в год.

Полисы ОСАГО и каско рассчитывались на калькуляторе страховой компании РОСНО для среднестатистического водителя без вредных привычек (возраст - 30 лет, водительский стаж - не менее 5 лет). И если годовой полис ОСАГО обошелся всем трем участником нашей истории в одинаковую сумму 9060 рублей, то при расчете каско выявились расхождения. Во-первых, замечу, что при условии полной выплаты возмещения ущерба учитывается остаточная стоимость автомобиля, поэтому платеж каждого последующего года был меньше предыдущего. Во-вторых, страховой договор с учетом полной компенсации при угоне и повреждении автомобиля предусматривал франшизу в 90 000 рублей. Без нее страховка обошлась бы втрое дороже, а это вряд ли обрадует клиентов, выбравших бюджетный автомобиль. Наконец, в-третьих, с учетом угоняемости владельцы Солярисов вынуждены платить чуть больше тех, кто выбрал Rio . В итоге оказалось, что страхование Лады при всех прочих равных условиях вдвое дешевле, чем страховка на Hyundai и Kia.

Львиную долю эксплуатационных расходов составляет топливо. А значит, тем, кто проживает в городе и знаком с пробками не понаслышке, стоимость поездок может оказаться процентов на тридцать дороже указанной в таблице суммы. Стандартные гарантийные обязательства производителей: 3 года или 100 000 км пробега. Правда, корейцы предлагают больше, но это отдельная тема . Мы же остановимся на более реальном пробеге в 60 000 км за тот же период. На экипировке зимними шинами скупиться не стали - всем приобрели шины Nokian Hakkapeliitta 7, которые обошлись Ладе чуть дешевле из-за меньшего диаметра колес - 14 дюймов против 15 у «корейцев». Мойка рассчитывалась из расчета один раз в месяц. Кто любит машину, может позволить себе и более частые купания.

Расходы на содержание автомобиля в течение первых трех лет эксплуатации (60 000 км пробега), рубли.

Модель, комплектация

Hyundai Solaris 1.4 (107 л . с .) 5MT, Comfort

Kia Rio 1.4 (107 л . с .) 5MT, Comfort

Lada Granta, 1.6 (106 л . с .) 5MT, Luxe

Цена

629 900

639 900

433 400

Постановка на учет в ГИБДД

3300

3300

3300

Транспортный налог в Москве

8025

8025

7950

Полисы ОСАГО

27 060

27 060

27 060

Полисы каско

68 586

62 606

27 035

Топливо*

139 080

139 080

152 760

Регламентные ТО

45 744

35 100

17 200

Комплект зимних шин

17 080

17 080

12 920

Мойка

10 800

10 800

10 800

Расходы на содержание**

319 675 (50,8%)

303 051 (47,4%)

259 025 (59,8%)

Все расходы с учетом стоимости автомобиля

949 575

942 951

692 425

Стоимость одного километра пробега

15,8

15,7

11,5

Средняя цена на вторичном рынке***

446 900

468 600

305 400

* Для расчета используем показатель среднего расхода топлива согласно данным производителя в смешанном цикле. При стоимости одного литра бензина с октановым числом 95 равным 38 руб.

** В скобках указана доля расходов на содержание по отношению к стоимости нового автомобиля

*** Указана стоимость трехлетнего автомобиля в соответствующих комплектациях.

В итоге в первые три года эксплуатации владелец вынужден отдать за содержание машины примерно половину стоимости нового автомобиля. Если же учесть все расходы, то самой выгодной оказалась Лада. Ее двигатель более прожорлив, что хорошо заметно на длительной дистанции, зато прохождение плановых ТО менее затратно. Однако, как показывает практика, россияне готовы платить за чуть более комфортные и, как следствие, более дорогие машины, в частности корейские. Кстати, судя по нашим расчетам, из соплатформенных Kia Rio и Hyundai Solaris первый содержать чуть выгоднее. Хочу также заметить, что вы можете и сами посчитать расходы на содержание того или иного автомобиля, используя нашу таблицу. Просто подставьте те значения, которые соответствуют вашим предпочтениям. Надеюсь, это поможет не ошибиться с выбором.

Документ:

Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"

Расходы на содержание автотранспорта

Современное учреждение, заведение трудно сегодня представить без транспортного средства, предназначенного для обеспечения хозяйственных и других потребностей. Какие расходы, связанные с содержанием такого средства, и в каких размерах учреждение может включить в смету доходов и расходов? С этим вопросом читатели обращались в нашу редакцию неоднократно.

В настоящей консультации на конкретном примере мы предлагаем рассмотреть один из вариантов планирования расходов по коду экономической классификации расходов 1135 "Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств".

Планирование расходов на содержание автотранспорта бюджетных учреждений осуществляется по коду экономической классификации расходов 1135 "Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств".

По этому коду, согласно Приказу № 194, предусмотрены расходы:

Доставку работников на работу собственным и арендованным транспортом, учащихся общеобразовательных школ на обучение;

Приобретение горюче-смазочных материалов;

Текущий ремонт автомобилей и транспортных средств, их планово-техническое обслуживание;

Приобретение запчастей, уплату налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, страхование и медицинский осмотр водителей;

Аренду транспортных средств и т. п.

Объемы расходов на вышеперечисленные цели исчисляются исходя из основных показателей заведения, его функций, задач, а также наличия транспортных средств, их технических характеристик и технического состояния.

На балансе учреждения находятся следующие транспортные средства.

Таблица 1


п/
п
Модель (марка) транспортного средства Коли-
чество автомо-
билей
Год выпус-
ка
Техническое состояние Ожидаемый пробег в 2005 году, км Рабочий объем двигателя, см куб.
1. "Ланос" ТА-486 1 2001 Рабочее 8980 1 598
2. ГАЗ-32213 "Газель" 1 2000 То же 10635 2300
3. ГАЗ-52-04 1 1998 -"- 4580 4750
4. ВАЗ-2101 1 1993 Нерабочее, подлежит списанию - 1 198

Объем ассигнований на содержание этих транспортных средств, которые следует предусмотреть сметой доходов и расходов на 2005 год, рассчитаем по направлениям расходов.

Расходы на приобретение
горюче-смазочных материалов

Исчисление суммы ассигнований на приобретение горюче-смазочных материалов осуществляется по нормам, предусмотренным Приказом № 43.

Указанные нормы зависят от марки автомобиля, его километража и условий эксплуатации. Кроме того, упомянутым Приказом предусмотрена система корректирующих коэффициентов, которые устанавливаются с учетом дорожных, климатических и эксплуатационных факторов.

Отметим, что конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах устанавливаются приказом руководителя предприятия, учреждения или организации. В нашем примере нормы расходов горючего на 100 км пробега будут составлять:

Таблица 2

Расчет объема расходов на приобретение смазочных материалов произведем по нормам, предусмотренным п. 2.3 вышеупомянутого Приказа. Следовательно, расходы смазочных материалов будут составлять:

Моторного масла - до 1,8 л/100 л;

Трансмиссионного масла - до 0,15 л/100 л;

Специального масла - до 0,05 л/100 л;

Пластичного масла - до 0,1 кг/100 л.

С учетом предполагаемого километража пробега в течение 2005 года горюче-смазочных материалов положено приобрести:

Таблица 3


п
п
Модель (модификация автомобиля) Ожида-
емый пробег, км
Горючее Масло
Бензин марки
А-95, л
Бензин марки
А-76, л
мотор-
ное, л
транс-
мис-
сион-
ное, л
спе-
циаль-
ное, л
плас-
тич-
ное, кг
1. "Ланос" ТА-486 8980 853 - 15,3 1,3 0,4 0,8
2. ГАЗ-32213 "Газель" 10635 - 2063 36,6 3,0 1,0 2,0
3. ГАЗ-52-04 4580 - 1 008 18,1 1,5 0,5 1,0
Всего 24 195 853 3071 70 5,8 1,9 3,8

Теперь рассчитаем сумму ассигнований, необходимую для приобретения исчисленного количества горюче-смазочных материалов. Для этого объемы бензина и масла, указанные в вышеприведенной таблице, умножим на цены, действовавшие на время составления сметы.

Представим этот расчет в форме таблиц (таблицы 4 и 5).

Расчет суммы расходов на приобретение
горюче-смазочных материалов в 2005 году

Таблица 4

Бензин марки А-95 Бензин марки А-76 Всего, тыс. грн.
Объем, л Стоимость 1 л, грн. Сумма, тыс. грн. Объем, л Стоимость 1 л, грн. Сумма, тыс. грн.
853 2,90 2,5 3071 2,60 8,0 10,5

Смазочные материалы

Таблица 5

Масло
моторное трансмиссионное специальное пластичное
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, грн.
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
70 28,0 1 960 5,8 51,0 295,8 1,9 21,0 39,9 3,8 94 357,2

Следовательно, в смету расходов на приобретение горюче-смазочных материалов необходимо заложить 13,2 тыс. грн.

Расчет суммы налога, удерживаемого с
владельцев транспортных средств

Уплата данного налога предусмотрена Законом № 1963, а ставки и порядок его исчисления - ст. 3 вышеназванного Закона. Следует отметить, что учебные заведения государственной и коммунальной формы собственности, финансируемые из соответствующих бюджетов, имеют льготы по этому налогу относительно учебных транспортных средств при условии использования их в соответствии с уставной деятельностью, то есть по назначению. Под уставной деятельностью при этом понимается предоставление практических и теоретических навыков во время изучения таких предметов, как автодело и тракторное дело. Поэтому если учебного транспорта учреждение не имеет, то данный налог оно должно уплачивать на общих основаниях, исходя из отчетных данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января планового периода (ф. № 2-ТР, утвержденная Приказом № 389).

Сумма расходов на уплату этого налога исчисляется исходя:

Из объема двигателя (устанавливается на единицу объема, которая равна 100 см куб.);

Мощности двигателя (устанавливается на единицу мощности, которая равна 1 кВт);

Длины водного вида транспорта (устанавливается на единицу длины, которая равна 100 см).

В нашем примере расходы на уплату налога с владельцев транспортных средств в 2005 году будут составлять:

Таблица 6

№ п
п
Код транс-
портного средства
Модель и марка транспортного средства Объем цилиндров двигателя, см куб. Коли-
чество транс-
портных средств, ед.
Ставка налога в грн. в год с 100 см куб. Сумма, грн.
1. 8703 "Ланос" ТА-486 1 598 1 5,00 79,90
2. 8702 ГАЗ-32213 "Газель" 2300 1 3,60 82,80
3. 8704 ГАЗ-52-04 4750 1 10,00 475,0
4. 8703 ВАЗ-2101* 1 198 1 4,00 47,92
Всего 685,62
* Несмотря на то что в заведении имеется автомобиль марки ВАЗ-2101, который не используется и подлежит списанию, его нужно включать в расчет для уплаты налога.

Таким образом, можно утверждать, что сметой доходов и расходов на уплату данного налога, по данным нашего примера, следует предусмотреть 0,7 тыс. грн.

Обращаем внимание, что Законом № 2505 внесены изменения в ст. 3 Закона № 1963 относительно ставок налога на отдельные виды транспортных средств.

В нашем примере это касается автомобилей по коду транспортного средства:

87 02 - 5 грн. со 100 см куб.

87 04 - 15 грн. со 100 см куб.

Расчет суммы сбора за
загрязнение окружающей среды

Упомянутый сбор уплачивают все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, в ходе деятельности которых происходит загрязнение окружающей среды.

Порядок начисления и уплаты этого сбора определен Инструкцией № 162 (далее - Инструкция). Поскольку автомобили, которые находятся на балансе бюджетных организаций и используются в их деятельности, являются первичными источниками загрязнения, вышеназванный сбор они должны уплачивать на общих основаниях.

Объектом исчисления данного сбора являются объемы фактического использования видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества (п. 3.1 Инструкции).

Во время исчисления размера этого платежа, который осуществляется согласно соответствующей формуле, учитывается объем выброса загрязняющего вещества (горючего) в тоннах. Количество горючего, которое будет использовано в течение 2005 года, исчисляется в литрах. Таким образом, нам необходимо перевести показатель количества указанного горючего, представленного в литрах, в тонны.

Для этого нужно применить соответствующий коэффициент. Для бензина он составляет 0,74 кг/л (письмо Госкомстата № 293).

В нашем примере бюджетная организация находится в областном центре и использует автомобили, работающие на бензине. Проектом сметы на 2005 год учреждением предусматривается приобрести 3 924 литра бензина. В упомянутом городе проживает более 1 млн. человек.

При таких условиях расчет суммы сбора, которую положено заплатить за загрязнение окружающей среды, будет следующим:

3 924 л х 0,74 кг/л: 1 000 = 2 904 т;

2 904 тн х 4,5* грн. х 1,25** х 1,8*** = 29,40 грн.

Следовательно, в смету расходов на 2005 год следует заложить расходы на оплату сбора за загрязнение окружающей среды в сумме 0,03 тыс. грн.

Заметим, что в 2005 году, согласно постановлению № 1790, к нормативам сбора за загрязнение окружающей природной среды будет применяться коэффициент 1,082. Вводится этот коэффициент с I квартала текущего года.

Расходы на проведение техосмотра

Проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств осуществляется на основании Положения, утвержденного Приказом № 102.

Размеры платежей за проведение технического осмотра, определенные Приказом № 549, отражены в табл. 7.

Таблица 7

№ п/п Название платежа Сумма, грн.
1. Техосмотр автомобилей 7,50
2. Проверка технического состояния с применением диагностического оборудования 34,00
3. Стоимость талона о прохождении технического осмотра 11,89
Всего 53,39

Исходя из того, что в заведении на учете (по статотчету) находится 4 автомобиля, 3 из которых - в рабочем состоянии, в смету расходов на проведение техосмотра следует включить 160 грн., или 0,2 тыс. грн. (53,39 х 3) = 160,17 (грн.).

Расходы на страхование владельцев
транспортных средств

Основным документом по вопросам страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является Закон № 1961.

Размер страхового платежа рассчитывается путем умножения базового платежа на корректирующие и дополнительные коэффициенты. Величины этих коэффициентов, как предусмотрено разделом VII упомянутого Закона, зависят от типа транспортного средства, а также типа и срока действия договора, других факторов.

Размеры страховых платежей утверждены согласно требованиям Закона № 1961. Воспользовавшись предложенными этим Законом размерами страховых платежей 1-го типа договора, исчислим сумму ассигнований для обеспечения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2005 год.

В нашем примере (исходя из Распоряжения № 3099) они будут составлять:

Для "Ланоса" ТА-486 - 206,96 грн.;

ГАЗ-32213 "Газель" - 886,13 грн.;

ГАЗ-52-04 - 542,17 грн.

Таким образом, для осуществления указанных расходов сметой следует предусмотреть 1,6 тыс. грн. (206,96 + 886,13 + 542,17).

Прочие расходы

Исчислим сумму расходов на проведение текущего ремонта автомобилей, их планово-техническое обслуживание, а также на приобретение запчастей к транспортным средствам, которые предусмотрено использовать для замены непригодных и сработанных агрегатов, узлов и деталей.

Напомним, что текущий ремонт осуществляется в целях обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене или восстановлении отдельных его частей. Он может выполняться по заявкам или по результатам диагностирования агрегатным или обезличенным способом или другим способом (Приказ № 102).

Текущий ремонт дорожных транспортных средств состоит в выполнении работ, связанных с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Другие виды ремонта этих средств относятся к текущим.

Порядок проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей изложен в Положении № 102. Допустим, что в течение 2005 года будет осуществляться профилактический ремонт и техническое обслуживание автомобилей заведения, о котором речь идет в нашем примере, на базе СТО.

Согласно договору, заключенному между заведением и СТО, сумма стоимости указанных работ составляет 0,6 тыс. грн.

Кроме того, в 2005 году заведение должно приобрести запчасти и материалы:

Фильтры смазочные - на сумму 36 грн. (2 шт. х 18 грн.);

Фильтры воздушные - 106 грн. (2 шт. х х 53 грн.);

Стартер - 170 грн. (1 шт. х 170 грн.);

Жидкость тормозную - 51 грн. (3 л х 17 грн.);

Концентрат охлаждающей жидкости - 50 грн. (2 л х 25 грн.).

Расходы на вышеуказанное будут составлять 1 013 грн., или 1,0 тыс. грн.

Распределим все исчисленные нами суммы расходов по направлениям их использования (табл. 8).

Расчет расходов на 2005 год по коду 1135
"Оплата транспортных услуг и содержание
транспортных средств"

Таблица 8

Транс-
портные
средства
заведе-
ния
Расходы на приоб-
ретение горючего
и сма-
зочных
материалов,
тыс. грн.
Уплата налогов и сборов Сумма
страхо-
вания,
тыс. грн.
Приоб-
ретение запчастей
и другие
расходы,
тыс. грн.
Всего,
тыс. грн.
с вла-
дельцев
транс-
портных средств,
тыс. грн.
за загряз-
нение окружа-
ющей среды,
тыс. грн.
За техни-
ческий
осмотр,
тыс. грн.
13,2 0,7 0,03 0,2 1,6 1,0 16,7

Следовательно, в смету доходов и расходов, составленную на 2005 год, по КЭКР 1135 следует включить 16,7 тыс. грн.

__________________

* Норматив сбора в грн./т (приложение № 1 к Порядку № 303).

** Корректирующий коэффициент, который учитывает народнохозяйственное значение населенного пункта (приложение № 2 табл. 2.2 к Порядку № 303).

*** Корректирующий коэффициент, который учитывает численность жителей населенного пункта (приложение № 2 табл. 2.1 к Порядку № 303).

Перечень документов

1. Закон № 1961 - Закон Украины от 01.07.04 г. № 1961-IV "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", с изменениями.

2. Закон № 1963 - Закон Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов", с изменениями.

3. Закон № 2505 - Закон Украины от 25.03.05 г. № 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и другие законодательные акты".

4. Постановление № 303 - постановление КМУ от 01.03.99 г. № 303 "Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора".

5. Постановление № 1790 - постановление КМУ от 31.12.04 г. № 1790 "О внесении изменений в приложение № 1 к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора".

6. Приказ № 43 - приказ Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43 "Об утверждении норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", с изменениями.

7. Приказ № 102 - приказ Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102 "Об утверждении Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта".

8. Приказ № 194 - приказ Госказначейства Украины от 04.11.04 г. № 194 "Об утверждении Разъяснений относительно применения экономической классификации расходов бюджета и Разъяснений относительно применения классификации кредитования бюджета".

9. Приказ № 293 - приказ Госкомитета статистики Украины от 06.09.2000 г. № 293 "Об утверждении методики расчета выбросов загрязняющих веществ в воздух автотранспортом, который используется субъектами хозяйственной деятельности и другими юридическими лицами всех форм собственности".

10. Приказ № 389 - приказ Госкомстата Украины от 18.06.04 г. № 389 "Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по автомобильному транспорту".

11. Приказ № 549 - приказ Министерства внутренних дел Украины от 16.07.01 г. № 549/333/147 "Об утверждении размеров платы за услуги, предоставляемые подразделениями Государственной автомобильной инспекции МВД Украины, и порядка ее взимания".

12. Инструкция № 162 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей среды, утвержденная совместным приказом Минохраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

Расходы на содержание автотранспорта могут отражаться в общем бюджете затрат. Но если компания занимается автоперевозками или имеет собственный транспортный парк, то бюджет расходов на содержание автотранспорта ей необходим. Рассмотрим схему бюджета расходов на содержание автотранспорта.

На схеме ниже представлена схема связи бюджета расходов на содержание автотранспорта с другими бюджетами компании.

Взаимосвязь бюджета расходов на содержание автотранспорта с другими планами

Бюджет расходов на содержание автотранспорта. Состав показателей

Основные статьи бюджета – горюче-смазочные материалы (ГСМ), заработная плата водительского состава, износ автотранспортных средств и резины, техническое обслуживание и ремонт, хранение и мойка, страхование, медицинское освидетельствование водителей (см. таблицу). При его составлении необходимо учитывать плановое выбытие автотранспортных средств в связи с окончанием срока службы или реализацией, покупку новых, а также график ремонта. Возможные аналитические разрезы – группы и виды транспорта, структурные подразделения.

Бюджет расходов на содержание автотранспорта на первый квартал, тыс. руб.

№ п/п Статьи расходов Всего Грузовые
автомобили
Легковые
автомобили
Спецтехника Тракторы Плавсредства
1 Заработная плата 457 200 45 120 80 12
2 Начисления на заработную плату 119 52 12 31 21 3
3 ГСМ 100 44 16 18 20 2
4 Амортизация автотранспортного средства 28 15 3 4 5 1
5 Износ резины 15 2 1 6 6 0
6 Техническое обслуживание 143 34 25 38 43 3
7 Ремонт 219 56 40 56 65 2
8 Прочие расходы 6 2 1 2 1 0
Итого 1087 405 143 275 241 23

Подготовка бюджета расходов на содержание автотранспорта

Расчет потребности в ГСМ проводится исходя из планируемого пробега автотранспортного средства, а также норм и сезонности потребления горюче-смазочных материалов. Заработная плата водительского состава определяется в соответствии с действующим штатным расписанием, количеством единиц техники и данными о предполагаемых изменениях в уровне оплаты труда. Износ автотранспортного средства – на основе его балансовой стоимости и нормы амортизационных отчислений. Расходы на техническое обслуживание (ТО) – исходя из технических характеристик автомобиля и рекомендованных предприятием-изготовителем норм обслуживания, а также стоимости ТО.

Стоимость ремонта автотранспорта может планироваться на основе среднестатистических данных за прошлые периоды как определенный процент от остаточной стоимости автомобиля или определяться по результатам диагностики. Стоит отметить, что при ремонте собственными силами в данной статье расходов следует также учесть затраты на приобретение запасных частей, расходных материалов, заработную плату ремонтных рабочих, амортизацию оборудования, используемого при ремонте, а также накладные расходы. Если к ремонту привлекается сторонняя компания, стоимость ее услуг будет отражаться в статье «Услуги сторонних организаций по ремонту».

  • Составляем бюджет расходов на оплату труда и Бюджет расходов на управление персоналом

Расходы на хранение и мойку автомашин можно рассчитать исходя из потребности в данных услугах и их средней стоимости в регионе. Если же эти работы выполняются собственными силами, к затратам относят стоимость расходных материалов, моющих средств, заработную плату с начислениями, амортизацию моющего оборудования.

Расходы на страхование автотранспорта включают как минимум стои­мость обязательного страхования (ОСАГО). Она планируется исходя из количества единиц автотранспортных средств (с учетом выбытия и поступления) и их технических характеристик. Последние также учитываются при расчете суммы транспортного налога.

К затратам на медицинское освидетельствование водителей относятся оплата услуг медицинских учреждений (стоимость определяется в соответствии с заключенными договорами) или при наличии собственной медицинской службы – затраты, связанные с освидетельствованием. Бюджет расходов на содержание автотранспорта составляет автотранспортная служба совместно с планово-экономическим отделом.





Предыдущая статья: Следующая статья:
 ≡  Материалы недели

  Пережившие клиническую смерть рассказывают, что видели свет в конце туннеля, прощались с родственниками, смотрели на свое тело со стороны и испытывали ощущение полета. Ученые не могут понять этого,...

  В Российской Федерации, как и в других странах, есть специальная военная полиция. Ее подразделения предназначены для защиты военнослужащих срочной и контрактной службы, а также всех гражданских...

  Значение имени Павел – обладатель противоречивого характера, который, сочетаясь с гибким умом, может как втянуть его в очередную авантюру, так и помочь выбраться из затруднительного положения....

 ≡ За месяц

  Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела...

  Имя Павел является очень распространенным мужским именем латинского происхождения. Женские аналоги этого имени - Павла, Паула, Полла. Свою популярность у христиан имя приобрело благодаря одному из...

  Кольцо Уробороса или же кусающий себя за хвост дракон – это один из самых древних мировых сакральных символов. Он несет в себе цикличность бытия – означает бесконечную смену одного жизненного цикла...

© 2024 - Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками.
О сайте | Контакты | Карта сайта