Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Половое размножение. Строение и разнообразие цветков

Половое размножение. Строение и разнообразие цветков

6 класс

Лабораторная работа № 14, 15

«Строение и функции цветка»

Цель: закрепить знания о строении цветка как органа размножения растений.

Оборудование: натуральные объекты, муляжи цветов растений, рисунки.

Ход работы

Задание 1

    Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)

    Зарисуйте рисунок в тетрадь, подпишите все части цветка.

Задание 2

Рассмотрите муляж цветка (или рисунок), подсчитайте количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составьте формулу цветка и заполните таблицу:

Название растения

Количество чашелистиков

Количество лепестков

Количество тычинок

Количество пестиков

Формула цветка

Задание 3.

    Цветки, с каким околоцветником изображены на рисунке?

Задание 4.

Ответьте на вопросы:

1 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите женский орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются обоеполыми?

    Какие цветки называются правильными?

    Какие цветки называются однодомными?

2 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите мужской орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются раздельнополыми?

    Какие цветки называются неправильными?

    Какие цветки называются двудомными?


Лабораторная работа Тема: «Строение цветка». Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Оборудование: муляжи цветов растений.

Слайд 27 из презентации «Строение цветка» к урокам биологии на тему «Цветок»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Строение цветка.ppt» можно в zip-архиве размером 3517 КБ.

Скачать презентацию

Цветок

«Побег биология» - в Мех. часть Тубус И ш К Р Окуляр Столик пред. Р. верх встав. раст Бот… жив эукар. ЦИТОЛОГИЯ клетка наука. С т р о е н и е. К Объектив Препарат. Орган размножения. Ч. Сосуды - мин. Луб. С т е б е л ь. ФУНКЦИИ передвиж. в-в выносит раст. на свет запас. Ксилема. Прям. Кл. сок. Назад. В. Сады, парки. Кож.

«Строение стебля» - Функции стебля. Подорожник. Удлиненные укороченные. Одуванчик. Выводы: Внешнее строение стебля. Тема: Стебель. Подорожник одуванчик маргаритки примулы. Внутреннее строение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Проводящая Опорная Запасающая. Подсолнечник кукуруза астра гладиолус. Укороченные стебли.

«Строение листа» - Листья кактусов превратились в колючки. Густое опушение на листьях. Листья - иголки. Листья - ловушки. Сочные листья очитка и молодила. Почему осенью листья изменяют окраску? Листья и фактор влажности. Восковый налет, мелкие листья. Теневой лист. Листья растений влажных мест обитания - гидрофитов. У алоэ, агавы, толстянок, листья сочные и мягкие.

«Семя плод» - Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Сочные и сухие плоды. Но у многих растений в завязи много семязачатков. Односемянные и многосемянные плоды. Виды плодов.

Донецк ая общеобразовательн ая школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова

Разработка урока по теме: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.

Разработала учитель биологии

Штец Т атьяна С ергеевна

Урок № 20

Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Беседа:

  • Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
  • Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
  • Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
  • У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
  • Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

  • Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
  • Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

ЦВЕТОК

4 симметрия

1 видоизмененный

побег 2 строение цветка 3 классификация цветков (растений)

  • Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов – фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд – приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда – приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

  • Венчик (сростно-, свободнолепестной).
  • Чашечка (сростно-, свободнолистная).
  • Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда – приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация . Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда – приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация . Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

  • Обоеполые.
  • Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

  • Однодомные.
  • Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда – приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

  • Актиноморфные (вишня, яблоня …).
  • Зигоморфные (горох, фасоль …).
  • Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
  2. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3. Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
  4. С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
  5. Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

ПРИЗНАК

ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой. 2. Двойной.

Чашечка:

1. Раздельнолистная. 2. Сростнолистная

Венчик:

1. Свободнолепестный. 2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая. 2. Белая. 3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая. 6. Синяя. 7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный. 2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый. 2. Пестичный. 3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

Что находится внутри завязи:

1. Семена. 2. Пыльцевое зерно. 3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

4 симметрия

1 видоизмененный

побег 2 строение цветка 3 классификация цветков (растений)

Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов - фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд - приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда - приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

Венчик (сростно-, свободнолепестной).
Чашечка (сростно-, свободнолистная).
Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда - приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот -

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда - приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

Обоеполые.
Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

· Однодомные.

· Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда - приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

Актиноморфные (вишня, яблоня …).
Зигоморфные (горох, фасоль …).
Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой. 2. Двойной.

1. Раздельнолистная. 2. Сростнолистная

1. Свободнолепестный. 2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая. 2. Белая. 3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая. 6. Синяя. 7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный. 2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый. 2. Пестичный. 3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

Что находится внутри завязи:

1. Семена. 2. Пыльцевое зерно. 3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа по биологии 7 класс №6 - Строение цветка

Рассмотрите предложенные вам цветки. Найдите все основные элементы цветка цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики.

Заполните таблицу.

Зарисуйте цветок и подпишите его основные части.

Разрежьте завязь поперек и рассмотрите ее подлупой. (Можно воспользоваться рисунком или таблицей.) Найдите семязачатки. Что формируется из семязачатка и завязи пестика?

Семязачаток: семена

Завязь пестика: плоды

Сделайте вывод.

Каковы особенности строения цветка?

Строение цветка связано с выполняемыми функциями: есть органы образования половых клеток, привлечения опылителей, защиты.

Какими бывают цветки? Почему их так называют?

Бывают обоеполыми - поскольку имеют на одном цветке пестик и тычинки; раздельнополыми - поскольку пестики и тычинки образуются на разных цветках.

Какую роль играют цветки в жизни растения?

Цветки - органы размножения цветковых растений.

Чем отличается двудомное растение от однодомного?

В двудомных растениях тычиночные и пестичные цветки развиваются на разных растениях.

Окраска цветков у сухопутных и водных растений весьма разнообразна. Натуралисты давно заметили, что растения, цветущие вечером или ночью, чаще всего имеют венчик цветка белого цвета. Как вы можете объяснить это явление?
Венчик белого цвета лучше виден в темноте для насекомых-опылителей.