Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Взрыв крейсера мэн. Броненосный крейсер «Мэн

Взрыв крейсера мэн. Броненосный крейсер «Мэн

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

Вступление в строй бразильских броненосцев Ричауэлло и Акидабан в 1883-1885 году серьезным образом изменило баланс военно-морских сил Западного Полушария. Хотя по европейским меркам оба бразильских корабля были очень небольшими и относились ко 2-му или даже 3-му классу, ни одна другая держава обоих Америк - даже Соединенные Штаты - в то время не располагала современными линкорами вообще . Два броненосца на некоторое время вывели Бразилию в сильнейшие морские державы Нового Света .

Американский флот в 1880-х пребывал в совершенно запущенном состоянии. Как мрачно заметил председатель комитета по морским делам Хиллари А. Герберт, «если бы весь наш флот встретился с „Ричауэлло“ в открытом море, то я сомневаюсь, что хоть один наш корабль вернулся бы в порт». Позиции изоляционистов в Конгрессе, настаивавших на крейсерской войне против коммерческого судоходства потенциальных европейских противников, были серьезнейшим образом поколеблены появлением современных линейных кораблей у потенциально враждебной державы вблизи американских берегов. Сторонники постройки современного флота, наконец, взяли верх и проектирование ответа началось немедленно.

В 1884 году, бюро проектирования и ремонта представило к рассмотрению два проекта 7500-тонного броненосца и 5000-тонного крейсера. Секретарь флота Уильям Коллинс Уитли вместо этого запросил Конгресс о постройке двух 6000-тонных броненосных кораблей (требования по водоизмещению были ограничены ввиду небольших размеров существующих американских доков, модернизация которых только предполагалась). В 1886 год у разрешение было получено, и флот приступил к составлению подробного проекта своих первых броненосных кораблей за долгие двадцать лет.

Конструкция

Проект броненосного корабля «Мэн» был разработан Теодором Д. Вильсоном, главным инженером Бюро проектирования и ремонта. Назначение этого корабля было определено как преимущественно крейсерское (в отличие от Техаса , который, имея почти идентичную компоновку, с самого начала проектировался как линкор), что предопределило требование к скорости в 17 узлов.

«Мэн», так и «Техас» по сути повторяли бразильские корабли: оба имели эшелонное расположение орудийных установок главного калибра и были в первую очередь рассчитаны на ведение боя в строе фронта. То, что эта концепция уже считалась устаревшей, а,например, сама конструкция «Ричауэлло» не относилась к оптимальным, американцам ещё не было известно.

Длина корабля составляла 98,9 метров, ширина - 17,4 метра и осадка - 6,9 метра. Его полное водоизмещение составляло 6682 тонны. Он был уже и немного длиннее «Техаса», корпус его был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел одну длинную продольную переборку. Корабль получил двойное дно, но только в пределах цитадели.

Вооружение

Основное вооружение «Мэн» состояло из четырёх 254-миллиметровых 35-калиберных орудий 10"/35 Mark 2. Орудия располагались попарно в двух диагонально расположенных вращающихся башнях: носовая башня была сильно смещена к правому борту (и частично выступала за его пределы), а кормовая башня - к левому. Из-за расположения башен близко к оконечностям, корабль подвергался сильной продольной качке. Кроме того, стоявшие низко над водой орудия сильно заливало. [ ] Башни приводились в действие гидравликой .

Эти тяжелые орудия стреляли 231-килограммовым снарядом с начальной скоростью 610 метров в секунду. На дистанции до 5000 метров снаряд пробивал 180 миллиметров закаленной гарвеированной брони . Но скорострельность орудий, из-за неудачной конструкции затворов и устаревшей процедуры перезарядки, была очень низкой - около 1 выстрела в полторы минуты. К 1905 году , за счет лучшей тренировки артиллеристов и упрощения перезарядки скорострельность удалось поднять до 2-3 выстрелов в минуту. Тем не менее, американцы считали основное вооружение «Мэна» более удачным чем у «Техаса», так как перезарядные механизмы орудий «Мэна» вращались вместе с башнями и могли перезаряжать орудия при любом положении .

Вспомогательное вооружение корабля состояло из шести 152-миллиметровых 30-калиберных орудий, располагавшихся в казематах. Формально скорострельные, орудия имели раздельное заряжание и на практике первоначально давали не более 1 выстрела в минуту (ситуацию удалось исправить к 1890-м). Их предельная дальнобойность составляла порядка 8000 метров.

В качестве противоминного оружия, «Мэн» был оснащен семью 57-миллиметровыми скорострельными орудиями Дриггса-Шредера, стоящими на крыше надстройки. Орудия выдавали до 20 выстрелов в минуту. В качестве дополнения, корабль нес четыре 37-миллиметровых орудия Гочкисса и четыре 1-фунтовых пулемета Дриггса-Шредера. Также корабль был оснащен четырьмя 450-миллиметровыми торпедными аппаратами (по два на борт) и по первоначальному проекту, должен был нести на борту два малых миноносца водоизмещением в 15 тонн. Позже от этой идеи отказались из-за совершенно неудовлетворительных качеств экспериментального миноносца.

Броневая защита

Главный пояс корабля был изготовлен из сталеникелевой брони . Он имел толщину у верхней кромки 305 миллиметров, и утоньшался к нижней кромке до 178 миллиметров. Пояс прикрывал цитадель корабля между башнями главного калибра. Его высота составляла 2,1 метра, из которых 0,9 выступали над водой. По краям цитадели, пояс наклонно уходил вглубь корпуса, утоньшаясь до 203 миллиметров, и переходя в броневую переборку.

Выпуклая броневая палуба имела толщину в 51 миллиметр в центральной части и имела скосы толщиной 76 мм за броневым поясом. В кормовой части, броневая палуба уходила под воду, прикрывая от падающих сверху снарядов рули и винты. Артиллерия главного калибра защищалась 203-миллиметровой броней при толщине брони барбетов до 305 миллиметров в верхней части (в нижней - до 250 мм). Казематы скорострельных орудий защищала 114-мм броня.

Силовая установка

Корабль приводился в действие двумя машинами тройного расширения, общей мощностью в 9239 л.с. Проектной скорости в 17 узлов развить не удалось: на пробе корабль выдал лишь 16,45 узлов, что было даже хуже чем у «Техаса». Дальность экономичного хода составляла всего 6670 км.

Служба

Взрыв в Гаване

15-го февраля 1898 года, «Мэн» находился на Кубе для защиты американских граждан в связи с разгоревшимся на острове восстанием против испанского владычества. В 21.40, когда крейсер стоял в порту Гаваны, на его борту произошел мощный взрыв. Последующий анализ показал, что более 5 тонн пороховых зарядов в носовых погребах сдетонировали одновременно, уничтожив носовую часть корабля. Изуродованный остов быстро осел на дно гавани. Так как была ночь, большая часть экипажа «Мэна» отдыхала в кубриках, расположенных в носовой части, и катастрофа унесла жизни 266 (более чем 2/3 экипажа). Старшие офицеры уцелели только потому, что их каюты находились в кормовой части, дальше всего от взрыва.

Гибель «Мэна» вызвала волну ярости в американском обществе,умело направленную против испанцев. Радикально настроенные круги общества считали, что крейсер был уничтожен испанской миной, подведенной ночью под его борт. Эта версия широко обыгрывалась в американской пропаганде испано-американской войны .

Расследования взрыва

В дополнение к расследованию, проведенному вскоре после взрыва по приказу правительства Испании двумя офицерами испанского флота, с американской стороны было санкционировано два официальных расследования - в 1898 году и в 1910 году. Расследование 1898 года пришло к выводу, что причиной гибели корабля стал внешний взрыв торпеды или мины, таким образом позволив возложить ответственность на Испанию (хотя комиссия заявила что не может установить конкретную ответственную сторону). Это политизированное решение подверглось резкой критике со стороны испанцев, которые на основании опроса свидетелей считали, что взрыв произошел внутри корпуса.

В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность, так как он мешал судоходству. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом, сформировав водонепроницаемый коффердам . Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Одновременно было начато повторное расследование инцидента.

Осмотр корпуса корабля водолазами не смог окончательно разрешить вопрос о причине взрыва, но поставил под сомнение ряд выводов комиссии 1898 года. В частности, водолазы установили что повреждение киля , которое в 1898 году было одним из основных аргументов в пользу внешнего взрыва, на самом деле вызвано детонацией погребов (которая, однако, как признало расследование 1910 года, могла быть вызвана внешним взрывом). Одной из причин неуверенных выводов комиссии было то, что корпус корабля подвергся сильной коррозии а носовая часть была полностью разрушена.

После осушения коффердама, американские инженеры срезали надстройки и верхние палубы корабля и отрезали полностью разрушенную взрывом носовую часть. Оставшаяся часть корабля была герметизирована цементом, очищена от ила и после заполнения коффердама - всплыла. 16 марта 1912 года, остатки корабля были отбуксированы в море и затоплены.

В 1976 году американский адмирал Риковер организовал частное расследование инцидента. Он предположил, что причиной гибели корабля было самовозгорание битумозного угля, который только что начал тогда применяться на американском флоте. Компания National Geographi Society провела своё расследование в 1998 году, приурочив его к столетию гибели корабля. Выводы на основании исследования архивов и компьютерного моделирования были неоднозначны: с одной стороны, пожар в угольной яме мог спровоцировать взрыв, но с другой стороны, то же самое могло быть действительно проделано даже небольшой миной, закрепленной снаружи корпуса. [ ]

В 2002 году телевизионный канал History Channel выпустил в эфир передачу о своем расследовании взрыва. В настоящее время наиболее вероятной причиной гибели корабля считается пожар в угольном погребе, приведший к детонации расположенного рядом погреба 6-дюймовой артиллерии. Подобная версия была впервые выдвинута ещё во время расследования в 1898 году, но по политическим мотивам была объявлена «маловероятной».

Версия испанской диверсии

Хотя таковая версия (подрыв крейсера миной, подведенной под его борт испанцами) широко циркулировала в американской прессе, она никогда не выдвигалась в качестве официального обвинения. Уничтожение «Мэна» как таковое не приносило Испании никакой прямой выгоды (кроме того, что ослабляло американский флот) и только увеличивало вероятность конфликта с Соединенными Штатами, которого испанское правительство пыталось избежать. Однако, существует определенная вероятность, что крейсер мог быть подорван испанской миной заграждения, сорванной течением с якорей и дрейфовавшей по заливу.

Версия провокации

Практически с самого момента гибели крейсера, появилась конспирологическая версия катастрофы, согласно которой крейсер был взорван агентами американского правительства, чтобы спровоцировать волну народного возмущения против Испании. Данная версия не поддерживается никакими материальными источниками, однако является весьма популярной. Главным возражением против неё является то, что уничтожение «Мэна» - одного из немногих современных на тот момент американских броненосных кораблей - ради организации провокации, является неоправданно дорогой акцией, подрывающей боеспособность флота.

Оценка проекта

Один из двух первенцев современного американского броненосного кораблестроения в 1880-х, «Мэн» не был особенно удачным кораблем. Нехватка опыта американских конструкторов и оглядка на устаревший европейский опыт (диагональное расположение башен) воплощенный в послужившем образцом «Ричауэлло» привели к тому, что корабль, формально мощный, оказался малобоеспособен.

Уступая броненосцам того времени в мощности вооружения и бронировании, «Мэн» был слишком медлителен и обладал явно недостаточной дальностью хода, чтобы быть эффективным крейсером. Хотя его вооружение и было более эффективно, чем тяжелые орудия «Техаса», неудовлетворительные качества всех американских тяжелых орудий того времени привели к тому, что по огневой мощи крейсер уступал всем европейским аналогам.

Все же, постройка «Мэна» и «Техаса» дала американским кораблестроителям ценный опыт и навела их на мысль не пытаться следовать зачастую уже устаревшим иностранным стандартам, а искать собственный путь в кораблестроении.

В этот день в 1898 году в порту Гаваны взорвался «Мэн» - броненосец 2-го класса американского флота.

Корабль до взрыва

После него...

Американцы, естественно, обвинили испанцев в диверсии - обвинили, потом напали и отобрали Кубу, Филиппины и Пуэрто-Рико.
Сейчас придерживаются версии, что корабль взорвался САМ - ну что же, бывает и такое...
Вот только когда в 2001 упали небоскребы ВТЦ американцы оккупировали Афганистан и Ирак, начали "мочить" и хватать людей по всему миру, устроили издевательства в аэропортах - может они тоже того - САМИ взорвались?

Взрыв, который вызвал войну. Броненосец "Мэн"

Утром 15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул взрыва. Те, кто в это время был на набережной, увидели, как над носовой частью двухтрубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой. Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который десять дней назад пришел в Гавану с визитом дружбы.

К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера «Альфонсо XII». Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим уцелевшим с «Мэна».

Вскоре стали известны и некоторые подробности катастрофы. По словам капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана оказались тщетны: «Мэн», обращенный в груду изуродованных развалин, увлек за собой на дно бухты 266 моряков – три четверти экипажа.
Каковы же были причины катастрофы?

По мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля. «Мэн» лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко.
Иначе считали в Соединенных Штатах Америки.

Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе.

Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего северного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальный протест. Одновременно испанцы предложили Америке разумный, по их мнению, компромисс: создать для расследования катастрофы смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко было отклонено, притом в довольно невежливой форме.

Пока четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США подозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая анти-испанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией.

«Военный корабль «Мэн» расколот секретной адской машиной врага!», «Мэн» предательски разрушен!» – надрывалась газета «Джорнел», а «Уорлд» откровенно требовала от правительства новых шагов: «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!»

Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США, творец доктрины «большой дубинки».

Печать, государственные и политические деятели США неустанно призывали «среднего американца» к войне, упорно вдалбливая ему в голову зловещий призыв: «Помни о «Мэне»!»

Правительство США, торопя события, ассигновало 50 млн. долларов на нужды «национальной обороны», у военной промышленности резко возросли заказы – Соединенные Штаты открыто готовились к войне.

Тем временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, «Мэн» погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников катастрофы, но пропагандистская машина уже успела сделать свое: каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США повторила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал русский журнал «Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший туда североамериканский броненосец «Мэн». Причина взрыва – одна из торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка сообщения явно отрицает умышленный характер катастрофы…

Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских экспертов и создала свою комиссию, однако американцы даже не разрешили ей осмотреть обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опубликовала 28 марта.

Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в котором заявил: «Потеря «Мэна» ни в коем отношении не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух… передних складов боеприпасов».

Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» погиб в территориальных водах Испании.

Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный русский «Морской сборник» напомнил читателям некоторые факты, частично подтверждающие испанскую версию, – два года назад в угольных ямах американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью-Йорк» самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь. Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мнению «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и роковой для него взрыв в носовом погребе.

Ультиматум
Но в Соединенных Штатах упорно не хотели слышать ничего, что помешало бы готовящейся агрессии. Правительство ответило своему президенту открытым призывом к войне, правда, слегка прикрытым лицемерными рассуждениями нравственного и религиозного толка: «Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство американского народа, является позором для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального военного судна «Мэн» с 266 лицами его экипажа во время дружественного посещения гаванской бухты».

Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Президент оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто не угрожал…

20 апреля американский посол Вуд-форд предъявил Мадриду ультиматум: Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг – объявил о призыве в армию 25 тыс. добровольцев.

Испано-американская война, первая война эпохи империализма, война за передел мира, закончилась внушительной победой США. Отсталая, полуфеодальная Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих владений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию США, пока не стала свободной после национально-освободительного восстания, которым руководил Фидель Кастро.

Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, – и колонии, и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков «Мэна». Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля.

Кому выгодно?
Этот традиционный вопрос юристов поможет нам несколько приподнять завесу таинственного над взрывом 15 февраля 1898 года. В самом деле: кому выгодно?

Конечно, не морякам «Мэна». Кстати сказать, позже установили, что в котельном отделении и угольных ямах погибшего крейсера не было вообще никакого пожара и что тем не менее взрыв произошел внутри корабля.

Быть может, Испания жаждала вступить в военный конфликт с Соединенными Штатами Америки? Скорее всего нет. К концу XIX века она растеряла остатки былого могущества. В довершение ко всему ее армия вот уже несколько лет пыталась усмирить кубинских повстанцев, которые мужественно сражались за свою независимость. Методы борьбы карателей с повстанцами привели Испанию к политической изоляции. На заокеанских владениях Испании, разбросанных на островах Вест-Индии, находилась измотанная постоянными боями с кубинцами 90-тысячная армия, против которой Америка выставила 170 тыс. вооруженных до зубов вояк…

О боеспособности испанской армии и флота лучше всего говорит почти анекдотический эпизод «захвата» американцами Гуама. Едва только крейсер «Чарльстон» выпустил по фортам Гуама первые семь снарядов, как губернатор отправил на его борт своего офицера с извинениями за то, что он не может ответить «Чарльстону» салютом из-за отсутствия пороха на береговых батареях! Американцы, конечно, приняли его извинения, добавив, что в подобных почестях нет необходимости, поскольку губернатор и его подчиненные отныне могут считать себя военнопленными.

Естественно, что в таких условиях Испания не только не помышляла о войне с Соединенными Штатами, но, больше того, стремилась всеми силами уладить конфликт мирным путем. Но этого-то меньше всего хотели в США.

Короткая испано-американская война имела долгую предысторию: Соединенные Штаты начали готовиться к ней за несколько лет до взрыва «Мэна».

Еще в феврале 1895 года, одновременно с началом восстания на Кубе, США начали мощную антииспанскую пропагандистскую кампанию. Формальным поводом для нее послужили жестокости карателей в борьбе с кубинскими повстанцами. На самом деле американские капиталисты и мысли не допускали о свободной и независимой Кубе. Им была нужна другая Куба – поставщик дешевого сахара и табака, удобная военно-морская база, контролирующая Карибское море и вход в Панамский канал.

Еще президент Кливленд «прощупывал» испанское правительство на предмет купли-продажи Кубы, но получил категорический отказ. И тогда Америка начала готовиться к войне.

6 декабря 1897 года, за два месяца до взрыва «Мэна», Мак-Кинли в послании конгрессу заявил: «Если впоследствии окажется, что паши обязательства перед самими собою, перед цивилизацией и человечеством потребуют от нас применить силу, то это не будет поставлено нам в упрек, поскольку необходимость таких действий будет настолько очевидна, что вызовет поддержку и одобрение цивилизованного мира».

Ссылки на «обязательства» перед «цивилизованным» (а в наши дни – перед «свободным») миром использовались американской пропагандой 110 лет назад так же, как они используются и теперь, причем появляются они, как правило, когда США не могут найти лучшего предлога для объяснения своей агрессивной политики…

Антииспанская кампания в США принимала самые разнообразные формы – от призывов к войне до сбора средств для бедствующего населения Кубы.

Тем временем на Кубе произошло событие, которое сразу же использовали в своих интересах США. 12 января 1898 года пять тысяч сторонников испанского колониализма устроили на острове демонстрацию. Она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на события на острове, но Соединенные Штаты среагировали на нее молниеносно – объявили демонстрацию «угрозой» в свой адрес и отправили к берегам Кубы отряд военных кораблей: «Нью-Йорк», «Индиану», «Массачусетс» и «Айову».

Америка была готова к войне, оставалось только найти повод.

24 января морской министр США объявил о предстоящем визите на Кубу броненосного крейсера «Мэн».

Американцы настолько торопили события, что не стали ждать официального согласия испанского правительства на этот «дружественный визит». 25 января форт Морро салютовал «Мэну», медленно входившему в бухту Гаваны. Единственное, что оставалось испанскому правительству, – позаботиться, хотя бы внешне, о престиже. Через два дня Мадрид неохотно объявил об ответном визите, и испанский крейсер «Бискайя» отправился в Нью-Йорк.

Не прошло и двух недель, как «Мэн» погиб на рейде Гаваны от загадочного взрыва.

Игорь Боечин. Источник информации: Журнал «Техника – молодёжи»

Статью И. Боечина комментирует специалист по истории флота капитан второго ранга в отставке Сергей Романов.
Существует еще одно объяснение трагедии «Мэна»: возможно, к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мирного разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую сулил захват острова.

В защиту такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва, сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале – марте 1898 года, и еще через 13 лет.

Прежде всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крейсера!

Рассуждая логически, следует, очевидно, предположить, что, сваливая всю вину за катастрофу на испанцев, морское командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования. Увы, командование поступило совсем по-иному.

В 1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, и притом оригинальным способом. Сначала паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых железных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, откачали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спустились американские моряки.

Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли версию взрыва котлов, – котельное отделение было цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри корабля. Это окончательно опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах, надолго запечатанные грифом совершенной секретности.

Подъем «Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носовую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку, уничтожив тем самым возможность установить истинную причину взрыва, а корму отбуксировали в открытое море и затопили на глубине 1200 метров.

Причины гибели «Мэна» неизвестны до сих пор. Неизвестны и виновники катастрофы, хотя, вполне возможно, ответ на все вопросы могут дать архивы США, где хранятся все материалы расследований. Но эти материалы пока еще не были опубликованы, и вряд ли их обнародуют в ближайшее время – в Америке еще свежа память о скандале, связанном с публикацией документов о подготовке войны в Индокитае.

Общеизвестно, что единственное лицо, заинтересованное в том, чтобы всеми силами и средствами помешать объективному расследованию какого-то события, тем более катастрофы, – ее виновник.

«Мы отказали кому-либо, кроме нас самих, изучить доказательства, – писал о трагедии «Мэна» американский историк Адаме, – а затем уничтожили их». Его слова достаточно ясно указывают истинного виновника загадочного взрыва 15 февраля 1898 года, взрыва, который вызвал испано-американскую войну.

Назван в честь Мэн Класс и тип судна Броненосный крейсер Изготовитель Верфь ВМФ, Нью-Йорк Спущен на воду 18 ноября 1889 г. Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г. Статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны Основные характеристики Водоизмещение 6789 т Длина 98,9 м. Ширина 17,37 м. Осадка 6,55 - 6,9 м. Бронирование пояс - 152-305 мм
палуба - 51 мм
башни главного калибра - 203 мм
барбеты - 305 мм
рубка - 254 мм Двигатели 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла Мощность 9000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 16,4 - 17 узлов Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) Вооружение Артиллерия 2х2 - 254-мм/30
6х1 - 152-мм/30, 7 - 57-мм, 8 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 4х1 - 356-мм ТА Медиафайлы на Викискладе

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

гарвеевская броня пояс: 280 мм
траверсы: 152-254 мм
круповская броня :барбеты ГК: 305-203 мм
башни ГК: 305-280 мм
командирская рубка: 305 мм
сталеникелевая броня : палуба: 51-25 мм
гарвеевская броня : казематы СК: 152-140 мм Двигатели 24 котлов Никлосса(Мэн)
12 Торникровта (остальные);
две 3-цилиндровые паровые машины Мощность 16 000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 18 узлов максимальная Дальность плавания 5660 на 10 узлах Экипаж 561 человек Вооружение Артиллерия 2 × 2 - 305-мм/40
16 × 1 - 152-мм/50
6 × 1 - 76,2-мм/50
8 - 47-мм
6 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 2 × 450-мм подводных ТА Изображения на Викискладе

Броненосцы типа «Мэн» (англ. Maine-class battleships ) - три крупных, мореходных эскадренных броненосца 1-го ранга, построенных для ВМФ США в конце XIX - начале XX века. Предназначались для океанской службы. Были первыми американскими броненосцами, использующими орудия главного калибра на бездымном порохе. Оставались в строю до 1919-1922 года, после чего списаны и разобраны на металл.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Why our IQ levels are higher than our grandparents" | James Flynn

    Psychological Research - Crash Course Psychology #2

    Basic geometry: language and labels | Introduction to Euclidean geometry | Geometry | Khan Academy

    Week 10, continued

    07 - Just So Stories by Rudyard Kipling - The Beginning of the Armadillos

    Субтитры

История

Три больших эскадренных броненосца типа «Мэн» были авторизированы к постройке Конгрессом 4 мая 1898 года, спустя всего восемь дней после начала испано-американской войны. Согласно техническому заданию, это должны были стать крупные, мореходные корабли, с высоко расположенными орудиями, способные совершать длительные переходы и сражаться в открытом море.

В основу проекта был положен проект первого океанского броненосца американской постройки, BB-4 «Айова» . К этому моменту, преимущества океанской «Айовы» над низкобортными броненосцами береговой обороны вроде «Индиан» или строящихся «Кирсейджей» были уже доказаны практическим опытом эксплуатации кораблей. Имея несомненные доказательства превосходства мореходных броненосцев, ВМФ США смог наконец-то отбросить довлеющую ранее доктрину береговой обороны и перейти к постройке подлинно океанского флота.

Первоначально, проект предусматривал увеличенную в размерах «Айову», на которой 305-миллиметровые орудия были бы заменены 330-миллиметровыми, а 100-миллиметровые пушки - 127-миллиметровыми. Но к моменту закладки кораблей совершенно неудовлетворительные качества американских 330-миллиметровых орудий стали уже очевидны. Главный инженер ВМФ США, Джордж В. Мелвилл воспользовался негативным опытом применения 330-миллиметровых орудий в испано-американской войне, чтобы полностью переработать проект с учетом всех новинок технологии. Теперь броненосец должен был получить новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия на бездымном порохе, гораздо более надежные и мощные чем анахроничные 330-миллиметровые пушки. Предполагалось также применить бронирование цементированной броней Круппа, которое к этому времени уже успешно вытесняло во всем мире старые гарвеированные плиты.

Переработанный проект был представлен военно-морскому департаменту в октябре 1898 года. Флот счел, что со всеми усовершенствованиями (особенно дорогими и мало освоенными промышленностью цементированными плитами) программа не уложится в отведенное финансирование. Одновременно, американский флот начал высказывать опасения по поводу стремительно развивающихся военно-морских программ России и Японии: быстрый рост русского и японского флотов создавал потенциальную угрозу новоприобретенным американским владениям на Тихом Океане. В 1890-х русский флот заложил серию из трех быстроходных океанских броненосцев серии «Пересвет» , которые были больше и быстрее всех существующих американских кораблей.

В результате, проект снова подвергся переработке. Из проекта исключили 203-миллиметровый «промежуточный» калибр, а основу скорострельной артиллерии составили новые 50-калиберные 152-мм пушки. Бронирование сделали композитным, главный пояс набирался из гарвеированной брони, а ряд других элементов - из брони Круппа. Одновременно, были поставлены повышенные требования по скорости - новые корабли должны были иметь ход не менее 18 узлов.

Конструкция

В «Мэне» переплелись черты русской, английской и американской кораблестроительных школ, из-за чего он весьма слабо напоминал свой «официальный» прототип - Айову . Зато был сильно похож на броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» , чертежи которого были переданы Крампу для проектирования «Ретвизана». Они имели полубак с высоко расположенной носовой башней главного калибра и сравнительно низкий полуют. Центральное пространство занимал каземат вспомогательной артиллерии, на который опиралась надстройка с двумя мостиками - на носу и корме. Впервые в американской практике, броненосец имел три трубы. Некоторые компоновочные решения явно повторяли «Ретвизан ». И единственный недо­статок тоже был унаследованным у «Ретвизана», это было применение тех же 24 котлов Никлосса.

Полное водоизмещение кораблей составляло 12846 тонн. Они имели длину в 120,1 метр, ширину в 22 метра и осадку в 7,42 метра.

Вооружение

Вооружение кораблей составляли новые 305-миллиметровые 40-калиберные длинноствольные орудия, стрелявшие бездымным порохом. Гораздо более мощные чем анахроничные 330-мм пушки предшествовавших проектов, эти новые орудия могли запустить 394-кг снаряд на дистанцию до 17370 метров с начальной скоростью в 732 м/с (изначально предполагалось 810 м/c, но американские инженеры не смогли выполнить это требование). На расстоянии в 11000 метров такой снаряд пробивал 239-миллиметровую гарвеированную плиту. Скорострельность орудий первоначально составляла 1 выстрел в 1,3 минуты, но к 1906 году её удалось довести до двух выстрелов в минуту.

Орудия устанавливались в броневых башнях, попарно, на носу и на корме. Первоначальная конструкция башен имела ощутимый дефект - элеватор подачи боеприпасов проходил сквозь всю башню и барбета насквозь, без каких-либо заслонок, и возгорание в башне могло легко распространиться в погреба. В апреле 1904 года, инцидент с проникновением пламени выстрела в башню на BB-11 «Missouri» привел к гибели 34 человек. После этого, элеваторы оснастили заслонками.

Вспомогательная артиллерия состояла из шестнадцати 152-миллиметровых 50-калиберных орудий - первых подлинно скорострельных американских орудий такого калибра. Орудия выдавали на полигоне до 6 выстрелов в минуту, и запускали 48-кг фугасный снаряд на дистанцию до 14590 метров. Пять орудий с каждого борта стояли в казематированной батарее на главной палубе, под надстройкой, ещё четыре орудия (по два на борт) находились в казематах палубой выше, и ещё два орудия располагались в индивидуальных казематах в носовой части.

Противоминное вооружение, в соответствии с ростом размеров, скорости, и дальности действия торпед миноносцев, состояло теперь из шести 75-миллиметровых пушек, восьми 3-х фунтовых пушек, шести однофунтовых орудий Норденфельда и трех 7,62-мм пулеметов Максима. Торпедное вооружение (впервые в американской практике) было расположено под ватерлинией и состояло из двух штевневых торпедных аппаратов калибром 457-мм.

Броневая защита

Эскадренные броненосцы класса «Мэн» были первыми американскими кораблями, на которых гарвеированную броню частично заменили более совершенной, цементированной по методу Круппа. Хотя изначально новая броня вызвала ряд сомнений (главными из которых была её огромная стоимость и сложность изготовления), в итоге возможность уменьшить толщину броневой защиты при сохранении прежней прочности сыграла свою роль в пользу крупповского бронирования.

Главный броневой пояс имел максимальную толщину 280 миллиметров. Он проходил по всей длине корабля, к оконечностям (вне цитадели) утоньшаясь до 102 мм. В носовой части пояс сохранял постоянную высоту, в кормовой же его верхняя кромка плавно понижалась, повторяя изгиб броневой палубы. Несмотря на то, что пояс был тоньше чем у предыдущих классов, лучшее качество брони обеспечивало адекватную защиту при меньшем весе.

Над главным поясом располагался верхний, прикрывающий пространство в центре корпуса от верхней кромки главного пояса и до основания казематов скорострельной артиллерии. Его толщина была существенно увеличена, чтобы обеспечивать эффективную защиту от начавших появляться в то время 203-254-мм орудий «промежуточного» калибра, обладавших большей бронепробиваемостью чем 152-мм скорострельные.

Башни главного калибра защищала 305-миллиметровая броня. Такой же толщины защита прикрывала и верхнюю часть барбетов: нижняя (прикрываемая дополнительно верхним поясом) имела толщину в 203 миллиметра. Очень тяжело была защищена батарея скорострельной артиллерии - каждое орудие стояло в каземате, имевшем защиту со всех сторон из броневых плит толщиной в 152 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой, имевшей толщину в 64 мм. Центральная часть палубы (в цитадели) располагалась на уровне верхней кромки главного пояса. В оконечностях и по краям палуба уходила ниже ватерлинии до нижней кромки броневого пояса. Таким образом, главный пояс дополнительно подкрепляли расположенные под выгодным углом скосы.

Силовая установка

Силовая установка была двухвальной, общей мощностью в 15 600 л. с. «Мэйн» нёс двадцать четыре котла Никлосса, а «Огайо» и «Миссури» - двенадцать более эффективных котлов Торнинкрофта. Максимальная скорость кораблей составляла 18 узлов. Последующая эксплу­атация однотипных кораблей со всей на­глядностью показала несостоятельность рекламы братьев Никлосс: «Мэн» оказал­ся самым неэкономичным кораблем аме­риканского флота и получил прозвище «пожиратель угля». Впрочем, этот недо­статок впоследствии удалось исправить: в ходе модернизации в 1910 году его кот­лы заменили на 12 новых фирмы «Бэбкок энд Вилкокс».

Оценка проекта

Броненосцы типа «Мэн» стали первой полностью удачной серией американских эскадренных броненосцев. Накопив значительный негативный опыт на предыдущих сериях, американские инженеры разобрались, что делать не стоило, и взяв за образец удачные аналоги, сумели создать небольшие но отлично сбалансированые и мощные корабли.

Броненосцы типа «Мэн» обладали высокой скоростью и хорошей мореходностью, мощным вооружением и надежной броневой защитой. Новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия, сменившие анахроничные 330-миллиметровки, наконец-то были на уровне европейских стандартов. Скорострельные же 152-миллиметровые орудия были одними из лучших в мире.

Радикально усилилась броневая защита. Замена гарвеированных плит на обладавшие гораздо большей прочностью цементированные, позволила американским кораблестроителям уменьшить толщину брони главного пояса (не теряя прочности) и увеличить толщину верхней защиты. Броненосцы типа «Мэн» имели хорошо продуманную схему защиты, надежно защищавшую орудия и механизмы от тяжелых снарядов, и надводный борт и оконечности - от скорострельных. В целом, по эффективности броневой защиты, небольшие американские броненосцы стояли на одном из первых мест в мире.

«Формидебл »
«Мэн»

USS Maine

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2×2) × 254-мм орудий 10"/30 Mark 2 .

Артиллерия среднего калибра

  • 6 × 152-мм орудий 6"/30 Mark 3 .

Противоминная артиллерия

  • 7 × 57-мм орудий Driggs-Schroeder .

Дополнительное вооружение

  • 8 × 37-мм орудий;
  • 4 картечницы Гатлинга.

Торпедное вооружение

  • 4 х 457-мм надводных ТА .

USS Maine (рус. «Мэн» или «Мэйн» ) - броненосец ВМС США (изначально считался броненосным крейсером). Корабль строился в течение 7 лет и к моменту ввода в строй успел устареть. В боевых действиях участия не принимал, зато получил широкую известность после взрыва в порту Гаваны 15 февраля 1898 года - события, послужившего поводом для начала Испано-американской войны .

История создания

Предпосылки к созданию

Сравнение южноамериканских броненосцев и кораблей ВМС США, построенных в качестве ответа на их постройку


Корабль Страна Ввод в строй Водоизм.
т
Скорость
уз
Артиллерия
(калибр более 57 мм)
Торпедное
вооружение
Бронирование
мм
Riachuelo
Aquibadan
1883
1886
5750 15,5 4x234 мм
4x140 мм
5x356 мм Пояс - 178-280
Палуба - 50-76
Башни - 254
Рубка - 254
Capitan Pratt
1891 4200 18,3 4x240 мм
8x120 мм
4x450 мм Пояс - 100-300
Палуба - 14-50
Башни - 50
Рубка - 260
USS Maine США
1895 6789 16,5 4x256 мм
6x152 мм
4x457 мм Пояс - 178-305
Палуба - 51-102
Башни - 203
Рубка - 254
USS Texas США
1895 6417 17,8 2x305 мм
6x152 мм
4x356 мм Пояс - 152-305
Палуба - 51
Башни - 305
Рубка - 305

Финальный вариант проекта USS Maine

Проектирование

Для выбора проекта броненосного крейсера USS Maine Военно-морское министерство США решило организовало конкурс, победителем которого стал проект Бюро строительства и ремонта (Bureau Construction and Repair ) - структуры флота, ответственной за разработку, расчеты и оценку проектов кораблей. Чертежи корабля, получившего обозначение ACR-1 , были разработаны в 1886 году и утверждены 1 ноября 1887 года. В соответствии с первоначальным проектом, крейсер должен был иметь водоизмещение 6744 тонны, длину-94,5 м, ширину - 17,7 м, осадку - 6,7 м. Орудия главного калибра предполагалось установить в барбетах , прикрыв только щитами.

Постройка

Заказ на постройку корабля получила казенная верфь New York Navy Yard в Бруклине. Стоимость корабля первоначально оценивалась в 2,5 миллиона долларов США без учета стоимости вооружения. Подготовка к строительству началась в июне 1888 года, официально корабль был заложен 17 октября 1888 года. На этот момент USS Maine был крупнейшим кораблем, заложенным на американских верфях.

USS Maine сразу после спуска на воду

Строительство корабля затянулось на семь лет. В числе причин задержек был пожар в помещении верфи, уничтоживший рабочий комплект чертежей корабля. Поставка броневых плит задержалась на целых три года - американская промышленность в тот момент не была готова к строительству крупных кораблей. Спуск крейсера на воду состоялся 18 ноября 1890 года. В церемонии спуска на воду принял участие министр ВМФ США Бенджамин Трэйси, крестной матерью корабля выступила его внучка.

Планировалось, что USS Maine будет введен в строй в середине 1892 года, однако достройка затянулась до 1895 года. Корабль был принят заказчиком лишь 17 сентября 1895 года.

Описание конструкции

Корпус

USS Maine имел длину 98,9 м, ширину 17,4 м и осадку 6,9 м. Корпус был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно протяженностью около 60 м. Корпус корабля был достаточно длинным и узким, характерным скорее для быстрых крейсеров, однако не самое удачное распределение веса замедляло его.

Бронирование

Основной бронепояс корабля, изготовленный из никелированной стали, имел максимальную толщину в 305 мм в верхней части, постепенно утончаясь книзу до 178 мм. Длина бронепояса составляла всего лишь 54,9 метров - он прикрывал машинные отделения и погреба главного калибра, высота - 2,1 м (из них - 0,9 м выше ватерлинии). Дальше к оконечностям бронепояс шел с наклоном вглубь корабля, имея толщину 203 мм и соединяясь с бронированными 152-мм траверзами .

Броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах и закрывала пространство от носа до кормы, ближе к корме уходя под ватерлинию для того чтобы прикрыть гребные валы и рулевое управление.

Круглые башни имели 203-мм бронирование, барбеты имели толщину 305 мм, боевая рубка была защищена 254-мм броней.

Считается, что у бронирования USS Maine было два основных недостатка - отсутствие какого-либо бронирования против малокалиберной артиллерии в верхней части корабля, и использование никелированной брони, имевшей менее высокую эффективность по сравнению с гарвеевской и крупповской броней, которые к тому времени уже начали появляться на боевых кораблях, в том числе американских.

Котлы USS Maine

Энергетическая установка и ходовые качества

На USS Maine была установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения производства компании N.F.Palmer Jr. & Company’s Quintard Iron Works of New York , разделенные между собой водонепроницаемой переборкой. Пар для них поставляли восемь односторонних огнетрубных «шотландских» котлов. Запас угля для котлов составлял 910 тонн, что было слишком мало для такого крупного корабля и ограничивало дальность хода.

На испытаниях корабль смог показать скорость в 16,45 узлов, так и не достигнув проектной скорости в 17 узлов.

Вооружение

Сводная таблица основных характеристик артиллерии USS Maine

10″/30
Mark 2
6″/30
Mark 3
57-мм
Driggs-Schroeder
37-мм
орудие
Калибр, мм 254 152 57 37
Количество стволов, шт 4 6 7 8
Длина ствола, калибров 30 30 45 40
Масса снаряда, кг 236 48 2,7 0,45
Начальная скорость снаряда, м/с 610 594 570 550
Дальность стрельбы, м 18200 9000 8000 3200
Практическая скорострельность, выстрелов/мин 0,6 1,5 20 25
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 5000 м., мм 175 н.д. н.д -
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 8000 м., мм 147 - - -

Главный калибр

Главный калибр броненосца USS Maine был представлен четырьмя 254-мм орудиями Mark 2 с длиной ствола 30 калибров. Они стреляли снарядами весом 236 кг на расстояние до 18 км. Диапазон вертикальной наводки менялся от −3° до 15°.

Первоначально планировалось установить эти орудия в открытых барбетах, прикрыв их щитами, но в ходе строительства стало понятным, что расчеты артиллерии главного калибра должны быть надежно защищены от огня малокалиберной артиллерии, и проект был изменен для размещения орудий в башнях. Из-за связанного с ними дополнительного веса башни пришлось разместить на одну палубу ниже по сравнению с изначальным проектом, и это затрудняло их использование при сильном волнении.

Башни имели диагональное размещение, и на практике оказалось, что это вызывает целый ряд проблем. Во-первых, они не были сбалансированы, и поворот башен вызывал крен корабля, что затрудняло наводку и ограничивало углы стрельбы. Во-вторых, стрельба на «чужой» борт приводила к повреждению надстроек дульными газами. USS Maine и USS Texas стали последними кораблями ВМС США, на которых использовалось диагональное размещение башен артиллерии главного калибра.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия USS Maine включала шесть 152-мм орудий, смонтированных в казематах и ориентированных по два в нос и корму и по одному - в сторону бортов. Они стреляли 48-кг снарядами на расстояние до 9 км.

Торпедный аппарат USS Maine

Малокалиберное вооружение состояло из семи 57-мм пушек Driggs-Schroeder , установленных на надстройках, и восьми 37-мм пушек - на надстройках, в корме и на боевых марсах.

Минно-торпедное вооружение

На USS Maine были установлены четыре 457-мм надводных торпедных аппарата, расположенных по бортам. Предполагалось также, что корабль будет нести две 15-тонных миноноски, вооруженных 356-мм торпедным аппаратом и 37-мм орудием, но лишь один такой катер реально был построен. На испытаниях выяснилось, что его максимальная скорость не превышает 12 узлов, и в дальнейшем он использовался только как учебный корабль.

USS Maine в 1895 году

История службы

Служба

USS Maine вошел в строй 17 сентября 1895 года, первым капитаном стал кэптен Арент Крауниншилд. После загрузки на корабль боекомплекта в начале ноября 1895 года он был включен в состав Североатлантической эскадры. Большую часть своей недолгой карьеры USS Maine провел в составе этой эскадры, участвуя в походах и учениях у восточного побережья США и в Карибском бассейне. В 1896 году USS Maine был переклассифицирован в броненосец второго класса (2-nd class battleship ). 10 апреля 1897 года кэптен Чарльз Дуайт Сиксби сменил Крауниншилда на посту командира корабля.

USS Maine входит в гавань Гаваны за три недели до гибели

Гибель

В 1895 году на Кубе началась активная вооруженная борьба против испанского колониального владычества. С самого начала США поддерживали революционеров, некоторые американские СМИ вели агитацию за интервенцию США на Кубу. Под давлением внутренних и внешних факторов в конце 1897 года Испания, идя навстречу бунтовщикам, сменила Кубинскую администрацию.

Затопленный броненосец USS Maine в Гаване

В январе 1898 года в Гаване возник мятеж, поднятый кубинцами, поддерживавшими Испанию. Посол США запросил у Вашингтона помощи для защиты американских граждан, находившихся в городе, и 25 января в порту Гаваны бросил якорь броненосец USS Maine , вызванный из Флориды. Присутствие в гавани крупного американского корабля успокоило обстановку, и три недели город жил относительно спокойной жизнью. Однако вечером 15 февраля около 21:40 на броненосце в районе носовых артиллерийских погребов произошел мощнейший взрыв, разрушивший носовую часть корабля. Броненосец быстро затонул. Большая часть команды в это время находилась на корабле в своих каютах, и 260 человек погибли, не успев выбраться с тонущего броненосца. Спаслись 89 человек, в том числе капитан и значительная часть офицерского состава.

Расследование

Сразу же после взрыва были организованы две комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва - американская и испанская. Изучив имеющиеся факты и свидетельства, комиссии, как часто бывает в подобных сложных с политической точки зрения ситуациях, пришли к противоречащим друг другу выводам.

Испанская комиссия настаивала на том, что источник взрыва находился внутри корабля. Основным предположением было самовозгорание угля в одной из угольных ям, расположенных недалеко от носовых артиллерийских погребов. Свидетельствами, подтверждающими эту версию, по мнению испанцев были:

  • отсутствие водяного столба, характерного для взрывов в воде, например при взрывах мин
  • вечером 15 февраля ветер отсутствовал и волнения не было, что не подтверждало версию о дрейфовавшей к кораблю испанской мине
  • отсутствие в воде проводов, наличие которых могло говорить о дистанционном взрыве мины при помощи электричестве
  • отсутствие в гавани мертвой рыбы - обычного следствия мощного взрыва в воде

Американская комиссия пришла к выводу, что гипотеза о самовозгорании угля и последовавшем за этим взрывом погребов не выглядит убедительной. Основой версии американцев стали заявления свидетелей взрыва о том, что они слышали два последовательных взрыва и то, что по мнению обследовавших останки корабля водолазов части киля были завернуты внутрь корабля. Итоговый вывод комиссии содержал утверждение о том, что причиной взрыва USS Maine стал взрыв подводной мины, который вызвал детонацию двух или большего количества носовых артиллерийских погребов.

Последствия взрыва

Как только известие о гибели броненосца достигло США, многие американские СМИ развернули активную кампанию по раскручиванию скандала. Так, «New York Journal» в течение недели после взрыва посвящал погибшему броненосцу материалы средним объемом около восьми страниц. Очень быстро общественное мнение, и без того поддерживавшее борцов за независимость Кубы, было настроено на резкое обострение отношений с Испанией.

Гибель USS Maine непосредственно не привела к началу войны, но создало атмосферу, в которой силам, желавшим конфликта, оказалось достаточно просто довести ситуацию до нужной им точки. В апреле 1898 года США и Испания объявили друг другу войну, известную как Испано-американская , и один из популярных в США лозунгов звучал так: «Remember the Maine! To Hell with Spain» («Помните „Мэн“! К черту Испанию!»)

Разборка и затопление останков корабля

Корпус корабля, лежавший в гавани кубинской столицы, создавал помехи в использовании порта, и правительство Кубы неоднократно обращалось к США с просьбами о расчистке гавани. Кроме того, американцы хотели поднять и захоронить останки 70 матросов, остававшихся погребенными в помещениях затонувшего броненосца. В 1910 году Конгресс США санкционировал выделение средств на подъем и затопление в другом месте останков корабля, и вскоре работы начались.

USS Maine - 11 июня 1911 года

Армейские инженеры соорудили вокруг останков броненосца кессон из соединенных между собой стальных цилиндров шириной около 15 метров, засыпанных землей, и откачали из него воду. К 30 июня из воды показалась палуба корабля. Надстройки и палубы демонтировали, корабль разделили на две части, а относительно целую корму в месте разреза закрыли специально сооруженной водонепроницаемой переборкой. Из помещений корабля извлекли останки моряков для последующего захоронения.

13 февраля 1912 года в кессон вновь запустили воду, и кормовая часть всплыла. 16 марта 1912 года кормовая часть броненосца была отбуксирована в открытое море в четырех милях от побережья Кубы, где ее торжественно затопили под салют с двух боевых кораблей ВМС США. Останки моряков были захоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище.

Дальнейшие расследования

Причины гибели броненосца продолжали вызывать интерес и после окончания войны, и за прошедшие годы было проведено несколько расследований, так до конца и не прояснивших причины гибели корабля.

В 1911 году, в рамках мероприятий по удалению останков USS Maine из гавани Гаваны освобожденный от воды корпус корабля был тщательно обследован. Новая американская комиссия сделала те же выводы, что и предыдущая - причиной взрыва погребов стал взрыв мины, хотя по ее мнению внешний взрыв произошел в другом месте.

В 1974 году адмирал США Хайман Риковер организовал частное расследование гибели броненосца. В качестве материалов использовались материалы предыдущих расследований и документы из архивов ВМС США. Адмирал пришел к выводу, что причиной взрыва стало самовозгорание угля, а не взрыв мины.

В 1998 году журнал «National Geographic» провел свое расследование, используя архивные материалы и компьютерное моделирование. Определенных выводов сделано не было: обе версии - и про самовозгорание угля, и про взрыв мины были признаны имеющими право на существование.

В 2002 году телеканал «The History Channel» снял документальный фильм про взрыв на USS Maine , в котором авторы фильма пришли к выводу, что причиной взрыва стали самовозгорание угля и дефекты водонепроницаемой переборки между угольной ямой и погребами.

Помимо результатов расследований, существует теория о том, что взрыв был организован самими американцами для того, чтобы создать основания для развязывания войны с Испанией. Этой версии, в частности, придерживаются официальные историки Кубы. Так, на монумент в Гаване, посвященный гибели броненосца, в 1961 году была нанесена надпись «Посвящается погибшим на „Мэне“, которые были принесены в жертву алчности империалистов и их желанию взять под контроль остров Куба».

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Norman Friedman U.S.Battleships. An Illustrated Design History . - Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - 479 с. - ISBN 0-87021-715-1
  • Robert Gardiner Conway"s All The World"s Fighting Ships 1860-1905 . - London: Conway Maritime Press, 1979. - 448 с. - ISBN 0-85177-133-5
  • Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . - Минск: Харвест, 2006. - 464 с. - ISBN 985-13-4080-4
  • Lawrence Burr US Cruisers 1883-1904: The birth of steel navy . - New Vanguard.143. - Oxford: Osprey Publishing, Ltd., 2008. - 52 с. -