Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Отопительные котлы на жидком топливе – больше достоинств, чем недостатков. Универсальные котлы Котлы на жидком топливе промышленные

Отопительные котлы на жидком топливе – больше достоинств, чем недостатков. Универсальные котлы Котлы на жидком топливе промышленные

Купили небольшой дом в пригороде, вода и свет были, а газа нет, поэтому решили поставить отопительный котел. Долго решали и выбрали агрегат на жидком топливе, который не требует «согласовки» и разрешений. Да, сначала затраты были ощутимыми: установка, настройка, оборудование, топливо. К тому же, мы предусмотрели и регулярное обслуживание котла. Пришлось сделать пристройку с хорошей звукоизоляцией и дымоходом для котла, т.к. он достаточно сильно шумит во время работы горелки, а дымоход для возможности со временем сменить топливо (наша горелка может работать и на жидком топливе и на газе).
Однако впоследствии все затраты окупились, ведь мы получили мощный нагреватель, не требующий постоянного присмотра. Наш котел позволяет отапливать в нужном режиме весь дом в зимнее время.

Хочу поделится своим опытом. Когда я решил установить дома котел на дизельном топливе, стал вопрос с его выбором. Прошерстив Интернет и изрядно помучив консультантов, пришел к тому, что сначала нужно определиться с потреблением топлива. Наиболее простой подсчет: мощность кВт /10 = кг солярки в час. Площадь моего дома составляет 250 кв. м., следовательно на весь отопительный сезон + горячее водоснабжение мне потребуется приблизительно 2,5 — 3,5 т топлива, хотя этот показатель может быть выше или ниже, в зависимости от потребностей.
Далее начинается самое сложное. Назову лишь общие рекомендации: для дома лучше брать чугунные котлы, они долговечные. По совету обращал внимание на конденсационные устройства, т.к. их наличие увеличивает стоимость котла, но потом заметно экономит расход топлива. Я купил котел двухконтурный, чтобы и отопление было и горячая вода, т.к. у меня маленькие дети и мы ее потребляем много. Однако для тех, кто не использует горячую воду в большом количестве, специалисты рекомендуют устанавливать одноконтурный котел для отопления и бойлер для горячей воды.
Удачи!

У меня частный дом, но внутри города и нас уже лет 5, как обещают подключить к центральному газоснабжению. В прошлом году я установил в доме жидкотопливный котел для отопления, а для горячей воды у нас давно установлен бойлер. До этого мы использовали зимой камин и разные обогреватели.
В конце отопительного сезона я обнаружил, что котел стал расходовать больше топлива, хотя я регулярно чищу горелку. Выяснилось, что, когда я поменял топливо на более бюджетный вариант, то сажа стала накапливаться быстрее, а слой сажи только в 2 мм уже увеличивает потребление топлива на 10%, а у меня накопилось около 3,5 мм.
Так что, когда почистили котел, все наладилось. Правда теперь нужно либо вернуться к хорошему дизельному, либо чаще чистить….

Установка отопительного котла — морока. Выбрав котел, нужно еще приобрести источник бесперебойного питания. У меня котел на дизтопливе, но со временем хочу перейти на газ. ИБП выбрал онлайнового типа, при выключении центральной энергосети сразу переходит на батареи, в отличии от линейно-интерактивных. К тому же для on-line серии не требуется установка дополнительно стабилизатора напряжения. И вообще, она эта серия надежнее защищает компоненты системы отопления.
Мой ИБП имеет внешние батареи и рассчитан на длительную эксплуатацию в условиях отключения стационарной электросети.
Но перед тем как приобрести эти устройства, я прослушал целую лекцию в магазине)))

Почти все мои соседи поустанавливали себе отопительные котлы, которые работают на солярке. Да, есть те, кто отдает предпочтение газовым, но т.к. всем приходится экономить, то чаще можно встретить котлы на дизеле.
Начал искать и себе, но из-за многообразия вариантов совсем обалдел. Для отопления и нагрева воды выбрал двухконтурный котел с проточником водоснабжения. Конструкция котла напольная, постарался выбрать агрегат наиболее компактных размеров, но при этом, чтобы он соответствовал требованиям мощности.
Чтобы продлить эффект нагрева, взял с чугунным теплообменником, хотя продавец и сказал, что он более хрупкий, чем со стальным.
У моего котла естественная тяга и продукты горения удаляются через вертикальный дымоход. В любом случае, перед тем как идти в магазин, я посоветовался с соседями и изучил предложения в Интернете. А еще просчитал что мне нужно по мощности и режимам работы. Поэтому хоть и помаялся, но сделал удачный выбор, чего и всем желаю!

Олег Петрович

Для меня самым большим недостатком жидкотопливного котла явилась необходимость устанавливать дополнительный бак, из которого будет подаваться топливо. Сначала думал купить прямоугольный бак из пластика и установить в оборудованной котельной. Но вот на защитный пожаробезопасный каркас для него уже места не хватило бы. К тому же, я хотел закупить сразу большой объем дизеля, т.к. у нас обещали повышения цен на него, да и вообще валюта скачет, цены на газ и бензин туда же….
Пришлось выбрать цилиндрическую емкость большого габарита. Пластик чем хорош, он не боится погодных условий. Я решил установить его в земле, обеспечив надежную гидроизоляцию (установил в бетонные кольца). Сделал все так, чтобы летом можно было бак извлекать для прочистки и сушки. А на период этих процедур куплю про запас бак, который можно оставить в котельной.

Владимир О.

Покупка котла основана на правильном его выборе. Чтобы все сделать правильно, нужно произвести теплотехнический расчет, чтобы определить необходимую производительность оборудования.
Даже если у вас нет знакомого теплотехника, постарайтесь подсчитать сами, а потом уже идите в магазин к продавцу.
Основные факторы для подсчета: тепловые потери строения, условия климата, особенности дома, такие как площадь проемов, толщина перекрытий и стен, количество этажей, площадь отапливаемая и т.п.
Следует учитывать, что 1 кВт заявленной мощности котла сможет обогреть площадь в 10 кв.м.
Еще помните, что котлы с мощностью до 150 кВт можно устанавливать в специально оборудованных помещениях с объемом не менее 15 м.куб. и потолками не менее 2 м высотой. Внутри стены должны быть из огнеупорных материалов, также необходимо хотя бы 1 окно и хорошая вентиляция.
Эти советы мне дали продавцы с сайтов отопительных котлов, а еще я поспрашивал на форумах у дачников.

Дизельные котлы бывают традиционными и конденсационными. В конденсационных устройствах дополнительно используется тепло и энергия конденсата, что повышает их производительность и заметно уменьшает расход горючего. Однако цена таких котлов несколько выше.

По своей конструкции дизельный котел отопления мало чем отличается от газового котла – основное различие состоит в конструкции горелки. Многие компании выпускают котлы, которые могут работать как на жидком топливе, так и на газе – для перехода с одного вида топлива на другой достаточно просто заменить навесную горелку. Дизельные котлы со встроенной горелкой модификации не поддаются, но зато они стоят дешевле и весят меньше.

На современном рынке существует масса предложений различной техники для обогрева частных домов и коттеджей, использующей для генерации тепла различные виды энергоносителей, - от магистрального газа и электричества до дров и опилок. Но что делать и как отапливать свой дом, если к нему не подведен природный газ, установлен небольшой лимит на электроэнергию, а различные виды биотоплива недоступны по разным причинам? В этой ситуации альтернатива одна - отопительные котлы на жидком топливе (солярке).

Разновидности котлов на дизельном топливе

Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:

  • дизельные котлы;
  • универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
  • конденсационные котлы на солярке;
  • установки, сжигающие все виды отработанных масел.

Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант - обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.

Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.

Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:

  1. Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
  2. Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
  3. Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.

По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.

Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.

Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:

Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.

Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное уст ройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Краткое описание процесса работы

Сжигание солярки имеет свои особенности, как и принцип работы отопительного котла на жидком топливе. Для начала горючее требуется прогреть до определенной температуры, обычно это 50 ºС. Для этой цели горелка оборудована нагревательным элементом. Когда топливный насос создал в магистрали давление, автомат управления включает нагреватель и следит за тем, чтобы температура солярки в трубках оставалась 50 ºС.

После разогрева контроллер включает вентилятор и с помощью электроклапана открывает подачу топлива в форсунку. Последняя распыляет его, а вентилятор подает воздух, в этот же момент на электродах розжига проскакивает искра и топливовоздушная смесь воспламеняется. Далее горелка переходит в обычный режим работы дизельного котла. Интенсивность горения регулируется дроссельной заслонкой подачи воздуха, связанной с топливным насосом. Когда система отопления прогреется или емкость с горючим опустеет, контроллер отключает горелку, а при необходимости снова ее запускает.

Многих домовладельцев интересует вопрос, сколько же отопительный котел на дизельном топливе в рабочем режиме потребляет горючего? Ответ зависит от многих факторов, таких как климатические условия, степень утепления здания, качество солярки и так далее.

Исходя из различных практических наблюдений, можно сказать, что для отопления дома площадью 150 м2 в самое холодное время и работе горелки на полную мощность массовый расход топлива дизельного котла составит около 2.5 кг/ч . В среднем режиме этот показатель может уменьшиться на 20-30%.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:

  1. Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90-97%.
  2. Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
  3. Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
  4. Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
  5. Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.

Как водится, в любом деле не обходится без недостатков. В данном случае главный недостаток – дороговизна. Недешевое оборудование, топливо и обслуживание. Последнее надо проводить достаточно редко, говорят производители, но на самом деле дизельное топливо у нас не отличается хорошим качеством, а потому возникает перспектива часто возиться с горелкой. Туда же относится и очистка дымогарных труб от копоти, неизбежно возникающей в процессе сжигания некачественного дизеля.

Заключение

Жидкотопливные котлы для отопления частного дома, как правило, приобретаются по двум причинам: зачастую это шаг вынужденный и временный, совершаемый из-за отсутствия других энергоносителей. Второй случай – это когда есть доступ к дешевому горючему, ведь его стоимость – главное препятствие к популярности этого семейства котлов.

Зачастую, частный дом по той или иной причине нельзя подключить к центральному газопроводу.Поэтому, чтобы всегда была горячая вода и тепло в доме, есть выход – газовый котел поменять на аналог, который работает на жидком топливе. И это будет правильно, так как отопительные котлы на жидком топливе просты в эксплуатации, за ними не требуется ежедневно ухаживать, а польза от них очевидна.

Вам придется позаботиться только о том, чтобы в наличии было топливо.

Обратите внимание!
Для бытового котла лучше всего подойдет дизельное топливо, а для его хранения очень удобна емкость из стали.
Если вы собираетесь использовать емкости из пластмассы, учитывайте, что они обязательно должны быть непрозрачными, так как свет намного ухудшает качество жидкости.
Для хранения оптимальным местом можно считать вкопанные в землю бочки или канистры.

В этом случае вас не будет беспокоить запах, топливо выделяет его даже в том случае, если емкость герметично закрыта. В крайнем случае, устройте место для хранения подальше от дома.

Конструкция котла

Для того чтобы в дальнейшем котлы отопления на жидком топливе работали бесперебойно, продумайте все детали вплоть до мелочей, начиная от установки и заканчивая хранилищем.

Многие даже не имеют представления, как выглядит и устроена отопительная система данного типа. Как видно на фото, например, главное отличие рассматриваемого сегодня агрегатов – вентиляторная горелка, которой он снабжен. Она необходима для эффективной и безопасной работы системы.

Распыляя топливо в жидком виде, она подготавливает топливо для дальнейшего попадания в камеру сгорания. Далее оно воспламеняется, уже перемешавшись с воздухом. Основное, из чего состоит котел – горелочное устройство, теплообменник и автоматика. Обычно отопительный котел на жидком топливе может быть одноконтурным, и двухконтурным.

Первый тип предназначен для обогрева помещений, второй же способен снабжать хозяев еще и горячей водой для бытовых целей. Для двухконтурных моделей придется дополнительно смонтировать доступ холодной воды и выход — для уже нагретой.

Что касается основных составляющих котла, то это:

  1. Собственно корпус, снабженный теплоизоляцией.
  2. Автоматика, обеспечивающая управление работой.
  3. Теплообменник.
  4. Горелка.

Чтобы котел работал с полной отдачей, надежная теплоизоляция просто необходима. Внутри корпуса системы находится теплообменник, в нем нагревается теплоноситель. В момент сгорания топлива, нагретые газы устремляются вверх, обволакивая теплообменник, затем от его стенок тепло переходит к теплоносителю.

Плюсы и минусы теплогенераторов на жидком топливе

Как и большинство подобных устройств, котлы, функционирующие на топливе жидкого типа, имеют и достоинства и недостатки.

Преимущества агрегатов

  1. Возможность использования для обогрева жилых помещений, а также предприятий и даже речных судов.
  2. Полная автономность и независимость от централизованного отопления, а также подачи газа.
  3. Автоматизированная и хорошо отрегулированная работа, позволяющая работать бесперебойно.
  4. Простота в обслуживании и предельно минимальная потребность в ремонте или замене комплектующих.
  5. Очень высокий КПД, достигающий 95%.
  6. Практически полностью отсутствующий запах и шум при работе котла.
  7. Автономное отопление на жидком топливе, позволяющее включить обогрев в любое, удобное для пользователя время.
  8. Безопасность работы грамотно установленной системы.

Недостатки устройств

  1. Для хранения топлива придется обязательно установить соответствующую емкость.
  2. Стоимость котла данного типа достаточно велика, его цена немного дороже твердотопливных аналогов.
  3. Монтаж системы отопления потребует организации отдельного помещения, снабженного дымоходом, другими словами –автономная котельная. Это, также, потребует определенных затрат и приложенных сил.
  4. Жидкое топливо незначительно, но все же — дороже аналогичных энергоносителей.
  5. Автоматический длительный и бесперебойный режим работы обеспечит топливный резервуар достаточно большого объема. Поэтому, отдельная котельная потребует много внимания.

Обратите внимание!
Как мы видим, преимущества в любом случае доминируют над недостатками.
Во всяком случае, если вы хотите на самом деле качественной работы оборудования, бесперебойной подачи тепла и горячей воды, независимости от централизованных систем и полной автономности, стоит потратить финансовых средств немного больше.

Какое горючее можно применять

Как указывает любая инструкция производителя, горючее для описываемого типа котлов не ограничивается лишь одним видом — дизельным.

Виды топлива

На данный момент жидкость для отопления котлов выпускается в различных видах.

  1. Керосин для отопления дизельных котлов. Хорошо, если при его выпуске используется ГОСТ – 305.
  2. Картерные, а также моторные и трансмиссионные автомобильные отработанные масла .Возможно использование и смазочной жидкости ATF на синтетической или минеральной основе. При этом температура вспышки горючего не должна превышать 204⁰. В топливе абразивные частицы и вода, как примесь,не допустимы.
  3. Смеси дизельного горючего и отработанных масел в различных вариациях.

Сколько его необходимо

Что касается расчета стоимости, а также расхода топлива, то это строго индивидуально для каждого пользователя. Причина в том, что для каждой системы отопления будет своя цена. Самостоятельно сделать расчеты довольно несложно, нужно столько просчитать соотношение площади отопления и расхода топлива.

Если жидкость для котлов отопления представляет собой дизельное топливо, то его часовой расход равен мощности установленной горелки, помноженной на 0,1. Отработанное масло в качестве топлива имеет расход: 1 литр, помноженный на площадь в 100 м² в течение часа. Окончательный расход определяют, исходя из мощности котла и площади отапливаемого помещения, то есть – 1 кВт способен согреть 10м².

Установка агрегата

Как уже было сказано выше, вам понадобится помещение для отопительной системы данного типа. Эта, своего рода мини-котельная обязательно включает в себя наличие дымохода и вытяжки, а также емкости для хранения топлива.

Емкость желательно установить большого объема, чтобы не было хлопот в дальнейшем с ее частым наполнением. Также устанавливают подающий насос, он будет перегонять топливо от емкости к котлу, и трубопроводную арматуру. Если вы уверены в своих силах, можете выполнить все – от проекта отопительной системы с жидкотопливным теплогенератором до монтажа ее своими руками.

Но все же, желательно привлечь для этого специалистов. Обученные люди, учитывая все нюансы вашего дома, сделают все грамотно и быстро. Ведь автономная система отопления – дело достаточно серьезное, и требует соответствующего подхода.

Промышленные котлы

Для крупномасштабных отопительных систем используются большие обогревательные устройства, соответственно, их величина пропорциональна размерам помещений. Конечно, домашний котел отопления на жидком топливе во много раз меньше промышленных. Однако, принцип работы тех и других похож.

На предприятиях используются солярка или мазут в качестве топливного материала, а также отработанное масло. Масла чаще всего используют в тех странах, где уделяется особое внимание экологической чистоте окружающей среды. Утилизация решает две задачи – для котлов есть топливо, а отходы благополучно уничтожаются.

Жидкотопливные промышленные котлы, как правило, паровые, они производят в качестве теплоносителя горячий пар, необходимый для промышленных нужд. Каждый агрегат снабжен полностью автоматической продувочной системой и экономайзером. Система удаляет конденсат, а экономайзер в разы увеличивает КПД устройства. Там, где необходимо отопить цеха или другие помещения большой площади,дополнительно устанавливается бойлерное оборудование.

Проблемы, которые могут возникнуть

Зачастую владелец дома или коттеджа сталкивается с множеством возникающих по ходу проектирования проблем. Причины кроются в особенностях архитектуры строения. Традиционные методы отопления не всегда приемлемы, зато жидкотопливные теплогенерирующие устройства в большинстве случаев устраивают домовладельцев.

Топливо для них: машинное масло, солярка, керосин, доступны практически во всех регионах. А вот центральные газопроводы и хорошие дороги есть далеко не везде.

От газового котла рассматриваемый сегодня почти не отличается, зато выгоден в использовании, удобен, и имеет КПД до 97%, что немаловажно. Отличие лишь в том, что жидкость в систему отопления подается немного отличным способом, да и данный котел снабжен горелкой, подающей воздух. Кислород необходим, чтобы топливо сгорало в камере равномерно.

Если вам необходима горячая вода кроме отопления, придется установить двухконтурный котел. Естественно, для людей, постоянно проживающих в доме, это необходимо. Могут возникнуть проблемы с выбором места для котельной и хранения топлива. Это нужно тщательно продумать заранее, сделать проект будущей системы.

Желательно просмотреть видео по данной теме, если вы планируете такого рода строительство. А еще лучше – пригласить специалистов, просвещенных в этой области. Они помогут вам с оптимальным выбором места, с учетов особенностей вашего дома. В противном случае перестраивать все и переносить оборудование обойдется гораздо дороже и хлопотнее.

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления » я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов ;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить , что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Жидкое топливо для котлов: стандарты качества и условия хранения

Для жидкотопливных котлов компания «Луч Тепла» рекомендует использовать два вида горючих материалов, которые поддерживают оптимальное горение, но в то же время не причиняют вреда отопительным устройствам. Это - дизтопливо и мазут легких сортов. Они удобны в хранении и в транспортировке, не содержат много золы и серы, а также отличаются невысокой степенью вязкости, что гарантирует удобство сжигания.

Стандарты качества

По зарубежным стандартам все топливо для котлов делится на две категории:

  1. печное (дистиллятное );
  2. остаточное (мазутное ).

Первое добывают путем каталитического и термического крекинга нефтяных продуктов и коксованием остаточного топлива. Порядка 60 процентов его применяется для обогрева различных зданий с автономными системами отопления. В США его еще называют форсуночным, во Франции - легким, в Великобритании - бытовым. Однако именовать печное топливо дизельным некорректно. Дело в том, что по тяжести оно превосходит дизтопливо в несколько раз (по фракционному составу). Но для теплообеспечения пригодны оба.

Исходя из ГОСТа 305 / 82, дизельное топливо подразделяется на:

  • А (арктическое );
  • З (зимнее );
  • Л (летнее ).

Кроме того, учитывается содержание серы. Все эти сведения выводятся в обозначении марки. Помимо этого, также важна температура застывания и вспышки. К примеру, летнее горючее маркируется как Л / 0,2 / 40, где первая цифра - это объем серы, вторая - температура воспламенения. А кодировка З / 0,2 / 35 свидетельствует о том, что это земнее топливо с содержанием серы в объеме 0,2 процента и температурой замерзания минус 35 градусов. Наиболее морозоустойчивой является арктическая марка дизтоплива. Она обозначается как А / 0,4 / 50. Базовое отличие всех указанных марок горючего для жидкотопливных котлов - низкая вязкость. Даже при плюс 20 градусах она достигает от 3 до 6 сСт.

Что касается наличия серы, то за последние годы зарубежный рынок предпочитает котельное топливо с содержанием данного вещества в пределах 0,005 процента по массе. Оно стоит дороже, но гораздо лучше по полноте и чистоте сгорания. Помимо этого, также идеально подходит для котлов конденсационного типа, поскольку уже нет необходимости нейтрализации конденсата. В результате подобное дизтопливо наделяет котельное оборудование такими важными качествами, как:

  • безвредность выбросов в окружающую среду;
  • уменьшение затрат на сервисное техобслуживание отопительного устройства и системы в целом;
  • экономия топлива.

Условия хранения

Жидкое котельное топливо хранится в особых условиях. Это вызвано высокой степенью горючести материала и его небезопасностью для окружающей среды. Поэтому помещается в пластиковые или стальные емкости. Причем первые предпочтительнее вторых, поскольку металлические баки подвержены коррозии и с внешней, и с внутренней стороны.

В то время как пластиковые производятся из специального высокопрочного полиэтилена и могут вмещать от 500 до 5 000 литров топлива. Они соединяются между собой особым креплением (фикспакетами ) и формируют батареи, которые имеют прямой подвод к отопительному котлу. Однако общий объем такого хранилища должен быть в пределах 25 000 литров, не более.

Кроме того, баки бывают двух типов:

  1. одностенные;
  2. двустенные.

Резервуары из пластика с одной стенкой ориентированы на наземную установку. Они располагаются таким образом, чтобы при внезапной утечке все топливо надежно удерживалось и не растекалось. Поэтому предпочтение отдается помещениям с герметичной нижней частью стен и непротекаемым полом. Также допускается использование специальных поддонов. Их суммарный объем должен соответствовать объему баков.

Резервуары из пластика с двумя стенками подобных требований не имеют. Они просто оборудуются приборами контроля утечки дизтоплива, которые монтируются между внешней и внутренней оболочками. Двустенные баки предназначены для подземного размещения и хранения топлива в очень больших объемах - свыше 1 000 литров на каждый резервуар.

При всем этом баки должны соответствовать ряду характеристик и быть:

  • прочными, но в то же время легко адаптируемыми к конкретным условиям (беспрепятственно проходить в любые дверные проемы);
  • устойчивыми к температурным, химическим, механическим, ультрафиолетовым и иным воздействиям;
  • оснащенными различными элементами обвязки.

При размещении в бытовых условиях резервуары для котельного топлива не могут располагаться близ воздуховодных каналов, дымоходов, дымовых труб, над топочными приборами. Также их нельзя монтировать в местах проезда и прохода, на чердаках и крышах офисов, больниц, индивидуальных домостроений, на лестничных клетках (за исключением совмещенного жилья из 2-х квартир). Самый оптимальный вариант - специально обустроенные шкафы, нежилые помещения, котельные, пристройки, закрытые склады.