Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Особенности социальной системы кратко обществознание. Конспект урока по обществознанию на тему " Общество как сложная динамичная система."

Особенности социальной системы кратко обществознание. Конспект урока по обществознанию на тему " Общество как сложная динамичная система."

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой- Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальная система: что это?

Социальная система – это структурированное образование, которое характерно обществу. Существует два основных подхода к более точному определению понятия «социальная система».

В рамках одного из них социальная система – это образование с характерной ему организованностью, упорядоченностью, а также целостностью его элементов.

Таким образом, социальная система – это комплекс социально значимых элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Замечание 1

Такое определение было сформулировано Л. Берталанфи как одним из основоположников «общей теории систем». В рамках данного подхода взаимодействие – это не только существование, но еще и прилагательное. В нем не учитывается специфика социальных систем и роль общественных отношений, которые складываются в системе.

Существует и второй подход к определению понятия «социальная система». При нем исходной точкой в определении понятия является социальное как одна из основных форм движения материи. В этом случае социальная форма движения материи предстает как глобальная социальная система, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, независимо от его территории проживания, нации, религиозной принадлежности, а также половозрастных признаков. В данном случае учитывается специфика формы и типа взаимодействий, которые возникают в рамках данной социальной системе.

Характеристики социальной системы

Социальная система в любой сфере – это прежде всего общество. Оно неоднородно, имеет свое уникальное внутреннее строение, а также свой состав (структуру).

Замечание 2

Составные элементы общества – это индивиды, социальные связи и взаимодействия, которые возникают между ними. На этой основе формируются социальные института и социальные организации, а также отдельные группы, общности. Их жизнедеятельность и взаимоотношения регулируются благодаря общепринятым и обязательным социальным нормам и ценностям, а каждый индивид обладает своими уникальными правами и свободами.

Среди ключевых и особых характеристик социальной системы авторы выделяют также следующие:

  • Целостность социальной системы, при которой внутренние качества совпадают с общественными требованиями и ожиданиями;
  • Устойчивость – постоянство взаимосвязей и взаимодействий, а также присутствие относительно постоянного воспроизводства ритма и режима социальных взаимодействий. Данная черта гарантирует обществу стабильное существование, а также возможности адаптации к новым экономическим, политическим, социальным и духовным условиям в случае глобальных или локальных изменений;
  • Динамизм – постоянная смена поколения с периодичностью в несколько лет, изменение общественного субстрата, преемственность норм, ценностей. Это очень важно для сохранения самобытности социальной системы, для того, чтобы подчеркнуть ее особенности в соответствии с историческим периодом;
  • Открытость. В данном случае необходимо, чтобы социальная система сохраняли свои особенные черты благодаря обмену с природой. Также открытость возможна лишь в условиях равновесия с окружающей средой, а также в условиях некоторой самоорганизации (особенности самоорганизующихся социальных систем). В этом случае социальная система будет получать достаточное количество ресурсов из внешней среды, что поможет поддержать ей ее собственное, внутреннее равновесие.

Аспекты общества как социальной системы

Как мы указали ранее, наиболее устойчивой социальной системой является общество. Его социологическое изучение предполагает обнаружение и анализ нескольких взаимосвязанных аспектов, которые оказывают влияние на становление, развитие и дальнейшее существование конкретной общественной системы в определенный исторический период.

Во-первых, это исследование «общества вообще». То есть, общество – это единая, общая система, в которой выделяются всеобщие универсальные свойства. Оно обладает также связями и общими состояниями общества. Данный аспект тесно связан с исследованиями в области социальной философии, и зачастую именно этой дисциплине отдают большее значение, чем социологическим аспектам.

Во-вторых, немаловажно изучение конкретных исторических типов обществ, а также ступеней развития цивилизаций. Отметим, что существует несколько ключевых этапов, на которые необходимо обратить особое внимание: возникновение цивилизации как первый этап, в котором закладываются основы основ для становления последующих социальных систем и сообществ, этапы равновесия, сжатия, где определяется жизненное пространство цивилизации – территория ее реального распространения и влияния.

В-третьих, особо важно изучать более узкие, локальные подсистемы. Это может быть анализ отдельных сообществ, то есть обществ, где реально существуют страны, народности, представители особых этнических слоев. Это важно для становления микросоциологии, для выявления наиболее узконаправленных проблем. Нельзя не отметить тот факт, что любое усложнение в структуре общества начинается с усложнения наиболее узких элементов (усложнение узкой социальной группы, ее разветвление на еще более узконаправленные элементы).

Таким образом, рассмотрение общества как социальной системы следует начинать с выявления ключевых характеристик. Они могут быть разнообразными, и для исследователя приоритетным направлением является выявление наиболее характерных и чаще всего встречающихся аспектов, которые и будут составлять общую характеристику социальной системы.

Также важно искать параллели между социальными сферами человеческой жизнедеятельности, которые касаются экономики, политики, культурной и духовной жизни. Рассмотрение общества под углом зрения определенной социальной системы во многом обуславливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием. Поэтому очень важно заранее обозначить предметное поле, объект исследования, цель и задачи и выдвинуть некоторые гипотезы, которые затем будут подтверждены или опровергнуты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?

Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

У социальных систем есть отличительные признаки от природных. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Главное качество общества как целостной системы заключается в том, что любая система, будь то техническая, или биологическая, или социальная, находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т.е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.

7. Каковы основные черты социального института?

Основными чертами социального института являются:

Социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

Наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

Любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.

8. В чём значение институциализации?

Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.

ЗАДАНИЯ

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах", то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.

4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству - 11%, армии - 8 %, правоохранительным органам - 4 %, церкви - 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?

Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.

Что характерно для социальной системы?

Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие виды систем.

Во-первых, по генетическому признаку они делятся на материальные и идеальные.

К материальным социальным системам относятся: малые социальные группы (семья, профессиональные группы, партийные ячейки и т.п.); средние (сельский целом, муниципалитет и т.д.); сложные системы (союзы государств, военно-политические блоки, экономические союзы и другие). Идеальные системы связаны с сознанием и познанием человеком окружающего мира, они также могут подразделяться на малые (индивидуальное сознание, духовный мир личности), средние (система взглядов определенной группы индивидов, традиции и обычаи этнической группы и т.д.), крупные (экономическая теория, социологическая наука и т.п.) и универсальные (мировоззрение, мифология, религия и т.д.).

Во-вторых, по форме они делятся на малые, средние, большие и сложные социальные системы. К малым системам относятся отдельные социальные объекты, внутренняя структура и функционирование которых относительно просты, а взаимодействие элементов, которые составляют, носит координационный характер (индивид, семья, малая группа и т.д.). Средние системы имеют в своей структуре две четко выделены группы элементов, между которыми связи носят Субординационный характер (например, структура местной власти, экономическая структура района и т.д.). Большие системы включают сложную структуру взаимодействий между составными элементами, которые образуют (например, государство, партия, экономическая система страны). К сложным системам относятся такие, которые имеют многоуровневую систему существования с внутренней регуляцией подсистем (Содружество независимых государств, Международная валютная фонд, Европейский союз, цивилизации и т.п.).

В-третьих, по характеру взаимодействия социальные системы подразделяются на открытые и закрытые. Полностью закрытых (жестких) систем не бывает, а бывают такие, ограниченно взаимодействуют с другими конкретными системами. Например, система исправительных (пеницитарних) учреждений в государстве. Открытые (мягкие) системы восприимчивы к воздействию внешних условий и сами оказывают на них обратное действие (например, международные спортивные, культурные и другие ассоциации).

В-четвертых, по характеру своих закономерностей социальные системы бывают вероятностным и детерминированными. В вероятностных системах их компоненты могут взаимодействовать в неопределенной количества вариантов (например, общество в состоянии войны). Детерминированные системы имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательная).

Наряду с функциями социальной системы, связанными с поддержанием порядка и развития, в социологической теории существует направление, формулирует понятие социальной системы, т.е. ее возможностей. Выделяют экстрактивные возможности (привлечение ресурсов) регулятивные (регулирование поведения индивидов и групп) дистрибутивные (распределение статусных позиций и материальных благ), а также атрибутивные, есть такие, которые обеспечивают защиту в обществе.

С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей.

Исходной клеткой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид - это элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и вступают в отношения. Люди являются главным элементом структуры общества, а источником их объединения и дальнейшего формирования в сообществе выступает социальное взаимодействие. "Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей ", - писал Карл Маркс. Питирим Сорокин также считал, что общество не существует "вне" и независимо от индивидов, оно выступает как "система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без его составляющих элементов". Важнейшими элементами формирования общества является связь людей, общность, солидарность и единство.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, которые образуются на какой-то общей основе. Эмиль Дюркгейм видел основу устойчивого единства общества в "коллективном сознании". Согласно Максу Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальних, то есть ориентированных на других людей, действий. Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связываю чем началом которой являются ценности и нормы.

С точки зрения Карла Маркса, общество - это совокупность отношений, развивающихся между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности.

Общим для всех подходов является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу и является системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Обществу соответствуют следующие системные характеристики:

  • 1) целостность -- наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы, т. е. влияние так называемого интегрального эффекта;
  • 2) интеграция -- наличие устойчивых социальных связей между элементами системы, обеспечивающих их объединение и определяющих границы системы;
  • 3) самодостаточность -- наличие механизма самовоспроизводства, необходимого для выживания системы;
  • 4) открытость -- наличие взаимодействий системы с внешней средой, способствующих ее нормальному функционированию и прогрессивному развитию.

Важной особенностью социальной системы является интеграция, которая представляет собой процесс и механизм объединения частей. Процесс развития системы отражает еще одну ее свойство - структурированность. Структура, т.е. внутреннее строение системы, определяется составом и соотношением элементов. Во взаимодействии с внешними условиями своего существования система способна изменять свою структуру. Такие системы относятся к разряду сложных, которые способны самоорганизовываться.

Характерным признаком социальных систем является их человеческая сущность и природа. Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура - это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции - это результат деятельности человека.

Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) - это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект является одновременно его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).

Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы - эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать со стороны не только социально обусловленных качеств, но и природных, биологических и психологических особенностей.

Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления отражаются и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.

Уровни изучения.

Социальные и природно-психологические явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления - этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его основные сферы, социальные группы), для организации общества (макро-, мезо- и микроуровни власти), для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика), для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т. д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение. (Даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические, социальные и т. д.)

Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличия соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.

Составные.

Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает в себя эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (схема 3). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет противоположность (фемининность - маскулинность, интроверсия - экстраверсия, рационализм - иррационализм, духовное - материальное, государство - гражданское общество, структуры формальная - неформальная и т. д.). Эта закономерность действует и относительно трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера содержит следующие пары противоположностей: эмоцио

Схема 3.

нальная - рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая - сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная - рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой - наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).

В обществе носителями базовых ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности являются определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т. п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует прежде всего о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.

Базовые ценности и социальные циклы.

Базовые ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все базовые ценности содержатся в коллективном бессознательном одновременно, и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П. Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем - духовно-интуитивной идеациональной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем: буддизма (познавательная сфера), христианства (эмоциональная сфера), ислама (волевая сфера). Сословный цикл представляет собой чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократический слой священнослужителей (духовные времена, Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою, т.е. "третьему сословию" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний - люмпенизированным и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной): техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "человековеды" (психологи и социологи).

Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-биологический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).

Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует в основном структуре общества, т. е. организм индивидуальный во многом тождествен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.