Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Реформы 60 70 годов 19. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

Реформы 60 70 годов 19. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый Коллектив авторов

6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ

6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ

После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков, приспособить страну к новым условиям социально-экономического развития.

Земская реформа. Одной из мер правительства, направленных на совершенствование системы управления и укрепление своих позиций, стала земская реформа 1864 г. Она, как указывал В. И. Ленин, «была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска» х. В результате проведения этой реформы в ряде губерний России были созданы земства - так называемое местное самоуправление под главенством дворянства. На Украине реформа распространилась на южные и левобережные губернии, в которых было создано 6 губернских и свыше 60 уездных земских управ. На Правобережье, где большинство помещиков принадлежало к лицам польского происхождения, часть которых принимала участие в национально-освободительном движении, земскую реформу провели только в 1911 г.

По закону земство состояло из уездных и губернских земских собраний и их исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. В состав уездных собраний входили гласные, избранные на трехлетний срок на собраниях избирателей отдельно по куриям: на съезде землевладельцев уезда, собраниях городских собственников и волостных сходах крестьян. В первых двух куриях устанавливался высокий имущественный ценз: для землевладельцев - наличие имений в одних уездах размером от 200 до 900 десятин, в других - от 800 десятин и более, для городской буржуазии - владение предприятиями с годовым оборотом в 6 тыс. руб. или недвижимым имуществом в небольших городах (с населением до 2 тыс. человек) от 500 руб. и выше, в городах с населением свыше 10 тыс. жителей - от 3 тыс. руб. и более. Гласные, избранные на уездных земских собраниях, образовывали губернское собрание. Земские управы избирались на уездных и губернских собраниях сроком на 3 года. В уездные земства избиралось от 10 до 96 гласных, в губернские - от 15 до 100 гласных.

Царские органы власти, выражая интересы господствующих классов, принимали все меры к тому, чтобы обеспечить избрание в земства представителей этих классов.

Вследствие установления системы неравных выборов большинство избранных в земство гласных составляли дворяне-помещики (в среднем по стране 74,2 %), которые занимали в нем главенствующее положение и направляли его деятельность в своих классовых интересах. Трудовое крестьянство, получившее в соответствии с «Положением о земских учреждениях» право на участие в их деятельности, на самом деле никакой роли в этих учреждениях не играло (его представители составляли 10,6 % гласных). Даже в тех случаях, когда крестьяне получали победу на выборах, они не могли ею воспользоваться из-за своей неподготовленности к работе в земствах и малограмотности. Так, в частности, случилось в Бобринецком уезде (этот уезд существовал с 1829 до 1865 г.) Херсонской губернии, где в связи с отказом дворян от баллотирования в земскую управу избрали только крестьян. Но из-за малограмотности они вынуждены были составить акт о том, что вести деловодство управы не могут. Этим обстоятельством воспользовались царские власти, назначив новые выборы, и на этот раз в управу были избраны представители только привилегированных классов.

Как уездные, так и губернские земские учреждения не пользовались самостоятельностью и какой-либо властью. «…Земство с самого начала, - писал В. И. Ленин, - было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством».

Функции земств были ограничены. Они, по существу, сводились к поддержанию в надлежащем состоянии местных дорог, обеспечению населения продовольствием в случае голода, организации агрономической и медицинской помощи, строительству и содержанию школ, налаживанию почтовой связи, распределению государственных денежных средств, сбору и представлению в государственные органы статистических сведений. Все это, конечно, имело положительное значение. Представляя собой инородный для самодержавно-бюрократической системы общественный институт, который, хотя и формально, был выборным представительством от всех сословий, земства со временем стали оплотом буржуазно-либеральной оппозиции самодержавию.

Судебная реформа. В 1864 г. правительство провело судебную реформу, завершившуюся учреждением буржуазного судопроизводства. Прежде суд был сословный, закрытый и целиком зависел от царской администрации, в частности от губернатора. Теперь, в соответствии с новопринятыми судебными уставами, вводились основные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательность сторон, гласность судопроизводства, которое происходило в открытых заседаниях с участием сторон и вершилось присяжными заседателями, подобранными, как правило, из имущих слоев населения. Были созданы окружные суды (по одному на губернию), представлявшие собой первую судебную инстанцию. Если их приговоры выносились с участием присяжных заседателей, они считались окончательными, приговоры же, вынесенные без участия присяжных, могли быть обжалованы в судебную палату, куда входило несколько окружных судов. Судебных палат на Украине было три - Киевская, Харьковская и Одесская. Кассационные функции исполнял сенат, который мог возвратить то или иное дело на повторное рассмотрение. Для решения мелких дел вводился институт мировых судей, избиравшихся на трехлетний срок на собраниях земских и городских гласных или назначавшихся от имени правительства. Их решения могли пересматриваться уездными съездами мировых судей. Сеть мировых судебных участков была довольно широкой. Только на Правобережной Украине насчитывалось 162 таких участка.

Все эти и другие мероприятия, предусмотренные судебными уставами 1864 г., были определенным шагом вперед по пути преобразования феодально-сословного права в буржуазное, хотя в области судопроизводства реформа оставила значительные пережитки крепостничества: сословное представительство в судебной палате, отдельные суды для духовенства и военных, сохранение сословного волостного суда для крестьян, не связанного с общей судебной системой, которому предоставлялось право приговаривать крестьян к унизительному наказанию розгами. Народные массы нередко отказывались выполнять распоряжения ненавистных судебных чиновников, не признавали их решений и даже учиняли справедливую расправу над ними.

Несмотря на свое несовершенство, судебная реформа была одним из важнейших преобразований, способствовавших становлению и укреплению в стране буржуазного строя.

Школьная и цензурная реформы. Буржуазные реформы 60 - 70-х годов не могли обойти школьное и цензурное дело. Вынужденное в связи с развитием капитализма и под влиянием технического прогресса стать на путь некоторого расширения сети школьных и просветительных учреждений, царское правительство одновременно решило подчинить своему контролю учебные заведения и органы печати. В соответствии с «Положением о начальных народных училищах», утвержденным 14 июля 1864 г., вводилась единая система начального образования. Создавать начальные школы разрешалось как государственным и общественным учреждениям и ведомствам, так и частным лицам, но руководство учебным процессом и контроль за ним возлагались на уездные и губернские школьные советы, состоявшие из царских чиновников, представителей земств и духовенства.

Исходя из установки, что начальная школа должна воспитывать в народе религиозно-монархическую мораль, «Положение» предусматривало, во-первых, назначение председателем губернского школьного совета архиерея и, во-вторых, обязательное преподавание в школе таких предметов, как «закон божий» и церковное пение. Из общеобразовательных дисциплин вводились только обучение грамоте и четырем арифметическим действиям, сведения по географии, рисование и т. д. Следовательно, программа начальной школы была очень ограничена.

Изменения в области среднего образования определялись уставом от 19 ноября 1864 г., в соответствии с которым в стране создавались классические и реальные мужские и женские гимназии. Право учиться в них предоставлялось всем сословиям, но из-за высокой платы воспользоваться им могли лишь дети богачей. Право поступления в университеты имели только лица, окончившие классические гимназии. Окончание реальной гимназии давало право на поступление в высшую техническую школу, а женской - вообще никаких прав не давало, ибо ее цель, как прямо провозглашалось в уставе, - подготовить образованную «жену и мать семьи».

Определенные изменения вносились правительством и в систему надзора за высшей школой. Новым уставом от 18 июня 1863 г. возобновлялась академическая автономия университетов, создавался совет профессоров, который должен был руководить всей жизнью учебного заведения, в том числе осуществлять надзор за студентами. Этими мерами царское правительство, идя на некоторые уступки либеральной профессуре, пыталось привлечь ее к борьбе против студенческого движения.

Реформа в области цензуры была проведена в 1865 г. Чтобы воспрепятствовать проникновению революционных идей в народные массы через печатное слово, царское правительство установило особенно суровый надзор за органами печати и с этой целью реорганизовало цензурные учреждения. В соответствии с новым цензурным уставом они из ведения министерства народного просвещения переходили в подчинение министерства внутренних дел, в составе которого создавалось главное управление по делам печати и центральный комитет иностранной цензуры. Продолжала действовать и церковная цензура. Особо строгому надзору подвергались небольшие по размеру издания, предназначенные для массового читателя. В случае выявления в книгах нарушения требований цензуры их издатели привлекались к ответственности через судебные органы.

К периодическим изданиям при нарушении цензурных требований предусматривалось применение административного воздействия в виде предупреждения, временного прекращения и, наконец, запрещения издания. Все провинциальные издания подвергались предварительной цензуре.

Итак, реформы школьного и цензурного дела, как и все иные реформы 60 - 70-х годов, хотя и представляли собой шаг вперед, были ограниченными, и после их проведения оставались пережитки старых, крепостнических порядков, тормозившие дальнейший социальный и культурный прогресс русского, украинского и других народов страны.

Городская и финансовая реформы. Удовлетворяя интересы растущей буржуазии, царское правительство решило реорганизовать систему городского самоуправления, приспособив ее к потребностям буржуазного развития. В соответствии с законом от 16 июня 1870 г. во всех городах страны менялся принцип выбора в городские думы. В основе определения права участия в выборах гласных в городские думы теперь лежал не сословный, а имущественный ценз. Избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества, которые платили налоги; прочие, составлявшие большинство городского населения, и прежде всего рабочие, ремесленники и мелкие служащие, этого права не имели. Кроме того, от избирателей требовалось российское подданство и отсутствие задолженности по городским налогам, устанавливался также возрастной ценз не ниже 25 лет. Женщины не имели права принимать участия в выборах в городские учреждения. Чтобы обеспечить преобладание в думах представителей крупной буржуазии, выборы гласных (от 30 до 72 в разных городах страны) проводились по трем куриям, каждая из которых независимо от количества участвовавших в выборах избирала треть общего числа гласных. В соответствии с этой системой выборов несколько десятков представителей крупной буржуазии избирали столько же гласных, сколько сотни средних и тысячи мелких капиталовладельцев.

Дума избирала на четырехлетний срок исполнительный орган - городскую управу с председателем во главе, который утверждался в губернских центрах министром внутренних дел, в других городах - губернатором. Городские управы занимались благоустройством городов, промышленностью, торговлей и другими хозяйственными вопросами. Они непосредственно подчинялись губернатору и министру внутренних дел.

Острый финансовый кризис, охвативший страну в 50-е годы и отражавший общий упадок всего феодально-крепостнического строя, вызвал необходимость осуществления буржуазных преобразований в области финансово-кредитной системы. Финансовые реформы, проведенные в 1860–1864 гг., коснулись как налоговой и кредитной систем, так и бюджета и государственного финансового контроля. В частности, в 1860 г. был создан Государственный банк, деятельность которого оказала положительное влияние на развитие капиталистической промышленности и торговли, способствовала расширению сети частных коммерческих акционерных банков. Несколько позже вместо откупной системы было введено акцизное обложение спиртных напитков, увеличены косвенные налоги на товары массового потребления, ликвидированы ведомственные и созданы государственные кассы, которые сосредоточивали в своих руках все прибыли и расходы государства, определенные бюджетом, введен единый государственный ревизионный центр с весьма разветвленной периферической сетью и широкими правами в области финансового контроля.

Все эти мероприятия, естественно, способствовали развитию капитализма во всех сферах общественного производства.

Однако финансовые реформы, как и другие буржуазные реформы 60 - 70-х годов, были ограниченны и непоследовательны. В частности, длительное время сохранялся так называемый подушный налог - чрезвычайно тяжелый и унизительный для трудящихся масс. Реформы мало в чем улучшили финансовое положение государства, его бюджет был хронически дефицитным, что вынуждало царское правительство выпускать займы, задолженность по которым неуклонно возрастала.

Военная реформа. Изменения коснулись также организации и построения вооруженных сил страны. Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных округов. Украинские губернии вошли в состав Киевского (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Одесского (Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губернии и Бессарабская область) и Харьковского (Харьковская, Полтавская, Черниговская, Воронежская, Курская и Орловская губернии) округов. Во главе округа стоял командующий, который через штаб и военно-окружной совет осуществлял руководство войсками и их хозяйством.

Наряду с округами создавались другие органы местного военного управления. В каждой губернии и уезде учреждались управления военного начальника. Подчиненное главному начальнику военного округа местное управление приобрело определенное значение после установления регулярной системы подготовки резервов и введения закона о воинской повинности.

1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим определенное образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. И хотя условия прохождения военной службы стали легче, но, как и раньше, вся тяжесть ее ложилась на плечи трудящихся масс.

На ряд народов и народностей Средней Азии, Кавказа и Крайнего Севера закон о призыве в армию не распространялся. От воинской повинности освобождалось духовенство и определенные привилегированные прослойки общества, часть иностранных колонистов.

Яркую характеристику последствий проведения военной реформы дал В. И. Ленин, писавший, что «в сущности, у нас не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений.

В сущности, у нас не было и нет ничего похожего на равноправность граждан в военной службе. Наоборот, казарма насквозь пропитана духом самого возмутительного бесправия».

В общем реформы 60 - 70-х годов хотя и сохранили многочисленные пережитки крепостничества создали необходимые условия для более быстрого перехода страны от феодальной к капиталистической общественно-экономической формации. По определению В. И. Ленина, 1861 год знаменовал «собой начало новой, буржуазной, России, выраставшей из крепостнической эпохи».

Проведенные царизмом реформы предполагали приспособить существующий общественно-политический строй страны к потребностям растущего капиталистического хозяйства. Подчеркивая это, В. И. Ленин писал: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения».

Будучи, по определению В. И. Ленина, побочным продуктом революционной борьбы, реформа 1861 г. явилась определенной гранью, историческим переломом на пути преобразования феодально-крепостнической общественно-экономической формации в капиталистическую. В результате ее проведения были изменены старые, феодально-крепостнические производственные отношения, основанные на монопольной собственности феодалов на землю и неполной собственности на крепостного крестьянина при рутинном состоянии техники, и созданы необходимые условия для утверждения нового, капиталистического базиса. Феодальная Россия, в том числе Украина, стала страной капиталистической.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.16. Удержать социалистические реформы и открытость от скатывания на буржуазные рельсы От превратного истолкования «курса реформ и открытости» предупреждает Жэнъминъ жибао за 24.04.1991; «Реформа и открытость - наш неизменный курс. Мы не свернем с намеченного пути, мы даже

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

Из книги История России. XX век автора

§ 4. Экономика СССР в 50-е - начале 60-х годов: основные тенденции развития и реформы управления 50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Либеральные реформы 60-70- х годов К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

§ 2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.Однако нарастание

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

4. Буржуазные реформы Крымская война наглядно показала отсталость крепостной России. Русские солдаты были вооружены преимущественно старыми, медленно заряжавшимися гладкоствольными ружьями, тогда как французские и английские пехотинцы имели скорострельные и

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х - начало 60-х годов - подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) - 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 - Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”. Егофраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва. В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии - министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия - городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы - губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа :

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие - в окружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды -для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа : 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет, в на флоте - 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования : 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студенты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студентам предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные - Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля - хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону. Это и подталкивало к началу военных реформ в России.

Реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который прибывал военного министра 20 лет, связанно коренное переустройство русской армии. 15 января 1862 г. он предоставил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академия Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования.

В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число лет (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).

Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска. Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П.М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н.В. Маиевского, и др. Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как образцы орудий стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных - стальные. Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова. Началась перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за недостатка средств. Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков Д.А. Милютина, Г. А.Леера, М.И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине 19 в.

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий. Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения.

С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годные для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В области внешней политики одной из главных задач правительства Александра II была борьба за отмену унизительных статей Парижского мирного договора, и основной из них - запрещения России иметь крепости и боеспособный военно-морской флот на Чёрном море. Это удалось сделать после поражения Франции в войне против Пруссии в 1870 году. Несмотря на протесты Англии, Россия объявила, что не считает себя более связанной условиями этого мирного договора.

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы. В России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I, которая была одной из самых передовых в Европе того времени, где господствовала вербовка и найм. Но для второй половины XIX века, когда наступила эпоха массовых армий, она не обеспечивала армию подготовленным резервом. Собственно, проблема резервов встала уже во время Отечественной войны 1812 года, но после её окончания правительства Александра I и Николая I пошли по пути увеличения численности постоянной армии и создания военных поселений. Однако оказалось, что обладая самой большой по численности армией мирного времени, Россия в случае войны не может обеспечить её пополнение обученными людьми; пришлось прибегать к созыву ополчения. Главным положением военной реформы, проведённой военным министром Дмитрием Милютиным, было введение всеобщей воинской повинности.

Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и специальный Манифест о нем. По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н.И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф.Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй - о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило, справедливо отмечает в своем исследовании М.Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами. Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей. Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны. Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение».

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии. По завершении работы комиссии о воинской повинности Д.А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А.Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 - начале 20 вв.- казачьи войска и др.).

К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды. Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависит от состояния средств сообщения.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Военные реформы 1861 -1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Александр П подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки -- исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов.



Земская и городская реформы

К марту 1863 г., после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа , получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.



Судебная реформа

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиций. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".Под воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Реформы в области народного образования и печати

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее и не состоящего на государственной службе.

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

В период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Подробно изучает либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 8-й класс средней школы.