Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Становление и формирование посольского приказа. Посольский приказ — око всей великой России Писарчук в посольском приказе

Становление и формирование посольского приказа. Посольский приказ — око всей великой России Писарчук в посольском приказе

Образование Посольского приказа - специального учреждения, ведавшего внешними делами, - происходило одновременно с формированием всего государственного аппарата Русского государства, С расширением круга задач членов Боярской думы, казначеев и дьяков появляются подьячие «для письма», которые располагались в особом помещении - канцелярии («избе», «дворе»).

Процесс образования канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца XV

до середины XVI в.). Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляли собой прототип будущего самостоятельного государственного учреждения - «приказа».

Приказная система государственного управления ведет свое начало от приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения. Первые центральные государственные учреждения имели военное назначение. К ним относятся Разрядный, Поместный приказы и Оружейная палата. Ко второй половине XVI века сформировались и другие приказы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Бронный, Аптекарский и т.д. С расширением внешнеполитических задач появляется необходимость и в создании единого органа по руководству «посольским делом». Кроме того, специфика международных отношений требовала привлечения к нему лиц, специализировавшихся только на дипломатической службе.

В.О. Ключевский отмечал: «Несмотря на многостороннее развитие дипломатических сношений московского двора со времени Ивана III долго не заметно особого заведовавшего ими учреждения: их вел непосредственно сам государь с Думой»8. В самом деле, существовала тесная связь внешнеполитических дел с делопроизводством Боярской думы и домовой казной великого князя. Вместе с тем, согласно описи Царского архива, к началу XVI века скопилось настолько много дипломатических документов, что появилась потребность в их систематизации9. Для этого делй по сношениям с определенными государствами стали распределять по годам и особым пронумерованным ящикам: «волошские», «немецкие», «крымские» и т.д.

В отечественной историографии общепринятой датой образования Посольского приказа вслед за С.А. Белокуровым начали считать 1549 год. Эта дата установлена была на основании выписки из посольских дел, составленной в Посольском приказе в 1565-1566 годах, в которой упоминается, что в 1549 году «приказано посольское дело Ивану Висковатому, а был еще в подьячих».

Есть, однако, основания предполагать, что Посольский приказ как государственное учреждение существовал и ранее. Об этом прежде всего говорят данные уже упоминавшегося справочника В.И. Саввы о развитии чиновной иерархии, ведавшей внешнеполитическими делами. С.А. Белокуров же указывает на то, что Висковатый и до назначения главой Посольского приказа участвовал в дипломатических делах. Будучи еще подьячим, он в марте 1542 года писал пере- мирную грамоту с Польшей. Об этом свидетельствует и обилие такой специфической разновидности приказного делопроизводства, как посольские книги10.

Ввиду важности занимаемого поста преемники Висковатого уже носили звание думных дьяков. Среди лиц, возглавлявших Посольский приказ, выделяются такие известные деятели, как братья Андрей Яковлевич и Василий Яковлевич Щелкаловы, Алмаз Иванов, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, Артамон Сергеевич Матвеев, Василий Васильевич Голицын, Емельян Игнатьевич Украинцев. Это о них подьячий Посольского приказа Г.К. Котошихин писал в XVII веке: «Хотя породою бывает меньше, но по приказу и делам выше всех»11.

В 1565 году была построена особая Посольская палата12.

На основании сохранившихся посольских книг можно воспроизвести функции думною посольского дьяка. Во второй половине XVI века думные посольские дьяки принимали привезенные послами грамоты; вели предварительные переговоры; присутствовали на приемах иностранных дипломатов; проверяли приготовленные списки ответных грамот; составляли наказы российским дипломатам, отправляемым за границу, и приставам для встречи иностранных послов; знакомились с отчетами российских послов, вернувшихся после выполнения дипломатической миссии на родину. Более того, присутствуя при «сидении» государя с боярами, они, в случае несогласия с решением вопроса по своему ведомству, высказывали свое мнение13.

Замена главы Посольского приказа подчас была связана с пере- менами во внешнеполитическом курсе.

Ведению Посольского приказа кроме дипломатических сношений подлежали: проживавшие в России иноземные купцы и ремесленники; поселившиеся в России татары; московские слободы, заселенные иностранцами; дворы для приема послов; выкуп пленных, а также отдельные поручения. Так, под его управлением состояли именитые люди Строгановы, купцы и промышленники, участвовавшие в освоении Сибири; несколько крупных монастырей.

В XVII веке аппарат Посольского приказа значительно вырос, и в нем появились отдельные структурные части - «повытья», которые возглавляли «старшие» подьячие. Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, два - с азиатскими государствами и владетелями.

Посольский приказ начинает выполнять ряд других функций, которые нередко являлись для него источником дополнительных доходов.

Средний денежный оклад думного дьяка в середине XVII века составлял по тем временам значительную сумму - 200-250 руб. Следует отметить, что жалованье в Посольском приказе было в 3-5 раз выше, чем в большинстве других приказов. С 60-х годов XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод и приказных людей и др.

В обязанности каждого приказа в это же время входило также управление несколькими городами. В ведении Посольского приказа были города Касимов, Елатьма, Романов. Во второй половине XVII века ему были переданы так называемые четвертные территориальные приказы, или четверти: Новгородская, Галицкая, Владимирская, Устюжская, которые собирали доходы с подведомственных им обширных территорий и собранные деньги расходовали преимущественно на жалованье боярам, окольничим и другим служилым людям Посольского приказа. К нему приписывались также и временно возникавшие учреждения: Смоленский, Малороссийский, Литовский, Новгородский, Великоросский, Печатный и Полоняничный приказы.

Столь обширная деятельность Посольского приказа обусловила и разнообразие функций его служащих. Уже со второй половины XVI

века рядом с думным дьяком - главой Посольского приказа - мы постоянно видим его «заместителя» (товарища), или второго дьяка. Так, за подписью постника Дмитриева (1589-1592 гг.), товарища начальника Посольского приказа А.Я. Щелкалова, посылаются памяти о выдаче «корма» иноземным послам и об их отправлении; к нему за наказом являлись лица, назначенные в «государево посольство»; он принимал иноземных послов и произносил речи от имени государя; он же выслушивал отчеты о выполнении дипломатических поручений.

В обязанности Посольского приказа входили даже дела по сбору доходов с различных областей и «кружечных дворов» («кабацкие деньги»). Не случайно глава приказа А.Л. Ордин-Нащокин говорил, что вторые дьяки «мешают посольские дела с кабацкими». Некоторые вторые дьяки со временем становились начальниками Приказа, например В.Я. Щелкалов, А.И. Власьев, Алмаз Иванов, Е.И. Украинцев. Всего с 1559 по 1714 год известно поименно 52 «товарища» начальников Посольского приказа14.

При распределении приказной работы промежуточное положение между дьяками и подьячими занимали «приписные» подьячие, то есть имевшие право подписывать исходящие документы. По существу, это были подьячие высшей квалификации (т.е. «старые» подьячие). Часто они находились во главе столов или повытий.

Помощниками думных дьяков и их «товарищей» были подьячие, которые, по существу, составляли основной штат Посольского приказа. Они разделялись на несколько категорий: «старые», «средние» и «молодые». Во главе повытий стояли старые подьячие, средние и молодые вели делопроизводство и переписку Приказа, занимались изготовлением карт. К XVII веку в Приказе сложилась своя, особая школа письма - мелким и изящным почерком. Наибольшее количество «пищиков» составляли молодые подьячии. Самые же важные документы («листовое письмо», т.е. грамоты) писались подьячими более высоких рангов.

Кроме подьячих, которые вели переписку на русском языке, в Посольском приказе были служащие, знавшие иностранные языки. С начала XVI века в Приказе и в составе посольств устными переводами занимались толмачи, а письменное делопроизводство на иностранных языках поручалось переводчикам. Во второй половине XVII

века среди постоянных служащих насчитывалось около 15 переводчиков и 40-50 толмачей, которые знали языки: латинский, польский, татарский, немецкий, шведский, голландский, греческий, персидский (фарси), арабский, турецкий, волошский, английский и грузинский. В переводчики часто поступали находящиеся на русской службе иностранцы, побывавшие в плену русские. Случалось, что для изучения иностранных языков и приобретения различных навыков детей боярских специально посылали за границу15.

Среди служащих Посольского приказа были также золотописцы, расписывавшие золотом и красками грамоты. В конце XVII века служило пять золотописцев, которым вменялось писать «каймы» и начальные слова. Во второй половине XVII века в Посольском приказе издавались исторические и переводные сочинения, содержавшие сведения по русской исторйи, внешним сношениям, а также книги об избрании на царство и родословные московских государей. Как правило, все книги обильно иллюстрировались рисунками, портретами и орнаментом16.

Во второй половине XVI века в Посольском приказе служили также сторожа и приставы, сопрождавшие иностранных дипломатов. Среди них было немало людей из знатных фамилий. Приставы назначались и для разбора судебных дел, находившихся в компетенции Посольского приказа.

В Древней Руси приказами назывались органы центрального государственного управления. Назывались они еще палатами и дворами, избами и дворцами, третями и четвертями. Предполагают, что приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно, а первое о них упоминание в этой роли встречается в 1512 году в грамоте, посланной Владимирскому Успенскому монастырю Великим князем всея Руси Василием III.

Определенному количеству людей приказывалось заняться какими-то конкретными делами - так появилось определение «приказ». Вновь учрежденные приказы действовали от имени государя и были высшими правительственными местами. Жалобы на их действия рассматривались только царем или царской думой. Приказы - начальные стадии нынешних министерств.

Возникновение и назначение

Посольский приказ возник в 1549 году при Иване IV. Просуществовал он до 1720. Судебником 1550 года Иван Грозный вводит управления, которая была призвана обеспечивать государственные нужды. Почти 200 лет каркас этой системы сохранялся и был заменен лишь при Великом реформаторе Петре I. В обязанности вновь созданного приказа входили взаимоотношение с другими государствами, выкупы и обмен пленными, курирование определенных групп «служилых людей», например донских казаков.

Основные функции

Посольский приказ занимался также управлением некоторых земель на юге и востоке державы. В его ведение входила и отправка русских миссий за границу, и прием иностранных представительств. В его подчинении находились иностранные купцы, во все время их пребывания на нашей территории.

Подготовка текстов международных переговоров тоже вменялась в обязанности приказу. Он осуществлял контроль за дипломатическими представительствами.

Структура органа

Изначально Посольский приказ состоял из думного дьяка, под началом которого находились его «товарищ» (заместитель), 15-17 подьячих (низший административный чин) и несколько толмачей (переводчиков). Во главе вновь созданного учреждения стоял Приказной дьяк, он же Посольский дьяк. Дьяками в те времена назывались государственные служащие (помимо церковнослужителей), в частности начальники приказов или младшие чины в

Структура набирает вес

Первый Посольский приказ возглавил Иван Михайлович Висковатов, который до этого назначения служил послом, думным дьяком, был хранителем государственной печати. Во главе приказа он находился вплоть до своей смерти, наступившей в 1570 году. С ростом международного веса России увеличивалось и значение Посольского приказа, в разы увеличивался его штат - в 1689 году в нем служили 53 подьячих вместо 17 и 22 переводчика плюс 17 толмачей (устный переводчик).

Уже к концу XVII столетия Посольский приказ настолько набрал силу, что стал одной из важнейших составных частей центрального государственного аппарата России. В этом веке он прошел путь от Канцелярии по внешним сношениям к государственной структуре, обладающей значительной самостоятельностью и широчайшими полномочиями.

Основные вехи

Весь период существования Посольского приказа можно условно разложить в соответствии с тремя эпохальными промежутками того времени. Это Смутное время, восстановление российской монархии при Михаиле Романове, первом русском царе из этой династии, и период расцвета государственности, наступивший при царе Алексее Михайловиче.

Яркие представители

С 1621 года Иван Тарасьевич Грамотин, тогдашний глава Посольского приказа, начал готовить для царя систематические сведения о положении дел в других странах. Они черпались из периодических изданий стран, а также из наблюдений и выводов послов. Эти «Вестовые письма» являлись по существу первой русской газетой. Об этом восьмом главе Посольского приказа надо сказать несколько слов отдельно. Он начинал карьеру подьячим, и трижды при разных царях занимал высший пост Посольского приказа. В Смутные времена он был одним из виднейших политический деятелей.

Повытья

Структура приказа делилась на отделения, ведающие делопроизводством по территориальным признакам (повытья). Всего их было пять. Функции Посольского приказа, согласно этим пяти делопроизводительным частям, распределялись следующим образом - в первое повытье входили страны Западной Европы - Англия и Франция, Испания и Священная Римская империя, а так же Папское государство. Второе повытье занималось взаимоотношениями со Швецией, Польшей и Валахией (юг современной Румынии), Молдавией, Турцией и Крымом, Голландией, Гамбургом.

Взаимоотношениями с Данией, Брандербургом и Курляндией занималось 3-е отделение в приказе, ведающее делопроизводством этих стран. Персия, Армения, Индия и Калмыцкое государство находились в ведении 4-го повытья. Последнее пятое ведало взаимосвязями с Китаем, Бухарой, Хивой, Чжунгарским государством и Грузией.

Объемы работ растут

С того самого момента, когда был учрежден Посольский приказ, ему вменялось общее управление внешней политикой страны. Со второй половины XVII века непосредственно ему подчиняются следующие приказы - Великого княжества Литовского, Смоленский и Малороссийский. Здесь также хранился накопленный со временем архив важнейших внешне - и внутреннеполитических документов.

Главы приказа

С ростом международного значения России дьяк Посольского приказа заменяется представителем высшего феодального сословия страны - боярином, а само учреждение с 1670 года именуется «Государственным приказом посольской печати».

За все время существования Посольского приказа на посту его главы сменилось 19 руководителей. Последним был граф и первый канцлер Российской империи, сподвижник Петра Великого В результате была создана Посольская канцелярия, которая в 1720 году была заменена

Историкам в точности не известно, когда родился Иван Висковатый. Первое упоминание о нем относится к 1542 году, когда этот подъячий писал примирительную грамоту с Польским королевством. Висковатый был достаточно худородным, он принадлежал к мало чем зарекомендовавшей себя дворянской семье. Свою карьеру он построил благодаря собственной старательности, природным талантам и заступничеству покровителей. Современники описывали его как крайне красноречивого человека. Способности оратора были очень важны для дипломата, поэтому неудивительно что со временем Иван Висковатый возглавил именно Посольский приказ (прообраз министерства иностранных дел). Но несмотря на свои заслуги он оказался в числе жертв террора Ивана Грозного.


До середины XVI века вся дипломатическая система Российского государства строилась вокруг великого князя. Он мог делегировать некоторые полномочия в индивидуальном порядке, однако никакого государственного института не существовало.

О положении дел в московской дипломатии того времени можно судить по записям в посольских книгах. Они гласят, что, начиная с 1549 года, недавно венчавшийся на царство Иван Грозный приказал Висковатому принимать привозимые иностранными делегациями официальные грамоты. Тогда же начались первые зарубежные поездки чиновника. В том же 1549 году он отправился к ногайцам и правителю Астрахани Дербышу.

По сравнению со своими коллегами Иван Висковатый отличался еще и низким чином. Он был всего лишь подъячим. Иван Грозный, ценя способности Висковатого, приравнял его к другим более именитым дипломатам – Федору Мишурину и Меньшику Путянину. Так дворянин стал дьяком. Во все том же 1549 году Иван Висковатый внезапно был назначен главой дипломатического ведомства. Он стал первым чиновником такого рода в отечественной истории.

С этого момента Висковатый приступил к активной деятельности, которая по большей части сводилась к встречам с многочисленными иностранными делегациями. К дьяку приезжали послы из Ногайской орды, Литвы, Польши, Казани, Дании, Германии и т. д. Уникальный статус Висковатого подчеркивался тем фактом, что он принимал высокопоставленных гостей в личном порядке. Для таких встреч существовала специальная дьячья изба. О ней в своих письмах упоминал сам Иван Грозный.

Помимо встреч с послами, Иван Висковатый ведал их перепиской с царем и Боярской думой. Дьяк присутствовал на всех предварительных переговорах. Кроме того, он занимался организацией русских посольств за рубеж.

Во время встреч царя с делегациями Висковатый Иван Михайлович вел протоколы переговоров, а его записи позже включались в официальные летописи. Кроме того, государь поручил ему руководство собственным архивом. В этой кладези содержались уникальные документы: всевозможные указы московских и других удельных князей, родословные, бумаги внешнеполитического характера, следственные материалы, правительственное делопроизводство.

Человек, следивший за царским архивом, должен был обладать огромной ответственностью. Именно при Висковатом это хранилище было реорганизовано в отдельное учреждение. Главе Посольского приказа приходилось много работать с бумагами из архива, так как без них было невозможно наводить справки о взаимоотношениях с другими государствами и организовывать встречи с иностранными делегатами.

В 1547 году Москва пережила страшный пожар, который современники назвали «великим». В огне пострадал и архив. Забота о нем и восстановление ценных документов стали первостепенной задачей Висковатого с самого начала пребывания на должности главы дипломатического ведомства.

Благополучная чиновничья судьба Ивана Висковатого сложилась удачной не только благодаря его собственному усердию. За его спиной стояли могущественные покровители, которые опекали и помогали своему протеже. Это были Захарьины – родственники первой жены Ивана Грозного Анастасии. Их сближению способствовал конфликт, разгоревшийся в Кремле в 1553 году. Молодой царь серьезно заболел, и его окружение всерьез боялось за жизнь государя. Висковатый Иван Михайлович предложил венценосцу составить духовное завещание. Согласно этому документу власть в случае смерти Ивана Васильевича должна была перейти к его полугодовалому сыну Дмитрию.

В ситуации неясности будущего родственники Грозного Старицкие (в том числе претендовавший на власть его двоюродный брат Владимир Андреевич), боясь чрезмерного усиления вражеского боярского клана, стали интриговать против Захарьиных. В результате половина двора не стала присягать малолетнему Дмитрию. До последнего колебался даже ближайший советник царя Алексей Адашев. А вот Висковатый остался на стороне Дмитрия (то есть Захарьиных), за что они всегда были ему благодарны. Через некоторое время царь выздоровел. На всех боярах, не пожелавших поддержать притязания Дмитрия, оказалась черная метка.

В середине XVI века основным направлением внешней политики России был восток. В 1552 году Грозный присоединил Казань, а в 1556-м – Астрахань. При дворе главным сторонником продвижения на восток был Алексей Адашев. Висковатый, хоть и сопровождал царя в его казанском походе, с гораздо большим рвением занимался западными делами. Именно он стоял у истоков зарождения дипломатических контактов между Россией и Англией. У Московии (так ее в то время называли в Европе) не было выхода к Балтике, поэтому морская торговля со Старым Светом осуществлялось через замерзающий зимой Архангельск. В 1553 году туда прибыл английский мореплаватель Ричард Ченслер.

В дальнейшем торговец еще несколько раз посетил Россию. Каждый его визит сопровождался традиционной встречей с Иваном Висковатым. Глава Посольского приказа виделся с Ченслером в компании самых влиятельных и богатых русских купцов. Речь, конечно, шла о торговле. Англичане стремились стать монополистами на российском рынке, полном уникальных для европейцев товаров. Важные переговоры, где обсуждались эти вопросы, осуществлял Иван Висковатый. В истории отношений двух стран их первое торговое соглашение сыграло принципиально важную и долгосрочную роль.

Купцы с Туманного Альбиона получили льготную грамоту, полную всевозможных привилегией. Они открыли собственные представительства в нескольких российских городах. Московские негоцианты также получили уникальное право торговать в Британии без пошлин.

Свободный въезд в Россию был открыт для английских мастеров, ремесленников, художников и медиков. Огромный вклад в зарождение столь выгодных отношений между двумя державами внес именно Иван Висковатый. Судьба его соглашений с англичанами оказалась на редкость удачной: они просуществовали вплоть до второй половины XVII столетия.

Отсутствие собственных балтийских портов и желание выйти на западные европейские рынки толкнули Ивана Грозного на начало войны против Ливонского ордена, расположенного на территории современных Эстонии и Латвии. К тому времени лучшая эпоха рыцарей осталась позади. Их военная организация переживала серьезный упадок, и русский царь не без основания считал, что ему сравнительно легко удастся завоевать важные прибалтийские города: Ригу, Дерпт, Ревель, Юрьев, Пернаву. Кроме того, рыцари сами провоцировали конфликт, не пуская в Россию европейских торговцев, мастеров и товары. Закономерная война началась в 1558 году и затянулась на целых 25 лет.

Ливонский вопрос расколол приближенных царя на две партии. Первый кружок возглавил Адашев. Его сторонники считали, что необходимо в первую очередь усиливать свое давление на южные татарские ханства и Османскую империю. Иван Висковатый и другие бояре придерживались обратной точки зрения. Они выступали за продолжение войны в Прибалтике до победного конца.

На первом этапе конфликта с рыцарями все складывалась ровно так, как того хотел Иван Висковатый. Биография этого дипломата представляет собой пример политика, каждый раз принимавшего правильные решения. Вот и теперь глава Посольского приказа угадал. Ливонский орден быстро потерпел поражение. Замки рыцарей сдавались один за другим. Казалось, что Прибалтика уже в кармане.

Однако успехи русского оружия не на шутку встревожили соседние западные государства. Польша, Литва, Дания и Швеция также претендовали на ливонское наследство и не собирались отдавать всю Прибалтику Грозному. Сначала европейские державы пытались остановить невыгодную им войну дипломатическим путем. В Москву потянулись посольства. Встречал их, как полагается, Иван Висковатый. Фото этого дипломата не сохранилось, однако даже не зная его внешности и привычек, можно смело предположить, что он умело отстаивал интересы своего государя. Глава Посольского приказа последовательно отказывался от западного лукавого посредничества в конфликте с Ливонским орденом. Дальнейшие победы русской армии в Прибалтике привели к тому что испуганные Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую. Новый игрок на международной арене в открытую выступил против России. Вскоре войну Грозному объявила еще и Швеция. Ливонская война затянулась, а все успехи русского оружия были сведены на нет. Правда вторая половина конфликта прошла уже без участия Висковатого. К этому времени он уже стал жертвой репрессий своего собственного царя.

Конфликт Грозного с боярами начался в 1560 году, когда внезапно скончалась его первая жена Анастасия. Злые языки распространяли слухи о ее отравлении. Постепенно царь стал подозрительным, его охватила паранойя и страх предательства. Эти фобии усилились, когда за границу бежал ближайший советник монарха Андрей Курбский. В Москве полетели первые головы.

Бояре заточались в тюрьму или предавались казни по самым сомнительным доносам и наветам. В очереди на расправу был и вызывающий зависть многих конкурентов Иван Висковатый. Краткая биография дипломата, однако, говорит о том, что ему относительно долгое время удавалось избегать гнева своего государя.

В 1570 году на фоне поражений в Ливонии Грозный и его опричники решили отправиться в поход на Новгород, жителей которого они подозревали в измене и симпатиях к иностранным врагам. После того кровопролития была решена и печальная судьба Ивана Висковатого. Кратко говоря, репрессивная машина не могла остановиться сама по себе. Начав террор против собственных бояр, Грозный нуждался во все новых предателях и изменниках. И хотя до нашего времени не сохранилось документов, которые бы объяснили, как принималось решение о Висковатом, можно предположить, что его оклеветали новые любимцы царя: опричники Малюта Скуратов и Василий Грязной.

Незадолго до того вельможа был отстранен от руководства Посольским приказом. Кроме того, однажды Иван Висковатый открыто попытался заступиться за терроризируемых бояр. В ответ на увещевания дипломата Грозный разразился гневной тирадой. Висковатый был казнен 25 июля 1570 года. Его обвинили в предательских связях с крымским ханом и польским королем.

ОРДИН-НАЩОКИН АФАНАСИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ(1606–1680 гг.) – русский государственный и военный деятель, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича, глава Посольского приказа. Родился в семье небогатого дворянина. Местные дьячки научили его грамоте и математике, поляки – польскому языку и латыни, позже он сам овладел немецким и молдавским. Как все молодые дворяне в то время, в 1622 начал «полковую службу». В 1642 был привлечен к посольскому делу при дворе царя Михаила Федоровича. Во время русско-шведской и русско-польской войн середины 17 в. был и воеводой, и дипломатом, проявил себя как способный военачальник. В 1656 подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией. Ордин развернул активную борьбу с торговыми привилегиями иностранным купцам, предложив обязать их уплачивать высокие пошлины за ввозимые ими товары. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа.

Одним из первых действий Ордина-Нащокина на посту руководителя Посольского приказа было введение в жизнь Новоторгового устава. Устав 1667 обобщил положение о таможенных сборах, усилил протекционный характер обложения. Это дало толчок для формирования всероссийского рынка. В столичном здании Посольского приказа при Ордине стали принимать иностранцев - все положило начало складыванию дипломатического этикета в России. При всех дипломатических качествах Ордина – уме, красноречии, жизненной цепкости – лавирование в водоворотах политической жизни России давалось ему к старости все трудней. Прямота в суждениях приблизила его опалу. В 1671 он был отстранен от службы в Посольском приказе, возвратился на родину и постригся в монахи под именем инока Антония. Но в стране не было лучшего знатока польских реалий, и в 1679 царь прислал за Ордином в Москву. Но советы его в отношении поляков были признаны устаревшими, самого Ордина отстранили от переговоров и возвратили в Псков. Там он и скончался через год, в 1680 в Крыпецком монастыре в возрасте 74 лет.
А. Л. Ордин-Нащокин принадлежал к когорте русских реформаторов, умевших сочетать интересы патриотизма и обновления. Он стремился оградить отечественное производство путем протекционистских мер и обновленной фискальной политики. Большую роль сыграло и его покровительство развитию торговли и флота, налаживанию торговых связей России со многими странами. Ордин поднял значение посольской службы, дав ей экономическое и политическое обоснование. Высокообразованный человек своего времени, Ордин-Нащокин выделялся среди придворных живым умом, блестящим риторическим талантом, эрудицией. Его разносторонняя деятельность оставила глубокий след во многих областях жизни России, подготовив страну к реформам Петра I.


Артамон Сергеевич Матвеев (1671-1682 гг.)Преемником А. Л. Ордин-Нащокина на посту главы Посольского приказа в феврале 1671 г. стал думный дворянин, потомственный дипломат Артамон Сергеевич Матвеев. А. С. Матвеев пользовался неограниченным доверием Алексея Михайловича, к чему были серьезные основания. Он рос и воспитывался во дворце вместе с царем. Обладая многими талантами, Матвеев, так же, как и его предшественник, входил в образовавшуюся вокруг царя "избранную думу". Еще до своего вступления в должность руководителя внешнеполитического ведомства Матвеев немало сделал на дипломатическом поприще. В 1653 г. он возглавлял посольство на Украину и вел переговоры с Б. Хмельницким по вопросу воссоединения Украины с Россией. В результате всех переговоров в январе 1654 г. состоялось воссоединение русских и украинских земель. В апреле 1669 г. А. С. Матвеев возглавил Малороссийский приказ. Здесь он проявил себя гибким политиком, искусным дипломатом, ему удавалось сглаживать самые острые углы во взаимоотношениях властей с местным населением. Современники отмечали его особое умение ладить с людьми, избегать конфликтов, его верность и преданность царю Алексею Михайловичу, который высоко ценил заслуги Матвеева. В 1672 г., вскоре после назначения главой Посольского приказа, Артамон Сергеевич был пожалован в окольничие, а в октябре 1674 г. произведен в ближние бояре.
Дипломатическая деятельность Матвеева совпала по времени с изнурительными переговорами, продолжительной и упорной борьбой России с Польшей и Литвой за Малороссию. После успешных переговоров с поляками в 1674 г. Артамон Сергеевич подписал соглашение, закреплявшее Киев за Россией. Будучи горячим сторонником сближения России с Речью Посполитой , Матвеев был убежден, что такой союз необходим для объединения славян против Турции. Желая заручиться поддержкой других европейских стран в создании антитурецкой коалиции, он направлял русских дипломатов в Англию, Францию, Испанию, Швецию, Данию, Голландию, Австрию, Бранденбург и Пруссию. Однако эти планы остались неосуществленными из-за войны в самой Европе. Продолжал Матвеев и политику своих предшественников по развитию отношений России со странами Востока, Индией и Китаем.

При Матвееве для служебных целей в Посольском приказе составлялись необходимые для дипломатов справочные книги. Автором одной из них, получившей название "Титулярник", стал Матвеев. Эта книга представляет собой подробное изложение истории дипломатических сношений Московского государства с зарубежными странами.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. из-за интриг Матвеев оказался в опале и был отстранен от управления Посольским приказом. В борьбе Нарышкиных с Милославскими за престолонаследие А. С. Матвеев - приверженец Петра, пал жертвой стрелецкого бунта 1682 г.

Васи́лий Васи́льевич Голи́цын (1643 - 1714) - боярин, дипломат и государственной деятель допетровской Руси. Фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи (1682-89) в звании воеводы. Он получил прекрасное домашнее образование и свободно изъяснялся на латинском, греческом, польском и немецком языках. Обладая острым и трезвым умом Василий Васильевич пришел к выводу о необходимости преобразования системы власти, понимая, с какими трудностями ему придется столкнуться при дворе в борьбе за осуществление своих идей.
Одна из его миссий была связана с задачей вывести Россию из кризисной внешнеполитической ситуации, когда страна оказалась под угрозой пограничных набегов татарских орд и вторжения своего бывшего союзника - Речи Посполитой. Результатом дальновидной политики Голицына стало заключение в 1681 г. Бахчисарайского мирного договора, устанавливавшего на 20 лет буферную зону между Днепром и Бугом.

При Софье В. В. Голицын возглавил в мае 1682 г. Посольский приказ. Кроме учреждений, ведавших внешними сношениями России, князь Василий взял в свои руки управление боеспособными частями русской армии. К 1683 в России сложилось сложное положение: османы укреплялись по Днепру, усилились набеги крымчан, на шведской границе происходила концентрация войск и готовилось польское вторжение. Выход на Балтику и связанная с ним торговля с Западом представлялись ему менее перспективными для России по сравнению с укреплением ее позиций на Черном море. Он считал жизненно важным освоение южнорусских земель и освобождение своих единоверцев от османского владычества на Кавказе и Балканах. При этом он успешно использовал баланс интересов в Европе, не нанося ущерба своим партнерам. Так, например, со шведами, не прибегая к военным демонстрациям, он добился в 1683 г. продления Кардисского мира, получив возможность сосредоточить силы на южном направлении.
Подлинное дипломатическое искусство Голицын проявил в переговорах с Речью Посполитой, заключив в апреле 1686 г. "Вечный мир", по которому юридически было закреплено воссоединение Украины с Россией. Договор положил конец раздорам между славянскими государствами и объявлял о вступлении России в войну с турками в составе Священной лиги - Австрии, Польши и Венеции.

Обострение внутриполитической обстановки в России в связи с борьбой за власть привело к падению правления Софьи и опале В. В. Голицына.

Пытливый ум и всесторонняя образованность В. В. Голицына позволяли ему правильно оценивать происходившие в мире политические процессы и определять главные направления во внешней политике России. Он с уважением относился к достижениям европейских стран в различных областях и считал необходимым учреждение там постоянных дипломатических представительств России. Он впервые ввел в дипломатическую практику неформальные встречи у себя дома с иностранцами, которые видели в нем родственного по духу человека.

Начальник Посольского приказа - глава внешнеполитического ведомства. Им мог быть думный дьяк (вначале) или затем все чаще - боярин, ближний боярин, т. е. особо доверенный царя человек. В начале XVIII в. - канцлер, т. е. высшее должностное лицо первого ранга в государстве, второй после царя человек в управлении. В этом наглядно проявляется возрастание роли внешнеполитических дел в общем государственном руководстве в России.

Товарищи начальника Приказа.

Вначале, в XVI в., - подьячие, в XVII в, - дьяки, но не думные, а только посольские, в конце XVII в, - бояре. Товарищ (т. е. заместитель) начальника Приказа был, как правило, один, хотя могло быть от одного до трех одновременно, или параллельно, или последовательно. По крайней мере один из них должен был обладать такой компетенцией, чтобы в случае необходимости суметь заменить начальника либо как и.о., либо как фактический начальник Приказа.

Повытья - отделы или управления Посольского приказа. Как правило,с середины XVII столетия существовало пять повытий, хотя вначале, в XVI в., их было всего два или три, в первой половине XVII в. - четыре, а к концу XVII - началу XVIII в. появилось даже шесть.

В то же время, несмотря на стабильное число повытий, дела между ними распределялись по-разному, т. е., во-первых, в состав отдельных отделов входили в разные периоды разные страны, во-вторых, по-разному распределялись и административно-хозяйственные функции между отделами в разные периоды. Однако основной принцип деления на отделы с самого начала существования русского внешнеполитического ведомства был страноведческий.

Во главе повытья стоял старый подьячий, т. е. старший из числа подьячих, работавших в повытьях. Всего старых подьячих в составе Посольского приказа было пять - строго по числу повытий. Каждому старшему подьячему подчинялись еще 4 младших подьячих, с последней четверти XVII в. они стали делиться на средних подьячих, младших (или молодых) подьячих и новых неверстан-ных, или «новеньких», - практикантов, стажеров, назначенных в повытья без жалованья, чтобы они «присматривались к делам», т. е. для обучения. Общее число персонала, занятого таким образом дипломатической работой в центральном аппарате Посольского приказа, было следующим: 5 старых подьячих - начальников отделов (повытий), 10-12 младших. С 1689 г. были установлены штаты: 5 старых, 20 средних и молодых и 5 новых, т. е. всего 30 человек. Однако на практике внешнеполитические кадры всегда недобирались из-за отсутствия подготовленных лиц, и их бывало в составе Посольского приказа в разное время от 18 до 28 человек. Именно на них, на этом небольшом числе людей, лежала главная тяжесть внешнеполитической работы в течение полутора веков.

При распределении функций от старого подьячего (начальника отдела) до референта (т. е, младшего подьячего, перешедшего в данный чин только что из числа практикантов-стажеров, или «новеньких») сохранялся последовательно проводимый принцип дифференциации в строгой зависимости от знаний и опыта работы. Это отражалось прежде всего в оплате труда дипломатов. Она колебалась от 1600 руб. (для начальника отдела) до 50 руб. в год (для референта) в сопоставимых ценах на конец XIX в. На последний год работы Посольского приказа (1701 г.), перед его фактической ликвидацией, в нем работали 6 старых подьячих, 7 средних и 11 молодых, что дает некоторое представление о распределении ролей.

Распределение обязанностей между повытьями. Повытья (отделы) занимались каждое определенным числом стран, как. правило, далеко не равным. Это зависело на каждом историческом этапе от конкретного состояния международных отношений, от наличия часто меняющихся контрагентов (партнеров), т. е. иностранных держав, с которыми Россия поддерживала отношения, от реального значения и отсюда от фактического объема работы с той или иной страной, от компетенции отдельных старых подьячих, от их конкретных знании определенных стран и, наконец, далеко не в последнюю очередь от воли царя и начальника приказа и их усмотрения насчет того, какова должна быть «равная» нагрузка для работников каждого повытья, какими критериями при этом руководствовались и по каким признакам она в каждый конкретный исторический период определялась и сопоставлялась.

Если учесть все эти сложные обстоятельства, то для нас станет объяснимой та структура повытий, которая никогда не была постоянной, а менялась и формировалась путано и бессистемно. Хотя в основе работы повытий уже с конца XVI в. явно возобладал принцип специализации отделов по странам, но сама компоновка этих стран в повытьях, их сочетание могут показаться нам бессмысленными, фантастическими и просто-таки неудобными, если мы не будем учитывать вышеизложенных обстоятельств и подходить к оценке работы тогдашних отделов Посольского приказа с современной точки зрения. Отделы (повытья) вначале назывались по фамилии их начальников-подьячих: повытье Алексеева, повытье Волкова, Губина, затем по номерам; 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, Так, уже в середине XVII в. (1646 г.) существовало 4 повытья (в 70-х гг. - 5, в 90-х - 6). Обязанности между ними распределялись так:

1-е повытье: Кызылбаши (Дагестан, азербайджанские ханства, Персия), Дания, Голландия.

2-е повытье: Бухара, Юргенч (Хивинское ханство), Индия, Крым.

3-е повытье: Швеция, Молдавия, греческие власти (т. е. Константинопольский патриарх, Киевский митрополит) .

4-е повытье: Литва и турецкий султан.

«Непонятное» на современный взгляд включение отношений Москвы с Данией и Азербайджаном (Персией) в один отдел на самом деле объясняется тем, что эти страны находились в постоянно, стабильно дружественных отношениях с Россией, и поэтому работники этого отдела должны были выработать и культивировать определенный дипломатический язык, определенную мягкую, вежливую, уважительную форму обращения при составлении документов.

Наоборот, в 4-м повытье, где надо было говорить довольно жестко, но в то же время не срываясь и не допуская оскорблений, с двумя «вечными» врагами России - с султаном и великим герцогом литовским, с самыми непредсказуемыми соседями России, - естественно, должны были вырабатываться другие качества у дипломатов. Гибко менять на ходу форму отношений не позволяли ни традиции, ни предписания; и все, что касалось изменения политики, решалось царем, его Думой, а на долю чиновников Посольского приказа оставалось неукоснительное выполнение предписаний. Вот почему все оттенки дипломатических отношений - от враждебных до разной степени дружественных - были распределены по пяти наивозможным категориям, а уже распределение стран в этих категориях менялось в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств. Так, например, поссорившись с молдавским господарем, царь мог распорядиться перевести ведение дел с Молдавией в 4-е повытье, и этого было уже достаточно, ибо чиновники этого повытья автоматически писали бы молдавскому господарю таким же тоном и в том же духе, как и турецкому султану или великому герцогу литовскому. Переучивать же сотрудников одного и того же отдела, менять формы работы в зависимости от конъюнктуры считалось в XVI и XVII вв. крайне неудобным и непрактичным: сами подьячие могли бы запутаться, да и для престижа царя это было бы ущербом. Царь не должен был менять свои распоряжения так, чтобы эта перемена политики была заметна его подданным: они привыкли, чтобы все было неизменным и стабильным, иначе они либо терялись, либо, наоборот, теряли уважение к власти как к стабильному институту. Лишь в 80-х гг. XVII в., когда во главе Посольского приказа начинают ставиться европейски образованные люди и когда сам характер и интенсивность европейских дел начинают слишком резко отличаться от дел азиатских да к тому же начинает играть все большую роль языковой фактор, знание отдельных европейских и азиатских языков, в то время как прежде достаточно было знания двух или трех «интернациональных» - церковнославянского (для всех славянских и православных стран), латинского (для всех западноевропейских) и греческого (для всех восточных и для сношений с церковными иерархами - патриархом Константинопольским и митрополитом Киевским), разбивка дел отдельных повытий начинает приобретать современный региональный характер.

1-е повытье: Папский престол, Священная Римская империя германской нации, Испания, Франция, Англия и все протокольные вопросы.

2-е повытье: Швеция, Польша, Валахия, Молдавия, Турция, Крым, Голландия, Гамбург, ганзейские города, греки и приезды «греческих властей» (Константинопольский патриарх).

3-е повытье: Дания, Бранденбург, Курляндия и все дела, относящиеся к ведению технического обеспечения сношений: переводчики, толмачи, драгоманы, переписчики, золотописцы.

4-е повытье: Персия, Армения, Индия, Калмыцкое государство, донские казаки, а также все, что относилось к связи: диппочта н почта в целом, курьеры, гонцы, вестовые, связные, служба обеспечения безопасности дипломатических работников («расправные дела») и торговое представительство.

5-е повытье: Китай, Бухара, Ургенч (Хива), сибирские калмыки (Чжунгарское государство), Грузия и обеспечение экипировки посольских работников и оформление приемов (суконное дело, позументное, полотняные заводы и т. д.).

Таким образом, в 80-е гг, XVII в, три отдела занимались европейскими делами, а два - азиатскими. Здесь уже была более рациональная организация дипломатической работы, при которой была возможна специализация работников не только на форме работы, но и на стране, на самом содержании дипломатической работы. И все же даже в конце XVII в. еще не пришли к решению об отделении от дипломатической работы всех вспомогательных отделов - безопасности, связи, хозяйственных служб, торгпредств. Их давали «в нагрузку» понемногу каждому из основных повытий, не догадываясь избавить дипломатов от не свойственных им функций завхозов или охранников.

Эта структура остается, по сути дела, до самого конца существования Посольского приказа, ибо еще в 1701-1702 гг. было следующее деление на повытья (отделы), где виден, с одной стороны, сдвиг в сторону еще большей рациональности в делении стран, а с другой - слепое следование традиции в сохранении старого порядка: 1-е повытье: Папский Престол, Германская империя, Франция, Англия, Португалия, Флоренция, Италия, Венеция, курфюрсты Германии, а также протокольное (церемониальное) дело и медицинское обеспечение (карантины, доктора, аптекари).

2-е повытье: Греческие вопросы (Константинополь), Дания, Бранденбург, Курляндия, а также вопросы безопасности (приставы и сторожа) и технического обеспечения (переводчики, толмачи, переписчики, золо-тописцы и т. д.).

3-е повытье: Польша, Швеция, Голландия, Турция, Крым, Молдавия, Валахия. (Нетрудно увидеть, что в этом отделе были объединены все важнейшие, ключевые внешнеполитические отношения того времени, этим повытьем интересовался и вел его дела нередко сам царь, и потому здесь объединялись и европейские, и азиатские дела, касающиеся военно-стратегических и военно-внешнеполитических вопросов: это был отдел стран-соседей на западной границе империи.) Голландия же попала в эту компанию по двум причинам: во-первых, это была страна, которую отличал в это время сам царь (Петр I), во-вторых, она была тесно связана с решением военно-дипломатических вопросов, оттуда шло все флотское снаряжение и обучение, необходимые для войн Петра I на море как с Турцией, так и со Швецией; кроме того, Голландия соперничала со Швецией в торговле на Балтике.

4-е повытье: Персия, Армения, донские казаки, ганзейские города, Рига, регулирование положения иностранных купцов в России - занималось делами нейтральных стран.

5-е повытье: Грузия - Карталиния и Грузия - Имеретия, Китай, Средняя Азия - Бухара, Ургенч (Хива) - носило чисто азиатский характер.

6-е повытье: Отдельно были выделены вопросы отношений с Севером и Сибирью, так наз. строгановские дела, т. е. впервые правительство брало в свои руки обширную область отношений с сибирскими и северными народами, которой стали ведать с XV в. фактически различные частные лица по личной доверенности царя. В результате отношения России с народами Сибири, в том числе с различными местными (туземными) государствами, приобрели искаженные, колониально-принудительные формы, исходившие при этом даже не от государства, а от частных, лиц, допускавших веками произвол в узкокорыстных целях. Таковы были отношения с Великопермскими, Вымскими, Пелымскими, Кондинскими, Ляпинскими, Обдорскими, Сургутскими «князьствами», т. е. с местными государственно-племенными образованиями мансийского (вогульского) и хантыйского (остяцкого) народов, а также с Чжунгарскими, Ойратскими и другими племенными союзами и государствами (ханствами), расположенными от Урала до границ Китайской империи. Начиная с 1700 г. отношения в этом регионе впервые ставились под непосредственный контроль государства и потому включались в ведение Посольского приказа, его особого, б-го, повытья.

Такова была структура внешнеполитического ведомства России перед реорганизацией его в Коллегию иностранных дел.

В Посольском приказе кроме собственно работников-дипломатов центрального аппарата работали постоянно и различные вспомогательные работники, обеспечивавшие техническое выполнение дипломатических поручений и актов.

1. Переводчики - так назывались только письменные переводчики с различных иностранных языков, изготовлявшие русские тексты иностранных грамот и сверявшие идентичность текстов русских договоров с их иностранной версией.

Помимо собственно дипломатической работы они были загружены и составлением различных справочных и познавательных «государственных книг». Так, именно в Посольском приказе были составлены «Титулярник», «Космография», сборник церковно-государственных канонических правил и законов «Василиологион» и другие книги, носившие непреходящий энциклопедический характер и к тому же связанные с обработкой и собиранием сведений из иностранных источников. Переводчики были, по сути дела, и первыми пресс-атташе тогдашнего внешнеполитического ведомства.

Число переводчиков с момента организации Посольского приказа и до его роспуска в начале XVIII в. Сильно колебалось, но все время росло по мере роста объема работы и числа стран, вступивших в дипломатические отношения с Москвой. Переводчиков с языков было от 10 до 20 (оплата от втрое до впятеро выше, чем толмачей, устных переводчиков):

1) греческого классического (древнегреческого, или эллинского);

2) греческого разговорного (новогреческого);

3) волошского (валахского, румынского);

4) латинского (классического);

5) цесарского латинского (т. е. с вульгарной латыни);

6) польского;

7) голландского;

8) английского;

9) цесарского (австрийско-немецкого);

10) татарского;

11) калмыцкого;

12) турского (турецкого);

13) арабского;

14) немецкого (нижнесаксонского);

15) шведского.

2. Толмачи - всего от 12 до 16. Каждый знал от 2 до 4 языков. Сочетания: татарский, турецкий и итальянский - обычные для того времени, а также латинский, польский, немецкий. Переводили со следующих языков.